Аэропорт Тронхейма, Йонсватнет
Аэропорт Тронхейма, Йонсватнет Морской аэропорт Тронхейма, Йонсватнет | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Краткое содержание | |||||||||||
Тип аэропорта | Общественный | ||||||||||
Служит | Тронхейм | ||||||||||
Расположение | Валсет, Йонсватнет , Тронхейм, Норвегия | ||||||||||
Координаты | 63 ° 23'27 "N 010 ° 33'11" E / 63,39083 ° N 10,55306 ° E | ||||||||||
Карта | |||||||||||
Взлетно-посадочные полосы | |||||||||||
|
Аэропорт Тронхейма Йонсватнет ( норвежский : Trondheim sjøflyplass, Jonsvatnet ) — водный аэродром, расположенный в Валсете на озере Йонсватнет в Тронхейме , Норвегия. Аэропорт был построен как первый постоянный аэропорт, обслуживающий Тронхейм, и первоначально использовался для маршрутов норвежских авиалиний (DNL), открытие которых началось в 1935 году. В преддверии сезона 1936 года аэропорт был оборудован постоянными сооружениями, включая пристани и небольшое здание терминала. . В 1937 году аэропорт использовался Видероэ , а в следующем году DNL вернулась.
Во время Второй мировой войны аэропорт перешел в руки Люфтваффе , которые использовали лед на озере в качестве аэродрома. Два самолета, затонувшие при таянии льда, были подняты в 2004 году. Йонсватнет был расширен и стал резервным аэропортом для аэропорта Тронхейма, Хоммельвик , и аэропорта Тронхейма, Ильсвика . После окончания войны аэропорт практически не обслуживался, но до 1957 года он по-разному использовался DNL, а затем и Vestlandske Luftfartsselskap в качестве резервного аэропорта. Авиационный клуб Trondheim Flyklubb вновь открыл аэропорт в 1967 году и оставался там до 2013 года, когда аэропорт был закрыт. поскольку существование аэропорта было несовместимо с тем, что Йонсватнет служил основным источником питьевой воды для Тронхейма.
История
[ редактировать ]Строительство и первые годы
[ редактировать ]Почта Норвегии выступила с инициативой запустить авиалинию из Бергена через Тронхейм в Тромсё , что позволило бы письму путешествовать между Бергеном и Тромсё за два дня, а не за восемь. [ 1 ] Норвежские авиалинии (DNL) получили концессионную монополию на все регулярные авиаперевозки в Норвегии с 1935 года, а почтовая служба заключила с DNL контракт на выполнение маршрута в Северную Норвегию. [ 2 ] Рассматривалось несколько мест, например, Скансен , который располагался в центре города на Тронхеймс-фьорде . Однако DNL посчитала, что фьорд недостаточно защищен от непогоды, имеет слишком большие волны и слишком интенсивное движение судов. Поэтому авиакомпания выбрала площадку в Валсене на берегу Йонсватнета. [ 2 ] Решение было принято всего за несколько дней до первого полета. [ 1 ]
Первоначальный рейс начался 7 июля 1935 года и выполнялся на восьмиместном Junkers W 34 , Ternen . [ 3 ] Первый полет состоялся в то время, когда над Тронхеймом стоял туман, и пилот решил приземлиться в Скансене вместо Йонсватнета, поскольку, по его словам, он не мог найти озеро в тумане. [ 4 ] Поскольку свободных лодок не было и, как выяснилось через некоторое время, озеро не было покрыто туманом, самолет полетел дальше в Йонсватнет. [ 1 ] DNL наняла для этого маршрута двух пилотов; они поменялись местами в Тронхейме. [ 3 ] Служба выполняла три еженедельных рейса туда и обратно с остановками в Бергене, Олесунне , Молде , Кристиансунде , Брённойсунде , Санднессьёне , Будё , Свольвере , Нарвике , Харстаде и Тромсё. В этом сезоне было выполнено по двенадцать рейсов в каждом направлении. [ 5 ] заканчивается 3 августа. [ 1 ]
