Jump to content

Операция Фритэм

Координаты : 78 ° 14'48 "N 15 ° 40'38" E  /  78,24667 ° N 15,67722 ° E  / 78,24667; 15,67722

Операция Фритэм
Часть Арктической кампании Второй мировой войны.

Общий вид Норвегии (Шпицберген обведен кружком)
Дата 30 апреля - 14 мая 1942 г.
Расположение 78 ° 14'48 "N 15 ° 40'38" E  /  78,24667 ° N 15,67722 ° E  / 78,24667; 15,67722
Результат См. «Последствия» . раздел
Воюющие стороны
 Норвегия
 Великобритания
 Германия
Командиры и лидеры
Эйнар Свердруп (убит 14 мая 1942 г.) Доктор Эрих Этьен (убит 23 июля 1942 г.)
Сила
82 мужчины
СС Селис ( транспортный корабль )
СС Исбьёрн (ледокол)
4 Фокке-Вульфа 200 кондоров
Жертвы и потери
12 убитых
15 раненых
2 умерли от ран
4 (23 июля 1942 г.)

Операция «Фритам» союзников (30 апреля — 14 мая 1942 года) — военная операция во время Второй мировой войны по обеспечению безопасности угольных шахт на Шпицбергене , главном острове архипелага Шпицберген , в 650 милях (1050 км) от Северного полюса и примерно на том же расстоянии. расстояние от Норвегии. Целью операции было отказать острова в распоряжении нацистской Германии .

Группа войск Свободной Норвегии отплыла из Шотландии 30 апреля 1942 года, чтобы вновь оккупировать остров и изгнать немецкую метеорологическую группу. 14 мая четыре немецких бомбардировщика-разведчика потопили корабли в Грин-Харборе; командир Эйнар Свердруп и еще одиннадцать человек были убиты, еще одиннадцать членов отряда были ранены, а большая часть припасов пропала вместе с кораблями.

26 мая летающая лодка «Каталина» «П-Питер» перелетела на Шпицберген; Экипаж вступил в контакт с Fritham Force и уничтожил Ju 88 застрявший на земле немецкий бомбардировщик . Еще больше вылетов доставляли припасы, атаковали немецкие метеорологические базы, эвакуировали раненых и спасали моряков, потерпевших кораблекрушение. Операция Gearbox (30 июня - 17 сентября 1942 г.) заменила Фритама после того, как HMS Manchester и эсминец HMS Eclipse доставили еще 57 норвежцев и 116 длинных тонн (118 т) припасов. Операция Gearbox II началась 17 сентября.

К осени плацдарм союзников на Шпицбергене был укреплен, и ВМС использовали Шпицберген в качестве временной базы для дозаправки арктических конвоев. 22 сентября «Каталина» доставила новое беспроводное оборудование, а в ноябре крейсер « Тускалуса» и пять эсминцев доставили дополнительные норвежские войска. В ходе операции «Цитронелла» (6–9 сентября 1943 г.) Баренцбург подвергся бомбардировке немецкой военно-морской эскадрой, в том числе немецким линкором «Тирпиц» , и высадился десант для уничтожения объектов.

Шпицберген

[ редактировать ]
Топографическая карта Шпицбергена

Архипелаг Шпицберген находится в Северном Ледовитом океане, в 650 милях (1050 км) от Северного полюса . Острова гористые, с постоянно покрытыми снегом вершинами, некоторые покрыты льдом; На дне крутых долин и некоторых прибрежных равнин встречаются редкие речные террасы. Зимой острова покрываются снегом, а заливы покрываются льдом. На западном побережье острова Шпицберген есть несколько больших фьордов, а ширина Исфьорда достигает 10 миль (16 км). Гольфстрим согревает воду , и летом море освобождается ото льда. Поселения были основаны в Лонгйире и Баренцбурге в заливах вдоль южного берега Исфьорда, в Кингс-Бей (Куэйд-Хок) дальше на север вдоль побережья и в Ван-Мийенфьорде на юге. [ 1 ]

Поселения привлекали колонистов разных национальностей, а договор 1920 года нейтрализовал острова и признал права стран-участниц на добычу полезных ископаемых и рыболовство. До 1939 года население насчитывало около 3000 человек, в основном норвежцев и русских, работавших в горнодобывающей промышленности. Шахты были связаны с берегом воздушными канатными дорогами или рельсами, а сброшенный зимой уголь после летней оттепели собирался на кораблях. К 1939 году производство составляло около 500 000 длинных тонн (510 000 тонн) в год, разделенное между Норвегией и Россией. [ 1 ]

Сигнальная разведка

[ редактировать ]

В Британской правительственной школе кодирования и шифрования (GC&CS), расположенной в Блетчли-Парке, располагалась небольшая группа специалистов по взлому кодов и аналитиков дорожного движения . немецкой машины «Энигма» Home Waters ( Heimish К июню 1941 года можно было быстро прочитать настройки ), используемой надводными кораблями и подводными лодками. 1 февраля 1942 года машины «Энигма», использовавшиеся на подводных лодках в Атлантике и Средиземноморье, были заменены, но немецкие корабли и подводные лодки в арктических водах продолжали использовать более старые машины «Хеймиш» ( «Хирад» с 1942 года, «Дельфин» — британские). К середине 1941 года британские Y-станции смогли принимать и читать Люфтваффе передачи W/T и заранее предупреждать об операциях Люфтваффе . В 1941 году группы перехвата под кодовым названием «Головные боли» были отправлены на военные корабли, а с мая 1942 года компьютеры плавали вместе с адмиралами крейсеров, командующими эскортом конвоев, для чтения сигналов W/T Люфтваффе , которые не могли быть перехвачены наземными станциями в Великобритании. Адмиралтейство отправило подробную информацию о частотах беспроводной связи Люфтваффе , позывных и ежедневных местных кодах в компьютеры . В сочетании со знанием Люфтваффе процедур компьютеры могли давать довольно точные сведения о немецких разведывательных вылетах и ​​иногда предсказывать атаки за двадцать минут до того, как они были обнаружены радаром. [ 2 ] В феврале 1942 года немецкий Beobachtungsdienst ( B-Dienst , Служба наблюдения) Кригсмарине Marinenachrichtendienst ( MND, Служба военно-морской разведки) взломал военно-морской шифр № 3 и смог прочитать его до января 1943 года. [ 3 ]

