Конвой PQ 1
Конвой PQ 1 | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть арктических конвоев Второй мировой войны | |||||||
![]() Норвежское и Баренцево моря, место стоянки арктических конвоев. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() ![]() |
![]() ![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Сопровождение: Эдвард Торнтон Конвой: Д. Ридли |
Ханс-Юрген Штумпфф Герман Бём | ||||||
Сила | |||||||
12 кораблей в эстафете | |||||||
Жертвы и потери | |||||||
Без потерь | Без потерь |
Конвой PQ 1 был первым из арктических конвоев времен Второй мировой войны , имевшим кодовый префикс PQ, который был выбран из инициалов командира Филиппа Квеллина Робертса, оперативного офицера Адмиралтейства. Западные союзники использовали арктический маршрут для снабжения Советского Союза после начала операции «Барбаросса» — немецкого вторжения, начавшейся 22 июня 1941 года.
Конвой отплыл из Хвальфьорда в Исландии 29 сентября 1941 года и прибыл в Архангельск 11 октября 1941 года. Для защиты возвращающихся конвоев и поиска мин британские военно-морские силы океанских тральщиков класса «Хальцион» , сопровождавшие конвой, имели Скорость, вооружение и противолодочная способность аналогичны корветам типа «Цветок» , которые будут созданы на Кольской военно-морской базе.
Нефтяник RFA Aldersdale , сопровождавший первый арктический конвой « Операция «Дервиш» (21–31 августа 1941 г.), находился на Кольском полуострове для дозаправки кораблей на обратном пути. Советские эсминцы в Полярном могли усилить сопровождение конвоев на последней части пути.
Фон
[ редактировать ]Ленд-лиз
[ редактировать ]
После того, как 22 июня 1941 года началась операция «Барбаросса» , вторжение Германии в СССР , Великобритания и СССР подписали в июле соглашение, согласно которому они «окажут друг другу помощь и поддержку всех видов в нынешней войне против гитлеровской Германии». [ 1 ] До сентября 1941 года британцы отправили 450 самолетов, 22 000 длинных тонн (22 000 т) каучука, 3 000 000 пар обуви и запасы олова, алюминия, джута, свинца и шерсти. В сентябре представители Великобритании и США отправились в Москву, чтобы изучить советские требования и их способность их удовлетворить. В октябре 1941 года представители трех стран составили протокол, действовавший до июня 1942 года. [ 2 ]
Сигнальная разведка
[ редактировать ]Ультра
[ редактировать ]В Британской правительственной школе кодирования и шифрования (GC&CS), базирующейся в Блетчли-Парке, располагалась небольшая группа взломщиков кодов и аналитиков дорожного движения . немецкой машины «Энигма» Home Waters ( Heimish К июню 1941 года можно было быстро прочитать настройки ), используемой надводными кораблями и подводными лодками. 1 февраля 1942 года машины «Энигма», использовавшиеся на подводных лодках в Атлантике и Средиземноморье, были заменены, но немецкие корабли и подводные лодки в арктических водах продолжали использовать более старые машины «Хеймиш» ( «Гидра» с 1942 года, «Дельфин» — британские). К середине 1941 года британские Y-станции смогли принимать и читать Люфтваффе передачи W/T и заранее предупреждать об операциях Люфтваффе . В 1941 году на военные корабли были погружены военно-морские сотрудники «Гедэш» с приемниками для подслушивания Люфтваффе . радиопередач [ 3 ]
Служба Б
[ редактировать ]Конкурирующий немецкий Beobachtungsdienst ( B-Dienst , Служба наблюдения) Кригсмарине Marinenachrichtendienst ( MND , Служба военно-морской разведки) к 1939 году взломал несколько кодов и шифров Адмиралтейства, которые использовались, чтобы помочь кораблям Кригсмарине ускользнуть от британских сил и предоставить возможности для внезапных атак. С июня по август 1940 года шесть британских подводных лодок были потоплены в Скаггераке с использованием информации, полученной из британских радиосигналов. В 1941 году B-Dienst прочитал сигналы главнокомандующего западными подходами, информирующие конвои о районах, патрулируемых подводными лодками, что позволило подводным лодкам переместиться в «безопасные» зоны. [ 4 ]
