Авро Шеклтон
Шеклтон | |
---|---|
![]() | |
Авро Шеклтон MR3, 1955 год. | |
Роль | Морской патрульный самолет |
Национальное происхождение | Великобритания |
Производитель | Евро |
Первый полет | 9 марта 1949 г. |
Введение | апрель 1951 г. |
Ушедший на пенсию | 1991 |
Основные пользователи | Королевские ВВС Южноафриканские ВВС |
Произведено | 1951–1958 |
Количество построенных | 185 |
Разработано на основе | Авро Линкольн |
Avro Shackleton — британский дальний морской патрульный самолет (MPA), который использовался Королевскими ВВС (RAF) и ВВС Южной Африки (SAAF). Он был разработан компанией Avro на основе Avro Lincoln бомбардировщика , который сам был развитием знаменитого бомбардировщика военного времени Avro Lancaster .
«Шеклтон» был разработан в конце 1940-х годов как часть военного ответа Великобритании на быстрое расширение советского военно-морского флота , в частности его подводных сил. , выпускавшийся в качестве основного типа оборудования берегового командования Королевских ВВС , Тип 696 как он первоначально был обозначен, включал в себя основные элементы Линкольна, а также пассажирского самолета Авро Тюдор , и был оснащен обширным набором электроники для обеспечения противодействия миссия по подводной войне (ASW), а также значительно улучшенная среда обитания экипажа, позволяющая выполнять длительные миссии, связанные с патрулированием. Будучи известным в течение короткого времени как Lincoln ASR.3 , было решено, что Тип 696 будет называться Шеклтон на вооружении, в честь полярного исследователя сэра Эрнеста Шеклтона . [Н 1]
Он поступил на вооружение ВВС Великобритании в апреле 1951 года. Shackleton использовался в основном в качестве противолодочной обороны и MPA, но он также часто использовался в качестве платформы воздушного поиска и спасения (SAR), а также для выполнения ряда других второстепенных функций, таких как доставка почты. и как грубый военно-транспортный самолет. В дополнение к службе в Королевских ВВС Южная Африка также решила закупить Шеклтон для оснащения СААФ. На вооружении Южной Африки этот тип использовался в качестве морского патруля в период с 1957 по 1984 год. В марте 1971 года несколько Shackleton SAAF использовались во время на SS Wafra разлива нефти , намеренно затопив пострадавший нефтяной танкер с помощью глубинных бомб, чтобы предотвратить дальнейшие экологические катастрофы. загрязнение.
В 1970-е годы Шеклтон был заменен в роли морского патруля реактивным самолетом Hawker Siddeley Nimrod . В дальнейшем небольшое количество существующих Shackleton ВВС Великобритании претерпело значительные модификации, чтобы адаптировать их для выполнения функций дальнего обнаружения с воздуха (AEW). Этот тип продолжал использоваться в качестве вспомогательного средства до 1991 года, когда его заменил самолет Boeing E-3 Sentry AEW. Это были последние экземпляры этого типа, оставшиеся на вооружении.
Разработка
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Битва за Атлантику была решающим элементом Второй мировой войны , в которой Великобритания стремилась защитить свои корабли от угрозы немецких подводных лодок . Разработка все более эффективных дизель-электрических подводных лодок шла быстрыми темпами; в частности, шноркель практически устранил необходимость всплытия подводных лодок во время патрулирования. Самолеты, которые когда-то были высокоэффективными истребителями подводных лодок, очень быстро стали недееспособными перед лицом этих достижений. [3] Кроме того, предоставленные в аренду самолеты, такие как Consolidated B-24 Liberator после окончания боевых действий были возвращены . Несколько Avro Lancasters были быстро переоборудованы - получившие обозначение Maritime Reconnaissance Mk 3 (MR3) - в качестве временной меры для выполнения морских поисково-спасательных операций и общей разведки; [4] однако сразу после Второй мировой войны Береговое командование Королевских ВВС сократилось всего до трети своего размера. [5]
В складывающейся обстановке « холодной войны» и потенциальной потребности в защите Северной Атлантики от ожидаемого быстрого расширения подводных сил Советского ВМФ потребовалась новая воздушная платформа для выполнения противолодочных задач. [5] [6] Работа над созданием нового морского патрульного самолета началась в 1944 году, когда упор был сделан на платформы дальнего действия для на Дальнем Востоке операций ; однако с ранним окончанием войны на Тихом океане это требование было значительно уточнено. В конце 1945 года штаб авиации выразил заинтересованность в переоборудовании Avro Lincoln в самолет общей разведки и спасения в воздухе и на море; свои требования к такому самолету они формализовали в соответствии со спецификацией Министерства авиации R.5/46. Главный конструктор Avro Рой Чедвик первоначально возглавил усилия по созданию самолета, соответствующего этим требованиям, получившего обозначение Avro Type 696 . [2] [7]

Тип 696 был значительным развитием Линкольна. элементы авиалайнера Avro Tudor В конструкции также были повторно использованы ; Линкольн и Тюдор были производными от успешного бомбардировщика военного времени Авро Ланкастер . [8] [9] Важно отметить, что новый самолет должен был иметь дальность действия 3000 морских миль (3500 миль; 5600 км), перевозя при этом до 6000 фунтов (2700 кг) вооружения и оборудования. Помимо большого количества электронного оборудования, Тип 696 имел значительно улучшенную среду обитания экипажа по сравнению с другими типами самолетов, что позволяло им быть более эффективными во время ожидаемых длительных миссий. [10] [11] Во время разработки Тип 696 предварительно назывался Lincoln ASR.3, прежде чем было выбрано официальное название «Шеклтон».
