Британский аэрокосмический ATP
СПС | |
---|---|
![]() | |
Вест Эйр Швеция ATP | |
Роль | Авиалайнер |
Национальное происхождение | Великобритания |
Производитель | Британская Аэрокосмическая Компания |
Первый полет | 6 августа 1986 г. |
Введение | 1988 |
Статус | В ограниченном обслуживании |
Произведено | 1988–1996 |
Количество построенных | 65 |
Разработано на основе | Хоукер Сиддели HS 748 |
British Aerospace ATP (Advanced Turbo-Prop) — авиалайнер, разработанный и производимый компанией British Aerospace . Это была эволюция Hawker Siddeley HS 748 , довольно успешного фидерлайнера 1960-х годов.
ATP был разработан в 1980-х годах, такие события, как нефтяной кризис 1979 года и растущая обеспокоенность общественности по поводу авиационного шума, привели к тому, что специалисты по бизнес-планированию в British Aerospace поверили, что существует рынок малошумных топливных самолетов ближнего действия. эффективный турбовинтовой самолет. Первый полет состоялся 6 августа 1986 года. К тому времени, когда он стал коммерчески доступным, рыночный сегмент, в который он попадал, уже был предметом ожесточенной конкуренции со стороны множества других авиалайнеров, таких как de Havilland Canada Dash 8 , ATR 42 и ATR 72 . В условиях этой острой конкуренции продажи ATP были ограничены, что привело к тому, что British Aerospace прекратила производство всего через восемь лет, в течение которых было построено в общей сложности 65 самолетов.
Последний европейский оператор ATP, West Air Швеция, совершил последний рейс по изменению местоположения 24 февраля 2023 года, что ознаменовало окончание основной активной эксплуатации этого типа. По состоянию на март 2023 года в эксплуатации находится всего четыре планера. [1]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Истоки СПС можно отчасти отнести к нефтяному кризису 1979 года , который вызвал резкий рост цен на топливо; значительное внимание уделялось возможности проведения еще одного такого события, поэтому эксплуатанты стали уделять больше внимания топливной эффективности своих самолетов. [2] [ мертвая ссылка ] Еще одним фактором, получившим известность примерно в это время, было шумовое загрязнение . Признавая эти тенденции, компания British Aerospace решила, что назначит группу разработчиков для производства авиалайнера , подходящего для полетов на короткие и средние расстояния, который будет более экономичным и тихим, чем самолеты предыдущих поколений. [2] [ мертвая ссылка ]
развитие существующего авиалайнера Hawker Siddeley HS 748 . Быстро было решено, что предпочтительным вариантом будет [3] Планер был модернизирован: удлиненный фюзеляж на 26,01 метра (85,3 фута) и увеличенный размах крыла - 30,62 метра (100,5 фута). [2] [ мертвая ссылка ] Первоначально авиалайнер был спроектирован для размещения 64 пассажиров, хотя фактическая вместимость могла значительно меняться в зависимости от конфигурации клиента, и его размеры соответствовали размеру между оригинальным HS 748 вместимостью 50 мест и реактивным самолетом British Aerospace 146 вместимостью 100 мест. . [4] Самолет также был спроектирован в соответствии с новейшими правилами авиаперевозок в Европе и США . [5]
Кабина также была переработана, чтобы облегчить рабочую нагрузку пилотов с помощью таких мер, как приборы с цветовой кодировкой и централизованная панель предупреждения о неисправностях. [4] Оснащенный цифровой авионикой и многофункциональными дисплеями, он считался стеклянной кабиной . направления В планере были выполнены различные другие незначительные модификации, такие как изменение формы таких областей, как более заостренный нос, стреловидное оперение и руль , а также измененные законцовки крыла. [6] Кроме того, окна были уменьшены в размерах и имели более короткий шаг, чем у HS 748. Совпадение между двумя самолетами было на 30%. [5]
