Короткий C-23 Шерпа
С-23 Шерпа | |
---|---|
![]() | |
Шерпа C-23 армии США над Сан-Диего , 2014 г. | |
Роль | Транспортный самолет |
Национальное происхождение | Великобритания |
Производитель | Короткие братья |
Первый полет | 6 августа 1984 г. |
Введение | 1984 |
Ушедший на пенсию | Армия Национальной гвардии 2014 г. |
Основные пользователи | Армия США ВВС США |
Произведено | 1984–1990 (1997) |
Количество построенных | 60 |
Разработано на основе | Короткий 330 , Короткий 360 |
Short C-23 Sherpa — небольшой военно-транспортный самолет, построенный компанией Short Brothers . Он был разработан для полетов с грунтовых взлетно-посадочных полос и выполнения короткого взлета и посадки (КВП) . [ 1 ] Он имеет большой квадратный фюзеляж с задней грузовой дверью/рампой во всю ширину. C -23A и C-23B являются вариантами Short 330 , а C-23B+ — вариантом Short 360 . Было использовано 60 самолетов, окончательно он был выведен из эксплуатации в США в 2014 году, но остается на международной службе. Хотя он широко использовался и для других целей, первоначально в начале 1980-х годов он стал победителем конкурса на легкий грузовой самолет для доставки грузов, особенно авиационных запчастей, для EDSA. В то время как C-23 был новым производством, как и C-23B, C-23B+ на самом деле представляли собой Shorts 360 с хвостовым оперением и задней частью фюзеляжа от C-23. Одно из отличий С-23 от С-23В заключалось в том, что последний имел окна в кабине. Самолет широко используется в гражданских целях, а также эксплуатировался, например, Службой лесного хозяйства США и НАСА. НАСА C-23 все еще находится в эксплуатации и используется для исследований. Самолет продолжает находиться на вооружении Филиппин и Джибути, а также различных гражданских и правительственных агентств, таких как вышеупомянутый исследовательский шерпа НАСА.
Short C-23 Sherpa входил в семейство двухтурбовинтовых транспортных самолетов малого и среднего размера, разработанных в конце 20 века, начиная с Short Skyvan, Short 330 и Short 360. C-23 был основан на Short. 330, а C-23B+ был основан на Short 360. Первоначальный C-23 имел весьма специфическое назначение: пополнять запасы аэродромов в Западной Европе во время холодной войны и поступил на вооружение в 1980-е годы. Однако впоследствии он выполнял множество различных ролей.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]
Short 330 был разработан компанией Short Brothers из Белфаста на основе их более раннего служебного транспорта Short SC.7 Skyvan STOL. Модель 330 имеет более длинный размах крыльев и фюзеляж, чем Skyvan, но при этом сохраняет квадратное поперечное сечение фюзеляжа Skyvan, что позволяет ему перевозить до 30 пассажиров, сохраняя при этом хорошие характеристики на коротком поле. Модель 330 поступила в коммерческую эксплуатацию в 1976 году. [ 2 ]
Помимо пассажирского самолета, Шортс планировал еще две грузовые версии. Short 330-UTT (для Utility Tactical Transport) представлял собой военно-транспортную версию с усиленным полом кабины и дверями для парашютистов. [ 3 ] который был продан в небольших количествах, в основном в Таиланд, который купил четыре. Short Sherpa представлял собой грузовое судно, оснащенное задней грузовой дверью/рампой во всю ширину. Эта версия впервые полетела 23 декабря 1982 года. [ 3 ] При этом первый заказ на 18 самолетов был размещен ВВС США в марте 1983 года. Эти самолеты были переданы Военному командованию воздушных перевозок (MAC) для выполнения функций самолетов европейской распределительной системы (EDSA), перевозки грузов и личного состава между ВВС США. в Европе (USAFE) авиабазы. [ 3 ] В конечном итоге 60 штук будут закуплены для вооруженных сил США и прослужат еще долгие годы в 21 веке. [ нужна ссылка ] С-23 «Шерпа» стал победителем конкурса по улучшению доставки грузов на этом театре военных действий. [ 4 ] Одним из его конкурентов на тот момент был CASA C.212 Aviocar . [ 4 ]
Кабина шерпа имеет ширину 6,5 футов (1,98 м), высоту 6,5 футов (1,98 м) и длину 29 футов (8,84 м). [ 1 ] Он предлагает объем груза 1230 куб. футов (34,83 м ). 3 ), грузоподъемностью 8000 фунтов (3629 кг). [ 1 ] Шерпа также способен летать с грунтовых взлетно-посадочных полос и совершать укороченный взлет и посадку (КВП) . [ 1 ]
На военной службе США Short 330 имел обозначение C-23A Sherpa . C -23B Sherpa аналогичен C-23A, но с окнами в кабине. [ 5 ] Модификация C-23B+ Short 360 была создана путем замены задней части фюзеляжа Short 360, полученной на подержанном рынке, на сдвоенное хвостовое оперение и заднюю погрузочную аппарель Short Sherpa.
