Хоукер Сиддели Нимрод R1
Нимрод R1 | |
---|---|
![]() | |
Посадка Нимрода R1 | |
Роль | Сигнальная разведка |
Национальное происхождение | Великобритания |
Производитель | Хокер Сиддели |
Первый полет | 21 октября 1973 г. [ 1 ] |
Введение | 1974 |
Ушедший на пенсию | 2011 |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основной пользователь | Королевские ВВС |
Количество построенных | 4 |
Разработано на основе | Хокер Сиддели Нимрод |


Hawker Siddeley Nimrod R1 — самолет радиоразведки (разведки), ранее принадлежавший Королевским ВВС . Самолет представлял собой модификацию существующего «Нимрод» морского патрульного самолета , со всем электронным оборудованием и вооружением, оптимизированным для противолодочной и противокорабельной борьбы , а также поисково-спасательных работ , замененным оборудованием для сбора средств связи и электронной разведки. [ 2 ]
История
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]В 1958 году 192-я эскадрилья получила пару самолетов Comet R2 , переоборудованных для использования в целях сбора радиоразведки (SIGINT), чтобы заменить самолеты Avro Lincoln и Boeing Washington, которые использовались в этой роли. [ 3 ] При этом эскадрилья была переименована в 51 Squadron . [ 4 ]
Почти сразу после того, как самолет поступил на вооружение, внимание было обращено на работу над спецификациями самолета на замену, поскольку предполагалось, что срок службы Comet подойдет к концу к началу 1970-х годов. [ 1 ] Решение о создании нового самолета SIGINT было принято в 1964 году Лондонским комитетом по радиоразведке, который определил, что полезность сохранения возможностей сбора воздушной разведки оправдывает значительные затраты на замену Comet. [ 5 ] При сравнении стоимости потенциальных самолетов для выполнения этой роли, включая вариант Боинга 707 (который ВВС США в то время заказали как RC-135 [ 6 ] ), самым дешевым вариантом было решено стать вариант морского патрульного самолета «Нимрод», который тогда находился в разработке для Королевских ВВС. [ 5 ]
Хотя вариант «Нимрод» был признан самым дешевым, стоимость закупки и модификации трех самолетов по-прежнему оценивалась в 14 миллионов фунтов стерлингов, что составляет значительную часть бюджета операций SIGINT. [ 7 ] Как следствие этого, в 1967 году Берк Тренд , секретарь кабинета министров , рекомендовал объявить самолет частью программы создания ядерного оружия Соединенного Королевства , мотивируя это тем, что разведданные, собранные самолетом, будут использоваться для предоставления данных для нацеливания. [ 8 ] Это позволило затратам стать частью общего бюджета ударного командования Королевских ВВС , связав SIGINT с операциями Королевских ВВС по ядерному оружию. [ 8 ]
В 1969 году в общей сложности было заказано три Нимрода для переоборудования в самолеты SIGINT, которые получили обозначение R1, чтобы отличать их от версии морской разведки MR1. Три планера были построены как часть общей производственной линии Nimrod, а затем доставлены в ВВС Великобритании без установленного оборудования. [ 1 ] Это произошло из-за строго секретного характера оборудования, предназначенного для использования на самолете - вместо этого оно было установлено на базе ВВС Великобритании в Уйтоне , базе 51-й эскадрильи. Первый самолет был доставлен в июле 1971 года и в конечном итоге был завершен более чем через два года, совершив свой первый тренировочный полет в октябре 1973 года, а затем был официально принят на вооружение в мае 1974 года. Приемка двух оставшихся самолетов в конце 1974 года позволила вывод «Комет» и поддержка Канберраса . [ 1 ]
Операции