Силовая установка была значительно изменена по сравнению с HS 748; сдвоенные двигатели Rolls-Royce Dart турбовинтовые его предшественника были заменены двигателями Pratt & Whitney Canada PW126 , более современным аналогом. Каждый двигатель приводил в движение специально разработанный шестилопастной винт, разработанный совместно компанией British Aerospace и американским специалистом Hamilton Standard . [2] [ мертвая ссылка ] [7] Эти гребные винты большого диаметра были разработаны так, чтобы вращаться медленнее, чем традиционные аналоги, и производить меньше шума; их расстояние от фюзеляжа означало, что пассажиры подвергались уровню шума, сравнимому с уровнем шума современных реактивных лайнеров. [4] Авиалайнер также был относительно легким: весило всего 468 фунтов на одно сиденье, что, как сообщается, было меньше, чем у любого другого регионального авиалайнера в своей размерной категории в середине 1980-х годов. [5] Частично в результате этих доработок крейсерская скорость самолета была значительно увеличена по сравнению с его предшественником. [6] О существовании проекта стало известно публике в начале 1984 года. [7]
В полет
[ редактировать ]6 августа 1986 года прототип ATP совершил свой первый полет из аэропорта Манчестера под управлением летчика-испытателя Робби Робинсона. [5] Этот первоначальный полет, который длился несколько часов, был относительно ничем не примечателен, за исключением неблагоприятных погодных условий, присутствовавших при первой посадке этого типа. На момент первого полета компания ожидала, что ATP начнет коммерческое обслуживание в 1987 году. [5]

Сообщается, что в период с 1987 по 2002 год BAe планировала продать около 300 ATP. [8] [7] Он оказался гораздо более экономичным, чем предыдущие самолеты, использовавшиеся для этой цели, такие как реактивные лайнеры BAC 1-11 и Douglas DC9 . [9] [5] Однако на протяжении всего производства ATP на рынке региональных авиаперевозок ожесточенно конкурировали многочисленные компании, в том числе голландская авиастроительная компания Fokker , канадский производитель транспортных средств Bombardier и европейский специалист ATR . Это привело к тому, что BAe начала исследовать потенциальные партнерства среди своих конкурентов, что в конечном итоге привело к кратковременному слиянию ее регионального подразделения по производству авиалайнеров с ATR под названием Aero International (Regional) 26 января 1995 года. [10]
Сборка этого типа в основном осуществлялась на заводах BAe в Вудфорде и Прествике, а изготовление планера и крыльев осуществлялось на заводе в Чаддертоне. В середине 1997 года BAe объявила, что производство ATP окончательно прекращено; работа в Прествике была немедленно перенесена в сектор авиастроения. [11] К этому моменту было построено в общей сложности 65 самолетов.
В июле 2000 года было объявлено о проекте, в результате которого существующие самолеты были преобразованы в конфигурацию ATP Freighter (ATPF), которая была передана грузовым операторам. [12] Оснащенный модифицированной грузовой дверью, заимствованной у HS 748, ATPF может перевозить на 30% больше груза, чем его предшественник, при этом эксплуатационные расходы увеличиваются на 10%. В рамках этой программы первоначальная партия из шести самолетов ATP была переоборудована в грузовое судно по поручению грузовой авиакомпании West Air Швеция . [13]
Операционная история
[ редактировать ]В 1988 году ATP поступил на коммерческую эксплуатацию региональной авиакомпании British Midland . Многие британские авиалайнеры быстро освоили этот тип и стали эксплуатировать его, в том числе British Airways , Loganair и British Regional Airlines . [14] [15] В 1990-е годы различные чартерные операторы также использовали небольшие парки ATP. [16] Авиапаромная также решила приобрести несколько компания British World Airlines ATP в быстросменной конфигурации. [17] [18]
В конце 1990-х годов скандинавская авиакомпания Sun-Air инициировала долгосрочный план по внедрению реактивных в свой парк авиалайнеров к 2000 году; В качестве шага к этому и для того, чтобы помочь справиться с растущим пассажиропотоком на маршрутах между Данией и Великобританией, в конце 1997 года компания приобрела пару бывших в употреблении ATP; [19] последуют и другие самолеты. [20] Примерно в то же время испанский оператор Air Europa Express стал крупным пользователем этого типа; в августе 1998 года она объявила о своем намерении удвоить свой парк ATP с шести до 12 самолетов. [21]
