Оперение
Хвостовое оперение ( / ˌ ɑː m p ɪ ɑː ˈ n ʒ / или / ˈ ɛ m p ɪ n ɪ dʒ / ) , также известное как хвостовое оперение или хвостовое оперение , представляет собой конструкцию в задней части самолета, обеспечивающую устойчивость во время полета. , подобно перьям на стреле . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Этот термин происходит от французского глагола empenner , который означает « направлять стрелу». [ 4 ] Большинство самолетов имеют оперение с вертикальными и горизонтальными стабилизирующими поверхностями, которые стабилизируют динамику полета по рысканию и тангажу . [ 1 ] [ 2 ] а также поверхности корпуса управления .
Несмотря на эффективные рулевые поверхности, многие ранние самолеты, не имевшие стабилизирующего оперения, были практически непригодны для полета. Даже так называемые « бесхвостые самолеты » обычно имеют хвостовой стабилизатор (обычно вертикальный стабилизатор ). Самолеты тяжелее воздуха без какого-либо оперения (например, Northrop B-2 ) встречаются редко и обычно используют аэродинамические профили специальной формы , задняя кромка которых обеспечивает устойчивость по тангажу, и крылья стреловидности назад , часто с двугранным крылом для обеспечения необходимой по рысканию. устойчивости . У некоторых самолетов со стреловидным крылом сечение профиля или угол падения могут радикально меняться по направлению к законцовке.
Структура
[ редактировать ]Конструктивно оперение состоит из всего хвостового оперения, включая хвостовое оперение , хвостовое оперение и часть фюзеляжа , к которой они прикреплены. [ 1 ] [ 2 ] На авиалайнере это будут все летающие и управляющие поверхности за задней гермопереборкой .
Передняя (обычно фиксированная) часть хвостового оперения называется горизонтальным стабилизатором и используется для обеспечения устойчивости по тангажу. Задняя часть хвостового оперения называется рулем высоты и представляет собой подвижную аэродинамическую часть , которая контролирует изменения тангажа, то есть движение носа самолета вверх и вниз. В некоторых самолетах горизонтальный стабилизатор и руль высоты представляют собой один блок, и для управления шагом весь блок движется как единое целое. Это известно как стабилизатор или полноповоротный стабилизатор . [ 1 ] [ 2 ]
Конструкция вертикального оперения имеет фиксированную переднюю часть, называемую вертикальным стабилизатором , которая используется для управления рысканьем, то есть движением фюзеляжа справа налево, движением носовой части самолета. Задняя часть вертикального киля представляет собой руль направления — подвижный аэродинамический профиль, который используется для поворота носа самолета вправо или влево. При использовании в сочетании с элеронами результатом является скоординированный разворот , важнейшая особенность движения самолета. [ 1 ] [ 2 ]
Некоторые самолеты оснащены хвостовым оперением, которое шарнирно шарнирно поворачивается по двум осям перед килем и стабилизатором, в конструкции, называемой подвижным хвостовым оперением . Все хвостовое оперение поворачивается вертикально для приведения в действие горизонтального стабилизатора и вбок для приведения в действие киля. [ 5 ]
самолета Диктофон в кабине , самописец полетных данных и аварийный приводной передатчик (ELT) часто располагаются в хвостовом оперении, поскольку кормовая часть самолета обеспечивает лучшую защиту от них в большинстве авиакатастроф.