Первый испытательный полет прототипа Shackleton GR.1, серийного VW135 , был совершен 9 марта 1949 года с заводского аэродрома в Вудфорде, Чешир, в руках главного летчика-испытателя Avro Дж. Х. «Джимми» Оррелла. [12] Позже GR.1 был переименован в «Maritime Reconnaissance Mark I» (MR 1). Прототип отличался от последующих серийных Шеклтонов по ряду направлений; Он имел несколько турелей и был оборудован для дозаправки в воздухе по петлевому методу . Они не использовались на серийных самолетах из-за суждений о неэффективности или возникших проблемах с производительностью. [13] Однако характеристики прототипа были такими, что, помимо разрешения на производство MR1, в декабре 1949 года, еще до того, как первый серийный Шеклтон совершил полет, была выпущена спецификация на улучшенный вариант. [14] К 1951 году MR1 официально стал считаться промежуточным типом из-за ряда недостатков. [15]
Дальнейшее развитие
[ редактировать ]
MR 2 представлял собой улучшенную версию Shackleton, включающую многочисленные усовершенствования, предложенные для MR1. Радар был модернизирован до ASV Mk 13 , а обтекатель переместился из носовой части самолета в подфюзеляжное положение за бомбоотсеком, обтекатель был убирающимся и мог полностью выдвигаться только при открытых дверях бомбоотсека. Это улучшило круговой радиолокационный охват и свело к минимуму риск столкновения с птицами. [16] Были удлинены носовая и хвостовая части, изменена конструкция хвостового оперения , усилена ходовая часть и установлены сдвоенные убирающиеся хвостовые колеса. Дорсальная турель «Бристоль» изначально была сохранена, но позже после поставки была снята со всех самолетов. [17] Прототип VW 126 был модифицирован как аэродинамический прототип в конце 1950 года и впервые поднялся в воздух с модификацией MR 2 19 июля 1951 года.

VW 126 был испытан в Боскомб-Дауне в августе 1951 года, особое внимание было уделено изменениям, внесенным для улучшения его наземной управляемости, таким как добавление носовых тормозов и блокируемой системы руля направления. Один серийный самолет Mk 1 был модифицирован на конвейере в Вудфорде с изменениями Mk 2 и впервые поднялся в воздух 17 июня 1952 года. После успешных испытаний было решено довести последние десять самолетов, построенных по контракту Mk 1, до стандарта MR 2. и были размещены дальнейшие заказы на новые самолеты. Чтобы идти в ногу с меняющимися угрозами подводных лодок, силы Mk 2 постепенно модернизировались, при этом в модификациях Фазы I, II и III были представлены улучшенные радар, вооружение и другие системы, а также структурные работы для увеличения усталостного ресурса. [16] Производство MR 2 закончилось в мае 1954 года. [18]
Type 716 Shackleton MR 3 стал еще одной модернизацией в ответ на отзывы и наблюдения экипажа. Была введена новая трехопорная ходовая часть , фюзеляж был увеличен по всем основным размерам, имел новые крылья с улучшенными элеронами и законцовочными баками. [19] Вооружение также было модернизировано и теперь включает самонаводящиеся торпеды и ядерные глубинные бомбы Mk 101 Lulu . [16] Чтобы снизить утомляемость экипажа во время 15-часовых полетов, была улучшена шумоизоляция, а также были предусмотрены камбуз и спальное место. Благодаря этим модернизациям взлетная масса самолетов MR 3 ВВС Великобритании выросла более чем на 30 000 фунтов (13 600 кг) (Ph. III), и Armstrong Siddeley Viper Mk 203 помощь турбореактивных двигателей при взлете требовалась с 5-минутным ограничением. После взлета тяжелого веса «Грифонам» приходилось работать на высокой мощности в течение очень длительных периодов времени, поэтому «Гадюкам» позже было разрешено работать непрерывно в течение четырех часов, поэтому можно было использовать более низкие настройки мощности «Гриффонов», что снижало риск сбоев. [20] [21] [22] Дополнительная нагрузка сказалась на планере, а срок службы самолетов RAF MR 3 настолько сократился, что их пережили MR 2. Из-за эмбарго на поставки оружия Южной Африке MR 3 SAAF так и не получили этих обновлений, но обслуживались SAAF независимо.
Тип 719 Shackleton IV, позже известный как MR 4 , представлял собой проектируемый вариант, предназначенный для удовлетворения канадских требований к патрульному самолету дальнего действия. MR 4 был бы практически новым самолетом, имеющим с более ранними вариантами только носовую часть, кабину и внешние крылья; он также должен был быть оснащен составным двигателем Napier Nomad . [23] Shackleton IV был отменен в 1955 году, и требования Канады впоследствии были выполнены компанией Britannia Maritime Reconnaissance, которая позже стала называться Canadair Argus .
В 1967 году десять MR 2 были модифицированы в учебные самолеты для замены Т 4, находившихся на вооружении Морской оперативной учебной группы; известный как T 2, места отдыха экипажа были заменены дополнительным радиолокационным оборудованием, а оригинальное радиолокационное оборудование удалено. [24]
Дизайн
[ редактировать ]
Шеклтон был специально построенным самолетом для морского патрулирования; однако наследие предыдущего самолета Avro присутствует во многих аспектах общей конструкции. Центральная часть крыла Шеклтона заимствована у Линкольна, а внешнее крыло и шасси - от внешних крыльев Тюдоров; На каком-то этапе разработки хвостовое оперение очень напоминало Линкольн, но вскоре после этого было увеличено и изменено. [2] Был принят совершенно новый фюзеляж, более широкий и глубокий, чтобы обеспечить большое пространство для размещения экипажа, его оборудования и большого бомбового отсека. [25] [26] Более поздние варианты Shackleton были существенно переработаны: в них была использована новая ходовая часть носового колеса, изменена конструкция крыльев и центроплана, а также увеличен запас топлива для увеличения дальности полета. [27]
Для выполнения своих задач на «Шеклтоне» имелось различное вооружение и оборудование. В противолодочных операциях радар ASV Mk 13 был основным средством обнаружения; он мог обнаружить эсминец на расстоянии 40 морских миль (46 миль; 74 км), надводную подводную лодку на расстоянии 20 морских миль (23 мили; 37 км) и боевую рубку подводной лодки на расстоянии 8 морских миль (9,2 мили; 15 км). ), хотя бурное море значительно снижало эффективность радара. [28] [29] Другое оборудование включало сбрасываемые гидроакустические буи , средства радиоэлектронной борьбы и систему обнаружения дыма дизельного топлива Autolycus . В специальном отсеке для фотоаппаратов размещалось несколько разведывательных камер, способных вести вертикальную съемку на средней высоте, в ночное время, а также наклонную съемку на малых высотах. Экипаж также будет осуществлять визуальный поиск, используя различные предусмотренные для этой цели наблюдательные позиции. [30] Вооружение включало до девяти бомб, три самонаводящиеся торпеды или глубинные бомбы ; Самолет также имел две 20-мм пушки в спинной башне «Бристоль». Можно было установить емкость для дозаправки в воздухе , но она не устанавливалась на серийные самолеты. [28]

Двигатели Merlin были заменены на более крупные, мощные и тихоходные Rolls-Royce Griffons диаметром 13 футов (4,0 м) с винтами противоположного вращения . Характерный шум этого двигателя часто вызывал у членов экипажа глухоту на высоких тонах. «Гриффон» был необходим, потому что «Шеклтон» был тяжелее и имел большее сопротивление, чем «Линкольн». [31] [32] Griffon обеспечивал мощность, аналогичную Merlin, но при более низких оборотах двигателя , что приводило к снижению расхода топлива в более плотном воздухе на малых высотах; «Шеклтон» часто слонялся по несколько часов на высоте примерно 500 футов (150 м) или ниже в поисках подводных лодок. Низкооборотные Griffons по сравнению с Merlins снизили нагрузку на двигатель, что повысило их надежность. двигателя Использование обычных гребных винтов потребовало бы увеличения диаметра гребного винта для поглощения мощности и крутящего момента , что было невозможно из-за ограничений пространства, налагаемых длиной ходовой части и гондолы расположением двигателя; Пропеллеры противоположного вращения давали большую площадь лопастей при том же диаметре пропеллера.
