Действия в Нурланде
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Май 2015 г. ) |
Действия в Нурланде | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть норвежской кампании Второй мировой войны. | |||||||
![]() Немецкие Gebirgsjäger (горные войска) занимают Фауске возле Будё , пока союзники эвакуируют регион. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() ![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Валентин Фёрштайн |
Уильям Фрейзер Колин Габбинс | ||||||
Сила | |||||||
4,000 | 2,500 | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
500 [ 1 ] |
Действия в Нордланде были частью Норвежской кампании 1940 Второй мировой войны года . Они были вспомогательной частью попытки союзников вернуть Нарвик .
Когда немцы одержали победу в кампаниях в Центральной Норвегии, они начали продвигаться на север через Нордланд, чтобы освободить немецкие войска, изолированные в Нарвике . были переброшены небольшие британские и французские подразделения Нурдланд Чтобы помешать немцам освободить Нарвик или захватить аэродромы в пределах легкой досягаемости, в начале мая в южную часть графства для подкрепления отступающих норвежских частей. В середине мая из состава экспедиционного корпуса, осаждавшего Нарвик, в северный и центральный Нордланд были выделены более мощные силы (в основном британские, но с некоторыми норвежскими частями). Прибытие этого отряда было сорвано атаками немецкой авиации на корабли с его подразделениями.
Немецкие горные войска вынудили союзников отойти в пределах нескольких миль от их базы в Будё . К этому моменту союзники уже решили эвакуировать Норвегию, и силы в Будё были выведены без происшествий, а последние подразделения ушли к 1 июня 1940 года.
Фон
[ редактировать ]
Когда 9 апреля 1940 года немцы начали операцию «Везерюбунг» — вторжение в Данию и Норвегию, одной из их основных целей был порт Нарвик в Северной Норвегии, через который в зимние месяцы в Германию экспортировалась железная руда. Части 3-й немецкой горнострелковой дивизии под командованием генерал-лейтенанта Эдуарда Дитля оккупировали порт, но были изолированы, когда эсминцы и корабли, перевозившие их, а также большая часть их припасов, были уничтожены в Первом и Втором морских сражениях при Нарвике.
Восстановление Нарвика стало одной из главных целей союзников. Частично из-за разногласий между командующим флотом ( адмиралом флота лордом Корком ) и назначенным сухопутным командующим ( генерал-майором Пирсом Джозефом Макези ) союзники не предприняли прямого лобового штурма Нарвика. Вместо этого они 14 апреля создали базу в Харстаде на острове Хиннойя и начали окружать немецкие позиции.
В период с 14 апреля по 2 мая союзные войска, высадившиеся в Ондалснесе и Намсусе в Центральной Норвегии, были вынуждены эвакуироваться. Норвежские войска в Центральной Норвегии либо капитулировали, либо были расформированы к 5 мая, и немцы могли свободно двинуться на север, чтобы освободить силы Дитля.
Союзные решения
[ редактировать ]Когда войска в Намсусе были эвакуированы, генерал-лейтенант Хью Масси , командующий британскими войсками в Центральной Норвегии, рекомендовал отряду французских лыжных войск защитить Гронг , чтобы заблокировать дорогу и незавершенную железнодорожную линию ( линия Нордланд ), идущую на север. от Намсуса до Мушёэна . Командующие войсками в Намсусе возражали, заявляя, что эти маршруты непроходимы, хотя норвежские части легко перемещались между Гронгом и Мушёэном. (Ведущие немецкие горные войска позже преодолели 125 миль (201 км) от Гронга до Мушёэна пешком, преодолевая сопротивление, всего за пять дней.) [ 2 ]
Однако командиры в Нарвике были обеспокоены районом вокруг Будё, где строилась взлетно-посадочная полоса. Они были обеспокоены тем, что даже если немецкие сухопутные войска не соединятся с немцами, осажденными в Нарвике, позиции союзников там могут стать несостоятельными, если немцы построят или захватят авиабазы в пределах досягаемости. Еще 29 апреля рота 1-го батальона шотландской гвардии была отправлена из Харстада в Будё. [ 3 ] в то время как французский лыжный отряд и два британских легких зенитных орудия были перевезены морем из Намсуса в Мушёэн и прибыли 2 мая на борту транспортного корабля Ulster Prince в сопровождении эсминца HMS Veteran . [ 4 ]
Когда немцы напали на Норвегию, MI(R) , подразделение военного министерства Великобритании, специализирующееся на нерегулярных боевых действиях, сформировало десять независимых рот для рейдерских целей, организованных подполковником Колином Габбинсом . Хотя официальное разрешение на формирование этих подразделений было выдано только 20 апреля, первое из них отплыло в Норвегию 27 апреля. 2 мая Габбинсу было приказано сформировать четыре из этих рот в «Ножницы» и взять под контроль Будё, Мо-и-Рана и Мушёэн. [ 5 ]
Эта область Норвегии была гористой и малонаселенной. Укрытий от атак с воздуха было очень мало, а ночь нельзя было использовать для укрытия, учитывая длинный световой день поздней весной и летом в высоких широтах.
