Аэропорт Тромсё
Аэропорт Тромсё Аэропорт Тромсё | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
Краткое содержание | |||||||||||
Тип аэропорта | Общественный | ||||||||||
Владелец/Оператор | Авинор | ||||||||||
Служит | Тромсё , Норвегия | ||||||||||
Расположение | Лангнес, Тромсёя , Тромсё | ||||||||||
Фокусный город для | |||||||||||
Высота AMSL | 10 м / 32 фута | ||||||||||
Координаты | 69 ° 40'53 "N 018 ° 55'04" E / 69,68139 ° N 18,91778 ° E | ||||||||||
Веб-сайт | avinor.no | ||||||||||
Карта | |||||||||||
Взлетно-посадочные полосы | |||||||||||
| |||||||||||
Статистика (2015) | |||||||||||
| |||||||||||
Аэропорт Тромсё ( норвежский : Tromsø lufthavn ; IATA : TOS , ICAO : ENTC ) — международный аэропорт , расположенный в Лангнесе в городе Тромсё в муниципалитете Тромсё , Тромс графство , Норвегия . Он расположен на западном берегу острова Тромсёя и имеет взлетно-посадочную полосу длиной 2447 метров (8028 футов), выровненную по координате 18/36. В 2014 году Лангнес , принадлежащий и управляемый государственной компанией Avinor , обслужил 1 910 692 пассажира, 43 219 рейсов самолетов и 2 758 тонн грузов. Это делает Тромсё пятым по загруженности аэропортом в стране. [ 2 ]
Аэропорт открылся 14 сентября 1964 года, заменив Тромсё Скаттёра водный аэродром . Тромсё стал и остается основным центром региональных рейсов Видероэ в Финнмарк . Основные рейсы в другие основные аэропорты выполняла компания Scandian Airlines (SAS). Braathens SAFE и ее дочерняя компания Busy Bee работали из Тромсё с 1967 по 2002 год. Norwegian Air Shuttle выполняет полеты из Лангнеса с 1992 года, а Lufttransport основная операционная база находится в Тромсё. Нынешний Терминал B был построен в 1977 году. Терминал А открылся в 1997 году после периода с удлинением взлетно-посадочной полосы на 240 метров (790 футов) и новой диспетчерской вышкой.
История
[ редактировать ]Учреждение
[ редактировать ]Первым аэропортом Тромсё был водный аэродром в Скаттёре, расположенный в соседнем муниципалитете Тромсёйсунд (который позже стал частью муниципалитета Тромсё ). [ 3 ] Он был основан в 1930-х годах и первоначально обслуживался норвежскими авиалиниями (DNL). Во время Второй мировой войны он был передан Люфтваффе , и аэродром был расширен. [ 4 ] Новый маршрут гидросамолетов был установлен DNL в 1946 году с ежедневными рейсами в Тронхейм на самолете Junkers Ju 52 , который через несколько месяцев был продлен на север до Киркенеса . [ 5 ]

Эксплуатацию водного аэродрома переняли от Королевских ВВС Норвегии муниципалитеты Тромсё и Тромсёйсунд. Они построили новый причал и здание терминала и управляли им как совместным предприятием в расчете на душу населения. [ 3 ] С 1947 года на маршруте появилась более крупная и быстрая летающая лодка Short Sandringham , а также было введено прямое сообщение с Осло, что позволило проехать восемь часов. Все Сандрингемы будут списаны в результате несчастных случаев. [ 5 ] С открытием аэропорта Будё в 1952 году Ju 52 снова был введен в эксплуатацию. Так продолжалось до 1956 года, когда открылся аэропорт Бардуфосс и пассажиров из Тромсё стали доставлять туда на автобусах (около 140 км/85 миль). [ 5 ] В 1958 году в Тромсё направлялось 6825 пассажиров. [ 6 ]
