Амир аль-Хадж
Амир аль-хадж ( арабский : أمير الحج , романизированный : амир аль-хадж , букв. «командир паломничества» или арабский : أمير الحج , романизированный : амир аль-хадж , букв. «командир паломничества»; [ 1 ] множественное число: арабское : принцы хаджа , латинизированное : umarā' al-hajj ) [ 2 ] - это должность и титул, присваиваемые командиру ежегодного совершающих хадж каравана паломников, , в последующих мусульманских империях с VII по XX век. Со времен Аббасидов существовало два основных каравана: один отправлялся из Дамаска , а другой — из Каира . [ 1 ] Каждому из двух ежегодных караванов был назначен эмир аль-хадж, основными обязанностями которого были обеспечение средств и продовольствия для каравана, а также его защита на пустынном пути к священным мусульманским городам Мекке и Медине в Хиджазе . [ 3 ] [ 4 ]
Значение офиса
[ редактировать ]По словам историка Томаса Филиппа, «должность эмира аль-хаджа была чрезвычайно важной», которая принесла с собой большое политическое влияние и религиозный престиж. [ 5 ] Учитывая значение паломничества хаджа в исламе , защита каравана и его паломников была приоритетом для ответственных мусульманских правителей. О любом неправильном обращении с караваном или вреде, нанесенном паломникам бедуинскими налетчиками, часто становилось известно всему мусульманскому миру благодаря вернувшимся паломникам. Лидер мусульманского мира или правитель, претендующий на эту должность, был обязан обеспечить безопасность паломничества, и его успех или неудача существенно отражались на престиже правителя. [ 6 ] Таким образом, «талантливые и успешные командиры хаджа имели решающее значение». [ 3 ] Во времена Османской империи важность успешного умара аль-хаджа обычно давала им иммунитет от карательных мер со стороны османских властей за злоупотребления, совершенные ими в других местах. [ 3 ]
Обязанности
[ редактировать ]Главной угрозой каравану хаджа были набеги бедуинов. Амир аль-хадж командовал крупными военными силами для защиты каравана в случае нападения местных бедуинов или платил различным бедуинским племенам, по территории которых караван должен был пересечь путь к мусульманским священным городам в Хиджаз. [ 4 ] Закупка припасов (воды и еды) и транспорт (верблюды) также входили в обязанности эмира аль-хаджа , как и обеспечение средств для финансирования паломничества. Средства в основном поступали из доходов провинций, специально предназначенных для хаджа. [ 3 ] Некоторые средства поступили из крупных пожертвований, созданных различными мамлюкскими и османскими султанами, которые в основном предназначались для обеспечения наличия воды и запасов в городах Мекка и Медина для размещения прибывающих паломников. Кайренский полководец отвечал за кисву — черную ткань, которой ежегодно накрывают Каабу в Мекке. [ 7 ]
По мнению Сингера и Филиппа, эмир аль-хадж должен был обладать логистическими возможностями и военными навыками. Чтобы закупить припасы и обеспечить безопасную транспортировку каравана, амир аль-Хадж часто поддерживал сеть связей с различными османскими чиновниками и лидерами местных общин. [ 3 ] Амир аль-хадж привел с собой множество чиновников, в том числе дополнительных командиров -мамлюков для поддержания порядка и религиозных функционеров, таких как имамы , муэдзины , кади , которые все были типично образованными арабами . Среди других должностных лиц были арабские проводники по пустыне, врачи, чиновник, отвечающий за незавещанные дела паломников, погибших во время паломничества, и мухтасиб , отвечавший за надзор за финансовыми операциями. [ 7 ]
История
