Jump to content

Рейс 3054 авиакомпании ТАМ

Координаты : 23 ° 37'11 "ю.ш., 046 ° 39'44" з.д.  /  23,61972 ° ю.ш., 46,66222 ° з.д.  / -23,61972; -46,66222
Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Рейс 3054 авиакомпании ТАМ
Самолет, попавший в аварию, все еще эксплуатировался предыдущим оператором Pacific Airlines и предыдущей регистрацией VN-A168.
Несчастный случай
Дата 17 июля 2007 г. ( 17 июля 2007 г. )
Краткое содержание Разбился из-за выхода за пределы взлетно-посадочной полосы из-за ошибки пилота.
Сайт Аэропорт Сан-Паулу-Конгоньяс , Сан-Паулу , Бразилия
23 ° 37'11 "ю.ш., 046 ° 39'44" з.д.  /  23,61972 ° ю.ш., 46,66222 ° з.д.  / -23,61972; -46,66222
Всего погибших 199
Всего травм 27
Самолет
Тип самолета Аэробус А320-233
Оператор ТАМ Авиакомпания
Номер рейса ИАТА. JJ3054
Номер рейса ИКАО. ТАМ3054
Позывной ТАМ 3054
Регистрация ПР-МБК [ 1 ]
Начало рейса Международный аэропорт Салгаду Филью , Порту-Алегри , Бразилия
Место назначения Аэропорт Сан-Паулу-Конгоньяс , Сан-Паулу , Бразилия
Оккупанты 187
Пассажиры 181 [ 2 ] [ 3 ]
Экипаж 6 [ 4 ]
Погибшие 187 [ 5 ]
Выжившие 0
Наземные потери
Погибшие на земле 12
Травмы на земле 27

Рейс 3054 TAM Airlines (JJ3054/TAM3054) — регулярный внутренний пассажирский рейс, выполняемый TAM Airlines из Порту-Алегри в Сан-Паулу , Бразилия. Вечером 17 июля 2007 года Airbus A320-233 обслуживающий рейс вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы 35L в Сан-Паулу после приземления во время умеренного дождя и врезался в близлежащий TAM Express, склад примыкающий к Shell заправочной станции . [ 6 ] [ 7 ] Самолет взорвался при ударе, в результате чего погибли все 187 пассажиров и членов экипажа на борту, а также 12 человек на земле. Еще 27 человек на складе получили ранения. [ 2 ] [ 8 ] [ 9 ] Эта авария превзошла рейс 1907 Gol Transportes Aéreos как самую смертоносную авиационную катастрофу на территории Бразилии и в истории Южной Америки и была самой смертоносной с участием серии Airbus A320 до взрыва самолета рейса 9268 Metrojet в 2015 году, в результате которого погибло 224 человека.

ПР-МБК был похож на Airbus A320 авиакомпании TAM Airlines.

Аварию расследовал ВВС Бразилии ( Центр расследования и предотвращения авиационных происшествий португальский: Centro de Investigação e Prevention de Acidentes Aeronáuticos ; CENIPA), а окончательный отчет был выпущен в сентябре 2009 года. CENIPA пришла к выводу, что авария была вызвана ошибки пилота при посадке в Сан-Паулу.

Ремонт взлетно-посадочной полосы Конгоньяса

[ редактировать ]
Вид на аэропорт Конгоньяс в 2016 году.

На обеих взлетно-посадочных полосах аэропорта Конгоньяс (35L/17R и 35R/17L) уклон препятствовал сливу скопившейся воды на асфальте. Поверхность уже была гладкой из-за избытка резины, вызванного давлением в шинах при приземлении. [ 10 ] не было Зон безопасности в конце взлетно-посадочной полосы , поскольку Авенида Вашингтон Луис (оживленный проспект), а также несколько зданий и домов располагались в конце взлетно-посадочных полос 35L и 35R. 24 июля 2006 года, менее чем за год до катастрофы, Боинг 737 компании BRA Transportes Aéreos с трудом остановился на взлетно-посадочной полосе 35L, но пилоты смогли безопасно остановить самолет, выполнив контур заземления . [ 11 ] Из-за задержек и отмены рейсов, вызванных дождями в начале 2007 года, Infraero (компания, управляющая аэропортом Конгоньяс) решила обновить покрытие главной взлетно-посадочной полосы аэропорта. планировалась установка канавок Для снижения риска аквапланирования . [ 12 ] [ 11 ] Работы по шлифовке завершились 29 июня, но канавки так и не были добавлены. Infraero заявила, что на добавление канавок потребуется еще 30 дней. Несмотря на незавершенный ремонт, взлетно-посадочная полоса Конгоньяса оставалась открытой для использования во время бразильского авиационного кризиса 2006–2007 годов . [ 11 ]

Трудности с посадкой

[ редактировать ]

16 июля, за день до катастрофы, четыре пилота, приземлившиеся в аэропорту, сообщили о плохих условиях торможения, в том числе пилот ТАМ, которому удалось остановить свой самолет всего за несколько метров до конца взлетно-посадочной полосы. Между 12:25 и 12:28 Infraero приостановила работу в аэропорту, чтобы оценить состояние взлетно-посадочной полосы, а затем разрешила ее использование, сообщив, что «луж и водных горок нет». Однако в тот же день в 12:42 по местному времени Pantanal Linhas Aéreas , рейс 4763 самолет ATR 42-300 , совершил гидропланирование после приземления на взлетно-посадочной полосе 17R. Самолет свернул влево, ударился о бетонный короб и небольшой фонарный столб, а затем остановился на траве между взлетно-посадочной полосой и рулежной дорожкой. Все 25 человек на борту выжили, не пострадали, но самолет был серьезно поврежден и признан не подлежащим ремонту. [ 13 ] [ 14 ] Несмотря на этот инцидент, посадки в аэропорту продолжали осуществляться в обычном режиме. [ 15 ]

