Jump to content

Рейс 163 Саудовской Аравии

Координаты : 24 ° 42'42 "N 46 ° 43'37" E  /  24,71167 ° N 46,72694 ° E  / 24,71167; 46,72694

Рейс 163 Саудовской Аравии
HZ-AHK, самолет, попавший в аварию, 1979 г.
Несчастный случай
Дата 19 августа 1980 г.
Краткое содержание Неспособность эвакуироваться после пожара в полете
Сайт Международный аэропорт Эр-Рияд ,
Эр-Рияд , Саудовская Аравия
24 ° 42'42 "N 46 ° 43'37" E  /  24,71167 ° N 46,72694 ° E  / 24,71167; 46,72694
Самолет
Тип самолета Локхид L-1011-200 ТриСтар
Оператор Саудовская Аравия
Номер рейса ИАТА. СВ163
Номер рейса ИКАО. СВА163
Позывной САУДОВСКАЯ АРАВИЯ 163
Регистрация ХЗ-АХК
Начало рейса Международный аэропорт Куэйд-и-Азам ,
Карачи , Пакистан
Остановка в пути Международный аэропорт Эр-Рияд ,
Эр-Рияд , Саудовская Аравия
Место назначения Международный аэропорт Джидды ,
Джидда , Саудовская Аравия
Оккупанты 301
Пассажиры 287
Экипаж 14
Погибшие 301
Выжившие 0

Рейс 163 Saudia — регулярный пассажирский рейс Saudia , вылетающий из аэропорта Каид-и-Азам в Карачи, Пакистан , в аэропорт Кандара в Джидде, Саудовская Аравия , через международный аэропорт Эр-Рияд в Эр-Рияде, Саудовская Аравия . Самолет загорелся после взлета из международного аэропорта Эр-Рияд (ныне авиабаза Эр-Рияд ). [ 1 ] 19 августа 1980 года. Хотя Lockheed L-1011-200 TriStar совершил успешную аварийную посадку в Эр-Рияде, летный экипаж не смог провести экстренную эвакуацию самолета, что привело к гибели всех 287 пассажиров и 14 членов экипажа, находившихся на борту самолета. от вдыхания дыма.

Авария стала самой смертоносной авиационной катастрофой с участием Lockheed L-1011 TriStar. [ 2 ] и самое смертоносное произошло в Саудовской Аравии. [ 1 ] [ 3 ] На тот момент это была вторая по величине авиакатастрофа в истории авиации с участием одного самолета после рейса 981 авиакомпании Turkish Airlines и третья по смертности в целом. [ 4 ]

Самолет и экипаж

[ редактировать ]

В катастрофе участвовал самолет Lockheed L-1011-200 TriStar ( зарегистрированный в Саудовской Аравии как HZ-AHK). Он совершил свой первый полет 13 июля 1979 года и был доставлен в Саудовскую Аравию 21 августа 1979 года. [ 5 ] : 89  [ 6 ]

Капитаном Douglas рейса был 38-летний Мохаммед аль-Ховайтер, саудовец, нанятый Saudia в 1965 году. Он летал на многочисленных самолетах, таких как DC-3 и DC-4 , McDonnell Douglas DC-9 , и Боинг 707 и 737 . В записях Аль-Ховайтера он описывался как медленно обучающийся и нуждающийся в более надлежащей подготовке . Аль-Ховайтер налетал 7674 часа, в том числе 388 часов на TriStar. Первым помощником был 26-летний Сами Хасанаин, также выходец из Саудовской Аравии, который присоединился к авиакомпании в 1977 году и ранее работал стажером. Он получил типовой рейтинг на TriStar за 11 дней до аварии. Однако в какой-то момент во время обучения Хасанаина исключили из летной школы за плохую успеваемость. Налет Хасанаина составил 1615 часов, в том числе 125 часов на TriStar. Бортинженером . был 42-летний Брэдли Кертис (урожденный Здзислав Щенсный), американец польского происхождения, который был принят на работу в авиакомпанию в 1974 году. Он имел квалификацию капитана Douglas DC-3, а затем был направлен в авиакомпанию обучался на Боинге 707 или 737, но не смог получить квалификацию ни капитана, ни первого помощника, поскольку не соответствовал требованиям. Чтобы сохранить работу, ему пришлось оплатить собственное обучение в качестве бортинженера L-1011. Налет Кертиса составил 650 часов, в том числе 157 часов на TriStar. [ 5 ] : 86–88  [ 7 ]

