Jump to content

Действия в Нурланде

Действия в Нурланде
Часть норвежской кампании Второй мировой войны.

Немецкие Gebirgsjäger (горные войска) занимают Фауске возле Будё , пока союзники эвакуируют регион.
Дата 8 мая - 1 июня 1940 г.
Расположение
Лен Нордланд , северная Норвегия
Результат немецкая победа
Воюющие стороны
 Германия  Великобритания
 Норвегия
Командиры и лидеры
Валентин Фёрштайн Уильям Фрейзер
Колин Габбинс
Сила
4,000 2,500
Жертвы и потери
500 [ 1 ]

Действия в Нордланде были частью Норвежской кампании 1940 Второй мировой войны года . Они были вспомогательной частью попытки союзников вернуть Нарвик .

Когда немцы одержали победу в кампаниях в Центральной Норвегии, они начали продвигаться на север через Нордланд, чтобы освободить немецкие войска, изолированные в Нарвике . были переброшены небольшие британские и французские подразделения Нурдланд Чтобы помешать немцам освободить Нарвик или захватить аэродромы в пределах легкой досягаемости, в начале мая в южную часть графства для подкрепления отступающих норвежских частей. В середине мая из состава экспедиционного корпуса, осаждавшего Нарвик, в северный и центральный Нордланд были выделены более мощные силы (в основном британские, но с некоторыми норвежскими частями). Прибытие этого отряда было сорвано атаками немецкой авиации на корабли с его подразделениями.

Немецкие горные войска вынудили союзников отойти в пределах нескольких миль от их базы в Будё . К этому моменту союзники уже решили эвакуировать Норвегию, и силы в Будё были выведены без происшествий, а последние подразделения ушли к 1 июня 1940 года.

Нурланд в Норвегии

Когда 9 апреля 1940 года немцы начали операцию «Везерюбунг» — вторжение в Данию и Норвегию, одной из их основных целей был порт Нарвик в Северной Норвегии, через который в зимние месяцы в Германию экспортировалась железная руда. Части 3-й немецкой горнострелковой дивизии под командованием генерал-лейтенанта Эдуарда Дитля оккупировали порт, но были изолированы, когда эсминцы и корабли, перевозившие их, а также большая часть их припасов, были уничтожены в Первом и Втором морских сражениях при Нарвике.

Восстановление Нарвика стало одной из главных целей союзников. Частично из-за разногласий между командующим флотом ( адмиралом флота лордом Корком ) и назначенным сухопутным командующим ( генерал-майором Пирсом Джозефом Макези ) союзники не предприняли прямого лобового штурма Нарвика. Вместо этого они 14 апреля создали базу в Харстаде на острове Хиннойя и начали окружать немецкие позиции.

В период с 14 апреля по 2 мая союзные войска, высадившиеся в Ондалснесе и Намсусе в Центральной Норвегии, были вынуждены эвакуироваться. Норвежские войска в Центральной Норвегии либо капитулировали, либо были расформированы к 5 мая, и немцы могли свободно двинуться на север, чтобы освободить силы Дитля.

Союзные решения

[ редактировать ]
Места в Нурдланде
Мушеэн
Мушеэн
Мо и Рана
Мо и Рана
Будё
Будё
Нарвик
Нарвик
Действия в Нурдланде (Nordland)

Когда войска в Намсусе были эвакуированы, генерал-лейтенант Хью Масси , командующий британскими войсками в Центральной Норвегии, рекомендовал отряду французских лыжных войск защитить Гронг , чтобы заблокировать дорогу и незавершенную железнодорожную линию ( линия Нордланд ), идущую на север. от Намсуса до Мушёэна . Командующие войсками в Намсусе возражали, заявляя, что эти маршруты непроходимы, хотя норвежские части легко перемещались между Гронгом и Мушёэном. (Ведущие немецкие горные войска позже преодолели 125 миль (201 км) от Гронга до Мушёэна пешком, преодолевая сопротивление, всего за пять дней.) [ 2 ]

Однако командиры в Нарвике были обеспокоены районом вокруг Будё, где строилась взлетно-посадочная полоса. Они были обеспокоены тем, что даже если немецкие сухопутные войска не соединятся с немцами, осажденными в Нарвике, позиции союзников там могут стать несостоятельными, если немцы построят или захватят авиабазы ​​в пределах досягаемости. Еще 29 апреля рота 1-го батальона шотландской гвардии была отправлена ​​из Харстада в Будё. [ 3 ] в то время как французский лыжный отряд и два британских легких зенитных орудия были перевезены морем из Намсуса в Мушёэн и прибыли 2 мая на борту транспортного корабля Ulster Prince в сопровождении эсминца HMS Veteran . [ 4 ]