[ редактировать ]
Ледяной фьорд (2012)

Немцы оставили острова Шпицберген в покое во время вторжения в Норвегию в 1940 году, и, за исключением нескольких норвежцев, перешедших на корабли союзников, мало что изменилось; радиостанции на островах продолжали передавать сводки погоды. [ 4 ] С 25 июля по 9 августа 1940 года адмирал Хиппер отплыл из Тронхейма, чтобы обыскать район от Тромсё до Медвежьего острова и Шпицбергена, чтобы перехватить британские корабли, возвращающиеся из Петсамо , но нашел только финское грузовое судно. [ 5 ] 12 июля 1941 года Адмиралтейству было приказано собрать отряд кораблей для действий в Арктике во взаимодействии с СССР, несмотря на возражения адмирала Джона (Джека) Тови , командующего Флотом метрополии , который предпочитал действовать южнее. , где было больше целей и лучшее прикрытие с воздуха. [ 6 ]

Контр-адмиралы Филип Виан и Джеффри Майлз прилетели в Полярный, а Майлз основал британскую военную миссию в Москве. [ 6 ] Виан сообщил, что Мурманск находится близко к территории, контролируемой немцами, что его противовоздушная оборона недостаточна и что перспективы наступательных операций на немецкие корабли плохие. Виан был отправлен осмотреть западное побережье Шпицбергена , главного острова архипелага Шпицберген, который в основном был свободен ото льда и находился в 450 милях (720 км) от северной Норвегии, чтобы оценить его потенциал в качестве базы. Крейсеры HMS «Нигерия» , HMS «Аврора» и два эсминца покинули Исландию 27 июля, но Виан ошибочно счел очевидные преимущества Шпицбергена как базы. [ 7 ] Эти силы дважды приближались к норвежскому побережью и каждый раз были обнаружены самолетами-разведчиками Люфтваффе . [ 8 ]

Операция «Перчатка»

[ редактировать ]
Несуществующий транспортер угля, Лонгйир, 2008 г.

Когда в Исландии собирался первый арктический конвой операции «Дервиш», 19 августа Виан вместе с отрядом А отправился на Шпицберген в рамках операции «Перчатка». Норвежское и российское гражданское население должно было быть эвакуировано с использованием одних и тех же двух крейсеров в сопровождении пяти эсминцев сопровождения, нефтяника и RMS Empress of Canada , военного транспорта, на борту которого находились 645 человек, в основном канадская пехота. [ а ] Экспедиция высадилась в Баренцбурге , чтобы саботировать угольную промышленность, эвакуировать норвежское и советское гражданское население и захватить все корабли, которые можно было найти. Около 2000 русских были доставлены в Архангельск на «Императрице Канады» в сопровождении одного из крейсеров и трех эсминцев, которые встретились с остальными силами группы А у Баренцбурга 1 сентября. [ 8 ]

Нормальную работу на радиостанции в Баренцбурге поддерживал назначенный норвежским военным губернатором лейтенант Рагнвальд Тамбер ; три угольщика, отправленные с материка, были угнаны вместе с тюленьим кораблем MS Selis , ледоколом SS Isbjørn , буксиром и двумя рыболовецкими лодками. Канадский десант вновь высадился на борт 2 сентября, а 3 сентября отряд отплыл домой с 800 норвежскими гражданскими лицами и призами . [ 10 ] Два крейсера направились к норвежскому побережью для охоты на немецкие корабли и в штормовую погоду и плохую видимость рано утром 7 сентября обнаружили немецкий конвой у Поршангера недалеко от мыса Нордкап . Крейсеры потопили учебный артиллерийский корабль «Бремзе» , но двум транспортникам с 1500 человек на борту удалось спастись. Нигерия была повреждена, предположительно, потерпела крушение, но военно-морские силы достигли Скапа-Флоу . 10 сентября [ 11 ] [ 10 ] [ б ]

Операция Бансо, 1941–1942 гг.

[ редактировать ]
Карта расположения Лонгйирбюена (красным цветом) на Шпицбергене

После операции «Перчатка» (25 августа – 3 сентября 1941 г.) британцы ожидали, что немцы оккупируют Шпицберген как базу для атак на арктические конвои. Немцев больше интересовали метеорологические данные, поскольку Арктика является источником большей части погоды в Западной Европе. К августу 1941 года союзники уничтожили немецкие метеостанции в Гренландии, на острове Ян-Майен , на острове Медвежий ( Бьёрнёя ) и гражданские сводки погоды со Шпицбергена. Немцы использовали сводки погоды с подводных лодок, самолетов-разведчиков, траулеров и других кораблей, но они были слишком уязвимы для атак. Кригсмарине . и Люфтваффе обследовали наземные площадки для размещения метеостанций в зоне действия морского и воздушного снабжения, некоторые из которых будут пилотируемыми, а другие автоматическими Wettererkundungsstaffel 5 ( Wekusta 5), ​​входящий в состав Luftflotte 5 , базировался в Банаке на севере Норвегии, как только объекты были готовы. He 111 и Ju 88 из Wekusta 5 пролетели над Северным Ледовитым океаном, мимо Шпицбергена и Ян-Майена в направлении Гренландии; Приобретенный опыт позволил подразделению осуществлять транспортировку и поставку пилотируемых и автоматических метеостанций. [ 13 ]

После того, как в начале сентября радиостанция на Шпицбергене загадочным образом прекратила передачу, немецкие разведывательные полеты из Банака обнаружили канадские разрушения, горящие угольные свалки и увидели одного человека, отказника от военной службы по соображениям совести, который отказался уехать, махавшего им рукой. Доктор Эрих Этьен , бывший полярный исследователь, командовал операцией по установке на островах пилотируемой станции, но зима была неминуема. Залив Адвент ( Адвент-фьорден ) был выбран из-за его широкой долины, более безопасного подхода для самолетов; его недра из аллювиального гравия были приемлемыми для посадочной площадки. Юго-восточная ориентация возвышенности не препятствовала беспроводной связи с Банаком, а поселение Лонгйир (город Лонгйир) находилось неподалеку. Была выделена взлетно-посадочная полоса с северо-запада на юго-восток размерами примерно 1800 на 250 ярдов (1650 на 230 м), которая была твердой в сухом состоянии и твердой в замерзшем, но могла заболачиваться после дождя и весенней оттепели. Немцы использовали хижину Ханса Лунда в качестве диспетчерской и радиостанции, а внутреннюю хижину Йортхамн на юго-востоке готовили в качестве замены. Сайту присвоено кодовое название Бансо (из Банака и Шпицбергена Оя); 25 сентября начались переправы людей, оборудования и припасов. Пилоты He 111, Ju 88 и Ju 52 получили опыт посадки на мягкий грунт, изрезанный колеями и валунами. [ 14 ]

Вид на Лонгйирбюен, Адвентсфьорд и Адвентдален (2006 г.)

