БОАК, рейс 712
Несчастный случай | |
---|---|
Дата | 8 апреля 1968 г. |
Краткое содержание | Неконтролируемый отказ двигателя, в результате которого двигатель номер 2 загорелся и отсоединился. |
Сайт | Хаунслоу , Великобритания |
Самолет | |
Тип самолета | Боинг 707-465 |
Оператор | БОАК |
Номер рейса ИАТА. | БА712 |
Позывной | Спидберд 712 |
Регистрация | Г-АРВЕ |
Начало рейса | Лондонский аэропорт Хитроу Миддлсекс , Великобритания |
1-я остановка | Аэропорт Цюриха Цюрих , Швейцария |
2-я остановка | Международный аэропорт Сингапура , Сингапур |
Место назначения | Сидней аэропорт Сидней, Австралия |
Оккупанты | 127 |
Пассажиры | 116 |
Экипаж | 11 |
Погибшие | 5 |
Травмы | 38 |
Выжившие | 122 |
Рейс 712 BOAC представлял собой службу British Overseas Airways Corporation (BOAC), обслуживавшуюся самолетом Boeing 707-465 из лондонского аэропорта Хитроу, направлявшимся в Сидней через Цюрих и Сингапур. В понедельник, 8 апреля 1968 года, при взлете у него отказал двигатель , что быстро привело к крупному пожару; двигатель оторвался от самолета в полете. После того, как самолет совершил успешную аварийную посадку , путаница с контрольными списками и отвлечение внимания из-за присутствия пилота-проверщика привели к гибели пяти из 127 находившихся на борту самолетов. Непосредственной причиной пожара стал выход из строя колеса компрессора из-за усталости металла.
Стюардесса Барбара Джейн Харрисон была посмертно награждена Георгиевским крестом за героизм во время катастрофы, еще один член экипажа получил медаль Британской империи , а авиадиспетчер стал кавалером Высшего ордена Британской империи . В результате аварии BOAC изменила некоторые аспекты своих контрольных списков действий в чрезвычайных ситуациях.
Полет
[ редактировать ]Рейс 712, который должен был вылететь из Терминала 3 аэропорта Хитроу в 16:15 BST (15:15 GMT ), вылетел с взлетно-посадочной полосы 28L в 16:27 BST (15:27 GMT ). [ 1 ] На борту находилось 127 человек, в том числе экипаж, дополненный исполняющим обязанности летного офицера Джоном Хатчинсоном (позже ставшим капитаном Конкорда ) и капитаном-проверщиком для регулярной проверки эффективности командного пилота капитаном Клиффом Тейлором. Помимо пассажиров, самолет перевозил багаж, почту и радиоактивный изотоп из подразделения по производству изотопов в Харвелле, предназначенный для университетской больницы в Иерусалиме . [ 2 ]
28L Хитроу длиной 9000 футов (2700 м) Через несколько секунд после взлета с взлетно- посадочной полосы (расширенной спустя годы и теперь переименованной в 27L), [ 3 ] раздался неожиданный хлопок, и самолет начал вибрировать. Дроссельная заслонка второго двигателя отключилась. Пока капитан Тейлор приказал провести учение по отказу двигателя, бортинженер Томас Хикс провел учение по отказу двигателя, но и он, и капитан проверки Джеффри Мосс потянулись к переключателю, чтобы отключить предупреждающий звуковой сигнал ходовой части . В то же время первый помощник Фрэнсис Киркланд нечаянно выключил пожарный колокол. Хикс потянулся к ручке пожаротушения двигателя, но не потянул ее. [ 2 ] Мосс, наблюдая за огнем, воскликнул: «Черт возьми! Крыло горит!» [ 4 ] Первомай . транслировался в 16:29 [ 1 ]