Северный Ледовитый океан
[ редактировать ]
Между Гренландией и Норвегией находятся одни из самых бурных вод мирового океана: 890 миль (1440 км) воды под штормами, полными снега, мокрого снега и града. [ 5 ] Холодные арктические воды встретили Гольфстрим , теплые воды Мексиканского залива , которые стали Североатлантическим дрейфом . Достигнув юго-запада Англии, дрейф движется между Шотландией и Исландией; к северу от Норвегии дрейф разделяется. Один поток течет к северу от острова Медвежий к Шпицбергену , а южный поток следует вдоль побережья Мурманска в Баренцево море. Смешение холодной арктической воды и более теплой воды с более высокой соленостью создает густые слои тумана, в которых могут прятаться конвои, но вода резко снижает эффективность ASDIC, поскольку подводные лодки перемещаются в водах разной температуры и плотности. [ 5 ]
Зимой полярный лед может образовываться на юге в 50 милях (80 км) от мыса Нордкап, а летом он может отступить до Шпицбергена. В этом районе вечная темнота зимой и постоянный дневной свет летом, что делает воздушную разведку практически невозможной. [ 5 ] В районе мыса Нордкап и в Баренцевом море температура моря редко поднимается примерно на 4° С, и человек, находящийся в воде, умрет, если его не спасут немедленно. [ 5 ] Холодная вода и воздух приводят к замерзанию брызг на надстройке корабля, которые необходимо быстро удалять, чтобы корабль не стал тяжелым. Условия на подводных лодках были, пожалуй, еще хуже: лодкам приходилось погружаться в более теплую воду, чтобы очистить надстройку ото льда. Вахтенные члены экипажа подверглись воздействию стихии, масло потеряло вязкость, орехи замерзли и скололись. Нагреватели корпуса были слишком требовательны к току и не могли работать непрерывно. [ 6 ]
Прелюдия
[ редактировать ]Военно-морской
[ редактировать ]Немецкими военно-морскими силами в Норвегии командовал Герман Бём , командующий адмирал Норвеген . В июле 1941 года в Норвегии базировались две подводные лодки, пять эсминцев и множество небольших судов. В сентябре 1942 года было четыре подводных лодки, пять в декабре и четыре в январе 1942 года. [ 7 ] К середине февраля в регионе ожидалось присутствие двадцати подводных лодок: шесть базировались в Норвегии, две — в Нарвике или Тромсё , две — в Тронхейме и две — в Бергене. Гитлер подумывал о создании единого командования, но отказался от этого. Немецкий линкор «Тирпиц» прибыл в Тронхейм 16 января, став первым кораблем общего переброски надводных кораблей в Норвегию. Британским конвоям, направлявшимся в Россию, уделялось мало внимания, поскольку каждый из них насчитывал в среднем всего восемь кораблей, а долгие арктические зимние ночи сводили на нет даже ограниченные Люфтваффе . усилия [ 8 ]
Воздушный флот 5
[ редактировать ]
В середине 1941 года Luftflotte 5 (Воздушный флот 5) был реорганизован для операции «Барбаросса» со штаб-квартирой Luftgau Norwegen (Воздушный регион Норвегии) в Осло . Флигерфюрер Ставангер (командующий авиацией Ставангер ) в центре и на севере Норвегии, Ягдфлигерфюрер Норвеген (лидер истребительной авиации Норвегии) командовал истребительной авиацией, а флигерфюрер Керкенес ( оберст [полковник] Андреас Нильсен) на крайнем севере имел аэродромы в Киркенесе и Банаке . Воздушный флот имел 180 самолетов, шестьдесят из которых были зарезервированы для действий на Карельском фронте против Красной Армии . [ 9 ]
Расстояние от Банака до Архангельска составляло 560 миль (900 км), а у флигерфюрера Керкенеса было всего десять бомбардировщиков Junkers Ju 88 из Kampfgeschwader 30 , тридцать Junkers Ju 87 Stuka пикирующих бомбардировщиков , десять истребителей Messerschmitt Bf 109 из Jagdgeschwader 77 , пять Messerschmitt Bf 110. тяжелых истребители Zerstörergeschwader 76 , десять самолетов-разведчиков и зенитный дивизион. Шестидесяти самолетов было далеко недостаточно в таком климате и местности, где