Пробная эксплуатация прошла успешно, и DNL и почтовая служба решили начать постоянное обслуживание со следующего сезона. [ 2 ] Городскому инженеру было поручено спланировать аэропорт. Он отметил, что существуют планы построить аэропорт в Хеймдале , но до создания такого аэропорта потребуется не менее пяти лет. Администрация порта рассматривала возможность использования Ильсвики во фьорде, но этот участок был подвержен воздействию волн и потребовалось расширение дамбы . Рассматривались три места в Йонсватнете: Валсетбукта, Кульсетбука и Джерван. Первый оказался наиболее подходящим и к тому же самым близким к городу. В отличие от пробных полетов, городские власти пришли к выводу, что аэропорту потребуется инфраструктура для поддержки операций. В их число входили плавучий причал, стапель, позволяющий избежать повреждения самолетов в случае падения на землю, и здание аэровокзала. [ 6 ]
Планы были одобрены муниципальным советом в феврале 1936 года, что позволило стоимостью 18 000 норвежских крон начать строительство проекта . Две трети инвестиций пошли на строительство плавучих причалов. Терминал стоил 4600 норвежских крон, 600 норвежских крон были использованы для пристройки и сарая для инструментов. 700 норвежских крон было инвестировано в обеспечение объекта водопроводом и канализацией, а последние 100 норвежских крон были потрачены на модернизацию дороги. В отличие от большинства других водных аэродромов вдоль побережья, у которых не было пристани, к которой могли бы пристыковаться самолеты. Аэропорт и маршрут DNL с трехмоторным самолетом Junkers Ju 52 Havørn были открыты 7 июня 1936 года. [ 7 ] В первом сезоне было три еженедельных рейса туда и обратно. [ 8 ] «Хаворн» столкнулся с горой Лихестен 16 июня погибли все находившиеся на борту суда , в результате чего . [ 9 ] Таким образом, Ternen находился в эксплуатации на маршруте до тех пор, пока новый Ju 52, Falken 28 июня в строй не поступил . Служба выполнялась только летом. [ 10 ]
В аэропорту были менеджер, помощник, радиотелеграфист и бригада наземного обслуживания. Эксплуатацию аэропорта осуществляла авиакомпания, получившая субсидию в размере 1400 норвежских крон от муниципалитета Тронхейма. В эту сумму включена арендная плата в размере 300 норвежских крон. DNL выбрала Det Nordenfjeldske Dampskipselskap (NFDS) в качестве своего агента по обработке грузов в городе, судоходную компанию, которая также была миноритарным владельцем DNL. NFDS предложила услугу автобуса до аэропорта от своего офиса в городе за 35 минут до отправления и за 30 минут от отеля Britannia . Пассажирам был предложен завтрак в отеле. [ 11 ] NFDS передала субподряд на поставку автобуса из аэропорта компании Styrkaar Melbye, которая владела концессией на выполнение регулярных рейсов в Jonsvatnet. [ 12 ] Ферма Валсета предоставила комнаты для персонала авиакомпаний, дислоцированных в аэропорту, и обеспечила питание пассажиров. [ 13 ]
В сезоне 1937 года обслуживание перешло к Видероэ, который летел по маршруту из Тронхейма через Брённёйсунд и Санднессён в Будё на самолёте Bellanca 31-40 . Маршрут начался 3 июля и выполнял пять рейсов туда и обратно в неделю до завершения сезона 30 сентября. График 1936 года был вновь введен в действие в 1938 году: DNL обеспечивала три еженедельных рейса между Бергеном и Тромсё. Кроме того, Видероэ каждый день выполнял рейсы только в обратном направлении. [ 10 ] В 1938 году муниципальные гранты увеличились до 6782 норвежских крон, а в следующем году увеличились до 7600 норвежских крон. Частично это произошло потому, что правительство потребовало увеличения муниципального