В диспетчерской вышке за взлетом наблюдал Джон Дэвис, который увидел то, что он первоначально принял за солнце, отражающееся от крыла самолета во время его первоначального набора высоты. Дэвис быстро понял, что самолет горит. Дэвис приказал рейсу 712 повернуть налево с намерением приземлиться на взлетно-посадочной полосе 28L. [ 4 ] Он нажал «кнопку аварии», которая предупредила службы экстренной помощи и объявила об авиакатастрофе. Аварийным службам сообщили о типе задействованного самолета и назначили место встречи, где они должны были собраться. [ 2 ]
окна по левому борту в задней части фюзеляжа . К этому времени начали плавиться Когда самолет пролетал над Торпом, горящий двигатель оторвался от крепления. [ 6 ] ; никто на земле не пострадал. [ 2 ] В это время шасси полный закрылок было опущено и выбран . Закрылки остановились на три градуса ниже своего полного хода. Самолет находился на высоте 3000 футов (910 м) и летел со скоростью 225 узлов (417 км/ч). [ 7 ] Член бортпроводника Дженнифер Суарес повторила для пассажиров учение по аварийной посадке. [ 2 ]
Экипаж понял, что самолету не хватит времени, чтобы совершить посадку на 28L, и объявил Мэй. Дэвис разрешил самолету приземлиться на взлетно-посадочной полосе 05R. [ 4 ] длина которого составляла 7733 фута (2357 м). [ 8 ] Он также дал указание двум другим самолетам уйти на второй круг , поскольку взлетно-посадочная полоса 05R пересекала взлетно-посадочную полосу 28R, на которой они должны были приземлиться, и Дэвис не знал, сможет ли рейс 712 остановиться, не дойдя до этой взлетно-посадочной полосы. [ 4 ] Экипаж принял предложение Дэвиса о взлетно-посадочной полосе 05R, хотя она была намного короче и не оборудована системой ILS . [ 2 ] Тейлор смог безопасно посадить самолет на 05R, используя колесные тормоза и реверс чтобы подвесных двигателей, остановить самолет. [ 9 ] Самолет приземлился примерно в 400 ярдах (1200 футов; 370 м) за порогом и остановился на расстоянии 1400 ярдов (4200 футов; 1300 м). [ 7 ] Тейлор попросил у Дэвиса разрешения на эвакуацию, но бортпроводники уже открывали аварийные двери. [ 2 ] Летный экипаж начал противопожарные учения, но левое крыло взорвалось прежде, чем это удалось завершить. В результате рукоятки пожаротушения не были подняты, а подкачивающие насосы и электроснабжение остались включенными. [ 7 ] Из-за короткого периода времени между объявлением Первомая в 16:29 и приземлением самолета в 16:31 у аварийных служб не было времени уложить ковер из пенопласта , что было стандартной практикой в то время. [ 1 ]
Эвакуация
[ редактировать ]Экипаж начал эвакуацию еще до того, как самолет остановился, через обе передние двери камбуза , обе задние двери и выходы через правый борт . Восемнадцать пассажиров спаслись через верхние выходы, прежде чем пожар стал слишком сильным, чтобы использовать этот маршрут. Аварийная горка передней двери камбуза по левому борту загорелась прежде, чем ее удалось использовать, но один человек оттуда выпрыгнул. 84 человека спаслись через дверь камбуза по правому борту. Трое членов экипажа спаслись, воспользовавшись аварийным тросом кабины. Аварийная заслонка задней двери правого борта повернулась при раскрытии, поэтому Тейлор спустился вниз, чтобы выпрямить ее, оставив стюардессу Джейн Харрисон у двери, помогающую пассажирам. Шесть пассажиров скрылись по этому маршруту, прежде чем горка была проколота и сдута. Харрисон выталкивал пассажиров, слишком напуганных, чтобы прыгать. Одиннадцать человек сбежали этим путем, а еще пятеро скрылись через заднюю левую дверь, прежде чем горка была разрушена. В последний раз Харрисон видели готовящейся к прыжку, но она повернулась и исчезла в пассажирском салоне, пытаясь спасти оставшихся четырех пассажиров, включая женщину-инвалида и восьмилетнюю девочку. [ 2 ] [ 10 ] Харрисон была посмертно награждена Георгиевским крестом в знак признания ее самоотверженного мужества. [ 11 ] Тридцать пять человек получили ранения, пятеро погибли. [ 9 ]