В 1950 году администрация гражданского аэропорта заявила, что в Тромсё, как крупнейшем городе Северной Норвегии, должен быть аэродром. Постоянный комитет парламента по транспорту и коммуникациям в 1953 году решил, что в Ланге следует построить новый аэропорт. Местные политики опасались, что Бардуфосс останется постоянным решением для Тромса. [ 5 ] На заседании торговой палаты 27 января 1955 года был создан комитет для лоббирования строительства аэродрома. После этого муниципалитет взял в долг 350 000 норвежских крон для экспроприации территории. [ 7 ] Первоначальные планы Ланга заключались в строительстве взлетно-посадочной полосы длиной 1400 метров (4600 футов); это не позволило бы приземлиться самому большому самолету. Поэтому местные политики начали лоббировать у национальных политиков увеличение длины взлетно-посадочной полосы до 1600 метров (5200 футов). [ 5 ] После того, как это решение было принято, была организована новая лоббистская кампания для выбранной взлетно-посадочной полосы длиной 2000 метров (6600 футов). [ 7 ]
Парламент одобрил строительство аэропорта и необходимое финансирование в 1962 году, а строительство началось в следующем году, подрядчиком выступила компания Selmer. [ 8 ] К тому времени было решено, что размеры взлетно-посадочной полосы будут 2160 на 40 метров (7090 на 130 футов), включая выходы за пределы полосы на каждом конце. Это позволило SAS отправить свои новые Sud Aviation Caravelles в Тромсё. [ 8 ] Аэропорт был официально открыт 14 сентября 1964 года. [ 8 ]
Операционная история
[ редактировать ]

Компания «Скандинавские авиалинии» получила концессию на управление маршрутом Осло — Тромсё. Он был организован таким образом, что SAS выполняла прямые рейсы в Трумс, а затем продолжала путь в один или несколько из трех аэропортов Финнмарка. [ 9 ] SAS также выполняла рейсы на юг в Будё и аэропорт Тронхейма Вернес . Widerøe перевела свои гидросамолеты из Тромсё в Лангнес, разместив их в небольшом водном аэропорту на фьорде, рядом со зданием терминала. Полеты Видероэ в Финнмарк были прекращены, но рейсы в Бардуфосс сохранились. Widerøe сохраняла эту услугу до 1971 года, когда закрыла свою базу гидросамолетов в Тромсё. [ 10 ]
В 1965 году аэропорт обслужил 20 177 пассажиров. [ 6 ] Braathens SAFE начала полеты в Тромсё 1 апреля 1967 года. Им было разрешено выполнять рейсы из Ставангера, Бергена и Олесунна в Будё и Тромсё на самолетах Fokker F27 Friendship . Раз в неделю эти самолеты отправлялись в аэропорт Лонгйир в Адвентдалене в качестве корпоративного чартера компании Store Norske Spitsbergen Kulkompani . Так продолжалось до 1975 года. В том же году открылся аэропорт Шпицберген Лонгйир , и концессия была предоставлена SAS, а Тромсё стал промежуточной остановкой на пути в Осло. [ 10 ] Прибрежный маршрут Браатенса позже перешел к компании Busy Bee . [ 11 ]
Сеть региональных аэропортов открылась в Финнмарке 1 августа 1974 года. Они обслуживались самолетами de Havilland Canada Twin Otter, эксплуатируемыми компанией Widerøe, с западной оконечностью обслуживания в Тромсё. [ 12 ] Анденес , также обслуживающий аэропорт Андёйя, в начале 1970-х годов был передан Видероэ. [ 13 ] К 1975 году аэропорт обслужил 214 135 пассажиров. [ 6 ] Увеличение трафика вызвало затор в здании терминала, что привело к строительству нового терминала. Открытый в 1977 году, он получил прозвище «банан» из-за своей формы полумесяца. Терминал был отремонтирован и расширен в 1985 году. [ 14 ]
Норвинг проложил первый международный маршрут Тромсё в аэропорт Кируна в Швеции на самолете Cessna 441 Conquest . [ 15 ] До 1982 года он использовался под кодом рейса SAS. [ 16 ] В мае 1983 года авиакомпания открыла второй международный маршрут в аэропорт Рованиеми в Финляндии. [ 17 ] В следующем году аэропорт Лулео . к маршруту был добавлен [ 18 ] Эти маршруты просуществовали до 1986 года. [ 19 ] Начиная со 2 сентября 1991 года у Норвинга был реквием по маршруту в Лулео и аэропорт Оулу . [ 20 ] хотя это продолжалось только до апреля 1992 года. [ 21 ]