Мушеэн
[ редактировать ]5 мая немцы начали продвижение на север от Гронга. Им противостоял норвежский батальон (численностью около 400 человек), который отступал к Мушёэну, проводя неэффективные разрушения, и еще один слабый норвежский резервный батальон. Независимые роты № 4 и 5 высадились в Мушёне в ночь с 8 на 9 мая, заменив небольшой французский отряд. Тем временем независимая рота № 1 захватила Мо-и-Рана, а независимая рота № 3 направилась в Будё.
9 мая немцы вытеснили норвежских защитников из Феллингфорса, в 25 милях (40 км) к югу от Мушёэна. Независимая рота № 5 и две норвежские роты заняли позицию в 10 милях (16 км) от Мушёэна, где дорога с юга пролегала между рекой Бьорнаа и крутыми склонами холмов. Рано утром 10 мая передовые части немецких войск (из 181-й стрелковой дивизии ) [ 6 ] неосторожно продвинулись на велосипеде по дороге, попали в засаду и были уничтожены взводом под командованием капитана Джона Прендергаста , одного из восьми офицеров индийской армии, прикрепленных к независимым ротам, потеряв около пятидесяти раненых. [ 7 ]
Позже утром основные силы немцев вытеснили британцев и норвежцев с этой позиции, а австрийские лыжные войска обошли защитников с фланга. Присутствовавший при этом Губбинс согласился с норвежским командующим в том, что ближе к Мушёэну другой подходящей оборонительной позиции не было. Две независимые роты и британский легкий зенитный отряд (которому пришлось отказаться от зенитных орудий) были эвакуированы рано утром 11 мая на борту норвежского парохода « Эрлинг Ярл» , который Губбинс зафрахтовал за 5000 крон, в сопровождении двух эсминцы. [ 8 ] Норвежцы отошли по дороге на север.

Однако 10 мая немцы совершили смелый шаг, захватив каботажное судно «Норднорге» , укомплектовав его экипажем, отделенным от немецких эсминцев, и погрузив на борт 300 пехотинцев из 138-го горнострелкового полка. [ 6 ] и две горные пушки. Норднорге отплыл из Тронхеймс-фьорда и вошел в Ран-фьорд , в конце которого лежал Мо-и-Рана. Немцы высадились в Хемнесбергете примерно на полпути вдоль фьорда. Два гидросамолета Дорнье также высадили 40 пехотинцев и минометов. Взвод 1-й независимой роты и несколько норвежских резервистов оказались в меньшинстве и после упорного сопротивления были вынуждены бежать на лодке. [ 9 ]
Два британских военных корабля, зенитный крейсер HMS Calcutta и эсминец HMS Zulu , слишком поздно попытались перехватить Норднорге . Они потопили «Норднорге» примерно через полтора часа после высадки немцев, но затем были вынуждены покинуть фьорд. Шаттл гидросамолетов подкрепил и снабдил немцев в Хемнесбергете. Контратаки на следующий день Независимой роты № 1 и норвежских войск не смогли их выбить.
Норвежские войска, выходящие из Мушёэна, намеревались продолжить путь на пароме, который обычно пришвартовался в Хемнесбергете. Вместо этого им пришлось двигаться по дороге, и они были вынуждены бросить большую часть своего оборудования.
Развертывание 24-й гвардейской бригады
[ редактировать ]Встревоженный первыми сообщениями Габбинса, 9 мая генерал-майор Маккеси приказал, чтобы весь британский компонент сил союзников, атакующих Нарвик ( 24-я гвардейская бригада плюс несколько подразделений поддержки), был переброшен на юг для защиты Будё и Му-и-Рана. . К бригаде были прикреплены силы Габбинса. 1-й батальон шотландской гвардии под командованием подполковника Томаса Бирнанда Траппес-Ломакса взял на себя оборону Му-и-Рана.
