Подводная лодка класса «Виски»
С-189 сохранилась и экспонируется как лодка-музей в Санкт-Петербурге .
| |
Обзор класса | |
---|---|
Операторы | |
Предшественник | S класс |
Преемник |
|
Построен |
|
Завершенный | 236 (215 в СССР + 21 в Китае) |
Сохранился | 2 |
Общие характеристики (проект 613) | |
Тип | Дизель-электрическая ударная подводная лодка |
Смещение |
|
Длина | 76 м (249 футов 4 дюйма) |
Луч | От 6,3 м (20 футов 8 дюймов) до 6,5 м (21 фут 4 дюйма) |
Черновик | 4,55 м (14 футов 11 дюймов) |
Движение |
|
Скорость |
|
Диапазон |
|
Выносливость | Под водой: 166 ч. |
Дополнить | 52 |
Вооружение |
|
Подводные лодки класса «Виски» (известные в Советском Союзе как проекты 613, 640, 644 и 665 ) — класс дизель-электрических ударных подводных лодок, построенных Советским Союзом в начале холодной войны .
Дизайн
[ редактировать ]


Первоначальный проект был разработан в начале 1940-х годов как морское продолжение подводной лодки S-класса . В результате военного опыта и захвата немецкой техники в конце войны Советский Союз в 1946 году выдал новые требования к проектированию. Пересмотренный проект был разработан ОКБ «Лазурит», базирующимся в Горьком. Как и большинство обычных подводных лодок, спроектированных между 1946 и 1960 годами, на конструкцию сильно повлияла немецкая подводная лодка Тип XXI времен Второй мировой войны . [ 1 ]
Патрульные варианты
[ редактировать ]С 1949 по 1958 год всего 236 из предусмотренных 340. [ 2 ] подводные лодки этого типа были приняты в состав ВМФ СССР . Первоначально корабли проектировались как прибрежные патрульные подводные лодки. Эти патрульные варианты известны на западе как «Виски I», «II», «III», «IV» и «V», а в Советском Союзе назывались «Проект 613».
- Виски I — спаренные 25-мм (1,0 дюйма) орудия в боевой рубке.
- Whiskey II — спаренные 57-мм (2,2 дюйма) орудия и спаренные 25-мм орудия.
- Виски III — оружие удалено.
- Виски IV — 25-мм пушки
- Виски V – без пушек – обтекаемая боевая рубка и трубка
Варианты ракет
[ редактировать ]
В 1950-х и 1960-х годах некоторые подводные лодки «Виски» были переоборудованы в подводные лодки с управляемыми ракетами, способные стрелять от одной до четырех SS-N-3 Shaddock крылатых ракет . В 1956 году был готов первый прототип. Это был обычный класс «Виски», модифицированный пусковой трубой в кормовой части паруса, содержащей одиночный SS-N-3c. Этот сосуд был известен на Западе как Whisky Single Cylinder. В период с 1958 по 1960 год еще шесть подводных лодок класса «Виски» были переоборудованы для перевозки управляемых ракет. Эти лодки имели две ракетные установки за парусом и были известны на западе как «Виски Твин Цилиндр» и лодки проекта 644 в Советском Союзе. [ 3 ]
В период с 1960 по 1963 год шесть лодок получили удлиненный парус, способный вместить четыре ракеты «Шэддок». На Западе они назывались «Виски Лонг Бин», а в Советском Союзе — «Проект 665». [ 3 ] Все варианты управляемых ракет класса «Виски» несли ракету наземного нападения P-5/NATO SS-N-3c «Шэддок» и должны были всплывать, чтобы запустить свои ракеты. Лодки одно- и двухцилиндрового класса также должны были поднимать ракетные трубы, которые обычно располагались горизонтально.