вклада в строительство маршрутов, которые в основном финансировались за счет государственных субсидий. [ 14 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Поскольку немецкое вторжение началось 9 апреля 1940 года, Люфтваффе первоначально намеревалось использовать авиабазу Вернес в качестве своего основного опорного пункта для эксплуатации самолетов 10-го авиационного корпуса в Трёнделаге . Вопреки заявлениям разведки, Вернес находился в полуразрушенном состоянии и не имел таких удобств, как взлетно-посадочная полоса с твердым покрытием. Поэтому Люфтваффе осмотрелось в поисках других подходящих мест, которые позволили бы им продолжить бой в Норвежской кампании . Все припасы должны были быть доставлены самолетом в Трёнделаг до 13 апреля, и поэтому для Вермахта было крайне важно создать авиабазу в этом регионе. [ 15 ]
Поэтому на следующий день Вермахт решил использовать замерзшее озеро Йонсватнет в качестве временной аэродрома, расположенной между Валсетом и Мальманнойей. [ 15 ] Лед на озере все еще был толстым, около одного метра (трех футов), что давало люфтваффе достаточную поддержку для посадки тяжелых бомбардировщиков в Йонсватнете. [ 16 ] 11 апреля Junkers Ju 52 приземлились 18 самолетов . Была установлена оборонительная установка, а позже Junkers Ju 88 A-1 и Heinkel He 111 приземлились самолеты H из Kampfgeschwader 26 и Kampfgeschwader 30 . Они также работали с аэродрома Сола . В число других задач Jonsvatnet входило дозаправка самолетов, которые использовались для бомбардировок целей дальше на север. [ 17 ] Британские и французские войска высадились в районе Намсуса 14 апреля, что привело к увеличению активности немецкой авиации. [ 18 ] 15 апреля некоторые Ju 88 участвовали в бомбардировке радиомачты в ходе кампании Намсус . На следующий день провела Королевских ВВС 77-я эскадрилья разведку Йонсватнета на своих самолетах Armstrong Whitworth Whitley . В тот день аэропорт также использовался для дозаправки He 111, возвращавшихся из битвы при Нарвике . Jonsvatnet дополнительно усилен пятью Junkers Ju 87 из Stukageschwader 1 . [ 17 ]
17 апреля Ju 87 был отправлен для проведения бомбардировок во время битвы за крепость Хегра . Поврежденный Ju 88 разбился при приземлении и был разобран на годные к использованию запчасти. 18 апреля Ju 88 были использованы против войск союзников возле Намсуса, а самолеты «Хейнкель» разбомбили двадцать кораблей союзников в Намсфьорде . [ 18 ] В Йонсватнете было максимум 36 самолетов. 20 апреля были осуществлены две волны атак из Йонсватнета на позиции союзников в Намсусе и Стейнхьере . Первая волна состояла из восемнадцати самолетов, вторая из двадцати шести. [ 19 ] Среди достижений — бомбардировка руин Намсуса. Атаки также были нацелены на корабли союзников, и бомбардировщикам удалось потопить Ратлендшир Королевского флота . По прибытии He 111 проскользнул сквозь лед. [ 20 ] Самолет оказался пригодным для спасения, и вместо этого перед затоплением с него сняли ключевые компоненты. Три Уитли из 102-й эскадрильи Королевских ВВС попытались бомбить Йонсватнет, но не смогли поразить соответствующие цели. [ 21 ]
21 апреля нападения на Намсус и Ондалснес продолжились . Два британских корабля, «Пенн» и «Геркулес II» , были подбиты. У самолета Ju 87A нос провалился под лед. Прежде чем планер затонул, из него разобрали все ценные запчасти. На следующий день Мессершмитт Bf 109 разбился при приземлении и перевернулся. Уитли из 625-й эскадрильи Королевских ВВС провел разведку аэродрома и пришел к выводу, что там все еще находится шестнадцать самолетов. Однако лед начал таять, и Люфтваффе решили начать эвакуацию аэродрома, перебросив самолет в Вернес. Британская разведывательная миссия 25 апреля пришла к выводу, что осталось только два самолета и что аэропорт в целом заброшен. 28 апреля было завершено строительство деревянной взлетно-посадочной полосы длиной 800 метров (2600 футов) в Вернесе. [ 21 ]