Подрезать
[ редактировать ]В некоторых самолетах предусмотрены триммерные устройства, позволяющие пилоту избегать постоянного давления на руль высоты или руля направления. [ 5 ] [ 6 ]
Устройство обрезки может быть:
- триммер на задней части рулей высоты или руля направления , который изменяет аэродинамическую нагрузку на поверхность. Обычно управляется штурвалом или рукояткой из кабины. [ 5 ] [ 7 ]
- регулируемый стабилизатор, к которому стабилизатор может быть прикреплен шарниром к лонжерону и с возможностью регулировки подниматься на несколько градусов по углу наклона вверх или вниз. Обычно управляется рукояткой из кабины. [ 5 ] [ 8 ]
- система банджи -триммера, в которой используется пружина для обеспечения регулируемой предварительной нагрузки на органы управления. Обычно управляется рычагом в кабине. [ 5 ] [ 6 ]
- антисервопривод , используемый для триммирования некоторых рулей высоты и стабилизаторов, а также для увеличения ощущения управляющей силы. Обычно управляется штурвалом или рукояткой из кабины. [ 5 ]
- язычок сервопривода , используемый для перемещения основной поверхности управления, а также выступающий в качестве триммера. Обычно управляется штурвалом или рукояткой из кабины. [ 5 ]
Многомоторные самолеты часто имеют триммеры на руле направления, чтобы уменьшить усилия пилота, необходимые для удержания самолета прямо в ситуациях асимметричной тяги, например, при работе с одним двигателем. [ 7 ]
Конфигурации хвоста
[ редактировать ]Конструкции оперения самолета можно широко классифицировать в зависимости от конфигурации киля и хвостового оперения.
Общие формы отдельных поверхностей оперения (формы хвостового оперения в плане, профили киля) аналогичны формам крыла в плане .
Хвостовое оперение
[ редактировать ]Хвостовое оперение состоит из установленного в хвостовом оперении неподвижного горизонтального стабилизатора и подвижного руля высоты. Помимо формы в плане , он характеризуется:
- Конфигурация – бесхвостая или «утка» .
- Расположение хвостового оперения – высоко, средне или низко на фюзеляже, киле или хвостовой балке.
- Неподвижный стабилизатор и подвижные поверхности руля высоты, или одиночный комбинированный стабилизатор , или «[полностью] летающий хвост». [ 9 ] ( General Dynamics F-111 Муравьед )
Некоторым локациям присвоены особые названия:
- Обычное хвостовое оперение . Вертикальный стабилизатор и горизонтальные стабилизаторы установлены в задней части фюзеляжа. Это простейшая конфигурация, которая выполняет все три аспекта функции хвоста: балансировку, устойчивость и контроль. [ 10 ] Около 60% современных конструкций самолетов [ 10 ] — и около 80% когда-либо [ 11 ] — включите этот тип хвоста. Примеры можно найти на самолетах любого размера и назначения, от типов авиации общего назначения, таких как вездесущая Cessna 172, до крупнейших авиалайнеров, когда-либо летавших на борту, таких как Airbus A380 . Примеры такого типа хвостового оперения использовались еще в Блерио VII 1907 года.
- Крестообразный хвост . Горизонтальные стабилизаторы расположены посередине вертикального стабилизатора, создавая вид креста, если смотреть спереди. Крестообразное хвостовое оперение часто используется для предотвращения попадания горизонтальных стабилизаторов в след двигателя, избегая при этом многих недостатков Т -образного хвостового оперения . Примеры включают Hawker Sea Hawk и Douglas A-4 Skyhawk .
- Т-образное хвостовое оперение . Горизонтальный стабилизатор установлен на вершине киля, образуя Т-образную форму, если смотреть спереди. Т-образное хвостовое оперение удерживает стабилизаторы от следа двигателя и обеспечивает лучший контроль по тангажу. Т-образное хвостовое оперение имеет хорошее качество планирования и более эффективно на низкоскоростных самолетах. Однако Т-образный хвост имеет ряд недостатков. Более вероятно попадание в глубокий срыв , и труднее восстановиться после вращения. По этой причине небольшой вторичный стабилизатор или хвостовое оперение можно установить ниже, где он будет находиться в открытом воздухе, когда самолет сваливается. [ 12 ] Т-образный хвост должен быть прочнее и, следовательно, тяжелее обычного хвоста. Т-образные хвостовые оперения также обычно имеют большую радиолокационную эффективность . Примеры включают Gloster Javelin и McDonnell Douglas DC-9 .
Фюзеляж установлен |
Крестообразный |
Т-образный хвост |
Летающее хвостовое оперение |
до
[ редактировать ]Киль состоит из неподвижного вертикального стабилизатора и руля направления. Помимо профиля , он характеризуется:
- Количество плавников – обычно одно или два.