В ходе эксплуатации «Шеклтона» возникло множество проблем. На практике система обнаружения дыма дизельного топлива была склонна к ложным срабатываниям и поэтому мало использовалась в эксплуатации. Двигатели, гидравлика и элементы авионики были известны своей ненадежностью, а самолет оказался довольно трудоемким в обслуживании. Прототип MR 3 погиб из-за плохих характеристик сваливания; это было исправлено до начала производства, хотя удовлетворительное устройство предупреждения о сваливании не было установлено до 1969 года. Shackleton часто ошибочно приписывают досадную награду как рекордсмен по наибольшему количеству погибших экипажей одного типа в мирное время в ВВС Великобритании. [33] Истинные цифры говорят об обратном: у некоторых из его современников дела обстояли гораздо хуже, например, у Gloster Meteor, потерявшего более 430 летальных экипажей. [34] против 156 Шеклтона. Требовалось несколько программ для поддержки и продления пределов усталостного ресурса планера Шеклтона; проблемы усталостного ресурса в конечном итоге потребовали быстрого внедрения совершенно нового морского патрульного самолета в виде Hawker Siddeley Nimrod , который начал поступать на вооружение Королевских ВВС в 1969 году. [35]

Операционная история
[ редактировать ]Королевские ВВС
[ редактировать ]
30 марта 1951 года первый «Шеклтон» был доставлен в 120-ю эскадрилью Королевских ВВС ; к концу 1952 года этот тип эксплуатировали семь эскадрилий. [36] Вскоре этот тип получил прозвище «Гроулер » из-за шума четырех двигателей Rolls-Royce Griffon. [37] Первое оперативное развертывание «Шеклтона» произошло в 1955 году в качестве военного транспорта для переброски британской армии на Кипр ; менее чем через год первое боевое развертывание этого типа состоялось во время Суэцкого кризиса под кодовым названием «Операция Мушкетер» . [38]

В 1957 году британские ВВС Шеклтоны активно участвовали во время войны Джебель-Ахдар в Омане с целью расширения территории Султаната, который де-факто был британской колонией. [39] [40] [41] с целью получить доступ к нефтяным скважинам во внутренних частях Омана. В период с июля по декабрь 1958 года Королевские ВВС совершили 1635 рейдов, сбросив 1094 тонны и выпустив 900 ракет по внутренним районам Омана, нацеливаясь на повстанцев, горные деревни, водные каналы и посевы в ходе войны, которая оставалась в тени. [40] [42] [43]
В 1960-е годы типичный экипаж Шеклтона состоял из двух пилотов, двух штурманов, бортинженера, офицера по авиаэлектронике и четырех операторов по авиаэлектронике. [44] В этот период модернизация оборудования стала обычным делом, чтобы идти в ногу со все более совершенными подводными лодками; были выявлены проблемы с усталостью планера, в результате чего было реализовано несколько программ по усилению самолета и, таким образом, продлению его срока службы. В 1966 году в арсенал «Шеклтона» были введены ядерные глубинные бомбы с целью противодействия разработке Советским Союзом глубоководных подводных лодок. [45]
Морская разведка была важной частью службы Шеклтона. Эта миссия часто выполнялась для выявления и мониторинга военно-морского и торгового судоходства, а также для демонстрации суверенитета. Во время конфронтации между Индонезией и Малайзией в 1960-х годах Шеклтон следил за морями на предмет судов, занимавшихся контрабандой оружия . Подобные операции проводились на Кипре , и Шеклтоны, действовавшие с баз на Мадагаскаре, сотрудничали с кораблями Королевского флота для обеспечения соблюдения санкционированной Организацией Объединенных Наций нефтяной блокады Родезии . [46]

«Шеклтон» часто использовался для выполнения поисково-спасательных операций, причем для этой роли всегда находился в резерве один экипаж где-то по всей Великобритании. «Шеклтон» также заменил «Авро Линкольн» в колониальной полицейской миссии, самолеты часто размещались в протекторате Аден и Омане для выполнения различных вспомогательных задач, включая сопровождение конвоев, высадку припасов, фоторазведку, ретрансляцию связи и наземные атаки; миссии; «Шеклтон» также использовался в нескольких краткосрочных бомбардировках. [47] Другие роли включали разведку погоды и транспортные обязанности, в последней роли каждый Шеклтон мог нести грузовые корзины в бомбоотсеке или до 16 полностью экипированных солдат. [48]
В 1969 году на вооружение Королевских ВВС начал поступать сменный патрульный самолет с реактивным двигателем Hawker Siddeley Nimrod , что означало конец для Shackleton в большинстве функций. Радикально отличаясь внешним видом, «Шеклтон» и первоначальная версия «Нимрода» имели много общих сенсорных систем и бортового оборудования. [49]

Намерению вывести из эксплуатации Shackleton было сорвано необходимость обеспечить прикрытие ДРЛО в Северном море и северной Атлантике после вывода ВВС флота, использовавшихся самолетов Fairey Gannet в качестве ДРЛО в 1970-х годах. В качестве временной замены существующий радар AN/APS-20 был установлен на модифицированные Shackleton MR 2, переименованные в AEW 2 , в качестве временной меры с 1972 года. Они эксплуатировались 8-й эскадрильей , базирующейся в Королевских ВВС Лоссимаут . Все 12 самолетов ДРЛО получили имена из «Волшебная карусель» и «Травы» . сериалов [16] Предполагаемая замена, British Aerospace Nimrod AEW3 , столкнулась со значительными трудностями при разработке, кульминацией которых стало то, что Nimrod AEW 3 был отменен в пользу готовой покупки Boeing E-3 Sentry , что позволило списать последние Shackletons в 1991. [50]
