Jump to content

Аэропорт Тронхейма, Йонсватнет

Координаты : 63 ° 23'27 "N 010 ° 33'11" E  /  63,39083 ° N 10,55306 ° E  / 63,39083; 10.55306

Аэропорт Тронхейма, Йонсватнет

Морской аэропорт Тронхейма, Йонсватнет
Краткое содержание
Тип аэропорта Общественный
Служит Тронхейм
Расположение Валсет, Йонсватнет , Тронхейм, Норвегия
Координаты 63 ° 23'27 "N 010 ° 33'11" E  /  63,39083 ° N 10,55306 ° E  / 63,39083; 10.55306
Карта
Йонсватнет находится в Норвегии.
Озеро Йонсватнет
Озеро Йонсватнет
Расположение в Норвегии
Взлетно-посадочные полосы
Направление Длина Поверхность
м футы
Вода
Вид с воздуха на замерзший Йонсватнет зимой. На заднем плане виден город.

Аэропорт Тронхейма Йонсватнет ( норвежский : Trondheim sjøflyplass, Jonsvatnet ) — водный аэродром, расположенный в Валсете на озере Йонсватнет в Тронхейме , Норвегия. Аэропорт был построен как первый постоянный аэропорт, обслуживающий Тронхейм, и первоначально использовался для маршрутов норвежских авиалиний (DNL), открытие которых началось в 1935 году. В преддверии сезона 1936 года аэропорт был оборудован постоянными сооружениями, включая пристани и небольшое здание терминала. . В 1937 году аэропорт использовался Видероэ , а в следующем году DNL вернулась.

Во время Второй мировой войны аэропорт перешел в руки Люфтваффе , которые использовали лед на озере в качестве аэродрома. Два самолета, затонувшие при таянии льда, были подняты в 2004 году. Йонсватнет был расширен и стал резервным аэропортом для аэропорта Тронхейма, Хоммельвик , и аэропорта Тронхейма, Ильсвика . После окончания войны аэропорт практически не обслуживался, но до 1957 года он по-разному использовался DNL, ​​а затем и Vestlandske Luftfartsselskap в качестве резервного аэропорта. Авиационный клуб Trondheim Flyklubb вновь открыл аэропорт в 1967 году и оставался там до 2013 года, когда аэропорт был закрыт. поскольку существование аэропорта было несовместимо с тем, что Йонсватнет служил основным источником питьевой воды для Тронхейма.

Строительство и первые годы

[ редактировать ]

Почта Норвегии выступила с инициативой запустить авиалинию из Бергена через Тронхейм в Тромсё , что позволило бы письму путешествовать между Бергеном и Тромсё за два дня, а не за восемь. [ 1 ] Норвежские авиалинии (DNL) получили концессионную монополию на все регулярные авиаперевозки в Норвегии с 1935 года, а почтовая служба заключила с DNL контракт на выполнение маршрута в Северную Норвегию. [ 2 ] Рассматривалось несколько мест, например, Скансен , который располагался в центре города на Тронхеймс-фьорде . Однако DNL посчитала, что фьорд недостаточно защищен от непогоды, имеет слишком большие волны и слишком интенсивное движение судов. Поэтому авиакомпания выбрала площадку в Валсене на берегу Йонсватнета. [ 2 ] Решение было принято всего за несколько дней до первого полета. [ 1 ]

Первоначальный рейс начался 7 июля 1935 года и выполнялся на восьмиместном Junkers W 34 , Ternen . [ 3 ] Первый полет состоялся в то время, когда над Тронхеймом стоял туман, и пилот решил приземлиться в Скансене вместо Йонсватнета, поскольку, по его словам, он не мог найти озеро в тумане. [ 4 ] Поскольку свободных лодок не было и, как выяснилось через некоторое время, озеро не было покрыто туманом, самолет полетел дальше в Йонсватнет. [ 1 ] DNL наняла для этого маршрута двух пилотов; они поменялись местами в Тронхейме. [ 3 ] Служба выполняла три еженедельных рейса туда и обратно с остановками в Бергене, Олесунне , Молде , Кристиансунде , Брённойсунде , Санднессьёне , Будё , Свольвере , Нарвике , Харстаде и Тромсё. В этом сезоне было выполнено по двенадцать рейсов в каждом направлении. [ 5 ] заканчивается 3 августа. [ 1 ]

