Рейс 751 системы Скандинавских авиалиний
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2011 г. ) |
![]() ОЙ-ХО, самолет, потерпевший крушение | |
Несчастный случай | |
---|---|
Дата | 27 декабря 1991 г. |
Краткое содержание | Отказ двойного двигателя из-за повреждения посторонним предметом [ 1 ] |
Сайт | Готтрёра , коммуна Норртелье , Швеция 59 ° 46'06 "N 018 ° 07'55" E / 59,76833 ° N 18,13194 ° E |
Самолет | |
Тип самолета | Макдоннелл Дуглас MD-81 |
Название самолета | Дана Викинг |
Оператор | Система скандинавских авиалиний |
Номер рейса ИАТА. | СК751 |
Номер рейса ИКАО. | САС751 |
Позывной | СКАНДИНАВСКИЙ 751 |
Регистрация | OY-KHO |
Начало рейса | Стокгольмский аэропорт Арланда |
Остановка в пути | Копенгаген аэропорт |
1-я остановка | Варшавский аэропорт имени Шопена |
Последняя остановка | Копенгаген аэропорт |
Место назначения | Хосеп Тарраделлас Барселона – аэропорт Эль-Прат |
Оккупанты | 129 |
Пассажиры | 123 |
Экипаж | 6 |
Погибшие | 0 |
Травмы | 92 (8 серьезных, 84 незначительных) |
Выжившие | 129 |
Рейс 751 компании «Скандинавские авиалинии» — регулярный пассажирский рейс компании «Скандинавские авиалинии» из Стокгольма ( Швеция ) в Варшаву ( Польша ) через Копенгаген ( Дания) . 27 декабря 1991 года рейс выполнял McDonnell Douglas MD-81 , регистрационный OY-KHO, пилотируемый датским капитаном Стефаном Г. Расмуссеном (44 года) и шведским первым офицером Ульфом Седермарком (34 года), оба опытные пилоты с налетом 8000 и 3000 часов. соответственно, был вынужден совершить вынужденную посадку в поле недалеко от Готтрёры , Швеция. крыльев Лед собрался на внутренних корнях (рядом с фюзеляжем) перед взлетом, откололся и попал в двигатели, когда самолет поднялся в воздух при взлете, что в конечном итоге привело к выводу из строя обоих двигателей. Все 129 пассажиров и членов экипажа на борту выжили.
Инцидент известен как катастрофа в Готтрёре ( швед . Gottrörakraschen ) или Чудо в Готтрёре ( швед . Miraklet i Gottröra ) в Швеции. [ 2 ] [ 3 ]
Самолет
[ редактировать ]Речь шла о самолете McDonnell Douglas MD-81 , MSN 53003, зарегистрированном как OY-KHO, который был изготовлен компанией McDonnell Douglas в 1991 году. Он налетал примерно 1608 моточасов и 1272 цикла взлета и посадки и был оснащен двумя самолетами Pratt & Whitney. JT8D-217C . Двигатели [ 4 ]
Несчастный случай
[ редактировать ]Самолет прибыл в стокгольмский аэропорт Арланда в 22:09 по местному времени после рейса из Цюриха накануне вечером и был припаркован на ночь при температуре от 0 до 1 ° C (от 32 до 34 ° F). Около 2550 кг (5620 фунтов) очень холодного, охлажденного в полете топлива осталось в крыльевых баках. Из-за этого на верхней стороне крыльев образовался чистый лед, но его не обнаружили. Самолет был удален с помощью 850 литров (220 галлонов США) антиобледенительной жидкости, но впоследствии не был проверен на наличие остатков льда персоналом по борьбе с обледенением или ответственным пилотом капитаном Расмуссеном, что он был обязан сделать. «Бюллетень летной палубы/подготовка к зиме» компании «Скандинавские авиалинии» вручается пилотам. [ 5 ]
Самолет вылетел из Стокгольма в 08:47. Вскоре после старта куски льда откололись и врезались в вентиляторы обоих двигателей, деформировав лопасти вентилятора настолько, что нарушили поток воздуха к компрессорам. Нарушение воздушного потока привело к остановке компрессоров, что, в свою очередь, привело к помпажным работам двигателей . Поскольку двигатели не были достаточно заглушены, помпаж продолжался. Высокие нагрузки от повторяющихся помпажных колебаний двигателя быстро привели к поломке обоих двигателей.
С точки зрения пилотов, после 25 секунд полета шумов и вибраций, вызванных двигателем, нет. Впервые были замечены помпажные движения 2 двигателей. Летный экипаж отреагировал небольшим снижением газа, но автоматическая система ATR (автоматическое восстановление тяги), о которой SAS не сообщила летному экипажу, одновременно увеличила газ в ответ на асимметричную мощность двигателя и снизила скороподъемность. В результате помпы двигателя продолжались. Капитан звена SAS Пер Холмберг, находившийся на борту в качестве пассажира, рано заметил проблемы, поспешил в кабину и оказал экипажу неоценимую помощь. Номер двигателя. 1 поднялся через 39 секунд, и оба двигателя отказали на 76 и 78 секундах полета соответственно на высоте 3220 футов (980 м).
