Шорт Силенд
Силенд | |
---|---|
![]() | |
Прототип и демонстратор Short Sealand G-AIVX на авиабазе RNAS Стреттон, 25 июля 1953 года. | |
Роль | -амфибия Летающая лодка |
Производитель | Короткие братья |
Дизайнер | CTP Липскомб |
Первый полет | 22 января 1948 г. |
Введение | 31 декабря 1950 г. |
Основные пользователи | Индийский флот Христианский и миссионерский альянс Ройал Датч Шелл Югославские ВВС |
Количество построенных | 25 |
Short SA.6 Sealand — легкий коммерческий самолет-амфибия, разработанный и произведенный компанией Short Brothers . Его размер был рассчитан на размещение от пяти до семи пассажиров, а также на общий зарубежный рынок на территориях с подходящим доступом к воде и / или взлетно-посадочными полосами. Он мог взлетать и приземляться на реках, озерах, защищенных бухтах или подготовленных взлетно-посадочных полосах, а управлять им мог либо один пилот, либо пилот и штурман.
22 января 1948 года состоялся первый полет Силенда; первые образцы поступили на вооружение примерно два года спустя. Всего было выпущено два серийных варианта этого типа: SA.6 Sealand I и SB.7 Sealand III , удлиненная версия с более длинными крыльями, более глубоким рулем направления и усиленным корпусом. Предлагаемый SB.2 Sealand II задумывался как второй прототип этого типа, но так и не был завершен как таковой, а вместо этого стал первым из партии из четырех предсерийных самолетов от G-AKLM до G-AKLP . [ 1 ] На «Силенде» летали как гражданские, так и военные операторы, особенно известным оператором этого типа был ВМС Индии. Его эксплуатационные услуги включали регулярные рейсы в различные регионы мира, включая Борнео , Восточную Бенгалию , Норвегию и Венесуэлу .
Разработка
[ редактировать ]Сразу после Второй мировой войны среди эксплуатантов и производителей самолетов общепринятое мнение заключалось в том, что летающие лодки по-прежнему играют важную роль во многих нишах. [ 2 ] Шортс был особенно активным участником в этой области, производя Short Sandringham , демилитаризованную модификацию Short Sunderland морского патрульного самолета военного времени , который хорошо зарекомендовал себя в различных уголках мира, а также взялся за разработку Short Solent . по сути, улучшенная версия Сандерленда для гражданского сектора. Один из дизайнеров компании, CTP Lipscomb, изучил перспективы строительства летающих лодок трех разных размеров; эти концепции назывались SA.6 (маленький), SA.7 (средний) и SA.8 (большой) соответственно. [ 2 ]
Компактная концепция SA.6, по-видимому, имела значительный потенциал продаж, поскольку ее размеры облегчали ее использование на внутренних озерах и других водоемах. [ 3 ] В июле 1946 года компания объявила о своем намерении производить SA.6, присвоив ему название Sealand , как пяти-семипассажирский коммерческий самолет-амфибия . Работа по проектированию была разделена между предприятиями компании в Рочестере и Белфасте: первые работали над корпусом и хвостовым оперением, а вторые - над конфигурацией крыла и двигателя. [ 4 ] Конструкция во многом основывалась на более крупном Solent, но также включала в себя последние достижения в области структурного проектирования, включая использование утопленных ребер жесткости для нервюр и переборок. Кроме того, крыло Силенда получило более высокое удлинение, чем Солент, чтобы улучшить как скороподъемность, так и эффективность в крейсерском полете. [ 4 ]
19 января 1948 года был спущен на воду прототип Силенда; Свой первый полет он совершил через три дня из вод Белфаст-Лох , пилотируемый главным летчиком-испытателем Шортс Гарольдом Пайпером. [ 4 ] Первоначально прототип был поднят из воды, поскольку у него не было ходовой части и некоторых других частей оборудования, но прототип был быстро укомплектован оставшимися элементами и доставлен в аэропорт Сиденхэма для начала наземных испытаний. [ 5 ] Одной из ранних модификаций было снижение мощности двигателей, которое было изменено, чтобы уменьшить чрезмерно высокое сопротивление помех, вызванное их исходным положением. Несмотря на намерения построить второй прототип с альтернативным двигателем, Alvis Leonides радиальным двигателем трудности с закупкой двигателей de Havilland Gipsy Queen 70-3 , ни один Sealands с силовой установкой Alvis так и не был построен. , поскольку ожидались [ 6 ] Серийное производство этого типа было санкционировано Министерством гражданской авиации в середине 1949 года. [ 6 ]
Дизайн