Саудию раскритиковали за то, что она направила в один полет трех пилотов, показавших плохую работу. [ нужна ссылка ]

Несчастный случай

[ редактировать ]
Последствия пожара на борту рейса 163
Обзор рейса 163 Saudia после пожара

Рейс 163 вылетел из международного аэропорта Куэйд-э-Азам (ныне международный аэропорт Джинна ) в Карачи, Пакистан, в 18:32 по пакистанскому времени (13:32 UTC) и направился в международный аэропорт Джидды в Джидде, Саудовская Аравия, с запланированным промежуточным рейсом. остановка в аэропорту Эр-Рияда. Рейс прибыл в Эр-Рияд в 19:06 по саудовскому времени (16:06 UTC) и имел двухчасовую остановку для дозаправки. Во время остановки несколько пассажиров высадились. После дозаправки рейс вылетел в 21:08 (18:08 UTC) в Джидду. [ 5 ]

Почти через семь минут после начала полета экипаж получил предупреждение о задымлении грузовой кабины. [ 5 ] : 66–67, 98  Следующие четыре минуты экипаж пытался подтвердить предупреждения, после чего бортинженер Кертис вернулся в кабину, чтобы подтвердить наличие дыма. Капитан аль-Ховайтер решил вернуться в аэропорт, и первый помощник Хасанаин сообщил о своих намерениях по рации в 21:20 (18:20 UTC). В 21:25 (18:25 UTC) рычаг управления двигателем номер два (центральный двигатель) заклинило, поскольку огонь перегорел через рабочий трос. Затем в 21:29 (18:29 UTC) на конечном заходе на посадку двигатель был заглушен. [ 5 ] : 6 

Остатки HZ-AHK после пожара

В 21:35 (18:35 UTC) аль-Ховайтер объявил чрезвычайную ситуацию и приземлился обратно в Эр-Рияде. [ 8 ] После приземления в 21:36 (18:36 UTC) самолет продолжил движение к рулежной дорожке в конце взлетно-посадочной полосы, где он покинул взлетно-посадочную полосу, остановившись в 21:39 (18:39 UTC), через 2 минуты 40 секунд после приземления. . Пожарно-спасательное оборудование аэропорта было размещено на посадочной части взлетно-посадочной полосы, а сотрудники служб экстренной помощи ожидали экстренной остановки и эвакуации. Это означало, что им пришлось броситься за самолетом, который использовал всю длину взлетно-посадочной полосы длиной 4000 метров (13000 футов), чтобы замедлиться, а затем выйти на рулежную дорожку. Самолет остановился лицом в противоположную от приземления сторону. [ 5 ] : 7 

Как только самолет остановился, экипаж сообщил, что глушит двигатели и собирается эвакуироваться. Однако вскоре после прибытия к самолету спасатели обнаружили, что два двигателя, установленные на крыле, все еще работают, что не позволяет им открыть двери. Окончательно они были отключены в 21:42 (18:42 UTC), через 3 минуты и 15 секунд после того, как самолет остановился, когда связь с экипажем была потеряна. В настоящее время внешнего возгорания не было видно, но пламя наблюдалось через окна в задней части самолета. Через двадцать три минуты после остановки двигателя, в 22:05 (19:05 UTC), наземным персоналом была открыта дверь R2 (вторая дверь с правой стороны). Через три минуты салон самолета вспыхнул и сгорел. [ 5 ] : 8 