Вскоре лед начал таять и трескаться, что сделало аэродром непригодным для полетов самолетов. Самолеты Heinkel He 111 и Junkers Ju 88 не смогли взлететь и после того, как их топливные баки были опорожнены, были брошены Люфтваффе и вскоре после этого затонули. [ 22 ] на глубину 74 метра (243 фута). [ 23 ]
Немецкие войска решили не использовать Йонсватнет в качестве основного гражданского водного аэродрома. Вместо этого оно построило такой объект в аэропорту Тронхейма в Хоммельвике и перевело туда гражданские рейсы. [ 13 ] Строительство водного аэродрома на Йонсватнете началось в мае. Район Вальсет был захвачен Люфтваффе и использовался как зона отдыха для немецких солдат. [ 13 ] Постепенно аэропорт расширялся за счет крупного комплекса плавучих причалов с тремя причалами. Также были построены вспомогательные установки. [ 12 ] Работы были завершены в 1942 году. Однако Йонсватнет оставался резервным аэропортом, а основными водными аэродромами оставались Ильсвика и Хоммельвик. [ 13 ] С 1943 года проводилась модернизация систем обороны и связи, включая строительство четырех антенных мачт. [ 24 ]
Резервный аэропорт
[ редактировать ]После окончания войны в 1946 году DNL возобновила полеты из Тронхейма, на этот раз используя Ильсвику в качестве основного аэропорта. Йонсватнет был переведен в резервный аэропорт. Когда в 1947 году DNL представила более крупные Short Sandringham летающие лодки , использовался Hommelvik. Йонсватнет не обслуживался, и к 1949 году он настолько обветшал, что его больше нельзя было использовать в качестве резерва. Поэтому причалы были снесены. В 1951 году DNL объединилась и образовала систему Scandian Airlines System перенесла все свои услуги в наземный аэропорт Тронхейма Вернес . , а в следующем году [ 25 ]
14 мая 1951 года Vestlandske Luftfartsselskap открыла рейсы на гидросамолетах из Бергена через Олесунн, Молде и Кристиансунд в Тронхейм. Они также использовали Хоммельвик в качестве основного аэропорта, но решили восстановить Йонсватнет в качестве своего резерва. Поэтому они построили в Валсете новую, значительно меньшую по размеру пристань. Служба выполнялась на восьмиместных летающих лодках Short Sealand . Vestlandske прекратила свою деятельность в 1957 году, и компания объявила о банкротстве. С тех пор Jonsvatnet не использовался для коммерческой авиации. [ 26 ]
Тронхеймский аэроклуб
[ редактировать ]Авиационный клуб подписал договор аренды собственности на берегу озера в Валсете в 1967 году, намереваясь перенести свою деятельность из Вернеса в Йонсватнет. Клубу был передан в дар сарай, и они основали базу для своих гидросамолетов и самой северной школы пилотов гидросамолетов в стране. Клуб купил свой первый гидросамолет в 1967 году и пять лет спустя заменил его на Cessna 180 . [ 27 ] Клуб получил разрешение на строительство ангара в Валсете в 1970 году, но у него не было финансовых возможностей для его строительства. [ 28 ] В 1974 году в Йонсватнете дислоцировался частный Piper PA-18 Super Cub, который, помимо прочего, использовался для обучения пилотов. [ 27 ] В 1970-х годах авиакомпания Trønderfly использовала Jonsvatnet для полетов на гидросамолетах Cessna 206 . Авиакомпании было разрешено бесплатное пользование аэродромом в обмен на бесплатное пользование клубом ангаром в Вернесе зимой. В 1977 году был принят закон, ограничивающий моторизованный транспорт в дикой местности, который серьезно ограничил использование гидросамолетов и привел к тому, что Trønderfly несколько лет спустя прекратила эксплуатацию гидросамолетов. [ 28 ]