[ редактировать ]Мусульманская традиция приписывает первый караван хаджа при жизни исламского пророка Мухаммеда , который в 630 году ( 9 г. хиджры ) поручил Абу Бакру провести 300 паломников из Медины в Мекку. [ 1 ] С мусульманскими завоеваниями большое количество паломников съехались со всех уголков расширяющегося мусульманского мира. При Аббасидах зародилась традиция ежегодных финансируемых государством караванов, отправляющихся из Дамаска и Каира , к которым обычно присоединяются караваны паломников из более отдаленных регионов. [ 1 ] Третьей важной отправной точкой была Куфа паломники из Ирака , Ирана и Центральной Азии , куда собирались ; Дамаск собрал паломников из Леванта , а в более поздние времена и из Анатолии ; и Каир собрал паломников из Египта, Африки, Магриба и Аль-Андалуса (Испания). [ 8 ]
Ранние Аббасиды придавали большое значение символическому значению паломничества, и в первом веке правления Аббасидов во главе караванов обычно выбирались члены правящей династии. Халиф Харун ар-Рашид ( годы правления 786–809 ) несколько раз лично возглавлял караван. [ 1 ] Конкретный год, когда была основана должность эмира аль-хаджа, точно не известен, но, вероятно, это был 978 год нашей эры, когда аль-Азиз ( годы правления Египта , назначил на 975–996), халиф Фатимидов эту Бадиса ибн Зири. должность . Первым эмиром аль-хаджа для каравана в Куфе, вероятно, был сельджукский эмир Каймаз, назначенный сельджукским султаном Мухаммедом II в 1157 году, а первым вероятным эмиром аль-хаджа для каравана в Дамаске был Тухтакин ибн Айюб , назначенный Айюбидов султаном Саладином после Отвоевание Иерусалима у крестоносцев в 1187 году. [ 8 ]
После фактического разрушения Аббасидского халифата и его столицы Багдада Монгольской империей в 1258 году роль Дамаска и Каира как пунктов сбора и отправления каравана хаджа возросла. Два года спустя был основан Мамлюкский султанат . С тех пор Дамаск служил основным местом сбора паломников из Леванта, Анатолии, Месопотамии и Персии, а Каир был местом сбора паломников, прибывающих из долины Нила , Северной Африки и стран Африки к югу от Сахары . [ 9 ] По мнению историка Джейн Хэтэуэй, амир аль-хадж принял свою «классическую» форму при мамлюках. [ 1 ] Однако, несмотря на свою важность, мамлюки выбирали для руководства караванами чиновников среднего звена - обычно амира миа мукаддамальфа (командующего тысячей солдат). [ 10 ] — иногда включая свободнорожденных мамлюков ( авлад ан-нас ), которые считались более низкими по статусу, чем освобожденные мамлюки. [ 1 ]
В эпоху мамлюков основной караван паломничества отправлялся из Каира. Его амир аль-хадж всегда назначался султаном. Амир аль-хадж Дамаска назначался либо султаном, либо его наместником в Сирии. Дамасский командующий обычно подчинялся каирскому командующему, обычно играя нейтральную или вспомогательную роль по отношению к последнему во встречах или ссорах с мекканскими шарифами или командирами караванов из территории нынешнего Ирака или Йемена. [ 7 ] Поскольку кисва , церемониальное покрытие Каабы, обычно ткали в Египте, ее вез каирский караван, в то время как дамасский караван вез соответствующее покрытие для гробницы Мухаммеда в Медине. [ 1 ] Несколько мамлюкских султанов сами совершили паломничество, но обычно их символическое присутствие было представлено махмалем ( паланкином) в сопровождении музыкантов. [ 1 ]
Османская эпоха
[ редактировать ]Роль эмира аль-хаджа продолжила Османская империя , когда они получили контроль над территориями мамлюков в 1517 году. Помимо последнего года, в течение которого османский султан назначил на этот пост бюрократа, умара аль-хаджа из Каира большая часть XVI века продолжала происходить из рядов черкесских мамлюков, время от времени назначавшихся на важных арабских шейхов или высокопоставленных боснийских или турецких чиновников. [ 10 ] За этим последовал период, когда командиры Кайренского каравана приезжали из Константинополя , до начала 18 века, когда мамлюки Египта снова стали излюбленными кандидатами на эту должность. [ 11 ]
