Рейс 109 Аэрофлота
![]() CCCP-42379, самолет, попавший в аварию, 1958 год. | |
Несчастный случай | |
---|---|
Дата | 18 мая 1973 г. |
Краткое содержание | Угон/бомбардировка |
Сайт | 97 км (60 миль) к западу от аэропорта Читы |
Самолет | |
Тип самолета | Туполев Ту-104А |
Оператор | Аэрофлот , Дирекция гражданской авиации Восточной Сибири |
Регистрация | СССР-42379 |
Начало рейса | Аэропорт Домодедово , Москва |
1-я остановка | Chelyabinsk Airport , Chelyabinsk |
2-я остановка | Аэропорт Северный , Новосибирск |
Последняя остановка | Аэропорт Иркутск , Иркутск |
Место назначения | Аэропорт Кадала , Чита |
Оккупанты | 81 |
Пассажиры | 72 |
Экипаж | 9 |
Погибшие | 81 |
Выжившие | 0 |
Рейс 109 Аэрофлота ( русский : Рейс 109 Аэрофлота Рейс 109 Аэрофлота ) — регулярный внутренний пассажирский рейс из Москвы в Читу с остановками в Челябинске, Новосибирске и Иркутске. На последнем этапе маршрута 18 мая 1973 года террорист захватил самолет и потребовал, чтобы его доставили в Китай; Бомба террориста взорвалась в полете после того, как в него застрелил маршал авиации .
Самолет
[ редактировать ]В катастрофе участвовал самолет Ту-104А, зарегистрированный СССР-42379 Аэрофлота . Первоначально в компоновке салона было достаточно мест для 70 пассажиров, но конфигурация сидений была изменена для размещения 85 пассажиров. Туполев Ту-104 совершил свой первый полет 17 мая 1958 года. На момент катастрофы самолет налетал 19 329 часов и 8 841 цикл наддува. [ 1 ]
Экипаж
[ редактировать ]На борту самолета находились 72 пассажира, в том числе четверо детей. На борту самолета находились девять членов экипажа. В состав кабины экипажа входили: [ 1 ]
- Капитан Николай Ободянский
- Co-pilot Yuri Ponomarev
- Navigator Vladislav Baryshnikov
- Бортинженер Георгий Кузенков
- Радист Николай Ефимцев
Краткое содержание
[ редактировать ]Участок маршрута Москва-Иркутск рейс выполнил без происшествий. 18 мая в 03:02 мск рейс вылетел из аэропорта Иркутска и следовал в Читу на высоте 9000 метров (30000 футов). В 03:22 рейс 109 вошел в зону читинского управления воздушным движением, а в 03:32 авиадиспетчер разрешил полету снизиться до высоты 3900 футов (1200 м). Вскоре после этого в 03:36 бортовое радио трижды передало сигнал об опасности; Затем экипаж сообщил авиадиспетчерской службе, что пассажир в салоне настаивал на изменении курса полета. Контролер подтвердил получение информации. В 03:36:30 экипаж сообщил, что будет удерживать схему ожидания на высоте 6500 метров; в 03:36:45 диспетчер спросил у экипажа текущую высоту, и они сообщили, что она увеличится до 6600 метров (21700 футов). [ 2 ]
В 03:38 было отправлено закодированное сообщение о том, что рейс находится в опасности, но оно было прервано после девятого рывка. Сотрудник службы безопасности 21-летний Владимир Ежиков дважды выстрелил в угонщика. Затем бомба взорвалась. [ 3 ] [ 4 ] Диспетчер сообщил рейсу их местоположение относительно аэропорта, но рейс не отреагировал; место на экране радара, где был виден полет, выглядело размытым, а затем полностью исчезло с радара. [ 2 ]
В 4:55 экипаж вертолета Ми-8 обнаружил останки самолета в 97 километрах (60 миль; 52 морских миль) непосредственно к западу от аэропорта Читы, простирающиеся по территории шириной более 10 километров (6,2 миль; 5,4 морских миль). Никто из 81 человека, находившегося на борту самолета, не выжил. [ 2 ]
Выводы
[ редактировать ]Пять очевидцев сообщили, что видели и слышали взрыв в воздухе между 09:35 и 09:45 по местному времени (с 03:35 до 03:45 по московскому времени); По данным комиссии, ответственной за расследование, самолет развалился в воздухе на несколько секций в результате резкого внезапного изменения давления. [ 2 ]
Судебно-медицинская экспертиза установила, что причиной взрыва стал пассажир Чингис Юнусоглы Рзаев, родившийся в Иркутске в 1941 году. [ 5 ] Когда он попытался проникнуть в кабину, милиционер Владимир Ежиков выстрелил ему в спину; пуля попала в область 8-го межреберья , прежде чем проникла в сердце. Когда Рзаев умирал, ему удалось активировать имевшуюся при нем бомбу, состоящую из 5,5–6 кг (12–13 фунтов) тротила. [ 2 ]
В окончательном отчете говорилось: «Причиной крушения самолета, который развалился в воздухе, в результате чего погибли все пассажиры и члены экипажа, стал взрыв бомбы, совершенной террористом, который пытался заставить экипаж изменить курс самолета». [ 2 ]
См. также
[ редактировать ]- Рейс 93 авиакомпании United Airlines
- Рейс 706 авиакомпании Эйр Вьетнам
- Рейс 773 авиакомпании Pacific Air Lines
- Рейс 103 компании Pan Am
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б "Туполев Ту-104А Бортовой №: СССР-42379" . russianplanes.net . Retrieved 2017-10-12 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж "Взрыв на борту и катастрофа Ту-104А Восточно-Сибирского УГА в районе Читы" . www.airdisaster.ru . Retrieved 2017-10-13 .
- ^ "Сайт авиационной истории - Реестр Ту-104 (4 серия, завод №135)" . aviahistory.ucoz.ru . Retrieved 2017-10-15 .
- ^ Взрыв после провала на экзамене. Что произошло на рейсе Москва-Чита?
- ^ " "Летим в Китай, иначе я взорву самолет" " (in Russian). 2013-05-19 . Retrieved 2017-10-15 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1973 год в Советском Союзе.
- 1973 год в России.
- Убийства 1973 года в Азии
- Аварии и инциденты с участием Туполева Ту-104
- Аварии и происшествия Аэрофлота
- Аварии и инциденты с авиалайнерами, вызванные угоном самолета
- Взрывы авиалайнеров
- Авиационные происшествия и происшествия в 1973 г.
- Авиационные катастрофы и происшествия в Советском Союзе
- Авиационные катастрофы и происшествия ХХ века в России
- Взрывы 1973 года
- Массовое убийство в 1973 году.
- Майские события 1973 года в Советском Союзе.
- Террористические инциденты в Азии в 1973 году
- Террористические инциденты в Европе в 1973 году
- Террористические инциденты в России
- Террористические инциденты в Советском Союзе в 1970-е годы.