Самолет и экипаж

[ редактировать ]

Самолет, выполнявший рейс 3054, представлял собой двухтурбинный турбовентиляторный самолет Airbus A320-233, серийный номер 789, регистрационный номер PR-MBK; он был оснащен двумя двигателями IAE V2500 . Он был построен в 1998 году и эксплуатировался другими авиакомпаниями, прежде чем был введен в эксплуатацию TAM в январе 2007 года, за шесть месяцев до катастрофы. Самолет принадлежал Pegasus Aviation и до крушения налетал более 21 000 часов за 10 000 циклов. [ 1 ]

Самолет был отправлен с отключенным реверсом тяги правого двигателя из-за его заклинивания. В заявлении TAM говорится, что неисправность реверсора «не ставит под угрозу посадку», и 16 июля, за день до аварии, не было зарегистрировано никаких механических проблем. [ 16 ] Самолет без труда затормозил на той же взлетно-посадочной полосе за день до фатальной катастрофы. [ 17 ]

На борту находились шесть членов экипажа и 181 пассажир. Все шесть членов экипажа, а также 171 пассажир были бразильцами; 10 оставшихся пассажиров были представителями других национальностей. [ 18 ] Летный экипаж состоял из двух капитанов (а не обычного капитана и первого помощника): капитана Энрике Стефанини Ди Сакко (53 года) и капитана Клейбера Агиара Лимы (54 года). [ 19 ] Также было четыре бортпроводника и еще 13 стюардесс . Оба пилота имели стаж полета более 30 лет. Стефанини за свою карьеру налетал 13 654 часа (в том числе 2 236 часов на Airbus A320), а Лима - 14 760 часов, из них 237 на Airbus A320. [ 19 ]

Национальность Пассажиры Экипаж Земля Общий
Бразилия 171 6 12 189
Франция 2 0 0 2
Аргентина 2 0 0 2
Португалия 1 0 0 1
Соединенные Штаты 1 0 0 1
ЮАР 3 0 0 3
Перу 1 0 0 1
Общий 181 6 12 199

Хронология полета

[ редактировать ]
Маршрут рейса 3054

Несколько игроков и тренеров футбольного клуба «Гремио» изначально были забронированы на рейс 3054, намереваясь успеть на стыковочный рейс в Конгоньясе и вылететь в Гоянию , на игру, запланированную против Goias Esporte Clube . Однако руководство клуба перенесло поездку на следующий день. [ 20 ] Самолет вылетел из международного аэропорта Салгаду Филью в Порту-Алегри в 17:18 по бразильскому стандартному времени (BRT) (20:18 UTC ). Он поднялся на эшелон полета (FL) 340 (34 000 футов (10 000 м)). [ 21 ] В 18:48 BRT (21:48 UTC) рейс совершил посадку в региональном аэропорту Конгоньяс-Сан-Паулу . [ 21 ]

Крушение

[ редактировать ]
Рендеринг художника, показывающий путь самолета в его последние минуты.

Рейсу 3054 было разрешено приземлиться на взлетно-посадочной полосе 35L Конгоньяса. Просмотры видео наблюдения правительственными чиновниками показали, что, несмотря на то, что самолет приземлился без происшествий, он не замедлился нормально, отклонившись влево, когда покинул дальний конец со скоростью около 90 узлов (170 км / ч; 100 миль в час). [ 22 ] Взлетно-посадочная полоса поднята над окружающей территорией, и инерция самолета перенесла его через движение на соседней Авенида Вашингтон Луис , главной магистрали, и разрушило четырехэтажное здание TAM Express , что привело к сильному пожару. На объекте TAM Express находились офисы и склад, и он располагался рядом с заправочной станцией Shell. Все 187 пассажиров и членов экипажа на борту погибли, самолет был уничтожен. [ 23 ]

Взлетно-посадочная полоса недавно была отремонтирована, и на ней еще не было прорезано водоотводящих канавок , чтобы уменьшить опасность аквапланирования . [ 6 ]

Duration: 23 seconds.
Видео наблюдения за приземлением рейса 3054
Duration: 1 minute and 53 seconds.
Видео приземления рейса 3054 под другим углом

Информация регистратора полетных данных (FDR), полученная после крушения и опубликованная бразильскими властями, показала, что непосредственно перед приземлением оба рычага управления двигателем находились в положении CL (или «набор высоты»), а мощность двигателя регулировалась системой автоматического тяги бортового компьютера . [ 24 ] За две секунды до приземления компьютерная система полета выдала звуковое предупреждение «Замедли, замедли», предложив пилотам перевести рычаг тяги в рекомендованное положение рычага холостого хода. Это отключит автомат тяги, и мощность двигателя будет регулироваться непосредственно рычагами тяги.