- Расположение килей – на фюзеляже (сверху или снизу), хвостовом оперении, хвостовой балке или крыле.
Двойные плавники могут быть установлены в различных точках:
- Двойное хвостовое оперение Двойное хвостовое оперение, также называемое H-образным хвостовым оперением , состоит из двух небольших вертикальных стабилизаторов по обе стороны от горизонтального стабилизатора. Примеры включают Антонов Ан-225 «Мрия» , B-25 Mitchell , Avro Lancaster и ERCO Ercoupe .
- Двойная стрела Двойная стрела имеет два фюзеляжа или стрелы с вертикальным стабилизатором на каждом и горизонтальным стабилизатором между ними. Примеры включают Northrop P-61 Black Widow , P-38 Lightning , de Havilland Sea Vixen , Sadler Vampire и Edgley Optica .
- Среднее крыло установлено на крыле , как на F7U Cutlass , или на законцовках крыла, как на Handley Page Manx и Rutan Long-EZ.
Установлено хвостовое оперение |
Двойная хвостовая балка |
Крыло установлено |
Необычные конфигурации плавников включают в себя:
- Нет киля – как на McDonnell Douglas X-36 . Эту конфигурацию иногда ошибочно называют «бесхвостой».
- Несколько плавников - примеры включают Lockheed Constellation (три), Bellanca 14-13 (три) и Northrop Grumman E-2 Hawkeye (четыре).
- Подфюзеляжный киль – под фюзеляжем. Часто используется в дополнение к обычному килю, как на ( North American X-15 и Dornier Do 335 ).
Тройные плавники |
Брюшной плавник |
хвосты V, Y и X
[ редактировать ]Альтернативой схеме с килем и хвостовым оперением являются конструкции V-образного и X-образного хвостового оперения . Здесь хвостовые поверхности расположены под диагональными углами, причем каждая поверхность влияет как на тангаж, так и на рыскание. Поверхности управления, иногда называемые рулями направления , действуют по-разному, обеспечивая управление рысканьем (вместо руля направления), и действуют вместе, обеспечивая управление по тангажу (вместо руля высоты). [ 1 ]
- V-образное хвостовое оперение: в некоторых ситуациях V-образное хвостовое оперение может быть легче обычного хвостового оперения и создавать меньшее сопротивление, как, например, на учебно-тренировочном самолете Fouga Magister , ДПЛА Northrop Grumman RQ-4 Global Hawk и космическом корабле X-37 . V-образное хвостовое оперение также может иметь меньшую радиолокационную заметность. Другие самолеты с V-образным хвостовым оперением включают Beechcraft Model 35 Bonanza и Davis DA-2 . Небольшую модификацию V-образного хвостового оперения можно найти на Waiex и Monnett Moni, которая называется Y-образное хвостовое оперение.
- Перевернутое V-образное хвостовое оперение: беспилотный Predator использует перевернутое V-образное хвостовое оперение, как и Lazair и Mini-IMP .
- Y-образное хвостовое оперение : V-образное хвостовое оперение с добавленным нижним вертикальным килем (обычно используется для защиты кормового гребного винта), как LearAvia Lear Fan.
- X-образное хвостовое оперение: Lockheed XFV имел X-образное хвостовое оперение, которое было усилено и оснащено колесами на каждой поверхности, чтобы корабль мог сидеть на хвосте, взлетать и приземляться вертикально.