В XVI веке амир аль-хадж, назначенный в караван из Дамаска, командовал 100 сипахами — профессиональными войсками, владевшими феодальными владениями в Дамаске Эялет (провинция Дамаска), и янычарами — воинами из дамасского гарнизона. Первым эмиром аль-хаджа бывший мамлюкский наместник провинции, ставший османским губернатором в Дамаске стал Джанбирди аль-Газали, . До 1571 года умара аль-хадж для Дамаска назначался из числа высокопоставленных мамлюков Дамаска, но впоследствии мамлюки и местные лидеры из меньших городов и поселков, таких как Газа , Аджлун , Наблус и аль-Карак, с общим успехом возглавляли караван. . [ 12 ]
В 1708 году османское имперское правительство приняло новую политику, согласно которой вали (губернатор) Дамаска выполнял функции эмира аль-хаджа . [ 12 ] [ 13 ] С этим изменением политики также произошло повышение звания дамасского командира. Его ранг стал выше ранга каирского командующего, любого имперского османского чиновника, путешествующего с караваном, османского губернатора Хиджаза в Джидде и мекканских шарифов . [ 12 ] Арабская семья аль-Азм из Дамаска смогла оставаться губернатором Дамаска в течение длительного периода времени, отчасти благодаря их успеху в командовании караваном. [ 14 ]
Когда ваххабиты впервые взяли под свой контроль Хиджаз в начале 19 века, они запретили ношение махмаля и музыкантов, но когда Мухаммед Али вернул эту территорию в 1811 году, они были восстановлены. Когда саудиты отбили Хиджаз в 1925 году, запрет был применен повторно. [ 1 ] Исключительность должности эмира аль-хаджа, которой пользовались губернаторы Дамаска, закончилась где-то в середине XIX века, когда османы восстановили контроль над Сирией у египетских войск Мухаммеда Али. Угроза безопасности со стороны бедуинских рейдеров за это время также уменьшилась. С тех пор амир аль-хадж стал почетной должностью, которую обычно занимала знатная дамаскская знать. [ 14 ] Когда в 1911 году османы потеряли свою номинальную власть над Египтом, султан Египта назначал эмира аль-хаджа , хотя к тому времени важность этой должности значительно снизилась на фоне радикальных политических изменений, происходящих в стране. указом ежегодно [ 15 ]
Распад Османской империи после Первой мировой войны ознаменовал конец дамасского эмира аль-Хаджа . Династия Мухаммеда Али в Египте продолжала назначать эмира аль-хаджа для каирского каравана до его падения в 1952 году . Новое республиканское правительство продолжало занимать эту должность в течение двух лет, прежде чем оно было окончательно упразднено. [ 1 ]
Список лидеров хаджа в раннеисламский период
[ редактировать ]При халифах Омейядов и Аббасидов руководство хаджем в основном поручалось родственнику халифа.
Период Омейядов (661–750 гг.)
[ редактировать ]- Умар ибн аль-Валид (707)
- Маслама ибн Абд аль-Малик
- Абд аль-Азиз ибн аль-Валид (713)
- Бишр ибн аль-Валид (714)
- Умар ибн Абд аль-Азиз , также известный как Второй Умар, возглавлял его несколько раз в период с 706 по 712 годы.
- Абд аль-Вахид ибн Сулейман (747)
- Мухаммад ибн Абд аль-Малик (он возглавил паломничество в хадж в Мекку в августе 748 года). [ 16 ]
Период Аббасидов (750–940 гг.)
[ редактировать ]- Дауд ибн Али аль-Хашими (750)
- Сулейман ибн Али аль-Хашими (753 г.)
- Мухаммад ибн Абдаллах аль-Мансур (770 г.), будущий аббасидский халиф аль-Махди.
- Сулейман ибн Абдулла аль-Мансур (785, 793)
- Муса ибн Иса ибн Муса аль-Хашими (797, 798)
- Абу Джафар Харун ибн Мухаммад аль-Махди, известный как Харун ар-Рашид, несколько раз возглавлял паломничество в хадж.