Лодки «Long Bin» плохо справлялись с управлением: пусковые трубы вызывали проблемы с устойчивостью, а поток воды вокруг ракетных фитингов был очень шумным. [ 4 ] Вскоре все были уволены со службы. Четыре из них были переоборудованы в катера радиолокационного дозора проекта 640 (на Западе называемые «Whiskey Canvas Bag»). Два из них были переоборудованы для целей «рыболовных исследований» и «океанографических исследований». [ нужны разъяснения ] В ВМФ СССР патрульные варианты этого класса были заменены классом «Ромео» . Варианты управляемых ракет были заменены классом «Джульетт» .
Производственная программа
[ редактировать ]Советский Союз построил в общей сложности 236 или 215 экземпляров Whiskey (источники различаются; похоже, что первоначальная 21 лодка китайской постройки часто включается в состав советских лодок). Вице-адмирал Буров, возглавлявший Кораблестроительный институт Минобороны СССР с 1969 по 1983 год, подтверждает, что построено 215 единиц. [ 3 ]
Год | Горький | Николаев | Балтика | Комсомольск | Общий |
---|---|---|---|---|---|
1951 | 1 | – | – | – | 1 |
1952 | 4 | 5 | – | – | 9 |
1953 | 19 | 11 | – | – | 30 |
1954 | 29 | 14 | – | 1 | 44 |
1955 | 37 | 18 | 8 | 4 | 67 |
1956 | 26 | 15 | 4 | 4 | 49 |
1957 | – | 9 | 3 | 2 | 14 |
1958 | – | – | 1 | – | 1 |
Общий | 116 | 72 | 16 | 11 | 215 |
Патрульные подводные лодки класса «Виски» экспортировались в:
Албанский народный флот (четыре судна, все в отставке), базировавшиеся в Порто-Палермо.
ВМС Болгарии (два корабля, в отставке)
Военно-морской флот Народно-освободительной армии (пять кораблей и еще 21, построенных на месте из частей, предоставленных Советским Союзом, известных как Тип 03, все сейчас списаны)
ВМС Египта (семь кораблей, в отставке)
ВМС Индонезии (двенадцать судов и два в качестве источника запасных частей, выведены из эксплуатации)
Корейский народный флот (четыре судна, бездействующие и, вероятно, вышедшие в отставку)
ВМС Польши (четыре корабля, 1962–1986, в отставке)
- ОРП Орзел (292)
- ОРП Белик (295)
- ОРП Сокол (293)
- ОРП Кондор (294) - 10 июня 1965 г. поднятие знамени, 30 октября 1985 г. спуск знамени.
Куба и Сирия заказали бывшие в употреблении подводные лодки класса «Виски» для использования в качестве корпусов для зарядки аккумуляторов. Лодками ВМС Сирии были бывшие советские ВМС С-167, С-171 и С-183.
Кубинский революционный флот приобрел бывшую советскую лодку для обучения подводным лодкам класса «Фокстрот». Катера управляемого ракетного вооружения и радиолокационного дозора никогда не поставлялись на экспорт.
К 1982 г. в составе ВМФ СССР оставалось всего 60 лодок (45 действующих, 15 в оперативном резерве); все были отправлены на пенсию к концу Холодной войны .