Первые усилия по продажам были особенно сосредоточены на рынке Северной Америки . Сообщается, что BAE провела переговоры с многочисленными перевозчиками по всему континенту; Первым успехом стал заказ на пять ATP от канадского перевозчика Avline . [8] В сентябре 1987 года американский оператор Wings West Airlines объявил, что выбрал ATP победителем международного конкурса; первоначальный заказ на 10 авиалайнеров ознаменовал прорыв ATP на прибыльный рынок США. Карл Альберт, президент и генеральный директор Wings West, заявил, что ATP превосходит своих ближайших конкурентов, таких как De Havilland Canada Dash 8 и Fokker 50 , и заявил, что он предлагает самую низкую стоимость пассажиро-милей среди всех турбовинтовых авиалайнеров. [8] [4] На практике единственным американским оператором ATP в регулярных пассажирских перевозках была Air Wisconsin , которая выполняла рейсы как United Express от имени United Airlines по соглашению о код-шеринге . [2]
В середине 2000-х годов ATP все чаще использовался для авиаперевозок многочисленными операторами. [22] [23] Сообщается, что к декабрю 2021 года 12 самолетов оставались в коммерческой эксплуатации в качестве грузовых самолетов у компаний West Air Australia (10) и Deraya (2). [24] [25]
Варианты
[ редактировать ]Было предложено и произведено несколько вариантов СПС для гражданского и военного использования:
- Джетстрим 61
British Aerospace Jetstream 61 представлял собой улучшенную версию ATP. Он отличался интерьером, основанным на Jetstream 41, с инновационными подлокотниками на стенках кабины и увеличением вместимости с 64 до 70 мест. Кроме того, в планер были включены более мощные двигатели PW127, увеличены масса и дальность полета.
Для Фарнборо первоначальный прототип ATP (серийный номер 2001) был перекрашен в схему J61 и перерегистрирован как G-PLXI (LXI — римская цифра 61). Первый полет настоящего самолета J61 состоялся в 2064 году. G-JLXI 10 мая 1994 года в Прествике было произведено четыре планера как Jetstream 61, 2065 был единственным, который летал до того, как региональные предприятия по производству авиалайнеров British Aerospace были объединены с ATR под названием Aero International (Regional). 26 января 1995 года ATR 72 теперь входит в ту же линейку продукции, Jetstream 61 был немедленно отменен, а все четыре планера были списаны в Прествике.
- Морское АТП
Это был вариант для использования в военно-морских операциях с обзорным радаром под носовой частью фюзеляжа, носовым FLIR и внутренними гидроакустическими буями. Также имелся набор специальных мест для экипажа, а также возможность установки до шести пилонов вооружения под крыльями и фюзеляжем. Морской ATP позже был известен как BAe P.132. Ни один не был построен.
- СПС-ДРЛО
AEW представлял собой предложение 1986 года о самолете дальнего радиолокационного обнаружения для Австралии с двумя радарами EMI Skymaster в носовом и хвостовом обтекателях, внешне похожих на Nimrod AEW.3. Ни один не был построен.
Операторы
[ редактировать ]
Текущие операторы
[ редактировать ]По состоянию на март 2024 года в эксплуатации находится 8 самолетов, все в Кении. Все эти 8 планеров были помещены на хранение у своих предыдущих эксплуатантов, West Atlantic Швеция (всего 7) и NextJet (Швеция, всего 1). Все они были повторно введены в эксплуатацию в период с марта 2018 года по февраль 2024 года. Остальная часть производственной линии сейчас либо находится на хранении (всего 15), законсервирована (всего 4), либо списана. [26]
- Transafrican Air (5Y-CKV, 5Y-CKX, 5Y-CKW и 5Y-EAF)
- Encomm Airlines (5Y-GME, 5Y-GMG и 5Y-GMH)
- Аэрокосмический консорциум (5Y-CKO)
Бывшие операторы
[ редактировать ]
- Air Europa Express (Испания, 1998–2001 гг.)