V-tail |
Перевернутый V-образный хвост |
X-хвост |
Внешний хвост
[ редактировать ]Наружное хвостовое оперение разделено на две части, каждая половина установлена на короткой стреле позади и снаружи каждой законцовки крыла. Он включает подвесные горизонтальные стабилизаторы (OHS) и может включать или не включать дополнительные вертикальные стабилизаторы (кили), установленные на стреле. В этом положении поверхности хвостового оперения конструктивно взаимодействуют с вихрями на законцовках крыла и при тщательном проектировании могут значительно снизить лобовое сопротивление для повышения эффективности, не увеличивая при этом чрезмерных структурных нагрузок на крыло. [ 13 ]
Конфигурация была впервые разработана во время Второй мировой войны Ричардом Фогтом и Джорджем Хаагом в компании Blohm & Voss . Skoda -Kauba SL6 испытала предложенную систему управления в 1944 году, и после нескольких конструктивных предложений заказ на Blohm & Voss P 215 был получен всего за несколько недель до окончания войны. [ 14 ] [ 15 ] Подвесное хвостовое оперение вновь появилось на кораблях Scaled Composites SpaceShipOne в 2003 году и SpaceShipTwo в 2010 году. [ 16 ]
Бесхвостый самолет
[ редактировать ]Бесхвостый самолет (часто бесхвостый ) традиционно имеет все горизонтальные поверхности управления на основной поверхности крыла. У него нет горизонтального стабилизатора - ни хвостового оперения, ни носовой части (и второго крыла, расположенного тандемно ). «Бесхвостый» тип обычно еще имеет вертикальный стабилизирующий киль ( вертикальный стабилизатор ) и поверхность управления ( руль направления ). Однако НАСА приняло описание «бесхвостого» нового исследовательского самолета X-36 , который имеет носовую часть «утка», но не имеет вертикального киля. [ нужна ссылка ]
Наиболее удачной бесхвостой конфигурацией оказалась бесхвостая дельта , особенно для боевых самолетов. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Крейн, Дейл: Словарь авиационных терминов, третье издание , стр. 194. Авиационные материалы и академические науки, 1997. ISBN 1-56027-287-2
- ^ Jump up to: а б с д и Aviation Publishers Co. Limited, «С нуля» , с. 10 (27-е исправленное издание) ISBN 0-9690054-9-0
- ^ Ассоциация воздушного транспорта (10 ноября 2011 г.). «Справочник авиакомпании ATA, глава 5: Как летают самолеты» . Архивировано из оригинала 10 ноября 2011 года . Проверено 5 марта 2013 г.
- ^ «Оперение» . Оксфордские словари онлайн . Оксфордские словари. Архивировано из оригинала 22 июля 2012 года . Проверено 5 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Aviation Publishers Co. Limited, «С нуля» , с. 14 (27-е исправленное издание) ISBN 0-9690054-9-0
- ^ Jump up to: а б Райхманн, Шлем: летающие планеры , с. 26. Публикации Томпсона, 1980.
- ^ Jump up to: а б Транспорт Канады : Руководство по летной подготовке, 4-е издание , с. 12. Образовательная издательская компания Gage, 1994. ISBN 0-7715-5115-0
- ^ Крейн, Дейл: Словарь авиационных терминов, третье издание , стр. 524. Авиационные материалы и академические науки, 1997. ISBN 1-56027-287-2
- ^ Андерсон, Джон Д., Введение в полет , 5-е изд., стр. 517
- ^ Jump up to: а б Мохаммад Х. Садрей, Проектирование самолетов: подход к системному проектированию , Wiley 2013, стр.289
- ^ Снорри Гудмундссон, Проектирование самолетов авиации общего назначения: прикладные методы и процедуры , Elsevier Science 2013, стр.483
- ^ Ральф Д. Кимберлин, Летные испытания самолетов с неподвижным крылом , AIAA 2003, стр.380.
- ^ Курт В. Мюллер; «Анализ конструкции полубесхвостого самолета» (магистерская диссертация), Военно-морская аспирантура, США, 2002 г. [1] Архивировано 23 ноября 2022 г., в Wayback Machine.
- ^ Зденек Титц и Ярослав Зазвонил; «Карлики Каубы», Flying Review International , ноябрь 1965 г., стр. 169–172.
- ^ Польманн, Герман. Летопись авиационного завода 1932-1945 гг. B&V – Blohm & Voss Hamburg – HFB Hamburger Flugzeugbau (на немецком языке). Издательство Motor Book, 1979 г. ISBN 3-87943-624-X .
- ^ Бенджамин Дарреног; «Конфигурации самолетов с подвесными горизонтальными стабилизаторами» (отчет о проекте за последний год), Университет Квинса, Белфаст, 14 мая 2004 г. [2]