Когда немцы напали на Норвегию, MI(R) , подразделение военного министерства Великобритании, специализирующееся на нерегулярных боевых действиях, сформировало десять независимых рот для рейдерских целей, организованных подполковником Колином Габбинсом . Хотя официальное разрешение на формирование этих подразделений было выдано только 20 апреля, первое из них отплыло в Норвегию 27 апреля. 2 мая Габбинсу было приказано сформировать четыре из этих рот в «Ножницы» и взять под контроль Будё, Мо-и-Рана и Мушёэн. [ 5 ]

Эта область Норвегии была гористой и малонаселенной. Укрытий от атак с воздуха было очень мало, а ночь нельзя было использовать для укрытия, учитывая длинный световой день поздней весной и летом в высоких широтах.

5 мая немцы начали продвижение на север от Гронга. Им противостоял норвежский батальон (численностью около 400 человек), который отступал к Мушёэну, проводя неэффективные разрушения, и еще один слабый норвежский резервный батальон. Независимые роты № 4 и 5 высадились в Мушёне в ночь с 8 на 9 мая, заменив небольшой французский отряд. Тем временем независимая рота № 1 захватила Мо-и-Рана, а независимая рота № 3 направилась в Будё.

9 мая немцы вытеснили норвежских защитников из Феллингфорса, в 25 милях (40 км) к югу от Мушёэна. Независимая рота № 5 и две норвежские роты заняли позицию в 10 милях (16 км) от Мушёэна, где дорога с юга пролегала между рекой Бьорнаа и крутыми склонами холмов. Рано утром 10 мая передовые части немецких войск (из 181-й стрелковой дивизии ) [ 6 ] неосторожно продвинулись на велосипеде по дороге, попали в засаду и были уничтожены взводом под командованием капитана Джона Прендергаста , одного из восьми офицеров индийской армии, прикрепленных к независимым ротам, потеряв около пятидесяти раненых. [ 7 ]

Позже утром основные силы немцев вытеснили британцев и норвежцев с этой позиции, а австрийские лыжные войска обошли защитников с фланга. Присутствовавший при этом Губбинс согласился с норвежским командующим в том, что ближе к Мушёэну другой подходящей оборонительной позиции не было. Две независимые роты и британский легкий зенитный отряд (которому пришлось отказаться от зенитных орудий) были эвакуированы рано утром 11 мая на борту норвежского парохода « Эрлинг Ярл» , который Губбинс зафрахтовал за 5000 крон, в сопровождении двух эсминцы. [ 8 ] Норвежцы отошли по дороге на север.

Подкрепление приземляется с немецкой летающей лодки, Хемнфьорд, 13–14 мая 1940 г.

Однако 10 мая немцы совершили смелый шаг, захватив каботажное судно «Норднорге» , укомплектовав его экипажем, отделенным от немецких эсминцев, и погрузив на борт 300 пехотинцев из 138-го горнострелкового полка. [ 6 ] и две горные пушки. Норднорге отплыл из Тронхеймс-фьорда и вошел в Ран-фьорд , в конце которого лежал Мо-и-Рана. Немцы высадились в Хемнесбергете примерно на полпути вдоль фьорда. Два гидросамолета Дорнье также высадили 40 пехотинцев и минометов. Взвод 1-й независимой роты и несколько норвежских резервистов оказались в меньшинстве и после упорного сопротивления были вынуждены бежать на лодке. [ 9 ]

Два британских военных корабля, зенитный крейсер HMS Calcutta и эсминец HMS Zulu , слишком поздно попытались перехватить Норднорге . Они потопили «Норднорге» примерно через полтора часа после высадки немцев, но затем были вынуждены покинуть фьорд. Шаттл гидросамолетов подкрепил и снабдил немцев в Хемнесбергете. Контратаки на следующий день Независимой роты № 1 и норвежских войск не смогли их выбить.

Норвежские войска, выходящие из Мушёэна, намеревались продолжить путь на пароме, который обычно пришвартовался в Хемнесбергете. Вместо этого им пришлось двигаться по дороге, и они были вынуждены бросить большую часть своего оборудования.

