Короткие 330
Короткие 330 | |
---|---|
![]() | |
Приземление Short 330 в международном аэропорту Луис Муньос Марин , Пуэрто-Рико. | |
Роль | Транспортный самолет |
Национальное происхождение | Великобритания |
Производитель | Короткие братья |
Первый полет | 22 августа 1974 г. |
Введение | 1976 |
Основные пользователи | Авиаперевозчики Корпоративный воздух |
Произведено | 1974–1992 |
Количество построенных | 330-100: 68 [ 1 ] 330-200: 73 [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] |
Разработано на основе | Короткий Скайван |
Варианты | Короткие 360 С-23А Шерпа |
Short 330 (также SD3-30 ) — небольшой турбовинтовой транспортный самолёт производства компании Short Brothers . На момент своего появления в 1976 году он вмещал до 30 человек, был относительно недорогим и имел низкие затраты на техническое обслуживание. Модель 330 была основана на SC.7 Skyvan . C -23 Sherpa представлял собой военную версию 330-го самолета. Производство самолета закончилось в 1992 году, после того как был выпущен 141 самолет. Short 360 был развитием Short 330.
Разработка
[ редактировать ]Short 330 был разработан компанией Short Brothers из Белфаста STOL от Short на основе более раннего служебного транспорта Short Skyvan . Модель 330 имела больший размах крыльев и фюзеляж, чем Skyvan, при этом сохраняя квадратное поперечное сечение фюзеляжа Skyvan, что позволяло ему перевозить до 30 пассажиров, сохраняя при этом хорошие характеристики на коротком поле. [ 4 ] Первый прототип 330 поднялся в воздух 22 августа 1974 года. [ 5 ]
Модель Short 330 необычна тем, что все топливо содержится в баках, расположенных прямо над потолком пассажирского салона. [ 5 ] Имеются две отдельные двери кабины для пилота и второго пилота, обеспечивающие доступ изнутри кабины. [ 6 ]
В то время как Шорт сосредоточился на производстве авиалайнеров, эта конструкция также породила две грузовые версии. Первый из них, Short 330-UTT (расшифровывается как Utility Tactical Transport ), представлял собой военно-транспортную версию с усиленным полом кабины и парашютно-десантными дверями. [ 7 ] который был продан в небольших количествах, в основном в Таиланд, который купил четыре. Short Sherpa представлял собой грузовое судно, оснащенное задней грузовой дверью/рампой во всю ширину. Эта версия впервые полетела 23 декабря 1982 года. [ 7 ] при этом первый заказ на 18 самолетов был размещен ВВС США (USAF) в марте 1983 года для роли самолетов Европейской распределительной системы (EDSA) для доставки запасных частей между базами ВВС США в Европе. [ 7 ] Впоследствии еще 16 были заказаны как C-23B Sherpas. [ 2 ] [ 3 ]
Операционная история
[ редактировать ]
Базовый Short 330 представлял собой пассажирский самолет, предназначенный для использования в качестве регионального и пригородного авиалайнера ближнего действия и был разработан с учетом правил США, которые разрешали пригородным авиакомпаниям использовать самолеты, перевозящие до 30 пассажиров. [ 8 ] тем самым заменяя более мелкие типы, такие как Beechcraft Model 99 и de Havilland Canada DHC-6 Twin Otter . Short 330 поступил на вооружение Time Air канадской авиакомпании в 1976 году . Несмотря на его несколько солидный вид (одна региональная авиакомпания ласково окрестила его «Сараем»). [ 9 ] ), вскоре оказалось, что это недорогой и надежный 30-местный авиалайнер.
Модель 330 была несколько медленнее, чем большинство ее конкурентов, но она заработала репутацию комфортабельного, тихого и надежного авиалайнера. [ 10 ] Тихая работа Pratt & Whitney PT6A-45R во многом была обусловлена эффективным понижающим редуктором. [ 10 ] Салон стал результатом сотрудничества с инженерами Boeing, которые смоделировали внутреннее пространство, оборудование и декор по образцу более крупных авиалайнеров. Использование прочной конструкции в сочетании с традиционной конфигурацией с коротким подкосным крылом и коробчатым фюзеляжем также привело к простоте обслуживания и удобству эксплуатации. [ 10 ]
Производство закончилось в 1992 году , всего было построено 141 экземпляр (включая грузовые и военные версии). [ 11 ] По состоянию на 1998 год около 35 из них все еще находились в эксплуатации. Дизайн модели 330 был усовершенствован и сильно модифицирован, в результате чего появился Short 360 .
