де Хэвилленд DH 108
DH 108 «Ласточка» | |
---|---|
![]() | |
Первый построенный DH 108 — TG283 . Торпедообразные предметы на законцовках крыльев представляют собой контейнеры для противоштопорных парашютов. | |
Роль | экспериментальный |
Производитель | де Хэвилленд |
Дизайнер | Джон Фрост |
Первый полет | 15 мая 1946 г. |
Введение | Только экспериментальная программа |
Статус | Отменено |
Основной пользователь | Королевское авиационное предприятие |
Произведено | 1946–1947 |
Количество построенных | 3 |
De Havilland DH 108 «Ласточка» — британский экспериментальный самолет, разработанный Джоном Карвером Медоузом Фростом в октябре 1945 года. DH 108 отличался бесхвостым стреловидным крылом с одним вертикальным стабилизатором , похожим на компоновку немецкого Мессершмитта Ме 163 Комет военного времени. . Первоначально разработанный для оценки характеристик управляемости стреловидного крыла на низких и высоких дозвуковых скоростях для предложенной ранней бесхвостой конструкции авиалайнера Comet , три экземпляра DH 108 были построены в соответствии со Министерства авиации спецификациями E.18/45 . После принятия на вооружение обычного хвостового оперения для «Кометы» самолет использовался вместо этого для исследования управляемости со стреловидным крылом до сверхзвуковых скоростей. Все три прототипа погибли в результате катастроф со смертельным исходом.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Используя основную часть фюзеляжа и двигатель de Havilland Vampire в сочетании с более длинным фюзеляжем с одним килем и стреловидным крылом, de Havilland DH 108 был предложен в 1944 году в качестве аэродинамического испытательного стенда для бесхвостых конструкций, в частности DH.106 Comet, который Первоначально считалось, что это бесхвостая концепция со стреловидным крылом. [1] Несмотря на то, что конструкция Comet имеет более традиционные функции, ценность тестирования уникальной конфигурации для получения основных данных для DH.110 [2] побудил компанию De Havilland продолжить разработку DH 108. Выбрав два планера из производственной линии English Electric Vampire F 1, новый самолет имел безошибочное сходство со своим истребителем, особенно в оригинальной носовой части фюзеляжа, сохранившей носовую часть, кабину и другие компоненты. Вампира. Министерство снабжения назвало DH 108 «Ласточкой», и это название никогда официально не принималось компанией. [3]
Новое металлическое крыло со стреловидностью 43° было примерно на 15% больше по площади, чем стандартное крыло Vampire. [2] Управление осуществлялось на основе обычного руля направления в сочетании с элевонами, которые представляли собой часть руля высоты, и элеронами, установленными за пределами разъемных задних закрылков. [2] Хотя фюзеляж Vampire был сохранен, по мере продолжения разработки были включены измененная носовая часть и обтекаемый усиленный фонарь. [4]
Тестирование
[ редактировать ]Первый прототип DH 108 , серийный номер TG283 , имел крыло со стреловидностью 43°, поднялся в воздух 15 мая 1946 года на авиабазе RAF Woodbridge . Созданный для исследования управляемости на низких скоростях, он развивал скорость всего 280 миль в час (450 км/ч). Главный летчик-испытатель компании de Havilland Джеффри де Хэвилленд-младший , сын владельца-конструктора компании de Havilland Джеффри де Хэвилленда , совершил показательный полет на DH 108 во время авиашоу Общества британских авиаконструкторов (SBAC) в 1946 году в Рэдлетте . [5] В ходе более поздних испытаний на малых скоростях, предназначенных для отрыва задней части фюзеляжа на больших углах атаки, первый прототип был оснащен более длинным шасси Sea Vampire. [6]