Пробная эксплуатация прошла успешно, и DNL и почтовая служба решили начать постоянное обслуживание со следующего сезона. [ 2 ] Городскому инженеру было поручено спланировать аэропорт. Он отметил, что существуют планы построить аэропорт в Хеймдале , но до создания такого аэропорта потребуется не менее пяти лет. Администрация порта рассматривала возможность использования Ильсвики во фьорде, но этот участок был подвержен воздействию волн и потребовалось расширение дамбы . Рассматривались три места в Йонсватнете: Валсетбукта, Кульсетбука и Джерван. Первый оказался наиболее подходящим и к тому же самым близким к городу. В отличие от пробных полетов, городские власти пришли к выводу, что аэропорту потребуется инфраструктура для поддержки операций. В их число входили плавучий причал, стапель, позволяющий избежать повреждения самолетов в случае падения на землю, и здание аэровокзала. [ 6 ]

Планы были одобрены муниципальным советом в феврале 1936 года, что позволило стоимостью 18 000 норвежских крон начать строительство проекта . Две трети инвестиций пошли на строительство плавучих причалов. Терминал стоил 4600 норвежских крон, 600 норвежских крон были использованы для пристройки и сарая для инструментов. 700 норвежских крон было инвестировано в обеспечение объекта водопроводом и канализацией, а последние 100 норвежских крон были потрачены на модернизацию дороги. В отличие от большинства других водных аэродромов вдоль побережья, у которых не было пристани, к которой могли бы пристыковаться самолеты. Аэропорт и маршрут DNL с трехмоторным самолетом Junkers Ju 52 Havørn были открыты 7 июня 1936 года. [ 7 ] В первом сезоне было три еженедельных рейса туда и обратно. [ 8 ] «Хаворн» столкнулся с горой Лихестен 16 июня погибли все находившиеся на борту суда , в результате чего . [ 9 ] Таким образом, Ternen находился в эксплуатации на маршруте до тех пор, пока новый Ju 52, Falken 28 июня в строй не поступил . Служба выполнялась только летом. [ 10 ]

В аэропорту были менеджер, помощник, радиотелеграфист и бригада наземного обслуживания. Эксплуатацию аэропорта осуществляла авиакомпания, получившая субсидию в размере 1400 норвежских крон от муниципалитета Тронхейма. В эту сумму включена арендная плата в размере 300 норвежских крон. DNL выбрала Det Nordenfjeldske Dampskipselskap (NFDS) в качестве своего агента по обработке грузов в городе, судоходную компанию, которая также была миноритарным владельцем DNL. NFDS предложила услугу автобуса до аэропорта от своего офиса в городе за 35 минут до отправления и за 30 минут от отеля Britannia . Пассажирам был предложен завтрак в отеле. [ 11 ] NFDS передала субподряд на поставку автобуса из аэропорта компании Styrkaar Melbye, которая владела концессией на выполнение регулярных рейсов в Jonsvatnet. [ 12 ] Ферма Валсета предоставила комнаты для персонала авиакомпаний, дислоцированных в аэропорту, и обеспечила питание пассажиров. [ 13 ]

В сезоне 1937 года обслуживание перешло к Видероэ, который летел по маршруту из Тронхейма через Брённёйсунд и Санднессён в Будё на самолёте Bellanca 31-40 . Маршрут начался 3 июля и выполнял пять рейсов туда и обратно в неделю до завершения сезона 30 сентября. График 1936 года был вновь введен в действие в 1938 году: DNL обеспечивала три еженедельных рейса между Бергеном и Тромсё. Кроме того, Видероэ каждый день выполнял рейсы только в обратном направлении. [ 10 ] В 1938 году муниципальные гранты увеличились до 6782 норвежских крон, а в следующем году увеличились до 7600 норвежских крон. Частично это произошло потому, что правительство потребовало увеличения муниципального вклада в строительство маршрутов, которые в основном финансировались за счет государственных субсидий. [ 14 ]

