Jump to content

Битвы при Нарвике

Координаты : 68 ° 25'14 "N 17 ° 33'36" E  /  68,42056 ° N 17,56000 ° E  / 68,42056; 17,56000
(Перенаправлено из «Битвы при Нарвике »)

Сражения при Нарвике велись с 9 апреля по 8 июня 1940 года как морское сражение в Уфот-фьорде и как сухопутное сражение в горах, окружающих северный норвежский город Нарвик , в рамках Норвежской кампании Второй мировой войны .

Два морских сражения в Офот-фьорде 10 и 13 апреля произошли между британским королевским флотом и немецкой Кригсмарине , а двухмесячная сухопутная кампания велась норвежскими , французскими , британскими и польскими войсками против немецких горных войск, потерпевших кораблекрушение Кригсмарине. моряки и немецкие десантники ( Fallschirmjäger ) из 7-й авиадивизии . Несмотря на поражение на море у Нарвика, потерю контроля над городом Нарвик и оттеснение к шведской границе, немцы в конечном итоге одержали победу благодаря эвакуации союзников из Норвегии в июне 1940 года после битвы за Францию .

Нарвик предоставил незамерзающую гавань в Северной Атлантике для железной руды перевозки по железной дороге из Кируны в Швеции . Обе стороны в войне были заинтересованы в том, чтобы заполучить эти запасы железа для себя и лишить их врага, тем самым подготавливая почву для одного из крупнейших сражений со времен вторжения в Польшу . [ 1 ]

До немецкого вторжения британские войска рассматривали Нарвик как возможную точку высадки для экспедиции на помощь Финляндии в Зимней войне . Такая экспедиция также могла взять под контроль шведские рудники и открыть Балтику для союзников . [ 2 ]

Немецкое вторжение

[ редактировать ]
Морское сражение, предшествующее первому морскому сражению при Нарвике.
Часть Второй мировой войны

Лапландия, 1940 г. Железная руда, добытая в Кируне и Мальмбергете, была отправлена ​​по железной дороге в Лулео и Нарвик (границы 1920–1940 гг.).
Дата 9 апреля 1940 г.
Расположение
Результат немецкая победа
Воюющие стороны
 Норвегия Нацистская Германия Германия
Командиры и лидеры
Норвегия Пер Аским
Норвегия О. Исааксен Виллох  
Норвегия Конрад Сундло  Сдался
Нацистская Германия Фридрих Бонте
Нацистская Германия Эдуард Дитль
Сила
2 корабля береговой обороны 10 эсминцев
Жертвы и потери
2 корабля береговой обороны потоплены
343 мертвых
Один грузовой корабль затоплен (без погибших)

1 марта 1940 года Адольф Гитлер приказал вторгнуться в Норвегию под кодовым названием «Операция Везерюбунг» в качестве превентивного маневра против запланированной и открыто обсуждаемой франко-британской оккупации Норвегии. [ 3 ] В этой операции будет задействована большая часть Кригсмарине . Участвующие подразделения были разделены на пять групп, которые должны были занять шесть основных норвежских портов. [ 4 ]

Группа I покинула Бремерхафен 6 апреля. В его состав входили 10 немецких эсминцев классов 1934А и 1936 годов « Георг Тиле » , «Вольфганг Ценкер» , «Бернд фон Арним» , «Эрих Гизе» , «Эрих Кёлльнер» , «Дитер фон Рёдер» , «Ганс Людеманн» , «Герман Кюнне» , «Вильгельм Хайдкамп» ( флагман ) и «Антон Шмитт » под командованием коммодора. Фридрих Бонте . На каждом из боевых кораблей находилось около 200 солдат (всего 1900 горнострелков ( Gebirgsjäger ) из 139-го горнострелкового полка ( Gebirgsjägerregiment ) 3-й горнострелковой дивизии под командованием генерала Эдуарда Дитля ). [ 5 ] Большую часть пути десантные эсминцы сопровождали линейные крейсеры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» . [ 4 ]

Ранним утром 9 апреля эсминцы группы I миновали Вест-фьорд и в тумане и сильном снегопаде прибыли к Уфот-фьорду , ведущему к Нарвику. В Уфот-фьорде они захватили три норвежских патрульных катера ( «Сенья» , «Майкл Сарс» и «Кельт» ). Перед захватом Кельту удалось отправить сообщение на корабль береговой обороны HNoMS Norge , предупредив местного норвежского военно-морского командующего о приближающихся судах. [ 6 ] Немецкие корабли «Вольфганг Ценкер» , «Эрих Кёлльнер» и «Герман Кюнне» высадили своих солдат в Херьянгс-фьорде (северная ветвь Офот-фьорда) с целью захватить норвежскую полковую базу снабжения в Эльвегордсмоне . [ 7 ] Ганс Людеманн и Герман Кюнне также высадили свои войска, чтобы вступить в бой с близлежащими норвежскими фортами (которые, как оказалось, не существовали). Дитер фон Рёдер остался в Офот-фьорде, чтобы обеспечить немецкий контроль над морем. Эрих Гизе задержался из-за неисправности двигателя и некоторое время не присоединялся к основным силам.

Главной защитой Нарвика были старые корабли береговой обороны «Эйдсвольд» и ее однотипный корабль «Норге» . По тревоге Кельта оба норвежских корабля приготовились к бою: орудия были заряжены, экипажу выданы спасательные жилеты. Около 04:15 немцы заметили Эйдсвольда , и Эйдсволд немедленно подал сигнал передовому немецкому эсминцу лампой Алдиса . Когда немцы не отреагировали на сигнал, по их носовой части был произведен предупредительный выстрел. [ 8 ]

У немцев был приказ мирно оккупировать Норвегию, если это вообще возможно, поэтому немецкий флагман Вильгельм Хайдкамп остановился и дал сигнал, что пошлет офицера для переговоров. Небольшой катер переправил «Корветтенкапитан Герлах» в Эйдсвольд . Герлаха отвели на мостик, чтобы поговорить с капитаном Оддом Исааксеном Виллохом . [ 9 ]

Герлах пытался убедить Виллоха, что немцы прибыли как друзья, но норвежцы должны передать свои военные корабли немецким вооруженным силам. Капитан Виллох попросил время, чтобы посоветоваться со своим командиром, капитаном Пером Аскимом , командующим Норвегией . Немцы отклонили эту просьбу, но пока Виллох разговаривал с немецким офицером, радист на борту Эйдсволда сообщил о событиях Аскиму. Ответ Аскима на немецкие требования и приказ Виллоху последовал немедленно; Уиллох и Эйдсвольд должны были открыть огонь. [ 10 ] Виллох ответил Акиму; «Я атакую». [ 8 ] Пока это происходило, немецкий эсминец «Вильгельм Хайдкамп» расположился в 700 м (770 ярдов) от левого борта Эйдсвольда и навел свои торпедные установки на норвежский корабль. [ 8 ]

Герлах еще раз попытался убедить Виллоха сдаться, но Виллох отказался. Покидая Эйдсвольд , Герлах выпустил красную сигнальную ракету, указывая на то, что норвежцы намерены сражаться. В этот момент капитан Уиллох крикнул: «På plass ved kanonene. Nå skal vi slåss, Gutter!» («Возьмите оружие. Мы будем драться, мальчики!»). [ 11 ] Эйдсволд повернулся к ближайшему эсминцу и ускорился, сократив расстояние до Вильгельма Хайдкампа до 300 м (330 ярдов), в то время как командир батареи приказал левой батарее (три 15-см (5,9 дюйма) орудия) открыть огонь. [ 12 ]