Британцы следили за событиями от Блетчли-Парка до «Ультры» , что облегчилось благодаря готовности Германии регулярно использовать радиосвязь. Четыре британских тральщика, следовавшие из Архангельска, были направлены на расследование и 19 октября достигли Исфьорда. Экипаж самолета Wekusta 5 заметил корабли, готовившиеся к приземлению, и тридцать человек в Адвент-фьорде были быстро доставлены в безопасное место с помощью самолета и двух транспортных самолетов Ju 52. Когда прибыли британцы, Адвент-фьорд был пуст, но некоторые кодовые книги удалось восстановить; когда корабли ушли, немцы вернулись. После 38 рейсов снабжения доктор Альбрехт Молль и трое мужчин прибыли, чтобы провести зиму 1941–1942 годов, передавая сводки погоды. 29 октября 1941 года Ганс Кноспель и пять метеорологов были размещены Кригсмарине в Лиллиехёкфьорде , ответвлении Кроссфьорда на северо-западе Шпицбергена. [ 15 ] [ с ] Посадка самолетов была более рискованной зимой, когда посадочная площадка или покрытая льдом бухта были промерзшими, поскольку мягкий снег сверху мог скопиться перед колесами самолета и резко остановить его или помешать ему достичь взлета. сбросить скорость при выезде. Снежный покров может также закрыть ямы, в которые может упасть колесо, что может привести к повреждению ходовой части или гребного винта. [ 17 ]

Группа Молля в Адвент-фьорде вызвала самолет, когда погода была подходящей, и, сделав низкие и медленные проходы, чтобы проверить посадочную площадку на наличие препятствий, пилот решил, приземлиться ли. 2 мая 1942 года экипаж высадил в Банаке ящик с Kröte («жаба»), автоматической метеостанцией, подключенной к радиостанции дальнего действия. [ 18 ] [ д ] Как только позволит погода, его должны были доставить самолетом в Бансо, а группу Молля вернуть обратно. Лишь 12 мая благоприятный прогноз погоды достиг Банака, и были отправлены He 111 и Ju 88 с припасами и техническими специалистами для установки Kröte . Самолет достиг Адвент-фьорда в 5:45 утра , и после тщательного осмотра земли пилот «Хейнкеля» в конце концов приземлился, держа хвост высоко над снегом. Основные колеса быстро вытолкнули перед собой сугроб утрамбованного снега, и самолет чуть не перевернулся. Десять членов экипажа и пассажиров присоединились к наземной группе, которая с энтузиазмом приветствовала их, проведя в одиночестве шесть месяцев; Пилот Ju 88 был предупрежден сигнальной ракетой и вернулся в Банак. [ 19 ]

Прелюдия

[ редактировать ]
[ редактировать ]

В начале 1942 года Адмиралтейство возобновило интерес к Шпицбергену, воодушевленное заявлениями норвежцев, обеспокоенных ухудшением состояния угольных шахт. Норвежцы ожидали значительного увеличения спроса на их уголь после окончания войны. Норвежцы предложили небольшое количество людей, местных жителей Шпицбергена и хорошо привыкших к арктическим условиям, а также «Селис» и «Исбьёрн» , доставленные со Шпицбергена в ходе операции «Перчатка». корабли [ 20 ] Норвежцы заверили британцев, что их людям потребуется лишь базовая военная подготовка, поскольку они были островитянами, возвращающимися на родину, а не силами вторжения, что также соответствовало условиям Акта о Шпицбергене (1925 г.). Местные опасения норвежцев и стратегические интересы Адмиралтейства в поддержке арктических конвоев в СССР совпали, и был организован разведывательный полет «Каталины» из Саллом-Во. [ 21 ]

Британские разведывательные полеты

[ редактировать ]

4−5 апреля

[ редактировать ]

Летающая лодка Catalina J-Johnnie (лейтенант [F/L] DE Hawkins) из 240-й эскадрильи Королевских ВВС (RAF) вылетела на Шпицберген 4–5 апреля с майором Эйнаром Свердрупом из норвежской бригады (бывшим директором Store Norske) . Шпицберген Кулкомпани [Великая норвежская угольная компания Шпицбергена]) со Шпицбергена и лейтенант Александр (Сэнди) Глен (РНВР), руководитель арктической экспедиции Оксфордского университета, 1935–1936 гг. Полет был зарегистрирован как Специальный полет — секретная операция по разведке населенных пунктов на острове и обследованию возможного маршрута конвоя на острова по кромке полярных льдов между Ян-Майеном и Шпицбергеном, для проверки обледенения во фьордах Шпицберген и ищите признаки немецкой оккупации. Исфьорд был залит солнечным светом, когда прибыла «Каталина», и Свердруп и Глен могли видеть угольные свалки в Грумантбайене и Баренцбурге, тлеющие от сносов в ходе операции «Перчатка», но не было дыма над Лонгйирбюеном. На снегу вокруг поселений не было видно ни следов, ни других признаков проживания; Свердруп и Глен сообщили, что острова необитаемы и что высадка не встретит сопротивления. Путешествие туда и обратно длиной 2500 миль (4000 км) от Саллома Во заняло 26 часов, что в необычно раннее время года для полетов так далеко на север. [ 22 ]

