Рейс 780 авиакомпании Cathay Pacific
![]() B-HLL, А330, попавший в аварию, сфотографирован в 2011 году после того, как он был возвращен в эксплуатацию. | |
возникновение | |
---|---|
Дата | 13 апреля 2010 г. |
Краткое содержание | Выход из строя двигателя из-за загрязнения топлива [ 1 ] |
Сайт | Международный аэропорт Гонконга после приземления на взлетно-посадочную полосу 07L. 22 ° 18'32 "N 113 ° 54'52" E / 22,30889 ° N 113,91444 ° E |
Самолет | |
Тип самолета | Аэробус А330-300 |
Оператор | Катай Пасифик |
Номер рейса ИАТА. | CX780 |
Номер рейса ИКАО. | цена за конверсию 780 |
Позывной | КАТЭЙ 780 |
Регистрация | B-HLL |
Начало рейса | Международный аэропорт Джуанда , Сурабая, Восточная Ява, Индонезия |
Место назначения | Международный аэропорт Гонконга , Новые территории, Гонконг |
Оккупанты | 322 |
Пассажиры | 309 |
Экипаж | 13 |
Погибшие | 0 |
Травмы | 63 [ 2 ] [ 3 ] |
Выжившие | 322 |
Рейс 780 Cathay Pacific выполнял рейс из международного аэропорта Джуанда в Сурабае, Индонезия, в международный аэропорт Гонконга. [ 4 ] 13 апреля 2010 г. На борту находились 309 пассажиров и экипаж из 13 человек. Когда рейс 780 приближался к Гонконгу, экипаж не смог изменить мощность тяги двигателей. Самолет Airbus A330-300 приземлился почти в два раза быстрее, чем при обычной посадке, получив незначительные повреждения. 57 пассажиров, получивших травмы, пострадали в ходе последовавшей эвакуации по горке; один из них получил серьезные травмы. [ 3 ] [ 2 ]
Причиной катастрофы стало загрязнение топлива, принятого на борт в Сурабае, что постепенно повредило оба двигателя самолета. [ 5 ]
Двух австралийских пилотов, капитана Малкольма Уотерса и первого офицера Дэвида Хейхо, которые благополучно приземлили самолет, несмотря на чрезвычайные трудности, сравнивают с пилотами Чесли Салленбергером и Джеффри Скилзом рейса 1549 US Airways в предыдущем году (январь 2009 г.). В марте 2014 года два пилота рейса 780 были награждены премией Polaris Award от Международной федерации ассоциаций пилотов авиакомпаний за героизм и летное мастерство. [ 5 ]
Капитан Уотерс, которому было 35 лет, проработал в Cathay Pacific 12 лет, а 37-летний первый офицер Хейхо проработал в Cathay Pacific 3 года и ранее служил в Королевских ВВС Австралии. 11 лет .
Самолет
[ редактировать ]Самолетом, попавшим в аварию, был Airbus A330-300, регистрационный B-HLL, заводской номер 244, оснащенный двигателями Rolls-Royce Trent 700 . Первый полет он совершил 4 ноября 1998 года и был доставлен в Cathay Pacific три недели спустя, 25 ноября 1998 года. [ 3 ] Этот самолет был рассчитан на вместимость 311 пассажиров и 13 членов экипажа, имел 44 места бизнес-класса и 267 мест экономического класса.
После инцидента он был куплен банком DVB в июле 2011 года (с марта 2017 года — Arena Aviation Capital), с 23 апреля 2012 года передан компании Dragonair ( Cathay Dragon ) и переконфигурирован на вместимость 307 пассажиров, с 42 местами бизнес-класса. и 265 мест экономического класса в 2013 году. 3 ноября 2017 года он также был перекрашен в новую ливрею Cathay Dragon. 6 лет спустя с самолетом произошел еще один инцидент - рейс KA691 из Гонконга на Пенанг 8 сентября 2016 года с 295 пассажирами и экипажем. на борту, когда фургон доставки в аэропорту врезался в левый двигатель самолета.
Самолет был выведен из эксплуатации 13 августа 2020 года по истечении срока аренды после последнего коммерческого рейса из Пекина в Гонконг под позывным KA993. Последний рейс самолета состоялся 14 октября 2020 года в аэропорт Пинал в Маране, штат Аризона , через Анкоридж под позывным KA3496. Самолет был утилизирован на месте в ноябре 2021 года.
Несчастный случай
[ редактировать ]Рейс 780 компании Cathay Pacific вылетел со стоянки 8 в международном аэропорту Джуанда в Индонезии. Он взлетел с взлетно-посадочной полосы 28 в 08:24 по местному времени (01:24 UTC). Во время набора высоты в обоих двигателях наблюдались небольшие колебания степени сжатия , при этом у двигателя № 2 колебания были в большем диапазоне, чем у двигателя № 1. [ 3 ] Спустя чуть более получаса после взлета, когда он летел на эшелоне полета 390 (около 39 000 футов (12 000 м) над уровнем моря), электронная централизованная система мониторинга самолета (ECAM) отобразила сообщение об ошибке «ENG 2 CTL SYS FAULT». [ 3 ] Экипаж связался с диспетчерской службой технического обслуживания, чтобы обсудить колебания. Поскольку остальные параметры работы обоих двигателей были нормальными, продолжение полета было признано безопасным. [ 3 ]
Почти через два часа после вылета, в 03:16 UTC, снова появилось сообщение ECAM «ENG 2 CTL SYS FAULT». Экипаж связался с диспетчерской службой для рассмотрения проблемы. Поскольку все остальные параметры двигателя остались в норме, продолжение пути в Гонконг снова было признано безопасным.