Почему капитан аль-Ховайтер не смог оперативно эвакуировать самолет, неизвестно. В сообщениях Саудовской Аравии говорится, что экипаж не смог вовремя открыть двери с заглушками. [ 9 ] Предполагается, что большинство пассажиров и бортпроводников были выведены из строя во время приземления или не пытались открыть дверь движущегося самолета. [ 10 ] Известно, что самолет оставался под давлением во время разбега при посадке, поскольку система наддува кабины находилась в режиме ожидания, и самолет был обнаружен с почти полностью закрытыми обоими гермолюками. Герметизационные люки должны были полностью открываться при приземлении, чтобы разгерметизировать самолет. Экипаж был найден все еще на своих местах, а все жертвы находились в носовой половине фюзеляжа. Были проведены вскрытия некоторых лиц, не являющихся гражданами Саудовской Аравии, в том числе американского бортинженера. Все они погибли от отравления дымом, а не от ожогов, что указывало на то, что они умерли задолго до открытия двери R2. Источник пожара в отсеке С3 установить не удалось. [ 5 ] : 78 

Пассажиры

[ редактировать ]
Национальности жертв
Национальность Число
Канада Канада 1
Китай Китай 1
Финляндия Финляндия 1
Франция Франция 1
Западная Германия Западная Германия 1
Иран Иран 81
Республика Ирландия Ирландия 1
Италия Италия 1
Япония Япония 1
Южная Корея Южная Корея 4
Нидерланды Нидерланды 1
Пакистан Пакистан 65
Филиппины Филиппины 6
Саудовская Аравия Саудовская Аравия 125
Испания Испания 1
Тайвань Тайвань 1
Таиланд Таиланд 2
Великобритания Великобритания 4
Соединенные Штаты Соединенные Штаты 3
Общий 301

Из пассажиров рейса 82 человека сели в Карачи, а остальные 205 - в Эр-Рияде. Большинство пассажиров составляли саудовцы и пакистанские религиозные паломники, направлявшиеся в Мекку . Помимо саудовцев и пакистанцев, 32 религиозных паломника были из Ирана. Также небольшое количество пассажиров было из разных стран, направлявшихся в Джидду с дипломатическими миссиями. [ 5 ] : 89  [ 11 ] [ 12 ]

Расследование

[ редактировать ]
Грузовой отсек С3 после пожара

Расследование показало, что пожар начался в кормовой грузовой кабине C3. [ 5 ] : 77–78  Пожар был достаточно сильным, чтобы прожечь пол кабины, в результате чего пассажиры, сидевшие в этой части кабины, двинулись вперед перед приземлением. саудовские власти обнаружили две бутановые В сгоревших обломках авиалайнера печи, а рядом с одной из них — использованный огнетушитель . [ 5 ] : 35  Одна из первых теорий заключалась в том, что пожар начался в пассажирском салоне, когда пассажир использовал собственную бутановую печь для нагрева воды для чая. [ 13 ] Следствие не нашло никаких доказательств в поддержку этой теории. [ 5 ] : 78 

Изменения политики

[ редактировать ]

После события авиакомпания пересмотрела свои процедуры обучения и действия в чрезвычайных ситуациях. Lockheed также удалила изоляцию над задней грузовой зоной и добавила из ламинированного стекла усиление конструкции . Национальный совет по безопасности на транспорте США рекомендовал самолетам использовать галометановые огнетушители вместо традиционных ручных огнетушителей. [ 12 ]

Управление ресурсами экипажа

[ редактировать ]