Первоначально планировалось также перебросить 1-й батальон, ирландскую гвардию и штаб бригады в Му-и-Рана, но командир бригады бригадный генерал Уильям Фрейзер был обеспокоен этой позицией. Мо-и-Рана лежала в конце длинного и узкого Ран-фьорда, немцы оккупировали Хемнесбергет, и корабли, использующие его для снабжения сил в Му-и-Рана, были бы очень уязвимы для атак с воздуха. Единственная альтернативная линия сообщения, дорога от Му-и-Рана до Рогнана на южной стороне Скьерстад-фьорда , ошибочно считалась занесенной снегом на протяжении нескольких миль. Вместо этого ирландской гвардии и штабу бригады было приказано отправиться в Будё.
Несколько неудач и катастроф на море затруднили развертывание 24-й гвардейской бригады. 14 мая бригадный генерал Фрейзер поднялся на борт эсминца HMS Somali , чтобы отправиться в Му-и-Рана, чтобы проинформировать Траппес-Ломакса о новой ситуации. «Сомали» подвергся нападению немецких бомбардировщиков и был так сильно поврежден, что ему пришлось отправиться прямо в Скапа-Флоу для экстренного ремонта, взяв с собой бригадира. Габбинс в действующем звании полковника стал следующим старшим офицером в отряде и принял на себя командование. [ 10 ] [ номер 1 ]

15 мая польский военный корабль «Хробрый» со штабом ирландской гвардии и бригады был атакован немецкими бомбардировщиками у южных Лофотенских островов. В результате взрыва бомбы на миделе корабля погибли все старшие офицеры ирландской гвардии, а корабль загорелся. Эсминец HMS Wolverine и шлюп HMS Stork спасли более 700 выживших. сравнил Стоическое поведение ирландской гвардии, собравшейся на носовой части пылающего лайнера, капитан «Росомахи» с учениями в Биркенхеде . Ирландскую гвардию отправили обратно в Харстад для переформирования и перевооружения, прежде чем снова отправиться в Будё. также были потеряны На борту «Хробри» три легких танка 3-го Королевского гусарского полка , единственных британских танков в Норвегии.
17 мая крейсер HMS Effingham , на борту которого находилась часть личного состава и большая часть оборудования 2-го батальона « Пограничники Южного Уэльса» , врезался в скалу примерно в 12 милях (19 км) от Будё. Чтобы избежать нападения с воздуха, крейсер выбрал необычный маршрут и шел со скоростью 23 узла. Пограничники Южного Уэльса были эвакуированы с «Эффингема» эсминцем HMS Echo и переведены на зенитный крейсер HMS Coventry . [ 11 ] Им тоже пришлось вернуться в Харстад для перевооружения. Независимая рота № 2, недавно прибывшая в Будё, позже спасла четыре авианосца «Брен». [ 11 ] [ 12 ] и другое оборудование с места крушения «Эффингама» , которое наконец было уничтожено торпедой 21 мая.
Мо и Рана
[ редактировать ]
Немецкая атака на позиции союзников в Штине, примерно в 3 милях (4,8 км) к западу от Му-и-Рана, началась 17 мая. Немецкие силы вокруг Мушёэна состояли из пяти батальонов и трех «отрядов» горной артиллерии 2-й горнострелковой дивизии . [ 13 ] под командованием генерал-лейтенанта Валентина Фёрштейна . Обороняющейся силой был «Трапесколь», состоящий из 1-й шотландской гвардейской (за исключением роты С в Будё), независимой роты № 1, отряда из 203-й батареи, 51-го полевого полка королевской артиллерии с четырьмя 25-фунтовыми орудиями, отряда 40-мм орудия «Бофорс» 55-го легкого зенитного полка РА, других небольших подразделений и норвежского контингента. [ 14 ] Немецкая лобовая атака 2-го батальона 137-го горнострелкового полка [ 15 ] Дорога вдоль Ранфьорда была остановлена, но немецкие фланговые силы, захватившие лыжи у местных ферм по мере продвижения, пробились вниз по реке Далсельва, эффективно используя пистолеты-пулеметы «Шмайссер» , и вынудили защитников отступить. Другие немецкие лыжные отряды, которые в то время считались парашютистами, выброшенными на голый склон холма, [ 15 ] атаковали транспорт шотландской гвардии возле Му-и-Раны, чтобы угрожать тылу Трапп-Ломакса.
