22 января 1971 г. крушение Ан-12 Сургутского Аэрофлота.
![]() Аэрофлот Ан-12 зарегистрированный CCCP-11105, аналог самолета, попавшего в аварию. | |
Несчастный случай | |
---|---|
Дата | 22 января 1971 г. |
Краткое содержание | Обледенение из-за стравливания воздуха закрытия клапанов |
Сайт | Surgut , RSFSR , Soviet Union |
Самолет | |
Тип самолета | Антонов Ан-12Б |
Оператор | Аэрофлот, Управление гражданской авиации Коми |
Регистрация | CCCP-11000 |
Начало рейса | Omsk Tsentralny Airport (OMS/UNOO) |
Место назначения | Международный аэропорт Сургут (SGC/USRR) |
Пассажиры | 2 |
Экипаж | 12 |
Погибшие | 14 |
Выжившие | 0 |
Ан Катастрофа Ан-12 Аэрофлота в Сургуте произошла 22 января 1971 года, когда самолет Аэрофлота -12Б , зарегистрированный CCCP-11000, летевший из аэропорта Омск Центральный в Советском Союзе ( , РСФСР) разбился на расстоянии 15 км (9,3 км). миль) за пределами взлетно-посадочной полосы на подходе к Международному аэропорту Сургута , г. Сургут , РСФСР. самолета Расследование показало, что система защиты от обледенения была неэффективной, поскольку стравливания воздуха во время полета были закрыты клапаны из двигателей; В результате на самолете образовался лед, из-за которого он вышел из-под контроля. [ 1 ] [ 2 ]
Самолет
[ редактировать ]Это был самолет Ан-12Б с регистрационным номером 11000 (заводской номер - 5343610, серийный номер, показывающий некоторую основную информацию о самолете, 5 - последняя цифра года выпуска - 1965, 34 - завод-изготовитель - Ташкентский авиационный завод, 36 на серийную партию и 10 на отдельные самолеты в этой партии. [ 3 ] [ 4 ] ) этот самолет сошёл с конвейера Ташкентского авиационного производственного объединения имени В. П. Чкалова 3 декабря 1965 года и ко 2 февраля был передан главному управлению гражданского воздушного флота (правительственный орган, курирующий авиацию на всей территории Советского Союза). Затем самолет отправили в Сыктывкарский авиационный отдел Коми территориального управления гражданского воздушного флота. На момент крушения самолет налетал 5626 часов и совершил 2578 посадок. [ 5 ] [ 6 ]
Несчастный случай
[ редактировать ]В первой половине января 1971 года CCCP-11000 был одним из двух Ан-12, которые вместе с тремя экипажами 75-й летной эскадрильи временно базировались в омском аэропорту и использовались для перевозки грузов. 22 января был получен приказ на перелет CCCP-11000 в Сыктывкар , где на самолете должны были проводиться регламентные работы. Было решено совместить рейс с доставкой 12 тонн груза в Сургут. Перевозимые грузы состояли в основном из рулонов сетки, пластиковой напольной плитки и других товаров для дома, а также сваебойного станка C-995 для использования в строительстве. На борту находились два экипажа: летный и спасательный экипаж. Летный экипаж состоял из:
- Капитан - Бахарев Сергей Алексеевич.
- Второй офицер - Дехтаренко Анатолий Петрович.
