Рейс 163 Саудовской Аравии
![]() HZ-AHK, самолет, попавший в аварию, 1979 г. | |
Несчастный случай | |
---|---|
Дата | 19 августа 1980 г. |
Краткое содержание | Неспособность эвакуироваться после пожара в полете |
Сайт | Международный аэропорт Эр-Рияд , Эр-Рияд , Саудовская Аравия 24 ° 42'42 "N 46 ° 43'37" E / 24,71167 ° N 46,72694 ° E |
Самолет | |
Тип самолета | Локхид L-1011-200 ТриСтар |
Оператор | Саудовская Аравия |
Номер рейса ИАТА. | СВ163 |
Номер рейса ИКАО. | СВА163 |
Позывной | САУДОВСКАЯ АРАВИЯ 163 |
Регистрация | ХЗ-АХК |
Начало рейса | Международный аэропорт Куэйд-и-Азам , Карачи , Пакистан |
Остановка в пути | Международный аэропорт Эр-Рияд , Эр-Рияд , Саудовская Аравия |
Место назначения | Международный аэропорт Джидды , Джидда , Саудовская Аравия |
Оккупанты | 301 |
Пассажиры | 287 |
Экипаж | 14 |
Погибшие | 301 |
Выжившие | 0 |
Рейс 163 Saudia — регулярный пассажирский рейс Saudia , вылетающий из аэропорта Каид-и-Азам в Карачи, Пакистан , в аэропорт Кандара в Джидде, Саудовская Аравия , через международный аэропорт Эр-Рияд в Эр-Рияде, Саудовская Аравия . Самолет загорелся после взлета из международного аэропорта Эр-Рияд (ныне авиабаза Эр-Рияд ). [ 1 ] 19 августа 1980 года. Хотя Lockheed L-1011-200 TriStar совершил успешную аварийную посадку в Эр-Рияде, летный экипаж не смог провести экстренную эвакуацию самолета, что привело к гибели всех 287 пассажиров и 14 членов экипажа, находившихся на борту самолета. от вдыхания дыма.
Авария стала самой смертоносной авиационной катастрофой с участием Lockheed L-1011 TriStar. [ 2 ] и самое смертоносное произошло в Саудовской Аравии. [ 1 ] [ 3 ] На тот момент это была вторая по величине авиакатастрофа в истории авиации с участием одного самолета после рейса 981 авиакомпании Turkish Airlines и третья по смертности в целом. [ 4 ]
Самолет и экипаж
[ редактировать ]В катастрофе участвовал самолет Lockheed L-1011-200 TriStar ( зарегистрированный в Саудовской Аравии как HZ-AHK). Он совершил свой первый полет 13 июля 1979 года и был доставлен в Саудовскую Аравию 21 августа 1979 года. [ 5 ] : 89 [ 6 ]
Капитаном Douglas рейса был 38-летний Мохаммед аль-Ховайтер, саудовец, нанятый Saudia в 1965 году. Он летал на многочисленных самолетах, таких как DC-3 и DC-4 , McDonnell Douglas DC-9 , и Боинг 707 и 737 . В записях Аль-Ховайтера он описывался как медленно обучающийся и нуждающийся в более надлежащей подготовке . Аль-Ховайтер налетал 7674 часа, в том числе 388 часов на TriStar. Первым помощником был 26-летний Сами Хасанаин, также выходец из Саудовской Аравии, который присоединился к авиакомпании в 1977 году и ранее работал стажером. Он получил типовой рейтинг на TriStar за 11 дней до аварии. Однако в какой-то момент во время обучения Хасанаина исключили из летной школы за плохую успеваемость. Налет Хасанаина составил 1615 часов, в том числе 125 часов на TriStar. Бортинженером . был 42-летний Брэдли Кертис (урожденный Здзислав Щенсный), американец польского происхождения, который был принят на работу в авиакомпанию в 1974 году. Он имел квалификацию капитана Douglas DC-3, а затем был направлен в авиакомпанию обучался на Боинге 707 или 737, но не смог получить квалификацию ни капитана, ни первого помощника, поскольку не соответствовал требованиям. Чтобы сохранить работу, ему пришлось оплатить собственное обучение в качестве бортинженера L-1011. Налет Кертиса составил 650 часов, в том числе 157 часов на TriStar. [ 5 ] : 86–88 [ 7 ]