Южноафриканские ВВС
[ редактировать ]
Во время Второй мировой войны важность обеспечения безопасности морских путей вокруг мыса Доброй Надежды стала очевидной: в период с 1942 по 1945 год в водах Южной Африки вражескими судами было потоплено более сотни судов. [51] В послевоенной ситуации ВВС Южной Африки искали большую и мощную платформу для выполнения функций морского патрулирования. После оценки четырех самолетов RAF MR 2 в 1953 году был размещен заказ на восемь Shackleton в качестве замены устаревшего морского патрульного самолета Short Sunderland SAAF . Модификации были необходимы для выполнения южноафриканских условий и требований, таких как способность действовать над Индийским океаном , в результате чего самолет получил обозначение Shackleton MR 3. [27] [52]

18 августа 1957 года первые два Шеклтона были доставлены в Малан аэропорт в Кейптауне . Еще два последовали 13 октября 1957 года, а остальные прибыли в феврале 1958 года. Поставленные по тому же базовому стандарту, что и MR 3 ВВС Великобритании, им были присвоены однобуквенные коды между «J» и «Q», и они эксплуатировались 35-й эскадрильей SAAF . Этот тип обычно патрулировал морские пути вокруг мыса Доброй Надежды, часто наблюдая за советскими судами, курсирующими между Индийским и Атлантическим океанами. «Шеклтон» некоторое время использовался в наземном патрулировании на малых высотах вдоль границы с Южной Родезией , но эти обязанности были прекращены из-за опасений по поводу беспокойства дикой природы. [51] [53]

Часто «Шеклтон» вызывали для проведения поисково-спасательных операций в коварных водах вокруг мыса. В марте 1971 года Шеклтоны успешно вмешались в разлив нефти на SS Wafra , намеренно затопив подбитый нефтяной танкер глубинными бомбами, чтобы предотвратить экологическую катастрофу. [54] Единственной оперативной потерей стал самолет 1718 K, который врезался в горы Веммершук ночью 8 августа 1963 года, в результате чего погиб весь тринадцать членов экипажа. [51]
Из-за эмбарго, введенного Организацией Объединенных Наций в связи с политикой апартеида в Южной Африке , приобретение компонентов для парка Шеклтона становилось все труднее, и, таким образом, ухудшалась работоспособность самолета. [51] До введения эмбарго на поставки оружия парк был модифицирован в соответствии со стандартами Фазы III, хотя и без вспомогательного двигателя Viper. [54] Два самолета были заменены SAAF, 1716 J в Соединенном Королевстве и 1717 O в Южной Африке, но нехватка запасных частей для двигателей и шин, а также усталость планера постепенно начали сказываться. К ноябрю 1984 года срок службы всех самолетов, кроме двух замененных лонжеронов, истек, и парк был отправлен на хранение. [16] Хотя эта шутка была применена к нескольким самолетам, Шеклтона часто описывали как «сотню тысяч заклепок, летящих плотным строем». [55] [56]
Аварии и происшествия
[ редактировать ]Варианты
[ редактировать ]Прототипы Avro 696 Shackleton
[ редактировать ]В мае 1947 года было заказано три прототипа Тип 696, соответствующие спецификации R 5/46:
- Фольксваген126
- Первый прототип, совершивший полет 9 марта 1949 года. [57]
- Фольксваген131
- Первый полет совершил 2 сентября 1949 года.
- Фольксваген135
- Первый полет совершил 29 марта 1950 года.
Авро 696 Шеклтон Мк.1
[ редактировать ]- Шеклтон MR.Mk.1
- Первая серийная модель для Королевских ВВС с спинной башней с двумя 20-мм пушками, построено 29 штук. [57] Первый серийный самолет поднялся в воздух 28 марта 1950 года, а в марте 1951 года этот вариант поступил на вооружение 120-й эскадрильи Королевских ВВС Кинлосс. [57]
- Шеклтон MR.Mk.1A
- Вариант с четырьмя поршневыми двигателями Griffon 57A V12, находится на вооружении с апреля 1951 года, построено 47 экземпляров и все уцелевшие MR.1 переоборудованы. [57]
- Шеклтон Т.4
- Переоборудование навигационного тренажера из MR 1A в период с 1956 по 1961 год, удаление средней верхней башни, добавление радиолокационных и радиостанций для стажеров, 17 переоборудований. [57]
Авро 696 Шеклтон Мк.2
[ редактировать ]У Mark 2 была более длинная носовая часть, а обтекатель был перемещен в вентральное положение. Наблюдательная позиция в хвосте. Спинная турель и еще две 20-мм пушки в носу. Двойные убирающиеся хвостовые колеса. Один самолет, WB833, первоначально заказанный как MR.1, был построен как прототип MR.2 и совершил первый полет 17 июня 1952 года. [58] Последние десять самолетов MR.1 на производственной линии были завершены как MR.2, и были размещены заказы на 80 самолетов новой постройки; последний 21 экземпляр был построен как MR.3, а общее количество построенных MR.2 составило 69. [59] Первый самолет поступил на вооружение 42-й эскадрильи британских ВВС Сент-Эваль в январе 1953 года. [59]
Позже самолет модифицировали параллельно с поэтапными модификациями Mk.3: [60] MR.Mk.2 Фаза 1 или MR.Mk.2C
Согласно Mk.3, фаза 1. [58] Также получена таблица построения звука от Mk.3.
