Рейс 229 Аэрофлота
![]() | |
Несчастный случай | |
---|---|
Дата | 14 июня 1953 г. |
Краткое содержание | Ошибка УВД, поломка крыла в полете во время сильной грозы |
Сайт | недалеко от Григолиши (ныне Алерткари), в 15 км от Зугдиди. |
Самолет | |
Тип самолета | Ильюшин Ил-12П |
Оператор | Aeroflot (Georgian TU GVF, 112 OAO) |
Регистрация | СССР-Л1375 |
Начало рейса | Аэропорт Внуково , Москва. |
1-я остановка | Аэропорт Ростова-на-Дону |
Последняя остановка | Аэропорт Пашковский , Краснодар. |
Место назначения | Аэропорт Тбилиси |
Пассажиры | 12 |
Экипаж | 6 |
Погибшие | 18 |
Выжившие | 0 |
Рейс 229 «Аэрофлота» — авиационная катастрофа с участием Ил-12П самолета авиакомпании «Аэрофлот» , произошедшая в воскресенье, 14 июня 1953 года, недалеко от Зугдиди , в результате которой погибли 18 человек.
Самолет
[ редактировать ]Ил-12П с регистрационным номером СССР-Л1375 (заводской номер 30103, заводской номер 103) был изготовлен 28 сентября 1947 года заводом «Знамя труда» ( Москва ). Авиалайнер был доставлен Главному управлению Гражданского воздушного флота , которое затем приписало его 112-му (Тбилисскому) сводному авиационному отряду территориального управления гражданского воздушного флота Грузии. Всего самолет налетал 3204 часа. [ 1 ] [ 2 ]
Экипаж
[ редактировать ]- Captain – Nikolai Ivanovich Bozhenko
- Co-pilot – Irakliy Iosifovich Khakhutashvili
- Flight engineer – Mikhail Ivanovich Lebedev
- Navigator – Vadim Apollonovich Cherepanov
- Radio instructor – Georgy Vladimirovich Lominadze
- Радист – Муса Исмаилович Когуашвили.
Несчастный случай
[ редактировать ]Самолет выполнял пассажирский рейс 229 из Москвы в Ростов-на-Дону в Тбилиси и вылетел из аэропорта Внуково в 05:20. Перелет в Ростов прошел без происшествий, после чего самолет вылетел в Тбилиси. Согласно документам, на борту находились 10 пассажиров и 6 членов экипажа, всего 16 человек. Однако позже было установлено, что посторонних пассажиров было двое: восьмилетняя дочь главного инженера территориального управления гражданского воздушного флота Грузии, севшая на борт в Москве, и еще один несанкционированный пассажир, второй пилот самолета Ли. -2 самолета той же администрации, посаженные в Ростове-на-Дону. [ 1 ]
На маршруте Краснодар - Сухуми были грозы . В 10:48 самолет L1375 совершил внеплановую остановку в аэропорту Пашковский в Краснодаре из-за грозы. После утихания шторма экипаж, проверив метеообстановку, в 15:02 вылетел из Краснодара в Тбилиси. В 16:02, пролетая на высоте 2400 метров, самолет вошел в зону Тбилисской региональной диспетчерской службы. В 16:17 рейс 229 сообщил о прохождении над сухумским аэропортом , а в 16:23 — о выходе из воздушного пространства аэропорта. В 16:31 экипаж сообщил в Тбилиси, что Сухуми пройден в 16:17, и самолет летит между слоями облаков. После этого никаких сообщений от экипажа не поступало. Обломки самолета были обнаружены прямо по траектории полета на лесистом склоне в районе села Григолиши (ныне Алерткари ) и в 15 километрах к северо-востоку от Зугдиди . Все 18 человек на борту погибли, двое пассажиров катапультировались из самолета на малой высоте. [ 1 ] На тот момент это была крупнейшая авиационная катастрофа в истории Грузии.
