Jump to content

Дело Каталины

Координаты : 58 ° 23'31 ″ с.ш. 20 ° 17'28 ″ в.д.  /  58,39194 ° с.ш. 20,29111 ° в.д.  / 58,39194; 20.29111

Рейс 27 [ 1 ]
Tp 79 Hugin на F 8 Баркарби в 1951 году.
Инцидент
Дата 13 июня 1952 г.
Краткое содержание Сбит
Сайт К востоку от Готска Сандона
58 ° 23'31 ″ с.ш. 20 ° 17'28 ″ в.д.  /  58,39194 ° с.ш. 20,29111 ° в.д.  / 58,39194; 20.29111 [ 2 ]
Самолет
Тип самолета DC-3A-360 Надземный поезд
Название самолета Обнимать [ 3 ] [ 4 ]
Оператор Шведские ВВС
Начало рейса Аэропорт Стокгольм Бромма
Стокгольм , Швеция
Место назначения Аэропорт Стокгольм Бромма
Пассажиры 0
Экипаж 8
Погибшие 8
Выжившие 0
« Каталина», сбитая советскими войсками при поисках пропавшего Хугина
Инцидент
Дата 16 июня 1952 г.
Краткое содержание Сбит
Сайт К востоку от Готска Сандона
Самолет
Тип самолета PBY-5 Каталина
Оператор Шведские ВВС
Начало рейса Ф 2 Хегернес [ 5 ]
недалеко от Стокгольма, Швеция
Место назначения Ф 2 Хегернес [ 6 ]
Пассажиры 0
Экипаж 7
Погибшие 0

( Дело Каталины швед . Catalinaaffären ) представляло собой военную конфронтацию и дипломатический кризис эпохи холодной войны в июне 1952 года, когда истребители советских ВВС сбили два шведских самолета над международными водами в Балтийском море .

Первым сбитым самолетом был невооруженный ВВС Швеции Tp 79 , производный от Douglas DC-3 , выполнявший сбор радио- и радиолокационных сигналов для Радиотехнического управления национальной обороны ( Försvarets radioanstalt , FRA). Никто из экипажа из восьми человек не выжил.

Вторым сбитым самолетом стала Tp 47 шведских ВВС, летающая лодка Catalina , участвовавшая в поисково-спасательной операции по пропавшему DC-3. Экипаж «Каталины» из семи человек был спасен.

Советский Союз публично отрицал свою причастность до своего распада в 1991 году. Оба самолета были обнаружены в 2003 году; DC-3 был спасен.

Самолет и экипаж

[ редактировать ]

Первым задействованным самолетом был самолет Douglas DC-3A-360 Skytrain ВВС Швеции. [ 2 ] Военно-транспортная модификация DC -3, известная на шведской службе как Tp 79. Она носила серийный номер 79001. В сообщениях СМИ после этого события он стал известен просто как «DC-3».

Самолет был изготовлен в 1943 году под оригинальным серийным номером в США 42-5694 и поставлен в ВВС США 15-ю авианосную эскадрилью ( 61-ю авианосную группу ). Он участвовал в боевых действиях в Северной Африке, прежде чем был размещен в ВВС Великобритании в Баркстон-Хит . Он совершил перелет 5 февраля 1946 года с авиабазы ​​Орли через армейский аэродром Ханау в Бромму и был зарегистрирован как SE-APZ 18 мая 1946 года как гражданский самолет компании Skandinaviska Aero AB. [ 7 ] [ 8 ]

Обломки DC-3 выставлены в Музее ВВС Швеции.

13 июня 1952 года он исчез к востоку от острова Готска Сандон во время проведения операций по сбору радиоразведки для FRA. [ 9 ] В результате инцидента самолет погиб со всем экипажем из восьми человек. Трое из восьми членов экипажа были военнослужащими ВВС Швеции, а остальные пять - операторами гражданской радиоразведки (SIGINT) из FRA. [ 10 ]

Каталина

[ редактировать ]
Tp 47 Canso (Каталина) в Музее ВВС Швеции

Через три дня после первоначального инцидента, 16 июня 1952 года, две летающие лодки Consolidated PBY-5 Catalina , известные на шведской службе как Tp 47, искали DC-3 к северу от Эстонии . Один из самолетов с серийным номером планера 47002. [ 9 ] был сбит советским самолетом, но экипаж из семи человек бросился на воду возле западногерманского грузового судна «Мюнстерланд» и был спасен. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]

Последствия

[ редактировать ]

Швеция на протяжении почти 40 лет утверждала, что самолет выполнял тренировочный полет по навигации. [ 15 ]

Только после давления со стороны семей членов экипажа [ 16 ] подтвердили ли шведские власти, что DC-3 был оснащен британским оборудованием и вел наблюдение для НАТО. [ 17 ] В 1991 году генерал Федор Шинкаренко [ ru ] , полковник советских ВВС в начале 1950-х годов, признал, что приказал сбить DC-3 в 1952 году, подняв на перехват МиГ-15бис . [ 18 ]