Shackleton MR.Mk.2 Phase 2 соответствовал Mk.3 Phase 2. [58] MR.Mk.2 Phase 3 был таким же, как Mk.3 Phase 3, за исключением того, что двигатели Viper не были установлены. [58]
Шеклтон Т.2 Десять самолетов MR 2 Phase 3 были модифицированы в 1967 году в T.2 в Лангаре, чтобы заменить T.4 на подразделения морской оперативной подготовки в качестве учебных радиолокационных станций с установленными главными и подчиненными радиолокационными позициями для обучения. [58]
Шеклтон AEW.2 В 1971 году двенадцать MR.2 были переоборудованы в Вудфорде и Биттесвелле в самолеты дальнего радиолокационного обнаружения, первый AEW.2 поднялся в воздух 30 сентября 1971 года, и этот тип поступил на вооружение 8-й эскадрильи 1 января 1972 года. [58] AEW.2 был снят с вооружения 1 июля 1991 года. [61]
Авро 716 Шеклтон Мк.3
[ редактировать ]
Шеклтон MR.Mk.3 Морской разведчик, противокорабельный самолет. Конфигурация хвостового колеса заменена трехопорной ходовой частью, добавлен носовой входной люк, законцовки баков для увеличения запаса топлива. [59] Для повышения комфорта экипажа внутренняя часть была звукоизолирована, улучшены сиденья экипажа и изменены места тактических команд. [59] Чтобы освободить место для некоторых внутренних перестановок, спинная турель не была установлена. [59] Первый полет MR.3 состоялся 2 сентября 1955 года; Самолет имел проблемы с характеристиками сваливания и разбился 7 декабря 1956 года. [59] Вариант поступил на вооружение 220-й эскадрильи британских ВВС Сент-Эваль в августе 1957 года. [59] Королевские ВВС заказали 52 самолета, но позже, после обзора обороны 1956 года, их количество было сокращено до 33 самолетов. [59] Также был построен дополнительный самолет взамен самолетов, потерянных во время испытаний на сваливание. [59] Еще восемь самолетов были экспортированы в Южную Африку . Самолет претерпел несколько поэтапных модификаций.
Обновление Фазы 1 внесло изменения в основном во внутреннее оборудование. [59] Обновление Фазы 2 представило оборудование электронного противодействия (ECM), характерную «свечу зажигания» Orange Harvest и улучшенную высокочастотную радиосвязь. [59]

Третий из трех этапов модификации MR 3, включая добавление двух турбореактивных двигателей Armstrong Siddeley Viper в задней части гондол подвесных двигателей, которые будут использоваться для вспомогательного взлета. Основные лонжероны крыла пришлось усилить за счет установки дополнительных двигателей. Также была установлена новая навигационная система, а также были внесены некоторые изменения во внутреннее устройство, в том числе укорочена зона отдыха экипажа, чтобы освободить больше места для тактических позиций. [59] [62]
Проектируемые конструкции
[ редактировать ]- Avro 717 и 719 Shackleton MR.Mk.4
- Проект модернизированного MR.Mk.1 с использованием двигателей Napier Nomad . Два Nomads были установлены во внешних гондолах прототипа Shackleton, чтобы создать единственный экземпляр Avro 717, но программа была отменена до того, как самолет смог подняться в воздух. Avro 719 заменил бы все четыре Griffon на Nomads. [60]
- Шеклтон MR.Mk.5
- MR.Mk.5 было предложенным обозначением для варианта Mk.2 с двигателем Nomad. [60]
Операторы
[ редактировать ]

- Южноафриканские ВВС
- 35-я эскадрилья SAAF получила восемь самолетов.
- Королевское авиастроительное предприятие - приобрело MR.3 в 1959 году. [59]
- Королевские ВВС
- 8-я эскадрилья RAF - сформирована в 1972 году для эксплуатации AEW.2 на базе RAF в Кинлоссе , переведена в RAF Lossiemouth в 1973 году. [59]
- 37-я эскадрилья RAF - 1953–67, преобразована в MR2 из Lancaster GR3 на RAF Luqa , переведена в RAF Khormaksar в 1957 году, расформирована в 1967 году. [63]
- 38-я эскадрилья RAF - 1953–67, преобразована в MR2 из Lancaster GR3 на RAF Luqa , переведена в RAF Hal Far в 1965 году, расформирована в 1967 году. [64]
- 42-я эскадрилья RAF - 1952–71, сформирована в RAF St Eval с MR1A (1952–54) и MR2 (с 1953), переведена в RAF St Mawgan в 1958 году, преобразована в MR3 в 1965–66, преобразована в Нимрод MR1 в 1971 году. [65]
- 120-я эскадрилья RAF - 1951–71, преобразована в MR1 из Lancaster GR3 в 1951 году в RAF Kinloss , переведена в RAF Aldergrove в 1952 году, преобразована в MR2 в 1953 году и MR3 в 1958 году, переведена в RAF Kinloss в 1959 году, преобразован в Nimrod MR1 в 1970 году. [66]
- 201-я эскадрилья RAF - 1958–70, переименована из 220-й эскадрильи в 1958 году, эксплуатировавшая MR3 в RAF St Mawgan , переведена в RAF Kinloss в 1965 году, преобразована в Nimrod MR1 в 1970 году. [67]
- 203-я эскадрилья RAF - 1958–71, перенумерована из 240-й эскадрильи в RAF Ballykelly в 1958 году с MR1A и MR3, преобразована в MR2 в 1962 году и обратно в MR3 в 1966 году, переведена в RAF Luqa в 1969 году, преобразована в Нимрод MR1 в 1971 году. [68]
- 204-я эскадрилья RAF - 1954–71, сформированная в RAF Ballykelly на базе MR2, также эксплуатировала MR1A (1958–60) и MR2C (1959–71), расформирована в апреле 1971 года и реформирована в RAF Honington. в тот же день из подразделения поддержки отряда Маджунга с MR2C, отряды в Маджунгу, Тенга и Масиру, расформированы в 1972 году. [68]
- 205-я эскадрилья RAF - 1958–71, преобразована в MR1 из Sunderland GR5 на RAF Changi , преобразована в MR2C в 1962 году, расформирована в 1971 году. [68]
- 206-я эскадрилья RAF - 1952–70, сформирована в RAF St Eval с MR1A, также эксплуатировала MR2 с 1953 по 1954 год, перешла в RAF St Mawgan в 1958 году и переоборудована в MR3, переведена в RAF Kinloss в 1965 году, преобразована в Нимрод MR1 в 1970 году. [69]