Саудию раскритиковали за то, что она направила в один полет трех пилотов, показавших плохую работу. [ нужна ссылка ]
Несчастный случай
[ редактировать ]

Рейс 163 вылетел из международного аэропорта Куэйд-э-Азам (ныне международный аэропорт Джинна ) в Карачи, Пакистан, в 18:32 по пакистанскому времени (13:32 UTC) и направился в международный аэропорт Джидды в Джидде, Саудовская Аравия, с запланированным промежуточным рейсом. остановка в аэропорту Эр-Рияда. Рейс прибыл в Эр-Рияд в 19:06 по саудовскому времени (16:06 UTC) и имел двухчасовую остановку для дозаправки. Во время остановки несколько пассажиров высадились. После дозаправки рейс вылетел в 21:08 (18:08 UTC) в Джидду. [ 5 ]
Почти через семь минут после начала полета экипаж получил предупреждение о задымлении грузовой кабины. [ 5 ] : 66–67, 98 Следующие четыре минуты экипаж пытался подтвердить предупреждения, после чего бортинженер Кертис вернулся в кабину, чтобы подтвердить наличие дыма. Капитан аль-Ховайтер решил вернуться в аэропорт, и первый помощник Хасанаин сообщил о своих намерениях по рации в 21:20 (18:20 UTC). В 21:25 (18:25 UTC) рычаг управления двигателем номер два (центральный двигатель) заклинило, поскольку огонь перегорел через рабочий трос. Затем в 21:29 (18:29 UTC) на конечном заходе на посадку двигатель был заглушен. [ 5 ] : 6

В 21:35 (18:35 UTC) аль-Ховайтер объявил чрезвычайную ситуацию и приземлился обратно в Эр-Рияде. [ 8 ] После приземления в 21:36 (18:36 UTC) самолет продолжил движение к рулежной дорожке в конце взлетно-посадочной полосы, где он покинул взлетно-посадочную полосу, остановившись в 21:39 (18:39 UTC), через 2 минуты 40 секунд после приземления. . Пожарно-спасательное оборудование аэропорта было размещено на посадочной части взлетно-посадочной полосы, а сотрудники служб экстренной помощи ожидали экстренной остановки и эвакуации. Это означало, что им пришлось броситься за самолетом, который использовал всю длину взлетно-посадочной полосы длиной 4000 метров (13000 футов), чтобы замедлиться, а затем выйти на рулежную дорожку. Самолет остановился лицом в противоположную от приземления сторону. [ 5 ] : 7
Как только самолет остановился, экипаж сообщил, что глушит двигатели и собирается эвакуироваться. Однако вскоре после прибытия к самолету спасатели обнаружили, что два двигателя, установленные на крыле, все еще работают, что не позволяет им открыть двери. Окончательно они были отключены в 21:42 (18:42 UTC), через 3 минуты и 15 секунд после того, как самолет остановился, когда связь с экипажем была потеряна. В настоящее время внешнего возгорания не было видно, но пламя наблюдалось через окна в задней части самолета. Через двадцать три минуты после остановки двигателя, в 22:05 (19:05 UTC), наземным персоналом была открыта дверь R2 (вторая дверь с правой стороны). Через три минуты салон самолета вспыхнул и сгорел. [ 5 ] : 8
Почему капитан аль-Ховайтер не смог оперативно эвакуировать самолет, неизвестно. В сообщениях Саудовской Аравии говорится, что экипаж не смог вовремя открыть двери с заглушками. [ 9 ] Предполагается, что большинство пассажиров и бортпроводников были выведены из строя во время приземления или не пытались открыть дверь движущегося самолета. [ 10 ] Известно, что самолет оставался под давлением во время разбега при посадке, поскольку система наддува кабины находилась в режиме ожидания, и самолет был обнаружен с почти полностью закрытыми обоими гермолюками. Герметизационные люки должны были полностью открываться при приземлении, чтобы разгерметизировать самолет. Экипаж был найден все еще на своих местах, а все жертвы находились в носовой половине фюзеляжа. Были проведены вскрытия некоторых лиц, не являющихся гражданами Саудовской Аравии, в том числе американского бортинженера. Все они погибли от отравления дымом, а не от ожогов, что указывало на то, что они умерли задолго до открытия двери R2. Источник пожара в отсеке С3 установить не удалось. [ 5 ] : 78
