1757 год, хадж, караванный набег
1757 год, хадж, караванный набег | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
Бедуинские племена:
| ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() Муса-паша † | Кадан аль-Файез (вождь Бани Сахер) | ||||||
Сила | |||||||
Неизвестный | Неизвестный | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Неизвестный | Неизвестный | ||||||
~20 000 паломников убиты или умерли от голода/жажды |
Набег на караван хаджа 1757 года представлял собой грабеж и резню каравана хаджа 1757 года по возвращении в Дамаск из Мекки соплеменниками бедуинов . Караван находился под защитой османских войск во главе с вали (губернатором провинции) Дамаска и Хусейном-пашой его заместителем Мусой-пашой, в то время как бедуинов возглавлял Кадан аль-Файез из племени Бани Сахер . По оценкам, в результате рейда около 20 000 паломников были убиты или умерли от голода или жажды.
Хотя набеги бедуинов на караван хаджа были довольно обычным явлением, набег 1757 года стал пиком таких нападений. Историк Ареф Абу-Рабия назвал это «самым известным» рейдом на караван хаджа. Нападение вызвало кризис в правительстве Османской империи. Хусейн-паша был уволен, а высокопоставленные чиновники, такие как кизлар-ага (главный евнух) Абукуф и бывший вали Дамаска Асад-паша аль-Азм , были казнены за предполагаемую халатность или участие соответственно.
Фон
[ редактировать ]Совершение хаджа (ежегодного мусульманского паломничества в Мекку ) является священной обязанностью в исламе . В эпоху Османской империи (1517–1917 гг.), Как и в предыдущие периоды, мусульманские паломники из Леванта и Анатолии собирались в Дамаске и вместе путешествовали. [ 1 ] в караване с товарами и продуктами питания в Мекку под вооруженной охраной во главе с амиром аль-хаджем (командиром каравана хаджа). Вооруженная охрана присутствовала в основном для защиты каравана от нападений бедуинов , когда он пересекал территории различных бедуинских племен в пустыне. [ 2 ]
Крупные грабительские набеги на караван обычно происходили, когда племена испытывали экономические трудности. обычно платил бедуинам Амир аль-хадж в виде сарра (дани) в обмен на безопасный проход через их территорию. [ 3 ] поступали Деньги сарра из налоговых поступлений, собранных эмиром аль-хаджем с жителей Дамаска Эялета и предназначенных специально для защиты и снабжения каравана хаджа. Часто амир аль-хадж платил половину сарра наиболее могущественным бедуинским племенам по пути в Мекку, а вторую половину платил по возвращении, если того требовали обстоятельства. Если бы бедуинские племена не угрожали каравану на обратном пути, амир аль-хадж оставил бы остаток оплаты сарра себе. Много раз, несмотря на уплату сарра , бедуинские племена все равно грабили караван, хотя и в меньшей степени. [ 4 ] Племена также получали доход от продажи транспортных верблюдов паломникам. Кроме того, в качестве вспомогательных войск каравана были привлечены представители бедуинских племен, поскольку они были знакомы с территорией и преимущественно бедуинским населением, населявшим территории вдоль пути в Мекку. Таким образом, караван хаджа был прибыльным источником дохода для племен. [ 3 ]
За десятилетия до рейда 1757 года преобладающими бедуинскими племенами в регионе между Дамаском и северным Хиджазом были бани Сахер и более мелкие племена бани акиль, бани кулайб и сардия. Однако, начиная с начала 18 века, гораздо более крупное племя Анизза из Неджда заполонило Сирийскую пустыню , вытеснив другие племена. Следовательно, османские командиры, возглавлявшие хадж, постепенно передали Аниззе традиционные обязанности, обычно возлагаемые на Бани Сахер и его союзников. Это лишило первых крупного источника дохода и религиозно престижной роли по защите мусульманских паломников. [ 3 ] [ 5 ] Бани Сахер и Анизза участвовали в совместных набегах на караван хаджа в 1700 и 1703 годах. [ 6 ] Финансовые трудности бани сахер и меньших племен усугубились сильной засухой 1756 и 1757 годов. [ 3 ] [ 7 ]
