Рейс 48 Имперских ВВС Ирана
![]() Самолет попал в аварию в 1974 году, еще находясь на вооружении TWA. | |
Несчастный случай | |
---|---|
Дата | 9 мая 1976 г. |
Краткое содержание | Взрыв топливного бака, вызванный ударом молнии; что привело к отделению левого крыла |
Сайт | Рядом с аэропортом Мадрид-Барахас имени Адольфо Суареса , Мадрид , Испания |
Самолет | |
Тип самолета | Боинг 747-131(СФ) |
Оператор | Имперские ВВС Ирана под управлением TWA |
Регистрация | 5-283 |
Начало рейса | Аэропорт Тегеран-Мехрабад , Тегеран , Иран |
Остановка в пути | Аэропорт Мадрид-Барахас, Мадрид, Испания |
Место назначения | База ВВС Макгуайр , Нью-Джерси, США |
Пассажиры | 7 |
Экипаж | 10 |
Погибшие | 17 |
Выжившие | 0 |
Рейс 48 Имперских ВВС Ирана был военным грузовым рейсом из Тегерана ( Иран ) на базу ВВС Макгуайр в США с остановкой в Мадриде ( Испания) . 9 мая 1976 года грузовой самолет Боинг 747-131, выполнявший этот рейс, разбился при подлете к Мадриду, в результате чего погибли все 17 человек, находившиеся на борту. [ 1 ]
Самолет
[ редактировать ]
Речь шла о пятилетнем Боинге 747-131 (серийный номер 19677 и номер строки 73), который совершил свой первый полет 15 сентября 1970 года. 26 сентября самолет был передан Trans World Airlines (TWA) с регистрационным номером N53111. .
15 октября 1975 года самолет был возвращен на завод Boeing в Уичито, штат Канзас . Его переоборудовали в грузовую модель грузового судна (747-131F), при этом с левой стороны была добавлена большая грузовая дверь.
В октябре 1975 года самолет был продан Императорским ВВС Ирана под серийным номером 5-283. IIAF получил самолет 1 ноября. Самолет был оснащен четырьмя турбовентиляторными двигателями Pratt & Whitney JT9D-3B . [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] : 3
Последняя техническая проверка самолета была проведена Имперскими ВВС Ирана 4 мая 1976 года, после чего он пролетел 16 часов. В ходе последующего расследования будет установлено, что американские специалисты не знали о результатах проверки. [ 4 ] : 3
Несчастный случай
[ редактировать ]Рейс ULF48 вылетел из аэропорта Мехрабад в Тегеране в 08:20 по Гринвичу и направлялся в Нью-Джерси через Мадрид . [ * 1 ] На борту находились 10 членов экипажа и семь пассажиров. Самолет поднялся на эшелон полета FL330, что означает примерно 33 000 футов (10 000 м). При взлете вес самолета составлял 610 299 фунтов (276 827 кг), включая 254 600 фунтов (115 500 кг) топлива. Топливо представляло собой смесь типа JP-4 и Jet-A. Вес и центровка самолета находились в необходимых пределах. [ 4 ] : 3
В 14:15 рейс 48 связался с Мадридским центром управления воздушным движением и сообщил, что расчетное время приземления составит 14:40. В 14:19 диспетчер ARTCC Мадрида сообщил экипажу, что они были идентифицированы на экранах радаров, и разрешил полету снизиться до VOR CPL через радиомаяк Кастехон. В 14:22 экипаж получил информацию о погодных условиях в аэропорту; в 14:25 им разрешили снизиться до эшелона FL100. Экипаж подтвердил это и начал снижение.
. Ранее в тот же день над Испанией прошел циклон вместе с сильными грозами Однако видимость была хорошей, и метеослужба не подавала никаких предупреждений об опасных погодных условиях. В 14:30 экипаж из-за плохой погоды отклонился влево от заданного маршрута. В 14:32 диспетчер ARTCC Мадрида разрешил полету снизиться до высоты 5000 футов (1500 м) и выйти на подход к Мадриду. В 14:33 экипаж связался с подходом к Мадриду и сообщил о новой плохой погоде впереди, впоследствии попросив отклониться от нее.