Пожаротушение
[ редактировать ]Первые две прибывшие пожарные машины не смогли ничего сделать, так как остановились слишком далеко от самолета, а их конструкция не позволяла им двигаться, когда они начали образовывать пену. Кроме того, из-за скопления краски на соединительной резьбе близлежащих пожарных гидрантов невозможно было присоединить шланги. Резервный тендер для подачи пенной воды подъехал ближе и эффективно сбросил пену, но к тому времени огонь уже овладел. [ 12 ]
Пассажиры
[ редактировать ]На борту самолета находились 116 пассажиров и одиннадцать членов экипажа. В результате аварии погибли пять человек: стюардесса Барбара Джейн Харрисон и четыре пассажира. [ 13 ] Было установлено, что все пятеро умерли от « асфиксии из-за вдыхания дымов огня». [ 14 ]
Среди выживших был поп-певец Марк Винтер , который ехал в Австралию, чтобы жениться. [ 15 ] и Катриэль Кац , посол Израиля в Советском Союзе . [ 15 ] Кац, крупный мужчина, был единственным пассажиром, которому удалось спастись, прыгнув через носовую дверь левого борта; Хатчинсон и Анвин попытались направить его к горке по правому борту, но Кац, получивший серьезную травму в прыжке, чуть не вынес их через левую дверь. [ 13 ]
Задействовано воздушное судно
[ редактировать ]Речь шла о самолете Боинг 707-465, зарегистрированном G-ARWE. [ а ] с общим налетом 20 870 часов [ 7 ] с момента его первого полета 27 июня 1962 года. 21 ноября 1967 года у него отказал двигатель, в результате чего взлет был прерван без травм. [ 16 ] Самолет был застрахован на сумму 2 200 000 фунтов стерлингов в лондонской компании Lloyd's . [ 17 ]
Носовая часть самолета была сохранена для использования на Convair CV-580 в целях испытаний в рамках программы Total In Flight Simulator . [ мертвая ссылка ] [ 18 ] (Сообщения о том, что носовая часть G-ARWE использовалась для ремонта поврежденного TWA 707, неверны.) [ 2 ] [ 19 ] [ 20 ]
Расследование
[ редактировать ]В конечном итоге усталость металла стала причиной выхода из строя пятого колеса компрессора второго двигателя Rolls-Royce 508 Conway турбовентиляторного . [ 9 ] инициируя быструю цепочку неудач. В быстром развитии пожара и гибели самолета было обвинено то, что экипаж не отключил подачу топлива в двигатель. [ 7 ] Проверьте, что капитан Мосс случайно выключил сигнал тревоги о пожаре вместо сигнала тревоги на ходовой части. Мосс также отдал приказ капитану Тейлору в нарушение обычного протокола его обязанностей. Однако в отчете об аварии также говорилось, что капитан Тейлор проинструктировал Мосса действовать как дополнительная пара глаз и ушей внутри и снаружи кабины. Таким образом, действия Мосса можно рассматривать как действия в рамках этой компетенции . [ 4 ] [ 21 ] Хотя Мосс предупредил экипаж о пожаре, никто из них не знал, что двигатель номер 2 отвалился, пока не началась эвакуация на землю.