Варианты
[ редактировать ]- 330-100 был оригинальной серийной моделью с турбовинтовыми двигателями Pratt & Whitney Canada PT6A-45A и -45B. [ 12 ]
- 330-200 включал небольшие доработки и более мощный двигатель ПТ6А-45Р. [ 12 ]
- 330-UTT был универсальной тактической транспортной версией 330-200 с усиленным полом кабины и открывающимися внутрь дверями для парашютистов.
- Sherpa представлял собой грузовую версию 330-200 с задней грузовой рампой во всю ширину.
- Варианты C-23 Sherpa A и B представляют собой короткие шерпы военной конфигурации. (Примечание: C-23B+ представляет собой переоборудование 28 планеров Short 360. )
Операторы
[ редактировать ]Гражданский
[ редактировать ]Самолет популярен среди чартерных рейсов, небольших фидерных авиакомпаний и компаний, занимающихся грузовыми авиаперевозками. [ 13 ]
Военный
[ редактировать ]
- Филиппинская армия (SD3-30) [ 15 ] [ 16 ]
Бывший
[ редактировать ]Аварии и происшествия
[ редактировать ]По состоянию на май 2017 г. [update], этот тип самолета потерпел три катастрофы со смертельным исходом при гражданском использовании:
- 3 августа 1989 года. Самолет Olympic Aviation Short 330, выполнявший рейс 545 Olympic Aviation , разбился на склоне холма на Самос острове в Греции при попытке захода на посадку в густом тумане. Все три члена экипажа и 31 пассажир погибли.
- 25 мая 2000 г. Самолет Streamline Aviation Short 330 G-SSWN был сбит вылетающим самолетом (F-GHED, MD-83 авиакомпании Air Liberte), когда он выходил на действующую взлетно-посадочную полосу в аэропорту Париж-Шарль де Голль. Кончик крыла улетающего самолета пробил кабину «Шорта» и убил одного из его пилотов. [ 19 ]
- 5 мая 2017 г. Грузовой самолет Short 330, принадлежащий компании Air Cargo Carriers и выполнявший рейс 1260 Air Cargo Carriers, разбился после жесткой посадки в аэропорту Йегер в Чарльстоне, Западная Вирджиния . В первых сообщениях говорилось, что левое крыло коснулось поверхности взлетно-посадочной полосы и отделилось от фюзеляжа, в результате чего самолет вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы и полетел вниз по густому лесистому склону холма. Оба пилота погибли в результате крушения. [ 20 ] [ 21 ]
Помимо этих трех происшествий, произошло как минимум шестнадцать случаев потери корпуса, то есть несмертельных происшествий, в которых самолеты были повреждены и не подлежали ремонту. [ 22 ]
Самолет на выставке
[ редактировать ]G-BDBS msn SH3001 (серийный прототип) выставлен в коллекции самолетов Ольстерского авиационного общества в Лабиринте Лонг Кеш в Лисберне, Северная Ирландия. [ 23 ]
G-OGIL msn SH3068 выставлен в Северо-восточном музее суши, моря и воздуха в Сандерленде, Великобритания. [ 24 ]
Технические характеристики (330-200)
[ редактировать ]Данные Jane's All the World's Aircraft, 1988–1989 гг. [ 25 ]
Общие характеристики
- Экипаж: три (два пилота плюс один бортпроводник )
- Длина: 17,69 м (58 футов 0 дюймов)
- Размах крыла: 22,76 м (74 фута 8 дюймов)
- Высота: 4,95 м (16 футов 3 дюйма)
- Площадь крыла: 42,1 м 2 (453 кв. фута)
- Профиль крыла : серия NACA 63A (модифицированная).
- Вес пустого: 6680 кг (14727 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 10 387 кг (22 899 фунтов)
- Запас топлива: 2546 л (560 имп галлонов; 673 галлона США)
- Силовая установка: 2 Pratt & Whitney Canada PT6 A-45-R турбовинтовых двигателя мощностью 893 кВт (1198 л.с.) каждый.
- Гребные винты: 5-лопастные Hartzell с постоянной скоростью вращения.