В момент приземления рычаг спойлера находился в положении «ОХРАНА». [ 24 ] Согласно системной логике управления полетом А320, [ 25 ] Чтобы спойлеры автоматически раскрывались при приземлении, не только рычаг спойлера должен находиться в положении «ВКЛЮЧЕНО», но и оба рычага управления двигателем должны находиться в положении «холостой ход» или близко к нему. Из стенограммы FDR видно, что сразу после предупреждения бортовой компьютер зафиксировал отведение левого рычага тяги в крайнее заднее положение, активируя реверсор на левом двигателе, а правый рычаг тяги (управляя двигателем с отключенным реверсором тяги) ) остался в позиции CL. Одна из теорий, выдвинутая CENIPA, заключается в том, что пилоты, возможно, не заметили, что правый двигатель остался в положении CL, поскольку система автоматического тяги Airbus, в отличие от других производителей самолетов, не перемещает рычаги автоматически, когда контроллер автоматической тяги меняет настройки двигателя. Таким образом, пилоты могли подумать, что правый двигатель работает на холостом ходу, не осознавая, что логика автоматической тяги Airbus предписывает, что, когда один или несколько рычагов тяги переводятся в положение малого газа, автоматическая тяга автоматически отключается. [ 19 ] Таким образом, когда пилот переводил рычаг тяги левого двигателя на холостой ход, система автотяги отключалась, и компьютер не переводил мощность правого двигателя на холостой ход. Спойлеры А320 не сработали во время разбега, так как правый рычаг управления двигателем находился выше положения «холостого хода», необходимого для автоматического раскрытия спойлеров. [ 24 ] Поскольку в это время рычаг тяги правого двигателя все еще находился в положении «подъема», правый двигатель ускорился для набора мощности, в то время как левый двигатель включил реверсор тяги. Возникшая в результате асимметричная тяга привела к потере управления и последующей катастрофе.

Хронология

[ редактировать ]

Источник: [ 26 ]

Время Событие
универсальное глобальное время Местное время ( UTC−03:00 )
20:19 17:19 Рейс 3054 вылетает из аэропорта Салгаду Филью.
21:20 18:20 Рейс начинает заход на посадку в аэропорт Конгоньяс.
21:43 18:43 Пилоты выполняют контрольную карту приземления.
21:47 18:47 Рейсу 3054 разрешено приземлиться на взлетно-посадочной полосе 35L.
21:48:24 18:48:24 Рычаги тяги расположены неправильно.
21:48:26 18:48:26 Рейс 3054 приземляется на взлетно-посадочную полосу.
21:48:30 18:48:30 Самолет начинает поворачивать налево.
21:48:40 18:48:40 Самолет вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы.
21:48:50 18:48:50 Самолет врезался в здание ТАМ Экспресс.

Конгоньяс

[ редактировать ]
Склад ТАМ Экспресс до крушения
Обломки рейса 3054 на следующий день после крушения
Склад ТАМ Экспресс загорелся вскоре после крушения
Другой ракурс склада ТАМ Экспресс загорелся вскоре после крушения
Сгоревший склад после крушения

Безопасность полетов в Бразилии оказалась под повышенным вниманием после столкновения в воздухе в сентябре 2006 года над Амазонкой самолета Gol Transportes Aéreos Flight 1907 и самолета Embraer Legacy 600 (см. авиационный кризис в Бразилии в 2006–2007 годах ).

Взлетно-посадочная полоса 35L в Конгоньясе имеет длину 1940 метров (6360 футов). Аналог Конгоньяса в Рио-де-Жанейро , аэропорт Сантос-Дюмон , имеет еще более короткую взлетно-посадочную полосу - 1323 м (4341 фут). Оба аэропорта принимают одинаковый тип трафика — от небольших частных самолетов до Boeing 737 и A320. На посадочную дистанцию ​​самолета влияют многие переменные, такие как скорость захода на посадку, вес и наличие попутного или встречного ветра. Для Airbus A320 посадочная скорость на 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час) выше обычной может привести к увеличению длины взлетно-посадочной полосы на 25%, необходимой для остановки самолета. Влажная погода также может значительно снизить эффективность торможения самолетов, что приведет к увеличению требований к минимальной длине взлетно-посадочной полосы. [ 27 ]

Пилоты называют аэропорт Конгоньяс «авианосцем» из-за короткой длины взлетно-посадочной полосы и потому, что пилотам приказывают уйти на второй круг, если они пролетают первые 1000 футов (300 м) взлетно-посадочной полосы. [ 28 ]

В июне 2007 года бразильский судья на короткое время запретил полеты самолетов Fokker 100 , Boeing 737-700 и Boeing 737-800 в аэропорт и из него. Airbus A320 не вошел в число запрещенных самолетов, поскольку его тормозной путь, заявленный производителем, короче, чем у запрещенного самолета. Пилоты жаловались, что на взлетно-посадочной полосе скапливается вода, что снижает эффективность торможения самолетов и иногда приводит к гидропланированию . [ 29 ] Судья заявил, что для безопасной эксплуатации этих самолетов взлетно-посадочная полоса должна быть на 388 метров (1273 фута) длиннее. Тогда пресс-секретарь Национального агентства гражданской авиации Бразилии заявила, что «условия безопасности взлетно-посадочной полосы и аэропорта в целом являются адекватными». [ 30 ] TAM также возражал против этого решения, а представитель заявил, что «если судебный запрет останется в силе, это вызовет полный хаос», заявив, что более 10 000 пассажиров в день будут испытывать неудобства. [ 30 ]

Последствия

[ редактировать ]

Аэропорт вновь открылся 19 июля 2007 года с использованием альтернативной взлетно-посадочной полосы. [ 17 ]

Многие рейсы, в том числе все OceanAir и BRA Transportes Aéreos , были переведены в международный аэропорт Гуарульюс , главный аэропорт Сан-Паулу, из-за закрытия основной взлетно-посадочной полосы в Конгоньясе и продолжающегося расследования происшествия. [ 17 ]