[ редактировать ]Секретность предполагаемых миссий «Нимрода» привела к тому, что с момента их поступления на вооружение их описывали как самолеты «для калибровки радаров». [ 9 ] Основным обоснованием использования «Нимрода» в военной ситуации, по мнению GCHQ , главной британской организации SIGINT и основного потребителя разведывательной информации, собранной «Нимродом», было принятие на себя обязанностей наземных подразделений SIGINT, базирующихся в Берлине . который, как ожидалось, будет захвачен. [ 8 ] Планировалось, что «Нимрод» пролетит примерно в 50 милях от переднего края поля боя , соберет разведданные и, с помощью бортовых операторов, имеющих наземный опыт и знание боевого порядка противника , передаст информацию непосредственно наземным командирам. . [ 10 ] Основное использование «Нимрода» в мирное время было во многом аналогичным; способность «Нимрода» совершать высокоскоростной переход в зону боевых действий, а затем задерживаться в течение длительного периода времени, [ 2 ] Это означало, что миссии обычно заключались в том, чтобы сидеть за пределами советской сферы влияния, получать и записывать сигналы, которые впоследствии анализировались GCHQ. [ 8 ]
После окончания Холодной войны ВВС стали более открыто говорить о роли 51-й эскадрильи и Nimrod R1, особенно когда это подразделение перешло из RAF Wyton в RAF Waddington , разместив вместе большую часть своих активов ISTAR . Самолет выполнял свои задачи в различных операциях после холодной войны, в том числе в бывшей Югославии, Ираке и Афганистане. [ 11 ]
Отказ
[ редактировать ]16 мая 1995 года во время испытаний после основной службы в Королевских ВВС в Кинлоссе у одного из трех самолетов Nimrod R1 загорелся двойной двигатель, и он был вынужден бросить воду в Морей-Ферт . [ 12 ] После этого было принято решение о замене самолета. В 1992 году четыре самолета Nimrod MR2 находились на хранении в рамках проверки защиты «Варианты изменений» . Один из них был выбран для преобразования в R1 в рамках проекта под кодовым названием Project Anneka , в честь BBC сериала Challenge Anneka . [ 13 ] Работы по переоборудованию MR2 начались чуть более чем через месяц после крушения, работы были завершены, и самолет был принят ВВС Великобритании в апреле 1997 года.
Замена
[ редактировать ]Парк Nimrod R1, из-за значительно более низкого уровня использования по сравнению с MR2, изначально предполагалось, что он останется в эксплуатации в течение длительного периода до 2010-х годов, с масштабной модернизацией систем под кодовым названием Project HELIX . Это означало бы улучшение собственных систем самолета, наземных станций и тренировочных комплексов, работы начались в 2007 году. [ 14 ] Однако в октябре 2008 года правительство Великобритании сделало запрос на возможность закупки новых самолетов для миссии SIGINT, в частности RC-135 Rivet Joint , в рамках нового проекта под кодовым названием Airseeker . В 2009 году, когда план создания Rivet Joint продвигался вперед, один из трех «Нимродов» 51-й эскадрильи был выведен из эксплуатации и использовался в качестве источника запасных частей для оставшихся двух. Закупка трех самолетов RC-135 была подтверждена в марте 2010 года, при этом Nimrod предполагалось немедленно отозвать. Это было отложено из-за необходимости наличия SIGINT во время операции «Эллами» . [ 15 ] «Нимрод» был окончательно выведен из эксплуатации в июне 2011 года. [ 16 ]
Дизайн
[ редактировать ]Nimrod R1 в первую очередь базировался на стандартном планере Nimrod MR1, единственными существенными визуальными отличиями были отсутствие выступа стрелы MAD из хвостовой части самолета и наличие обтекателей на передней части внешних топливных баков крыла и на хвостовом обтекателе. . [ 17 ] Основная часть оборудования обнаружения самолета была установлена в отсеке вооружения, общая численность экипажа составляла 25 человек плюс пять летных экипажей. [ 18 ] [ 1 ]
Точная природа оборудования для сбора разведывательной информации самолета была строго засекречена, при этом подробностей было раскрыто очень мало. Впервые интерьер самолета разрешили сфотографировать после его вывода из эксплуатации в 2011 году. [ 11 ] На этом этапе выяснилось, что самолет имел в общей сложности 13 боковых консолей по всей длине основной кабины, из которых три были обращены вперед. [ 1 ]