Пассажиры
[ редактировать ]Из пассажиров рейса 82 человека сели в Карачи, а остальные 205 - в Эр-Рияде. Большинство пассажиров составляли саудовцы и пакистанские религиозные паломники, направлявшиеся в Мекку . Помимо саудовцев и пакистанцев, 32 религиозных паломника были из Ирана. Также небольшое количество пассажиров было из разных стран, направлявшихся в Джидду с дипломатическими миссиями. [ 5 ] : 89 [ 11 ] [ 12 ]
Расследование
[ редактировать ]
Расследование показало, что пожар начался в кормовой грузовой кабине C3. [ 5 ] : 77–78 Пожар был достаточно сильным, чтобы прожечь пол кабины, в результате чего пассажиры, сидевшие в этой части кабины, двинулись вперед перед приземлением. саудовские власти обнаружили две бутановые В сгоревших обломках авиалайнера печи, а рядом с одной из них — использованный огнетушитель . [ 5 ] : 35 Одна из первых теорий заключалась в том, что пожар начался в пассажирском салоне, когда пассажир использовал собственную бутановую печь для нагрева воды для чая. [ 13 ] Следствие не нашло никаких доказательств в поддержку этой теории. [ 5 ] : 78
Изменения политики
[ редактировать ]После события авиакомпания пересмотрела свои процедуры обучения и действия в чрезвычайных ситуациях. Lockheed также удалила изоляцию над задней грузовой зоной и добавила из ламинированного стекла усиление конструкции . Национальный совет по безопасности на транспорте США рекомендовал самолетам использовать галометановые огнетушители вместо традиционных ручных огнетушителей. [ 12 ]
Управление ресурсами экипажа
[ редактировать ]Рейс 163 олицетворял дальнейшую необходимость внедрения системы управления ресурсами экипажа . Об этом свидетельствуют первичные провалы в эффективной связи, не позволившие экипажу осуществить окончательную успешную эвакуацию с самолета. Частично эти упущения происходят из-за так называемой дистанции власти между младшими и старшими на рабочем месте, отношений, которые наблюдаются во всех обществах, но в одних они подчеркиваются больше, чем в других. [ 14 ] «В культурах с высокой дистанцией власти юниоры не подвергают сомнению начальство, а лидеры могут быть автократическими», что приводит к ситуациям, когда первому офицеру трудно подвергать сомнению решения, принятые капитаном, - условия, которые могли присутствовать на рейсе 163 Saudia. [ 15 ] [ 14 ] [ 16 ] рейса Анализ CVR показал, что могла иметь место дистанция власти, поскольку капитан неоднократно игнорировал просьбы главного казначея отдать приказ об эвакуации. Поскольку CVR самолета прекратил запись перед аварийной посадкой из-за повреждений в результате пожара, точная причина отказа капитана отдать приказ об эвакуации неизвестна, хотя было установлено, что его поведение и действия во время полета способствовали аварии. [ 17 ]