- Аль-Аббас ибн Муса ибн Иса аль-Хашими (805, 812, 813, 814).
- Абу Исхак Мухаммад ибн Харун (816 г.), будущий халиф Аббасидов аль-Мутасим.
- Исхак ибн Муса ибн Иса аль-Хашими (817)
- Ибрагим ибн Муса ибн Джафар аль-Хусайни аль-Хашими (818)
- Абдаллах ибн Убайдаллах ибн аль-Аббас также был лидером паломничества, проводя ежегодные мероприятия в 828, 829, 831 и, возможно, 832 годах.
- Абу аль-Фадл Джафар ибн Мухаммад аль-Мутасим, известный своим лакабом аль-Мутаваккилем (842 г.).
- Абу Джафар Мухаммад, более известный как аль-Мунтасир (850/851)
- Ибрагим ибн Мухаммад ибн Исмаил аль-Хашими (873, 874) [ 17 ]
- Харун ибн Мухаммад ибн Исхак аль-Хашими (878–893)
Список османских умара аль-хаджа
[ редактировать ]Командиры каирских караванов
[ редактировать ]- Баракат ибн Муса (1518 г.)
- Барсбай (1519 г.)
- Джаним ибн Давлатбай (1520–1523)
- Джаним аль-Хамзави (1524–1525)
- Синан (1526 г.)
- Каним ибн Маалбай (1527–1530)
- Юсуф аль-Хамзави (1531–1532)
- Мустафа ибн Абдулла ар-Руми (1533 г.)
- Сулейман-паша (1534 г.)
- Юсуф аль-Хамзави (1535 г.)
- Мустафа ибн Абдулла ар-Руми (1536–1538)
- Джаним ибн Касра (1539–1545)
- Айдин ибн Абдулла ар-Руми (1546 г.)
- Хусейн Абаза (1547 г.)
- Мустафа ибн Абдулла ар-Руми (1548–1551)
- Хаваджа Мухаммад (1584 г.)
- Мустафа-паша (1585 г.)
- Умар ибн Иса (1591 г.)
- Ридван Бей аль-Факари (1631–1656) [ 18 ]
- Зул-Факар-бей (1676–1683) [ 19 ]
- Исмаил аль-Факар бей (1684–1688) [ 19 ]
- Ибрагим-бей Абу Шанаб (1689 г.) [ 19 ]
- Ибрагим бей Зейн аль-Факар (1690–1695) [ 20 ]
- Айюб Бей аль-Факар (1696–1701) [ 21 ]
- Китас-бей (1706–1710) [ 22 ]
- Авад Бей (1711 г.) [ 23 ]
- Мухаммад ибн Исмаил-бей (1720–1721) [ 24 ]
- Абдаллах Бей (1722–1723) [ 25 ]
- Мухаммад ибн Исмаил-бей (1725–1727) [ 25 ]
- Али Бей Зейн аль-Факар (1728–1729) [ 26 ]
- Гитас Бей аль-Авар (1730 г.) [ 27 ]
- Мухаммад Ага аль-Кур (1731 г.) [ 28 ]
- Али-бей Катамиш (1732–1734) [ 29 ]
- Ибрагим-бей Катамиш (1736–1737) [ 30 ]
- Усман бей Зейн аль-Факар (1738–1740) [ 31 ]
- Умар-бей Катамиш (1741 г.) [ 32 ]
- Али Бей аль-Кабир (1753-1754)
- Хусейн бей аль-Хашшаб (1755 г.) [ 33 ]
- Салих Бей аль-Касими (1756 г.) [ 34 ]
- Ибрагим-бей (1771–1773) [ 35 ]
- Мурад-бей (1778–1786) [ 36 ]
Командиры караванов Дамаска
[ редактировать ]- Джанбирди аль-Газали (1518–1520)
