Крушение британских ВВС Шотландии в Шеклтоне, 1990 год.
![]() Авро Шеклтон WR965 | |
Несчастный случай | |
---|---|
Дата | 30 апреля 1990 г. |
Краткое содержание | Управляемый полет на местности |
Сайт | недалеко от Тарберта , Шотландия 57 ° 48'17 "N 7 ° 03'20" W / 57,8048 ° N 7,0556 ° W |
Самолет | |
Тип самолета | Авро Шеклтон |
Название самолета | Дилан |
Оператор | ![]() |
Позывной | Гамбия Ноль 8 |
Регистрация | WR965 |
Начало рейса | Королевские ВВС Лоссимут |
Место назначения | РАФ Бенбекула |
Экипаж | 10 |
Погибшие | 10 |
30 апреля 1990 года Королевских ВВС самолет Avro Shackleton AEW Mk II 8-й эскадрильи RAF , базировавшийся на базе RAF Lossiemouth , врезался в холм на острове Харрис при попытке приземлиться на авиабазе RAF в Бенбекуле . В результате крушения погибли все десять членов экипажа на борту, включая командира звена, который в то время командовал 8-й эскадрильей. Shackleton был последним из флота, попавшим в аварию со смертельным исходом, и этот тип был выведен из эксплуатации ВВС Великобритании в 1991 году.
Комиссия по расследованию позже определила, что происшествие произошло как управляемый полет на местность , но не смогла выяснить, почему.
Фон
[ редактировать ]WR965 был принят на вооружение Королевских ВВС в 1957 году, первоначально отправлен в Королевские ВВС Хормаксар и служил в 37-й , 38 -й , 203-й , 204-й , 205-й и 224-й эскадрильях , а затем был преобразован в самолет дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) в начале 1970-х годов. [ 1 ] Потребность в платформе ДРЛО возникла после вывода из эксплуатации планера Королевского флота Fairey Gannet . 8-я эскадрилья RAF начала летать на самолетах Avro Shackleton в 1971 году. [ 2 ] Сам Shackleton был временной мерой, которая была разработана на основе варианта MR2 Shackleton, который был разработан на основе оригинального типа бомбардировщика Avro, произошедшего от их Lancaster и Lincoln . самолетов [ 3 ] Nimrod AEW должен был взять на себя роль Shackleton в середине 1980-х годов, но технологические проблемы оказались «непреодолимыми», и поэтому в декабре 1986 года эта программа была отменена в пользу самолета Boeing E-3 Sentry . [ 4 ] [ 5 ]
На момент крушения эскадрилья базировалась на базе ВВС Великобритании в Лоссимауте, и все их самолеты были названы в честь персонажей детской телепрограммы « Волшебная карусель» . [ 6 ] Самолеты в целом назывались « Гроулеры » из-за шума двигателя и « Старые серые дамы » из-за их цветовой схемы. [ 7 ] Двигатели были шумными из-за винтов противоположного вращения. [ 2 ]
Инцидент
[ редактировать ]WR965 взлетел с авиабазы Королевских ВВС Лоссимаут в Морей , Шотландия, в 8:00 утра 30 апреля 1990 года с позывным Gambia Zero 8 и пролетел 150 миль (240 км) до Внешних Гебридских островов. [ 8 ] [ 9 ] Когда произошла авария, самолет участвовал в военных учениях (Ex Bushfire). Радар на борту самолета был отключен из-за параметров части учений, в рамках которых проводилась «взаимная тренировка» с самолетом «Торнадо F3» . [ 10 ] Первые сообщения очевидцев привели к обвинениям в том, что самолет был сбит ракетным ударом, но ВВС Великобритании это отрицали. [ 11 ]
Незадолго до 12:00 пилот связался по рации с Королевскими ВВС Бенбекулы с просьбой о заходе на посадку, заявив, что самолет находился в 20 милях (32 км) от него. Разрешение на посадку было дано с запада, и персонал Королевских ВВС видел, как самолет по крайней мере дважды кружил над островом, прежде чем он врезался в Маодал, вершину высотой 800 футов (240 м) недалеко от деревни Норттон (на координатной сетке) . ссылка NF998907 ). [ 12 ] [ 13 ] Погода была описана как «плохая», и сообщалось, что WR965 летел на малой высоте. [ 14 ] (один свидетель утверждал, что если бы самолет был на 2 фута (0,61 м) выше, он легко преодолел бы вершину). [ 15 ]
Несмотря на удаленность местности, службы экстренной помощи и представители общественности быстро прибыли на место происшествия, но первый полицейский сказал: «Мы наткнулись на обломки, а затем на несколько тел, и мы знали, что это действительно плохо. Из Лоссимаута прибыли вертолеты, и это было очень тяжело. , очень оживленная сцена. Мы смогли насчитать только девять человек из самолета, и некоторых из нас отправили на заднюю часть холма, чтобы посмотреть, не выжил ли кто-нибудь и не ушел ли он в оцепенении. Позже нам сказали, что в живых никого нет». [ 16 ]
Экипаж