В результате расследования и уроков, извлеченных из цепочки событий, BOAC объединила контрольные списки «Учения по пожару в двигателе» и «Учения по серьезным отказам двигателя» в один список, получивший название «Учения по пожару или серьезным отказам двигателя». В контрольный список также были внесены изменения, в том числе добавлено в контрольный список подтверждение того, что рукоятки огня были потянуты. [ 10 ]
Левый двигатель номер 2 самолета № 5097, построенный в 1961 году, отработал 14 917 часов с момента запуска и был отремонтирован весной 1965 года из-за вибрации, вызванной усталостью металла, которая привела к выходу из строя компрессора высокого давления 8-й ступени. лезвие. В 1967 году двигатель был выведен из эксплуатации из-за износа жаровой трубы, а в рамках ремонта был произведен капитальный ремонт компрессора низкого давления, оригинальной деталью которого было колесо № 5, но само колесо не испытывалось на прочность. усталость. 22 ноября 1967 года двигатель прошел стендовые испытания и был забракован из-за чрезмерной вибрации компрессора высокого давления, но позже после дальнейшего анализа был признан годным к эксплуатации. [ 22 ] После 1415 часов службы на другом Боинге 707 и модификации уплотнений турбины 5 апреля 1968 года № 5097 стал двигателем номер 2 левого крыла самолета, который через три дня должен был совершить дальний рейс в Сидней, Австралия. [ 23 ]
Согласно расследованию компании Rolls-Royce, вскоре после взлета 8 апреля 1968 года колесо компрессора низкого давления 5-й ступени вышло из строя из-за усталости на радиусе биения стенки колеса с ободом, [ нужны дальнейшие объяснения ] вызывая вторичные отказы других частей двигателя. [ 24 ] Затем колесо прорвало корпус и перерезало главный топливный трубопровод, воспламенив топливо, которое перекачивалось со скоростью 50 галлонов (около 227 литров) в минуту. Два огнетушителя двигателя вышли из строя из-за повреждения капота двигателя. Из-за жара пилон двигателя поддался, и двигатель отсоединился. [ 6 ] Однако подкачивающий топливный насос продолжал работать, усиливая огонь, пока он не распространился на само крыло, распространившись назад от передней кромки к хвостовой части. Применение реверсивной тяги при приземлении и западный боковой ветер на взлетно-посадочной полосе привели к тому, что пламя загорелось под крылом и подожгло фюзеляж. Затем быстро усиливающийся огонь распространился под самолетом и вызвал возгорание топливопроводов и кислородных баков, что через несколько секунд после остановки самолета вызвало серию взрывов, которые прорвали фюзеляж и подожгли кабину. [ 25 ]
Награды
[ редактировать ]Королева Елизавета II наградила Барбару Джейн Харрисон посмертным Георгиевским крестом (GC), единственным GC, когда-либо врученным женщине в мирное время. [ 11 ] Ее медаль принял от ее имени ее отец Алан. [ 2 ] Харрисон — самая молодая женщина, получившая Георгиевский крест. [ 26 ] Невилл Дэвис-Гордон был награжден Медалью Британской империи за доблесть (BEM). [ 11 ] Джон Дэвис был назначен членом Высшего ордена Британской империи (MBE). [ 2 ]
Цитата из GC Барбары Джейн Харрисон гласит: [ 11 ]
8 апреля 1968 года, вскоре после взлета из аэропорта Хитроу, двигатель № 2 самолета BOAC Boeing 707 G-ARWE загорелся и впоследствии упал с самолета, в результате чего на позиции двигателя № 2 возник сильный пожар. Примерно через две с половиной минуты самолет совершил вынужденную посадку в аэропорту, и пожар на левом крыле усилился. Мисс Харрисон была одной из стюардесс этого самолета, и в ее обязанности в случае чрезвычайной ситуации входило помогать стюарду на кормовой станции открыть соответствующую заднюю дверь и надувать аварийный парашют, а затем оказывать помощь пассажирам в задней части самолета. самолет покинуть организованно. Когда самолет приземлился, мисс Харрисон и соответствующий стюард открыли заднюю дверь камбуза и надули парашют, который, к сожалению, перекрутился на пути вниз, так что стюарду пришлось спускаться по нему, чтобы выпрямить его, прежде чем его можно будет использовать. Выйдя из самолета, он не смог вернуться; поэтому мисс Харрисон осталась одна проводить пассажиров к задней двери и помогать им выйти из самолета. Она призвала некоторых пассажиров выпрыгнуть из машины и вытолкнула других. Из-за пламени и взрывов вокруг нее, а бегство из хвоста машины было невозможным, она направила своих пассажиров к другому выходу, а сама осталась на своем посту. В конце концов ее удалось победить, когда она пыталась спасти пожилого калеку, сидевшего в одном из последних рядов и чье тело было найдено рядом с телом стюардессы. Мисс Харрисон была очень храброй молодой женщиной, отдавшей свою жизнь в полной преданности долгу.