Немцы, опасаясь, что Эйдсвольд может протаранить эсминец, выпустили четыре торпеды Вильгельма Хайдкампа по старому кораблю . Две торпеды попали в цель прежде, чем левые орудия успели выстрелить. Норвежский магазин боеприпасов загорелся, и Эйдсволд разорвался надвое. Носовая часть корабля затонула за секунды, корма последовала за ней за минуты, а гребные винты все еще вращались. Около 04:37 ее не стало. 175 норвежских моряков погибли в ледяной воде, в том числе капитан Виллох, и выжили только восемь человек. [ 13 ]

были слышны взрывы Глубже во фьорде на борту «Норге» , но ничего не было видно до тех пор, пока из темноты внезапно не появились два немецких эсминца и капитан Пер Аским из Норвегии не отдал приказ открыть огонь в 04:45. Из 21-см (8,3 дюйма) орудий было выпущено четыре выстрела (один из носового и три из кормовых), а также семь или восемь выстрелов из 15-см (5,9 дюйма) правого борта орудий по немецкому эсминцу Бернд фон Арним . , на расстоянии около 800 м (870 ярдов). орудий Из-за сложных погодных условий оптические прицелы были неэффективны: первый залп не достиг цели, а последующие промахнулись.

Немецкие эсминцы подождали, пока они не окажутся у пирса, прежде чем открыть ответный огонь. Бернд фон Армин открыла огонь из ее 12,7-см (5 дюймов) орудий, а также из пулеметов, но погода также доставила немцам проблемы. Эсминец также произвел три залпа по две торпеды в каждом. Первые два залпа промахнулись, но последний попал в мидель корабля «Норвегии» , и она затонула менее чем за одну минуту. Девяносто членов экипажа были спасены, но 101 человек погиб в бою, продолжавшемся менее 20 минут. Разрушение Норвегии ознаменовало конец норвежского сопротивления в порту.

Большая часть норвежского гарнизона в Нарвике проснулась от звуков выстрелов и оказалась не готова к встрече с немцами. Многие были окружены и разоружены, когда пытались занять оборонительную позицию. Главнокомандующий районом Нарвика полковник Конрад Сундло часто называют причиной быстрой капитуляции. [ 14 ] Описанный адмиралом Кригсмарине Эрихом Редером как «офицер с предположительно прогерманскими чувствами», он быстро покинул этот район после военно-морского сражения и начал переговоры с немцами. После первоначальной потери Нарвика норвежский генерал Карл Густав Флейшер разослал коммюнике, часть которого гласила:

Полковник Сундло начал немедленные переговоры о прекращении огня и отвел войска к Фрамнесу. Немцы заняли город, а норвежские войска оказались окружены между немцами и морем. Командир дивизии, находившийся в Восточном Финнмарке, был уведомлен о ситуации по телефону и приказал заместителю полковника Сундло, майору Омдалу, арестовать полковника Сундло.

Карл Густав Фляйшер [ нужна ссылка ]

Сундло было предъявлено обвинение в государственной измене за капитуляцию Нарвика после войны, но эти обвинения были сняты. Вместо этого он был признан виновным в халатности, неспособности должным образом подготовиться к обороне Нарвика, а также в сотрудничестве с немцами во время оккупации . [ 14 ]

Утром в день немецкой атаки четыре норвежских парохода стояли на якоре в Нарвике; 4285 GRT категории B , 1712 GRT Eldrid , 1758 GRT Haalegg и 4306 GRT Saphir . Помимо норвежских судов, присутствовали четыре иностранных нейтральных корабля; водоизмещением 951 брт голландский пароход Bernisse и три шведских парохода Boden (4264 брт), Oxelösund (5613 брт) и Strassa (5603 брт). Помимо нейтральных кораблей, воюющие стороны имели суда в Нарвике, стоявшие на якоре в том же порту. У британцев в гавани было пять пароходов; 6,582 GRT Blythmoor , 5,141 GRT Mersington Court , 4,304 GRT North Cornwall , 5,378 GRT Riverton и 4,887 GRT Romanby . Когда немецкая флотилия захватила Нарвик, в портовом городе находилось 11 немецких торговых пароходов; 6388 GRT Aachen , 5398 GRT Altona , 4902 GRT Bockenheim , 5386 GRT Hein Hoyer , 4879 GRT Martha Henrich Fisser , 8096 GRT Neuenfels , 5806 GRT Odin , 7849 GRT Lippe , 4, 339 GRT Frielinghaus , 5881 ОРТ Planet и судно пополнения запасов /технического обслуживания Jan Wellem водоизмещением 11 776 брутто-тонн . [ 7 ] Ян Веллем , переоборудованное судно бывшего китового завода, ожидала прибытия немецких военных кораблей, которые ей было поручено дозаправить. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] В гавани работали шведские буксиры Diana (213 брт) и Styrbjörn (167 брт). Когда немецкие эсминцы вошли в гавань, капитан Боккенхайма , который предположил, что вторгшиеся военные корабли были британскими, высадился на берег и затопил свое судно. [ 7 ] Всего в начале боев в Нарвике стояло на якоре 25 рудных кораблей, 10 из них были немецкими. [ 18 ]

немецким эсминцам теперь не хватало топлива, и в их поддержку имелся только один топливный танкер, бывший корабль-китобойный завод «Ян Веллем» По данным некоторых источников с секретной немецкой военно-морской базы « Базис Норд» на Западной Лице в Советском Союзе, , который был отправлен в Нарвик. Юнион , где она базировалась с 4 февраля 1940 года. [ 16 ] [ 19 ] [ 20 ] Другой источник указывает, что она вылетела из Мурманска вечером 6 апреля. [ 21 ] и что Базис Норд даже не был создан. [ 22 ] Он прибыл к Нарвику с севера 8 апреля и был остановлен норвежским патрульным катером « Квитой» . Яну Веллему Региональное норвежское военно-морское командование разрешило войти в Нарвик, где она была досмотрена. Ее капитан утверждал, что она везла 8 500 коротких тонн (7 700 т) мазута и 8 098 ящиков с продовольствием и направлялась в Германию. [ 23 ] Второй танкер, Kattegat водоизмещением 6031 брутто , отправившийся в Норвегию из Вильгельмсхафена , [ 21 ] затонул в Гломфьорде вечером 9 апреля. Каттегат был остановлен норвежским рыболовным судном HNoMS Nordkapp , норвежское судно сначала пыталось захватить танкер в качестве приза , но из-за большого немецкого экипажа не смогло контролировать его на всем пути до Будё , в конце концов потопив Каттегат обстрелом. четыре выстрела калибра 47 мм (1,85 дюйма) в ватерлинию танкера. [ 24 ] [ 25 ]