- Безымянный санджак-бей (губернатор округа) Сафада (1523 г.) [ 37 ]
- Увайс аль-Кашиф (1525 г.) [ 37 ]
- Курд-бей ибн Хисру-паша (1551–52; санджак-бей Хамы ) [ 37 ]
- Хусейн Бей ибн Мухаммад ар-Руми (1553–1554; османский императорский чиновник) [ 37 ]
- Юнус-бей (1557; санджак-бей Хомса) [ 37 ]
- Мурад-бей (1558; санджак-бей Аджлуна) [ 37 ]
- Ридван-паша (1560; санджак-бей Газы) [ 37 ]
- Дарвиш-паша (1567; санджак-бей Триполи) [ 37 ]
- Кансух аль-Газзави (1571–1587; жил в Аджлуне ) [ 38 ] [ 39 ]
- Ахмад ибн Ридван (1587–1588; жил в Газе ) [ 38 ] [ 39 ]
- Мансур ибн Фурайх (1589–1591; жил в долине Бекаа ) [ 38 ] [ 39 ]
- Ахмад ибн Ридван (1591–1606; жил в Газе)
- Фаррух-паша (1609–1620; жил в Наблусе ) [ 40 ]
- Мухаммад ибн Фаррух (1621–1638; жил в Наблусе) [ 40 ]
- Ассаф Фаррух (1665–1669; жил в Наблусе) [ 40 ]
- Муса-паша ан-Нимр (1670; живет в Наблусе) [ 40 ]
- Ахмед-паша аль-Тарази (1676–77; жил в Ладжуне и Иерусалиме) [ 41 ]
- Хекимбаши Хайри Мустафа-паша (1689; жил в секторе Газа) [ 42 ]
- Мехмед-паша (1690; жил в Джидде ) [ 42 ]
- Арслан Мехмед-паша (1691; жил в Триполи ) [ 42 ]
- Ахмед-паша Салих (1697–98; жил в Дамаске) [ 42 ]
- Каплан-паша (1699; жил в Сидоне ) [ 42 ]
- Черкес Хасан-паша (1700–01; жил в Дамаске) [ 42 ]
- Арслан Мехмед-паша (1702–1703; жил в Дамаске и Триполи) [ 42 ]
- Мехмед-паша Курд Байрам (1704 г., жил в Дамаске)
- Юсуф-паша Капудан (1707–1708)
- Насух Паша аль-Айдини (1708–1712)
- Джаркас Мухаммад-паша (1713–1715)
- Тубал Юсуф-паша (1715–1716)
- Ибрагим-паша Капудан (1716 г.)
- Реджеп-паша (1716 г.)
- Невшехирли Дамат Ибрагим-паша (1716–1717)
- Абдулла-паша Кёпрюлю (1716–1717)
- Раджаб-паша (1717–1718)
- Усман-паша Абу Таук (1719–1721)
- Али-паша Мактул (1721–1722)
- Усман-паша Абу Таук (1723–1725)
- Исмаил-паша аль-Азм (1725–1730)
- Абдулла-паша аль-Айдинли (1731–1734)
- Сулейман-паша аль-Азм (1734–1738)
- Хусейн-паша аль-Бустанджи (1738 г.)
- Усман-паша аль-Мухасил (1739–1740)
- Али-паша Абу Кили (1740 г.)
- Сулейман-паша аль-Азм (1741–1743)
- Асад Паша аль-Азм (1743–1757)
- Хусейн-паша ибн Макки (1757 г.)
- Абдулла Паша аль-Джатахджи (1757–1759)
- Мухаммад-паша аль-Шалик (1759–1760)
- Усман-паша аль-Курджи (1760–1771)
- Мухаммад-паша аль-Азм (1771–1772)
- Хафиз Мустафа-паша Бустанджи (1773 г.)