C-23 производился на заводе Short Brothers в Белфасте, Северная Ирландия. [ 6 ]
Операционная история
[ редактировать ]

ВВС США
[ редактировать ]
C -23A Sherpa поступил на вооружение ВВС США в Европе в 1985 году. [ 6 ] базировался на авиабазе Цвайбрюккен . Он продолжал использоваться в роли EDSA до ноября 1990 года, после сокращения сил после холодной войны. [ 7 ] Все шерпы вернулись в Соединенные Штаты; три самолета были переданы в Школу летчиков-испытателей ВВС США на авиабазе Эдвардс, восемь самолетов достались армии США, а оставшиеся семь - Лесной службе США. Самолеты Школы летчиков-испытателей были выведены из эксплуатации в 1997 году. [ 7 ]
Армия США
[ редактировать ]Восемь бывших самолетов ВВС США использовались для испытаний в различных подразделениях; два были переименованы в JC-23A. [ 7 ]
Армия закупила четыре гражданских самолета Short 330 для замены de Havilland Canada C-7 Caribou, используемого для поддержки ракетного полигона Кваджалейн . Им не было присвоено обозначение C-23, и они были сняты с вооружения в 1992 году. [ 7 ] В 1988 году армия заказала десять новых самолетов Short 330, получивших обозначение C-23B, для замены DHC C-7 Caribou, используемого авиационными и ремонтными складами Национальной гвардии США. В 1990 году было заказано еще шесть. [ 7 ]
Когда в 1990 году армии потребовалось еще 20 C-23, производственная линия закрылась; Вместо этого были приобретены бывшие в употреблении самолеты Short 360. Получившие обозначение C-23B+, они были модифицированы от оригинального одинарного хвостового оперения к двухкилевому оперению и грузовой аппарели, как у других C-23B. [ 7 ] В 1994 году еще восемь самолетов были переоборудованы для замены самолетов de Havilland Canada UV-18 Twin Otters, использовавшихся на Аляске. [ 7 ] (который также снят с производства с 1988 года) [ 8 ]
Во время войны в Ираке (2003–2011 гг.) C-23 обслуживал потребности армии в грузовых и личных перевозках на театре военных действий. Это представляло собой экономическую альтернативу для перевозки около 20 человек или трех поддонов груза, когда скорость не была критичной. [ 9 ]
В рамках программы сбора разведывательной информации армии США Constant Hawk пять самолетов Short 360 были модифицированы для использования в Ираке и летали на театре военных действий в период с 2006 по 2011 год. Еще два модифицированных самолета столкнулись в воздухе перед доставкой в Ирак. Самолеты Constant Hawk не получили военного обозначения. [ 7 ]
13 июня 2007 года Alenia C-27J был выбран для замены C-23 на вооружении армии США. [ 10 ] [ 11 ] Всего на вооружении армии США по состоянию на ноябрь 2008 года находилось 43 С-23 (все американские самолеты С-27 на тот момент были переданы Береговой охране США в 2012 году из-за дефицита бюджета). [ 12 ] C-23 Sherpa был выведен из состава Национальной гвардии в январе 2014 года. [ 13 ] В рамках Закона о полномочиях национальной обороны на 2014 финансовый год 8 самолетов C-23 могут быть переброшены в штат Аляска для работы с коротких взлетно-посадочных полос в сельской местности для поисково-спасательных операций и операций средней грузоподъемности. [ 14 ]
В декабре 2014 года было объявлено, что США поставят восемь самолетов в Эстонию , Джибути и Филиппины . [ 15 ] [ 16 ] В итоге Эстония не взяла на вооружение Sherpa - решение, которое они приняли в 2015 году, поскольку не могли позволить себе техническое обслуживание, несмотря на низкую стоимость самолета. Возможности посадки и взлета С-23 также были недостаточно короткими для их требований. [ 17 ] Эстонцы эксплуатировали два Ан-2 , одномоторный транспортный биплан, известный своей низкой скоростью сваливания. [ 18 ] В 2019 году ВВС Эстонии получили вместо этого PZL C-145 , который лучше соответствовал их требованиям. Они были переданы в дар ВВС США, которые выводили свой парк из эксплуатации. [ 19 ]
Национальная гвардия армии США