Вторая мировая война

[ редактировать ]

Поскольку немецкое вторжение началось 9 апреля 1940 года, Люфтваффе первоначально намеревалось использовать авиабазу Вернес в качестве своего основного опорного пункта для эксплуатации самолетов 10-го авиационного корпуса в Трёнделаге . Вопреки заявлениям разведки, Вернес находился в полуразрушенном состоянии и не имел таких удобств, как взлетно-посадочная полоса с твердым покрытием. Поэтому Люфтваффе осмотрелось в поисках других подходящих мест, которые позволили бы им продолжить бой в Норвежской кампании . Все припасы должны были быть доставлены самолетом в Трёнделаг до 13 апреля, и поэтому для Вермахта было крайне важно создать авиабазу в этом регионе. [ 15 ]

Поэтому на следующий день Вермахт решил использовать замерзшее озеро Йонсватнет в качестве временной аэродрома, расположенной между Валсетом и Мальманнойей. [ 15 ] Лед на озере все еще был толстым, около одного метра (трех футов), что давало люфтваффе достаточную поддержку для посадки тяжелых бомбардировщиков в Йонсватнете. [ 16 ] 11 апреля Junkers Ju 52 приземлились 18 самолетов . Была установлена ​​оборонительная установка, а позже Junkers Ju 88 A-1 и Heinkel He 111 приземлились самолеты H из Kampfgeschwader 26 и Kampfgeschwader 30 . Они также работали с аэродрома Сола . В число других задач Jonsvatnet входило дозаправка самолетов, которые использовались для бомбардировок целей дальше на север. [ 17 ] Британские и французские войска высадились в районе Намсуса 14 апреля, что привело к увеличению активности немецкой авиации. [ 18 ] 15 апреля некоторые Ju 88 участвовали в бомбардировке радиомачты в ходе кампании Намсус . На следующий день провела Королевских ВВС 77-я эскадрилья разведку Йонсватнета на своих самолетах Armstrong Whitworth Whitley . В тот день аэропорт также использовался для дозаправки He 111, возвращавшихся из битвы при Нарвике . Jonsvatnet дополнительно усилен пятью Junkers Ju 87 из Stukageschwader 1 . [ 17 ]

17 апреля Ju 87 был отправлен для проведения бомбардировок во время битвы за крепость Хегра . Поврежденный Ju 88 разбился при приземлении и был разобран на годные к использованию запчасти. 18 апреля Ju 88 были использованы против войск союзников возле Намсуса, а самолеты «Хейнкель» разбомбили двадцать кораблей союзников в Намсфьорде . [ 18 ] В Йонсватнете было максимум 36 самолетов. 20 апреля были осуществлены две волны атак из Йонсватнета на позиции союзников в Намсусе и Стейнхьере . Первая волна состояла из восемнадцати самолетов, вторая из двадцати шести. [ 19 ] Среди достижений — бомбардировка руин Намсуса. Атаки также были нацелены на корабли союзников, и бомбардировщикам удалось потопить Ратлендшир Королевского флота . По прибытии He 111 проскользнул сквозь лед. [ 20 ] Самолет оказался пригодным для спасения, и вместо этого перед затоплением с него сняли ключевые компоненты. Три Уитли из 102-й эскадрильи Королевских ВВС попытались бомбить Йонсватнет, но не смогли поразить соответствующие цели. [ 21 ]