Развертывание 24-й гвардейской бригады

[ редактировать ]

Встревоженный первыми сообщениями Габбинса, 9 мая генерал-майор Маккеси приказал, чтобы весь британский компонент сил союзников, атакующих Нарвик ( 24-я гвардейская бригада плюс несколько подразделений поддержки), был переброшен на юг для защиты Будё и Му-и-Рана. . К бригаде были прикреплены силы Габбинса. 1-й батальон шотландской гвардии под командованием подполковника Томаса Бирнанда Траппес-Ломакса взял на себя оборону Му-и-Рана.

Первоначально планировалось также перебросить 1-й батальон, ирландскую гвардию и штаб бригады в Му-и-Рана, но командир бригады бригадный генерал Уильям Фрейзер был обеспокоен этой позицией. Мо-и-Рана лежала в конце длинного и узкого Ран-фьорда, немцы оккупировали Хемнесбергет, и корабли, использующие его для снабжения сил в Му-и-Рана, были бы очень уязвимы для атак с воздуха. Единственная альтернативная линия сообщения, дорога от Му-и-Рана до Рогнана на южной стороне Скьерстад-фьорда , ошибочно считалась занесенной снегом на протяжении нескольких миль. Вместо этого ирландской гвардии и штабу бригады было приказано отправиться в Будё.

Несколько неудач и катастроф на море затруднили развертывание 24-й гвардейской бригады. 14 мая бригадный генерал Фрейзер поднялся на борт эсминца HMS Somali , чтобы отправиться в Му-и-Рана, чтобы проинформировать Траппес-Ломакса о новой ситуации. «Сомали» подвергся нападению немецких бомбардировщиков и был так сильно поврежден, что ему пришлось отправиться прямо в Скапа-Флоу для экстренного ремонта, взяв с собой бригадира. Габбинс в действующем звании полковника стал следующим старшим офицером в отряде и принял на себя командование. [ 10 ] [ номер 1 ]

МС Храбрый

15 мая польский военный корабль «Хробрый» со штабом ирландской гвардии и бригады был атакован немецкими бомбардировщиками у южных Лофотенских островов. В результате взрыва бомбы на миделе корабля погибли все старшие офицеры ирландской гвардии, а корабль загорелся. Эсминец HMS Wolverine и шлюп HMS Stork спасли более 700 выживших. сравнил Стоическое поведение ирландской гвардии, собравшейся на носовой части пылающего лайнера, капитан «Росомахи» с учениями в Биркенхеде . Ирландскую гвардию отправили обратно в Харстад для переформирования и перевооружения, прежде чем снова отправиться в Будё. также были потеряны На борту «Хробри» три легких танка 3-го Королевского гусарского полка , единственных британских танков в Норвегии.

17 мая крейсер HMS Effingham , на борту которого находилась часть личного состава и большая часть оборудования 2-го батальона « Пограничники Южного Уэльса» , врезался в скалу примерно в 12 милях (19 км) от Будё. Чтобы избежать нападения с воздуха, крейсер выбрал необычный маршрут и шел со скоростью 23 узла. Пограничники Южного Уэльса были эвакуированы с «Эффингема» эсминцем HMS Echo и переведены на зенитный крейсер HMS Coventry . [ 11 ] Им тоже пришлось вернуться в Харстад для перевооружения. Независимая рота № 2, недавно прибывшая в Будё, позже спасла четыре авианосца «Брен». [ 11 ] [ 12 ] и другое оборудование с места крушения «Эффингама» , которое наконец было уничтожено торпедой 21 мая.

Мо и Рана

[ редактировать ]
Снаряжение, брошенное британскими солдатами, Стиен, Му-и-Рана, 17 мая 1940 года.

Немецкая атака на позиции союзников в Штине, примерно в 3 милях (4,8 км) к западу от Му-и-Рана, началась 17 мая. Немецкие силы вокруг Мушёэна состояли из пяти батальонов и трех «отрядов» горной артиллерии 2-й горнострелковой дивизии . [ 13 ] под командованием генерал-лейтенанта Валентина Фёрштейна . Обороняющейся силой был «Трапесколь», состоящий из 1-й шотландской гвардейской (за исключением роты С в Будё), независимой роты № 1, отряда из 203-й батареи, 51-го полевого полка королевской артиллерии с четырьмя 25-фунтовыми орудиями, отряда 40-мм орудия «Бофорс» 55-го легкого зенитного полка РА, других небольших подразделений и норвежского контингента. [ 14 ] Немецкая лобовая атака 2-го батальона 137-го горнострелкового полка [ 15 ] Дорога вдоль Ранфьорда была остановлена, но немецкие фланговые силы, захватившие лыжи у местных ферм по мере продвижения, пробились вниз по реке Далсельва, эффективно используя пистолеты-пулеметы «Шмайссер» , и вынудили защитников отступить. Другие немецкие лыжные отряды, которые в то время считались парашютистами, выброшенными на голый склон холма, [ 15 ] атаковали транспорт шотландской гвардии возле Му-и-Раны, чтобы угрожать тылу Трапп-Ломакса.