Каттегат не смог вовремя добраться до Нарвика из-за британских горнодобывающих работ 8 апреля у побережья Норвегии ( операция Уилфред ). [ 26 ] Третий танкер — «Скагеррак» — также был отправлен в Норвегию для поддержки немецкого десанта в Тронхейме , но 14 апреля он был перехвачен британским крейсером HMS Suffolk , после того как немецкое военно-морское командование перенаправило его на позицию ожидания. в море. [ 27 ] [ 28 ] Когда британский военный корабль попытался подняться на борт Скагеррака, его команда затопила его. 68 ° 15'N 02 ° 00'E  /  68,250 ° N 2,000 ° E  / 68,250; 2.000 . И Каттегат , и Скагеррак , которые были родственными кораблями, были проинспектированы в Копервике норвежским торпедным катером HNoMS Stegg 5 и 7 апреля соответственно. Капитан « Каттегата» сообщил норвежцам, что он направляется в Нарвик для получения дальнейших распоряжений, а капитан «Скагеррака» заявил, что местом назначения является Мурманск, а проверки показали, что оба танкера были полностью загружены мазутом. Скагеррак также перевез 165 коротких тонн (150 т) продовольствия, которое было заявлено как припасы для немецких торговых судов. На ящиках с едой была надпись « Вермахт ». [ 29 ] [ 30 ] По немецкому плану эсминцы должны были дозаправляться двумя танкерами «Каттегат» и «Ян Веллем» , каждый из которых должен был принять около 600 коротких тонн (540 т) мазута. [ 29 ]

К вечеру 9 апреля флотилия должна была вернуться в Германию. План провалился, потому что только Ян Веллем до Нарвика добрался . Заправка всего одного танкера была затруднена; одновременно можно было дозаправить только два эсминца, что занимало семь или восемь часов. По прибытии в Нарвик у эсминцев почти закончилось топливо. [ 31 ] Заправку усложнял тот факт, что у Яна Веллема были лишь импровизированные приспособления для дозаправки и плохое насосное оборудование. [ 15 ] [ 17 ] Пока два эсминца одновременно дозаправлялись, третий стоял на страже во фьорде, а остальные семь разбросаны по близлежащей местности. [ 32 ] К 04:00 10 апреля Ян Веллем сумел полностью дозаправить три немецких эсминца и находился в процессе дозаправки еще двух. [ 17 ]

Тем временем британские войска пытались вступить в бой с Кригсмарине , но по большей части безуспешно. 8 апреля британский эсминец класса G HMS Glowworm вступил в бой с тяжелым крейсером Admiral Hipper и двумя эсминцами и был потерян, протаранив и повредив Hipper в бою. Утром 9 апреля британский линейный крейсер HMS Renown обменялся артиллерийскими залпами с немецкими линкорами «Шарнхорст» и «Гнейзенау» , прикрывавшими эсминцы. В ходе боя один из артиллерийских снарядов «Славы» повредил систему управления огнем на «Гнейзенау» , британский линейный крейсер также получил два попадания и получил легкие повреждения. После этого немецкие линкоры на большой скорости вышли из боя. [ 33 ] Однако основная задача эсминцев была выполнена, поскольку им удалось высадить силы вторжения.

Первое морское сражение при Нарвике

[ редактировать ]
Первое морское сражение при Нарвике
Часть Второй мировой войны

Карта района Нарвика.
Дата 10 апреля 1940 г.
Расположение
Результат Британская победа
Воюющие стороны
 Великобритания Нацистская Германия Германия
Командиры и лидеры
Великобритания Б. Уорбертон-Ли   Нацистская Германия Фридрих Бонте  
Сила
5 эсминцев 10 эсминцев
Жертвы и потери
2 эсминца потоплены
1 эсминец сильно поврежден
2 эсминца потоплены
1 корабль снабжения боеприпасами затонул
6 грузовых судов потоплены
4 эсминца повреждены
163 жертвы

На следующий день после немецкого вторжения Королевский флот воспользовался возможностью разгромить Кригсмарине . 2-я флотилия эсминцев под командованием коммодора Бернарда Уорбертона-Ли в составе пяти эсминцев H-класса ( HMS Hardy ( флагман ), Hotspur , Havock , Hunter и Hostile) двинулась вверх по фьорду ранним утром. Немецкие эсминцы Hermann Künne и Hans Lüdemann стояли на якоре рядом с танкером «Ян Веллем» и дозаправлялись, когда в 04:30 началась атака британских эсминцев. [ 7 ] [ 17 ] Немецкий патрульный корабль ( «Дитер фон Рёдер ») покинул свой пост для дозаправки, и когда британская флотилия приблизилась к Нарвику, они застали врасплох и вступили в бой с немецкими войсками у входа в гавань и потопили два эсминца «Вильгельм Хайдкамп » (убив коммодора Бонте) и Антон Шмитт сильно повредил Дитера фон Рёдера и нанес меньшие повреждения двум другим. Они также вступили в перестрелку с немецкими войсками вторжения на берегу, но не имели на борту десанта и поэтому развернулись, чтобы уйти. Прежде чем эсминцы покинули место происшествия, «Хостайл» выпустила торпеды по торговым судам в гавани. Всего во время вылазки британцев в гавань было потоплено одиннадцать торговых судов (шесть немецких, один британский, два шведских и два норвежских). [ 7 ] [ 32 ]

Затем британская флотилия была атакована еще тремя немецкими эсминцами ( «Вольфганг Ценкер» , «Эрих Кёльнер» и «Эрих Гизе» ), вышедшими из Херьянгс-фьорда под командованием командующего Эрихом Беем , а затем еще двумя ( «Георг Тиле» и «Бернд фон Арним» ), выходившими из залива Балланген под командованием командующего. Фриц Бергер . В завязавшемся бою были потеряны два британских эсминца: лидер флотилии HMS Hardy , выброшенный на берег в огне, и HMS Hunter , торпедированный и потопленный. Третий — HMS Hotspur — также был сильно поврежден торпедой. Hotspur и оставшиеся британские эсминцы покинули поле боя, повредив Георга Тиле при этом . Немецкие эсминцы, которым теперь не хватало топлива и боеприпасов, не преследовали их, и британские корабли смогли потопить корабль снабжения боеприпасами водоизмещением 8460 брт « Рауэнфельс » , с которым они столкнулись на выходе из фьорда. [ 34 ] Вскоре немецкие военно-морские силы были заблокированы британскими подкреплениями, в том числе крейсером HMS Penelope . В ночь с 11 на 12 апреля во время маневрирования в гавани Нарвика Эрих Кёлльнер и Вольфганг Ценкер сели на мель. Вольфганг Ценкер повредил ее гребные винты, и скорость была ограничена до 20 узлов (23 миль в час; 37 км/ч). «Эрих Кёлльнер» был поврежден гораздо сильнее, поэтому немцы планировали — когда он будет достаточно отремонтирован для движения — пришвартовать его в Торстаде в том же качестве, что и «Дитер фон Рёдер» , в качестве неподвижной оборонительной батареи. [ 7 ]

Когда британские эсминцы покинули Вест-фьорд возле Нарвика, две немецкие подводные лодки — U-25 и U-51 — выпустили по ним торпеды, но у немецких торпед в то время были серьезные проблемы с системами магнитных детонаторов — возможно, из-за высокой северной широты: все из них потерпели неудачу и либо не взорвались вообще, либо взорвались задолго до достижения цели.