18 мая прибыл Габбинс с приказом генерал-лейтенанта Клода Окинлека , недавно назначенного командующим Северо-Западным экспедиционным корпусом, о том, что Мо-и-Рана должна быть надежно защищена. Однако Трапп-Ломакс настаивал на том, что такая позиция несостоятельна. Поскольку подкрепления не было, Габбинс неохотно согласился. По словам Габбинса, «Трапесколь» отступил «стремительно», оставив большую часть запасов и оборудования в целости и сохранности. Рота B шотландской гвардии и независимая рота № 1 остались позади, но на следующий день им удалось воссоединиться с силами. [ 16 ] (Ротой B руководил неофициально прикрепленный шведский офицер, капитан граф Эрик Левенгаупт.) [ 17 ]
20 мая Габбинс и Окинлек были встревожены, обнаружив, что Трапп-Ломакс продолжал отступать, несмотря на разрыв контакта с немцами, и предлагал отступить через «снежный пояс» к северу от своей новой позиции у деревни Крокстранд. Габбинс также был встревожен большим количеством отставших, которых он обнаружил к северу от «снежного пояса», включая отряд 203-й батареи RA, потерявший свое оборудование связи в Мо-и-Рана. Он приказал независимой компании № 1 установить контрольно-пропускной пункт на конечной паромной переправе в Рогнане. Затем он отдал Трап-Ломакс приказ не допускать дальнейшего отступления без разрешения. [ 8 ]
Потус
[ редактировать ]От северного края «снежного пояса» дорога на Рогнан шла по узкой долине реки Салтдал. Когда подкрепление высадилось в Будё и было продвинуто вперед любыми доступными подручными средствами, Габбинс намеревался занять оборонительную позицию в Сторйорде, в 20 милях (32 км) к югу от Рогнана. Однако поздно вечером 22 мая Габбинсу сообщили, что Трапп-Ломакс в ту ночь отходил через «снежный пояс», и для этого он оставил несколько реквизированных автобусов. Независимая рота № 3, которая должна была использовать их для продвижения вперед для усиления шотландской гвардии, вместо этого была вынуждена идти маршем и прибыла поздно и уставшая. [ 18 ] Отход Траппес-Ломакса сделал невозможным своевременную подготовку и укомплектование позиции в Сторйорде.
23 мая шотландская гвардия заняла арьергардную позицию к северу от реки Вискисной. Во второй половине дня Габбинс освободил Трапп-Ломакса от командования. Немцы заняли холм, который 3-я независимая рота прибыла слишком поздно, чтобы защитить, и который доминировал на западном фланге позиции, и Габбинс приказал отвести измученных шотландских гвардейцев в Будё.

Не имея возможности удержать Сторйорд, Габбинс вместо этого предложил занять последнюю позицию, идущую на восток от Финнейда на северной стороне Скьерстад-фьорда, примерно в 42 милях (68 км) к востоку от Будё, через цепь озер, образующих естественную оборонительную линию, до Ледник Блаамансис. [ 19 ] Чтобы дать время всем подразделениям бригады прибыть и подготовить эту позицию, он приказал подполковнику Хью Стоквеллу (повышенному с должности командира независимой роты № 2) занять позицию задержки в Потусе в 10 милях (16 км) к югу от Рогнана, где долина Салтдал расширилась. Силы Стоквелла состояли из 1-го батальона Ирландской гвардии (чей старший офицер после катастрофы в Хробри 15 мая был капитаном ), [ 20 ] Независимые роты № 2 и 3, отряд 203-й батареи РА, стреляющий из 25-фунтовых орудий через открытый прицел, а также норвежская пулеметная рота, усиленная двумя минометами и несколькими патрульными отрядами. Они заняли позиции по обе стороны Салтдаля, прикрывая частично разрушенный балочный мост, по которому проходила главная дорога через реку, и пешеходный мост через приток ниже.
Немецкие силы, наступавшие вниз по Салтдалю, состояли из двух батальонов горных войск, двух рот велосипедистов и батареи горной артиллерии. [ 21 ] Рано утром 25 мая немцы начали атаковать позиции на восточном берегу реки и вынудили некоторых защитников отступить через нее, в одном случае удерживая линию связанных винтовочных ремней. Однако часть резервов Стоквелла переправилась на восточный берег ниже и остановила наступление немцев. [ 22 ]
В ночь с 25 на 26 мая немцы построили временный мост выше Салтдаля и перенесли основной вес своей атаки на западный берег, угрожая окружить позиции Стоквелла.