[ редактировать ]Обычный боевой вылет «Шеклтона» в роли ДРЛО состоял из экипажа из девяти человек; пилот, второй пилот, бортинженер и штурман (плоттер), входившие в состав летного экипажа, а также радиолокационная группа из пяти человек. Радиолокационная группа состояла из тактического координатора (TACO), всегда офицера, а также диспетчеров и операторов. В команду можно было набрать любую радиолокационную профессию, созданную в эскадрилье (радиолокационный штурман, офицер и оператор воздушной электроники, офицер-диспетчер истребителя или унтер-офицер). Поскольку численность эскадрильи сокращалась в рамках подготовки к замене Shackleton AEW2 на Sentry AEW 1 (AWACS), экипажи часто летали с радиолокационными группами из 4 человек. Так было в день катастрофы, на борту находились еще два сотрудника станции. [ 7 ] Капитаном самолета был командир звена Стивен Ронкорони, в то время командующий 8-й эскадрильей. [ 17 ]
Последствия и расследование
[ редактировать ]
Двумя днями позже в рамках частного уведомления в Палате общин этот вопрос обсуждался, и некоторые заявили, что сокращение количества самолетов привело к снижению операционной эффективности. Аллан Роджерс , тогдашний член парламента от оппозиции от обороны, заявил: «Именно из-за этих сокращений мы получаем такие трагедии, как эта. эскадрилья». [ 18 ]
Три дня спустя десять гробов были перевезены через остров, чтобы их доставили самолетом Королевских ВВС «Геркулес» из Королевских ВВС Сторновей обратно на базу Королевских ВВС в Лоссимауте. [ 17 ] Более 2500 человек выстроились вдоль улиц острова Харрис, чтобы стать свидетелями этого события. [ 19 ] 31 мая 1990 года поминальная служба прошла в одном из ангаров, из которых действовала 8-я эскадрилья авиабазы Королевских ВВС Лоссимаут. [ 20 ]
Комиссия по расследованию установила, что у Шеклтона был отключен радар в рамках учений с самолетом Tornado F3. Он сообщил по радио ВВС Бенбекулы о подходе, заявив, что они находятся в 20 милях (32 км) к западу от аэродрома, однако было установлено, что на самом деле они находились в 12 милях (19 км) к северу от Бенбекулы. [ 13 ] [ 21 ] В 11:34 экипаж связался по рации с башней Бенбекулы, чтобы сообщить им, что погода слишком плохая для захода на посадку, и что они поворачивают направо и набирают высоту, чтобы попытаться еще раз; это была последняя передача с самолета перед катастрофой. Башня Бенбекулы попросила их еще раз передать последнее сообщение, поскольку передача была искажена. [ 13 ]
Самолет разбился на высоте 30 футов (9,1 м) ниже вершины, при этом все четыре двигателя «развили крейсерскую мощность» (так называемый управляемый полет на землю ). Метеорологические данные того дня показывают, что нижняя граница облаков простиралась от 200 футов (61 м) над уровнем моря до 3000 футов (910 м) на кончиках облаков. [ 13 ] Официальное заключение комиссии по расследованию было;
...авария произошла из-за того, что самолет летел ниже безопасной высоты в неподходящих погодных условиях; Правление не смогло определить причины этого. [ 22 ]
Парк Shackleton должен был быть заменен модернизированным вариантом самолета Nimrod, но от этого отказались в пользу платформы Sentry AWACS. [ 23 ]
Мемориал расположен на Маодале (по координате сетки NF997904 ) и включает в себя приемник ESM Orange Harvest , который был прикреплен к верхней части WR965 Dylan во время его крушения. [ 24 ] Экипаж помнят на Панели 201 Мемориала Вооруженных Сил в Национальном мемориальном дендрарии в Стаффордшире . [ 25 ]
Потери самолетов
[ редактировать ]Помимо крушения Шеклтона, в тот же день разбились еще два самолета британских ВВС, но без человеческих жертв. Tornado GR1 (ZA454) разбился в Гуз-Бэй в Канаде после возгорания двигателя, а у Phantom FGR2 (XV402) было повреждено колесо и возник пожар на нижней части самолета при приземлении в RAF Valley . [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «САМОЛЕТЫ КОРОЛЕВСКИХ ВВС ВВС ВВС ХОРМАКСАР, АДЕН, 1956-1958 гг.» . Имперские военные музеи . Проверено 27 февраля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Мэллинсон, Аллан (30 апреля 2011 г.). «Рычание над океанами: невоспетая героиня холодной войны». Таймс . п. 90. ISSN 0140-0460 .
- ^ Тейлор, Джон В.Р. (ноябрь 1988 г.). «Галерея авиации Западной Европы, бомбардировщиков и морской авиации». Журнал ВВС . Том. 71, нет. 11. Арлингтон: Ассоциация ВВС. п. 92. ISSN 0730-6784 .
- ^ Уитероу, Джон (2 февраля 1986 г.). «Музейный самолет охраняет небо Британии — споры о ДРЛО» . infoweb.newsbank.com . Проверено 28 февраля 2020 г. .
- ^ Саймонс, Грэм (2013). Комета! : первый в мире реактивный авиалайнер . Барнсли: Перо и меч. п. 280. ИСБН 9781781592793 .