И немецкий военно-морской командующий — коммодор Фридрих Бонте (на Вильгельме Хайдкампе ), и британский командующий — капитан Бернард Уорбертон-Ли (на Харди ) — погибли в бою. Уорбертон-Ли был посмертно награжден Крестом Виктории , Бонте — Рыцарским крестом Железного креста . [ 1 ] [ 35 ]

Второе морское сражение при Нарвике

[ редактировать ]
Второе морское сражение при Нарвике
Часть Второй мировой войны

Варспайт вступает в бой с береговыми батареями во время Второй битвы при Нарвике.
Дата 13 апреля 1940 г.
Расположение
Результат Британская победа
Воюющие стороны
 Великобритания Нацистская Германия Германия
Командиры и лидеры
Великобритания Уильям Уитворт Нацистская Германия Эрих Бей
Сила
1 линкор
9 эсминцев
1 авианосец
небольшое количество самолетов
8 эсминцев
2 подводные лодки
Жертвы и потери
3 эсминца повреждены
2 самолета сбиты
28 убитых
55 раненых
8 эсминцев потоплены или затоплены
1 подводная лодка затонула
128 убитых
67 раненых

Королевский флот счел необходимым, по моральным и стратегическим соображениям, нанести поражение немцам в Нарвике, поэтому вице-адмирал Уильям Уитворт был отправлен с линкором HMS Warspit и девятью эсминцами; четыре класса Tribal ( HMS Bedouin , Cossack , Punjabi и Eskimo ) и пять других ( HMS Kimberley , Hero , Icarus , Forester и Foxhound ) в сопровождении самолетов с авианосца HMS Furious . Эти силы прибыли в Офот-фьорд 13 апреля и обнаружили, что восемь оставшихся немецких эсминцев - теперь находящихся под командованием фрегаттенкапитана Эриха Бея - практически застряли из-за нехватки топлива и боеприпасов.

Перед боем Warspite запустил свой катапультный самолет ( поплавком с Fairy Swordfish , L 9767), экипажу которого было приказано искать немецкие корабли и бомбить любые возможные цели. [ 36 ] Заметив несколько немецких эсминцев и доложив о них, экипаж заметил подводную лодку U-64 , стоявшую на якоре всего в 50 ярдах от берега в Херьянгс-фьорде недалеко от Бьерквика . «Рыба-меч» атаковала и сбросила две 100-фунтовые противолодочные бомбы: одна едва не промахнулась, но одна попала и потопила подводную лодку. [ 36 ] Большая часть экипажа выжила и была спасена немецкими горнострелковыми войсками. Это была первая подводная лодка, потопленная самолетом во время войны, и единственный случай, когда самолет, запущенный с линкора, потопил подводную лодку. [ 37 ]

В завязавшемся бою три немецких эсминца были потоплены Варспайтом и ее эскортом, а остальные пять были затоплены своими экипажами, когда у них закончилось топливо и боеприпасы. Первым погибшим стал «Эрих Кёлльнер» , который пытался устроить засаду на силы союзников, но был замечен «Суордфишем Варспайта » и впоследствии торпедирован и обстрелян эсминцами и линкором. Командир эсминца Альфред Шульце-Хинрихс и оставшиеся в живых члены его экипажа были захвачены норвежскими войсками. Затем Вольфганг Ценкер , Бернд фон Арним , Ганс Людеманн и Герман Кюнне вступили в бой с британскими войсками, но сумели лишь слегка повредить HMS Bedouin , а Вольфганг Ценкер попытался торпедировать Warspite .

Британцы запустили отряд из десяти Swordfish с корабля Furious, чтобы атаковать немецкие эсминцы 250-фунтовыми бомбами. Они не попали ни разу, два самолета были сбиты; Экипаж одного погиб, экипаж другого был подобран пенджабцами после вынужденной посадки на берег. [ 38 ]

HMS Eskimo после потери лука.
Герман Кюнне в огне.

Наконец, когда у немецких эсминцев закончились боеприпасы, они отступили, за исключением «Германна Кюнне» , не получившего приказа. Герман Кюнне был обстрелян преследовавшим его HMS Eskimo , но попаданий не получил. Без боеприпасов, но неповрежденный, «Герман Кюнне» был затоплен своей командой в Тролльвике в Херьянгс-фьорде. После затопления корабля команда установила на корабль разрушительные глубинные бомбы, пытаясь потопить его на мелководье Тролльвики. Эскимос , все еще преследующий его по горячим следам, выпустил торпеду, которая попала в Германа Кюнне и подожгла его. собственные глубинные бомбы немецкого корабля или торпеда с корабля «Эскимос» . Неясно, были ли источником взрыва [ 39 ] Эскимоска , в свою очередь, попала в засаду, устроенную Георгом Тиле и Гансом Людеманом , потеряв лук, но выжив. Дитер фон Рёдер и Эрих Гизе , у которых были проблемы с двигателем, открыли огонь по британским войскам, пока они еще стояли в доке, повредив «Пенджаби» и «Казак» , но оба они были потоплены, прежде чем смогли нанести дальнейший ущерб. Это была последняя немецкая контратака.

Береговые батареи и сооружения также были очень сильно повреждены Варспайта орудиями . Что касается союзников, то повреждение HMS Eskimo удерживало его в Норвегии до 31 мая 1940 года. Немецкие подводные лодки снова потерпели неудачу с торпедами, когда U-46 и U-48 открыли огонь по уходящему Warspite 14 апреля .

Оставшиеся немецкие эсминцы ( «Вольфганг Ценкер» , «Георг Тиле» , «Бернд фон Арним» и «Ганс Людеманн» ) отступили в Ромбакс-фьорд и вскоре были затоплены. Единственным немецким кораблем, уцелевшим в районе порта, была подводная лодка U-51 .

Немцы потеряли более 1000 человек, подводную лодку и восемь эсминцев. [ 40 ] С учетом потерь в предыдущем бою это составляло 50% численности эсминцев Кригсмарине.

Крушение затопленного Бернда фон Арнима в Ромбакс-фьорде .

Немцы сообщили, что потерпевшие кораблекрушение немцы из Эриха Гизе во время боя были обстреляны британской артиллерией и пулеметами. [ 41 ]

Около 2600 выживших были организованы в импровизированное подразделение морской пехоты Gebirgsmarine и сражались в составе 139-го Gebirgsjägerregiment в последующем наземном сражении. [ 42 ] Несмотря на то, что моряки, потерпевшие кораблекрушение, были непригодны для боя в гористой местности вокруг Нарвика, они укомплектовали две 10,5-см (4,1 дюйма) зенитные орудия и 11 легких зенитных орудий, спасенных с кораблей, затонувших во время морских сражений, и провели оборонительные операции. [ 5 ] Моряки были вооружены из запасов, захваченных на норвежской армейской базе Эльвегордсмоен, более 8000 винтовок Краг-Йоргенсен и 315 пулеметов, предназначенных для мобилизации частей норвежской армии в районе Нарвика. [ 43 ]

Позже военно-морские операции

[ редактировать ]

После морских сражений при Нарвике порт и его окрестности остались в руках немцев, поскольку там не было возможности высадить войска союзников. На этом этапе военно-морские операции ограничивались береговыми бомбардировками , поскольку Нарвик не был основной целью союзников.

В этих операциях, среди прочих, польские эсминцы «Гром» , «Бурза» и «Блыскавица» принимали участие , в ходе которых «Гром» был потоплен немецкой авиацией 4 мая 1940 года с потерей 59 моряков. [ нужна ссылка ]

Сухопутный бой

[ редактировать ]
Битва при Нарвике
Часть Второй мировой войны

Нарвик во время Второй мировой войны
Дата 9 апреля – 8 июня 1940 г.
(1 месяц, 4 недели и 2 дня)
Расположение
Результат Победа союзников и последующий вывод
Воюющие стороны
 Норвегия
 Франция
 Великобритания
Польша
Нацистская Германия Германия
Командиры и лидеры
Карл Густав Фляйшер
Французская Третья республика Р. Магрен-Вернерей
Уильям Бойл
З. Богуш-Шишко
Нацистская Германия Эдуард Дитль
Сила
Норвегия Норвежский 6-й дивизион
Французская Третья республика Три батальона альпийских егерей
Два батальона 13-й полубригады Иностранного легиона
342e CACC (15 танков Hotchkiss H35 )
Великобритания Четыре британских батальона
Четыре батальона Польской отдельной горной бригады.
Итого: 24 500 человек

Нацистская Германия 2000 горнострелков (в основном из Австрии) [ 44 ] )
2600 моряков
1000 десантников

Итого: 5600 человек
Французские легионеры высадились в Бьерквике после ожесточенной бомбардировки британскими кораблями, 13 мая. Французские войска сосредоточились на лодках под пулеметным огнем со скал и берега.