Разведка нефти в Баренцевом море началась в 1980 году, и Тромсё был выбран в качестве вертолетной базы для этой деятельности. Компания Helikopter Service построила ангар и базу в Ланге. Они работали до 1984 года, когда компания Lufttransport взяла на себя управление и перенесла их в Андёйю. [ 14 ]
SAS Commuter была основана в 1988 году. Затем SAS реорганизовала свои маршруты, так что рейсы из Осло заканчивались в Тромсё, а не продолжали двигаться дальше в Финнмарк. Между тем, большее количество региональных рейсов в Финнмарке было ориентировано на аэропорт Альта , а услуги из Тромсё в основные аэропорты Финнмарка были переданы SAS Commuter на самолете Fokker 50 . [ 22 ] Покровительство аэропорта неуклонно росло до 1985 года, когда его обслужили 794 480 пассажиров. Затем количество пассажиров оставалось стабильным до 1992 года. Затем оно быстро росло в течение четырех лет, достигнув 1 413 610 в 1996 году. С тех пор количество пассажиров оставалось стабильным. [ 23 ]
Busy Bee обанкротилась в 1992 году, и компания Norwegian Air Shuttle взяла на себя региональные маршруты Braathens SAFE. [ 11 ] Braathens SAFE и Аэрофлот ввели рейсы в аэропорт Мурманска в России с 1993 года. [ 10 ] и в том же году SAS начала полеты в Лондон . [ 10 ] Рынок внутренней авиации был дерегулирован 1 апреля 1994 года. Это привело к тому, что Браатенс открыл два прямых рейса в день в Осло, впервые конкурируя с SAS на том же маршруте из Тромсё. Тем временем SAS Commuter начала выполнять рейсы в Будё и Тронхейм . [ 24 ]
Banana становился слишком маленьким, и CAA инициировало масштабную программу модернизации аэропорта. В 1995 году взлетно-посадочная полоса была удлинена на 240 метров (790 футов), а в следующем году открылась новая диспетчерская вышка. [ 14 ] Новое здание терминала открылось 31 октября 1997 года. Оно включало три трапа и должно было использоваться для обслуживания реактивных самолетов. Старый терминал использовался для региональных и международных перевозок. В 1999 году было открыто оперативное здание, после которого завершилась реконструкция. [ 11 ]
SAS купила Braathens в 2002 году и стала SAS Braathens в 2004 году. Norwegian реорганизовалась в лоукостера . С новым запуском 1 сентября 2002 года он открыл рейс из Тромсё в Осло на Боинге 737-300 . [ 11 ] В декабре 2007 года он запустил еженедельное сообщение с лондонским аэропортом Станстед . [ 25 ] Nextjet запустил треугольный маршрут между Тромсё, Лулео и Оулу 12 января 2015 года. [ 26 ]
Удобства
[ редактировать ]Аэропорт Тромсё расположен в Лангнесе в западной части острова Тромсё в Тромсё, Норвегия. В аэропорту есть два терминала общей площадью 13 500 квадратных метров (145 000 квадратных футов). Терминал А, открытый в 1997 году, оснащен стойкой регистрации и имеет три трапа. В старом терминале B, построенном в 1977 году, есть международный зал. Jetliner летает из Терминала А, а региональные авиакомпании - из обоих терминалов. В совокупности имеются трибуны для девяти самолетов. [ 11 ] В зале вылета внутренних рейсов есть три магазина: киоск, книжный магазин и косметический магазин. В международном секторе есть магазин беспошлинной торговли , а также киоск на наземной стороне в зале прилета. [ 27 ] В зале внутренних вылетов работают четыре заведения питания, в том числе пиццерия и спорт-бар. В зале международных вылетов есть небольшое кафе. [ 28 ] Существует также операционное здание площадью 6400 квадратных метров (69 000 квадратных футов). [ 11 ]