Инциденты с подводными лодками класса «Виски»
[ редактировать ]- 27 января 1961 года С-80 погиб из-за случайного затопления, когда лодка находилась под водой. Клапан, который должен был препятствовать попаданию воды в трубку, не работал должным образом. [ нужна ссылка ]
- 24 ноября 1972 года подводная лодка класса «Коббен» KNM Sklinna ВМС Норвегии имела «контакт» с тем, что, по их мнению, было подводной лодкой класса «Виски», после 14 дней «охоты» в Согне-фьорде . Военные документы, обнародованные в 2009 году, подтверждают этот эпизод. [ 5 ]
- 21 октября 1981 года С-178 была сбита торговым судном Рефрижератор-13» в бухте Золотой Рог . во Владивостоке « [ нужна ссылка ]
- 27 октября 1981 года С-363 сел на мель в шведских территориальных водах недалеко от военно-морской базы Карлскруна . [ 6 ]
- 19 июня 1984 года подводная лодка класса «Виски» попала в рыболовную сеть и всплыла на поверхность в исключительной экономической зоне Норвегии. [ 7 ]
- 14 декабря 1989 года списанная советская подводная лодка класса «Виски», буксируемая на слом в Накскове, была затоплена в 2 милях к западу от Борнхольма. Попытки поднять его в 1991 году не увенчались успехом, и он затонул неподалеку, на большей глубине. [ 8 ]
- 5 февраля 2007 года списанный S-194 затонул у берегов Дании во время буксировки, чтобы стать частью военно-морского музея. [ 9 ]
- Швеции В 2009 году ранее неизвестная и неопознанная затонувшая подводная лодка класса «Виски» была обнаружена в ИЭЗ недалеко от острова Готланд . Это была списанная подводная лодка, затонувшая на буксире для сдачи на слом в Дании. Новости об открытии не были обнародованы до марта 2011 года. [ 10 ] [ 11 ]
Сохранившиеся примеры
[ редактировать ]С-189 хранится в музее в Санкт-Петербурге , Россия. KRI Pasopati (бывший S-290 ) хранится в Сурабае , Индонезия. Sub 105 хранится на базе Пашалиман на юге Албании.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Фридман, стр. 396–397.
- ^ Kuzin, V.P.; Nikolskiy V.I. Voyenno-morskoy Flot SSSR 1945-1991. Istoricheskoye Morskoye Obshchestvo , Sankt Peterburg, 1996
- ^ Jump up to: а б с Burov, V.N. Otechestvennoye Voyennoye Korablestroyeniye v Tretem Stoletii Svoyey Istorii, Sudostroyeniye, Sankt Peterburg, 1995. 5-7355-0508-4
- ^ Вейр и Бойл, 2003 г.
- ^ Aftenposten (норвежский язык) (включая изображения)
- ^ https://sverigesradio.se/artikel/5995709
- ^ АС, ТВ 2 (21 октября 2014). «Шкипер Онар (68) поймал в трал эту российскую подводную лодку» . ТВ 2 (на норвежском букмоле) . Проверено 5 апреля 2020 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ vragguiden.dk
- ^ Dansk Dykkerservice ApS (датский язык). Архивировано 25 сентября 2008 г. в Wayback Machine (включая изображения).
- ^ "JP.dk" . Архивировано из оригинала 6 апреля 2011 г. Проверено 5 марта 2011 г.
- ^ Forsvarsmakten.se
Ссылки
[ редактировать ]- Фридман, Норман (1995). «Советский Союз 1947–1991: Российская Федерация и государства-правопреемники 1991–». В Чамбли, Стивен (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира, 1947–1995» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. стр. 337–426. ISBN 1-55750-132-7 .
- Хэмпшир, Эдвард (2018). Советские подводные лодки с крылатыми ракетами времен холодной войны . Лондон: Издательство Osprey. ISBN 978-1-47282-499-8 .
- Павлов А.С. (1997). Боевые корабли СССР и России 1945–1995 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-671-Х .
- Полмар, Норман и Мур, Кеннет Дж. (2004). Подводные лодки холодной войны: проектирование и строительство американских и советских подводных лодок . Вашингтон, округ Колумбия: Потомакские книги. ISBN 978-1-57488-594-1 .
- Полмар, Норман и Нут, Джурриен (1991). Подводные лодки ВМФ России и СССР, 1718–1990 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-570-1 .
- Вильчес Аларкон, Алехандро А. (2022). От Джульетты до Ясеня: развитие и история эксплуатации советских подводных лодок с крылатыми ракетами . Европа @ Война (22). Уорик, Великобритания: ISBN Helion & Co. 978-1-915070-68-5 .
- Вейр, Гэри Э. и Бойл, Уолтер Дж. Прилив: нерассказанная история российских подводных лодок, сражавшихся в холодной войне. Основные книги, 2003.
Внешние ссылки
[ редактировать ]