[ редактировать ]
Хотя армия США не имеет большого количества самолетов, кроме «Шерпа» (из-за соглашения Ки-Уэста ), они потеряли C-23B в 2001 году в Джорджии, США, и 21 человек погиб. [ 20 ] [ 21 ] Это была самая страшная авиакатастрофа Национальной гвардии США в мирное время . [ 22 ]
3 марта 2001 года самолет C-23B Sherpa, принадлежащий 171-му авиационному полку Национальной гвардии армии Флориды, перевозил 18 строителей Национальной гвардии Вирджинии из Херлберт-Филд , штат Флорида, на военно-морскую авиабазу Океана , штат Вирджиния. Пилот покинул кабину экипажа, чтобы воспользоваться кормовой ванной. Его вес в хвостовой части сместил центр тяжести настолько, что самолет стал неустойчивым, когда столкнулся с сильной турбулентностью. Возникшие тогда резкие изменения перегрузки привели к тому, что экипаж потерял сознание, а самолет, летевший недалеко от Унадиллы, штат Джорджия, разбился, в результате чего погиб 21 человек, находившийся на борту. [ 23 ] Более поздние расчеты показали, что в начале полета самолет был загружен за пределами рабочего диапазона.
C-23 был уволен из службы Национальной гвардии в 2014 году, отличившись в таких миссиях, как оказание помощи при стихийных бедствиях и транспортировка, заслужив звание «рабочей лошадки». [ 24 ]
Гражданское и государственное использование
[ редактировать ]Несколько излишков самолетов были проданы эксплуатантам США. [ 25 ] которые использовали их для перевозки оборудования и бригад на удаленные рабочие места.
НАСА использует один C-23 для исследования атмосферы с летной базы Уоллопса . [ 26 ] [ 27 ]
Варианты
[ редактировать ]- С-23А Шерпа
- Двухмоторный транспортный самолет для ВВС США на базе Short 330-UTT; он был оснащен усиленным полом кабины с роликовой конвейерной системой, а также передней грузовой дверью на левом борту фюзеляжа, оборудованной задней грузовой дверью / аппарелью во всю ширину с гидравлическим приводом; 18 построено.
- C-23B Шерпа
- Двухмоторный транспортный самолет для Национальной гвардии США, аналогичный C-23A, но с окнами кабины, более прочным шасси, открывающимися внутрь парашютными дверями в задней части фюзеляжа и управляемой по воздуху двухсекционной грузовой аппарелью. ; 16 построено. [ 7 ]
- C-23B+ Супер Шерпа
- Самолет Short 360 закуплен армией США как бывший в употреблении и модифицирован Авиацентром Западной Вирджинии (WVAC) для замены задней части фюзеляжа Short 360 с одним высоким килем, сдвоенным хвостовым оперением и задней погрузочной рампой самолета Short 360. Короткий шерпа. [ 28 ] Модифицировано 28 гражданских самолетов. [ 7 ]
- С-23С
- И C-23B, и C-23B + с модернизацией авионики кабины экипажа в рамках программы «Модернизация кабины авионики», 43 модификации. [ 7 ]
- С-23Д
- C-23C с модернизированной авионикой по программе «Модификация авионики безопасности» с 2010 года программа была отменена и было модифицировано только четыре самолета. [ 7 ]
Операторы
[ редактировать ]


Гражданские операторы
[ редактировать ]Бывшие самолеты ВВС США и армии США были проданы гражданским эксплуатантам, в том числе:
- Эра Авиации [ 7 ]
- Фридом Эйр [ 7 ]
- Департамент шерифа округа Ричленд (Южная Каролина) [ 7 ]
- Лесная служба Министерства сельского хозяйства США [ 7 ]
Самолет на выставке
[ редактировать ]
- Соединенные Штаты
- Short 330-200 85-25343 , бывший самолет полигона Кваджалейн, в Музее армейской авиации Милвилля, Милвилл, Нью-Джерси , без винтов. [ 7 ]
- C-23C — N863DZ , который имел номер 93-01320 армии США , в Музее авиации Air Heritage , Бивер-Фолс, Пенсильвания . [ 7 ]
Технические характеристики (С-23А)
[ редактировать ]


Данные Jane's All the World's Aircraft, 1988–1989 гг. [ 3 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 3 человека (2 пилота плюс 1 бортпроводник)
- Вместимость: 30 пассажиров или 18 пассажиров на носилках / максимальная полезная нагрузка 7000 фунтов (3175 кг).