Цитата на БЭМ Невилла Дэвиса-Гордона гласит: [ 11 ]
Награждение медалью Британской империи за доблесть (гражданский отдел)
8 апреля 1968 года, вскоре после взлета из аэропорта Хитроу, двигатель № 2 самолета Boeing 707 G-ARWE BOAC загорелся и впоследствии упал с самолета, в результате чего на месте двигателя № 2 возник сильный пожар. Примерно через две с половиной минуты самолет совершил вынужденную посадку в аэропорту, и пожар на левом крыле усилился. Господин Дэвис-Гордон был шеф-стюардом на борту самолета, под его руководством бортпроводники успешно организовали эвакуацию 112 пассажиров из общего числа 116 из горящего самолета. Твердые и спокойные инструкции шеф-стюарда не только направили пассажиров к наиболее подходящему выходу, но и явно помогли избежать паники. Однажды г-ну Дэвису-Гордону пришлось выйти на правое крыло, чтобы помочь пассажиру, который застрял там из-за распространения огня. Он помог ей вернуться, снова вошел в самолет и направил ее к безопасному выходу в передней части самолета. Оставаясь в самолете до тех пор, пока он не убедится, что все выжившие покинули главную кабину, он рисковал своей жизнью, зная, что в любой момент может произойти новый взрыв и поглотить самолет. Его хладнокровие и лидерские качества имели высокое значение и вдохновляли персонал его каюты, который сам проявлял высокую преданность долгу, несмотря на очевидные опасности ситуации.
был назначен офицер управления воздушным движением Джон Дэвис, который отвечал за рейс 712 и первым заметил с земли возгорание левого двигателя Кроме того, MBE . [ 27 ]
Капитану Клиффу Тейлору и исполняющему обязанности первого помощника капитана Джону Хатчинсону удалось благополучно посадить свой самолет, который, потеряв двигатель, загорелся, перевозя около 22 000 галлонов топлива, в самых сложных обстоятельствах и почти наверняка спас 121 жизнь. Тейлор был рекомендован к награде BOAC, но после публикации официального отчета о расследовании в августе 1969 года на министерском уровне было принято решение не признавать ни одного члена летного экипажа. И Тейлор, и Хатчинсон, вместе с первым офицером Фрэнсисом Киркландом и капитаном проверки Джеффри Моссом, но не бортинженером Томасом Хиксом, получили благодарности от BOAC, а капитан Тейлор был награжден золотой медалью Британской ассоциации пилотов авиакомпаний. [ 28 ]
См. также
[ редактировать ]Другие происшествия, в которых экипаж был награжден, включают:
- Рейс 73 компании Pan Am — угон самолета, в ходе которого стюардесса Нирджа Бханот была посмертно удостоена высшей гражданской награды своей страны.
- Алроса Мирнинское авиационное предприятие, рейс 514
- Юго-западный рейс 1380
- Рейс 5390 British Airways
- Рейс 232 авиакомпании United Airlines
- Рейс 1549 авиакомпании US Airways
- 2003 г. Багдад, DHL, инцидент с попыткой сбития.
- Рейс 28M компании British Airtours
- Рейс 32 авиакомпании Qantas
- Рейс 780 авиакомпании Cathay Pacific
Примечания
[ редактировать ]- ^ Серийный номер производителя 18373, номер линии Boeing 302.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «121 Побег, когда пылающий Боинг разбился в Хитроу». Таймс . № 57222. Лондон. 9 апреля 1968 г. полковник А, с. 1.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к О'Брайен, Тим (июнь 2008 г.). «Последний полет виски-эха». Самолет . Том. 36, номер 6, вып. 422. С. 30–35. ISSN 0143-7240 .
- ^ «Предпосылка и история аэропорта Хитроу» . На несколько миль быстрее . Проверено 5 апреля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Оттауэй 2008 , с. 40–61.