18 мая прибыл Габбинс с приказом генерал-лейтенанта Клода Окинлека , недавно назначенного командующим Северо-Западным экспедиционным корпусом, о том, что Мо-и-Рана должна быть надежно защищена. Однако Трапп-Ломакс настаивал на том, что такая позиция несостоятельна. Поскольку подкрепления не было, Габбинс неохотно согласился. По словам Габбинса, «Трапесколь» отступил «стремительно», оставив большую часть запасов и оборудования в целости и сохранности. Рота B шотландской гвардии и независимая рота № 1 остались позади, но на следующий день им удалось воссоединиться с силами. [ 16 ] (Ротой B руководил неофициально прикрепленный шведский офицер, капитан граф Эрик Левенгаупт.) [ 17 ]

20 мая Габбинс и Окинлек были встревожены, обнаружив, что Трапп-Ломакс продолжал отступать, несмотря на разрыв контакта с немцами, и предлагал отступить через «снежный пояс» к северу от своей новой позиции у деревни Крокстранд. Габбинс также был встревожен большим количеством отставших, которых он обнаружил к северу от «снежного пояса», включая отряд 203-й батареи RA, потерявший свое оборудование связи в Мо-и-Рана. Он приказал независимой компании № 1 установить контрольно-пропускной пункт на конечной паромной переправе в Рогнане. Затем он отдал Трап-Ломакс приказ не допускать дальнейшего отступления без разрешения. [ 8 ]

От северного края «снежного пояса» дорога на Рогнан шла по узкой долине реки Салтдал. Когда подкрепление высадилось в Будё и было продвинуто вперед любыми доступными подручными средствами, Габбинс намеревался занять оборонительную позицию в Сторйорде, в 20 милях (32 км) к югу от Рогнана. Однако поздно вечером 22 мая Габбинсу сообщили, что Трапп-Ломакс в ту ночь отходил через «снежный пояс», и для этого он оставил несколько реквизированных автобусов. Независимая рота № 3, которая должна была использовать их для продвижения вперед для усиления шотландской гвардии, вместо этого была вынуждена идти маршем и прибыла поздно и уставшая. [ 18 ] Отход Траппес-Ломакса сделал невозможным своевременную подготовку и укомплектование позиции в Сторйорде.

23 мая шотландская гвардия заняла арьергардную позицию к северу от реки Вискисной. Во второй половине дня Габбинс освободил Трапп-Ломакса от командования. Немцы заняли холм, который 3-я независимая рота прибыла слишком поздно, чтобы защитить, и который доминировал на западном фланге позиции, и Габбинс приказал отвести измученных шотландских гвардейцев в Будё.

Немецкие солдаты на частично разрушенном мосту Потус.

Не имея возможности удержать Сторйорд, Габбинс вместо этого предложил занять последнюю позицию, идущую на восток от Финнейда на северной стороне Скьерстад-фьорда, примерно в 42 милях (68 км) к востоку от Будё, через цепь озер, образующих естественную оборонительную линию, до Ледник Блаамансис. [ 19 ] Чтобы дать время всем подразделениям бригады прибыть и подготовить эту позицию, он приказал подполковнику Хью Стоквеллу (повышенному с должности командира независимой роты № 2) занять позицию задержки в Потусе в 10 милях (16 км) к югу от Рогнана, где долина Салтдал расширилась. Силы Стоквелла состояли из 1-го батальона Ирландской гвардии (чей старший офицер после катастрофы в Хробри 15 мая был капитаном ), [ 20 ] Независимые роты № 2 и 3, отряд 203-й батареи РА, стреляющий из 25-фунтовых орудий через открытый прицел, а также норвежская пулеметная рота, усиленная двумя минометами и несколькими патрульными отрядами. Они заняли позиции по обе стороны Салтдаля, прикрывая частично разрушенный балочный мост, по которому проходила главная дорога через реку, и пешеходный мост через приток ниже.