- Airgo Airlines (Греция, 2008–2010 гг.)
- Air Wisconsin (работает как United Express ) (США, 1990–1993 гг.)
- Азиатский дух (Филиппины, 2003–2008 гг.)
- Биман Бангладеш Эйрлайнз [27]
- Британские авиалинии
- Британский Мидленд
- Британские мировые авиалинии
- Региональная авиакомпания Канарских островов
- Дерайя Воздушное Такси
- ЕвроЭйр
- Евродирект
- Первые авиакурьеры (Индия, 2006–2007 гг.)
- Логан
- Мэнкс Эйрлайнз
- Мерпати Нусантара Эйрлайнз
- NextJet
- SATA Эйр Асорес
- Сан Эйр Скандинавии
- Эйр Европа
- Юнайтед Экспресс
- Обслуживается авиакомпанией Air Wisconsin.
- Управляется United Feeder Service (UFS).
- Вест Эйр Швеция (Швеция, 2000–2023 гг.)
- Западная Атлантика - Грузовые авиалинии
- Эйр Острава (Чехия, 1995-1996 гг.)
Известные аварии и инциденты
[ редактировать ]- 19 апреля 1997 года рейс 106 авиакомпании Merpati Nusantara Airlines потерял управление на высоте 2000 футов при подлете к аэропорту Танджунг Пандан в Индонезии. 15 человек погибли и 43 выжили, что сделало эту аварию второй по величине аварией с участием ATP. Это был первый инцидент со смертельным исходом с участием этого типа за первые десять лет службы. [28]
- 11 декабря 1999 года рейс 530 SATA Air Açores врезался в гору на острове Сан-Хорхе на Азорских островах , Португалия, во время короткого перелета. В результате крушения погибли все 35 пассажиров и члены экипажа, находившиеся на борту. Авария стала крупнейшей авиакатастрофой с участием ATP. Было подтверждено, что экипаж был дезориентирован посреди низких облаков над островом Сан-Хорхе и совершил управляемый полет на местность . [29]
Сохранившийся самолет
[ редактировать ]По состоянию на январь 2024 года имеется шесть снятых с вооружения планеров, которые либо законсервированы, либо перепрофилированы. Они заключаются в следующем:
- G-11-068: Этот самолет так и не был построен, и с тех пор его фюзеляж остается в аэропорту Глазго Прествик . Сейчас он используется как платформа для пожарной подготовки в аэропорту. [30]
- G-11-071: Этот самолет также так и не был достроен и использовался в качестве тренировочной платформы по дымообразованию на аэродроме Вудфорд . После закрытия объекта он был перенесен в близлежащий аэропорт Манчестера , где используется для аналогичных целей. [31]
- SE-MHF: Этот самолет был частично разобран в 2021 году в аэропорту острова Мэн . Он состоит только из фюзеляжа и крыльев вплоть до опор двигателя. Он используется в качестве платформы для пожарной подготовки в аэропорту. [32]
- SE-LHX (отображается как G-MAUD): этот самолет выставлен в Мэнском музее авиации и военного дела в аэропорту острова Мэн. В нем использовались различные утилизированные детали от других списанных планеров, и он был восстановлен в оригинальной ливрее Manx Airlines . Теперь он также имеет регистрацию G-MAUD, хотя настоящий G-MAUD был отменен. Это единственный АТФ, представленный на выставке в почти готовом состоянии. [33]
- PK-DGA: Частично списанный фюзеляж в настоящее время используется как ресторан на Восточной Яве, Индонезия. [34]
- SE-LPU: Частично сохранился, использовался для противопожарных тренировок в аэропорту Ковентри , Великобритания. [35]
Технические характеристики
[ редактировать ]Данные Jane's All the World's Aircraft, 1988–1989 гг. [36]
Общие характеристики
- Экипаж: четыре человека, включая двух пилотов и двух бортпроводников.