11 апреля

[ редактировать ]
Пример Heinkel He 111

11 апреля был заказан полет «на пределе выносливости», чтобы найти кромку льда между Ян-Майеном и Медвежьим островом, чтобы обследовать возможный маршрут конвоя к северу от острова. В Лонгйире, в заливе Адвент, можно было увидеть опрокинутые на бок пилоны конвейерной системы, которая вывозила уголь из шахт, что стало еще одним результатом операции «Перчатка». На окраине поселения были видны две мачты и рельсы вокруг близлежащих построек; Пилот проследовал по лыжным трассам вдоль долины и заметил He 111, окружавший его. Артиллеристы «Каталины» произвели 1500 выстрелов и заявили об уничтожении бомбардировщика; артиллеристы также сообщили, что попали в нескольких мужчин и хижину. Чтобы сэкономить топливо, британцы прервались, направились домой и отменили осмотр Медвежьего острова. Самолет достиг Северного Унста на Шетландских островах в 16:00 , и их отчет в штаб берегового командования был отправлен в Адмиралтейство, которое дало Исбьёрну сигнал предупредить Свердрупа. [ 23 ]

Осмотр пилота «Хейнкеля» показал, что в него попало всего тридцать пуль и ни один из 14 присутствовавших мужчин не был ранен. Самолет получил пробоины в нескольких местах, но выглядел годным к полетам, и его быстро выгрузили. Пилот и радист поднялись на борт и расровняли снег, руля взад и вперед, уплотняя снег под колесами, но не оставляя колеи. Сначала для движения требовалась полная мощность, но после шести заходов можно было попытаться взлететь; Ниже конца полосы была речная терраса, и падение с нее дало «Хейнкелю» достаточную скорость, чтобы оставаться в воздухе. Ледяной ветер дул через дыры в остеклении кабины, в правом двигателе начало терять масло, сломалась радиосвязь, но самолет достиг Банака; повреждение пули оказалось сильнее, чем предполагалось. [ 24 ]

После разведывательного полета со Свердрупом и Гленом в начале апреля, за которым последовала неспособность проникнуть в туман 4 мая, плюс интерес Адмиралтейства к положению арктических льдов, еще одна ледовая съемка от острова Медвежий до Шпицбергена, оттуда до Ян-Майена и 10 мая было приказано направить территорию к западу от Медвежьего острова. До 12 мая должна была быть проведена разведка Исфьордена, мыса Линне и залива Адвент. Хили отсутствовал, и вылет совершил экипаж 210-й эскадрильи «Каталина» под командованием лейтенанта Дж. Г. Потье. Маршрут «Каталины» пролегал от Макле-Флугга на Шетландских островах до Ян-Майена, чтобы проверить кромку льда в Гренландском море , затем до Исфьордена, где он достиг берега в 5:50 утра. Британцы поймали беспроводной сигнал Люфтваффе со Шпицбергена, увидели курили над Баренцбургом и делали фотографии, на которых не было обнаружено никаких следов или лыжных трасс. Через несколько мгновений после предупреждения Ju 88 о приземлении немцы в Бансё услышали приближающийся с севера еще один самолет. [ 25 ]

Радиолокационная фотография Шпицбергена ( Envisat , 2011 г.)

Британцы и норвежцы планировали операцию «Фритам» — отправку группы из 92 человек с реки Клайд на ледоколе D/S Isbjørn и тюленьом Selis (лейтенант Королевского флота Норвегии Х. Ой ) на Шпицберген, главный остров Архипелаг Шпицберген, через остановку в Акюрейри на северном побережье Исландии, чтобы принять припасы. [ 20 ] Группу Норвежской бригады сопровождали Глен, подполковник АСТ Годфри и майор Амхерст Ватман , из компании Royal Signals специалист-радиооператор. Полеты Хили и его команды были частью операции, но имели другую цель, изложенную в меморандуме от 24 апреля 1942 года штаба берегового командования группе AOC 18 и раскрытую только Хили. Глен проинформировал экипаж, что целью ледовой разведки было отслеживание отступления арктического ледяного покрова , скорость которого менялась от года к году. Туман, часто замерзающий, обычно появлялся у кромки льда, и скорость таяния после зимних заморозков нужно было изучать в течение двух месяцев. 30 апреля 1942 года Исбьёрн и Селис отплыли из Гринока. [ 26 ]

Подслушивание британцами сообщений немецкой «Энигмы» показало, что немецкие самолеты-разведчики пролетали над Шпицбергеном 26 и 27 апреля. 3 мая план полета, подготовленный Хили на Шпицберген, был изменен, чтобы включить осмотр Исфьорда и попытку высадить Глена и Годфри на мысе Линне. Свердрупа предупредили, что в Кингс-Бей, вероятно, были немцы, за день до отплытия группы из Исландии, и высадка там была отменена; суда направились в Исфьорден и приземлились в Грин-Харборе, где лед мог растаять. Корабли были прочно построены и на каждом из них было 20-мм зенитное орудие «Эрликон», но никто из отряда не был обучен их использованию. Беспроводное оборудование было явно неадекватным; Ватман отремонтировал и эксплуатировал установку, но почти не надеялся, что она будет работать далеко за пределами острова Ян-Майен; комплект сломался во время путешествия в Исландию и не работал до конца путешествия. Глен и Годфри прилетели в Акюрейри на «Каталине», встретились с экспедицией, и корабли отплыли 8 мая с копией ледового отчета, сделанного после разведывательного полета тремя днями ранее. Кораблям пришлось взять более восточный курс, чем предполагалось, но они смогли обойти полярные льды с небольшим риском быть замеченными самолетом, оказавшимся к северо-востоку от Ян-Майена. [ 27 ]

Операция Фритэм

[ редактировать ]
Focke -Wulf Fw 200 Condor того же типа, что потопил D/S Isbjørn и MS Selis .