Асфальтированная взлетно-посадочная полоса имеет физические размеры 2447 на 45 метров (8028 на 148 футов) и ориентирована по координатам 19 января почти с севера на юг. Доступный разбег (TORA) составляет 2447 метров (8028 футов) на взлетно-посадочной полосе 01 и 2391 метр (7844 фута) на взлетно-посадочной полосе 19, а также доступная посадочная дистанция (LDA) 2391 метр (7844 фута) на взлетно-посадочной полосе 01 и 2003 метра. (6572 фута) на 19. Все они имеют систему посадки по приборам категории I. с указателями пути точного захода на посадку . Из-за высокогорного рельефа перед аэропортом ILS на обоих направлениях взлетно-посадочной полосы настроены на глиссаду 4,0 градуса, в отличие от стандартных 3,0 градуса. [ 29 ] Аэропорт оснащен пожарно-спасательной службой 7 категории. Базовая высота аэропорта составляет 10 метров (32 фута) над средним уровнем моря . [ 1 ]
Авиакомпании и направления
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2023 г. ) |
Основными регулярными авиакомпаниями, выполняющими рейсы в Тромсё, являются SAS, Norwegian и Widerøe. SAS выполняет рейсы на самолетах Boeing 737 NG в Осло и другие аэропорты Норвегии, включая Шпицберген . Компания Norwegian выполняет восемь ежедневных рейсов из Тромсё, как в Осло, так и в другие города страны, а также предлагает сезонные прямые рейсы в Лондон-Гатвик . [ 11 ] Видероэ выполняет рейсы в различные региональные аэропорты северной Норвегии, используя парк самолетов Bombardier Dash 8 . По состоянию на 2012 год из Ланга ежедневно отправлялось 23 рейса. [ 10 ] West Air Швеция осуществляет грузовые перевозки для Почты Норвегии . Lufttransport Основная база находится в Ланге. Существуют также чартерные рейсы по направлениям Средиземноморья, а также в Мурманск и Архангельск в России. Чартерные рейсы часто летают из центральных частей Европы в Тромсё с туристами. [ 30 ]
Пассажир
[ редактировать ]Следующие авиакомпании выполняют регулярные регулярные и чартерные рейсы в аэропорт Тромсё:
Груз
[ редактировать ]Авиакомпании | Направления |
---|---|
СпринтЭйр [ нужна ссылка ] | Будё , Осло , Лонгйирбюен |
Статистика
[ редактировать ]![]() | Графики недоступны по техническим причинам. Дополнительную информацию можно найти на Phabricator и на MediaWiki.org . |
Наземный транспорт
[ редактировать ]Аэропорт расположен недалеко от Каунти-роуд 862 , в десяти минутах езды и в 5 километрах (3 милях) от центра города. Коминор управляет автобусным сообщением из аэропорта, которое курсирует до центра города и реже на север, до университета и университетской больницы . Городские автобусы 40 и 42 останавливаются в аэропорту. В Ланге доступны такси и прокат автомобилей. В аэропорту имеется 900 платных парковочных мест. [ 71 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «ENTC – Тромсё/Лангнес» (PDF) . Публикация аэронавигационной информации Норвегия . Авинор . Проверено 25 января 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Ежемесячный отчет» (XLS) . Авинор . 2015 . Проверено 13 января 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Итреберг: 687
- ^ Тьелмеланд: 143
- ^ Jump up to: а б с д и Тьелмеланд: 145
- ^ Jump up to: а б с Тьелмеланд: 146
- ^ Jump up to: а б Итреберг: 688
- ^ Jump up to: а б с Ольсен-Хаген: 15
- ^ Итреберг: 729
- ^ Jump up to: а б с д и Ольсен-Хаген: 16
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ольсен-Хаген: 18
- ^ Джиннильд, Олав (2009). «История аэропортов и воздушного движения» . Памятники культуры в норвежских аэропортах - Национальный план защиты Авинора (на норвежском языке). Авинор . Архивировано из оригинала 21 марта 2012 года . Проверено 25 января 2012 г.
