Автолик (детектор подводных лодок)

Автолик или Нюхач [ 1 ] — система обнаружения подводных лодок, предназначенная для обнаружения дизельных подводных лодок с самолетов. [ 2 ] Он был разработан для обнаружения выхлопных газов дизельных двигателей . [ 3 ] Названный в честь мифического грека Автолика , принимавшего участие в поисках Золотого руна , он был разработан британцами в начале холодной войны . Первая версия Autolycus была установлена на самолетах Avro Shackleton в середине 1950-х годов, а улучшенная версия вновь появилась в середине 1960-х годов. [ 4 ]
Подводные лодки
[ редактировать ]До конца Второй мировой войны подводные лодки большую часть времени проводили на поверхности, приводясь в движение дизельными двигателями. Они могли погружаться под воду лишь на короткое время во время и после атаки. Это облегчило их обнаружение на радаре , а к 1943 году самолеты, оснащенные радарами, затруднили действия надводных подводных лодок. [ нужна ссылка ]
Незадолго до начала Второй мировой войны Королевский флот Нидерландов представил первые подводные лодки , которые обеспечивали воздухом экипаж и двигатели, позволяя подводной лодке оставаться под водой чуть ниже поверхности. Это позволило им избежать большинства радаров, а также позволило им ближе приближаться к конвоям на дизельном топливе, увеличивая дальность действия, которую они могли использовать на батареях. Когда нацистская Германия вторглась и оккупировала Нидерланды в 1940 году, они также захватили новейшие голландские подводные лодки класса O 21, оснащенные трубками, которые немцы затем скопировали и начали использовать с 1943 года. Такие конструкции, как подводная лодка Тип XXI, были первыми немецкими подводными лодками, работавшими преимущественно под водой.
После Второй мировой войны упор на работу под водой, емкость аккумулятора и более высокую скорость под водой продолжился. В США программа GUPPY перестраивала подводные лодки военного времени, чтобы подчеркнуть эти особенности. В Советском Союзе четыре типа XXI, присвоенные им Потсдамским соглашением, легли в основу виски класса .
В 1950-х годах авиация флота совершала полеты в Северное море и зону ГИУК для патрулирования и, возможно, противолодочной борьбы в поисках подводных лодок «Виски», «Зулу» и «Фокстрот» . Патрульные самолеты действовали с авиабазы Королевских ВВС Балликелли в Северной Ирландии. [ 4 ] Требовалось средство для первоначального обнаружения подводных лодок в этом районе. После обнаружения можно использовать другие методы, такие как радар или гидрофоны гидрофоны- , для отслеживания и нацеливания контакта.
Операция
[ редактировать ]
Автолик был спектрометром ионной подвижности (IMS). [ 5 ] Это ранний метод чрезвычайной чувствительности, который стал основным методом первоначального обнаружения невидимой подводной лодки. [ 3 ]
IMS измеряет, насколько быстро данный ион движется в однородном электрическом поле через данную атмосферу. Спектрометр разделяет ионы по форме и заряду, так что разные виды достигают детектора в разное время. Обычно это используется для получения профиля подвижности, характеризующего образец. Для Autolycus интегратор товарных вагонов измерял время для известных маркеров в выхлопных газах дизельных двигателей. Показ оператору осуществлялся на непрерывной бумажной распечатке. [ 6 ]
Методика Автолика была разработана и впервые опробована во время Второй мировой войны на военных кораблях. [ 7 ] После войны Mk. Версия II стала достаточно легкой для использования в воздухе. Быстро движущиеся самолеты могли лучше обнаруживать подводные лодки, путешествуя по схемам поиска.
Ранние версии Autolycus Mk II страдали от трудностей с калибровкой при высокой влажности и вообще переставали работать под дождем. Эти проблемы были уменьшены в Mk. III версия. [ 7 ] Это также имело лучшую временную дискриминацию, что позволяло лучше фиксировать положение. На «Шеклтоне» воздухозаборник системы располагался на левом борту носовой части самолета.