...благоприятного сезона для операций не существует. ( Эрл Зиемке [1959] в Клаасене [2001]) [ 10 ]
Акцент в воздушных операциях изменился с поддержки армии на операции по борьбе с судоходством только после марта 1942 года, когда арктические конвои союзников стали крупнее и чаще, совпали с усилением Норвегии кораблями и самолетами и менее экстремальными климатическими условиями арктического лета. [ 9 ]
Арктические конвои
[ редактировать ]Конвой определялся как минимум одно торговое судно, идущее под защитой хотя бы одного военного корабля. [ 11 ] Сначала британцы намеревались отправлять конвои в Россию по сорокадневному циклу (количество дней между отправлениями конвоев) зимой 1941–1942 годов, но этот цикл был сокращен до десятидневного цикла. Путь военных кораблей в Мурманск туда и обратно длился три недели, и каждому конвою требовался крейсер и два эсминца, что сильно истощало флот метрополии . Конвои покинули порт и встретились с эскортом в море. Крейсер обеспечивал дальнее прикрытие с позиции западнее острова Медвежий . Воздушная поддержка была ограничена 330-й и й эскадрильями 269 - берегового командования Королевских ВВС из Исландии с некоторой помощью противолодочных патрулей из Саллома Во на Шетландских островах , вдоль побережья Норвегии. Противолодочные траулеры сопровождали конвои на первом участке пути. Траулеры, построенные для арктических условий, представляли собой угольные суда с достаточной выносливостью. Командовали траулерами их экипажи мирного времени и капитаны в звании шкипера военно Королевского -морского резерва (РНР), привыкшие к арктическим условиям, дополненные противолодочными специалистами Королевский военно-морской добровольческий резерв (RNVR). [ 12 ] Британские тральщики, базировавшиеся в Архангельске, встретили конвои и присоединились к эскорту на оставшуюся часть пути. [ 13 ]
Конвой PQ 1
[ редактировать ]Формирование конвоя
[ редактировать ]столбец 1 | столбец 2 | столбец 3 | столбец 4 |
---|---|---|---|
11 Ты поймешь |
21 Атлантический |
31 Северный король |
41 Елена II |
12 Блэрневис |
22 Город Антверпен |
32 Река Афтон |
42 Гармонический |
13 — |
23 Лорка |
33 драгоценный камень |
43 Черный Рейнджер |
Путешествие
[ редактировать ]
Префикс кода PQ был выбран из инициалов коммандера Филиппа Квеллина Робертса, оперативного офицера Адмиралтейства. Конвой состоял из британских торговых судов Atlantic , Blairnevis , Elna II , Harmonic , Gemstone , экипаж которых отказывается отплыть до тех пор, пока не будут предоставлены дополнительные одеяла, Lorca , River Afton и флотского нефтяника Black Ranger ; также плавали панамский корабль «Капира» и бельгийский «Виль д'Анверс» . Корабли были загружены сырьем, двадцатью танками и 193 «Харрикейн» истребителями . Сопровождением класса County крейсер HMS Suffolk , эсминец HMS Impulsive и тральщики HMS Britomart , Leda , Hussar и Gossamer следовали на базу в Кольском заливе тяжёлый . На некоторых этапах путешествия присутствовали и другие корабли. У North King отказал двигатель, но команда машинного отделения снова запустила его, несмотря на шторм. Корабли прибыли в Архангельск на день раньше, 11 октября, пройдя сквозь почти постоянную тьму арктической зимы. [ 15 ]
Последствия
[ редактировать ]
Конвой PQ 1 прибыл 11 октября 1941 года без потерь. Немцы мало внимания уделяли первым одиннадцати британским конвоям до марта 1942 года, каждый из которых в среднем насчитывал всего восемь кораблей. [ 16 ] [ а ] В зимней темноте люфтваффе с большим трудом обнаруживало конвои союзников, что делало атаки на Мурманск и южную железную дорогу более практичными. По мере того, как в 1942 году усилия союзников по снабжению увеличились, по арктическому маршруту было перевезено 1,2 миллиона тонн грузов из общего объема в 2,3 миллиона тонн, усиление Люфтваффе и Кригсмарине привело к увеличению масштабов и эффективности немецких контрмер. [ 16 ]