Рейд
[ редактировать ]Завершив свой даура (поездку по сбору налогов) в апреле 1757 года, эмир аль-хадж и вали Дамаска Хусейн-паша ибн Макки в июле отправился с караваном паломников. [ 8 ] и через несколько недель он благополучно прибыл в Мекку. [ 9 ] Когда караван отправился обратно в Сирию, меньший авангард каравана под командованием Мусы-паши подвергся нападению со стороны членов племени Бани Сахер под командованием Кадана аль-Файеза в Аль-Катране , в центральной части современной Иордании . Охрана была разграблена и рассеяна, солдаты бежали на юг, в Маан , на юго-запад в Газу , на запад в Иерусалим и на север, на равнину Хауран . По словам историка Аббуда аль-Саббаха, Муса-паша лично подвергся нападению, и ему удалось бежать в хауранский город Дараа «нагим и босым». Позже Муса скончался от ран. [ 9 ]
Выжившие солдаты авангарда прибыли в Дамаск, чтобы предупредить власти, которые впоследствии направили вспомогательную охрану для поддержки основного каравана, который к концу сентября достиг города Табук на севере Хиджаза . Помощник подвергся нападению соплеменников в районе между Аль-Катраной и Мааном и не смог продвинуться дальше равнины Балка . Хусейн-паша также был предупрежден о грабеже авангарда и рассеянии спасательной охраны и попытался связаться с шейхом Каданом. Представители Хусейна-паши предложили шейху Кадану взятку в обмен на безопасный проезд в Дамаск, но получили отказ. [ 9 ]
Продовольствие в караване было на исходе. [ 9 ] и Хусейн-паша покинули Табук. [ 5 ] с караваном в конце октября, зная, что Бани Сахер и союзные соплеменники, в том числе меньшие Сардия, Бани Акил и Бани Кулайб, [ 9 ] ждал их на маршруте. [ 5 ] На третий день похода Хусейна-паши. [ 9 ] соплеменники бедуинов начали нападение на караван между Табуком и Дхат аль-Хаджем . [ 9 ] По словам историка Ф.Э. Петерса , местом нападения был Халлат-Аммар , на дороге Табук-Маан на границе между современной Иорданией и Саудовской Аравией . [ 5 ]
В самом начале рейда были убиты многочисленные паломники. [ 9 ] Бедуинское племя разграбило караван оставшуюся провизию и товары и отступило. [ 5 ] Среди награбленных предметов был богато украшенный махмал (носилки), символизировавший суверенитет османского султана. [ 10 ] Около 20 000 паломников были либо убиты нападавшими, либо умерли от ран, либо умерли от голода или жажды на обратном пути в Дамаск. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] Среди погибших паломников была одна из сестер самого султана . Хусейн-паша выжил, но не вернулся в Дамаск, опасаясь за свою безопасность. [ 5 ] Летописец XVIII века из Дамаска Ахмед аль-Будейри записал, что бедуинские налетчики сорвали с паломников одежду и оставили их обнаженными в пустыне. [ 14 ]
Последствия
[ редактировать ]Рейд потряс людей по всей Османской империи. [ 13 ] и власти Дамаска и столицы Османской империи Стамбула . [ 15 ] Хотя набеги бедуинов на караван хаджа были довольно обычным явлением, набег 1757 года стал пиком таких нападений. [ 16 ] Историк Ареф Абу-Рабия назвал это «самым известным» набегом бедуинов на караван хаджа. [ 17 ]