20 июля глава администрации президента Дилма Руссефф объявила о планах значительно сократить количество рейсов, выполняемых в Конгоньясе. План включал запрет в течение 60 дней всех стыковочных, промежуточных, чартерных и международных рейсов, а также сокращение количества частных самолетов. Аэропорт будет выполнять прямые рейсы только в определенные города Бразилии. План также предусматривал изучение возможности расширения двух нынешних аэропортов Сан-Паулу и строительства третьего аэропорта в столичном регионе. [ 31 ]

28 июля 2007 года следователи штата прекратили поиск останков; [ 32 ] На тот момент 114 тел, обнаруженных на месте происшествия, были идентифицированы Управлением судебно-медицинской экспертизы Сан-Паулу как тела пассажиров. [ 33 ]

Расследование

[ редактировать ]
Бригадный генерал Хорхе Керсул Фильо, возглавляющий расследование происшествия, во время пресс-конференции.
Обломки рейса 3054

Расследование провел Бразильский центр по расследованию и предотвращению авиационных происшествий ( португальский : Centro de Investigação e Prevention de Acidentes Aeronáuticos ; CENIPA). Данные с самописца полетных данных и бортового диктофона (CVR) были загружены Национальным советом по безопасности на транспорте (NTSB) в США начиная с 20 и 23 июля соответственно. [ 34 ] [ 35 ] По предварительным данным Рузвельта, 25 июля Airbus предупредил операторов А320 о том, что во время разгона оба рычага тяги должны быть переведены в режим холостого хода. [ 34 ] Стенограмма CVR была опубликована 1 августа. [ 36 ] Это показывает, что пилоты знали о мокрой взлетно-посадочной полосе и отключенном реверсоре тяги. [ 37 ] Комментарии пилотов позволяют предположить, что интерцепторы не сработали и замедлить самолет они не смогли. [ 37 ] Ошибка экипажа не исключалась. [ 38 ]

Расследование [ 39 ] Министерство общественной безопасности Бразилии, опубликованное в ноябре 2008 года, пришло к выводу, что пилоты по ошибке оставили рычаг правого двигателя для набора высоты при приземлении из-за ошибки в процедурах приземления, когда правый реверс тяги был отключен во время предварительного технического обслуживания, хотя на самом деле он Чтобы спойлеры заработали, пришлось затормозить оба двигателя. Они также заявили, что Национальное агентство гражданской авиации должно было закрыть аэропорт в ночь приземления самолета из-за сильного дождя; что власти аэропорта Конгоньяс разделили вину, поскольку его взлетно-посадочная полоса не была должным образом построена с канавками для отвода лишней дождевой воды, что способствовало катастрофе; что производитель самолета, Airbus, должен был предусмотреть сигналы тревоги, предупреждающие пилотов о выходе из строя тормозной системы; и что ТАМ не смог должным образом обучить своих пилотов, которые неправильно действовали в чрезвычайной ситуации. [ 40 ]

Итоговый отчет

[ редактировать ]

В сентябре 2009 года, более чем через два года после аварии, CENIPA объявила результаты официального расследования. В отчете показано, что один из рычагов тяги, управляющих двигателями, находился в положении ускорения, когда он должен был работать на холостом ходу, но не было доказано, была ли причиной аварии механическая или человеческая неисправность. [ 19 ] [ 41 ] [ 42 ]

В докладе предлагаются две гипотезы аварии. В первом случае имелся недостаток в управлении мощностью двигателей самолета, из-за которого один из рычагов тяги удерживался в режиме ускорения, независимо от их фактического положения. В этом сценарии причиной катастрофы будет механическая неисправность самолета. Вероятность возникновения этого отказа рассчитывается сразу на 400 миллиардов летных часов и поэтому крайне маловероятна. По второй гипотезе пилот выполнил процедуру, отличную от предусмотренной в руководстве, и поставил рычаг тяги в неправильное положение. В этом сценарии причиной аварии будет считаться человеческая ошибка. [ 19 ]

Помимо положения рычагов управления двигателем, в отчете указывается несколько факторов, которые могли способствовать происшествию, например, сильный дождь в этот день с образованием луж на взлетно-посадочной полосе, а также отсутствие канавка. В отчете не говорится, что в аварии виновата длина взлетно-посадочной полосы. BEA также очистило Airbus от любых нарушений, поскольку они предложили модификацию системы предупреждения о неправильном положении рычага управления двигателем, которую TAM отклонила. [ 19 ]

Бразильский флаг приспущен Бразилиа в . в годовщину рейса 3054

После крушения президент Луис Инасиу Лула да Силва объявил трехдневный национальный траур . [ 43 ]

Во время Панамериканских игр 2007 года в Рио-де-Жанейро бразильские спортсмены носили черную повязку в память о жертвах. [ 44 ] 18 июля флаги всех стран-участниц были приспущены. Матчи с участием бразильского спортсмена или команды начинались с минуты молчания. [ 45 ]

Все матчи Campeonato Brasileiro 2007 начинались с минуты молчания, при этом все игроки носили черные повязки. [ 46 ] у бразильского Формулы-1 пилота Фелипе Массы на шлеме была черная полоса Во время Гран-при Европы 2007 года в память о жертвах. Рубенса Баррикелло На шлеме Red Bull Racing также были полосы, а у двух пилотов Дэвида Култхарда и Марка Уэббера на шлемах были маленькие бразильские флажки, посвященные аварии. [ 47 ]

29 июля 2007 года более 5000 бразильцев пришли к месту крушения, обвиняя в катастрофе неспособность своего правительства инвестировать в инфраструктуру аэропорта. Многие протестующие также требовали отстранения Лулы. [ 48 ]

Международная реакция

[ редактировать ]