Производительность
- Максимальная скорость: 350 км/ч (220 миль в час, 190 узлов) (максимальный крейсерский уровень на высоте 3000 м (10 000 футов))
- Крейсерская скорость: 300 км/ч (180 миль в час, 160 узлов) (экономный крейсерский режим на высоте 3000 м (10 000 футов))
- Скорость сваливания: 135 км/ч (84 миль в час, 73 узла) (шасси и закрылки опущены)
- Дальность: 1695 км (1053 миль, 915 миль) (без резервов, пассажирская версия, полезная нагрузка 1966 кг (4334 фунта))
- Практический потолок: 6100 м (20 000 футов) [ 26 ]
- Скорость набора высоты: 6,0 м/с (1180 футов/мин)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Барнс и Джеймс, с. 533-535.
- ^ Jump up to: а б «Серийные номера ВВС США 1988 года» . www.joebaugher.com .
- ^ Jump up to: а б «Серийные номера ВВС США 1990 года» . www.joebaugher.com .
- ^ Дональд, Дэвид, изд. Энциклопедия мировых самолетов . Лондон: Аэрокосмическое издательство, 1997. ISBN 1-85605-375-X .
- ^ Jump up to: а б Тейлор 1988, с. 304.
- ^ «Авиафото №0890366: Короткометражный 330-200 — Мук Эйр» . Авиалайнеры.нет .
- ^ Jump up to: а б с Тейлор 1988, с. 306
- ^ Дональд 1999, с. 709–714.
- ^ «Авиалайнеры.нет» . Авиалайнеры.нет .
- ^ Jump up to: а б с Смит 1986, с. 2.
- ^ Airliners.net: Short 330 Дата доступа: 18 июня 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Фроули 2003, с. 193.
- ^ Flight International Всемирная перепись авиалайнеров 2011 , стр. 22; получено 31 августа 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «База данных о поставках оружия» . Стокгольмский международный институт исследования проблем мира . Проверено 11 ноября 2022 г.
- ^ «Горнодобывающая фирма подарила AFP грузовой самолет Sherpa» . Манильский бюллетень .
- ^ «Подаренный самолет SD3-30 (C-23) Sherpa филиппинской армии» . Анализ защиты Питца . 26 июня 2022 года. Архивировано из оригинала 25 марта 2023 года . Проверено 9 мая 2023 г.
- ^ Схватка в сети: Вооруженные силы Таиланда - Боевой порядок самолетов. Архивировано 29 сентября 2007 г. на Wayback Machine. Дата доступа: 18 июня 2007 г.
- ^ Схватка в сети: Боевой порядок ВВС Объединенных Арабских Эмиратов. Архивировано 16 декабря 2008 г. на Wayback Machine. Дата доступа: 18 июня 2007 г.
- ^ Рантер, Харро. «ASN Авиационная катастрофа Shorts 330-200 G-SSWN Аэропорт Париж-Шарль де Голль (CDG)» . Aviation-safety.net .
- ^ «Обновление: место крушения взлетно-посадочной полосы аэропорта Йегер будет отремонтировано в ближайшем будущем» . WSAZ-ТВ . 24 мая 2017 года . Проверено 5 июля 2017 г.
- ^ Томас, Алекс (5 мая 2017 г.). «NTSB начинает расследование авиакатастрофы Йегера» . МетроНьюс . Проверено 5 июля 2017 г.
- ^ Рантер, Харро. «Список аварий: Шорты 330» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 5 июля 2017 г.
- ^ «Короткий СД3-30» . Ольстерское авиационное общество . Проверено 11 февраля 2022 г.
- ^ «Короткий СД330-100 'Г-ОГИЛ' » . Со-куратор . Проверено 11 февраля 2022 г.
- ^ Тейлор 1988, стр. 305–306.
- ^ «Паспорт типа сертификата № A41EU: Редакция 13» (PDF) . ФАУ. 21 марта 2007 года . Проверено 29 марта 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Барнс Ч. и Джеймс Дерек Н. Шортс Самолеты с 1900 года . Лондон: Патнэм, 1989. ISBN 0-85177-819-4 .
- Дональд, Дэвид, изд. Энциклопедия гражданской авиации . Лондон: Аурум, 1999. ISBN 1-85410-642-2 .
- Фроули, Джерард. Международный справочник гражданской авиации, 2003/2004 . Лондон: Aerospace Publications Pty Ltd., 2003. ISBN 1-875671-58-7 .
- Смит, PR Shorts 330 и 360 (Air Portfolios 2) Лондон: Jane's Publishing Company Limited, 1986. ISBN 0-7106-0425-4 .
- Тейлор, Джон В.Р., изд. Самолеты всего мира Джейн, 1988–1989 гг . Лондон: Информационная группа Джейн, 1988. ISBN 0-7106-0867-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]