Рейс 17 Аэрофлота
![]() Ilyushin IL-12 of Aeroflot | |
Несчастный случай | |
---|---|
Дата | 13 мая 1949 г. |
Краткое содержание | Потеря управления после удара молнии |
Сайт | 12 км от аэропорта Северный , г.Новосибирск |
Самолет | |
Тип самолета | Ильюшин Ил-12 |
Оператор | Аэрофлот (1-я отдельная авиационная группа гражданской авиации) |
Регистрация | CCCP-Л1791 |
Начало рейса | Аэропорт Внуково , Москва. |
1-я остановка | Омск Центральный аэропорт , Омск |
Последняя остановка | Аэропорт Северный, Новосибирск |
Место назначения | Аэропорт Северный , Красноярск |
Пассажиры | 20 |
Экипаж | 5 |
Погибшие | 25 |
Выжившие | 0 |
Рейс 17 «Аэрофлота» — авиационное происшествие с Ил-12 авиакомпании самолетом «Аэрофлот» 13 мая 1949 года под Новосибирском . В результате крушения погибли все 25 человек, находившиеся на борту.
Самолет
[ редактировать ]Самолет Ил-12 (также известный как Ил-12П) с заводским номером 93013208 и заводским номером 32-08 был изготовлен заводом «Знамя Труда» ( Москва ) 14 марта 1949 года . Самолет имел бортовой номер СССР-Л1791 и был доставлен Главному управлению ГВФ при Совете Министров СССР , которое закрепило его в составе 1-й отдельной авиационной группы ГВФ, базирующейся во Внуково . На момент катастрофы самолету было всего два месяца, и он налетал всего 51 час. [ 1 ]
Экипаж
[ редактировать ]- Captain — Ivan Alexandrovich Latukhov
- First Officer — Boris Ivanovich Chebotarev
- Flight Engineer — Ivan Alekseevich Kartavy
- Radio operator — Mikhail Samoylovich Mogilnitsky
- Stewardess — Nina Fedorovna Maksimova
Несчастный случай
[ редактировать ]Экипаж выполнял рейс 17 из Москвы в Красноярск . В 12:13, [ * 1 ] Самолет вылетел из Омска , где сделал промежуточную остановку, и направился к следующей остановке в Новосибирске . По прогнозу, на маршруте ожидались облака на высоте 1000–1500 метров, временами дождь, позже в пути возможны грозы. Омский диспетчер получил несколько предупреждений о том, что над Новосибирском объявлена гроза, но не передал эту информацию экипажу рейса 17 и не запретил полет. [ 2 ]
В 13:28 экипаж получил разрешение на вход в зону Новосибирского областного центра управления. Кроме того, с 13:00 самолет неоднократно запрашивал вход в зону аэропорта Новосибирска, однако грозовая активность над Новосибирском вызвала сильные помехи. Ожидая разрешения, самолет начал стоять в зоне ожидания над Новосибирском. Лишь в 14:00 экипажу удалось установить связь с аэропортом. Затем в 14:05 диспетчер новосибирского аэропорта дал разрешение рейсу 17 на подход и снижение на 700 метров, хотя самолет уже находился в зоне аэропорта. В 14:07 экипаж доложил: «Вошел в облако, иногда видя землю». Это была последняя радиопередача с самолета. [ 2 ]
Над Новосибирском небо было полностью затянуто тучами, шел сильный дождь с градом, сильный порывистый ветер, видимость упала до 100–200 метров. Около 14:07 в 6–8 км к северо-востоку от аэропорта Ил-12 вошел в облако, и очевидцы наблюдали его в облаках до 14:10. После этого капитан, вероятно, предпринял попытку выйти из облака, совершив резкий поворот вправо со снижением. На высоте 70–100 метров самолет вышел из облака, но находился на крутом крене. Продолжая терять высоту, самолет с правым креном 65° врезался в четырехметровую насыпь карьера, развалившись на части, при этом некоторые обломки разлетелись над насыпью и загорелись. Все 25 человек на борту погибли. [ 2 ]
Расследование
[ редактировать ]«Облако», о входе в которое сообщил экипаж, на самом деле было задней частью мощного грозового облака. Войдя в него, Ил-12 неожиданно попал в сильную турбулентность. Результаты судебно-медицинской экспертизы показали, что первый офицер и радист в момент крушения находились без сознания, причем первый помощник также сжимал штурвал управления. Вероятно, в самолет ударила молния, выведя из строя часть членов экипажа, в результате чего первый офицер и радист потеряли сознание, а капитан и бортинженер запаниковали, плохо следя за приборами. В панике капитан попытался быстро выйти из облака, сделав резкий разворот вниз, но при выходе столкнулся с сильным дождем с крупным градом и порывистым ветром. Кроме того, захват руля вторым офицером существенно усложнил управление. Дезориентировав во время полета под дождем и не следя за приборами, капитан начал снижаться на юг, а затем на юго-восток, пока самолет не врезался в землю. [ 2 ]
Комиссия пришла к выводу, что непосредственной причиной стало попадание в грозовую тучу и выведение из строя двух членов экипажа из-за удара молнии. В условиях дождя и града оставшиеся два члена экипажа были дезориентированы и, вероятно, из-за паники не следили за приборами и не выдерживали безопасную высоту. На аварию в значительной степени повлияли несколько факторов: [ 2 ]
- Гроза, не предусмотренная прогнозом погоды .
- Вход в облако произошел с тыла, где он представлялся менее опасным.
- Проблемы с управлением и контролем во время полета, включая неправильный прогноз погоды, нестабильную радиосвязь, неинформирование экипажа о грозовом предупреждении, а также плохую связь между метеослужбами аэропорта на маршруте.
СССР-Л1791 Самолет №2
[ редактировать ]В 1956 году бортовой номер СССР-Л1791 был присвоен самолету Ил-14 с заводским номером 146000503 и заводским номером 05-03, также выпускавшемуся заводом «Знамя Труда». В 1959 году в связи с перерегистрацией бортовой номер изменился на CCCP-61791. Первоначально этот самолет эксплуатировался Ульяновским высшим училищем гражданской авиации , с 6 января 1962 года — Кировоградской летной академией Национального авиационного университета , а с 28 августа 1973 года — Якутским управлением гражданской авиации. 1974 17 октября года выведен из эксплуатации из-за исчерпания ресурса и впоследствии сдан на слом. [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Ильюшин Ил-12П CCCP-L1791 Аэрофлот - МГА СССР - карточка самолета" . russianplanes.net. Архивировано из оригинала 12 августа 2014 г. Проверено 7 августа 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Крушение Ил-12 1-й отдельной авиационной группы под Новосибирском (бортовой номер СССР-Л1791), 13 мая 1949 года» . AirDisaster.ru. Архивировано из оригинала 28 июня 2014 г. Проверено 7 августа 2014 г.
- ^ "Ильюшин Ил-14П CCCP-61791 Аэрофлот - МГА СССР - карточка самолета" . russianplanes.net. Архивировано из оригинала 12 августа 2014 г. Проверено 7 августа 2014 г.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Здесь и далее указано московское время .
- События мая 1949 года
- Аварии и происшествия Аэрофлота
- Аварии и инциденты с участием самолета Ил-12
- Авиационные происшествия и происшествия, вызванные погодными условиями
- Авиационные происшествия и инциденты, связанные с управляемым полетом на местности
- Авиационные происшествия и инциденты, вызванные ошибкой авиадиспетчера