21 апреля нападения на Намсус и Ондалснес продолжились . Два британских корабля, «Пенн» и «Геркулес II» , были подбиты. У самолета Ju 87A нос провалился под лед. Прежде чем планер затонул, из него разобрали все ценные запчасти. На следующий день Мессершмитт Bf 109 разбился при приземлении и перевернулся. Уитли из 625-й эскадрильи Королевских ВВС провел разведку аэродрома и пришел к выводу, что там все еще находится шестнадцать самолетов. Однако лед начал таять, и Люфтваффе решили начать эвакуацию аэродрома, перебросив самолет в Вернес. Британская разведывательная миссия 25 апреля пришла к выводу, что осталось только два самолета и что аэропорт в целом заброшен. 28 апреля было завершено строительство деревянной взлетно-посадочной полосы длиной 800 метров (2600 футов) в Вернесе. [ 21 ]

Вскоре лед начал таять и трескаться, что сделало аэродром непригодным для полетов самолетов. Самолеты Heinkel He 111 и Junkers Ju 88 не смогли взлететь и после того, как их топливные баки были опорожнены, были брошены Люфтваффе и вскоре после этого затонули. [ 22 ] на глубину 74 метра (243 фута). [ 23 ]

Немецкие войска решили не использовать Йонсватнет в качестве основного гражданского водного аэродрома. Вместо этого оно построило такой объект в аэропорту Тронхейма в Хоммельвике и перевело туда гражданские рейсы. [ 13 ] Строительство водного аэродрома на Йонсватнете началось в мае. Район Вальсет был захвачен Люфтваффе и использовался как зона отдыха для немецких солдат. [ 13 ] Постепенно аэропорт расширялся за счет крупного комплекса плавучих причалов с тремя причалами. Также были построены вспомогательные установки. [ 12 ] Работы были завершены в 1942 году. Однако Йонсватнет оставался резервным аэропортом, а основными водными аэродромами оставались Ильсвика и Хоммельвик. [ 13 ] С 1943 года проводилась модернизация систем обороны и связи, включая строительство четырех антенных мачт. [ 24 ]

Резервный аэропорт

[ редактировать ]

После окончания войны в 1946 году DNL возобновила полеты из Тронхейма, на этот раз используя Ильсвику в качестве основного аэропорта. Йонсватнет был переведен в резервный аэропорт. Когда в 1947 году DNL представила более крупные Short Sandringham летающие лодки , использовался Hommelvik. Йонсватнет не обслуживался, и к 1949 году он настолько обветшал, что его больше нельзя было использовать в качестве резерва. Поэтому причалы были снесены. В 1951 году DNL объединилась и образовала систему Scandian Airlines System перенесла все свои услуги в наземный аэропорт Тронхейма Вернес . , а в следующем году [ 25 ]

14 мая 1951 года Vestlandske Luftfartsselskap открыла рейсы на гидросамолетах из Бергена через Олесунн, Молде и Кристиансунд в Тронхейм. Они также использовали Хоммельвик в качестве основного аэропорта, но решили восстановить Йонсватнет в качестве своего резерва. Поэтому они построили в Валсете новую, значительно меньшую по размеру пристань. Служба выполнялась на восьмиместных летающих лодках Short Sealand . Vestlandske прекратила свою деятельность в 1957 году, и компания объявила о банкротстве. С тех пор Jonsvatnet не использовался для коммерческой авиации. [ 26 ]

Тронхеймский аэроклуб

[ редактировать ]

Авиационный клуб подписал договор аренды собственности на берегу озера в Валсете в 1967 году, намереваясь перенести свою деятельность из Вернеса в Йонсватнет. Клубу был передан в дар сарай, и они основали базу для своих гидросамолетов и самой северной школы пилотов гидросамолетов в стране. Клуб купил свой первый гидросамолет в 1967 году и пять лет спустя заменил его на Cessna 180 . [ 27 ] Клуб получил разрешение на строительство ангара в Валсете в 1970 году, но у него не было финансовых возможностей для его строительства. [ 28 ] В 1974 году в Йонсватнете дислоцировался частный Piper PA-18 Super Cub, который, помимо прочего, использовался для обучения пилотов. [ 27 ] В 1970-х годах авиакомпания Trønderfly использовала Jonsvatnet для полетов на гидросамолетах Cessna 206 . Авиакомпании было разрешено бесплатное пользование аэродромом в обмен на бесплатное пользование клубом ангаром в Вернесе зимой. В 1977 году был принят закон, ограничивающий моторизованный транспорт в дикой местности, который серьезно ограничил использование гидросамолетов и привел к тому, что Trønderfly несколько лет спустя прекратила эксплуатацию гидросамолетов. [ 28 ]

