Британская аэрокосмическая компания EAP
EAP | |
---|---|
![]() | |
EAP на авиасалоне в Фарнборо , 1986 год. | |
Роль | Истребитель-демонстратор частного предприятия |
Национальное происхождение | Великобритания |
Производитель | Британская Аэрокосмическая Компания |
Первый полет | 8 августа 1986 г. |
Ушедший на пенсию | 1 мая 1991 г. |
Статус | На выставке RAF Cosford |
Основной пользователь | Британская Аэрокосмическая Компания |
Количество построенных | 1 |
Развитый в | Еврофайтер Тайфун |
British Aerospace EAP (расшифровывается как Experimental Aircraft Program ) — британский самолет- демонстратор технологий , разработанный авиационной компанией British Aerospace (BAe) в качестве частного предприятия. Он был разработан для исследования технологий, которые будут использоваться для будущего европейского боевого самолета, а также для многонационального истребителя Eurofighter Typhoon .
EAP берет свое начало в более ранней инициативе Agile Combat Aircraft (ACA), совместной инициативе по изучению передовых технологий для производства более мощных истребителей. После объявления о EAP в октябре 1983 года предполагалось, что это будет многонациональная европейская инициатива; однако ни Западная Германия , ни Италия в конечном итоге не внесли финансовый вклад, поэтому программа вместо этого опиралась на сочетание британского государственного и британского и европейского частного финансирования. ) , изготовленный по частям на нескольких предприятиях, Единственный самолет EAP (серийный ZF534 был выпущен в апреле 1986 года. Совершив свой первый полет 8 августа 1986 года, EAP совершил более 250 самолето-вылетов, прежде чем был остановлен 1 мая 1991 года. В этот момент самолет выполнил свое предназначение в качестве средства помощи в целях развития.
Счетный комитет Палаты общин Великобритании отметил, что EAP сократила разработку Eurofighter на год, что позволило сэкономить 850 миллионов фунтов стерлингов. [1]
Во второй половине 1991 года факультет авиационной и автомобильной техники Университета Лафборо использовался в качестве статического учебного пособия при обучении студентов авиационной техники получил самолет EAP, где он в течение многих лет . В начале 2012 года по запросу Королевских ВВС (RAF) EAP был перевезен в Музей Королевских ВВС в Косфорде ; с тех пор его снова собрали и выставили на всеобщее обозрение в коллекции музея.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Истоки EAP можно найти в программе Agile Combat Aircraft (ACA), реализуемой British Aerospace (BAe) в конце 1970-х - начале 1980-х годов. [2] [3] Известно, что ACA объединила несколько лет частных венчурных исследований, проведенных BAe, стоимостью около 25 миллионов фунтов стерлингов, с аналогичными современными исследованиями, которые были выполнены западногерманским производителем самолетов Messerschmitt-Bölkow-Blohm (MBB) ( такие как проект TKF-90 ) и итальянской авиационной компании Aeritalia . Стремясь разработать новое поколение истребителей для оснащения различных военно-воздушных сил Западной Европы , три компании осознали преимущества сотрудничества и обмена критически важными технологиями для достижения этой цели. Технологии, которые стали центральными для ACA, включали в себя полноправное цифровое электродистанционное управление , которое позволило бы значительно аэродинамически нестабильным самолетом, а также множество передовых производственных процессов. управлять [2] [3]
В начале 1980-х годов было признано, что из-за большого количества задействованных передовых технологий разумной мерой снижения риска перед запуском полномасштабной производственной программы было бы завершение строительства нескольких самолетов-демонстраторов технологий. Во время авиашоу в Фарнборо 1982 года публично выставлялся макет ACA; этот макет также появился на Парижском авиасалоне в мае 1983 года. Именно на Парижском авиасалоне 1983 года было объявлено об официальном запуске Программы экспериментальных самолетов (EAP), в рамках которой будет изготовлена и запущена в эксплуатацию пара демонстраторов технологий. При запуске программы предполагалось, что EAP станет партнерством между Великобританией и несколькими ее европейскими соседями, включая Западную Германию и Италию . [2] [3]
Первоначальное определение проекта того, что впоследствии стало Eurofighter Typhoon, началось вскоре после начала проекта EAP. Хотя сходство между EAP и Eurofighter Typhoon поразительно, существует множество важных конструктивных различий; коленчатые треугольные крылья EAP были заменены прямыми треугольными, при этом размер киля был значительно уменьшен, а прямоугольный воздухозаборник прототипа заменен на воздухозаборник «улыбающейся» конфигурации. [ нужна ссылка ]
Финансирование и строительство