Шаблоны поиска
[ редактировать ]Поскольку Автолик обнаруживал дым от подводной лодки, а не звук, исходящий от корпуса, он мог обнаруживать прохождение подводной лодки в течение некоторого времени после того, как она прошла. Это облегчило поиск, поскольку не нужно было проходить прямо над головой. Поиск осуществлялся по зигзагообразной схеме, проходя под прямым углом над вероятным направлением движения подводных лодок. Когда был обнаружен шлейф выхлопных газов, самолет начинал лететь по схеме все более коротких зигзагов. Каждое пересечение шлейфа будет нанесено на карту, что даст представление о вероятном маршруте подводной лодки . Поскольку маршрут сужался, самолет переключал датчики на более точный метод, например, сантиметровый радар или сбрасывал гидроакустические буи, прежде чем потенциально закрыться для атаки. [ 8 ]
Снятие
[ редактировать ]Автолик был отозван по ряду причин. Самым неотложным из них стал вывод самолетов-носителей Shackleton и их замена на Nimrod MR1 . «Нимрод» был оснащен Autolycus, но это устаревшее оборудование больше не считалось техникой первой линии и поэтому не было интегрировано в новую тактическую систему отображения, основанную на цифровом компьютере Elliott 920 . [ 9 ]
«Нимрод» был оснащен хвостовой балкой с детектором магнитных аномалий (MAD). MAD считался более эффективным, чем подход Autolycus, и мог также обнаруживать затопленные подводные лодки, работающие без дизелей, или возрастающую угрозу со стороны атомных подводных лодок. MAD не был успешно установлен на Shackleton, возможно, из-за проблем с помехами от поршневых двигателей и их системы зажигания. [ нужна ссылка ]
Хотя основной подводной угрозой на момент вывода Автолика по-прежнему были советские дизельные подводные лодки классов «Гольф» и «Джульетта» все большее количество атомных «Отель» и «Эхо II» . , в этом регионе находилось на вооружении [ 10 ] Поскольку им не требовалось подводное плавание и они не производили выхлопных газов дизельного топлива, они были фактически необнаружимы ни для Autolycus Шеклтона, ни для его радара ASV Mk 13. [ 11 ]
Одним из упомянутых ограничений Autolycus было отсутствие различия между выхлопами подводных лодок, траулерами и береговыми источниками. [ 3 ] На практике это, похоже, не было серьезным ограничением, поскольку оно использовалось для первоначального обнаружения, а не для идентификации или отслеживания. [ 12 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Технологии обнаружения завтрашнего дня» . Новый учёный . Деловая информация Рида. 3 июня 1971 г. с. 570.
- ^ Рэгг, Дэвид В. (1973). Словарь авиации (первое изд.). Скопа. п. 45. ИСБН 9780850451634 .
- ^ Перейти обратно: а б с Фридман, Норман (1997). Путеводитель Военно-морского института по мировым системам военно-морского вооружения, 1997–1998 годы . Издательство Военно-морского института. п. 662. ИСБН 9781557502681 .
- ^ Перейти обратно: а б «Эра Шеклтона Балликелли 1952–1971» . 2001. Архивировано из оригинала 25 февраля 2004 г.
- ^ Айсман, Джорджия; Карпас, З. (2005). Спектрометрия ионной подвижности, второе издание . ЦРК Пресс . п. 12. ISBN 0-8493-2247-2 .
- ^ Бентли, Джон (27 ноября 1969 г.). «Воздушный дежурный» . Международный рейс : 847.
- ^ Перейти обратно: а б Гибсон, Крис (2015). Бытие Нимрода . Публикации Хикоки. стр. 22–24. ISBN 978-190210947-3 .
- ^ Гибсон (2015) , с. 23.
- ^ Нил, Молли (22 января 1970 г.). «Нимрод: Систематический охотник за субмаринами» . Рейс Интернешнл . 97 (3176): 127.
- ^ Гибсон (2015) , с. 13.
- ^ Марриотт, Джон (30 сентября 1971 г.). «Авионика» . Flight International : 547.
Есть еще два метода обнаружения затопленной подводной лодки с воздуха. Первый, называемый Autolycus в Великобритании и Sniffer в Америке, представляет собой устройство, которое обнаруживает дымы, выбрасываемые в атмосферу дизельной подводной лодкой. Он не является основным средством обнаружения и в лучшем случае может сообщить самолету только о том, что дизельная подводная лодка недавно присутствовала (и сейчас нырнула) или присутствует, но по какой-то причине трубка не была обнаружена. Поскольку все больше и больше подводных лодок становятся атомными, это устройство потеряет свою и без того ограниченную полезность.
- ^ «Отчет об опыте применения Autolycus Mk 2 против фыркающих подводных лодок» . DEFE 67 Министерство обороны (ВМФ): группа оперативной оценки и группа по тактике и вооружению подводных лодок, а также Объединенная противолодочная школа (JASS): отчеты и примечания . DEFE Отчеты Министерства обороны, Отчеты научных исследований. 1957. ДЕФЕ 67/112.