Доставка авиационного топлива на аэродром была одним из самых сложных моментов в работе аэропорта. Поначалу клуб перевозил топливо в бочках, однако вскоре пожарные ввели ограничения на эту деятельность. Затем клуб начал заправляться в Вернесе, где Shell ехала на своем бензовозе емкостью 10 000 литров (2200 имп галлонов; 2600 галлонов США) по узкой грунтовой дороге, чтобы заправить 80 литров (18 имп галлонов; 21 галлон США) в самолет во время прилива во время устье Стьёрдалсельвы . [ 28 ] Shell объявила, что прекратит эту услугу с 1982 года, и клуб получил разрешение закопать резервуар емкостью 6000 литров (1300 имп галлонов; 1600 галлонов США) в Валсете. В 1980-х и 1990-х годах в аэропорту обычно летали от 130 до 200 часов в год. [ 29 ]
Расследование обломков самолетов было проведено Музеем Вооруженных Сил в 1986 году, которому в сотрудничестве с Музеем естественной истории и археологии NTNU удалось найти как «Хейнкель», так и «Юнкерс». Их зафиксировали с помощью подводного аппарата с дистанционным управлением . Этот вопрос оставался нерешенным до 1994 года, когда «Форсварец Форум» задался вопросом, представляют ли затонувшие корабли угрозу озеру как источнику питьевой воды. Власти пришли к выводу, что затонувшие корабли не представляют угрозы для качества воды. Норвежский музей авиации получил разрешение Министерства обороны на подъем обломков в 1995 году, поскольку они так и не определили, что делать с самолетом. [ 30 ]
Jonsvatnet является основным забора источником питьевой воды в Тронхейме. Таким образом, с 1960-х годов на озере действуют обширные ограничения, включая запрет на использование любых моторных лодок и купание в озере. Однако в ограничениях были противоречия: купаться разрешалось домашним коровам, но не людям, запрещалась вся деятельность на моторных лодках, хотя озеро выполняло роль водного аэродрома. [ 31 ] В 1999 году город обратился к клубу с просьбой начать поиск другого места для водного аэродрома. [ 32 ] Поэтому в марте 2003 года муниципальный совет отозвал концессию на аэропорт, которая вступила в силу в конце года. [ 33 ] Однако к августу решение было отменено Управлением гражданской авиации (CAA). [ 32 ] [ 34 ] В 2005 году они дали десятилетнюю концессию, но муниципалитет обжаловал ее в Министерстве транспорта и коммуникаций . В ходе общественных слушаний Министерство окружающей среды поддержало позицию муниципалитета, заявив, что озеро, как рекреационная и природная зона, должно быть защищено от использования гидросамолетами. [ 35 ]
Разрешение на более детальный поиск самолетов в озере военные получили в 2003 году. Был обыскан участок площадью 54 гектара (130 акров), на котором были идентифицированы He 111 и Ju 88, оба найденные в 1986 году. Были найдены останки Ju 88 и Ju 52, хотя последний был раздавлен при прокладке дополнительных труб ранее. Еще один предположительно затонувший Ju 87 и Bf 109 так и не были найдены, хотя далеко не все озеро было обшарено. [ 36 ]