- ^ Сванберг: 662
- ^ Jump up to: а б с Ольсен-Хаген: 17
- ^ Меллинг: 147
- ^ Меллинг: 190
- ^ Меллинг: 192
- ^ Меллинг: 208
- ^ Меллинг: 268
- ^ Меллинг: 319
- ^ Меллинг: 325
- ^ Ганфельдт, Катон (13 сентября 1988 г.). «SAS получает новую авиабазу на севере». Афтенпостен (на норвежском языке). п. 21.
- ^ Ольсен-Хаген: 27
- ^ Тьомсланд и Вильсберг: 340–341.
- ^ «Большой интерес к новому лондонскому маршруту». Журнал Тромсё (на норвежском языке). 22 ноября 2007 г.
- ^ «Муха объединяет Северный Калотт». Альтапостен (на норвежском языке). 25 ноября 2014 г. с. 12.
- ^ «Шопинг» . Авинор . Проверено 25 января 2015 г.
- ^ «Еда и питье» . Авинор . Проверено 25 января 2015 г.
- ^ «Jeppesen SIMCharts Тромсё (ENTC)» (PDF) . Джеппесен (через третье лицо) . Проверено 21 сентября 2022 г.
- ^ Ольсен-Хаген: 25
- ^ Jump up to: а б «Только полет» . туи.нет . Проверено 2 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Полёты» . Винг.но. Проверено 2 декабря 2023 г.
- ^ «AIR FRANCE РАСШИРЯЕТ СЕТЬ В СКАНДИНАВИИ С ДЕКАБРЯ 2022 ГОДА» . Аэротрассы. 21 июля 2022 г. Проверено 21 июля 2022 г.
- ^ «Австрийская корректировка ближнемагистральной сети NW22 – 05июля 2022 г.» .
- ^ «British Airways запустит первый рейс в Тромсё в декабре» .
- ^ «Пять новых направлений Easyjet из Швейцарии» . Новости путешествий . 11 июня 2024 г.
- ^ «EasyJet обосновалась в Норвегии» . Группа компаний «Авинор» . 11 июня 2024 г.
- ^ «Готовность к более чем 30 новым маршрутам норвежских рейсов – вот обзор» . флайсмарт24 . 28 августа 2024 г.
- ^ «EasyJet обосновалась в Норвегии» . Группа компаний «Авинор» . 11 июня 2024 г.
- ^ «EasyJet обосновалась в Норвегии» . Группа компаний «Авинор» . 11 июня 2024 г.
- ^ «EasyJet обосновалась в Норвегии» . Группа компаний «Авинор» . 11 июня 2024 г.
- ^ «EasyJet обосновалась в Норвегии» . Группа компаний «Авинор» . 11 июня 2024 г.
- ^ «EasyJet обосновалась в Норвегии» . Группа компаний «Авинор» . 11 июня 2024 г.
- ^ «ДОПОЛНЕНИЕ МАРШРУТОВ EUROWINGS NW23 ФИНЛЯНДИЯ/НОРВЕГИЯ» . 15 мая 2023 г.
- ^ «ДОПОЛНЕНИЕ МАРШРУТОВ EUROWINGS NW23 ФИНЛЯНДИЯ/НОРВЕГИЯ» . 15 мая 2023 г.
- ^ «ДОПОЛНЕНИЯ К СЕТИ EUROWINGS NW24 ЕВРОПА – 27 МАЯ 24 ГОДА» . 28 мая 2024 г.
- ^ «Finnair открывает новые маршруты в Берген и Тромсё в Норвегии в сотрудничестве с Wideroe» . Финнэйр . Проверено 4 октября 2017 г.
- ^ «Finnair открывает прямые рейсы между Рованиеми и Тромсё» . 25 августа 2023 г.
- ^ «IBERIA ДОБАВЛЯЕТ СЕЗОННЫЕ УСЛУГИ ТРОМСО НА NW24» . 9 апреля 2024 г.
- ^ «Дополнения к сети Lufthansa для ближне-/среднемагистральных перевозок W18» . маршрутыонлайн . Проверено 23 июля 2018 г.
- ^ «Карта маршрута» . норвежский.com .
- ^ Jump up to: а б с «Вот новые летние маршруты Норвегии на 2024 год» . 13 сентября 2023 г.