Мемориал

[ редактировать ]
Мемориал на месте аварии

17 июля 2012 года, в пятую годовщину катастрофы, была открыта площадь Мемориальная площадь. Мемориальная площадь была построена на месте экспресс-склада ТАМ (снесенного 5 августа 2007 г.), площадь которого составляет 8 318 квадратных метров (89 530 квадратных футов). [ 56 ] Здесь установлен мемориал с выгравированными именами жертв, а также тутовое дерево, уцелевшее при катастрофе. [ 57 ] есть еще один мемориал В Порту-Алегри под названием «Ларго да Вида», где высажено 199 деревьев. Мемориал расположен недалеко от международного аэропорта Салгаду Филью (аэропорт, из которого вылетел рейс 3054). [ 58 ]

[ редактировать ]

19 ноября 2008 года было завершено полицейское расследование объемом 13 600 страниц, на подготовку которого ушло 16 месяцев, в ходе которого были заслушаны 336 человек. [ 59 ] Федеральные прокуроры придерживались мнения, что бывший директор Национального агентства гражданской авиации (ANAC) Дениз Абреу (занявшая этот пост в марте 2006 года) и офицер по безопасности полетов авиакомпании Марко Аурелио душ Сантос де Миранда, оба должны быть привлечены к уголовной ответственности. [ 60 ] В 2011 году Федеральное государственное министерство Бразилии (Ministério Público Federal — MPF) предъявило уголовные обвинения Абреу и Миранде, а также Альберто Фаджерману, вице-президенту по операциям ТАМ. Их обвинили в пренебрежении безопасностью воздушного транспорта, позволив самолету приземлиться под проливным дождем на печально известной короткой взлетно-посадочной полосе, недавно отремонтированной, а затем прорезать канавки для отвода лишней дождевой воды. Суд начался в Сан-Паулу в 2013 году. [ 61 ] В 2014 году MPF сняла обвинения с Фаджермана за отсутствием доказательств. [ 62 ] Второе обвинение против Абреу в «документальной лжи» было снято в ноябре 2014 года. [ 63 ] По состоянию на март 2015 года приговор по остальным обвинениям вынесено не было.

, в 2014 году страховая компания TAM Itaú Seguros, компания, ответственная за выплату компенсации за трагедию, подала в Бразилии иск против Airbus на 350 миллионов реалов По данным Фолья де Сан-Паулу (156,2 миллиона долларов США) . Адвокаты, представляющие Airbus, ответили в бразильском суде, что Airbus не несет ответственности, возложив вину за катастрофу на экипаж, авиакомпанию и плохое состояние взлетно-посадочной полосы. [ 64 ]

Известные жертвы

[ редактировать ]

Среди пострадавших были:

Драматизация

[ редактировать ]