- 210-я эскадрилья RAF - 1958–71, переименована из 269-й эскадрильи с MR2 в RAF Ballykelly , расформирована в 1970 году, реформирована на следующий день в RAF Sharjah , расформирована в ноябре 1971 года. [70]
- 220-я эскадрилья RAF - 1951–1958, сформирована в RAF Kinloss с MR1A, переведена в RAF St Eval в 1951 году, также эксплуатировала MR2 (1953–54), переведена в RAF St Mawgan в 1956 году, эксплуатировала MR2 (1957). и MR3 (1957–58), переименованные в 201-ю эскадрилью в октябре 1958 года. [71]
- 224-я эскадрилья RAF - 1951–66, преобразована в MR1 из Halifax GR6 в RAF Gibraltar , преобразована в MR2 в 1953 году, расформирована в 1966 году. [72]
- 228-я эскадрилья RAF - 1954–59, сформирована вместе с MR2 из элементов 206-й эскадрильи в RAF St Eval , переведена в RAF St Mawgan в 1956 году, вернулась в RAF St Eval в 1958 году, расформирована в 1959 году. [73]
- 240-я эскадрилья RAF - 1952–1958, сформирована на базе MR1 из элементов 120-й эскадрильи в RAF Aldergrove , переведена в RAF St Eval в 1952 году на несколько месяцев, прежде чем перейти в RAF Ballykelly , эксплуатировала MR2 с 1953 по 1954 год, номер изменен на 203. Эскадрилья в 1958 году. [74]
- 269-я эскадрилья RAF - 1952–58, сформирована на базе MR1 из элементов 224-й эскадрильи Королевских ВВС Гибралтара , переведена в RAF Ballykelly в 1952 году, также эксплуатировала MR2 (1953–54), также эксплуатировала MR2 в 1958 году, когда они были перенумерованы. 210-я эскадрилья. [75]
- Подразделение оперативного переоборудования № 236 RAF - 1951–56, получило первые MR.1 в 1951 году на авиабазе RAF в Кинлоссе , в 1956 году переименовано в подразделение морской оперативной подготовки. [57]
- Подразделение морской оперативной подготовки, RAF - переименовано из 236 OCU в 1956 году с 15 MR.1A, MR.1A были постепенно заменены на T.4, переведены в RAF St Mawgan в 1965 году, последний T.4 был заменен на T.4. 2 в 1968 году. [57]
- Подразделение по развитию воздушно-морской войны RAF - 1951–60 в RAF St. Mawgan [76] и Королевские ВВС Балликелли . [57]
- Объединенная противолодочная школа - эксплуатировала MR.2 с 1954 по 1957 год в Королевских ВВС Балликелли . [59]
Выжившие
[ редактировать ]
Полный список доступен здесь. [77]
Кипр
[ редактировать ]- Хранится или находится на реставрации
- AEW.2 WL747 стоит заброшенным на западном конце взлетно-посадочной полосы 11/29 в международном аэропорту Пафоса , Кипр. [78]
- MR/T.2 WR967 «Додо» — бывший тренер экипажа. Пафосская свалка.
- MR3 XF700 Никосийская свалка .
ЮАР
[ редактировать ]- На дисплее
- SAAF 1717 на выставке в Транспортном музее Стейнджера, Квазулу-Натал.
- SAAF 1720 на выставке на авиабазе Истерплаат, недалеко от Кейптауна.
- SAAF 1721 на выставке в Музее ВВС ЮАР, Сварткоп . [78] [79]
- SAAF 1722, широко известный как «Пеликан 22», был последним годным к полетам Shackleton MR.3. Самолет принадлежит Музею ВВС ЮАР, базирующемуся на авиабазе Истерплаат . Это был один из восьми Шеклтонов, эксплуатировавшихся ВВС ЮАР с 1957 по 1984 год. Годен к полетам, но был остановлен по соображениям безопасности и сохранности, а также из-за нехватки квалифицированного экипажа. [80] [78]
- SAAF 1723 в гараже Вика, рядом с Золотым шоссе, Мердейл , Йоханнесбург . [78] [81] [82]
Великобритания
[ редактировать ]
- Хранится или находится на реставрации
- MR.2 WR963 (G-SKTN) в аэропорту Ковентри . [78] На этом планере могут быть установлены двигатели. [83]
- На дисплее
- Носовая часть MR.1 VP293 : принадлежит Норману Телвеллу и предоставлена в аренду Shackleton Aviation Group.
- MR.1 WG511 Фюзеляж: Cornwall Aero Park, Хелстон.
- MR.2 WL756 Передний нос в Кернафоне, Северный Уэльс.
- MR.2 WL795 на базе ВВС Великобритании в Сент-Могане , Англия . [78] [84]
- AEW.2 WR960 в Музее наследия Авро в Вудфорде. (После закрытия Зала авиации и космонавтики MOSI в Манчестере)
- MR.3 WR971 в секции фюзеляжа: Музей авиации Фенланда и Западного Норфолка, Висбек-Кэмбс.
- MR.3 WR974 в Музее авиации Южного Уэльса, Сент-Атан, Гламорган.
- MR.3 WR977 в Ньюаркском музее авиации , Англия. [78] [85]
- MR.3 WR982 в Музее авиации Гатвик , Англия. На этом планере могут быть установлены двигатели. [78] [86]
- MR.3 WR985 на аэродроме Лонг-Марстон, Уорикшир (заброшенный).
- MR.3 XF708 в Имперском военном музее , Даксфорд, Англия. [78]
Западная Сахара
[ редактировать ]
- SAAF 1716 J Pelican 16 в пустыне Сахара ( 22 ° 37'50 "N 13 ° 14'14" W / 22,630489 ° N 13,237356 ° W ) примерно в 2 часах езды от Зуэрата , где он разбился по пути в IWM Даксфорд для консервации 13 июля 1994 года. Корпус планера получил умеренные повреждения во время аварии, но остался неповрежденным и остается на месте крушения по сей день. . Все 19 членов экипажа самолета выжили. [87]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]- На дисплее
- AEW.2 WL790 (N790WL) в Музее авиации и космонавтики Пима , Тусон, Аризона, США. [78] [88]
Технические характеристики
[ редактировать ]


Внешние видео | |
---|---|
![]() | |
![]() | |
![]() |
Данные Flight International, [89] Джонс [90]
Общие характеристики
- Экипаж: 10 человек
- Длина: 87 футов 4 дюйма (26,62 м)
- Размах крыльев: 120 футов (37 м)
- Высота: 17 футов 6 дюймов (5,33 м)
- Площадь крыла: 1421 кв. Футов (132,0 м ). 2 )
- Профиль крыла : корень: NACA 23018 модифицирован; совет: NACA 23012 [91]
- Пустой вес: 51 400 фунтов (23 315 кг)
- Максимальный взлетный вес: 86 000 фунтов (39 009 кг)
- Запас топлива: 4258 имп галлонов (5114 галлонов США; 19360 л)
- Силовая установка: 4 поршневых двигателя Rolls-Royce Griffon 57 V-12 жидкостного охлаждения мощностью 1960 л.с. (1460 кВт) каждый.