Восстановление

[ редактировать ]

10 июня 2003 года капитан авиакомпании и бывший пилот ВВС Швеции Андерс Яллай и историк Карл Дуглас из шведской компании Marin Mätteknik AB обнаружили останки сбитого DC-3 с помощью гидролокатора на глубине 126 м (413 футов). [ 2 ] [ 17 ] [ 19 ] [ 20 ]

Спустя 52 года останки DC-3 были подняты на поверхность 19 марта 2004 года. 3 (7100 куб. футов) окружающих отложений было заморожено и поднято вместе с объектом на нем и внутри него. [ 21 ] Затонувший корабль был передан на военно-морскую базу Мускё для исследования и консервации; он был выставлен в Музее ВВС Швеции в Линчёпинге. Наконец , 13 мая 2009 года [ 22 ] Модель 79001 в масштабе 1:12 была передана в аренду Музею ВВС 5 мая 2009 года. [ 23 ]

Заключение

[ редактировать ]

Пулевые отверстия на 79001 показали, что DC-3 был сбит истребителем МиГ-15бис . Также было определено точное время приводнения, поскольку одни из часов в кабине остановились в 11:28:40 по центральноевропейскому времени . [ 24 ] Останки четырех человек из восьми человек экипажа были найдены и опознаны. [ 25 ]

Мемориальный камень погибшему экипажу в Галарварвскиркогордене в Стокгольме.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Магнуссон, с. 10
  2. ^ Jump up to: а б с Магнуссон 2007, с. 9
  3. ^ Магнуссон 2007, с. 133, с. 202
  4. ^ Родственный самолет 79002 назывался Мунин . Магнуссон 2007, с. 47
  5. ^ Магнуссон 2007, с. 33.
  6. ^ Предполагается, что это то же самое, что и происхождение.
  7. ^ Магнуссон 2007, стр. 9, 46
  8. ^ «Запись в базе данных RZJets» . Ржец. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 11 ноября 2010 г.
  9. ^ Jump up to: а б Магнуссон 2007, с. 11
  10. ^ Магнуссон 2007, стр. 42–43
  11. ^ «Дело Каталины» . Би-би-си . Архивировано из оригинала 17 мая 2009 года . Проверено 11 октября 2010 г.
  12. ^ «Смутное время» . Музей ВВС Швеции. Архивировано из оригинала 1 июля 2014 года . Проверено 20 ноября 2013 г.
  13. ^ «Описание происшествия» . Сеть авиационной безопасности. Архивировано из оригинала 13 октября 2012 года . Проверено 11 ноября 2010 г.
  14. ^ «Ryska reaplan sköt ned svensk spaningsmaskin» [Российские самолёты сбили шведский самолёт-разведчик]. Expressen.se (на шведском языке). 16 июня 1952 года. Архивировано из оригинала 23 августа 2023 года . Проверено 23 августа 2023 г. - через larsan13.files.wordpress.com.
  15. ^ Гризелл 2007, с. 3
  16. ^ Эльмеберг, Роджер (1 апреля 2008 г.). «Шведский DC-3 и судьба его экипажа» . Архивировано из оригинала 15 декабря 2013 года . Проверено 26 мая 2011 г.
  17. ^ Jump up to: а б Ловгрен, Стефан (10 октября 2003 г.). «В Балтийском море обнаружен самолет-разведчик времен холодной войны» . Национальные географические новости . стр. 1–2. Архивировано из оригинала 29 марта 2017 года . Проверено 26 мая 2011 г.
  18. ^ Магнуссон 2007, с. 12
  19. ^ С 2003 г., с. 3
  20. ^ «Nedskjutna DC 3:an återfunnen» [Найден сбитый DC-3] (на шведском языке). Стокгольм, Швеция: Dagens Nyheter . 6 июня 2003 года. Архивировано из оригинала 15 июля 2010 года . Проверено 12 ноября 2010 г.
  21. ^ «Тематическое исследование: Дело Каталины» . Кируна, Швеция: FriGeo AB. Архивировано из оригинала 12 августа 2010 года . Проверено 10 ноября 2010 г.
  22. ^ «От Балтийского моря до музея ВВС Швеции» . Музей ВВС Швеции. Архивировано из оригинала 1 июля 2014 года . Проверено 20 ноября 2013 г.
  23. ^ Гуннар Окерберг. «Модель Tp 79001 передана в аренду Музею ВВС» [Модель Tp 79001 передана в аренду Музею ВВС] (на шведском языке). Стокгольм, Швеция: Общество истории авиации Эстергётланда. Архивировано из оригинала 14 марта 2012 года . Проверено 12 ноября 2010 г.
  24. ^ Магнуссон 2007, с. 137
  25. ^ Холмлунд 2008, стр. 5–9

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Агрелл, Вильгельм (2021). Дело Каталины . Исторические СМИ.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 41230ccf74630d0f597b6c5ac896d2e4__1722120300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/41/e4/41230ccf74630d0f597b6c5ac896d2e4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Catalina affair - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)