Для защиты возвратных конвоев и поиска мин командующий Флотом Метрополии Джон Тови сформировал на Кольской военно-морской базе отряд океанских тральщиков класса Halcyon, которые имели скорость, вооружение и противолодочные возможности, аналогичные у корветов класса «Цветок» . Как специализированные суда, тральщики обычно имели опытных кадровых офицеров. Нефтяник ( RFA Aldersdale прибыл в рамках операции «Дервиш» 21–31 августа 1941 г.), чтобы остаться на Коле, чтобы заправить корабли на обратный путь. Советские эсминцы в Полярном могли усилить сопровождение конвоев на последней части пути. [ 17 ]
Последующие операции
[ редактировать ]С момента операции «Дервиш» в конце августа 1941 года первый конвой, включавший семь кораблей, до 20 декабря еще шесть конвоев (конвой PQ 1–конвой PQ 6) отправили 45 кораблей, все из которых достигли Архангельска или Мурманска. Немецкая осведомленность об этих конвоях и об ответных конвоях, идущих на запад (от конвоя QP 1 до конвоя QP 4), была слишком смутной, чтобы планировать нападения на конвои со стороны Кригсмарине или Люфтваффе . 13 ноября 1941 года главнокомандующий ( -адмирал Гросс гросс -адмирал) Кригсмарине Эрих Редер сообщил Гитлеру, что из-за экстремальных погодных условий и отсутствия воздушной разведки перспективы небольшого количества подводных лодок в Северном Ледовитом океане были плохими. [ 18 ]
Список кораблей
[ редактировать ]Торговые суда
[ редактировать ]Имя | год | ОРТ | Флаг | Примечания |
---|---|---|---|---|
Атлантический | 1939 | 5,414 | ![]() |
Капитан Д. Ридли, командир конвоя |
RFA Черный Рейнджер | 1941 | 3,417 | ![]() |
Отправлен 4 октября для встречи возвращающегося домой конвоя QP 1. |
Блэрневис | 1930 | 4,155 | ![]() |
|
Ты поймешь | 1920 | 5,625 | ![]() |
|
Елена II | 1903 | 3,221 | ![]() |
|
драгоценный камень | 1938 | 4,986 | ![]() |
|
Гармонический | 1930 | 4,558 | ![]() |
|
Лорка | 1931 | 4,875 | ![]() |
|
Северный король | 1903 | 4,934 | ![]() |
|
Река Афтон | 1935 | 5,479 | ![]() |
|
Город Антверпен | 1920 | 7,462 | ![]() |
Сопровождение
[ редактировать ]Имя | Флаг | Тип | Примечания |
---|---|---|---|
HMS Антилопа | ![]() |
Разрушитель | Сопровождение 29 сентября – 4 октября в составе Black Ranger. |
HMS Энтони | ![]() |
Разрушитель | Эскорт 29 сентября – 2 октября |
HMS Бритомарт | ![]() |
Тральщик | Эскорт 29 сентября – 11 октября |
HMS Эскапада | ![]() |
Разрушитель | Эскорт 2–11 октября |
HMS Паутина | ![]() |
Тральщик | Эскорт 29 сентября – 11 октября |
HMS Харриер | ![]() |
Тральщик | Местное сопровождение 10–11 октября |
HMS Гусар | ![]() |
Тральщик | Эскорт 29 сентября – 11 октября |
HMS Импульсивный | ![]() |
Разрушитель | Эскорт 29 сентября – 11 октября |
ГМС Ведущий | ![]() |
Тральщик | Эскорт 29 сентября – 11 октября |
HMS Саффолк | ![]() |
Тяжелый крейсер | Эскорт 29 сентября – 11 октября |
Урицкий | ![]() |
Разрушитель | Местное сопровождение 10–11 октября |
Валериан Куйбышев | ![]() |
Разрушитель | Местное сопровождение 10–11 октября |
Примечания
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Вудман 2004 , с. 22.
- ^ Хэнкок и Гоуинг, 1949 , стр. 359–362.
- ^ Макси 2004 , стр. 141–142; Хинсли 1994 , стр. 141, 145–146.
- ^ Кан 1973 , стр. 238–241.
- ^ Jump up to: а б с д Клаасен 2001 , стр. 195–197.
- ^ Патерсон 2016 , стр. 100–101.
- ^ Ран 2001 , стр. 348, 442.
- ^ Клаасен 2001 , стр. 190–192, 194.
- ^ Jump up to: а б Клаасен 2001 , стр. 188–189.
- ^ Клаасен 2001 , стр. 188–189; Зиемке 1959 , с. 317.
- ^ Роскилл 1957 , с. 92.
- ^ Вудман 2004 , с. 44.
- ^ Роскилл 1957 , стр. 92, 492.
- ^ Jump up to: а б с Рюгг и Гаага, 1993 , с. 22.
- ^ Вудман 2004 , с. 42.