Феномен дистанции власти способен повлиять на безопасность полетов во всем мире, но поскольку работа, выполняемая в кабине, в значительной степени зависит от способности одного работника перепроверять работу другого и наоборот, опасность наиболее очевидна для людей, воспитанных в культуры, которые традиционно почитают высокую дистанцию власти между теми, кто находится у власти, и их подчиненными. [ 15 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]В 1982 году в британской программе о текущих событиях « Мир в действии» был показан эпизод под названием «Тайна рейса 163». Это задокументировало происшествие и впоследствии использовалось для обучения пилотов ценности управления ресурсами экипажа. [ 18 ]
Эта авария описана в 8-й серии 24-го сезона Mayday под названием « Под огнем » (2024). [ 19 ]
См. также
[ редактировать ]- Список происшествий и происшествий с участием коммерческих самолетов
- Рейс 820 Varig — это рейс бразильской авиакомпании Varig, который вылетел из международного аэропорта Галеан в Рио-де-Жанейро, Бразилия, 11 июля 1973 года в аэропорт Орли в Париже, Франция. Самолет Boeing 707, регистрационный номер PP-VJZ, совершил вынужденную посадку на луковых полях примерно в 4 км от аэропорта Орли из-за задымления в салоне от пожара в туалете. В результате пожара погибло 123 человека, выжили только 11 человек (10 членов экипажа и пассажир).
- На борту рейса 797 авиакомпании Air Canada произошел пожар в кормовом туалете, предположительно из-за неисправности электрооборудования, которая начала повреждать системы самолета. Экипажу удалось успешно посадить самолет, но в результате пожара во время эвакуации погибли 23 из 41 пассажира, находившегося на борту.
- Рейс 28M компании British Airtours был вынужден прервать взлет в аэропорту Манчестера из-за неконтролируемого отказа двигателя и возгорания двигателя. Хотя эвакуация была заказана и проведена, проблемы с эвакуацией привели к тому, что 55 из 182 пассажиров погибли в результате отравления дымом.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Рантер, Харро. «Авиационная катастрофа ASN Lockheed L-1011 Tristar 200 HZ-AHK в международном аэропорту Рияд (RUH)» . Сеть авиационной безопасности . Фонд безопасности полетов .
- ^ Рантер, Харро. «Локхид L-1011 ТриСтар» . Сеть авиационной безопасности . Фонд безопасности полетов . Проверено 23 января 2019 г.
- ^ Рантер, Харро. «Профиль воздушной безопасности Саудовской Аравии» . Сеть авиационной безопасности . Фонд безопасности полетов . Проверено 23 января 2019 г.
- ^ Рантер, Харро. «Авиация самолета ASN McDonnell Douglas DC-10-10 TC-JAV Bois d'Ermenonville» . Сеть авиационной безопасности . Фонд безопасности полетов . Проверено 24 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л «Отчет о авиакатастрофе, Lockheed L-1011 авиакомпании Saudi Arabian Airlines, HZ-AHK, Эр-Рияд, Саудовская Аравия, 19 августа 1980 г.» (PDF) . Президентство гражданской авиации Саудовской Аравии. 16 января 1982 года. Архивировано из оригинала (PDF) 1 января 2014 года . Проверено 26 февраля 2017 г. - через Федеральное управление гражданской авиации.
- ^ «Саудовская HZ-AHK (Lockheed L-1011 TriStar — MSN 1169)» . Авиация Воздушных Флотов . Проверено 28 февраля 2018 г.
- ^ Томсон, Джим (16 января 1982 г.). «Поведение человека в условиях кризиса – Saudia 163» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 24 сентября 2015 года . Проверено 2 марта 2018 г.
- ^ «Опасаются, что 265 человек погибли в результате горения саудовского самолета при посадке в Эр-Рияде» . Нью-Йорк Таймс . УПИ. 20 августа 1980 г. ISSN 0362-4331 . Проверено 26 февраля 2017 г.
- ^ «Подан иск о пожарной халатности в Саудовской Аравии» . Воздушный транспорт. Неделя авиации и космических технологий . 27 октября 1980 г. с. 32.