По прошествии еще двух часов самолет снижался в Гонконг, когда в 05:19 UTC, примерно в 203 километрах (126 миль; 110 морских миль) к юго-востоку от международного аэропорта Гонконга, ECAM самолета отобразил «ENG 1 CTL SYS FAULT». и «ENG 2 STALL» в течение короткого периода времени. [ 3 ] Второе сообщение означало остановку компрессора двигателя , потенциально серьезную проблему с двигателем. Соответственно, летный экипаж выполнил необходимые действия ECAM, переведя рычаг тяги двигателя № 2 в положение малого газа (или положения минимальной тяги). Экипаж установил двигатель № 1 на максимальную длительную тягу, чтобы компенсировать низкую тягу двигателя № 2. После этих действий экипаж объявил « пан-пан Гонконга » авиадиспетчерской службе , запросив кратчайший маршрут до аэропорта и приоритетную посадку. [ 3 ]
Несколько минут спустя, примерно в 83 км (52 миль; 45 морских миль) к юго-востоку от международного аэропорта Гонконга, самолет снижался и приближался к высоте 8000 футов (2438 м), когда появилось сообщение ECAM «ENG 1 STALL». Летный экипаж провел действия по остановке компрессора двигателя №1 и объявил « бедствие ». Затем капитан переместил рычаги управления двигателем, чтобы проверить реакцию двигателя. Скорость вращения вентилятора двигателя № 1 медленно выросла примерно до 74% N 1 , в то время как двигатель № 2 продолжал работать на скорости ниже холостого хода, примерно 17% N 1 , обеспечивая достаточную тягу, чтобы выровняться на высоте 5500 футов и достичь Гонконга. При подлете к аэропорту экипаж обнаружил, что перемещение рычагов тяги не привело к снижению тяги ниже 74% N 1 на двигателе № 1. [ 3 ]
В 13:43 по местному времени (05:43 UTC), через 11 минут после объявления «маяка», самолет жестко приземлился на взлетно-посадочной полосе 07L (длина 3800 м; 12 470 футов) на путевой скорости 426 км/ч (265 миль в час). ; 230 кун), [ 3 ] На 176 км/ч (109 миль в час; 95 узлов) больше обычной скорости приземления для A330. [ 6 ] [ 7 ] и выше как максимально допустимой скорости выпуска закрылков, так и номинальной скорости шин. [ 7 ] [ 8 ] Самолет подпрыгнул и ненадолго снова поднялся в воздух, пока не резко рухнул при крене влево, в результате чего левый двигатель задел поверхность взлетно-посадочной полосы. Оба интерцептора крыла развернулись автоматически. Сработал и активировался только реверсор тяги двигателя № 1, а реверсор тяги правого двигателя перестал реагировать из-за технической неисправности, что вынудило экипаж остановить самолет с помощью ручного торможения. Двигатель № 1 оставался в диапазоне от 70% до 80% N 1 до тех пор, пока экипаж не выключил оба двигателя после остановки.
Пять из восьми шин основных колес самолета сдулись. Пожарные аэропорта сообщили, что из-под шасси поднимался дым и пламя. [ 3 ] Капитан приказал провести экстренную эвакуацию , в ходе которой 57 пассажиров получили ранения, из них 10 были доставлены в больницу. [ 3 ]
Расследования
[ редактировать ]Следователи Департамента гражданской авиации Гонконга , Французского бюро расследований и анализа безопасности гражданской авиации и Британского отделения по расследованию авиационных происшествий сформировали группу для расследования происшествия. К расследованию также были привлечены Национальный комитет по безопасности на транспорте Индонезии и Национальный совет по безопасности на транспорте США, а также представители Airbus , Rolls-Royce и Cathay Pacific. [ 3 ]
данные с цифрового самописца полетных данных , кабинного диктофона и самописца быстрого доступа Для анализа были загружены . Расследование сосредоточилось на двигателях, системах управления двигателем и топливной системе. [ 3 ]
Анализ двигателей показал, что их топливные системы были загрязнены сферическими частицами. Отдел расследования происшествий Департамента гражданской авиации Гонконга пришел к выводу, что авария была вызвана этими сферическими частицами. [ 9 ] Загрязненное топливо, содержащее частицы суперабсорбирующего полимера (SAP), попавшие в топливную систему при заправке самолета в Сурабае, впоследствии вызвало потерю управления тягой обоих двигателей самолета во время захода на посадку в Гонконг.