Норвежские корабли достигли Шпицбергена 13 мая и вошли в Исфьорд в 20:00, но предупреждение Адмиралтейства о немецких самолетах получено не было. Группа сошла на берег у мыса Линне и не сообщила об отсутствии признаков человеческого жилья, после чего корабли поплыли на восток вдоль Исфьордена и обнаружили, что не могут достичь залива Адвент из-за льда. Корабли повернули на юг, к Грин-Харбору, и вместо этого приземлились в Финнесете. Залив был покрыт льдом толщиной до 4 футов (1,2 м), который Исбьёрн мог сломать, но лишь медленно. Годфри хотел немедленно разгрузить корабли и вывезти припасы на берег, но Свердруп приказал сначала сделать перерыв, так как во время путешествия люди были заперты взаперти. Раскол льда был отложен до полуночи 14 мая, и группы были отправлены на разведку Баренцбурга и Финнесета. [ 28 ]

В 5:00 утра Ju 88 пролетел от мыса Линне до залива Адвент вдоль Исфьордена на высоте 600 футов (180 м). Самолет не отклонился от курса, но корабли не могли остаться незамеченными. Разведывательные группы никого не обнаружили у своих целей, но им потребовалось время до 17:00, чтобы вернуться, когда Исбьёрн прорубил во льду длинный канал, но все еще был далеко от Финнесета. Свердруп настоял на том, чтобы добраться до пристани в Баренцбурге, чтобы быстрее разгрузиться. После 15-часового пробивания льда в 20:30 появились четыре дальних разведчика-бомбардировщика FW 200 Condor. Из-за таких высоких склонов долины бомбардировщики прибыли без предупреждения и едва не промахнулись по кораблям во время первого и второго заходов бомбардировок, бомбы подпрыгивали по льду, прежде чем взорваться, а ответный огонь орудий Эрликона не имел никакого эффекта. Третий бомбардировщик поразил Исбьёрн , который сразу же затонул, и вскоре Селис был подожжен, члены группы были подброшены в воздух взрывами или прыгнули на лед, когда артиллерийский расчет вел перестрелку с бомбардировщиками. [ 29 ]

Мужчины разбежались, уклоняясь от обстрелов бомбардировщиков, и примерно через тридцать минут «Кондоры» улетели. не осталось ничего, От Исбьёрна кроме дыры во льду, Селис все еще горел, а тринадцать человек были мертвы, включая Свердрупа и Годфри. Девять человек были ранены (двое мужчин позже скончались от ран), а шестьдесят членов группы выжили невредимыми. Груз в Исбьёрне , оружие, боеприпасы, продовольствие, одежда и радио были потеряны. Баренцбург находился всего в нескольких сотнях ярдов ото льда, а эвакуация во время операции «Перчатка» восемью месяцами ранее оставила дома нетронутыми. Еды было найдено много, потому что на Шпицбергене было принято делать запасы перед зимой, и вскоре была собрана кладовая из муки, масла, кофе, чая, сахара и грибов. Во время Gauntlet местное стадо свиней было забито, но арктический холод сохранил мясо, а дикую утку можно было разграбить для получения яиц. Для раненых был также найден лазарет, в котором еще были перевязочные материалы. Бомбардировщики Люфтваффе Ju 88 и He 111 вернулись 15 мая, но группа Фритама укрылась в шахтах. [ 29 ]

Баренцбург, 1923 год.

Большую часть дней немецкий самолет летел на восток в сторону залива Адвент или на север в сторону Кингс-Бей, и время, потраченное на обратный полет, показало, что самолет приземлился, что позволяет предположить, что оба места были оккупированы немцами. [ 30 ] Когда 13 мая поврежденный «Хейнкель» вылетел обратно в Банак, там осталось двенадцать человек, а самолеты-разведчики погоды Люфтваффе были перенаправлены в Исфьорден, чтобы сбросить сообщения и припасы. Один из первых полетов пролетел над двумя кораблями «Фритэм», которые были приняты за советское подразделение спецназа, и привел к атаке «Кондоров». Полет 15 мая обнаружил, что второй корабль все еще горит и что немецкая группа в Бансё разметила взлетно-посадочную полосу на льду в заливе Адвент. Бомбардировщику удалось приземлиться и взлететь, что стало началом полетов снабжения, необходимых для ввода « Крёте» в эксплуатацию. Пилот «Хейнкеля», которого обстреляла «Каталина», пролетел вдоль западного побережья, чтобы избежать рискованного подъема через горы и взглянуть на Баренцбург. Второй корабль затонул, вокруг зданий были следы, но людей не было видно; Самым существенным было отсутствие путей до Лонгйира, а это означало, что посадке не будет препятствовать. «Хейнкель» приземлился на лед, но пилот увидел, что образовались лужи, а это означало, что лед небезопасен. Наземная группа использовала трактор, чтобы вытащить сани с припасами из самолета. «Крёте» заработал, как только его включили, и «Хейнкель» вернулся в Банак. [ 31 ]

Другие самолеты вылетели на Шпицберген, но лужи превратились в дыры, и 18 мая «Хейнкель» при приземлении зацепился за колесо, и пропеллер был поврежден; шасси еще больше затонуло, и самолет застрял. Полеты пришлось отменить до тех пор, пока взлетно-посадочная полоса в Бансё не будет очищена от снега и не высохнет; до тех пор немецкая метеорологическая группа застряла. Во время своих полетов экипажи Люфтваффе заметили лыжные трассы в долине Коулс и пролетели над Баренцбургом по пути к доставке припасов для группы в Бансё. Командование норвежцами перешло к лейтенанту Уве Роллу Лунду, который отправил 35 человек в Свеагруву, через Грёндален, Рейндален, горы Земли Норденшельд , а затем вниз в Ван Миен-фьорд возле Беллсунда . Путешествие заняло у самых быстрых лыжников 36 часов, и один человек погиб в расщелине. Оставшиеся более подготовленные люди ухаживали за ранеными, залегали на дно, когда поблизости были Люфтваффе , и составляли планы наступательных действий после того, как они получат подкрепления. Небольшие группы отправились 16 и 17 мая на разведку немцев в Адвент-Бей, легко экипированные, замаскированные любыми белыми простынями или одеждой, которые они могли найти, и живущие за счет припасов в хижинах вдоль маршрута. Из Баренцбурга группы двинулись к мысу Лайла, через долину Коулс к рудникам между Эндаленом и долиной Адвент. Стороны встретились на юго-восточных склонах Лонгйира, откуда можно было наблюдать за взлетно-посадочной полосой в Бансё. [ 32 ]

Панорама Лонгйирбюена из Адвент-фьорда (2008 г.)