Ранее, 25 мая, Габбинсу сообщили, что после катастроф союзников после начала битвы за Францию силы в Будё должны были быть эвакуированы. В полдень 26 мая он приказал Стоквеллу отступить к Рогнану и пересечь фьорд. Войска Стоквелла начали отход в середине дня под сильным давлением. Ему помогали два истребителя Gloster Gladiator (одним из них пилотировал родезийский ас Цезарь Халл ), действовавшие с недавно построенной взлетно-посадочной полосы в Будё. (Третий разбился при взлете с неровной полосы.) Они заявили, что два немецких самолета сбиты и два повреждены, что впервые бросило вызов господству Германии в воздухе.
Ирландская гвардия и другие войска с боями отошли к Рогнану, в основном по западному берегу Салтдала, удаляя или уничтожая припасы и боеприпасы при отступлении. Из Роньяна их эвакуировали на большом пароме и десяти «фугу» поменьше. Паром сломался, и его пришлось буксировать, а находившиеся на нем войска попали под обстрел ведущих немецких велосипедистов и были засыпаны горящей древесиной от последних разрушений. [ 23 ] Одна рота ирландской гвардии не смогла пересечь реку для эвакуации вместе с остальными силами, но сумела выбраться, пройдя 20 миль (32 км) по стране к точке, расположенной дальше по берегу фьорда.
Эвакуация союзников
[ редактировать ]Вечером 27 мая Будё подвергся бомбардировке и обстрелу Люфтваффе . [ 24 ] Импровизированная взлетно-посадочная полоса, радиостанция и 420 из 760 зданий города были разрушены. [ 25 ] Двенадцать человек были убиты и еще 5000 остались без крова. [ 26 ]
Британские войска были отведены из Финнейда в Фауске , ближе к Будё, чтобы облегчить эвакуацию. Норвежский батальон (1-й батальон 15-го полка) недавно прибыл из Бардуфосса, чтобы удерживать северную часть позиции Финнейда. Их не сразу проинформировали об уходе британцев, и рота не смогла бежать. [ 27 ] В течение трех ночей подряд, начиная с ночи с 29 на 30 мая, британские силы в Будё были эвакуированы эсминцами. Чтобы не насторожить немцев, шумных сносов не производилось, а транспортные средства и предметы оборудования, которые невозможно было снять, выводились из строя и бросались в море. Все военные и гражданские запасы бензина в этом районе были вывезены или уничтожены. [ 28 ] Серьезного давления со стороны немецких войск не было, а низкая облачность не позволила вмешаться люфтваффе . Габбинс ушел на последнем эсминце в ночь с 31 мая на 1 июня. Норвежский 1-й батальон 15-го полка также был эвакуирован на небольших лодках на Лофотенские острова. [ 29 ]
Последствия
[ редактировать ]К 8 июня Северо-Западный экспедиционный корпус эвакуировал Нарвик и Харстад. Первые немецкие лыжные патрули из своих сил в Нордланде вступили в контакт с войсками генерала Дитля возле Нарвика 14 июня. [ 30 ]
В своем отчете о кампании Окинлек похвалил Габбинса, награжденного DSO . Хотя его рекомендовали в командование дивизией, [ 28 ] он вернулся в МИ (Р) и был назначен для организации вспомогательных подразделений , секретных сил, которые будут действовать против немецкого вторжения в Британию. Позже в 1940 году Габбинс был назначен директором по операциям Управления специальных операций , а в 1943 году стал его директором.
Хотя шотландская гвардия не показала хороших результатов во время кампании, Трапп-Ломакс утверждал, что они не были экипированы и не обучены для условий, с которыми они столкнулись (поскольку они выполняли государственные обязанности непосредственно перед отправкой в Норвегию) и были истощены постоянными воздушными атаками. Трапп-Ломакс в конечном итоге получил звание бригадного генерала и служил штабным офицером Южного командования в Индии.
Независимые роты были расформированы после Норвежской кампании, хотя часть их персонала была переведена в коммандос . Подполковник Стоквелл, который также был удостоен звания DSO, руководил центром подготовки коммандос в Лочайлорте, прежде чем был назначен командующим бригадой, а затем и дивизией.
См. также
[ редактировать ]- Список британской военной техники Второй мировой войны
- Список норвежской военной техники Второй мировой войны
- Список немецкой военной техники Второй мировой войны
Примечания
[ редактировать ]- Сноски
- ↑ В предыдущем случае, когда бригадный генерал Фрейзер был ранен, подполковник Траппес-Ломакс принял временное командование бригадой.