Диспетчер подхода сообщил, что установил радиолокационный контакт, а затем попросил экипаж подтвердить данные инструкции. Экипаж подтвердил это и сообщил о прохождении радиомаяка Кастехон. Диспетчер приказал им сохранять курс 260°. Экипаж подтвердил передачу и сообщил о снижении на высоту 5000 футов (1500 м). Это была последняя передача с рейса ULF48. [ 4 ] : 2–3
В то же время к югу от города Вальдеморо местные жители заметили самолет, летевший на высоте около 6000 футов (1800 м) по курсу 220°. Экипаж знал, что летит в плохих погодных условиях, но никто из них не выразил никакого беспокойства до 14:34, когда член экипажа сказал: «Мы в беде!» Три секунды спустя два свидетеля на земле сообщили, что видели удар молнии в самолет, после чего последовал взрыв на левом крыле возле двигателя №1 (крайний левый). Левое крыло взорвалось на три большие части. [ 4 ] : 6 а затем распалась на 15 фрагментов. [ 4 ] : 4
В это время регистратор полетных данных прекратил запись, но бортовой диктофон продолжал записывать. [ 4 ] : 6 Затем прозвучало предупреждение об отключении автопилота. Не подозревая о потере левого крыла, экипаж тщетно пытался вернуть управление подбитым самолетом. Самолет резко нырнул и врезался в ферму на высоте 3000 футов (910 метров) над уровнем моря в 14:35 (15:35 по местному времени), через 54 секунды после момента удара молнии. Все 17 человек на борту погибли, самолет был уничтожен. [ 4 ] : 3–5 [ 5 ]
Расследование
[ редактировать ]Императорские ВВС Ирана США и Национальный совет по безопасности на транспорте расследовали аварию.
Правительство Испании возложило на правительство Ирана основную ответственность за расследование, а NTSB также успешно доказал, что он должен помочь в расследовании, поскольку тип самолета был произведен в США. [ 4 ] : 1
Установлено, что молния попала в фюзеляж в районе кабины и вышла из статического разрядника левого крыла, расположенного на законцовке крыла. Это вызвало искру в топливном баке номер 1 (который содержал 11 200 кг (24 700 фунтов)). [ 4 ] : 11 топлива), воспламеняя пары топлива в баке. Взрывная волна от взрыва давлением более 80 фунтов на квадратный дюйм (5,5 бар) привела к обрушению стенок резервуара. [ 4 ] : 14–15
Скорее всего, искра зажигания возникла из-за обрыва проводки топливного клапана. [ 4 ] : 25 Взрыв привел к отделению части обшивки крыла и повреждению лонжеронов; в результате поток воздуха резко ухудшился и крылья стали значительно прогибаться. Поскольку полет на высокой скорости проходил через зону турбулентности, крыло испытало серьезные механические нагрузки. Всего через несколько секунд все левое крыло отделилось. [ 4 ] : 16–17, 28
NTSB не смог определить, отделилось ли крыло из-за взрыва или напряжения. [ 4 ] : 26–27
См. также
[ редактировать ]- Подобные происшествия
- Рейс 891 TWA – удар молнии
- Рейс 214 авиакомпании Pan Am – удар молнии и взрыв топливного бака
- Рейс 508 LANSA – удар молнии
- TWA Flight 800 - взрыв топливного бака
Примечания и ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Время указано по среднему времени по Гринвичу (GMT).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рантер, Харро. «Авиакатастрофа ASN Boeing 747-131F 5-8104 Мадрид» . Aviation-safety.net . Проверено 12 мая 2019 г.
- ^ «ВВС Ирана 5-283 (Боинг 747 — MSN 19677)» . Авиация Воздушных Флотов . Проверено 1 февраля 2019 г.
- ^ «5-283 Боинг 747-100 ВВС Ирана» . Planespotters.net . Проверено 1 февраля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н «Отчет о специальном расследовании — отказ крыла Боинга 747-131, недалеко от Мадрида, Испания, 9 мая 1976 г.» (PDF) . Национальный совет по безопасности на транспорте . 6 октября 1978 года . Проверено 12 мая 2019 г. - Копия в Аэронавтическом университете Эмбри-Риддла .
- ^ «Крушение Боинга 747-100 в Уэте: 17 погибших» . Архив Бюро авиационных происшествий . Проверено 3 февраля 2019 г.
- Авиационные происшествия и инциденты, вызванные ударами молний
- Аварии и инциденты с участием Боинга 747
- Авиационные происшествия и происшествия в Испании
- Авиационные происшествия и происшествия в 1983 г.
- Авиационные происшествия и инциденты, связанные со взрывами в полете
- 1976 метеорология
- 1976 год в Испании
- События мая 1976 года в Европе
- История Мадрида
- 1970-е годы в Мадриде
- Аварии и инциденты с участием военной авиации
- Авиационные происшествия и инциденты, вызванные разрушением конструкций в полете