Норвежцы могли видеть немецкую группу, и несколько человек подошли к хижине Ганса Лунда и тихо удалились, когда услышали звук генератора. Группа ворвалась в другую хижину и столкнулась с собакой, которая успокоилась, когда Глен сказал «Привет» (собаку звали « Улло »). Стороны не смогли скрыть свои лыжные трассы в долине Коулс, но пересекли их, чтобы ввести в заблуждение немцев, и вернулись в Баренцбург целыми и невредимыми, будучи уверенными, что немцев недостаточно для нападения. Раненые с нетерпением ждали прибытия Каталины. Сигнальная станция была установлена ​​в хижине к северу от Баренцбурга недалеко от мыса Хир и устья Грин-Харбора в ожидании полета британских самолетов над Исфьордом. У троих наблюдателей было убежище, тепло и удобный вход в шахту для укрытия. Лампа «Алдис» была отремонтирована и питалась от аккумуляторов и российских батареек; трое мужчин ждали, надеясь, что они не подадут сигнал самолету Люфтваффе по ошибке. К концу мая противоборствующие стороны находились на импровизированных базах во фьордах, направляясь на юг от Исфьорда, с разницей в десять минут полета, но сухопутный путь между ними был слишком трудным для серьезной экспедиции с обеих сторон. Немцы находились всего в 500 милях (800 км) от своей базы, поддерживали беспроводную связь и были уверены в том, что их взлетно-посадочная полоса будет осушена. Норвежцы вернулись домой, но помощь была за 1600 км, и они были вне связи. [ 33 ]

Разведывательные и снабженческие полеты

[ редактировать ]

Адмиралтейство не получило никаких сообщений от группы Фритама, и 22 мая экипаж Каталины был проинструктирован о разведке Шпицбергена по маршруту Исфьорд, мыс Линне, Баренцбург, Адвент-Бэй и Кингс-фьорд, но не был проинформирован о том, что Адмиралтейство уже знало, что произошло, благодаря перехватам Ультра. . После испытательного полета 23 мая с целью опробовать новое навигационное оборудование, вылет начался в 11:38 25 мая и пролетел под нижней границей облаков за пределами самой северной карты Королевских ВВС на 71 ° 31 'северной широты и продолжился навигацией по карте Адмиралтейства. достиг Южного мыса Шпицбергена в 23:10, когда солнце еще не полностью зашло. Экипаж сфотографировал западное побережье до Исфьорда, где дрейфующий лед делал посадку невозможной. В Лонгйире экипаж увидел следы разрушений, произведенных в ходе операции «Перчатка», а затем увидел поврежденный 18 мая He 111, все еще находящийся на льду, поддерживаемый хвостом и законцовками крыла. Пилот вел «Каталину» на запад вдоль Исфьорда и возле Грин-Харбор; был виден дым, затем канал, прорезанный Исбьёрном, и дым, идущий от угольных отвалов. Возле некоторых хижин был замечен мигающий свет, и сообщения передавались до тех пор, пока 1:45 утра , когда «Каталине» пришлось повернуть домой, пролетая сквозь ледяной туман, прежде чем приземлиться в 14:27 26 мая. Состояние Fritham Force было обнаружено, кромка льда от острова Медвежий до острова Шпицберген и на протяжении 150 миль (240 км) к востоку от Ян-Майена была обследована. [ 34 ]

Приземлению во фьорде придется подождать, пока лед не растает и спуск припасов с «Каталины» станет невозможен; аптечку и сумки с парашютом придется сбрасывать с блистерных позиций в сугробы во время низких и медленных проходов по склонам возле фьорда. Мешки будут иметь длинные оранжевые ленты и наполнены предметами, которые трудно сломать. Из-за лишнего веса вместе с топливом для таких длительных полетов экипаж сбросил все ненужное, включая парашюты. Экипаж ожидал, что группа будет есть замороженные продукты и упакованные медикаменты, одежду и предметы быта, пистолет Томпсона и ракетницу с боеприпасами и сигнальным кодом. П-Питер вылетел в 16:32 28 мая в туман и двигался с помощью счисления пути и радиолокационных пеленгов, чтобы избежать ледяного тумана, на высоте 150–380 футов (46–116 м). Выход на берег произошел после 4:00 утра 29 мая, и «Каталина» летел со скоростью 100 узлов (190 км / ч; 120 миль в час), когда мешки были сброшены возле хижин у подножия склона долины, пока экипаж следил за немецкими самолетами. . Принимать сигналы ламп с земли было сложно, потому что без ведома экипажа Каталины группа Фритама могла слышать немецкий самолет над облаками и не знала, какому самолету ответить. В В 6:40 П-Питер повернул домой в тех же условиях полета плюс попутный ветер и вернулся в Саллом-Во к 17:00 после полета продолжительностью 24 часа 38 минут. [ 35 ] [ и ]

Винтовка Росса (на фото 2010 г.)

Каталина П-Питер с 24 винтовками Росса , 3000 патронами, продовольствием, медикаментами и почтой вылетела в 7:21 утра на Шпицберген, снова пролетев низко. При более высокой нижней границе облаков, чем обычно, экипаж увидел нечто похожее на He 111 в 11:21 и достиг острова к 17:01. Сумки были выброшены, а затем «Каталина» приземлилась; двое мужчин сошли на берег с почтой и другими припасами, пока команда лодки отбивалась от льдин, а шесть раненых норвежцев были переправлены на лодке, которую отправили обратно с банкой на 2 имп галлона (9,1 л; 2,4 галлона США). рома, сигарет и табака. [ 37 ]

Десантный отряд вернулся с отчетами в 20:00 , а «Каталина» поднялась в воздух через десять минут и достигла Саллома Во в 7:17 утра; раненых доставили в лазарет, а затем доставили самолетом в норвежский госпиталь в Эдинбурге. В Лондоне Адмиралтейство получило разведывательные отчеты от 26 и 29 мая, которые вместе с донесениями Фритама Форса убедили их укрепить остров вылазкой военного корабля. Адмиралтейству нужно было знать, существует ли канал сквозь льды от острова Медвежий до Шпицбергена и острова Ян-Майен. [ 37 ]

14–15 июня

[ редактировать ]