Немецкие силы, наступавшие вниз по Салтдалю, состояли из двух батальонов горных войск, двух рот велосипедистов и батареи горной артиллерии. [ 21 ] Рано утром 25 мая немцы начали атаковать позиции на восточном берегу реки и вынудили некоторых защитников отступить через нее, в одном случае удерживая линию связанных винтовочных ремней. Однако часть резервов Стоквелла переправилась на восточный берег ниже и остановила наступление немцев. [ 22 ]

В ночь с 25 на 26 мая немцы построили временный мост выше Салтдаля и перенесли основной вес своей атаки на западный берег, угрожая окружить позиции Стоквелла.

Ранее, 25 мая, Габбинсу сообщили, что после катастроф союзников после начала битвы за Францию ​​силы в Будё должны были быть эвакуированы. В полдень 26 мая он приказал Стоквеллу отступить к Рогнану и пересечь фьорд. Войска Стоквелла начали отход в середине дня под сильным давлением. Ему помогали два истребителя Gloster Gladiator (одним из них пилотировал родезийский ас Цезарь Халл ), действовавшие с недавно построенной взлетно-посадочной полосы в Будё. (Третий разбился при взлете с неровной полосы.) Они заявили, что два немецких самолета сбиты и два повреждены, что впервые бросило вызов господству Германии в воздухе.

Ирландская гвардия и другие войска с боями отошли к Рогнану, в основном по западному берегу Салтдала, удаляя или уничтожая припасы и боеприпасы при отступлении. Из Роньяна их эвакуировали на большом пароме и десяти «фугу» поменьше. Паром сломался, и его пришлось буксировать, а находившиеся на нем войска попали под обстрел ведущих немецких велосипедистов и были засыпаны горящей древесиной от последних разрушений. [ 23 ] Одна рота ирландской гвардии не смогла пересечь реку для эвакуации вместе с остальными силами, но сумела выбраться, пройдя 20 миль (32 км) по стране к точке, расположенной дальше по берегу фьорда.

Эвакуация союзников

[ редактировать ]

Вечером 27 мая Будё подвергся бомбардировке и обстрелу Люфтваффе . [ 24 ] Импровизированная взлетно-посадочная полоса, радиостанция и 420 из 760 зданий города были разрушены. [ 25 ] Двенадцать человек были убиты и еще 5000 остались без крова. [ 26 ]

Британские войска были отведены из Финнейда в Фауске , ближе к Будё, чтобы облегчить эвакуацию. Норвежский батальон (1-й батальон 15-го полка) недавно прибыл из Бардуфосса, чтобы удерживать северную часть позиции Финнейда. Их не сразу проинформировали об уходе британцев, и рота не смогла бежать. [ 27 ] В течение трех ночей подряд, начиная с ночи с 29 на 30 мая, британские силы в Будё были эвакуированы эсминцами. Чтобы не насторожить немцев, шумных сносов не производилось, а транспортные средства и предметы оборудования, которые невозможно было снять, выводились из строя и бросались в море. Все военные и гражданские запасы бензина в этом районе были вывезены или уничтожены. [ 28 ] Серьезного давления со стороны немецких войск не было, а низкая облачность не позволила вмешаться люфтваффе . Габбинс ушел на последнем эсминце в ночь с 31 мая на 1 июня. Норвежский 1-й батальон 15-го полка также был эвакуирован на небольших лодках на Лофотенские острова. [ 29 ]

Последствия

[ редактировать ]

К 8 июня Северо-Западный экспедиционный корпус эвакуировал Нарвик и Харстад. Первые немецкие лыжные патрули из своих сил в Нордланде вступили в контакт с войсками генерала Дитля возле Нарвика 14 июня. [ 30 ]

В своем отчете о кампании Окинлек похвалил Габбинса, награжденного DSO . Хотя его рекомендовали в командование дивизией, [ 28 ] он вернулся в МИ (Р) и был назначен для организации вспомогательных подразделений , секретных сил, которые будут действовать против немецкого вторжения в Британию. Позже в 1940 году Габбинс был назначен директором по операциям Управления специальных операций , а в 1943 году стал его директором.

Хотя шотландская гвардия не показала хороших результатов во время кампании, Трапп-Ломакс утверждал, что они не были экипированы и не обучены для условий, с которыми они столкнулись (поскольку они выполняли государственные обязанности непосредственно перед отправкой в ​​Норвегию) и были истощены постоянными воздушными атаками. Трапп-Ломакс в конечном итоге получил звание бригадного генерала и служил штабным офицером Южного командования в Индии.