- ^ Фергюсон, Нил (2017). «6: Эскадрильи». Из любви к ВВС: товарищ . Чичестер: Саммерсдейл. п. 108. ИСБН 9781786850652 .
- ^ Jump up to: а б Харл, Джон (6 октября 2018 г.). «Великолепные люди и их летательные аппараты-хижины» . Пресса и журнал . Проверено 27 февраля 2020 г.
- ^ Гилл, Керри (1 мая 1990 г.). «Экипаж из 10 человек погиб в результате падения британских ВВС Шеклтон на склон горы» . infoweb.newsbank.com . Проверено 27 февраля 2020 г.
- ^ «Крушение самолета Королевских ВВС» . infoweb.newsbank.com . 30 апреля 1990 года . Проверено 27 февраля 2020 г.
- ^ МААСС 1990 , с. 1.
- ^ Гилл, Керри (2 мая 1990 г.). «Королевские ВВС отрицают, что ракета поразила обреченного Шеклтона». Таймс . № 63, 695. с. 2. ISSN 0140-0460 .
- ^ «Воздушная трагедия Харриса вспоминается 25 лет спустя» . Газета Сторновей . 9 мая 2015 г. Архивировано из оригинала 26 февраля 2020 г. . Проверено 27 февраля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д МААСС 1990 , с. 2.
- ^ «Служба памяти РАФ» . infoweb.newsbank.com . 23 апреля 2010 года . Проверено 27 февраля 2020 г.
- ^ «10 летчиков погибли при падении Шеклтона на холм» . Вестник Шотландии . 1 мая 1990 года . Проверено 27 февраля 2020 г.
- ^ «Отмечена катастрофа британских ВВС на Харрисе» . Новости Би-би-си . 30 апреля 2015 года . Проверено 28 февраля 2020 г. .
- ^ Jump up to: а б «Тела погибших в Шеклтоне доставлены на базу Королевских ВВС» . Вестник Шотландии . 3 мая 1990 года . Проверено 28 февраля 2020 г. .
- ^ «Сокращение масштабов аварии в Шеклтоне поставлено под сомнение – парламент» . infoweb.newsbank.com . 2 мая 1990 года . Проверено 27 февраля 2020 г.
- ^ Воллард, Кэролайн. «Островитяне отдают дань памяти жертвам авиакатастрофы». Национальный . п. 11. ISSN 2057-231Х .
- ^ «Вести 25 лет назад» . infoweb.newsbank.com . 22 мая 2015 года . Проверено 27 февраля 2020 г.
- ^ Уильямс, Саймон, изд. (21 февраля 2020 г.). «Вспоминаются жертвы катастрофы в Шеклтоне» . Новости РАФ . № 1, 485. с. 13. ISSN 0035-8614 .
- ^ МААСС 1990 , с. 3.
- ^ Хэддон-Кейв, Чарльз (2009). Обзор Нимрода: независимый обзор более широких проблем, связанных с потерей самолета XV230 Королевских ВВС Нимрод MR2 в Афганистане в 2006 году: отчет . Лондон: ТСО. п. 18. ISBN 9780102962659 .
- ^ Уотерспун, Ник; Кларк, Алан; Шелдон, Марк (2009). Обломки самолетов: путеводитель для пешеходов: исторические места крушения на болотах и в горах Британских островов . Барнсли: Авиация пером и мечом. п. 270. ИСБН 978-1-84415-9109 .
- ^ «Ассоциация Шеклтона — Регистрация» . www.thegrowler.org.uk . Проверено 27 февраля 2020 г.
- ^ «Письменные ответы Хансарда Палаты общин от 23 октября 2000 г. (часть 6)» . публикации.parliament.uk . Проверено 28 февраля 2020 г. .
- ^ Рантер, Харро. «Инцидент McDonnell Douglas Phantom FGR.2 XV402, 30 апреля 1990 г.» . Aviation-safety.net . Проверено 28 февраля 2020 г. .
- ^ Рантер, Харро. «Инцидент Panavia Tornado GR1 ZA454, 30 апреля 1990 г.» . Aviation-safety.net . Проверено 28 февраля 2020 г. .
Источники
[ редактировать ]- Сводка происшествий с военными самолетами Shackleton AEW MK2 WR965 (PDF) . ukserials.com (Отчет). Министерство обороны. 1990 . Проверено 28 февраля 2020 г. .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Сводный отчет Комиссии по расследованию
- Веб-сайт Ассоциации Шеклтона
- Пол Таллон (16 апреля 1984 г.). «Фотография крупным планом свечи зажигания Orange Harvest ESM на WR965» . Фликр .
- 1990 год в Шотландии
- Катастрофы 1990 года в Соединенном Королевстве
- Авиационные происшествия и происшествия в Шотландии
- Авиационные происшествия и инциденты, связанные с столкновением управляемого полета с местностью
- Авиационные происшествия и происшествия в 1990 г.
- Аварии и инциденты с участием самолетов Королевских ВВС
- Запрос о несчастном случае со смертельным исходом
- Внешние Гебриды