В документальном телесериале «Первомайский день» , также известном как «Воздушные катастрофы », авиакатастрофа и расследование рассматриваются в эпизоде ​​11 сезона под названием «Смертельная репутация» (или альтернативно «Кошмарная взлетно-посадочная полоса» и «Взлетно-посадочная полоса катастроф»), в котором представлены интервью со следователями и драматический отдых. аварии. [ 29 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Ионидес, Николай (18 июля 2007 г.). «ПОСРЕДСТВЕННЫЕ НОВОСТИ: TAM A320 разбился в Сан-Паулу» . Рейс Интернешнл . Архивировано из оригинала 28 февраля 2014 года . Проверено 23 февраля 2014 г.
  2. ^ Jump up to: а б « TAM подтверждает номер пассажира 187 на рейсе 3504» [TAM подтверждает 187-го пассажира на рейсе 3054] (на португальском языке). Глобус. 20 июля 2007. Архивировано из оригинала 11 августа 2007 года . Проверено 21 июля 2007 г.
  3. ^ «Президент Бразилии обещает провести тщательное расследование катастрофы: да Силва представляет новые меры безопасности после последней авиационной катастрофы, в которой погиб 191 человек» . Новости Эн-Би-Си . Ассошиэйтед Пресс . 21 июля 2007. Архивировано из оригинала 12 ноября 2014 года . Проверено 21 июля 2007 г.
  4. ^ «Примечание ТАМ исправляет информацию и сообщает, что в Airbus 320 находилось 176 человек» [уведомление TAM исправляет информацию и сообщает, что 176 человек погибли в Airbus 320] (на португальском языке). Бразильское агентство . 17 июля 2007. Архивировано из оригинала 29 сентября 2011 года . Проверено 17 июля 2007 г.
  5. ^ Рантер, Харро (17 июля 2007 г.). «Описание несчастного случая» . Сеть авиационной безопасности . Фонд безопасности полетов . Архивировано из оригинала 11 января 2012 года . Проверено 19 июля 2007 г.
  6. ^ Jump up to: а б «Пилот, потерпевший крушение в Бразилии, пытался прервать посадку, - заявил чиновник» . CNN . 18 июля 2007. Архивировано из оригинала 11 августа 2007 года . Проверено 20 июля 2007 г.
  7. ^ « Огонь остается неконтролируемым; шансы на выживание уменьшаются» [ Огонь остается неконтролируемым; шансы на выживание уменьшились]. Фолья де Сан-Паулу (на португальском языке). 17 июля 2007 года. Архивировано из оригинала 17 августа 2007 года . Проверено 17 июля 2007 г.
  8. ^ «Три пострадавших в авиакатастрофе ТАМ проходят лечение в больнице Альворада» . Фолья де Сан-Паулу (на португальском языке). 17 июля 2007 года. Архивировано из оригинала 12 октября 2008 года . Проверено 17 июля 2007 г.
  9. ^ " ТАМ переделывает список жертв и насчитывает 199 погибших". g1.globo.com (на португальском языке). Архивировано из оригинала 21 июля 2015 года . Проверено 23 июля 2007 г.
  10. ^ Сант'анна 2011 , с. 239
  11. ^ Jump up to: а б с Сант'анна 2011 , с. 240
  12. ^ « Без канавок гусеница Конгоньяса стала «мылом», - говорит пилот ТАМ». g1.globo.com (на бразильском португальском языке). Архивировано из оригинала 5 февраля 2022 года . Проверено 23 июля 2019 г.
  13. ^ Рантер, Харро. «ASN Авиационная катастрофа ATR 42-300 PT-MFK Аэропорт Сан-Паулу-Конгоньяс, SP (CGH)» . Сеть авиационной безопасности . Фонд безопасности полетов. Архивировано из оригинала 24 марта 2019 года . Проверено 23 июля 2019 г.
  14. ^ Сант'анна 2011 , с. 241
  15. ^ Родригес, Алекс (8 июля 2007 г.). «Отсутствие канавок в Конгоньясе могло стать причиной проскальзывания, - говорит президент Пантанала» . memoria.ebc.com.br (на бразильском португальском языке). ЕБК. Архивировано из оригинала 23 июля 2019 года . Проверено 23 июля 2019 г.
  16. ^ «Бразильский самолет «летел с механической неисправностью» » . news.com.au. ​20 июля 2007. Архивировано из оригинала 5 марта 2008 года . Проверено 20 июля 2007 г.
  17. ^ Jump up to: а б с Бенсон, Тодд (20 июля 2007 г.). «Фокус авиакатастрофы в Бразилии смещается от взлетно-посадочной полосы» . Рейтер . Архивировано из оригинала 9 марта 2008 года . Проверено 20 июля 2007 г.
  18. ^ « Узнайте больше о погибших в результате крушения самолета 3054». Folha.uol.com.br . 25 июля 2007 года. Архивировано из оригинала 28 марта 2019 года . Проверено 28 марта 2019 г.
  19. ^ Jump up to: а б с д и ж «Заключительный отчет A-№ 67/CENIPA/2009 (на английском языке)» (PDF) . СЕНИПА . 27 октября 2009 г. Архивировано (PDF) из оригинала 10 октября 2023 г. . Проверено 27 октября 2009 г.
  20. ^ Сант'анна 2011 , с. 257
  21. ^ Jump up to: а б Сант'анна 2011 , с. 262
  22. ^ Риги, Чимилла (18 июля 2007 г.). «Официальные лица говорят, что скорость самолета превышала нормальную» . Штат Сан-Паулу (на бразильском португальском языке). Архивировано из оригинала 19 сентября 2016 года . Проверено 18 июля 2007 г.
  23. ^ «Крушение самолета ТАМ» (на португальском языке). Бразильское агентство . 17 июля 2007. Архивировано из оригинала 16 мая 2008 года . Проверено 17 июля 2007 г.
  24. ^ Jump up to: а б с «ТАМ Airbus 320-200, рейс № 3054, ПР-МБК» (PDF) . Национальный совет по безопасности на транспорте . 24 июля 2007 г. DCA07RA059. Архивировано (PDF) из оригинала 5 марта 2016 г. Проверено 5 сентября 2007 г. - через Фолья Де С.Пауло.
  25. ^ «Руководство по управлению полетом А320» (PDF) . Аэробус . Архивировано из оригинала (PDF) 28 сентября 2007 года . Проверено 5 сентября 2007 г.
  26. ^ «ВОЗДУШНЫЕ КАТАСТРОФЫ – АВАРИЯ TAM JJ 3054 – ИНДЕКС» [ВОЗДУШНЫЕ КАТАСТРОФЫ – ACIDOR TAM JJ 3054 – ИНДЕКС]. www.desastresaereos.net (на португальском языке). Архивировано из оригинала 24 июня 2019 года . Проверено 28 марта 2019 г.