- ^ «Прямо из Тромсё в Брюссель и Стокгольм» . 5 мая 2024 г.
- ^ «Норвежец добавляет сервис Копенгаген – Тромсё с конца октября 2023 года» .
- ^ «Норвежец в Тромсё из Манчестера и Женевы – Dfly» .
- ^ «Прямо из Тромсё в Брюссель и Стокгольм» . 5 мая 2024 г.
- ^ «Норвежец в Тромсё из Манчестера и Женевы – Dfly» .
- ^ «Прямо из Тромсё в Брюссель и Стокгольм» . 5 мая 2024 г.
- ^ «SAS растет на севере – и на юге ставки становятся жестче» . 17 мая 2024 г.
- ^ "Полет" . Аполлон.нет . Проверено 2 декабря 2023 г.
- ^ «Smartwings, сентябрь/октябрь 2024 г., Тромсё – Гран-Канария/Лас-Пальмас. Чартер» .
- ^ «Следующей зимой «Трансавиа» вылетит из Схипхола в северный норвежский Тромсё » . Новости авиации (на голландском языке). 25 апреля 2023 г. . Проверено 25 апреля 2023 г.
- ^ «TRANSAVIA FRANCE ДОБАВЛЯЕТ УСЛУГИ ПАРИЖ – ТРОМСО С ДЕКАБРЯ 2024 ГОДА» .
- ^ «Vueling добавляет сервис Барселона – Тромсё в 4К24» . АэроРоутс. 4 июля 2024 г. Проверено 5 июля 2024 г.
- ^ «Видерёэ получает контракты на оставшиеся маршруты FOT» . 20 ноября 2023 г.
- ^ «LUFTHANSA/WIDEROE ЗАПУСКАЕТ СОВМЕСТНУЮ УСЛУГУ С СЕНТЯБРЯ 2024 ГОДА» . Аэрорутс . 20 августа 2024 г.
- ^ «LUFTHANSA/WIDEROE ЗАПУСКАЕТ СОВМЕСТНУЮ УСЛУГУ С СЕНТЯБРЯ 2024 ГОДА» . Аэрорутс . 20 августа 2024 г.
- ^ «LUFTHANSA/WIDEROE ЗАПУСКАЕТ СОВМЕСТНУЮ УСЛУГУ С СЕНТЯБРЯ 2024 ГОДА» . Аэрорутс . 20 августа 2024 г.
- ^ «Возобновление работы сети Widerøe NS24 Тромсё» .
- ^ «SAS растет на севере – и на юге ставки становятся жестче» . 17 мая 2024 г.
- ^ «АВТОБУС, АВТОМОБИЛЬ И ТАКСИ» . Авинор . Проверено 19 июня 2018 г.
Библиография
[ редактировать ]- Меллинг, Кьерсти (2009). Северный ветер со всех сторон (по-норвежски). Осло: Pilotforlaget.
- Олсен-Хаген, Бернт; Гулстад, Энн Бликс; Джиннильд, Олав (2012). Аэропорт Тромсё, Лангнес - Архивная документация (PDF) (на норвежском языке). Норвежский музей авиации . Архивировано (PDF) из оригинала 19 января 2015 года . Проверено 15 января 2015 г.
- Сванберг, Эрлинг (1990). По пути и устали в Нордланде: транспорт в Нордланде через 3000 лет (на норвежском языке). Муниципалитет округа Нурдланд. ISBN 82-7416-021-5 .
- Тьелмеланд, Халвард (1996). Тромсё через 10 000 лет: от горожан и бона до тромсёверинга 1945–1996 (на норвежском языке). Том. 4. Тромсё: Муниципалитет Тромсё. ISBN 82-993206-5-8 .
- Тьомсланд, Аудун; Вильсберг, Кьелл (1995). Braathens SAFE 50 лет: вопреки всему . Осло. ISBN 82-990400-1-9 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Итреберг, Н.А. (1971). История города Тромсё (на норвежском языке). Том. 3. Тромсё: Рейдар Хов.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с аэропортом Тромсё, на Викискладе?