- ^ Jump up to: а б Клаасен 2001 , стр. 194–195.
- ^ Jump up to: а б Вудман 2004 , с. 43.
- ^ Ран 2001 , с. 443.
Ссылки
[ редактировать ]- Буг, Х.; Ран, В.; Штумпф, Р.; Вегнер, Б. (2001). Глобальная война: расширение конфликта до мировой войны и смена инициативы 1941–1943 гг . Германия во Второй мировой войне. Том. VI. Перевод Осерса Э.; Браунджон, Дж.; Крэмптон, П.; Уиллмот, Л. (перевод Oxford University Press, Лондонское изд.). Потсдам: Militärgeschichtliches Forschungsamt (Научно-исследовательский институт военной истории). ISBN 0-19-822888-0 .
- Ран, В. «Часть III. Война на море в Атлантике и Северном Ледовитом океане. III. Ведение войны в Атлантике и прибрежной зоне (б) Третий этап, апрель – декабрь 1941 г.: Расширение Районы деятельности». В Boog et al. (2001) .
- Клаасен, ARA (2001). Северная война Гитлера: злополучная кампания Люфтваффе, 1940–1945 гг . Лоуренс, Канзас: Университетское издательство Канзаса. ISBN 0-7006-1050-2 .
- Хэнкок, Западная Каролина ; Гоуинг, ММ (1949). Хэнкок, В.К. (ред.). Британская военная экономика . История Второй мировой войны, Гражданская серия Соединенного Королевства. Лондон: HMSO. OCLC 630191560 .
- Хинсли, Ф.Х. (1994) [1993]. Британская разведка во Второй мировой войне: ее влияние на стратегию и операции . История Второй мировой войны, Военная серия Соединенного Королевства (2-е изд., сокращенное изд.). Лондон: HMSO. ISBN 978-0-11-630961-7 .
- Кан, Д. (1973) [1967]. Взломщики кодов: История тайного письма (10 апреля. Signet, изд. Чикаго). Нью-Йорк: Макмиллан. LCCN 63-16109 . OCLC 78083316 .
- Макси, К. (2004) [2003]. Искатели: радиоперехват в двух мировых войнах (изд. Cassell Military в мягкой обложке). Лондон: Касселл. ISBN 978-0-304-36651-4 .
- Патерсон, Лоуренс (2016). Сталь и лед: бой подводных лодок в Арктике и Черном море 1941–45 . Страуд: Историческая пресса. ISBN 978-1-59114-258-4 .
- Роскилл, SW (1957) [1954]. Батлер, JRM (ред.). Война на море 1939–1945: Оборона . Военная серия Соединенного Королевства по истории Второй мировой войны. Том. Я (4-е изд.). Лондон: HMSO. OCLC 881709135 . Архивировано из оригинала 27 февраля 2022 года.
- Рюгг, Р.; Гаага, А. (1993) [1992]. Конвои в Россию: конвои союзников и надводные операции ВМФ в арктических водах 1941–1945 (2-е изд., англ. Ред.). Кендал: Всемирное судоходное общество. ISBN 0-905617-66-5 .
- Вудман, Ричард (2004) [1994]. Арктические конвои 1941–1945 гг . Лондон: Джон Мюррей. ISBN 978-0-7195-5752-1 .
- Зиемке, Эрл Ф. (1959). Немецкий Северный театр военных действий, 1940–1945 гг . Вашингтон, округ Колумбия: Штаб-квартира Министерства армии США. OCLC 610363660 . 20-271.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Блэр, Клэй (1996). Гитлеровская подводная война: Охотники 1939–42 . Том. Я . Лондон: Касселл. ISBN 0-304-35260-8 .
- Кемп, Пол (1993). Конвой! Драма в арктических водах . Лондон: Arms and Armor Press. ISBN 1-85409-130-1 – через Archive Foundation.
- Ровер, Юрген; Хюммельхен, Герхард (2005) [1972]. Хронология войны на море, 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (3-е изд.). Лондон: Издательство Чатем. ISBN 1-86176-257-7 .
- Роскилл, SW (1962) [1956]. Период равновесия . История Второй мировой войны : Война на море 1939–1945 гг. Том. II (3-е впечатление изд.). Лондон: HMSO . OCLC 174453986 . Архивировано из оригинала 6 марта 2014 года.
- Шофилд, Бернард (1964). Российские конвои . Лондон: BT Бэтсфорд. OCLC 906102591 – через Archive Foundation.