П-Питер взлетел в 8:55 утра и пролетел на высоте 150 футов (46 м), чтобы пролететь под любым немецким радаром против встречного ветра, и ему потребовалось десять часов, чтобы добраться до Медвежьего острова. Экипаж не видел льда до 40 миль (74 км; 46 миль) к северу от острова, но дрейфующий лед дальше сделал курс конвоя к северу от острова Медвежий непрактичным. «Каталина» достигла Баренцбурга в 21:03, и были замечены мужчины, махавшие руками из хижины в 0,5 мили (0,80 км) к северу от города. Мешки были выброшены, самолет приземлился, взял на борт Глена, Росса и норвежского солдата и отправился проверять полярные льды к западу от острова в направлении Ян-Майена, где лед был виден на расстоянии 25 морских миль (46 км; 29 миль). острова, через который не мог пройти ни один конвой. П-Питер приземлился в Акюрейри в Исландии в 9:30 утра. Результаты ледовой разведки были слишком чувствительными, чтобы их можно было отправить по беспроводной связи, и П-Питер отправился в шестичасовой полет на Саллом-Во, где результаты можно было отправить по телефону. Глен пробыл на Шпицбергене шесть недель и был вызван в Адмиралтейство вместе с пилотом «Каталины» для доставки Отчет об операции «Фритэм» , содержащий подробную информацию о ситуации с «Фритэмом», сможет ли подкрепление достичь целей операции, оценку численности немецких сил на острове и вероятность замены личного состава автоматической метеостанцией, директору. военно-морской разведки. Адмиралтейство решило прекратить деятельность «Фритама» и начать операцию «Гирбокс» — норвежское предприятие, снабжаемое военно-морским флотом и координируемое с конвоями PQ . [ 38 ]

Люфтваффе , 14 июня – 9 июля.

[ редактировать ]
Пример транспортного самолета Ju 52.

Немцы в Бансё сообщили о полете британцев 26 мая, а 12 июня сообщили, что посадочная площадка достаточно сухая для попытки приземления. Ju 88 подлетел к острову и приземлился, но повредил винты во время руления, в результате чего численность немецкой группы увеличилась до 18 человек. Люфтваффе отправляли самолеты на Шпицберген каждый день , но до 26 июня наземная группа предупреждала их об опасности красными сигнальными ракетами. Рейс на следующий день также был отправлен обратно, и немцы рассматривали возможность использования вместо него гидросамолетов, но восточная оконечность Исфьорда и залив Адвент были полны дрейфующих льдов. С приближением середины лета лед дальше на запад, возле позиций союзников, растаял быстрее. [ 39 ]

Немцы сообщили об атаке Каталины 27 июня на Ju 88, в результате которой он был списан, и заявили, что повредили британский самолет ответным огнем. 30 июня партия отправила сообщение о том, что взлетно-посадочная полоса достаточно сухая для самолетов Ju 52 и полеты снабжения возобновились. За полетами наблюдала норвежская группа, участвовавшая в неудавшейся экспедиции по уничтожению немецкой радиосвязи в заливе Адвент. В ясные дни немецкие пилоты летели прямо над горами и, если они были сильно загружены, следовали по прибрежному маршруту мимо Баренцбурга, а «Крёте» на северной стороне залива Адвент в Хьортхамне был установлен . Последние немцы на Шпицбергене, включая группу метеорологов, находившуюся там с конца 1941 года, были отправлены обратно в Норвегию 9 июля. [ 40 ]

Последствия

[ редактировать ]
Карта Баренцева моря с указанием Шпицбергена, Новой Земли, Земли Франца-Иосифа и севера России.

Оставшиеся силы Фритама в Баренцбурге были консолидированы подкреплениями операции «Коробка передач», была установлена ​​метеостанция и восстановлена ​​беспроводная связь с Адмиралтейством. Улльринг доложил о наблюдении за пулеметами Кольта, организовал бои с припасами в Каталине, предоставил отчеты о погоде и наблюдениях, защитил Уормана и его аппарат для исследования ионосферы и приготовился атаковать немецкие метеостанции, где бы они ни находились. [ 41 ] Выжившие в операции «Фритэм» отлично знали местность и с прибытием персонала Gearbox могли делать больше, чем просто существовать и уклоняться от атак немецкой авиации. [ 42 ]

Каталина Н-Натс 13 июля вылетела на Шпицберген с запчастями для Кольтов и другими припасами, оттуда до острова Хоуп (Хопен) еще 100 миль (190 км; 120 миль) и проследовала по краю полярных льдов как можно дальше, прежде чем повернуть на Грасная на Кольском заливе или озере Лахта недалеко от Архангельска на севере России. После отдыха экипаж должен был направить самолет туда, где он остановился, долететь до точки на полпути между Новой Землей и Землей Франца-Иосифа (78° северной широты), а затем вернуться через мыс Нассау на Новой Земле для поиска выживших с PQ. 17. Во время PQ 18 эсминцы сопровождения ближнего действия имели возможность дозаправляться от нефтяников в Лоу-Саунд, что стало возможным благодаря разведывательным полетам британских ВВС, операции «Фритэм» и ее продолжениям. [ 43 ]

Последующие операции

[ редактировать ]

Операция «Коробка передач»