Независимые роты были расформированы после Норвежской кампании, хотя часть их персонала была переведена в коммандос . Подполковник Стоквелл, который также был удостоен звания DSO, руководил центром подготовки коммандос в Лочайлорте, прежде чем был назначен командующим бригадой, а затем и дивизией.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
Сноски
  1. В предыдущем случае, когда бригадный генерал Фрейзер был ранен, подполковник Траппес-Ломакс принял временное командование бригадой.
Ссылки
  1. Терри, Глава 14, стр.214.
  2. ^ Адамс (1989), стр.104
  3. ^ Браун, стр.104
  4. ^ Брум, Джек (1972). Конвой – разбежаться . Лондон: Уильям Кимбер. п. 42. ИСБН  0-7183-0332-6 .
  5. ^ Уилкинсон и Эстли, стр.50.
  6. ^ Перейти обратно: а б Адамс (1989), стр.73.
  7. ^ Уилкинсон и Эстли, стр.52.
  8. ^ Перейти обратно: а б Уилкинсон и Эстли, стр. 52-53.
  9. ^ Адамс, стр.73-74.
  10. ^ Уилкинсон и Эстли, стр. 54-55.
  11. ^ Перейти обратно: а б Адамс (1989), стр.70.
  12. ^ Уилкинсон и Эстли, стр.55.
  13. ^ Адамс (1989), стр.64
  14. ^ Рис-Джонс, стр.162.
  15. ^ Перейти обратно: а б Адамс (1989), стр.76.
  16. ^ Уилкинсон и Эстли, стр.57-58.
  17. ^ Адамс (1989), стр.77
  18. ^ Уилкинсон и Эстли, стр.64.
  19. Терри, Глава 14, стр.212.
  20. ^ Адамс, стр.80
  21. ^ Адамс, стр.82
  22. ^ Адамс, стр.81
  23. ^ Уилкинсон и Эстли, стр.66.
  24. ^ Милтон, Джайлз (2016). Министерство неджентльменской войны . Лондон: Джон Мюррей . п. 62. ИСБН  978-1-444-79895-1 .
  25. ^ Педерсен, Пер Бьорн (2009). «Бомбежка Будё во время Второй мировой войны» . В Ханс-Торе Бьеркаасе (ред.). Энциклопедия округа NRK Нурдланд (на норвежском языке). НРК . Архивировано из оригинала 29 апреля 2015 года . Проверено 4 мая 2015 г.
  26. ^ Рингдал, Нильс Йохан (1995). «Будё» . В Дале ; Героя ; Ноклебю ; Рингдал ; Соренсен (ред.). Норвежская военная энциклопедия 1940-45 (на норвежском языке). Осло: Каппелен. стр. 47–48. ISBN  82-02-14138-9 .
  27. Терри, Глава 14, стр.213.
  28. ^ Перейти обратно: а б Уилкинсон и Эстли, стр.67
  29. ^ Адамс (1989), стр.84
  30. Терри, Глава 14, стр.215.

Печатные работы

[ редактировать ]
  • Адамс, Джек (1989). Обреченная экспедиция: Кампания в Норвегии, 1940 год . Ручка и меч в стиле милитари. ISBN  978-0-85052-036-1 .
  • Браун, Дэвид (2013). Военно-морские операции кампании в Норвегии, апрель – июнь 1940 г. Истории штабов ВМФ. Рутледж. ISBN  978-1-135-27370-5 .
  • Рис-Джонс, Грэм (2008). Черчилль и Норвежская кампания 1940 года . Ручка и меч в стиле милитари. ISBN  978-1-84415-753-2 .
  • Уилкинсон, Питер ; Эстли, Джоан Брайт (2010). Габбинс и SOE . Барнсли: Военное дело с ручкой и мечом. ISBN  978-1-84884-421-6 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Дерри, Т.К. (2004) [1952]. Батлер, JRM (ред.). Кампания в Норвегии . История Второй мировой войны: Военная серия Соединенного Королевства (pbk. repr. Naval & Military Press, изд. Укфилда). Лондон: HMSO. ISBN  978-1-84574-057-3 .
  • Кисели, Джон (2017). Анатомия кампании: британское фиаско в Норвегии, 1940 год . Кембриджские военные истории. Лондон: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-1-107-19459-5 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ad36a22c4eb958ac06fa0414dc67dece__1722967260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ad/ce/ad36a22c4eb958ac06fa0414dc67dece.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Actions in Nordland - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)