[ редактировать ]Short SA.6 Sealand — свободнонесущий моноплан- амфибия с высокорасположенным крылом . Она разделяла базовую конфигурацию с более крупной летающей лодкой Short Solent , будучи примерно в два раза меньше ее размера и, тем не менее, демонстрируя некоторые конструктивные усовершенствования. [ 4 ] Sealand имел цельнометаллическую конструкцию с корпусом летающей лодки и поплавками под крылом для обеспечения плавучести. Он также был оснащен стандартной ходовой частью с хвостовым колесом ; два основных колеса убирались в ниши корпуса под крыльями, а хвостовое колесо убиралось за глиссирующее днище корпуса. Механизм втягивания приводился в действие пневматической системой с усилием 450 фунтов на квадратный дюйм; самолет не был оснащен гидравлической системой. [ 4 ]
Пассажирский салон, рассчитанный на размещение до семи пассажиров, был фактически разделен на две половины (соединенные трапом ) коробчатыми рамами, образованными выемками для выдвижного шасси. [ 4 ] В этой каюте было шесть особенно больших окон; на левом борту фюзеляжа имелась единственная входная дверь, а также дополнительная дверь для погрузки грузов или операций санитарной авиации . Откидные панели под раздвижными окнами и внешняя ступенька облегчали обычно сложный процесс швартовки. [ 4 ] Кабина «Силенда» была спроектирована таким образом, чтобы в ней мог работать как одиночный пилот, так и пилот в сопровождении штурмана. [ 4 ]
Силенд был оснащен парой перевернутых рядных поршневых двигателей с воздушным охлаждением de Havilland Gipsy Queen 70-3, каждый из которых имел мощность до 340 л.с. [ 4 ] Эти двигатели были намеренно установлены на крыле как можно выше, чтобы обеспечить достаточный зазор от брызг, хотя во время испытаний его несколько уменьшили, чтобы уменьшить сопротивление. Для облегчения работы с водой были установлены гребные винты изменяемого шага , с помощью которых можно было сократить необходимую посадочную дистанцию; такое расположение было достаточно эффективным, и водяной руль оказался ненужным. [ 5 ]
Операционная история
[ редактировать ]
Помимо прототипа, всего было произведено четыре предсерийных самолета, первый из которых был оставлен Шортсом для демонстрационных целей (в конечном итоге он разбился в тумане во время торгового тура по Норвегии, в результате чего погибли пилот и торговый представитель). . [ 6 ] Остальные три предсерийных Sealands в конечном итоге были проданы зарубежным операторам в Норвегии и Борнео . В начале карьеры этого типа было установлено, что, хотя он хорошо подходит для работы в защищенных водах и обладает в целом хорошими мореходными качествами, посадка в открытом море является сложной задачей для пилотов Силенда, что привело к внесению некоторых модификаций для улучшения его характеристик. [ 7 ]
Еще в 1949 году Shorts начала активную деятельность по продажам Силенда; По словам автора авиации Ч. Барнса, демонстрации самолетов обычно производили хорошее впечатление на потенциальных клиентов. [ 8 ] Еще одна партия из десяти Sealands была построена и продана различным мелким операторам, в том числе одна ( G-AKLW , позже SU-AHY ), оборудованная как «воздушная яхта» с роскошным оснащением для частного клиента в Египте и получившая имя Nadia. . [ 9 ] Ранняя продажа единственного самолета Sealand американскому покупателю стала первой послевоенной продажей самолета на американский рынок. [ 10 ]
В 1952 году ВМС Индии заказали партию из десяти самолетов Sealand, построенных по расширенным техническим требованиям. Соответственно, эти самолеты отличались двойным управлением, увеличенным запасом топлива и форсированными двигателями. Все десять самолетов были поставлены в период с января по ноябрь 1953 года. [ 11 ] Последний «Силенд», находившийся на вооружении ВМС Индии, был выведен из эксплуатации двенадцать лет спустя; один самолет был законсервирован и выставлен в Музее военно-морской авиации Индии . [ 12 ]

Второй Силенд существует в Музее авиации в Белграде . [ 13 ] который, как утверждается, первоначально был зарегистрирован как G-AKLF . Однако эта регистрация не была закреплена за Силендом; Сообщается также, что этот самолет имел местную регистрацию YU-CFK , что указывает на то, что на самом деле это был самолет с производственным номером Shorts SH.1567, то есть G-AKLS . [ 9 ]
Третий, G-AKLW (первоначально купленный богатым египетским клиентом, упомянутым выше), находится на реконструкции (2008 г.) в Ольстерском музее народа и транспорта в Калтре, Холивуд, Северная Ирландия. [ 14 ]
Шортс сохранил первый прототип (G-AIVX) для использования компанией, часто используя его без поплавков крыла и стоек для увеличения полезной нагрузки. [ 15 ] Прослужив несколько лет, он был в конечном итоге списан после истечения срока действия сертификата летной годности в апреле 1955 года. [ 16 ]
Варианты
[ редактировать ]- США.6 Зеландия
- Прототип с двумя двигателями De Havilland Gipsy Queen 70-2, один построен.
- SA.6 Зеландия I
- Серийный вариант с двумя двигателями De Havilland Gipsy Queen 70-3, построено 14 штук.