Рейс 163 олицетворял дальнейшую необходимость внедрения системы управления ресурсами экипажа . Об этом свидетельствуют первичные провалы в эффективной связи, не позволившие экипажу осуществить окончательную успешную эвакуацию с самолета. Частично эти упущения происходят из-за так называемой дистанции власти между младшими и старшими на рабочем месте, отношений, которые наблюдаются во всех обществах, но в одних они подчеркиваются больше, чем в других. [ 14 ] «В культурах с высокой дистанцией власти юниоры не подвергают сомнению начальство, а лидеры могут быть автократическими», что приводит к ситуациям, когда первому офицеру трудно подвергать сомнению решения, принятые капитаном, - условия, которые могли присутствовать на рейсе 163 Saudia. [ 15 ] [ 14 ] [ 16 ] рейса Анализ CVR показал, что могла иметь место дистанция власти, поскольку капитан неоднократно игнорировал просьбы главного казначея отдать приказ об эвакуации. Поскольку CVR самолета прекратил запись перед аварийной посадкой из-за повреждений в результате пожара, точная причина отказа капитана отдать приказ об эвакуации неизвестна, хотя было установлено, что его поведение и действия во время полета способствовали аварии. [ 17 ]

Феномен дистанции власти способен повлиять на безопасность полетов во всем мире, но поскольку работа, выполняемая в кабине, в значительной степени зависит от способности одного работника перепроверять работу другого и наоборот, опасность наиболее очевидна для людей, воспитанных в культуры, которые традиционно почитают высокую дистанцию ​​власти между теми, кто находится у власти, и их подчиненными. [ 15 ]

[ редактировать ]

В 1982 году в британской программе о текущих событиях « Мир в действии» был показан эпизод под названием «Тайна рейса 163». Это задокументировало происшествие и впоследствии использовалось для обучения пилотов ценности управления ресурсами экипажа. [ 18 ]

Эта авария описана в 8-й серии 24-го сезона Mayday под названием « Под огнем » (2024). [ 19 ]