- Ссылки
- ↑ Терри, Глава 14, стр.214.
- ^ Адамс (1989), стр.104
- ^ Браун, стр.104
- ^ Брум, Джек (1972). Конвой – разбежаться . Лондон: Уильям Кимбер. п. 42. ИСБН 0-7183-0332-6 .
- ^ Уилкинсон и Эстли, стр.50.
- ^ Перейти обратно: а б Адамс (1989), стр.73.
- ^ Уилкинсон и Эстли, стр.52.
- ^ Перейти обратно: а б Уилкинсон и Эстли, стр. 52-53.
- ^ Адамс, стр.73-74.
- ^ Уилкинсон и Эстли, стр. 54-55.
- ^ Перейти обратно: а б Адамс (1989), стр.70.
- ^ Уилкинсон и Эстли, стр.55.
- ^ Адамс (1989), стр.64
- ^ Рис-Джонс, стр.162.
- ^ Перейти обратно: а б Адамс (1989), стр.76.
- ^ Уилкинсон и Эстли, стр.57-58.
- ^ Адамс (1989), стр.77
- ^ Уилкинсон и Эстли, стр.64.
- ↑ Терри, Глава 14, стр.212.
- ^ Адамс, стр.80
- ^ Адамс, стр.82
- ^ Адамс, стр.81
- ^ Уилкинсон и Эстли, стр.66.
- ^ Милтон, Джайлз (2016). Министерство неджентльменской войны . Лондон: Джон Мюррей . п. 62. ИСБН 978-1-444-79895-1 .
- ^ Педерсен, Пер Бьорн (2009). «Бомбежка Будё во время Второй мировой войны» . В Ханс-Торе Бьеркаасе (ред.). Энциклопедия округа NRK Нурдланд (на норвежском языке). НРК . Архивировано из оригинала 29 апреля 2015 года . Проверено 4 мая 2015 г.
- ^ Рингдал, Нильс Йохан (1995). «Будё» . В Дале ; Героя ; Ноклебю ; Рингдал ; Соренсен (ред.). Норвежская военная энциклопедия 1940-45 (на норвежском языке). Осло: Каппелен. стр. 47–48. ISBN 82-02-14138-9 .
- ↑ Терри, Глава 14, стр.213.
- ^ Перейти обратно: а б Уилкинсон и Эстли, стр.67
- ^ Адамс (1989), стр.84
- ↑ Терри, Глава 14, стр.215.
Печатные работы
[ редактировать ]- Адамс, Джек (1989). Обреченная экспедиция: Кампания в Норвегии, 1940 год . Ручка и меч в стиле милитари. ISBN 978-0-85052-036-1 .
- Браун, Дэвид (2013). Военно-морские операции кампании в Норвегии, апрель – июнь 1940 г. Истории штабов ВМФ. Рутледж. ISBN 978-1-135-27370-5 .
- Рис-Джонс, Грэм (2008). Черчилль и Норвежская кампания 1940 года . Ручка и меч в стиле милитари. ISBN 978-1-84415-753-2 .
- Уилкинсон, Питер ; Эстли, Джоан Брайт (2010). Габбинс и SOE . Барнсли: Военное дело с ручкой и мечом. ISBN 978-1-84884-421-6 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дерри, Т.К. (2004) [1952]. Батлер, JRM (ред.). Кампания в Норвегии . История Второй мировой войны: Военная серия Соединенного Королевства (pbk. repr. Naval & Military Press, изд. Укфилда). Лондон: HMSO. ISBN 978-1-84574-057-3 .
- Кисели, Джон (2017). Анатомия кампании: британское фиаско в Норвегии, 1940 год . Кембриджские военные истории. Лондон: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-19459-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Терри, Д.К. «Кампания в Норвегии, глава 11» . ibiblio.org . Проверено 21 апреля 2015 г.
- Терри, Д.К. «Кампания в Норвегии, глава 12» . ibiblio.org . Проверено 21 апреля 2015 г.
- Терри, Д.К. «Кампания в Норвегии, глава 14» . ibiblio.org . Проверено 29 января 2017 г.
- Сражения и операции Второй мировой войны с участием Норвегии
- Сражения Второй мировой войны с участием Германии
- Сражения Второй мировой войны с участием Соединенного Королевства
- Сражения Второй мировой войны с участием Франции
- Норвежская кампания
- История Нурланда
- События мая 1940 года
- События июня 1940 года