- ^ Кеннеди, Чарльз (2018). Руководство Боинга 707 . Йовил: Хейнс. п. 74. ИСБН 978-1785211362 .
- ^ Jump up to: а б Пилоны двигателя 707-го были изготовлены из магния и были спроектированы так, чтобы прогореть в случае неконтролируемого возгорания двигателя, чтобы предотвратить попадание огня в топливные баки крыла. [ 5 ]
- ^ Jump up to: а б с д и Описание происшествия в Сети авиационной безопасности , получено 26 марта 2008 г.
- ^ «Руководство по навигации и производительности Super VC10» . VC10.net . Проверено 7 апреля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с «Специальный репортаж: рейс 712 британской зарубежной авиакомпании» . Воздушная катастрофа. Архивировано из оригинала 17 апреля 2008 года . Проверено 26 марта 2008 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) Примечание: в отчете указана неверная дата и неправильное направление полета «над Хаунслоу». - ^ Jump up to: а б Иов, Макартур (1994). Воздушная катастрофа . Том. 1. Уэстон-Крик , АКТ: Аэрокосмические публикации. стр. 60–66. ISBN 1-875671-11-0 .
- ^ Jump up to: а б с д и «№44913» . Лондонская газета (Приложение). 7 августа 1969 г., стр. 8211–8213.
Авторские права Короны.
Ссылка на GC Харрисона находится на стр. 1, на BEM Дэвиса-Гордона - на стр. 3. - ^ Дункан, Стивен (январь 2009 г.). «Пожар в Хитроу 707». Самолет . Том. 37, нет. 1. С. 98–99. ISSN 0143-7240 .
- ^ Jump up to: а б Оттауэй 2008 , с. 62-67.
- ^ Оттауэй 2008 , с. 151.
- ^ Jump up to: а б Оттауэй 2008 , с. 19-39.
- ^ «Идентификатор NTSB: OAK68A0046» . Национальный совет по безопасности на транспорте . Проверено 15 мая 2008 г.
- ^ «Крушение самолета: счет за страховку на 2 миллиона фунтов стерлингов». Таймс . № 57223. Лондон. 10 апреля 1968 г. полковник Ф, с. 211.
- ^ "Г-АВР" . ATDB.aero .
- ^ «Изображение самолета Боинг 707-465» . Авиалайнеры.Нет . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 8 сентября 2015 г. [ нужен лучший источник ]
- ^ Серлинг, Роберт Дж. (1992). Легенда и наследие. История Боинга и его людей . Нью-Йорк: Сент-Мартенс Пресс. стр. 357–358 . ISBN 0-312-05890-Х .
- ^ Оттауэй 2008 , с. 105–129.
- ^ Оттауэй 2008 , с. 107.
- ^ Оттауэй 2008 , с. 109.
- ^ Оттауэй 2008 , с. 110.
- ^ Оттауэй 2008 , стр. 110–111.
- ^ «Награда, факты, статистика и информация об обменах: Георгиевский крест» . База данных Джорджа Кросса. Архивировано из оригинала 14 мая 2011 года . Проверено 20 марта 2010 г.
- ^ Оттауэй 2008 , с. 142.
- ^ Оттауэй 2008 , стр. 137–138, 143–144.
- Оттауэй, Сьюзен (2008). Пожар над Хитроу: трагедия рейса 712 . Pen and Sword Books Ltd. Барнсли: ISBN 978-1-84415-739-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Авиационные происшествия и происшествия в 1968 году
- 1968 год в Лондоне
- Аварии и инциденты с авиалайнерами, вызванные пожарами в полете
- Аварии и инциденты с участием Боинга 707
- Авиационные происшествия и инциденты в аэропорту Хитроу
- Авиакатастрофы и инциденты British Overseas Airways Corporation
- События апреля 1968 года в Великобритании.
- Катастрофы 1968 года в Соединенном Королевстве
- Аварии и инциденты с авиалайнерами в Соединенном Королевстве
- Аварии и инциденты с авиалайнерами, связанные с неконтролируемым отказом двигателя
- Аварии и инциденты с авиалайнерами, связанные с отделением двигателей в полете