Пилот отреагировал на отказ обоих двигателей тем, что подал самолет в пикирование, прежде чем выровнять его, чтобы попытаться пролететь как можно большее расстояние без сваливания . Пилоты запросили возвращение на Арланду и попытались выполнить процедуру перезапуска. [ 6 ] но, когда самолет вышел из-под облачности на высоте 890 футов (270 м), они выбрали поле в лесу, недалеко от фермы Вангсйоберг в Готтрере , Уппланд , для немедленной аварийной посадки.
Во время финального снижения самолет врезался в несколько деревьев, потеряв большую часть правого крыла. Он ударился о землю хвостом вперед, и у самолета отломился хвостовой обтекатель. Самолет проскользнул по полю на 110 метров (360 футов), в течение которого основные стойки шасси самолета оставили следы на поле и оторвались, носовая стойка шасси оторвалась, а фюзеляж развалился на три части. В результате аварии пострадали 25 человек, двое из них серьезно, однако погибших нет. Стюардессы проинструктировали пассажиров принять положение растяжки , что объясняется отсутствием погибших. [ 7 ]
Летный экипаж, и особенно капитан Расмуссен, хвалили за умелую аварийную посадку в быстро развивающейся, потенциально фатальной ситуации. Расмуссен отметил, что «немногим гражданским пилотам когда-либо приходилось проверять навыки, которые они приобрели во время обучения на такой степени». [ нужна ссылка ] Он сказал, что гордится своей командой и очень рад, что все выжили. Он решил не возвращаться к пилотированию коммерческих самолетов после того, как почувствовал недостаток доверия к технике, которую он пилотировал на тренажерах после аварии. [ 8 ] В 2022 году он все еще страдал от посттравматического стрессового расстройства из-за последствий несчастного случая, когда его называли одновременно героем и злодеем, несмотря на то, что он просто верил, что выполнил работу, для которой его готовили. [ 9 ]

Расследование и рекомендации
[ редактировать ]
Согласно официальному отчету Шведского совета по расследованию авиационных происшествий (SHK), проблема образования чистого льда на крыльях самолетов этого типа была широко известным явлением на момент катастрофы. Начиная с 1985 года, Макдоннелл Дуглас предоставил обширную информацию, в том числе несколько «Письм всем операторам», посвященных проблеме чистого льда. В «Письме всем эксплуатантам» от 14 октября 1986 г. эксплуатанты были проинформированы о том, как финская авиакомпания Finnair решила проблему обнаружения чистого льда. В 1988 и 1989 годах Макдоннелл Дуглас организовал «Тематические конференции», посвященные образованию чистого льда. Компания SAS приняла участие в этих конференциях. [ 5 ] : 61
26 октября 1991 года SAS распространила среди всех пилотов «Бюллетень летной палубы/подготовки к зиме». В нем говорилось: «В обязанности главного пилота входит проверка самолета на наличие льда или снега, которые могут повлиять на летные характеристики», а в разделе «Чистый лед» он отметил: «Хотя осведомленность в рамках линейного технического обслуживания в основном хорошая, Ответственность снова лежит на ответственном пилоте за то, что самолет физически проверяется посредством ручного осмотра верхней стороны крыла. Визуальной проверки с лестницы или стоя на земле недостаточно » . [ 5 ]

Еще одной причиной аварии стала недостаточная подготовка экипажа; их не обучали восстановлению работы двигателей после их неоднократного помпажа. Не было никакого симулятора или другого обучения по проблеме помпажа двигателя. Во-вторых, их не проинформировали о предустановленной системе автоматического восстановления тяги (автомат восстановления тяги или ATR). Причина отсутствия информации заключалась в том, что в SAS не было никакой информации об ATR. Тем не менее, ATR описан в руководствах производителя самолета, которые обязан знать каждый эксплуатант. Несмотря на то, что система была разработана для использования в процедурах, не применяемых SAS, достаточно тщательное изучение руководств должно было привести к тому, что SAS приняла на заметку систему и обучила своих пилотов ее функциям. [ 5 ]
В заключении официального отчета об аварии говорилось:
«Авария произошла из-за того, что инструкции и процедуры SAS были неадекватными для обеспечения удаления чистого льда с крыльев самолета перед взлетом. Следовательно, самолет взлетел с чистым льдом на крыльях. В связи со взлетом чистый лед расшатался. и попал в двигатели. Лед вызвал повреждение ступеней вентилятора двигателя, что привело к помпажам двигателя.
Сопутствующими причинами были:
- Пилоты не были обучены выявлять и устранять помпаж двигателя.
- ATR, который был неизвестен в SAS, был активирован и увеличил мощность двигателя без ведома пилотов».