См. также

[ редактировать ]
  • Список происшествий и происшествий с участием коммерческих самолетов
  • Рейс 820 Varig — это рейс бразильской авиакомпании Varig, который вылетел из международного аэропорта Галеан в Рио-де-Жанейро, Бразилия, 11 июля 1973 года в аэропорт Орли в Париже, Франция. Самолет Boeing 707, регистрационный номер PP-VJZ, совершил вынужденную посадку на луковых полях примерно в 4 км от аэропорта Орли из-за задымления в салоне от пожара в туалете. В результате пожара погибло 123 человека, выжили только 11 человек (10 членов экипажа и пассажир).
  • На борту рейса 797 авиакомпании Air Canada произошел пожар в кормовом туалете, предположительно из-за неисправности электрооборудования, которая начала повреждать системы самолета. Экипажу удалось успешно посадить самолет, но в результате пожара во время эвакуации погибли 23 из 41 пассажира, находившегося на борту.
  • Рейс 28M компании British Airtours был вынужден прервать взлет в аэропорту Манчестера из-за неконтролируемого отказа двигателя и возгорания двигателя. Хотя эвакуация была заказана и проведена, проблемы с эвакуацией привели к тому, что 55 из 182 пассажиров погибли в результате отравления дымом.
  1. ^ Jump up to: а б Рантер, Харро. «Авиационная катастрофа ASN Lockheed L-1011 Tristar 200 HZ-AHK в международном аэропорту Рияд (RUH)» . Сеть авиационной безопасности . Фонд безопасности полетов .
  2. ^ Рантер, Харро. «Локхид L-1011 ТриСтар» . Сеть авиационной безопасности . Фонд безопасности полетов . Проверено 23 января 2019 г.
  3. ^ Рантер, Харро. «Профиль воздушной безопасности Саудовской Аравии» . Сеть авиационной безопасности . Фонд безопасности полетов . Проверено 23 января 2019 г.
  4. ^ Рантер, Харро. «Авиация самолета ASN McDonnell Douglas DC-10-10 TC-JAV Bois d'Ermenonville» . Сеть авиационной безопасности . Фонд безопасности полетов . Проверено 24 ноября 2020 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л «Отчет о авиакатастрофе, Lockheed L-1011 авиакомпании Saudi Arabian Airlines, HZ-AHK, Эр-Рияд, Саудовская Аравия, 19 августа 1980 г.» (PDF) . Президентство гражданской авиации Саудовской Аравии. 16 января 1982 года. Архивировано из оригинала (PDF) 1 января 2014 года . Проверено 26 февраля 2017 г. - через Федеральное управление гражданской авиации.
  6. ^ «Саудовская HZ-AHK (Lockheed L-1011 TriStar — MSN 1169)» . Авиация Воздушных Флотов . Проверено 28 февраля 2018 г.
  7. ^ Томсон, Джим (16 января 1982 г.). «Поведение человека в условиях кризиса – Saudia 163» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 24 сентября 2015 года . Проверено 2 марта 2018 г.
  8. ^ «Опасаются, что 265 человек погибли в результате горения саудовского самолета при посадке в Эр-Рияде» . Нью-Йорк Таймс . УПИ. 20 августа 1980 г. ISSN   0362-4331 . Проверено 26 февраля 2017 г.
  9. ^ «Подан иск о пожарной халатности в Саудовской Аравии» . Воздушный транспорт. Неделя авиации и космических технологий . 27 октября 1980 г. с. 32.
  10. ^ Уиткин, Ричард (21 августа 1980 г.). «Предположительно, пожар в саудовском самолете начался в кабине: аварийный люк в кабине не используется» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 26 февраля 2017 г.
  11. ^ «Среди жертв паломники из Мекки. В сгоревшем самолете нашли газовые плиты» . Глобус и почта . 29 августа 1980 года.
  12. ^ Jump up to: а б Хейн, Эдгар А. (2000). Катастрофа в воздухе . Ассошиэйтед Юниверсити Прессс. стр. 67–69. ISBN  9780845347775 .
  13. ^ «Пожар на авиалайнере начался из-за печи; число погибших составило 301» . Утренняя запись и журнал . Юнайтед Пресс Интернэшнл . 21 августа 1980 г. с. 22.
  14. ^ Jump up to: а б Хельмрайх, Роберт Л.; Дэвис, Январь (2004). «Культура, угроза и ошибка: уроки авиации» . Канадский журнал анестезии . 51 (6): Р2. дои : 10.1007/bf03018331 . S2CID   18098776 .
  15. ^ Jump up to: а б Трковский, Йозеф (2017). Повышение безопасности полетов за счет эффективного общения между многонациональными летными экипажами (докторская диссертация). Скоттсдейл, Аризона: Северо-центральный университет . стр. 4, 6–7, 104–114. Диссертация № 10278679 - через ProQuest Dissertations Publishing.
  16. ^ Хельмрайх, РЛ; Клинкект, младший; Вильгельм, Дж.А.; Мерритт, AC (2001). «Культура, ошибки и управление ресурсами экипажа». Ин Салас, Эдуардо; Бауэрс, Клинт А; Иденс, Элеана (ред.). Улучшение командной работы в организациях: применение тренингов по управлению ресурсами . Лоуренс Эрлбаум Ассошиэйтс. ISBN  0805828443 . OCLC   46790778 .
  17. ^ Первомайский сезон 24, серия 8 «Под огнем» (2024), Cineflix Productions
  18. ^ Карлинс, Марвин; Кох, Фредди; Маккалли, Лен; Чан, Коннектикут «CRM для CRM: фильмы, относящиеся к кабине экипажа, для управления ресурсами экипажа» . Адвокат CRM.
  19. ^ «Под огнем» . ИМБД . Проверено 16 марта 2024 г.
[ редактировать ]
Внешние изображения
значок изображения Airliners.Net Изображение Saudia 163
значок изображения Airliners.Net Фотография HZ-AHK до аварии
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6e9570d88d78083ec96e5685e448ca11__1723200840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6e/11/6e9570d88d78083ec96e5685e448ca11.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Saudia Flight 163 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)