- Вместимость: 64 пассажира
- Длина: 26,00 м (85 футов 4 дюйма)
- Размах крыла: 30,63 м (100 футов 6 дюймов)
- Высота: 7,14 м (23 фута 5 дюймов)
- Площадь крыла: 78,3 м 2 (843 кв. фута) [37]
- Пустой вес: 13 595 кг (29 972 фунта)
- Максимальный взлетный вес: 22 930 кг (50 552 фунта)
- Запас топлива: 6364 л (1400 имп галлонов; 1681 галлон США)
- Силовая установка: 2 Pratt & Whitney Canada PW126 турбовинтовых двигателя мощностью 1978 кВт (2653 л.с.) каждый.
- Гребные винты: 6-лопастные BAe/Hamilton Standard, диаметр 4,19 м (13 футов 9 дюймов).
Производительность
- Крейсерская скорость: 496 км/ч (308 миль в час, 268 узлов) на высоте 4575 м (15 000 футов)
- Дальность действия: 1825 км (1134 миль, 985 миль) с 64 пассажирами.
- Перегоночная дальность: 4070 км (2530 миль, 2200 морских миль)
- Практический потолок: 7600 м (25 000 футов) (максимальная рабочая высота) [38]
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]
- ^ «Западная Атлантика прекращает полеты BAe ATP» . Март 2023.
- ^ Jump up to: а б с д и Бертон, Лена (6 августа 2022 г.). «Краткая история British Aerospace ATP» . ukdaily.news.
- ^ Ходжсон 2021 , с. 262
- ^ Jump up to: а б с д «Компьютеры доводят новый британский самолет до предела возможностей» . Новый учёный . 95 (1322): 693. 9 сентября 1982 г. ISSN 0262-4079 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж МакКленнан, Дж. Мак (ноябрь 1986 г.). «Первый полет BAe ATP» . Летающий . Том. 113, нет. 11. с. 104. ISSN 0015-4806 .
- ^ Jump up to: а б Уорнер 2005 , стр. 62.
- ^ Jump up to: а б с «Мягко-мягко подойдите к проектированию реактивных самолетов» . Новый учёный . 101 (1401): 23. 15 марта 1984. ISSN 0262-4079 .
- ^ Jump up to: а б с Коттер, Мэрион (23 сентября 1987 г.). «British Aerospace получает заказ ATP от Wings West» . Журнал онлайн-торговли . Архивировано из оригинала 2 сентября 2022 года . Проверено 2 сентября 2022 г.
- ^ Бэгвелл и Лит 2006 , с. 176
- ^ «Связь ATR-BAe потрясает Европу» . Flightglobal.com. 1 февраля 1995 г.
- ^ «Прествик ищет новую работу после закрытия J41» . Flightglobal.com. 4 июня 1997 г.
- ^ «Планируется модифицированное грузовое судно ATP» . Flightglobal.com. 11 июля 2000 г.
- ^ «Переоборудование дверей грузовых самолетов West Air/BAE ATP должно быть осуществлено к концу года» . Flightglobal.com. 24 апреля 2001 г.
- ^ Warner 2005 , стр. 62–63.
- ^ Кингсли-Джонс, Макс (4 сентября 1996 г.). «Мэнкс берет на себя «убыточные» шотландские услуги BA» . Flightglobal.com.
- ^ «Перемещение по траектории полета» . Flightglobal.com. 3 апреля 1996 г.
- ^ «BWA готова разместить заказ на парк новых ATP» . Flightglobal.com. 21 мая 1997 года.
- ^ «British World принимает поставку ATP QC» . Flightglobal.com. 17 сентября 1997 г.
- ^ «Sun-Air рассматривает ATP как шаг к реактивной мощности» . Рейс Интернешнл. 2 июля 1997 г.