- Гребные винты: 6-лопастные гребные винты de Havilland , диаметр 13 футов 4 дюйма (4,06 м), вращающиеся в противоположных направлениях, полностью флюгированные, с постоянной скоростью.
Производительность
- Максимальная скорость: 260 узлов (300 миль в час, 480 км/ч)
- Диапазон: 1950 миль (2240 миль, 3610 км)
- Выносливость: 14 часов 36 минут.
- Практический потолок: 20 200 футов (6 200 м)
- Нагрузка на крыло: 61 фунт/кв. фут (300 кг/м). 2 )
- Мощность/масса : 0,091 л.с./фунт (0,150 кВт/кг)
Вооружение
- Орудия: 2 × 20-мм пушки Hispano Mark V в носовой части.
- Бомбы: 10 000 фунтов (4536 кг) бомб, торпед, мин или обычных или ядерных глубинных бомб, таких как Mk 101 Lulu.
Авионика
- радар АСВ
- Гидроакустические буи
- ЕСМ ( Урожай апельсинов )
- Оборудование обнаружения подводных лодок (различное)
- Навигационная авионика
- Синий шелковый доплер
- нет
- Радиокомпас
- Нулевой читатель
- ГПИ МК4
- Компас GM7
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Бреге 1150 Атлантик
- Canadair CP-107 Аргус
- Объединенный капер PB4Y-2
- Локхид П-2 Нептун
- Локхид П-3 Орион
- Tupolev Tu-95
Связанные списки
- Список аварий и происшествий с участием Авро Шеклтона
- Список самолетов Королевских ВВС
- Список самолетов ВВС ЮАР
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Название самолета возникло под влиянием Роя Чедвика , главного конструктора Avro, который первоначально работал вместе, а позже стал близким другом Эрнеста Шеклтона. [1] Это название также соответствовало политике Министерства авиации называть новые самолеты-разведчики в честь исследователей. [2]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Джонс 2002, стр. 6–7.
- ^ Jump up to: а б с Рейс 18 мая 1950 г., с. 612.
- ^ Джеффорд и др. 2005, стр. 67–68.
- ^ Джонс 2002, стр. 22, 27.
- ^ Jump up to: а б Джеффорд и др. 2005, стр. 68–69.
- ^ Джонс 2002, с. 43.
- ^ Биллингс, Билл. «История Шеклтона». Архивировано 5 июля 2008 года в Wayback Machine The Shackleton Association . Проверено: 10 июля 2008 г.
- ^ Баттлер 2004, с. 144.
- ^ Джонс 2002, с. 30.
- ^ Джеффорд и др. 2005, стр. 70–71.
- ^ Рейс 18 мая 1950 г., с. 611.
- ^ Харлин и Дженкс 1973, стр. 164.
- ^ Джонс 2002, стр. 34, 36–37, 39.
- ^ Джеффорд и др. 2005, стр. 71–74.
- ^ Джонс 2002, с. 67.
- ^ Jump up to: а б с д и Мировые информационные файлы самолетов , 1997 г.
- ^ Джеффорд и др. 2005, стр. 74–75.
- ^ Джонс 2002, с. 85.
- ^ Джонс 2002, стр. 93, 95–96.
- ^ Шеклтон, Крис Эшворт, Aston Publications Limited 1990, ISBN 0 946627 16 9 , стр.44
- ^ «Шеклтоны в SAAF – выход на пенсию». Архивировано 23 февраля 2008 года в Wayback Machine The Shackleton Project . Проверено: 10 июля 2008 г.
- ^ Джеффорд и др. 2005, стр. 77–78.
- ^ Джеффорд и др. 2005, с. 88.
- ^ Джонс 2002, стр. 84–85.
- ^ Джеффорд и др. 2005, с. 72.
- ^ Джонс 2002, с. 31.
- ^ Jump up to: а б Джеффорд и др. 2005, с. 76.
- ^ Jump up to: а б Джеффорд и др. 2005, стр. 72–74.
- ^ Джонс 2002, с. 34.
- ^ Рейс 18 мая 1950 г., с. 617.
- ↑ Рейс 18 мая 1950 г., стр. 612–613, 616.
- ^ Джонс 2002, с. 33.
- ^ Джонс 2002, с. 86.
- ^ Ник Картер. Выброс метеора!: Воспоминания пилота-первопроходца Королевских ВВС 1950-х и 60-х годов: Amazon.co.uk: Картер, Ник: 9781873203651: Книги . АСИН 1873203659 .
- ^ Джеффорд и др. 2005, стр. 73, 77–78, 87–88.
- ^ Джеффорд и др. 2005, стр. 70–72.
- ^ Озеро, Дебора (2010). Рычание над океанами: «Авро Шеклтон», люди и миссии 1951–1991 гг . Лондон: Сувенирная пресса. стр. 16–17. ISBN 9780285638761 .
- ^ Джонс 2002, стр. 121–122.
- ^ Д-р Фрэнсис Оутрам (11 декабря 2014 г.). «Близкие отношения: Великобритания и Оман с 1750 года» . КДЛ.
- ^ Jump up to: а б «Секретные войны Британии | Ян Кобейн» . Хранитель . 8 сентября 2016 г. Проверено 19 апреля 2022 г.
- ^ «А/RES/2302(XXII)» . Undocs.org . Проверено 19 апреля 2022 г.
- ^ Петерсон, Дж. Э. (2013). Повстанцы Омана: борьба султаната за господство . Саки. п. 43. ИСБН 978-0-86356-702-5 .
- ^ «Британский национальный архив: Оман, 1957-9 » (PDF) . Markcurtis.info . Проверено 19 апреля 2022 г.
- ^ Джеффорд и др. 2005, с. 78.
- ^ Джеффорд и др. 2005, стр. 70–72, 74–77.
- ^ Джеффорд и др. 2005, стр. 82–83.
- ^ Джонс 2002, с. 49.
- ^ Джеффорд и др. 2005, стр. 83–87.
- ^ Джеффорд и др. 2005, стр. 75, 89.
- ^ Тайак 2005, с. 87.
- ^ Jump up to: а б с д «Шеклтон в СААФ». saafmuseum.org.za , 23 февраля 2011 г.
- ^ «Шеклтоны в SAAF - Рождение легенды». Архивировано 24 мая 2008 года в Wayback Machine . Проект Шеклтона . Проверено: 10 июля 2008 г.