Доставка авиационного топлива на аэродром была одним из самых сложных моментов в работе аэропорта. Поначалу клуб перевозил топливо в бочках, однако вскоре пожарные ввели ограничения на эту деятельность. Затем клуб начал заправляться в Вернесе, где Shell ехала на своем бензовозе емкостью 10 000 литров (2200 имп галлонов; 2600 галлонов США) по узкой грунтовой дороге, чтобы заправить 80 литров (18 имп галлонов; 21 галлон США) в самолет во время прилива во время устье Стьёрдалсельвы . [ 28 ] Shell объявила, что прекратит эту услугу с 1982 года, и клуб получил разрешение закопать резервуар емкостью 6000 литров (1300 имп галлонов; 1600 галлонов США) в Валсете. В 1980-х и 1990-х годах в аэропорту обычно летали от 130 до 200 часов в год. [ 29 ]

Расследование обломков самолетов было проведено Музеем Вооруженных Сил в 1986 году, которому в сотрудничестве с Музеем естественной истории и археологии NTNU удалось найти как «Хейнкель», так и «Юнкерс». Их зафиксировали с помощью подводного аппарата с дистанционным управлением . Этот вопрос оставался нерешенным до 1994 года, когда «Форсварец Форум» задался вопросом, представляют ли затонувшие корабли угрозу озеру как источнику питьевой воды. Власти пришли к выводу, что затонувшие корабли не представляют угрозы для качества воды. Норвежский музей авиации получил разрешение Министерства обороны на подъем обломков в 1995 году, поскольку они так и не определили, что делать с самолетом. [ 30 ]

Jonsvatnet является основным забора источником питьевой воды в Тронхейме. Таким образом, с 1960-х годов на озере действуют обширные ограничения, включая запрет на использование любых моторных лодок и купание в озере. Однако в ограничениях были противоречия: купаться разрешалось домашним коровам, но не людям, запрещалась вся деятельность на моторных лодках, хотя озеро выполняло роль водного аэродрома. [ 31 ] В 1999 году город обратился к клубу с просьбой начать поиск другого места для водного аэродрома. [ 32 ] Поэтому в марте 2003 года муниципальный совет отозвал концессию на аэропорт, которая вступила в силу в конце года. [ 33 ] Однако к августу решение было отменено Управлением гражданской авиации (CAA). [ 32 ] [ 34 ] В 2005 году они дали десятилетнюю концессию, но муниципалитет обжаловал ее в Министерстве транспорта и коммуникаций . В ходе общественных слушаний Министерство окружающей среды поддержало позицию муниципалитета, заявив, что озеро, как рекреационная и природная зона, должно быть защищено от использования гидросамолетами. [ 35 ]

Разрешение на более детальный поиск самолетов в озере военные получили в 2003 году. Был обыскан участок площадью 54 гектара (130 акров), на котором были идентифицированы He 111 и Ju 88, оба найденные в 1986 году. Были найдены останки Ju 88 и Ju 52, хотя последний был раздавлен при прокладке дополнительных труб ранее. Еще один предположительно затонувший Ju 87 и Bf 109 так и не были найдены, хотя далеко не все озеро было обшарено. [ 36 ]