Во время Норвежской кампании в Нарвике и его окрестностях произошли серьезные бои, сначала с 9 апреля между немецкими и норвежскими войсками, а затем между союзными и немецкими войсками, которые вели 6-я норвежская дивизия норвежской армии , а также экспедиционный корпус союзников до тех пор, пока 9 июня 1940 года. В отличие от кампании на юге Норвегии, войска союзников в Нарвике в конечном итоге превзошли численность норвежских войск. В боевых действиях участвовали пять стран. С 5 по 10 мая бои в районе Нарвика были единственным активным театром сухопутной войны во Второй мировой войне.

Вначале положение немецкого командующего Дитля было неблагополучным: его 2000 солдат были в меньшинстве. Однако после потопления немецких эсминцев в сухопутный бой вступило около 2600 немецких моряков. Еще 290 немецких специалистов приехали через Швецию под видом медицинских работников. В течение последних трех-четырех недель немцы также были подкреплены примерно 1000 человек, сброшенными с воздуха над Бьёрнфьелем , в результате чего общее количество немцев составило около 5600 человек. Их положение и мировоззрение несколько раз менялись с хороших на ужасные. В некоторых случаях вся операция контролировалась непосредственно немецким командованием в Берлине ; Сообщается, что настроение Гитлера сильно менялось, и он неоднократно подумывал об уходе. Агенты разведки, захваченные позже во время войны, также заявили, что сам Дитль рассматривал возможность пересечения шведской границы со своими войсками для интернирования, пока немецкий агент Марина Ли не проникла в Тромсё штаб Окинлека в и не получила британский план сражения; [ 45 ] однако точность этого утверждения была поставлена ​​под сомнение. [ 46 ] Норвежские силы под командованием генерала Карла Густава Флейшера через несколько недель в конечном итоге достигли 8 000–10 000 человек. Общая численность войск союзников в кампании — в Нарвике и вокруг него — достигла 24 500 человек. [ 47 ]

Ранняя фаза вторжения была отмечена преимуществом внезапности немцев. Норвежские войска в северной Норвегии были призваны на трехмесячную стражу нейтралитета зимой 1939/1940 года, и поэтому они тренировались вместе. С 9 по 25 апреля норвежские войска потерпели три катастрофы. Во-первых, силы, защищавшие Нарвик, не смогли оказать сопротивление немцам из-за отказа командира — впоследствии командующего НС « Хирд » полковника Конрада Сундло — сражаться с захватчиками; во-вторых, около 200 солдат из гарнизона Нарвика, избежавшие плена и блокировавшие железную дорогу, ведущую в Швецию, были застигнуты врасплох во время отдыха в Бьёрнфьеле, причем большинство мужчин попали в плен; в-третьих, I/IR12 (1-й батальон 12-го пехотного полка), отправленный для удержания Гратангсботна, был атакован внезапно, находясь в лагере, понеся потери, которые подорвали его дух и фактически выбили его из оставшейся части кампании.

Из Дании в апреле отряд люфтваффе полка генерала Геринга размером с батальон под командованием гауптмана Клюге был отправлен морем в Осло , где вместе с армией участвовал в наступлении сначала на Тронхейм , а затем на север, за Полярный круг. захватить порт Будё и ослабить давление на осажденную элиту Гебиргсъегер дальше на север, в Нарвик. [ 48 ]

Немецкие горные войска в горах под Нарвиком.

Из-за растущего норвежского давления и трудностей с доставкой припасов передовым войскам немцы покинули Гратангсботн и отошли с холма Лаппхауген и долины Гратангсдален после битвы при Гратангене . В начале мая норвежцы начали наступление на юг, в сторону Нарвика. Как только стало ясно, что в середине мая союзники предпримут основное вторжение в сам Нарвик, норвежское направление изменилось в сторону Бьёрнфьеля . разместили штаб в Харстаде Британцы прибыли первыми и 14 апреля . В последующие дни три батальона были развернуты в основном в Сьёвегане в муниципалитете Сконланд (где была создана военно-морская база) и в Богене . Позже они были дислоцированы южнее Уфот-фьорда , в Баллангене и Хоквике .

Группа норвежских солдат на Нарвикском фронте.
Британские, польские и французские войска рядом с одним из 5 танков Hotchkiss H39 342e CACC в Стейнсланде .

Первоначальный британский отряд был усилен 28 апреля французским экспедиционным корпусом ( Corps expéditionnaire français en Scandinavie , CEFS ), возглавляемым генералом Антуаном Бетуаром и состоящим из горных войск . Три батальона альпийских войск и два батальона 13-й полубригады Иностранного легиона. [ 49 ] [ 50 ] были развернуты как к северу, так и к югу от Офот-фьорда , но позже север стал основным районом боевых действий французов. Четыре польских батальона прибыли 9 мая. Сначала они были развернуты к северу от Уфот-фьорда, но позже были переброшены в район к югу от фьорда . В начале июня они были сформированы в Польскую отдельную горную бригаду Подгале под командованием генерала Зигмунта Богуша-Шишко и часть CEFS.

Французские егеря-альпинисты несут лыжи на марше в Норвегии, май 1940 года.

Кроме того, союзникам было трудно решить, как лучше всего вернуть Нарвик и железорудную железную дорогу . Единого командования войсками, противостоявшими немцам у Нарвика, не было: норвежцы и союзники сохраняли отдельных командиров, и сотрудничество между ними не всегда было гладким. Даже внутри британских войск командующим армией и флотом — генерал-майору Пирсу Маккези и адмиралу флота Уильяму Бойлю и лорду Корку — было трудно сотрудничать: Корк выступал за быструю и прямую атаку с моря, в то время как Маккези выступал за осторожный подход. с обеих сторон Офутфьорда. В результате 21 апреля лорд Корк получил верховное командование всеми силами союзников. [ 51 ]

Норвежская полевая пушка M/01 калибра 7,5 см (2,95 дюйма) в бою к северу от Нарвика.

Во вторую неделю мая наступление норвежцев против немцев к востоку от Гратангсейдета было наиболее значительным движением на нарвикском фронте. Кроме того, на правом фланге норвежцев французские альпийские войска продвигались вверх по долине Лаберг при поддержке роты норвежских лыжных войск . На юге союзники не добились особых успехов, а на севере Уфот-фьорда они не добились никакого прогресса. Норвежцы продолжили успешную горную кампанию , а в середине мая союзники перехватили инициативу и добились значительных побед. И в Париже , и в Лондоне росло нетерпение по поводу медленного прогресса в Нарвике, и французский командующий Бетуар настаивал на дальнейших действиях.

Норвежский крупнокалиберный пулемет М/29 на фронте в Нарвике.
Французские и норвежские лыжные войска.