- Navigator - Valeriy Konstantinovich Bakhin
- Flight mechanic-instructor - Mikhail Ivanovich Kazachkov
- Radio operator - Anatoli Antonidovich Tichenko
- Steward - Vladimir Mikhayilovich Malinin
В состав спасательной бригады вошли:
- Captain - Leontiy Andreyevich Butov
- Second officer - Anatoliy Mikhailovich Shama
- Navigator - Pyotr Stepanovich Azarenkov
- Flight mechanic - Anatoliy Mikhailovich Udayev
- Radio operator - Nikolai Ivanovich Soklakov
- Steward - Igor Ivanovich Pushnikov
На борту находились еще двое: инженер 75-й летной эскадрильи; Николай Павлович Каякан и грузчик ; Евгения Рудольфовна Крамар. В Сургуте, согласно предоставленному экипажу прогнозу погоды, на высоте 500–700 м (1640,4–2296,6 футов) были слоисто-кучевые облака, видимость 3–4 км (1,9–2,5 мили), шел снег, Обледенение облаков. После взлета в 18:09 мск из аэропорта Омска Ан-12 поднялся на высоту полета 6600 м (21653,5 фута). [ 5 ]
В Сургуте на высоте 450 м (1476,4 фута) была сплошная облачность, видимость составляла 5,5 км (3,4 мили), с севера дул свежий ветер, температура воздуха составляла -9 ° C (15,8 ° F). В 19:20 диспетчер РЛС в Сургуте дал разрешение экипажу Ан-12 снизиться на высоту 4500 м (14 763,8 фута), а затем на высоту 1200 м (3 937,0 фута). Когда экипаж сообщил, что достиг высоты 1200 м (3937,0 футов), ему было приказано связаться с диспетчером посадки. Они приблизились к взлетно-посадочной полосе по магнитному курсу 180 °, и самолет вошел во второй вираж своего круга, снижаясь на высоту 400 м (1312,3 фута), расстояние до взлетно-посадочной полосы в этой точке составляло 11 км (6,8 миль). В 19:34 мск экипаж сообщил, что проходит внешний маркерный маяк на высоте 400 м (1312,3 фута), что было подтверждено диспетчером. В 19:36 по московскому времени (21:36 по местному времени) самолет находился на расстоянии 11 км (6,8 миль) по бокам и 16 км (9,9 миль) по радиальному от взлетно-посадочной полосы. Экипаж получил приказ выполнить третий разворот в зоне ожидания, данное указание было экипажем подтверждено. Это было последнее общение, которое имело место с самолетом. [ 5 ]
Когда Ан-12 находился на расстоянии 18 км (11,2 миль) к северо-востоку от аэропорта Сургута на скорости 330 км/ч (205,1 миль в час) и выполнял левый разворот, у самолета произошел отрыв потока на крыле, как в результате чего он вошел в поступательный левый поворот и потерял высоту. В этот момент, отклонившись от первоначального курса на 110°, а теперь уже по пеленгу 40° и с левым берегом около 90°, самолет врезался в землю в районе реки Почекуйка и был полностью разрушен вместе с обломками. загорается. [ 5 ]
Причины
[ редактировать ]Согласно анализу погодных условий, на высоте 400–1300 м (1312,3–4265,1 футов) наблюдалось сильное обледенение. О сильном обледенении на высоте 1200 м (3937,0 футов) также сообщил экипаж CCCP-12996, еще одного Ан-12, попавшего в очень похожую аварию на том же аэродроме всего 9 дней спустя. [ 5 ]
Заключение комиссии : Сваливание самолета на третьем развороте произошло из-за резкого ухудшения его аэродинамики вследствие обледенения крыла при полете в условиях сильного обледенения, а также из-за несоответствующей скорости, заданной для третьего и третьего разворота. четвертый разворот для самолета массой 55 тонн и с обледенением крыльев. Обледенение крыльев произошло из-за недостаточного прогрева передней кромки крыла, возникшего из-за неполного открытия клапанов стравливания воздуха из двигателей.
Другие факторы:
- Отсутствие летных испытаний по поведению самолета при обледенении крыла и отсутствие рекомендаций экипажу по полетам в таких условиях.
- Отсутствие данных об эффективности противообледенительной системы крыла самолета в условиях интенсивного обледенения.
Последствия
[ редактировать ]За 9 дней (22 и 31 января 1971 года) в Сургуте разбились два самолета Ан-12 — CCCP-11000 и CCCP-12996 . Обе катастрофы произошли при одинаковых обстоятельствах, при выполнении третьего виража посадочного контура оба самолета получили самопроизвольные крены из-за отрыва потока на крыле, вызванного падением аэродинамики из-за обледенения, которое, в свою очередь, было вызвано неэффективностью противообледенительных систем. так как клапан забора горячего воздуха из двигателя был открыт не полностью. Чтобы предотвратить дальнейшие катастрофы такого же характера, значительные усовершенствования были внесены в системы контроля стравливания воздуха, включая индикатор, показывающий полностью открытое положение клапанов. Также были проведены специальные испытания, результаты которых помогли уточнить аэродинамические характеристики Ан-12 при обледенении. Это также привело к изменениям во многих нормативных документах гражданской авиации. [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Описание происшествия» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 1 января 2011 г.
- ^ Катастрофа Ан-12Б Коми УГА близ Сургута (на русском языке). airdisaster.ru. Архивировано из оригинала 22 января 2013 г. Проверено 28 августа 2014 г.
- ^ «Антонов Ан-12Б регистрационный номер CCCP — 11000» . russianplanes.net . Проверено 5 мая 2021 г.
- ^ "Авиационный форум - серийные заводские номера" . aviaforum.ru . Проверено 5 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Авария Ан-12Б Коми территориального авиационного управления под Сургутом» . airdisaster.ru . Проверено 15 мая 2013 г.
- ^ "Антонов Ан-12Б Бортовой №: CCCP-11000" . Russianplanes.net. Archived from the original on 2013-04-26 . Retrieved 2013-05-15 .