В 1990-х годах парк Nimrod R1 начал оснащаться крупным пакетом обновлений систем под названием Starwindow . Подробности об этом не были подтверждены, но предполагается, что речь идет о новых поисковых приемниках; широкополосный цифровой пеленгатор; группа цифровых приемников перехвата; и оборудование для анализа в полете, включая комплект записи и воспроизведения, многоканальный демодулятор цифровых данных и устройство обработки импульсных сигналов. [ 13 ]
Операторы
[ редактировать ]Самолет на выставке
[ редактировать ]
Всего из четырех построенных Nimrod R1 два сохранились и выставлены на всеобщее обозрение:
- XV249 - Музей Королевских ВВС в Косфорде [ 19 ]
- XW664 - Аэропарк Ист-Мидлендс [ 20 ]
Из оставшихся двух носовая часть XW665 была перевезена для показа в Музей автомобилей и техники в Зинсхайме , [ 21 ] а спасенный нос XW666 находится в Музее самолетов Южного Йоркшира в Донкастере . [ 22 ]
Технические характеристики
[ редактировать ]
Данные из [ нужна ссылка ]
Общие характеристики
- Экипаж: 29 человек
- Длина: 118 футов 0 дюймов (35,97 м)
- Размах крыльев: 114 футов 10 дюймов (35,00 м)
- Высота: 29 футов 9 дюймов (9,07 м)
- Профиль : корень: NACA 63A116 мод ; Совет: мод NACA 63A112. [ 23 ]
- Силовая установка: 4 Rolls-Royce Spey с тягой 12 160 фунтов силы (54,1 кН) каждый. турбовентиляторных двигателя
Производительность
- Максимальная скорость: 500 узлов (580 миль в час, 930 км/ч)
- Крейсерская скорость: 426 узлов (490 миль в час, 789 км/ч)
- Диапазон: 4501–5001 миль (5180–5755 миль, 8336–9262 км)
- Практический потолок: 44 000 футов (13 000 м)
Авионика
- EKCO E.290 Радар
- Карусельная инерциальная навигационная система Delco AN/ASN-119
- SRIM 6113 Starwindow Комплект SIGINT
Ссылки
[ редактировать ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж «BAe Nimrod R Mk1» . Шпионский полет. Архивировано из оригинала 5 августа 2018 года . Проверено 21 июля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Нимрод Р1» . РАФ . Архивировано из оригинала 11 июня 2016 года . Проверено 21 июля 2017 г.
- ^ «Де Хэвилленд Комета Р Мк 2» . Шпионский полет . Проверено 22 июля 2017 г.
- ^ «51-я эскадрилья» . РАФ . Проверено 22 июля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Олдрич 2010, с. 268
- ^ «Самолет-разведчик Boeing RC-135, США» . airforce-technology.com . Проверено 22 июля 2017 г.
- ^ Олдрич 2010, с. 269
- ^ Jump up to: а б с д Олдрич 2010, с. 270
- ^ Саймонс 2013, с. 275
- ^ Олдрич 2010, с. 271
- ^ Jump up to: а б Стивенс, Филип (28 июня 2011 г.). «Нимрод Р.1 совершает последний поклон после 37 лет службы» . Обзор ВВС . Проверено 23 июля 2017 г.
- ^ «Нимрод R1P, 16 мая 1995 г.» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 23 июля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Джексон, Пол (1998). «Аннека достигает «невозможного» ». Ежегодник РАФ . Фэрфорд: Благотворительный фонд Королевских ВВС.
- ^ «Проект HELIX: Модернизация флота Nimrod R! ELINT» . Ежедневник оборонной промышленности . Проверено 24 июля 2017 г.
- ^ «Совместное прибытие RAF Rivet» . АэроРесурс . 12 ноября 2013 года . Проверено 24 июля 2017 г.
- ^ «Самолет Nimrod R1 в финальном полете для Королевских ВВС» . Новости Би-би-си . 28 июня 2011 года . Проверено 24 июля 2017 г.
- ^ «Нимрод» . О целевой авиации . Проверено 22 июля 2017 г.
- ^ Lake Air International , июль 2001 г., стр. 30–31.
- ^ «Нимрод R.1 представлен в музее». Архивировано 3 ноября 2020 года в Wayback Machine . Музей Королевских ВВС в Косфорде . 28 сентября 2012 г. Проверено 13 октября 2012 г.
- ^ "Экспонаты Аэропарка". Архивировано 12 мая 2017 года в аэропорту Wayback Machine East Midlands Aeropark , проверено 19 января 2017 года.
- ^ «Зинсхайм, Германия» . Demobbed.org.uk . Проверено 24 июля 2017 г.
- ^ «Список самолетов» . Музей авиации Южного Йоркшира . Архивировано из оригинала 15 декабря 2018 года . Проверено 24 июля 2017 г.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Олдрич, Ричард. «GCHQ: История самого секретного разведывательного управления Великобритании без цензуры». Харпер Пресс, 2010. ISBN 0-0073-1266-0