От осторожного подхода на суше отказались, и десантная атака около полуночи 12 мая была предпринята . Это было направлено на Бьерквик , и ему предшествовала морская бомбардировка британских военных кораблей в Херьянгс-фьорде . Затем десантные корабли высадили на берег французских иностранных легионеров при поддержке пяти французских Hotchkiss H39 легких танков из 342e CACC ( Compagnie Autonome de Chars de Combat/ Independent Tank Company), которые успешно атаковали Бьерквик , [ 50 ] армейский лагерь Эльвегордсмоен и продвинулся на северо-восток, туда , где отходили немцы, и на юг вдоль восточной стороны Херьянгс-фьорда . План также требовал, чтобы польские войска продвигались к Бьерквику с суши на западной стороне фьорда, но тяжелая местность задержала их, и они не прибыли до того, как Бьерквик был взят. Это также было частью плана наступления французских и норвежских войск с севера, чтобы запереть немцев, но проблемы сотрудничества между норвежским и французским командованием оставили брешь, через которую немцы сбежали. Несмотря на это, союзники имели свободный путь к северу от Нарвика и планировали атаковать через Ромбаксфьорд .

В Лондоне ожидали, что по мере медленного продолжения наращивания войск в Нарвике для осуществления эффективного контроля потребуется штаб корпуса. [ 52 ] 11 мая генерал-лейтенант Клод Окинлек прибыл в Нарвик, а 13 мая принял на себя руководство сухопутными и военно-воздушными силами союзников (под общим командованием лорда Корка), которые в то время назывались Северо-Западным экспедиционным корпусом. [ 53 ] Союзникам было ясно, что как только Нарвик будет захвачен, его долгосрочное удержание будет зависеть от постоянного удержания города Будё на юге в Нордланде , который находился на пути немецкого наступления из Тронхейма . Следовательно, Окинлек передислоцировал все британские войска, чтобы сосредоточить их на этом южном предприятии, и назначил французского бригадного генерала Бетуара — эксперта как в горной, так и в зимней войне — командовать французскими и польскими войсками, которые будут отвечать за операции в районе Нарвика в совместно с норвежскими войсками. [ 54 ]

И снова атака была остановлена, пока союзники ждали поддержки с воздуха полной из Бардуфосса . В 23:40 27 мая с севера началась морская бомбардировка. Два французских и один норвежский батальоны должны были быть переброшены через Ромбакс-фьорд и наступать на Нарвик с севера. На юге польские батальоны будут продвигаться к Анкенесу и внутреннему Бейс-фьорду . Максимальная вместимость десантных барж составляла 290 человек, и эти войска не могли быть усилены в течение 45 минут. Эти первые войска смогли закрепиться на Орнесе к тому времени, когда высадились остальные французы и норвежцы. Французы двинулись на запад к городу и на восток вдоль железной дороги. Норвежцы двинулись к горе Таральдсвик , обогнули ее и двинулись вниз, к городу. Немецкий командующий решил эвакуироваться до 07:00 и отошел вдоль Бейс-фьорда . Это была первая крупная победа союзников на суше. [ 55 ]

Операция Алфавит

[ редактировать ]
Британские войска возвращаются в Соединенное Королевство в Гриноке в июне 1940 года.

Теперь казалось, что капитуляция немцев была лишь вопросом времени. Их оттеснили с севера норвежцы, с запада французы и с юго-запада поляки. Казалось, что Бьёрнфьель станет последним оплотом немцев, но события в других частях Европы пришли им на помощь. Лондон уже тайно решил эвакуироваться 24 мая, и это стало очевидно в последующие дни. В ночь с 24 на 25 мая лорд Корк получил приказ отступить, но под прикрытием, чтобы немцы не могли вмешаться. Командиры союзников согласились, что нападение на Нарвик замаскирует отступление и позволит разрушить железорудную гавань.

Норвежскому правительству и командирам впервые сообщили об этом в начале июня, и эта новость была встречена с недоверием и горечью. Норвежцы все еще надеялись победить немцев в одиночку, и уже 5 июня одной из двух норвежских бригад было приказано атаковать. Норвежское правительство также изучало возможность создания нейтральной, но свободной Северной Норвегии. Этот план оказался тщетным, и 7 июня король и правительство были эвакуированы в Великобританию. Все войска союзников были эвакуированы из Нарвика с 4 по 8 июня.

В операции по эвакуации приняли участие три польских пассажирских судна — MS Sobieski , Batory и Chrobry . Хробрый был потоплен 14–15 мая немецкими бомбардировщиками. 8 июня генерал Дитль отбил Нарвик, а 10 июня сдались последние норвежские войска в Норвегии.

Операция Юнона

[ редактировать ]
Бойцы Польской отдельной горной бригады в Нарвике.

7 июня британский авианосец HMS Glorious принял на борт 10 Gloster Gladiators и восемь Hawker Hurricanes из 46-й и 263-й эскадрилий Королевских ВВС (RAF). Их вывезли с наземных баз, чтобы не допустить их уничтожения при эвакуации. Глориус оставил более крупный конвой , чтобы двигаться самостоятельно. На следующий день, проходя через Норвежское море для возвращения в Скапа-Флоу , авианосец и его эскорт — эсминцы HMS Acasta и Ardent — были перехвачены немецкими линейными крейсерами «Шарнхорст» и «Гнейзенау» . Авианосец и его эскорт были потоплены, погибло более 1500 человек. «Шарнхорст» был сильно поврежден торпедой из Акасты , а оба немецких корабля были поражены несколькими средними снарядами. Повреждения немецким кораблям были достаточными, чтобы заставить немцев отступить в Тронхейм , что позволило позднее в тот же день безопасно пройти через этот район эвакуационный конвой.

Последствия

[ редактировать ]
Немецкие солдаты, раненые в Нарвике, перевозятся обратно в Германию на корабле «Вильгельм Густлофф» в июле 1940 года.
Британские солдаты, раненые в Нарвике, выздоравливают в больнице Мирнскирк , Глазго, Шотландия.

Британцы разработали план высадки в Нарвике еще до немецкого вторжения; Войска и припасы были погружены на корабли, когда они 8 апреля проводили операцию по добыче полезных ископаемых. Они были поспешно разгружены, когда были замечены немецкие корабли, направлявшиеся на север, потому что британцы думали, что немецкие корабли пытаются прорваться в Атлантику, чтобы не попасть в немецкие порты, и хотели, чтобы все их корабли были в наличии для перехвата немецкого флота. Неразбериха преследовала войска в течение нескольких недель, люди и оборудование были отправлены в Норвегию отдельно, без четких посадочных площадок, а приказы менялись по пути. Стало очевидно, что союзники были сбиты с толку множеством маленьких и больших фьордов и заливов и не могли решить, с чего лучше всего начать; Британские, французские и польские подразделения быстро сменяли друг друга, что усугубляло нехватку местных знаний.

Холод и снег были общим врагом всех войск в Нарвике, но большинство союзников были к ним плохо подготовлены. Норвежцы были единственными, кто был полностью экипирован лыжами и умел ими пользоваться. Британцы попробовали лыжи, но их войска были по большей части необучены, а снабжение было недостаточным. Немецкие моряки столкнулись с теми же проблемами, даже в составе Gebirgsjäger (горных войск) и французских горных специалистов лишь несколько подразделений были оснащены лыжами, а польская горная бригада не имела горной подготовки.