Второй высокоскоростной прототип, TG306, имевший стреловидность крыла 45° с автоматическими предкрылками Хэндли Пейджа и оснащенный de Havilland Goblin 3 турбореактивным двигателем , поднялся в воздух вскоре после этого, в июне 1946 года. В конструкцию были внесены изменения. более длинный и обтекаемый нос и меньший фонарь (обрамленный усиленным металлическим обтекателем), чему способствовало понижение сиденья пилота. [4] Во время использования для оценки характеристик управляемости на высокой скорости в рамках подготовки к попытке установления мирового рекорда скорости 27 сентября 1946 года TG306 потерпел катастрофическое разрушение конструкции , которое произошло при пикировании с высоты 10 000 футов (3 000 м) на скорости 0,9 Маха и разбился на скорости 0,9 Маха. Устье Темзы . Пилот Джеффри де Хэвилленд-младший погиб в результате катастрофы. Первые испытания в аэродинамической трубе указали на потенциально опасное поведение самолета в полете, но колебания тангажа на высокой скорости оказались неожиданными. Последующее расследование происшествия было сосредоточено на структурном отказе, который произошел из-за скопления воздуха на скорости 0,9 Маха, в результате чего самолет попал в ударное сваливание, которое оказало огромные нагрузки на фюзеляж и крылья. Основной лонжерон треснул у корней, в результате чего крылья немедленно сложились назад. [7]

После потери второго прототипа третьему самолету было приказано продолжить скоростные испытания. VW120 стал третьим и последним прототипом. Он отличался от первого испытательного самолета более обтекаемой заостренной носовой частью и усиленным фонарем меньшего размера (опускание сиденья пилота позволило использовать более аэродинамическую форму фонаря), а модернизация кабины позволила катапультное кресло . установить [8] Лифты с электроприводом были определены как средство контроля колебаний тангажа, ставшего причиной предыдущей катастрофы. Более мощный Goblin 4 с тягой 3738 фунтов силы (16,67 кН) мог вывести DH 108 на сверхзвуковой диапазон. VW120 впервые поднялся в воздух 24 июля 1947 года под управлением Джона Каннингема , аса ночного истребителя военного времени , который в 1949 году стал первым человеком, пилотировавшим реактивный авиалайнер de Havilland Comet .
Считавшийся важным испытательным стендом для высокоскоростных полетов, VW120 был подготовлен к попытке установить мировой рекорд скорости, который тогда принадлежал Gloster Meteor со скоростью 616 миль в час (991 км/ч). Второй прототип, TG306 , был резервным для попытки, прежде чем она разбилась. [7] 12 апреля 1948 года VW120 установил новый мировой рекорд скорости полета - 604,98 миль в час (974,02 км/ч) на трассе длиной 62 мили (100 км). Затем, 6 сентября 1948 года, Джон Дерри , вероятно, превысил скорость звука при мелком пикировании с высоты от 40 000 футов (12 195 м) до 30 000 футов (9 145 м). Летчик-испытатель капитан Эрик «Винкль» Браун , избежавший крушения в 1949 году, назвал DH 108 «убийцей». [9]
В 1949 году VW120 был продемонстрирован с воздуха в Фарнборо и занял третье место в гонках Общества британских авиастроителей Challenge Trophy, после чего был передан Министерству снабжения и прошел испытания в RAE Farnborough . [10] Он был разрушен 15 февраля 1950 года в результате крушения возле Брикхилла, Бакингемшир, в результате чего погиб летчик-испытатель, командир эскадрильи Стюарт Мюллер-Роуленд . Расследование происшествия в то время указывало не на самолет, а на неисправную кислородную систему, которая вывела из строя пилота. [10]
В отчете коронера подтверждено, что пилот умер от перелома шеи. Выход из строя левого крыла при пикировании самолета произошел прямо над гаражом в Брикхилле. Предполагалось, что эта неудача стала источником «взрыва», описанного свидетелями в Брикхилле. Сообщалось, что свистящие звуки исходили от самолета, вращающегося с высокой скоростью, поскольку у него было только одно крыло. Он упал в лесу, бросив взгляд на дуб: следы удара были видны и 50 лет спустя. Планер и правое крыло были демонтированы военными и вывезены очень быстро. Левое крыло также было обнаружено на полях к северу от Брикхилла.
Находившийся поблизости немецкий полевой рабочий подбежал к месту крушения и был встречен механиком из гаража Brickhill, который примчался к месту крушения на своей машине, чтобы предложить помощь. Пилот был уже мертв.