- ^ Уиткин, Ричард (21 августа 1980 г.). «Предположительно, пожар в саудовском самолете начался в кабине: аварийный люк в кабине не используется» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 26 февраля 2017 г.
- ^ «Среди жертв паломники из Мекки. В сгоревшем самолете нашли газовые плиты» . Глобус и почта . 29 августа 1980 года.
- ^ Jump up to: а б Хейн, Эдгар А. (2000). Катастрофа в воздухе . Ассошиэйтед Юниверсити Прессс. стр. 67–69. ISBN 9780845347775 .
- ^ «Пожар на авиалайнере начался из-за печи; число погибших составило 301» . Утренняя запись и журнал . Юнайтед Пресс Интернэшнл . 21 августа 1980 г. с. 22.
- ^ Jump up to: а б Хельмрайх, Роберт Л.; Дэвис, Январь (2004). «Культура, угроза и ошибка: уроки авиации» . Канадский журнал анестезии . 51 (6): Р2. дои : 10.1007/bf03018331 . S2CID 18098776 .
- ^ Jump up to: а б Трковский, Йозеф (2017). Повышение безопасности полетов за счет эффективного общения между многонациональными летными экипажами (докторская диссертация). Скоттсдейл, Аризона: Северо-центральный университет . стр. 4, 6–7, 104–114. Диссертация № 10278679 - через ProQuest Dissertations Publishing.
- ^ Хельмрайх, РЛ; Клинкект, младший; Вильгельм, Дж.А.; Мерритт, AC (2001). «Культура, ошибки и управление ресурсами экипажа». Ин Салас, Эдуардо; Бауэрс, Клинт А; Иденс, Элеана (ред.). Улучшение командной работы в организациях: применение тренингов по управлению ресурсами . Лоуренс Эрлбаум Ассошиэйтс. ISBN 0805828443 . OCLC 46790778 .
- ^ Первомайский сезон 24, серия 8 «Под огнем» (2024), Cineflix Productions
- ^ Карлинс, Марвин; Кох, Фредди; Маккалли, Лен; Чан, Коннектикут «CRM для CRM: фильмы, относящиеся к кабине экипажа, для управления ресурсами экипажа» . Адвокат CRM.
- ^ «Под огнем» . ИМБД . Проверено 16 марта 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Внешние изображения | |
---|---|
![]() | |
![]() |
- Буриан, Барбара К. (2006). «Контрольные списки авиационных аварийных ситуаций и нештатных ситуаций: ожидания и реальность» (PDF) . Исследовательский центр Эймса НАСА . Проверено 12 января 2017 г.
- Томсон, Джим (2013). «Поведение человека в условиях кризиса – авария в Саудовской Аравии 163, 1980 г.» (PDF) . Safetyinengineering.com. Архивировано из оригинала (PDF) 24 сентября 2015 года . Проверено 12 января 2017 г.
- Заключительный отчет об авиационном происшествии ( Архив ) – Главное управление гражданской авиации
- Циркуляр ИКАО 178-AN/111 № 5 Lockheed L-1011 Tristar, HZ-AHK, авария в Эр-Рияде, Саудовская Аравия, 19 августа 1980 года. Отчет от 16 января 1982 года, опубликованный Управлением гражданской авиации Саудовской Аравии.
- Стенограмма диктофона кабины экипажа
- Аварии и происшествия в Саудовской Аравии
- Аварии и инциденты с авиалайнерами, вызванные пожарами в полете
- Авиационные происшествия и происшествия в 1980 г.
- Авиационные происшествия и инциденты в Саудовской Аравии
- События августа 1980 года в Азии
- 1980 год в Саудовской Аравии.
- Аварии и инциденты с участием Lockheed L-1011
- Пожары в Саудовской Аравии
- Катастрофы 1980 года в Саудовской Аравии
- 20 век в Эр-Рияде