Большинство войск не были испытаны в боях. Gebirgsjäger участвовал во вторжении в Польшу, а часть войск, сброшенных с воздуха над Бьёрнфьелем, воевала в Нидерландах . Некоторые из французских иностранных легионеров прибыли непосредственно из боевых действий в Северной Африке , а большинство польских офицеров и многие солдаты участвовали в защите Польши, а некоторые даже в гражданской войне в Испании и были очень мотивированы. [ 56 ]

Союзники имели превосходство на море и в воздухе до самого последнего этапа операции, но не воспользовались этим преимуществом в полной мере. Немцы проиграли морской бой, но добились главной цели своей операции: успешной операции «Везерюбунг» и оккупации Норвегии . В районе Нарвика немецкие военно-морские потери были высокими: они потеряли 10 эсминцев (50 процентов всей своей эсминской силы), одну подводную лодку и несколько кораблей поддержки. Взамен они потопили один авианосец, четыре эсминца союзников и повредили еще несколько. Причина их поражения заключалась в планах немцев, которые не позволяли их эсминцам быстро отступить, даже если бы у них было достаточно запасов. Это усугублялось конструкцией немецких эсминцев: несмотря на их относительно большие размеры и вооружение, они имели недостаточный запас топлива и боеприпасов. [ нужна ссылка ] Британские войска одержали неоспоримую местную военно-морскую победу, но были не готовы к продолжению какой-либо наземной операции. Это позволило немцам закрепиться в Норвегии и затруднило последующее контрвторжение союзников.

Пост-был

[ редактировать ]

В 1964 году в Нарвике открылся военный музей; с 2016 года коллекции выставлены в Нарвикском военном музее , расположенном на территории Нарвикского центра войны и мира . [ 57 ] [ 58 ]

Части носовой части немецкого эсминца «Георг Тиле» по сей день остаются видимыми над водой в Ромбаксботне . Затонувшие корабли в Нарвике остаются популярными местами для дайвинга, хотя посещение некоторых из них закрыто, поскольку там все еще содержатся невзорвавшиеся боеприпасы. [ 59 ] Три немецких эсминца были подняты в 1964 году и переброшены во Фрамнесодден, недалеко от Эйдсвода, чтобы расчистить судоходные пути. Эсминцы «Антон Шмитт» , «Дитер фон Рёдер» и «Вильгельм Хайдкамп» покоятся там на глубине 12 м (39 футов) и были открыты для погружения. Доступен также ряд других затонувших кораблей, но большинство из них сохранились как исторические места, и погружаться к ним запрещено. [ 60 ]

Не менее 1200 французских, британских и польских участников сражения были награждены Норвежским военным крестом за вклад в битву. Среди норвежцев, принимавших участие в бою, медали были удостоены только два высших военачальника. Норвежские СМИ жаловались на эту ограниченную награду. [ 61 ]

Все немецкие войска (8577 военнослужащих), принявшие участие в боях под Нарвиком, были награждены Нарвикским щитом .