Планы по подъему затонувших кораблей возобновились в 2004 году, после того как Немецкий технологический музей в Берлине предложил оплатить стоимость работ. У них не было He 111 в их коллекции, и они были готовы обменять годный к полетам истребитель Lockheed F-104 Starfighter коллекции самолетов Вооруженных сил Норвегии в обмен на два крушения. Норвежские авиационные музеи имели как He 111, так и Ju 88, и поэтому не были заинтересованы в оплате затрат на их возвращение. [ 23 ] Операция получила поддержку со стороны муниципалитета и Управления по безопасности пищевых продуктов , хотя против нее выступили организация «Природа и молодежь» и Музей естественной истории и археологии, которые заявили, что этот процесс может загрязнить больше, чем просто лежащий там самолет. [ 22 ] В музее также задали вопрос, является ли отправка затонувших кораблей в Германию хорошим подходом к управлению наследием. [ 30 ]

Военные пригласили Артура фон Казимира , последнего пилота «Хейнкеля», стать свидетелем операции, которая началась 24 августа 2004 года. [ 36 ] Подъем осуществлялся с помощью крана и восьми военных понтонов, и 3 сентября «Хейнкель» всплыл на поверхность. [ 37 ] Затем представители музея спешили его на пляже. Ju 88 всплыл на поверхность 6 сентября. [ 38 ] Операция завершилась 15 сентября подъемом хвостовой части Ju 87 и трех двигателей Junkers Jumo 211 . Все самолеты хорошо сохранились благодаря постоянной температуре воды и низкому содержанию кислорода. [ 39 ]

В 2007 году Министерство транспорта и коммуникаций определило, что аэропорт придется закрыть в конце сезона 2013 года. Клуб обратился к омбудсмену по вопросам государственного управления , который постановил, что министерству придется рассмотреть этот вопрос еще раз. В 2010 году Управление по безопасности пищевых продуктов заявило, что аэропорт представляет собой угрозу качеству воды и что качество воды является главной проблемой для общественности, поддержав закрытие аэропорта с 2013 года. [ 40 ] Концессия закончилась в 2013 году, а в августе 2013 года город окончательно отклонил ее продление. [ 41 ] На этот раз CAA поддержало предложение о закрытии, сославшись на интересы широкой общественности. Клуб не нашел нового места для своих гидросамолетов. [ 42 ]

Удобства

[ редактировать ]

Водный аэродром расположен в Валсете на берегу Литжватна, залива Йонсватнет. С 1967 года им управляла компания Trondheim Flyklubb, у которой в последующие годы было Cessna 180 размещено два самолета . Сезон длился с мая по октябрь, и в течение сезона было от 80 до 120 летных часов в месяц. [ 43 ]