- SB.2 Зеландия II
- Предлагаемый вариант с Alvis Leonides , не построен. двигателями
- SB.7 Силенд III
- Вариант для эксплуатации в Норвегии с восемью пассажирами и снятым шасси, две переоборудования.
- США.6 Зеландия
- Вариант для Индии с двигателями De Havilland Gipsy Queen 70-4, двойным управлением и дополнительными топливными баками на шесть часов автономной работы, построено десять.
Операторы
[ редактировать ]Гражданские операторы
[ редактировать ]- Vestlandske Luftfartsselskap (VLS) - два самолета, модифицированные как гидросамолеты Srs 1M со снятым шасси.
- Аэро Норд Швеция
Военные операторы
[ редактировать ]- ВМС Индии - десять самолетов серии 1L с двигателями Gipsy Queen 70-4 и двойным управлением, все поставлены в 1953 году.
- Королевские ВВС Саудовской Аравии - один самолет передан в дар ВСВС для поисково-спасательных операций.
- Югославские ВВС — два самолета Серии 1F переданы из JAT .
Технические характеристики (Силенд I)
[ редактировать ]Данные Shorts Aircraft с 1900 года , [ 15 ] Британские гражданские самолеты 1919–1972 гг. [ 17 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1 или 2
- Вместимость: 5–7 пассажиров
- Длина: 42 фута 2 дюйма (12,85 м)
- Размах крыльев: 59 футов 0 дюймов (17,98 м) [ 18 ]
- Высота: 15 футов 0 дюймов (4,57 м) [ 17 ]
- Площадь крыла: 353 кв. футов (32,8 м 2 ) [ 19 ]
- Пустой вес: 7007 фунтов (3178 кг)
- Полная масса: 9100 фунтов (4128 кг)
- Силовая установка: 2 de Havilland Gipsy Queen 70-3 мощностью 340 л.с. (250 кВт) каждый. перевернутых рядных поршневых двигателя
Производительность
- Максимальная скорость: 187 миль в час (301 км/ч, 162 узла)
- Крейсерская скорость: 175 миль в час (282 км/ч, 152 узла) [ 17 ]
- Диапазон: 660 миль (1060 км, 570 миль) [ 17 ]
- Выносливость: 3,5 часа
- Практический потолок: 20 600 футов (6300 м) [ 17 ]
- Скорость набора высоты: 880 футов/мин (4,5 м/с) [ 17 ]
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Барнс и Джеймс 1989, стр. 433.
- ^ Jump up to: а б Барнс 1967, с. 431.
- ^ Барнс 1967, стр. 431-432.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Барнс 1967, с. 432.
- ^ Jump up to: а б Барнс 1967, стр. 432–433.
- ^ Jump up to: а б с Барнс 1967, с. 433.
- ^ Барнс 1967, стр. 433-435.
- ^ Барнс 1967, стр. 433-434.
- ^ Jump up to: а б Барнс и Джеймс 1989, с. 436.
- ^ Барнс 1967, с. 434.
- ^ Барнс 1967, с. 437.
- ^ «Боевые птицы Индии» . Музей военно-морской авиации Индии. Архивировано из оригинала 10 ноября 2006 года . Проверено 29 января 2007 г.
- ^ Список Экспоната: Авиони
- ^ «Воздушный транспорт: Короткий Силенд» . Ольстерский музей народного творчества и транспорта. Архивировано из оригинала 11 февраля 2007 года . Проверено 30 января 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Барнс и Джеймс 1989, с. 438.
- ^ Барнс 1967, с. 438.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Джексон 1988, с. 163.
- ^ Силенд III: 61 фут 6 дюймов (18,75 м)
- ^ Силенд III: 359 квадратных футов (33,4 м 2 )
Библиография
[ редактировать ]- Барнс, CH Shorts Самолеты с 1900 года . Лондон: Патнэм, 1967.
- Барнс, Швейцария; Джеймс, Дерек Н. (1989). Шорты Самолеты с 1900 года . Лондон: Патнэм. ISBN 0-85177-819-4 .
- Джексон, Эй Джей (1988). Британские гражданские самолеты 1919–1972: Том III . Лондон: Патнэм. ISBN 0-85177-818-6 .
- Маринкович, В. «Короткий SA6 Sealand» . В.Маринкович . Проверено 29 января 2007 г.
- Уорнер, Гай (июль – август 2002 г.). «От Бомбея до Bombardier: авиационное производство в Сиденхэме, часть первая». Любитель воздуха . № 100. С. 13–24. ISSN 0143-5450 .
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Шорт-Силендом, на Викискладе?
- Орфографические рисунки Силенда на сайте Fortunecity.com. [ 1 ]
- ^ «Короткометражный «Силенд» » . Удача. Архивировано из оригинала 11 октября 2007 года . Проверено 30 января 2007 г.