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Нарвикское морское сражение - статья BBC
  2. ^ Браун 2000: 3
  3. ^ «Гипервойна: Кампания в Норвегии [Глава II» . www.ibiblio.org .
  4. ^ Jump up to: а б «Гипервойна: Кампания в Норвегии [Глава III]» . www.ibiblio.org .
  5. ^ Jump up to: а б Жаклин 2006: 31
  6. ^ Кристиансен 2006: 35.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж Дон Кинделл (17 сентября 2008 г.). «Морские события, апрель 1940 года, часть 2 из 4» . Naval-History.Net . Проверено 14 января 2010 г.
  8. ^ Jump up to: а б с Хауге 1995: 184
  9. ^ Бреннеке, Йохен (27 января 2003 г.). Охотники и жертвы . Издательство Военно-морского института. п. 48. ИСБН  9781591140917 – через Google Книги.
  10. ^ Бьёрнсен 1977: 95
  11. ^ Рунический взрыв. «Павшие и погибшие во время последней войны» (на норвежском языке). Лурёйский краеведческий и фотоархив. Архивировано из оригинала 24 июля 2011 года . Проверено 7 ноября 2008 г.
  12. ^ Хауге 1995: 184, 186.
  13. ^ О'Хара 2004: 30
  14. ^ Jump up to: а б Лунде, Хенрик О. (2009). Превентивная война Гитлера 175, 181–182.
  15. ^ Jump up to: а б Уильямсон 2003: 34 . Блумсбери США. 21 ноября 2003 г. ISBN.  9781841765044 . [ постоянная мертвая ссылка ]
  16. ^ Jump up to: а б Вайнберг, Герхард Л. (28 марта 2005 г.). Мир в оружии: глобальная история Второй мировой войны . Издательство Кембриджского университета. стр. 114–115. ISBN  9780521618267 – через Google Книги.
  17. ^ Jump up to: а б с д О'Хара, Винсент П. (27 января 2004 г.). Немецкий флот в войне, 1939–1945 гг . Издательство Военно-морского института. п. 32. ISBN  9781591146513 – через Google Книги.
  18. ^ Весы 1963: 56
  19. ^ Филбин, Тобиас Р. (27 января 1994 г.). Приманка Нептуна: немецко-советское военно-морское сотрудничество и амбиции, 1919–1941 гг . Университет Южной Каролины Press. стр. 102, 110, 113–114. ISBN  9780872499928 – через Google Книги.
  20. ^ Ковалёв, Сергей (2004). «Тайна Базиса Норда» . Международное ежеквартальное издание «Нефть России» (2). Архивировано из оригинала 29 января 2023 года . Проверено 5 февраля 2009 г.
  21. ^ Jump up to: а б Дон Кинделл (17 сентября 2008 г.). «Морские события, апрель 1940 года, часть 1 из 4» . Naval-History.Net . Архивировано из оригинала 24 июля 2011 года . Проверено 10 января 2010 г.
  22. ^ Даффи, Джеймс П. (1 мая 2005 г.). Секретный пиратский флот Гитлера: самые смертоносные корабли Второй мировой войны . Университет Небраски Пресс. п. 128. ИСБН  0803266529 – через Google Книги.
  23. ^ Берг 1997: 35.
  24. ^ О'Хара, Винсент П. (27 января 2004 г.). Немецкий флот в войне, 1939-1945 гг . Издательство Военно-морского института. п. 32. ISBN  9781591146513 – через Google Книги.
  25. ^ Дилди, Дуг (24 апреля 2007 г.). Дилди 2007: 47 . Блумсбери США. ISBN  9781846031175 . [ постоянная мертвая ссылка ]
  26. ^ Сивертсен 2000: 23.
  27. ^ Браун 2000: 44.
  28. ^ «5606831» . Индекс кораблей Мирамара . Проверено 13 января 2010 г.
  29. ^ Jump up to: а б Берг 1997: 49
  30. ^ Сивертсен 2000: 23–24.
  31. ^ Хауге 1995: 189.
  32. ^ Jump up to: а б Уильямсон 2003: 35
  33. ^ Дания и Норвегия 1940, Osprey Publishing, стр. 34.
  34. ^ «5606783» . Индекс кораблей Мирамара . Проверено 2 февраля 2009 г.
  35. ^ «Первая битва при Нарвике» . Немецкая военно-морская история.com . Проверено 25 января 2011 г.
  36. ^ Jump up to: а б Диккенс 1974: 119–123.
  37. ^ «Подводная лодка типа IXB U-64 – немецкие подводные лодки Второй мировой войны – uboat.net» . uboat.net .
  38. ^ Диккенс 1974: 131–134.
  39. ^ Диккенс 1997: 138.
  40. ^ Мьюир, Дэн. «Боевой порядок, Вторая битва при Нарвике, 13 апреля 1940 г.» . NavWeaps.com . Архивировано из оригинала 28 декабря 2004 года . Проверено 25 января 2005 г. – Британский и немецкий боевой порядок.
  41. ^ «Убийство потерпевших кораблекрушение» . www.wlb-stuttgart.de .
  42. ^ «Вторая битва при Нарвике» . Немецкая военно-морская история.com . Проверено 25 января 2011 г.
  43. ^ Весы 1963: 110
  44. ^ ср. Манфред Шойх: Австрия в 20 веке . Кристиан Брандштеттер, Вена-Мюнхен, 2000 г. ISBN   3-85498-029-9 (раздел «1938–1945 Австрия под властью Гитлера», стр. 120)
  45. ^ Алан Трэвис (26 августа 2010 г.). «Русская балерина, нацистская шпионка, которая помогла Великобритании победить в Норвегии» . Хранитель . Лондон.
  46. ^ Гай Уолтерс (26 августа 2010 г.). «Нацисты и прекрасные шпионы: как сплетни становятся историей» . «Дейли телеграф» . Лондон. Архивировано из оригинала 29 августа 2010 года.
  47. ^ Жаклин 2006: 33.
  48. ^ Уильямсон, Гордон (2003). Дивизия Германа Геринга . Стивен Эндрю. Оксфорд: Издательство Osprey. п. 6. ISBN  1-84176-406-Х . OCLC   59364241 .
  49. ^ Виндроу, Мартин; Чаппелл, Майкл (1981). Униформа Французского Иностранного легиона, 1831-1981 гг . Пул: Блэндфорд Пресс. п. 112. ИСБН  0-7137-1010-1 . OCLC   7825707 .
  50. ^ Jump up to: а б Виндроу, Мартин (1999). Французский Иностранный легион, 1914–1945 гг . Майк Чаппелл. Оксфорд: Издательство Osprey. п. 22. ISBN  1-85532-761-9 . OCLC   40882248 .
  51. ^ Дерри 2004: 154.
  52. ^ Дерри 2004: 169.
  53. ^ Дерри 2004: 200-201.
  54. ^ Дерри 2004: 201.
  55. Сухопутное сражение (норвежский). Архивировано 6 сентября 2006 г. в Wayback Machine.
  56. ^ Декабрь 1981: 26–29.
  57. Кристин Багло, Новый военный музей в Нарвике Дагсависене , 11 апреля 2016 г.
  58. ^ «Нарвикский центр войны и мира» . Нарвикский военный музей .
  59. Джордж Тиле (Z-2) (+1940) ridesite.eu, по состоянию на 20 ноября 2010 г.
  60. ^ Затонувшие корабли Нарвика - дайвинг на затонувших объектах в районе Нарвика, доступ: 21 ноября 2010 г.
  61. Свейнунг Берг Бенцрёд, Было представлено более 1200 забытых героев Второй мировой войны – ни один не будет награжден Aftenposten , 6 января 2017 г.
  • Берг, Оле Ф. (1997). На архипелаге и в море - Мариненс криг, 8 апреля 1940 г. - 8 мая 1945 г. [ На архипелаге и на море: Война военно-морского флота 8 апреля 1940 г. - 8 мая 1945 г. ] (на норвежском языке). Осло: Ассоциация ветеранов войны ВМФ. ISBN  82-993545-2-8 .
  • Бьёрнсен, Бьёрн (1977). Невероятный день [ Невероятный день ] (на норвежском языке). Осло: Gyldendal Norsk Forlag. ISBN  82-05-10553-7 .
  • Бреннеке, Йохен (2003). Охотники и жертвы . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-59114-091-7 .
  • Браун, Дэвид (2000). Военно-морские операции кампании в Норвегии, апрель – июнь 1940 г. Лондон: Рутледж. ISBN  978-0-7146-5119-4 .
  • Декабрь, Владислав (1981). Нарвик и Фалез [ Нарвик и Фалез ] (на польском языке). Издательство Министерства национальной обороны. ISBN  83-11-06583-7 .
  • Дерри, ТК (2004) [1-й. паб. ХМСО 1952]. Батлер, JRM (ред.). Кампания в Норвегии . История Второй мировой войны, Военная серия Соединенного Королевства (изд. Naval & Military Press). Лондон: HMSO . ISBN  1-845740-57-2 . Проверено 7 февраля 2016 г.
  • Диккенс, Питер (1997) [1974]. Свитман, Джек (ред.). Нарвик: бои во фьордах . Классика морской литературы. Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. ISBN  1-55750-744-9 .
  • Дилди, Дуг (2007). Дания и Норвегия, 1940 год: самая смелая операция Гитлера . Оксфорд: Оспри. ISBN  978-1-84603-117-5 .
  • Даффи, Джеймс П. (2005). Секретный пиратский флот Гитлера: самые смертоносные корабли Второй мировой войны . Линкольн, Северная Каролина: Издательство Университета Небраски. ISBN  978-0-8032-6652-0 .
  • Хауге, Андреас (1995). Кампене и Норге 1940 [ Норвежская кампания 1940 года ] (на норвежском языке). Том 2. Сандефьорд: Кригисторик Форлаг. ISBN  82-993369-0-2 .
  • Яклин, Асбьёрн (2006). Нордфронтен – Судьбоносная зона Гитлера [ Северный фронт: Судьбоносная зона Гитлера ] (на норвежском языке). Осло : Гильдендаль . ISBN  978-82-05-34537-9 .
  • Кристиансен, Тронд (2006). Война во фьордах: военно-морские операции против немецкого вторжения в 1940 году [ Война во фьордах: военно-морские операции против немецкого вторжения в 1940 году ] (на норвежском языке). Харстад: Форлагет Кристиансен. ISBN  82-997054-2-8 .
  • Макинтайр, Дональд ГФВ (1959). Нарвик . Нью-Йорк: WW Нортон. ОСЛК   394826 .
  • О'Хара, Винсент П. (2004). Немецкий флот в войне, 1939–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-59114-651-3 .
  • Филбин, Тобиас Р. (1994). Приманка Нептуна: немецко-советское военно-морское сотрудничество и амбиции, 1919–1941 гг . Колумбия, Южная Каролина: Издательство Университета Южной Каролины. ISBN  978-0-87249-992-8 .
  • Сивертсен, Свейн Карл, изд. (2000). С королем в другую кампанию - Реконструкция флота в изгнании во время Второй мировой войны на ( норвежском языке). Хундвог: Военно-морское общество в Норвежском военно-морском журнале. ISBN  82-994738-8-8 .
  • Вааге, Йохан (1963). Нарвикская кампания [ Кампания Нарвик ] (на норвежском языке). Английский и французский пер. Осло: Дрейерс Форлаг. OCLC   464460476 .
  • Вайнберг, Герхард Л. (2005). Мир в оружии: глобальная история Второй мировой войны . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-61826-7 .
  • Уильямсон, Гордон (2003). Немецкие эсминцы 1939–45 . Оксфорд: Оспри. ISBN  978-1-84176-504-4 .
  • Зиемке, Эрл Ф. (1959). Немецкий Северный театр военных действий 1940–1945 гг . Брошюра Министерства армии США. Вашингтон, округ Колумбия: Министерство армии. OCLC   631274418 .

68 ° 25'14 "N 17 ° 33'36" E  /  68,42056 ° N 17,56000 ° E  / 68,42056; 17,56000

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 52a5ea75d104030c255813541fb9f36f__1722095820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/52/6f/52a5ea75d104030c255813541fb9f36f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Battles of Narvik - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)