  27. ^ Лейман, Клайв. «Анализ посадки А320 в Варшаве» . www.rvs.uni-bielefeld.de . Городской университет Лондона. Архивировано из оригинала 18 августа 2007 года . Проверено 18 июля 2007 г.
  28. ^ «Число погибших в катастрофе в Сан-Паулу достигло 189 человек и может вырасти» . Лос-Анджелес Таймс . Ассошиэйтед Пресс. 17 июля 2007. Архивировано из оригинала 28 февраля 2008 года . Проверено 3 февраля 2009 г.
  29. ^ Jump up to: а б «Смертельная репутация». Первое мая . Сезон 11. 2011. Discovery Channel Canada / National Geographic Channel .
  30. ^ Jump up to: а б «Самолетам запретили взлетать на взлетно-посадочной полосе Сан-Паулу» . Новости Би-би-си . 6 февраля 2007 года. Архивировано из оригинала 4 сентября 2007 года . Проверено 18 июля 2007 г.
  31. ^ « Дилма подтверждает: у СП будет новый аэропорт» [Дилма подтверждает: у СП будет новый аэропорт]. g1.globo.com (на португальском языке). 20 июля 2007 г. Архивировано из оригинала 26 ноября 2022 г.
  32. ^ «Специалисты завершили зачистку здания ТАМ-Экспресс» . Фолья де Сан-Паулу (на португальском языке). 31 июля 2007. Архивировано из оригинала 6 июня 2011 года . Проверено 28 июля 2007 г.
  33. ^ «Число выявленных жертв ДТП ТАМ возросло до 104» [Число выявленных жертв ДТП ТАМ возросло до 104] . Фолья де Сан-Паулу (на португальском языке). 28 июля 2007. Архивировано из оригинала 6 июня 2011 года . Проверено 28 июля 2007 г.
  34. ^ Jump up to: а б Лирмаунт, Дэвид (25 июля 2007 г.). «Airbus разрешил опубликовать информацию бортового самописца TAM» . Рейс Интернешнл . Архивировано из оригинала 30 августа 2007 года . Проверено 25 июля 2007 г.
  35. ^ Лирмаунт, Дэвид (23 июля 2007 г.). «Зонд спрашивает, почему Airbus A320 не смог остановиться» . Рейс Интернешнл . Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года . Проверено 23 июля 2007 г.
  36. ^ Таргетт, Майкл (2 августа 2007 г.). «Крушение TAM A320 — полная стенограмма с диктофона в кабине» . Рейс Интернешнл . Архивировано из оригинала 19 августа 2007 года . Проверено 2 августа 2007 г.
  37. ^ Jump up to: а б Каминкси-Морроу, Дэвид (2 августа 2007 г.). «Полная расшифровка голоса из кабины TAM A320 указывает на признаки крушения» . Рейс Интернешнл . Архивировано из оригинала 30 августа 2007 года . Проверено 2 августа 2007 г.
  38. ^ Лирмаунт, Дэвид (16 ноября 2007 г.). «Европейское JAA уточняет правила управления дроссельной заслонкой Airbus после крушения TAM» . Рейс Интернешнл . Архивировано из оригинала 4 марта 2008 года . Проверено 20 января 2008 г.
  39. ^ «Полиция предъявила обвинения 10 людям в самой страшной авиакатастрофе в Бразилии» . Агентство Франс Пресс. 19 ноября 2008 года. Архивировано из оригинала 26 февраля 2012 года . Проверено 14 декабря 2015 г. - через haaba.com.
  40. ^ «Следователи: вероятна ошибка пилота при крушении Сан-Паулу в 2007 году» . еТурбоНовости | ЕТН . 4 ноября 2009 г. Архивировано из оригинала 7 сентября 2022 г. Проверено 7 сентября 2022 г.
  41. ^ Невиновен, Aeronautics публикует отчет о крушении TAM « Не указывая на вину, Aeronautics публикует отчет о крушении ТАМ» [ ]. Фолья де Сан-Паулу (на португальском языке). Архивировано из оригинала 26 ноября 2022 года . Проверено 20 апреля 2010 г.
  42. ^ « Члены семей жертв рейса 3054 ТАМ жалуются на отчет PF» (на португальском языке). Новости Globo G1. Архивировано из оригинала 26 ноября 2022 года . Проверено 20 апреля 2010 г.
  43. ^ «Трехдневный официальный траур по катастрофе ТАМ» (на португальском языке). Архивировано из оригинала 26 ноября 2022 года . Проверено 23 июля 2007 г.
  44. ^ Берд, Дэвид (18 июля 2007 г.). «Бразильские спортсмены скорбят по жертвам авиакатастрофы» . Голос Америки . Архивировано из оригинала 18 августа 2007 года . Проверено 23 июля 2007 г.
  45. ^ «Комитет Панамериканских игр объявляет трехдневный траур на соревнованиях» . memoria.ebc.com.br (на бразильском португальском языке). Архивировано из оригинала 7 сентября 2022 года . Проверено 7 сентября 2022 г.
  46. ^ «Бразильцы из Формулы-1 оплакивают полет ТАМ» . GloboEsporte.com (на бразильском португальском языке). Архивировано из оригинала 19 августа 2016 года . Проверено 7 сентября 2022 г.
  47. ^ « Scuderia RedBull отдает дань памяти жертвам рейса 3054» [Red Bull Scuderia отдает дань памяти жертвам рейса 3054]. Эстадан (на бразильском португальском языке). Архивировано из оригинала 7 сентября 2022 года . Проверено 7 сентября 2022 г.
  48. ^ «Бразильцы обвиняют правительство в крушении самолета». AM Нью-Йоркского Метро . Ассошиэйтед Пресс. 30 июля 2007 г. с. 9.
  49. ^ Jump up to: а б с д « Президент Аргентины выражает солидарность Луле в связи с аварией ТАМ». www1.folha.uol.com.br (на бразильском португальском языке). Архивировано из оригинала 1 декабря 2021 года . Проверено 23 июля 2019 г.
  50. ^ "Китай передает соболезнования Луле в связи с катастрофой самолета ТАМ - 18.07.2007 - Poder" [Китай передает соболезнования Луле в связи с катастрофой самолета ТАМ - 18 июля 2007 - Power]. Фолья де С.Пауло (на бразильском португальском языке). Архивировано из оригинала 4 декабря 2021 года . Проверено 23 июля 2019 г.
  51. ^ «Германия отдает дань памяти жертвам полета ТАМ» . Мир (на бразильском португальском языке). Из Франс Пресс. 17 апреля 2015 года. Архивировано из оригинала 23 июля 2019 года . Проверено 23 июля 2019 г.
  52. ^ "Jornal do Brasil - Страна - Мексика выражает соболезнования в связи с авиакатастрофой в Сан-Паулу" . archive.is (на бразильском португальском языке). 9 июля 2012. Архивировано из оригинала 9 июля 2012 года . Проверено 23 июля 2019 г.