В 2001 году поиск места крушения местным жителем с помощью металлоискателя увенчался успехом. Он обнаружил несколько крепежных болтов «конусообразной формы», которые были удалены, когда останки разбирались на месте. Дерево, в которое врезался DH 108, также было найдено, шрам на котором все еще виден. Предыдущая теория о том, что причиной была неисправная кислородная система, была исключена коронером в его более позднем отчете. [ нужна ссылка ]
Наконец, 1 мая 1950 года во время испытаний на боковое скольжение и сваливание на низкой скорости первый прототип, TG283 , был потерян в результате крушения в Хартли Винтни , в результате чего погиб пилот, эскадрилья-лейтенант Джордж EC Гендерс AFC DFM. После того как самолет покинул самолет на малой высоте в перевернутом вращении, его парашют не успел вовремя раскрыться. Всего «Ласточки» совершили 480 полетов. [11]
Наследие
[ редактировать ]DH108 стал рядом «новинок» среди британских самолетов: это был первый британский реактивный самолет со стреловидным крылом и первый британский бесхвостый реактивный самолет.
Операторы
[ редактировать ]Технические характеристики (DH 108 VW120 : третий прототип)
[ редактировать ]
Общие характеристики
- Длина: 29 футов 9,5 дюйма (9,081 м)
- Размах крыльев: 39 футов (12 м)
- Площадь крыла: 327,86 кв. футов (30,459 м ). 2 )
- Пустой вес: 8940 фунтов (4055 кг)
- Силовая установка: 1 реактивный двигатель с центробежным компрессором de Havilland Goblin 4 , тяга 3738 фунтов силы (16,63 кН).
Производительность
- Максимальная скорость: 677 миль в час (1090 км/ч, 588 узлов)
- Диапазон: 730 миль (1170 км, 630 миль)
- Практический потолок: 35 425 футов (10 798 м)
- Нагрузка на крыло: 27 фунтов/кв. футов (130 кг/м). 2 )
- Тяга/вес : 0,42
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Дэвис и Бертлз 1999, с. 10.
- ^ Jump up to: а б с Джексон 1962, с. 428.
- ^ Винчестер 2005, с. 78.
- ^ Jump up to: а б Джексон 1962, с. 429.
- ^ Уоткинс 1996, с. 39.
- ^ Уоткинс 1996, с. 42.
- ^ Jump up to: а б Уоткинс 1996, с. 40.
- ^ Джонс 1993, с. 41
- ^ «Некролог Эрика Винкля Брауна» . Хранитель . 22 февраля 2016 года . Проверено 13 августа 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Винчестер 2005, с. 79.
- ^ «Несчастные случаи со смертельным исходом в ходе британских летных испытаний — 1946–1970» . Мемориальный проект испытательных полетов . 2008. Архивировано из оригинала 18 июня 2009 года . Проверено 13 августа 2016 г.
Библиография
[ редактировать ]- Браун, Эрик. «Злосчастная ласточка... Но предвестница лета». Air Enthusiast , № 10, июль – сентябрь 1979 г., стр. 1–7. ISSN 0143-5450 .
- Баттлер, Тони и Жан-Луи Делезен. X-Planes of Europe: Секретные исследовательские самолеты Золотого века 1946-1974 гг . Манчестер, Великобритания: Hikoki Publications, 2015. ISBN 978-1-90210-948-0
- Дэвис, РЕГ и Филип Дж. Бертлз. Комета: первый в мире реактивный авиалайнер. Маклин, Вирджиния: Paladwr Press, 1999. ISBN 1-888962-14-3 .
- Джексон, Эй Джей де Хэвилленд Самолеты с 1915 года . Лондон: Патнэм, 1962. ISBN отсутствует.
- Джонс, Барри. "Бесхвостое трио" Ежемесячник самолетов , май 1993 г., Том. 21, № 5. С. 34–41, 45. ISSN 0143-7240 .
- Макфи, Эндрю. «Weird Wings – de Havilland DH.108». Нереальный самолет. . Проверено: 4 сентября 2005 г.
- Пеллетье, Ален Ж. «На пути к идеальному самолету: жизнь и времена летающего крыла, часть вторая». Air Enthusiast , № 65, сентябрь – октябрь 1996 г., стр. 8–19. ISSN 0143-5450 .
- Ривас, Брайан. Очень британский звуковой барьер: DH108, История мужества, триумфа и трагедии . Уолтон на Темзе, Великобритания: Красный коршун, 2012 г. ISBN 978-1-90659-204-2 .
- Уоткинс, Дэвид. Вампир де Хэвилленда: Полная история. Трапп, Страуд, Великобритания: Budding Books, 1996. ISBN 1-84015-023-8 .
- Винчестер, Джим. Концептуальный самолет: прототипы, X-Planes и экспериментальные самолеты . Кент, Великобритания: Grange Books plc., 2005. ISBN 978-1-84013-809-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]