Планы по подъему затонувших кораблей возобновились в 2004 году, после того как Немецкий технологический музей в Берлине предложил оплатить стоимость работ. У них не было He 111 в их коллекции, и они были готовы обменять годный к полетам истребитель Lockheed F-104 Starfighter коллекции самолетов Вооруженных сил Норвегии в обмен на два крушения. Норвежские авиационные музеи имели как He 111, так и Ju 88, и поэтому не были заинтересованы в оплате затрат на их возвращение. [ 23 ] Операция получила поддержку со стороны муниципалитета и Управления по безопасности пищевых продуктов , хотя против нее выступили организация «Природа и молодежь» и Музей естественной истории и археологии, которые заявили, что этот процесс может загрязнить больше, чем просто лежащий там самолет. [ 22 ] В музее также задали вопрос, является ли отправка затонувших кораблей в Германию хорошим подходом к управлению наследием. [ 30 ]
Военные пригласили Артура фон Казимира , последнего пилота «Хейнкеля», стать свидетелем операции, которая началась 24 августа 2004 года. [ 36 ] Подъем осуществлялся с помощью крана и восьми военных понтонов, и 3 сентября «Хейнкель» всплыл на поверхность. [ 37 ] Затем представители музея спешили его на пляже. Ju 88 всплыл на поверхность 6 сентября. [ 38 ] Операция завершилась 15 сентября подъемом хвостовой части Ju 87 и трех двигателей Junkers Jumo 211 . Все самолеты хорошо сохранились благодаря постоянной температуре воды и низкому содержанию кислорода. [ 39 ]
В 2007 году Министерство транспорта и коммуникаций определило, что аэропорт придется закрыть в конце сезона 2013 года. Клуб обратился к омбудсмену по вопросам государственного управления , который постановил, что министерству придется рассмотреть этот вопрос еще раз. В 2010 году Управление по безопасности пищевых продуктов заявило, что аэропорт представляет собой угрозу качеству воды и что качество воды является главной проблемой для общественности, поддержав закрытие аэропорта с 2013 года. [ 40 ] Концессия закончилась в 2013 году, а в августе 2013 года город окончательно отклонил ее продление. [ 41 ] На этот раз CAA поддержало предложение о закрытии, сославшись на интересы широкой общественности. Клуб не нашел нового места для своих гидросамолетов. [ 42 ]
Удобства
[ редактировать ]Водный аэродром расположен в Валсете на берегу Литжватна, залива Йонсватнет. С 1967 года им управляла компания Trondheim Flyklubb, у которой в последующие годы было Cessna 180 размещено два самолета . Сезон длился с мая по октябрь, и в течение сезона было от 80 до 120 летных часов в месяц. [ 43 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Вик: 86
- ^ Jump up to: а б с Вик: 89
- ^ Jump up to: а б Вик: 87
- ^ Вик: 85
- ^ Вик: 88
- ^ Вик: 90
- ^ Вик: 92
- ^ Вик: 94
- ^ Вик: 95
- ^ Jump up to: а б Вик: 96
- ^ Вик: 98
- ^ Jump up to: а б Вик: 101
- ^ Jump up to: а б с д Вик: 102
- ^ Вик: 100
- ^ Jump up to: а б Гленн: 47
- ^ Йохансен: 104
- ^ Jump up to: а б Гленн: 48
- ^ Jump up to: а б Гленн: 49
- ^ Гленн: 50
- ^ Гленн: 51
- ^ Jump up to: а б Гленн: 52
- ^ Jump up to: а б «– Поднятие обломков самолета может стать сенсацией для города» . Адресависен . 18 июня 2004 г. Архивировано из оригинала 20 декабря 2013 г. Проверено 20 декабря 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Меланд, Кьетил (31 августа 2004 г.). «Немцы приносят домой обломки самолета» . Интернет-газета . Архивировано из оригинала 20 декабря 2013 года . Проверено 20 декабря 2013 г.
- ^ Йохансен: 107
- ^ Вик: 104
- ^ Вик: 105
- ^ Jump up to: а б Хафстад: 36
- ^ Jump up to: а б с Хафстад: 37
- ^ Хафстад: 38
- ^ Jump up to: а б «Крушение самолета в Йонсватнете – культурное наследие или экологическая проблема?» . Адресависен . 18 июня 2004 г. Архивировано из оригинала 20 декабря 2013 г. Проверено 20 декабря 2013 г.