  53. ^ « А320: звездолет Airbus, потерпевший многочисленные аварии». Бразилиа Капитал (на бразильском португальском языке). 24 марта 2015 года. Архивировано из оригинала 23 июля 2019 года . Проверено 23 июля 2019 г.
  54. ^ «Folha Online – BBC Brasil – Папа выражает соболезнования семьям жертв катастрофы в Сан-Паулу – 18/07/2007» [Папа выражает соболезнования семьям жертв катастрофы в Сан-Паулу ]. www1.folha.uol.com.br (на бразильском португальском языке). Архивировано из оригинала 23 июля 2019 года . Проверено 23 июля 2019 г.
  55. ^ «Родственники жертв аварии ТАМ проводят бдение, чтобы вспомнить шесть лет трагедии» [Родственники жертв аварии ТАМ просыпаются, чтобы вспомнить шесть лет трагедии] . Noticias.uol.com.br (на бразильском португальском языке). Архивировано из оригинала 23 июля 2019 года . Проверено 23 июля 2019 г.
  56. ^ Государство, Агентство (18 июля 2012 г.). «Открытие Мемориала ТАМ вызывает трепет» . Бразилия (на бразильском португальском языке). Архивировано из оригинала 23 июля 2019 года . Проверено 23 июля 2019 г.
  57. ^ Дуарте, Наталия (17 июля 2012 г.). "Минута молчания напоминает момент катастрофы ТАМ пятилетней давности" . g1.globo.com (на бразильском португальском языке). Из G1 СП. Архивировано из оригинала 23 июля 2019 года . Проверено 23 июля 2019 г.
  58. ^ « В Порту-Алегри больше волнений – в Сан-Паулу». estadão.com.br (на бразильском португальском языке). Архивировано из оригинала 23 июля 2019 года . Проверено 23 июля 2019 г.
  59. ^ « Федеральный прокурор требует вынести приговор двум расследованным по делу о трагедии ТАМ». GauchaZH (на бразильском португальском языке). 7 апреля 2014 года. Архивировано из оригинала 23 июля 2019 года . Проверено 23 июля 2019 г.
  60. ^ Нассиф, Луис (15 февраля 2014 г.). « Дениз Абре: лобби, которое помогло в трагедии ТАМ» [Дениз Абре: Лобби, которое помогло трагедии ТАМ]. GGN (на бразильском португальском языке). Архивировано из оригинала 23 июля 2019 года . Проверено 23 июля 2019 г.
  61. ^ «Суд в Бразилии по поводу авиакатастрофы, в результате которой погибли 199 человек» . Новости Би-би-си . Би-би-си . 8 августа 2013 г. Архивировано из оригинала 28 ноября 2020 г. . Проверено 6 апреля 2015 г.
  62. ^ 199 человек» [TAM JJ3054 – MPF грозит тюремное заключение на срок до 24 лет для виновных в авиакатастрофе, повлекшей за собой смерть «TAM JJ3054 – MPF грозит тюремное заключение на срок до 24 лет для виновных в авиакатастрофе, в результате которой в 2007 году погибло 199 человек в 2007 г.]. МПФ (на португальском языке). Прокуратура штата Сан-Паулу. 7 апреля 2014 г. Архивировано из оригинала 29 ноября 2020 г. . Проверено 7 апреля 2015 г.
  63. ^ Маседо, Фаусто (12 ноября 2014 г.). «STJ отменяет жалобу на «документальную ложь» против бывшего директора ANAC» [STJ отменяет жалобу на «документальную ложь» против бывшего директора ANAC] . Эстадан (на португальском языке). Архивировано из оригинала 20 марта 2015 года . Проверено 7 апреля 2015 г.
  64. ^ «Airbus отвергает любую вину за смертельную катастрофу в Бразилии в 2007 году» . Фокс Ньюс Сеть, ООО . ЭФЕ. 1 сентября 2014 года. Архивировано из оригинала 12 апреля 2015 года . Проверено 6 апреля 2015 г.
  65. ^ ШАГАС, Маркос; Милани, Алоизио (17 июля 2007 г.). «Списки имен , опубликованные TAM, превышают официальный прогноз в 176 пассажиров» [Списки имен, опубликованные TAM, превышают официальный прогноз в 176 пассажиров] (на португальском языке). Бразильское агентство . Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 года . Проверено 18 июля 2007 г. 71.Метро
  66. ^ «Редекер был на борту самолета ТАМ, который загорелся в СП» (на португальском языке). Бразильская социал-демократическая партия . 17 июля 2007 года. Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 года . Проверено 18 июля 2007 г.
  67. ^ « Заместитель РС находился на борту самолета, потерпевшего аварию» (на португальском языке). Терра Бразилия . 17 июля 2007 года. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 18 июля 2007 г.
  68. ^ ШАГАС, Маркос; Милани, Алоизио (17 июля 2007 г.). «Списки имен , опубликованные TAM, превышают официальный прогноз в 176 пассажиров» [Списки имен, опубликованные TAM, превышают официальный прогноз в 176 пассажиров] (на португальском языке). Бразильское агентство . Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 года . Проверено 18 июля 2007 г. 106.Метро
  69. ^ «Семейное путешествие рейсом ТАМ» [Семейное путешествие рейсом ТАМ]. g1.globo.com (на португальском языке). Архивировано из оригинала 23 октября 2018 года . Проверено 28 марта 2019 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Сантьянна, Иван (2011). «Часть 2 — Курс столкновения» [Часть 2 — Курс столкновения]. Perda Total [ Общая потеря ] (на бразильском португальском языке). Рио-де-Жанейро: Цель. ISBN  9788539002597 .
[ редактировать ]
Внешние изображения
значок изображения Фотографии самолетов до аварии на Airliners.net
значок изображения Фотографии самолетов до аварии на JetPhotos.com

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8e94a18d32d6af32097284a34c575b1e__1723774860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8e/1e/8e94a18d32d6af32097284a34c575b1e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
TAM Airlines Flight 3054 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)