[ редактировать ]Планировалось, что EAP будет финансироваться несколькими странами. [2] Вначале британское правительство объявило, что внесет финансовый вклад в EAP; однако финансирование от правительства Западной Германии так и не поступило, что во многом способствовало решению отменить запланированный второй планер до начала основных работ. Сообщается, что Министерство обороны Великобритании (MOD) инвестировало в EAP почти 80 миллионов фунтов стерлингов. Инициатива стала финансироваться исключительно Великобританией как со стороны государственного, так и со стороны частного сектора, причем последний - в виде самой авиационной промышленности. [2] [3] Следуя инструкциям правительства Германии о прекращении поддержки, MBB вышла из программы, но другие немецкие компании остались. [1]
Сборка единственного самолета EAP производилась на опытно-конструкторском комплексе British Aerospace (ангар № 2) в Уортоне . Конструктивно он состоял из трех основных конструкций фюзеляжа; передний, центральный и задний. Передняя часть фюзеляжа содержала множество инновационных конструкций из , армированных углеродным волокном полимерных композитов , и алюминиево-литиевого сплава , тогда как центральная и задняя части фюзеляжа были традиционными - в результате отказа от MBB. [1] Сборка правого крыла, изготовленная на заводе BAe в Сэмлсбери , представляла собой сборку из композитного углеродного волокна, доказавшую свою эффективность в новых инструментах и технологиях производства, которые позже нашли хорошее применение в программе Eurofighter. Левое крыло в сборе было изготовлено на заводе Corso Marche компании Aeritalia в Турине . Носовая часть самолета была изготовлена из углеродного композита в Престоне/Сэмлсбери; Детальное проектирование и изготовление узлов ветрового стекла и навеса были выполнены компанией Aerostructures Hamble в Саутгемптоне . [ нужна ссылка ]
EAP был разработан для исследования технологий, которые будут использоваться для будущего европейского боевого самолета. Соответственно, EAP был оснащен разнообразным современным электронным оборудованием, включая три с электронно-лучевой трубкой (ЭЛТ) дисплея и проекционный дисплей (HUD), аналогичный американскому General Dynamics F-16 Fighting Falcon . Органы управления полетом были совместимы с системой управления дросселем и ручкой (HOTAS) и включали систему предотвращения вылета. [3] Мощность обеспечивалась парой турбовентиляторных двигателей Turbo-Union RB199-104 с форсажной камерой, ранее использовавшихся в качестве силовой установки Panavia Tornado ADV . задняя часть фюзеляжа и хвостовое оперение «Торнадо». Для снижения затрат в качестве основы агрегата, который в конечном итоге был установлен на прототипе EAP, была использована [4] Из-за его экспериментального характера никаких действующих вооружений или военных систем никогда не устанавливалось; Однако несколько макетов боеприпасов обычно устанавливались в положениях с низким сопротивлением. [3] Обтекатель использовался для летных испытаний приборов. [1]
Летные испытания
[ редактировать ]18 апреля 1986 года единственный самолет EAP (серийный ZF534 ) был официально представлен на заводе BAe в Вартоне, и его представил генеральный директор BAe сэр Рэймонд Лайго . [2] [5] 8 августа 1986 года, после нескольких задержек из-за неблагоприятных погодных условий, EAP совершил свой первый полет под управлением исполнительного директора по производству полетов BAe Дэвида Иглза . [6] [5] Сообщается, что во время этого первого полета он достиг максимальной скорости 1,1 Маха , что превышает скорость звука , а также высоты до 30 000 футов. [2] [3] В течение недели после первого полета было выполнено еще девять полетов. [3] EAP был впервые показан публично в Фарнборо в сентябре. [1]
В первые месяцы полета EAP в основном участвовал в первых испытательных полетах. Помимо испытаний самого самолета, испытания часто включали использование EAP в качестве летающего испытательного стенда для исследования и проверки около 36 отдельных технологических разработок. [2] Во время одного испытательного полета в сентябре 1986 года все дисплеи в кабине вышли из строя из-за отказа компьютера, в результате чего самолет благополучно вернулся в Уортон с использованием резервных приборов; причина была быстро выявлена и устранена. В мае 1987 года начался основной этап программы испытательных полетов, к этому моменту EAP был оснащен противоштопорным парашютом , а законы управления также были обновлены до Парижского стандарта по углу атаки и боковому скольжению , включая обратную связь . [5]