- ^ «Коровы и гидросамолеты в питьевой воде» . Адресависен . 11 июля 2001 г. Архивировано из оригинала 18 декабря 2013 г. Проверено 18 декабря 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Крыло подрезано в результате драки гидросамолета» . Адресависен . 19 августа 2003 г. Архивировано из оригинала 18 декабря 2013 г. Проверено 18 декабря 2013 г.
- ^ «Удаление гидросамолетов» . Адресависен . 27 марта 2003 г. Архивировано из оригинала 19 декабря 2013 г. Проверено 19 декабря 2013 г.
- ^ «Флайклуббен приземляется на Литйватнете» . Адресависен . 24 октября 2004 г. Архивировано из оригинала 19 декабря 2013 г. Проверено 19 декабря 2013 г.
- ^ «Спор по поводу морского аэропорта в Йонсватнете» . Адресависен . Норвежское информационное агентство . 3 апреля 2006 г. Архивировано из оригинала 19 декабря 2013 г. . Проверено 19 декабря 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Гленн: 53
- ^ Гленн: 55
- ^ Гленн: 56
- ^ Гленн: 57
- ^ «– Морской аэропорт представляет опасность для питьевой воды» . Адресависен . Норвежское информационное агентство . 5 сентября 2010 года. Архивировано из оригинала 7 сентября 2010 года . Проверено 19 декабря 2013 г.
- ^ «– Не применимо к гидросамолетам в Jonsvatnet» . Радио P4 Вся Норвегия . 26 августа 2013 года. Архивировано из оригинала 19 декабря 2013 года . Проверено 19 декабря 2013 г.
- ^ Сетервадет, Торкель. «Крючок на двери еще одного порта для гидросамолетов» . Новости полётов . Архивировано из оригинала 19 декабря 2013 года . Проверено 19 декабря 2013 г.
- ^ «Удалим гидросамолеты из Йонсватнета» . Адресависен . 20 марта 2003 г. Архивировано из оригинала 19 декабря 2013 г. Проверено 19 декабря 2013 г.
Библиография
[ редактировать ]- Гленн, Рев (2005). «Операция Йонсватнет в 1940 и 2004 годах». Затем Стринда (на норвежском языке). Тронхейм: историческая группа Стринды. стр. 47–58. ISBN 82-92357-04-1 . ISSN 1502-2315 .
- Хафстад, Тор Дж. (1997). История Тронхеймского флайклубба за 50 лет (PDF) (на норвежском языке). Тронхейм: Аэроклуб Тронхейма.
- Йохансен, Асбьёрн (2002). «Мои региональные воспоминания из Йонсваннстрактене». Затем Стринда (на норвежском языке). Тронхейм: историческая команда Стринды. стр. 102–110. ISBN 82-92357-01-7 . ISSN 1502-2315 .
- Вик, Кнут Л. (2003). «Аэропорт Тронхейма Йонсватнет 1935–1939». Тогда Стринда (PDF) (на норвежском языке). Тронхейм: историческая группа Стринды. стр. 85–107. ISBN 82-92357-02-5 . ISSN 1502-2315 . Архивировано из оригинала (PDF) 18 декабря 2013 года . Проверено 18 декабря 2013 г.
- Водные аэродромы Норвегии
- Аэропорты Люфтваффе в Норвегии
- Аэропорты Трёнделаг
- Тронхейм: транспорт
- Здания и сооружения в Тронхейме
- Аэропорты, основанные в 1936 году.
- 1936 заведений в Норвегии
- Прекращение деятельности в 2013 году в Норвегии
- Несуществующие аэропорты Норвегии
- Аэропорты закрыты в 2013 году.
- Военные объекты в Тронхейме