- Мухаммад-паша аль-Азм (1773–1783)
- Дарвиш Паша аль-Курджи (1783–1784)
- Ахмад-паша аль-Джеззар (1784–1786)
- Хусейн-паша Баттал (1786–1787)
- Абди-паша (1787–1788)
- Ибрагим-паша аль-Халаби (1788–1789)
- Ахмад-паша аль-Джеззар (1790–1795)
- Абдулла Паша аль-Азм (1795–1798)
- Ахмад-паша аль-Джеззар (1798–1799)
- Абдулла Паша аль-Азм (1799–1803)
- Ахмад-паша аль-Джеззар (1803–1804)
- Абдулла Паша аль-Азм (1804–807)
- Кундж Юсуф-паша (1807–1810)
- Сулейман-паша Силахдар (1810–1818)
- Салих-паша II (1818 г.)
- Абдаллах-паша II (1819–1821)
- Дервиш Мехмед-паша II (1821–1822)
- Мустафа-паша IV (1822–1826)
- Мехмед Эмин Рауф-паша (1828–1831)
- Мехмед Селим-паша (1831–1832)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Хэтэуэй 2015 .
- ^ Филипп 1998 , с. 102.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Певица 2002 , с. 141.
- ^ Перейти обратно: а б Аль-Дамурдаши 1991 , стр. 20.
- ^ Филипп 1998 , с. 101.
- ^ Певица 2002 , с. 142.
- ^ Перейти обратно: а б с Данн 1986 , с. 66.
- ^ Перейти обратно: а б Сато 2014 , с. 134.
- ^ Питерс 1994 , с. 164.
- ^ Перейти обратно: а б Филипп 1998 , стр. 102–104.
- ^ Питерс 1994 , с. 167.
- ^ Перейти обратно: а б с Питерс 1994 , с. 148.
- ^ Бернс 2005 , стр. 237–238.
- ^ Перейти обратно: а б Магистратура 2009 , с. 40.
- ^ Ризк, Лабиб (04 июля 2011 г.), «Диван современной жизни» , еженедельник Аль-Ахрам , Аль-Ахрам, заархивировано из оригинала 23 октября 2013 г. , получено 8 июля 2015 г.
- ^ Уильямс 1985 , с. 123.
- ^ Yarshater 1985–2007 , v. 36: pp. 157, 161, 162; Al-Mas'udi 1877 , p. 74 (calling him Ibn Burayh); Ibn Hazm 1982 , p. 34.
- ^ Филипп, 1998, с. 14
- ^ Перейти обратно: а б с Дамурдаши, 1991, стр. 28-29 .
- ^ Дамурдаши, 1991, стр. 30.
- ^ , стр. 61 ; Дамурдаши, 1991
- ^ Филип, Томас (1994). Аджаиб аль-Атар Фи аль-Тараджим Валь-Ахбар: Путеводитель . Франц Штайнер Верлаг. ISBN 9783515057561 .
- ^ Дамурдаши, 1991, стр. 146.
- ^ Дамурдаши, 1991, с. 227.
- ^ Перейти обратно: а б Дамурдаши, 1991, стр. 227-228 .
- ^ Дамурдаши, 1991, с. 266.
- ^ Дамурдаши, 1991, с. 270.
- ^ Дамурдаши, 1991, с. 271.
- ^ Дамурдаши, 1991, с. 303.
- ^ Дамурдаши, 1991, с. 314.
- ^ Дамурдаши, 1991, с. 320.
- ^ Дамурдаши, 1991, с. 342.
- ^ Филипп, 1998, с. 124
- ^ Филипп, 1998, с. 119
- ^ Крейтон, 2012, с. 133
- ^ Андерсон, 1998, с. 89
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Bakhit, 1982, p. 108, note 104.
- ^ Перейти обратно: а б с Барбир, с. 45–46.
- ^ Перейти обратно: а б с Бахит, 1982, с. 109.