[ редактировать ]
Карта расположения Ян-Майена

«Манчестер» и «Эклипс» доставили в рамках операции «Гирбокс» 57 норвежских подкреплений для «Фритэм Форс». Корабли прибыли в Зейдис-фьорд в Исландии 28 июня и отправились 30 июня, чтобы стать частью эскорта PQ 17, если их заметит подводная лодка возле острова Ян-Майен. Затем корабли повернули на север, чтобы подойти к Исфьорду с запада, и прибыли 2 июля. Корабли продолжали работать, пока норвежцы выгружали 116 длинных тонн (118 т) припасов, включая коротковолновую радиосвязь, зенитные орудия, лыжи, сани и другое арктическое боевое оборудование. [ 44 ] Краны отодвинули от причала, лодки спрятали, а склады замаскировали. К 5 июля «Эрликоны» и М2 «Браунинг» были установлены четыре пулемета . 3 июля было слышно, как самолет летел в Лонгйир и обратно, а Юнкерс Ju 52 позже в тот же день был замечен . 23 июля Ju 88 из Wekusta 5 (5-я метеорологическая эскадрилья) совершил вылет над заливом Адвент, чтобы оценить степень вмешательства союзников в работу немецкой Kröte (автоматической метеостанции). Когда самолет летел низко в сторону Йортхамна и сделал крутой разворот, Никс Лангбак, стрелок Селиса , сбил бомбардировщик; Экипаж был похоронен, а из-под обломков извлечены кодовые книги. [ 45 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Командир: бригадный генерал Артур Поттс , 527 канадцев, 25 норвежцев (капитан Обер), 93 британца, включая 57 королевских инженеров . [ 9 ]
  2. После войны предполагалось, что Нигерия подорвалась на мине. [ 12 ]
  3. 24 августа 1942 года группа Кноспеля была репатриирована U-435 после нападения группы из операции Gearbox . [ 16 ]
  4. ^ Kröte (жаба), прозвище автоматической беспилотной метеостанции, содержащей термометр, барометр и радио, работающее от никель-кадмиевых батарей для передачи данных. Первый тип, использованный в 1942 году, был компактным и мог перевозиться самолетом. Модель 1943 года имела антенну большей дальности и была достаточно маленькой, чтобы ее можно было доставить с помощью торпедного аппарата подводной лодки. [ 18 ]
  5. 31 мая в 23:17 П-Питер взлетел с оружием и боеприпасами, но был вынужден прервать операцию после того, как 17 + 1 . часа в воздухе из-за обледенения примерно в 200 милях (320 км) от острова Медвежий Было очевидно, что условия были одинаковыми на всем пути до Шпицбергена, и в 8:54 пилот развернулся и приземлился в 17:04. Штормы не позволяли летать в течение нескольких дней, и экипаж смог отдохнуть. [ 36 ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Шофилд и Несбит, 2005 , стр. 61–62.
  2. ^ Хинсли 1994 , стр. 141, 145–146.
  3. ^ Хинсли 1994 , стр. 126, 135.
  4. ^ Шофилд и Несбит 2005 , с. 62.
  5. ^ Роскилл 1957 , с. 260.
  6. ^ Перейти обратно: а б Вудман 2004 , стр. 10–11.
  7. ^ Роскилл 1957 , с. 488.
  8. ^ Перейти обратно: а б Вудман 2004 , стр. 10–11, 35–36.
  9. ^ Стейси 1956 , с. 304.
  10. ^ Перейти обратно: а б Роскилл 1957 , с. 489.
  11. ^ Вудман 2004 , стр. 35–36.
  12. ^ Вудман 2004 , с. 36.
  13. ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 63–64.
  14. ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 64–67, 95.
  15. ^ Шофилд и Несбит 2005 , с. 67.
  16. ^ Шофилд и Несбит 2005 , с. 95.
  17. ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 95–96.
  18. ^ Перейти обратно: а б Блюм 2019 , с. 48.
  19. ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 95–99.
  20. ^ Перейти обратно: а б Хатсон 2012 , с. 124.
  21. ^ Шофилд и Несбит 1987 , стр. 61–62.
  22. ^ Ричардс и Сондерс 1975 , стр. 83–84.
  23. ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 53–54, 99–104.
  24. ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 99–104.
  25. ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 99–103.
  26. ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 63, 94–95.
  27. ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 94–95.
  28. ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 145–106.
  29. ^ Перейти обратно: а б Шофилд и Несбит, 2005 , стр. 105–110.
  30. ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 106–110.
  31. ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 110–111.
  32. ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 110–112.
  33. ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 112–114.
  34. ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 115–127.
  35. ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 127–131.
  36. ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 131–133.
  37. ^ Перейти обратно: а б Шофилд и Несбит, 2005 , стр. 135–144.
  38. ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 144–150.
  39. ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 134–135.
  40. ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 166–167.
  41. ^ Хатсон 2012 , с. 125.
  42. ^ Шофилд и Несбит 2005 , с. 168.
  43. ^ Шофилд и Несбит 2005 , с. 206.
  44. ^ Schofield & Nesbit 2005 , стр. 162–164; Хатсон, 2012 , стр. 124–125.
  45. ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 164–167, 175.

Книги

  • Блюм, Эндрю (2019). Погодная машина: путешествие внутри прогноза . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Ecco Press (Harpercollins). ISBN  978-1-4434-3859-9 .
  • Хинсли, Ф.Х. (1994) [1993]. Британская разведка во Второй мировой войне: ее влияние на стратегию и операции . История Второй мировой войны (2-е изд. Сокращенное изд.). Лондон: HMSO . ISBN  978-0-11-630961-7 .
  • Хатсон, ХК (2012). Арктическая интерлюдия: Независимость от Севера России (6-е изд.). онлайн: Независимое издательство CreateSpace. ISBN  978-1-4810-0668-2 .
  • Роскилл, SW (1957) [1954]. Батлер, JRM (ред.). Война на море 1939–1945: Оборона . История Второй мировой войны , Военная серия Великобритании. Том. Я (4-е изд.). Лондон: HMSO . OCLC   881709135 . Проверено 1 июня 2018 г.
  • Ричардс, Денис; Сондерс, Х. Сент-Г. (1975) [1954]. Королевские ВВС 1939–1945: борьба увенчалась успехом . История Второй мировой войны, Военная серия. Том. II (пбк. ред.). Лондон: HMSO. ISBN  978-0-11-771593-6 . Проверено 1 июня 2018 г.
  • Шофилд, Эрнест; Несбит, Рой Коньерс (1987). Арктические летчики: ВВС Великобритании на Шпицбергене и на севере России, 1942 год . Лондон: В. Кимбер. ISBN  978-0-7183-0660-1 .
  • Шофилд, Эрнест; Несбит, Рой Коньерс (2005). Арктические летчики: Королевские ВВС на Шпицбергене и на севере России, 1942 г. (2-е изд.). Лондон: В. Кимбер. ISBN  978-1-86227-291-0 .
  • Стейси, CP (1956) [1955]. Шесть лет войны: армия в Канаде, Великобритании и на Тихом океане . Официальная история канадской армии во Второй мировой войне. Том. I (онлайн, 2008 г., Департамент национальной обороны, Управление истории и наследия, ред.). Оттава: Полномочия министра национальной обороны. OCLC   317352934 . Архивировано из оригинала 1 апреля 2019 года . Проверено 1 июня 2018 г.
  • Вудман, Ричард (2004) [1994]. Арктические конвои 1941–1945 гг . Лондон: Джон Мюррей. ISBN  978-0-7195-5752-1 .

Веб-сайты

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Памятник операции «Фритам»
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 389ad0bc7aeea6adf6fa8475fb850ab6__1723160040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/38/b6/389ad0bc7aeea6adf6fa8475fb850ab6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Operation Fritham - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)