  1. ^ Jump up to: а б с д Вик: 86
  2. ^ Jump up to: а б с Вик: 89
  3. ^ Jump up to: а б Вик: 87
  4. ^ Вик: 85
  5. ^ Вик: 88
  6. ^ Вик: 90
  7. ^ Вик: 92
  8. ^ Вик: 94
  9. ^ Вик: 95
  10. ^ Jump up to: а б Вик: 96
  11. ^ Вик: 98
  12. ^ Jump up to: а б Вик: 101
  13. ^ Jump up to: а б с д Вик: 102
  14. ^ Вик: 100
  15. ^ Jump up to: а б Гленн: 47
  16. ^ Йохансен: 104
  17. ^ Jump up to: а б Гленн: 48
  18. ^ Jump up to: а б Гленн: 49
  19. ^ Гленн: 50
  20. ^ Гленн: 51
  21. ^ Jump up to: а б Гленн: 52
  22. ^ Jump up to: а б «– Поднятие обломков самолета может стать сенсацией для города» . Адресависен . 18 июня 2004 г. Архивировано из оригинала 20 декабря 2013 г. Проверено 20 декабря 2013 г.
  23. ^ Jump up to: а б Меланд, Кьетил (31 августа 2004 г.). «Немцы приносят домой обломки самолета» . Интернет-газета . Архивировано из оригинала 20 декабря 2013 года . Проверено 20 декабря 2013 г.
  24. ^ Йохансен: 107
  25. ^ Вик: 104
  26. ^ Вик: 105
  27. ^ Jump up to: а б Хафстад: 36
  28. ^ Jump up to: а б с Хафстад: 37
  29. ^ Хафстад: 38
  30. ^ Jump up to: а б «Крушение самолета в Йонсватнете – культурное наследие или экологическая проблема?» . Адресависен . 18 июня 2004 г. Архивировано из оригинала 20 декабря 2013 г. Проверено 20 декабря 2013 г.
  31. ^ «Коровы и гидросамолеты в питьевой воде» . Адресависен . 11 июля 2001 г. Архивировано из оригинала 18 декабря 2013 г. Проверено 18 декабря 2013 г.
  32. ^ Jump up to: а б «Крыло подрезано в результате драки гидросамолета» . Адресависен . 19 августа 2003 г. Архивировано из оригинала 18 декабря 2013 г. Проверено 18 декабря 2013 г.
  33. ^ «Удаление гидросамолетов» . Адресависен . 27 марта 2003 г. Архивировано из оригинала 19 декабря 2013 г. Проверено 19 декабря 2013 г.
  34. ^ «Флайклуббен приземляется на Литйватнете» . Адресависен . 24 октября 2004 г. Архивировано из оригинала 19 декабря 2013 г. Проверено 19 декабря 2013 г.
  35. ^ «Спор по поводу морского аэропорта в Йонсватнете» . Адресависен . Норвежское информационное агентство . 3 апреля 2006 г. Архивировано из оригинала 19 декабря 2013 г. . Проверено 19 декабря 2013 г.
  36. ^ Jump up to: а б Гленн: 53
  37. ^ Гленн: 55
  38. ^ Гленн: 56
  39. ^ Гленн: 57
  40. ^ «– Морской аэропорт представляет опасность для питьевой воды» . Адресависен . Норвежское информационное агентство . 5 сентября 2010 года. Архивировано из оригинала 7 сентября 2010 года . Проверено 19 декабря 2013 г.
  41. ^ «– Не применимо к гидросамолетам в Jonsvatnet» . Радио P4 Вся Норвегия . 26 августа 2013 года. Архивировано из оригинала 19 декабря 2013 года . Проверено 19 декабря 2013 г.
  42. ^ Сетервадет, Торкель. «Крючок на двери еще одного порта для гидросамолетов» . Новости полётов . Архивировано из оригинала 19 декабря 2013 года . Проверено 19 декабря 2013 г.
  43. ^ «Удалим гидросамолеты из Йонсватнета» . Адресависен . 20 марта 2003 г. Архивировано из оригинала 19 декабря 2013 г. Проверено 19 декабря 2013 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Гленн, Рев (2005). «Операция Йонсватнет в 1940 и 2004 годах». Затем Стринда (на норвежском языке). Тронхейм: историческая группа Стринды. стр. 47–58. ISBN  82-92357-04-1 . ISSN   1502-2315 .
  • Хафстад, Тор Дж. (1997). История Тронхеймского флайклубба за 50 лет (PDF) (на норвежском языке). Тронхейм: Аэроклуб Тронхейма.
  • Йохансен, Асбьёрн (2002). «Мои региональные воспоминания из Йонсваннстрактене». Затем Стринда (на норвежском языке). Тронхейм: историческая команда Стринды. стр. 102–110. ISBN  82-92357-01-7 . ISSN   1502-2315 .
  • Вик, Кнут Л. (2003). «Аэропорт Тронхейма Йонсватнет 1935–1939». Тогда Стринда (PDF) (на норвежском языке). Тронхейм: историческая группа Стринды. стр. 85–107. ISBN  82-92357-02-5 . ISSN   1502-2315 . Архивировано из оригинала (PDF) 18 декабря 2013 года . Проверено 18 декабря 2013 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4f33ae50723401c796d4e924615a8c4e__1707887220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4f/4e/4f33ae50723401c796d4e924615a8c4e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Trondheim Airport, Jonsvatnet - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)