В разделе «Отказы компрессоров» в отчете говорилось:
«При достаточно уменьшенной тяге правого двигателя и сохранении тяги левого двигатели, вероятно, не отказали бы. Тогда самолет смог бы вернуться на посадку».
Недавно установленная система ATR не позволяла пилотам успешно выполнять обычные меры по устранению неисправности компрессора , то есть дросселировать двигатели, как система ATR, предназначенная для предотвращения использования пилотами тяги, меньшей, чем обычно, при наборе высоты после взлета из-за шума. причины снижения — восстановлены настройки дроссельной заслонки на взлетной мощности двигателя, вопреки командам пилотов на пониженную мощность газа. Это повредило двигатели, пока в конечном итоге они полностью не вышли из строя, исключив любую возможность перезапуска во избежание аварии.
В популярной культуре
[ редактировать ]История аварии была показана в десятом сезоне канадского сериала Mayday . Эпизод называется «Преданный пилот». [ 10 ]
См. также
[ редактировать ]- Список рейсов авиакомпаний, на которых требовалось планирование
- Катастрофа рейса 178-2019 «Уральских авиалиний» из-за отказа обоих двигателей из-за столкновения с птицей вскоре после взлета
- Катастрофа рейса 1549 – 2009 компании US Airways из-за отказа обоих двигателей из-за столкновения с птицей вскоре после взлета.
- Рейс 38 British Airways : случай, когда лед в топливной системе не позволил двигателям получать необходимое топливо, что привело к отказу двух двигателей.
- Рейс 242 компании Southern Airways , рейс, у которого произошел отказ двух двигателей после того, как в их двигатели попал град.
- Рейс 110 TACA , рейс, у которого отказали два двигателя из-за того, что в их двигатели попал сильный дождь.
- Рейс 610 Lion Air и рейс 302 Эфиопских авиалиний , рейсы, на которых система безопасности, неизвестная летному экипажу, вызвала аварию.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Рейс 751 системы Scandinavian Airlines, ОЙ-ХО» . Федеральное управление гражданской авиации . Извлеченные уроки. 19 декабря 2022 г.
- ^ «Крушение Готтрёры» [Крушение Готтрёры]. Документальный фильм P3 (на шведском языке). 4 мая 2008 г. Шведское радио. П3 . Проверено 25 августа 2020 г.
- ^ «Чудо в Готтрере снова вызывает эмоции спустя 20 лет» . Экспрессен (на шведском языке) . Проверено 15 февраля 2017 г. .
- ^ «Авария McDonnell Douglas DC-9-81 (MD-81) OY-KHO, пятница, 27 декабря 1991 г.» . asn.flightsafety.org . Проверено 24 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Авиакатастрофа 27 декабря 1991 года в Готтрере, округ AB» (PDF) (Официальный отчет об авиационном происшествии). Отчет C 1993:57. Дело Л-124/91. Шведское управление по расследованию несчастных случаев . 20 октября 1993 г. Архивировано из оригинала (PDF) 24 сентября 2015 г. . Проверено 3 сентября 2015 г.
- ^ Стенограмма диктофона кабины экипажа SK 751, размещенная на сайте Aviation-safety.net.
- ^ Дамски, Анна. «Позиция фиксации» . Страница безопасности полетов . Проверено 21 января 2011 г.
- ^ Райнард, Су (28 марта 2011 г.), Преданный пилот , Расследование авиакатастроф, Джонатан Арис, Стивен Богерт, Стивен Спаркс , получено 7 декабря 2023 г.
- ^ «31 год после вынужденной посадки на «пилоте-герое» до сих пор отмечено: «Но ведь я могу сказать: «Я жив»»» . Христианская газета (на датском языке). 28 декабря 2022 г. Проверено 16 сентября 2023 г.
- ^ Преданный пилот "Air Emergency" (телеэпизод, 2011 г.) , получено 15 февраля 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Шведский совет по расследованию несчастных случаев (SHK)
- Итоговый отчет. Архивировано 24 сентября 2015 г. в Wayback Machine. Перевод с оригинального шведского языка Тимом Кросфилдом, Массачусетс, по запросу SHK. ( Архив )
- Итоговый отчет (на шведском языке) – Оригинальная версия. ( Архив )
- Радиодокументальный фильм шведского радио P3 об инциденте. (шведский)
- Анимация аварии рейса 751 компании Scandian Airlines System (SAS)
- 1991 в Швеции
- 1991 метеорология
- Аварии и инциденты с участием McDonnell Douglas MD-81
- Аварии и инциденты с авиалайнерами, вызванные отказом двигателя
- Аварии и инциденты с авиалайнерами, вызванные льдом
- Авиационные происшествия и происшествия в 1991 г.
- Авиационные происшествия и происшествия в Швеции
- Авиакатастрофы и инциденты Скандинавских авиалиний
- События декабря 1991 года в Европе