- ^ Джонс 2002, стр. 111–114.
- ^ Jump up to: а б Джонс 2002, стр. 114–115.
- ^ "Музей Авро Шекелтона и SAAF". Архивировано 3 мая 2010 года в музее Wayback Machine SAAF, 21 февраля 2010 года. Дата обращения: 16 января 2012 года.
- ^ Джонс 2002, с. 7.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Авро Шеклтон MR.Mk1, MR.Mk.1A и T.Mk.4 в службе Королевских ВВС». Аэромилитария (1). Эйр-Британия . 1975.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Авро Шеклтон MR.2 в службе Королевских ВВС». Аэромилитария (4/76). Эйр-Британия . 1976.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот «Авро Шеклтон MR.3 в службе Королевских ВВС». Аэромилитария (2/75). Эйр-Британия . 1975.
- ^ Jump up to: а б с Ховард (1972)
- ^ Март 1992 г. , с. 75.
- ^ Джеффорд и др. 2005, с. 103.
- ^ Джеффорд 1988, с. 37.
- ^ Джеффорд 1988, с. 38.
- ^ Джеффорд 1988, с. 39.
- ^ Джеффорд 1988, с. 58.
- ^ Джеффорд 1988, с. 67.
- ^ Jump up to: а б с Джеффорд 1988, с. 68.
- ^ Джеффорд 1988, с. 69.
- ^ Джеффорд 1988, с. 70.
- ^ Джеффорд 1988, с. 72.
- ^ Джеффорд 1988, с. 73.
- ^ Джеффорд 1988, с. 74.
- ^ Джеффорд 1988, с. 76.
- ^ Джеффорд 1988, с. 81.
- ^ Авро (Хокер Сиддели) Шеклтон Мкс с 1 по 4, Питер Дж. Ховард, Profile Publications Limited, стр.196
- ^ «Ассоциация Шеклтона — выжившие Авро Шеклтоны» . Thegrowler.org.uk . Проверено 19 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Кэллоуэй, Тим (29 августа 2014 г.). Авро Шеклтон – Серая леди . Авиационная классика. Линкольншир, Великобритания: Классика авиации. стр. 126–128.
- ^ "Музей SAAF в Шеклтоне, 1721 год, ярко сияет". Архивировано 13 апреля 2014 года на сайте Wayback Machine af.mil.za , дата обращения: 12 апреля 2014 года.
- ^ Тил, Крис «Видео-запуск Шеклтона 1722 года». Архивировано 23 июля 2011 года в Wayback Machine af.mil.za , 28 июня 2007 года.
- ^ «БЕСПЛАТНЫЕ объявления Howzit, Южная Африка» . Howzit.co.za . Проверено 19 апреля 2022 г.
- ^ "Викерс Викинг VC1A." Saamuseum.co.za , дата обращения: 12 апреля 2014 г.
- ^ «Двигатели Avro Shackleton W963 и de Havilland Vampire W2507 работают!» . Проверено 19 апреля 2022 г. - через YouTube .
- ^ «Изучение истории Королевских ВВС». Королевские ВВС , дата обращения: 12 апреля 2014 г.
- ^ «Список самолетов». Архивировано 28 декабря 2013 года в Wayback Machine Музее авиации в Ньюарке , дата обращения: 12 апреля 2014 года.
- ^ "Авро Шеклтон Mk3 PH3." Архивировано 6 апреля 2014 года в Wayback Machine gatwick-aviation-museum.co.uk , дата обращения: 12 апреля 2014 года.
- ^ Диккенс, Питер (23 января 2016 г.). «Печальная судьба Пеликана 16» . Наблюдательный пост . Проверено 6 июля 2022 г.
- ^ "Шеклтон". Музей авиации и космонавтики Пима , дата обращения: 12 апреля 2014 г.
- ^ Рейс 18 мая 1950 г., с. 614.
- ^ Джонс 2002, с. 108.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Эшворт, Крис. Морской тяжеловес Авро: Шеклтон , Aston Publications Limited, 1990, ISBN 0 946627 16 9 .
- Баттлер, Тони. Британские секретные проекты: истребители и бомбардировщики 1935–1950 (Британские секретные проекты 3). Хинкли, Ланкастершир, Великобритания: Midland Publishing, 2004. ISBN 978-1-85780-179-8 .
- «Шеклтон: новый самолет-разведчик Avro для берегового командования». Рейс Интернэшнл , 18 мая 1950 года.
- Харлин, Э.А. и Г.А. Дженкс. Авро: Альбом самолетов . Шеппертон, Миддлсекс, Великобритания: Ян Аллан, 1973. ISBN 978-0-71100-342-2 .
- Холмс, Гарри. Авро: История авиастроительной компании . Уилтшир, Великобритания: The Crowood Press, 2004. ISBN 1-86126-651-0 .
- Ховард, Питер Дж. Профиль самолета 243: Avro (Hawker Siddeley) Shackleton Mks 1–4 , Виндзор, Беркшир, Великобритания:. Profile Publications Ltd., 1972. (Переиздано в сборнике: Aircraft in Profile, Volume 13 , 1973, стр. 193–217. ISBN 0-85383-022-3 .)
- Джексон, Обри Дж. Авро Самолеты с 1908 года . Лондон: Патнэм, 1965. ISBN 0-85177-797-X .
- Джеффорд, CG (ред.). «Семинар – Морские операции». Историческое общество Королевских ВВС , 2005 г. ISSN 1361-4231 .
- Джеффорд, CG. Squadrons RAF , первое издание 1988 г., Airlife Publishing, Великобритания, ISBN 1 85310 053 6 .
- Джонс, Барри. Авро Шеклтон . Кровуд Пресс, 2002. ISBN 1-86126-449-6 .
- Марш, П. (1992). Ежегодник Королевских ВВС, 1992 год . Фэрфорд , Великобритания: Благотворительный фонд Королевских ВВС.
- Тайак, Билл «Морской патруль в эпоху поршневых двигателей», Журнал исторического общества Королевских ВВС, 33 , 2005 г. ISSN 1361-4231
- Файлы мировой информации о самолетах, файл № 023. Лондон: Bright Star Publishing Ltd, 1997.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кэллоуэй, Тим (29 августа 2014 г.). Авро Шеклтон – Серая леди . Авиационная классика. Линкольншир, Великобритания: Классика авиации. Архивировано из оригинала 25 октября 2014 года . Проверено 25 октября 2014 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]