- ^ «Сан-Эйр третье АТП» . Flightglobal.com. 10 сентября 1998 г.
- ^ «Расширяясь, Air Europa Express хочет удвоить свой флот ATP» . Flightglobal.com. 5 августа 1998 г.
- ^ «Первый АТП подготовлен к отправке на новую индийскую грузовую операцию» . Flightglobal.com. 28 февраля 2006 г.
- ^ Эндрес, Гюнтер (26 октября 2010 г.). «МИРОВЫЕ АВИАЛИНЕРЫ: изменение роли региональных грузовых перевозок» . Flightglobal.com.
- ^ «Список продукции British Aerospace BAe-ATP» . Архивировано из оригинала 20 июня 2010 года . Проверено 8 ноября 2011 г.
- ^ «Всемирная перепись авиакомпаний 2018» . Flightglobal.com . Проверено 27 августа 2018 г.
- ^ «Производственный список British Aerospace BAe ATP» .
- ^ «Биман Бангладеш представляет ATP» . Рейс Интернешнл . Том. 138, нет. 4244. 28 ноября – 4 декабря 1990 г. ISSN 0015-3710 . Архивировано из оригинала 29 октября 2013 года.
- ^ «Крушение ATP Мерпати Нусантара унесло жизни 15 человек» . Flightglobal.com. 30 апреля 1997 г.
- ^ «Азорские острова: катастрофа самолета SATA в Сан-Хорхе, в результате которой погибло 35 человек, произошла 10 лет назад» (на португальском языке). Видение онлайн. 11 декабря 2009 года . Проверено 22 декабря 2014 .
- ^ https://www.planespotters.net/airframe/british-aerospace-bae-atp-g-11-068-jetstream-aircraft/r6v21m
- ^ https://www.planespotters.net/airframe/british-aerospace-bae-atp-g-11-071-jetstream-aircraft/en4w5o
- ^ https://www.planespotters.net/airframe/british-aerospace-bae-atp-se-mhf-atp-cargo/egxn01
- ^ https://www.planespotters.net/airframe/british-aerospace-bae-atp-se-lhx-west-atlantic-sweden/r6v26g
- ^ https://www.planespotters.net/airframe/british-aerospace-bae-atp-pk-dga-deraya-air-taxi/3v4yzd
- ^ https://www.planespotters.net/airframe/british-aerospace-bae-atp-se-lpu-atp-cargo/38087l
- ^ Тейлор 1988 , стр. 283–284.
- ^ Тейлор 1996 , с. 262
- ^ «Паспорт типа сертификата № A27NM: Модель BAE Systems ATP: выпуск 5» (PDF) . Федеральное управление гражданской авиации . 29 июля 2011 г. Архивировано из оригинала (PDF) 9 августа 2021 г. . Проверено 22 сентября 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бэгвелл, Филип; Лит, Питер (2006). Транспорт в Британии: от шлюза канала до тупика . А&С Черный. ISBN 1-85285-590-8 .
- Ходжсон, Дж. Пол (2021). Славная авиационная промышленность Великобритании: 100 лет успеха, неудач и перемен . Воздушный мир. ISBN 978-1-52677-469-9 .
- Тейлор, Джон В.Р. , изд. (1988). Самолеты всего мира Джейн, 1988–1989 гг . Колсдон, Великобритания: Данные Джейн по защите. ISBN 0-7106-0867-5 .
- Тейлор, Майкл, изд. (1996). Мировой справочник самолетов и систем Брасси, 1996/97 . Brassey's (UK) Ltd. Лондон: ISBN 1-85753-198-1 .
- Тисделл, Дэн; Сеймур, Крис (30 июля – 5 августа 2019 г.). «Всемирная перепись авиалайнеров». Рейс Интернешнл . Том. 196, нет. 5697. стр. 24–47. ISSN 0015-3710 .
- Уорнер, Гай (2005). Оркнейские острова по воздуху: фотографическое путешествие во времени . Издательство Кеа. ISBN 0-95189-587-7 .