- ^ Перейти обратно: а б с д Зеэви, 1996, стр. 43 -44
- ^ Олд, Сильвия; Хилленбранд, Роберт; Натше, Юсуф, ред. (2000). Османский Иерусалим: Живой город, 1517-1917 гг., Часть 1 . Альтажир Мир Ислама Траст. п. 27. ISBN 9781901435030 . Архивировано из оригинала 9 октября 2022 г. Проверено 6 декабря 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Барбир 1980, стр. 46–49
Библиография
[ редактировать ]- Андерсон, Роберт (1998). Египет в 1800 году: сцены из «Описания Египта» Наполеона . Барри и Дженкинс. ISBN 9780712620062 . Архивировано из оригинала 9 октября 2022 г. Проверено 6 декабря 2020 г.
- Бахит, Мухаммад Аднан (1982). Османская провинция Дамаск в шестнадцатом веке . Библиотека Ливана. ISBN 9780866853224 .
- Барбир, Карл К. (1980). Османское правление в Дамаске, 1708–1758 гг . Издательство Принстонского университета. ISBN 9781400853205 .
- Бернс, Росс (2005). Дамаск: История . Рутледж. ISBN 978-0-415-27105-9 .
- Крейтон, Несс (2012). Словарь африканской биографии . Упс США. ISBN 9780195382075 . Архивировано из оригинала 9 октября 2022 г. Проверено 19 июля 2015 г.
- Аль-Дамурдаши, Ахмад Д. (1991). Абд аль-Ваххаб Бакр Мухаммад (ред.). «Хроники Египта» ад-Дамурдаши, 1688–1755 гг . БРИЛЛ. ISBN 9789004094086 .
- Данн, Роберт (1986). Приключения Ибн Баттуты, мусульманского путешественника четырнадцатого века . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520057715 . Архивировано из оригинала 9 октября 2022 г. Проверено 6 декабря 2020 г.
- Ибн Хазм, Абу Мухаммад ибн Али ибн Ахмад ибн Саид аль-Андалуси (1982). Харун, Абд аль-Салам Мухаммад (ред.). Джамхарат Ансаб аль-Араб (на арабском языке) (5-е изд.). Каир: Дар аль-Маариф.
- Хэтэуэй, Джейн (2015). «Амир аль-Хадж» . В Кейт Флит; Гудрун Кремер; Денис Матриндж; Джон Навас; Эверетт Роусон (ред.). Энциклопедия Ислама, ТРИ БРИЛЛ Онлайн.
- Мастерс, Брюс Алан (2009). «амир аль-хадж» . Энциклопедия Османской империи . Издательство информационной базы. ISBN 9781438110257 .
- Аль-Масуди, Али ибн аль-Хусейн (1877 г.). Les Prairies D'Or, Том девятый (на французском языке). и Транс. Шарль Барбье де Мейнард и Абель Паве де Куртей . Париж: Национальная империя.
- Питерс, Ф.Е. (1994). Хадж: паломничество мусульман в Мекку и святые места . Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691026190 . Архивировано из оригинала 9 октября 2022 г. Проверено 6 декабря 2020 г.
- Филипп, Томас (1998). Мамлюки в египетской политике и обществе . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521591157 . Архивировано из оригинала 9 октября 2022 г. Проверено 6 декабря 2020 г.
- Сато, Цугитака (2014). Сахар в социальной жизни средневекового ислама . Блестящий. ISBN 9789004281561 . Архивировано из оригинала 9 октября 2022 г. Проверено 6 декабря 2020 г.
- Певица, Эми (2002). Строительство османской благотворительности: императорская столовая в Иерусалиме . СУНИ Пресс. ISBN 9780791453513 .
- Уильямс, Джон Олден, изд. (1985). История ат-Табари, том XXVII: Революция Аббасидов, 743–750 гг. Н. Э. / 126–132 гг . Хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-87395-884-4 .
- Яршатер, Эхсан , изд. (1985–2007). История ат-Табари (40 томов) . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-7249-1 .
- Зеэви, Дрор (1996). Османский век: район Иерусалима в 1600-х годах . СУНИ Пресс. ISBN 0-7914-2915-6 .