После первых полетов этого типа, помимо продолжения летных испытаний, все большее внимание уделялось проведению заранее подготовленных воздушных показов на различных авиашоу; в таком качестве EAP продемонстрирует свои возможности, такие как высокий уровень гибкости, широкой аудитории, часто состоящей как из широкой общественности, так и из лиц, заинтересованных в перспективной производственной программе. [2] Сотый полет EAP был выполнен во время Парижского авиасалона 1987 года . В декабре 1987 года начался третий этап испытательных полетов, после которого все большее внимание уделялось тестированию различных технологий для будущего Eurofighter Typhoon, таких как интерфейс прямого голосового ввода и многофункциональные дисплеи . [5] Законы управления полетом также будут постепенно уточняться, что улучшит управляемость и позволит EAP достичь зарегистрированной максимальной скорости 2,0 Маха в последние годы его эксплуатации; Самолет также продемонстрировал способность поддерживать управляемый полет при очень больших углах атаки , как сообщается, превышающих 35 градусов. [2] Последний раунд испытательных полетов включал изучение функциональности флаттера в полете и режима структурной связи. [5]
Сообщается, что к концу своей летной карьеры EAP совершил 259 боевых вылетов и в общей сложности налетал 195 часов. [2] По словам историка авиации Ника Стерджесса, летные испытания EAP внесли большой вклад в разработку компьютеризированных систем управления полетом, новых технологий строительства и исследование передовой аэродинамики. [2] Крис Бордман, управляющий директор компании-преемника BAe, BAE Systems , прокомментировал в 2013 году, что EAP был фундаментально важен для определения и развития как характеристик, так и возможностей последующего Eurofighter Typhoon . [2]
Сохранение
[ редактировать ]1 мая 1991 года единственный самолет EAP был выведен из программы летных испытаний; Впоследствии он был перевезен на выставочную площадку факультета авиационной и автомобильной техники Университета Лафборо . В течение следующих двух десятилетий он использовался в качестве учебного пособия для обучения студентов авиационных инженерных специальностей компонентам и системам современного истребителя. Для этого его левое крыло было удалено в корне, что обеспечило лучший обзор как поперечного сечения аэродинамического профиля, так и некоторых внутренних компонентов. Кроме того, другие компоненты были сняты с самолета и могли быть осмотрены отдельно. [ нужна ссылка ]
26 марта 2012 года EAP покинул факультет авиационной и автомобильной техники Университета Лафборо после просьбы Королевских ВВС вместо этого выставить самолет в Музее Королевских ВВС в Косфорде . В ноябре 2013 года, после ограниченных реставрационных работ, восстановленный EAP был выставлен на всеобщее обозрение как часть музейной коллекции испытательных полетов. [2]
- Плавник разобранного EAP в пути
- Нос
- Фронт
- Вид сбоку
- Портовое крыло
- Пустышка ракеты Skyflash
Технические характеристики (EAP)
[ редактировать ]
Данные Jane's All The World's Aircraft, 1988–89 гг. , [6] БАЕ Системы [3]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 48 футов 2,75 дюйма (14,7003 м)
- Размах крыльев: 38 футов 7 дюймов (11,76 м)
- Высота: 18 футов 1,5 дюйма (5,525 м)
- Площадь крыла: 560 кв. футов (52 м 2 )
- Пустой вес: 22 050 фунтов (10 002 кг)
- Максимальный взлетный вес: 32 000 фунтов (14 515 кг)
- Силовая установка: 2 трехкатушечных турбовентиляторных двигателя Turbo-Union RB199-104D с тягой 9000 фунтов силы (40 кН) каждый всухую, 17000 фунтов силы (76 кН) с форсажной камерой.
Производительность
- Максимальная скорость: 2 Маха на высоте 11 000 м (36 100 футов). [1]
- Практический потолок: 60 000 футов (18 000 м)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Баттлер, 2018, стр. 278-280.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н «Программа экспериментальных самолетов теперь демонстрируется в Косфорде». Музей Королевских ВВС в Косфорде , 22 ноября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «БАе ЕАП». BAE Systems , дата обращения: 22 июня 2019 г.
- ^ Braybrook Air International , июнь 1986 г., с. 307.
- ^ Jump up to: а б с д и «BAe EAP ZF534: музейный номер X005-5992». Музей Королевских ВВС в Косфорде , дата обращения: 22 июня 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Тейлор 1988, стр. 292–293.
Библиография
[ редактировать ]- Брейбрук, Рой (июнь 1986 г.). «Возвращение в утках». Эйр Интернешнл . Том. 30, нет. 6. С. 267–276, 304–307. ISSN 0306-5634 .
- «Новости Эйр Британия». Май 2012 г.: 614. ISSN 0950-7442 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Тейлор, Джон В.Р. (1988). Самолеты всего мира Джейн, 1988–89 . Колсдон, Великобритания: Данные Джейн по защите. ISBN 0-7106-0867-5 .
- Баттлер, Тони (2017), Реактивные истребители с 1950 года , Британские секретные проекты, том 1 (2-е изд.), Креси, ISBN 9781910809051
Внешние ссылки
[ редактировать ]