В правительстве Османской империи наступил кризис. [ 18 ] Султан Осман III умер 30 октября 1757 года, и ему наследовал Мустафа III . Последний наказал ряд имперских и провинциальных чиновников, которых он считал ответственными за неспособность обеспечить безопасность каравана. Хусейн-паша был немедленно уволен с поста эмира аль-хаджа и вали Дамаска и в конечном итоге назначен санджак-беем (губернатором округа) Газы в 1762 году. [ 15 ] Хусейн-паша подал жалобу имперским властям, утверждая, что могущественный арабский шейх Галилеи Захир аль -Умар подстрекал бедуинские племена к совершению набега, что Захир отрицал. Захир потребовал расследования этого дела, и власти пришли к выводу, что он не участвовал в рейде. [ 19 ] Более того, Захир заслужил расположение властей, выкупив награбленное у Бани Сахера и вернув махмал султану. [ 10 ]
Императорский покровитель Хусейна-паши и чиновник, выполнявший некоторые обязанности в отношении каравана хаджа, кизлар-ага Абукуф, был арестован, сослан на Родос и казнен. Отрубленная голова Абукуфа была помещена возле императорского дворца в Стамбуле. Официальным оправданием его смерти стало назначение им Хусейна-паши и увольнение бывшего вали Дамаска и эмира аль-хаджа Асад -паши аль-Азма , который успешно руководил паломничеством на протяжении всего своего 14-летнего правления. [ 15 ] [ 20 ] Однако Асад-паша также был наказан из-за подозрений в том, что он сотрудничал с бедуинскими налетчиками при нападении на караван с целью дискредитировать своего преемника Хусейна-пашу и убедить имперские власти восстановить его на посту. [ 13 ] [ 15 ] По словам Ахмада Хасана Джуды, Асад-паша был сослан на Крит , но был казнен по дороге туда, в марте 1758 года. Его отрубленная голова также была выставлена перед дворцом султана. [ 15 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сато 2014, с. 134.
- ^ Дамурдаши 1991, стр. 20.
- ^ Перейти обратно: а б с д Джуда 1987, стр. 40–41.
- ^ Питерс 1994, с. 160.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Питерс 1994, с. 161.
- ^ Ван дер Стин 2014, с. 177.
- ^ Хэтэуэй и Барбир 2014, с. 89.
- ^ Джуда 1987, с. 39.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Джуда 1987, с. 40.
- ^ Перейти обратно: а б Джуда 1987, стр. 41–42.
- ^ Дампер, стр. 122 .
- ^ Мастерс, изд. Огюстон, с. 248 .
- ^ Перейти обратно: а б с Бернс 2005, с. 245 .
- ^ Хэтэуэй и Барбир, 2014, стр. 89–90.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Джуда 1987, с. 42.
- ^ Коэн 1973, с. 20.
- ^ Абу Рабиа 2001, стр. 2–3.
- ^ Озюксель 2014, с. 61.
- ^ Джуда 1987, с. 41.
- ^ Питерс 1994, с. 162.
Библиография
[ редактировать ]- Абу-Рабия, Ареф (2001). Век бедуинов: образование и развитие племен Негева в ХХ веке . Книги Бергана. ISBN 9781571818324 .
- Бернс, Росс (2005). Дамаск: История . Рутледж. ISBN 0-415-27105-3 .
- Коэн, Амнон (1973). Палестина в XVIII веке: модели государственного управления и управления . Магнес Пресс. ISBN 9789652234834 .
- Аль-Дамурдаши, Ахмад Д. (1991). Абд аль-Ваххаб Бакр Мухаммад (ред.). «Хроники Египта» ад-Дамурдаши, 1688–1755 гг . БРИЛЛ. ISBN 9789004094086 .
- Джуда, Ахмад Хасан (1987). Восстание в Палестине в восемнадцатом веке: эпоха шейха Захира аль-Умара . Кингстон Пресс. ISBN 9780940670112 .
- Хэтэуэй, Джейн; Барбир, Карл (2014). Арабские земли под властью Османской империи: 1516–1800 гг . Рутледж. ISBN 9781317875635 .
- Озюксель, Мурат (2014). Хиджазская железная дорога и Османская империя: современность, индустриализация и упадок Османской империи . ИБТаурис. ISBN 9780857737434 .
- Питерс, Ф.Е. (1994). Хадж: паломничество мусульман в Мекку и святые места . Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691026190 .
- Сато, Цугитака (2014). Сахар в общественной жизни средневекового ислама . Блестящий. ISBN 9789004281561 .
- Ван дер Стин, Эвелин (2014). Ближневосточные племенные общества в девятнадцатом веке: экономика, общество и политика между палаткой и городом . Рутледж. ISBN 9781317543480 .