Полимерные частицы, входящие в состав фильтров-мониторов, установленных на заправочной колонке в аэропорту Джуанда, привели к заклиниванию главных дозирующих клапанов узла учета топлива . Было обнаружено, что клапаны застряли в положениях, соответствующих зарегистрированной мощности тяги каждого двигателя по мере приближения к Гонконгу. [ 1 ] Было обнаружено, что другие компоненты двигателя загрязнены этими частицами, а регулятор лопаток статора двигателя № 2 оказался заклинившим. Было обнаружено, что вся топливная система, включая топливные баки, загрязнена сферическими частицами. [ 1 ]
Образцы топлива, собранные в международном аэропорту Джуанда, были загрязнены этими частицами. [ 1 ] Система трубопроводов подачи топлива, используемая для дозаправки самолетов в международном аэропорту Джуанда, недавно была расширена во время строительства новых стоянок для самолетов. Расследование показало, что не все процедуры были соблюдены, когда система была снова введена в эксплуатацию. [ 1 ] и что соленая вода случайно попала в систему подачи топлива. Присутствие соленой воды привело к повреждению фильтров в системе трубопроводов, в результате чего частицы SAP попали в топливо. [ 10 ]
Драматизация
[ редактировать ]Инцидент был показан в первом эпизоде 19 сезона канадского сериала Mayday под названием «Смертельный спуск». [ 11 ]
См. также
[ редактировать ]- Рейс 38 British Airways , Боинг 777 , двигатель которого потерял мощность незадолго до аварийной посадки в лондонском аэропорту Хитроу в 2008 году.
- Рейс 236 Air Transat , самолет Airbus A330-200 , у которого закончилось топливо перед благополучной посадкой на авиабазе Лажес на Азорских островах.
- Рейс 009 British Airways , Боинг 747-200 , у которого отказали все четыре двигателя после полета через облако вулканического пепла.
- Рейс 72 Qantas , инцидент с Airbus A330-300 над Индийским океаном, в результате которого летный экипаж получил противоречивую информацию.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Бюллетень об авариях Департамента гражданской авиации Гонконга, номер 3/2010. Архивировано 20 октября 2020 года на Wayback Machine, получено 31 августа 2010 года.
- ^ Перейти обратно: а б «ОТЧЕТ ОБ АВИАЦИОННОМ ПРОИСШЕСТВИИ 2/2013: Отчет об авиационном происшествии Airbus A330-342 B-HLL, эксплуатируемого Cathay Pacific Airways Limited, в международном аэропорту Гонконга, Гонконг, 13 апреля 2010 г.» (PDF) . Департамент гражданской авиации . 3 июля 2013 г. Архивировано из оригинала (PDF) 25 мая 2014 г. . Проверено 24 мая 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н «Бюллетень об авариях Департамента гражданской авиации Гонконга, номер 1/2010» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 20 октября 2020 г. Проверено 8 сентября 2018 г.
- ^ «Рейс CX780, Cathay Pacific, Сурабая, в Гонконг» . www.flightr.net . Архивировано из оригинала 20 декабря 2016 года . Проверено 6 декабря 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Пилоты рассказывают о смертельном испытании: отказали двигатели при подлете к Чек Лап Кок» . Южно-Китайская Морнинг Пост . 20 апреля 2014 года. Архивировано из оригинала 21 апреля 2014 года . Проверено 21 апреля 2014 г.
- ^ Камински-Морроу, Дэвид (14 апреля 2010 г.). «У Cathay A330 при резкой посадке возникла проблема с двумя двигателями» . Рейс Интернешнл . Архивировано из оригинала 20 апреля 2010 года . Проверено 24 мая 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Криди, Стив (16 апреля 2010 г.). «Пилотов Cathay Pacific провозгласили героями» . Австралиец . Архивировано из оригинала 19 июня 2014 года . Проверено 24 мая 2010 г.
- ^ список скорости Airbus A330 и других ограничений [ постоянная мертвая ссылка ] получено 24 мая 2010 г.
- ^ Рантер, Харро (17 сентября 2013 г.). «Отчет: загрязненное топливо вызывает проблемы с управлением двигателем А330 и вынужденную посадку в Гонконге» . Сеть авиационной безопасности . Архивировано из оригинала 21 апреля 2021 года . Проверено 2 апреля 2021 г.
- ^ «Итоговый отчет — авария CX 780 13 апреля 2010 г.» (PDF) . Департамент гражданской авиации Гонконга . Июль 2013. С. 138–143. Архивировано (PDF) из оригинала 13 апреля 2021 года . Проверено 2 апреля 2021 г.
- ^ Mayday - Расследование авиакатастроф (S01-S22) , получено 13 января 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Внешние СМИ | |
---|---|
Изображения | |
![]() | |
Видео | |
![]() | |
![]() | |
![]() |
- Катай Пасифик
- Авиационные происшествия и происшествия в 2010 году
- Авиационные происшествия и происшествия в Гонконге
- Аварии и инциденты Cathay Pacific
- Аварии и инциденты с участием Airbus A330
- 2010 год в Гонконге
- События апреля 2010 г. в Азии
- Аварии и инциденты с авиалайнерами, вызванные отказом двигателя