Известные пассажиры
[ редактировать ]- Нато Вачнадзе (род. 14 июня 1904) — советская грузинская актриса, народная артистка Грузинской ССР, заслуженная артистка РСФСР . [ нужна ссылка ]
Причины
[ редактировать ]Расследование
[ редактировать ]Расследование установило, что грозы на маршруте Краснодар-Сухуми, из-за которых рейс 229 совершил внеплановую остановку в Краснодаре, наблюдались с 7 до 13 часов. стали возникать грозы Позже на разных участках маршрута Сухуми — Кутаиси — Сурами , возникающие довольно стремительно. В частности, гроза наблюдалась вблизи Зугдиди в 16:15 и в Кутаиси в 17:30. АМС [ необходимо уточнение ] опубликовал прогноз погоды с указанием гроз с 16:00 до 19:00 по маршруту Сухуми-Тбилиси, при этом грозы ожидаются на участке Миха-Цхакая - Кутаиси. Однако руководитель полетов сухумского аэропорта не учел должным образом ухудшающиеся погодные условия на участке от Сухуми до Кутаиси и разрешил самолету Ил-12 пройти через воздушное пространство и продолжить путь в Тбилиси. [ 1 ]
По словам местных жителей, в районе происшествия произошла сильная гроза с градом и проливным дождем, сопровождавшаяся частыми ударами молний. Экипаж не ожидал грозы, поэтому ее встреча стала полной неожиданностью. Существует вероятность того, что в самолет ударила молния, частично выведя из строя экипаж, в результате чего неуправляемый самолет либо вошел в пикирование, либо в неуправляемое снижение. Однако при снижении экипаж восстановил управление и попытался предотвратить катастрофу, резко потянув штурвалы вверх на высоте около 300 метров, пытаясь поднять нос самолета. В результате этого маневра возникла перегрузка, превысившая критический порог, в результате чего крылья отломились на внешних секциях между 9-м и 14-м нервюрами (за пределами двигателей). Из-за отсутствия значительной части крыльев самолет не смог продолжить полет, а фюзеляж с работающими двигателями рухнул вертикально на землю, где был разрушен и сгорел. Отделившиеся секции крыла упали в 120 метрах от обломков и в 50 метрах друг от друга. [ 1 ]
Заключение
[ редактировать ]Комиссия пришла к выводу, что непосредственной причиной крушения самолета стало его неожиданное попадание в грозовые облака. Этому способствовали нарушения в действиях диспетчера по обеспечению полетов в Сухумском аэропорту, который знал, что погодные условия на маршруте существенно ухудшились, но не потребовал посадки самолета L1375 в своем аэропорту, вместо этого позволив ему пройти через воздушное пространство аэропорта без информирование экипажа о потенциальной грозовой опасности на маршруте следования. Сухумский диспетчер в контакте с коллегами в Тбилисском областном центре также не проинформировал их о пролете самолета и не запрашивал указаний по продолжению полета. Менеджер по обеспечению полетов в Тбилиси также допустил допущенные ошибки: он не знал реальных погодных условий на маршруте Сухуми-Тбилиси и не запросил у АМС Тбилиси прогноз погоды на этом участке маршрута. Он знал, что два рейса были задержаны из-за плохих погодных условий. Рейс 229 получил лишь формальное разрешение на вход в Тбилисскую региональную зону управления воздушным движением на высоте 2400 метров под правила визуального полета , без каких-либо дополнительных указаний по полету. В Тбилиси была плохая связь между руководителем полетов и метеостанцией AMS, в результате чего последняя не знала о предстоящих рейсах через тбилисскую зону управления воздушным движением, а авиадиспетчеры получали сводку погоды и штормовые предупреждения с задержками. [ 1 ]
Ответственными за катастрофу признаны руководители полетов в аэропортах Сухуми и Тбилиси, а также руководитель сухумского аэропорта, который мог, но не запретил рейсу 229 проходить через воздушное пространство. [ 1 ]
Слух
[ редактировать ]В то время катастрофа была окружена слухами. Говорили, что на борту находился курьер Лаврентия Берии с инструкциями для руководства Грузии на случай государственного переворота или что этим рейсом летели несколько подпольных миллионеров с крупной суммой наличных денег. [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г "Катастрофа Ил-12 Грузинского ТУ ГВФ близ Зугдиди (борт СССР-Л1375), 14 июня 1953 года" (in Russian). AirDisaster.ru. Archived from the original on 2015-05-12 . Retrieved 2015-01-28 .
- ^ "Ильюшин Ил-12П CCCP-L1375 а/к Аэрофлот - МГА СССР - карточка борта" (in Russian). russianplanes.net. Archived from the original on 2015-04-01 . Retrieved 2015-01-28 .
- ^ Dobrodeev, Boris (2010). Было — не было... Moscow: PROZAIK. p. 251 . ISBN 978-5-91631-069-6 .