- Длина: 58 футов 0,5 дюйма (17,691 м)
- Размах крыльев: 74 фута 8 дюймов (22,76 м)
- Высота: 16 футов 3 дюйма (4,95 м)
- Площадь крыла: 453 кв. футов (42,1 м 2 )
- Профиль крыла : корень: NACA 63A418 ; наконечник: NACA 63A414 [ 31 ]
- Вес пустого: 14 727 фунтов (6680 кг), включая экипаж.
- Максимальный взлетный вес: 22 900 фунтов (10 387 кг)
- Максимальный посадочный вес: 22 600 фунтов (10 251 кг)
- Запас топлива: 560 имп галлонов (670 галлонов США; 2500 л) / 4480 фунтов (2032 кг)
- Силовая установка: 2 двигателя Pratt & Whitney Canada PT6A-45-R турбовинтовых мощностью 1198 л.с. (893 кВт) каждый.
- Гребные винты: 5-лопастной винт Hartzell диаметром 9 футов 3 дюйма (2,82 м) с постоянной скоростью и полностью флюговым винтом.
Производительность
- Максимальная скорость: 252 узла (290 миль в час, 467 км/ч)
- Крейсерская скорость: 228 узлов (262 миль в час, 422 км/ч) [ а ]
- Скорость сваливания: 73 узла (84 миль в час, 135 км/ч) при закрылках MLW и выключенном шасси. [ б ]
- Дальность: 1185 миль (1364 миль, 2195 км) с полезной нагрузкой 7000 фунтов (3175 кг), максимальным запасом топлива, запасами на 45 минут удержания и 43 миль (49 миль; 80 км) отклонения [ с ]
- Практический потолок: 28 000 футов (8 500 м) с одним неработающим двигателем при 21 000 фунтов (9 525 кг) AUW.
- Скорость набора высоты: 1180 футов/мин (6,0 м/с).
- Нагрузка на крыло: 50,55 фунтов/кв. футов (246,8 кг/м). 2 )
- Мощность/масса : максимум 0,1046 л.с./фунт (0,1720 кВт/кг).
- Разбег (FAR и BCAR Gp.A): 3420 футов (1042 м) по ISA
- Разбег (FAR и BCAR Gp.A): 3420 футов (1042 м) по стандарту ISA + 15 °C (59 °F)
- Посадочный пробег на MLW BCAR: 4020 футов (1225 м) в обычном поле.
- Посадочный разбег на MLW BCAR: короткое поле 3150 футов (960 м).
- Посадочная длина на MLW FAR: 3650 футов (1113 м)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Антонов Ан-28
- CASA C-212 Авиокар
- DHC-6 Твин Выдра
- Дорнье 228
- Харбин Y-12
- ИАИ Арава
- Пусть Л-410 Турболет
Примечания
[ редактировать ]- ^ 157 узлов (181 миль в час; 291 км / ч) при 21 000 фунтов (9 525 кг) AUW на высоте 10 000 футов (3048 м)
- ^ 90 узлов (104 миль в час; 167 км / ч) закрылки и включенная передача
- ^ 669 миль (770 миль; 1239 км) с полезной нагрузкой 5000 фунтов (2268 кг), максимальным топливом, запасами на 45 минут удержания и 43 миль (49 миль; 80 км) отклонения
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д «Профиль самолета: C-23 Sherpa Short Brothers | Air Forces Monthly» . Архивировано из оригинала 25 декабря 2018 года . Проверено 25 декабря 2018 г.
- ^ Дональд, Дэвид, изд. (1997). Энциклопедия мировых самолетов . Аэрокосмическое издательство. п. 838. ИСБН 1-85605-375-Х .
- ^ Перейти обратно: а б с д Тейлор, JWR, изд. (1988). Самолеты всего мира Джейн, 1988–1989 гг . Информационная группа Джейн. стр. 304–306. ISBN 0-7106-0867-5 .
- ^ Перейти обратно: а б «Взгляд назад на операции USAFE C-23A Sherpa» . ключ.аэро . 18 февраля 2021 года. Архивировано из оригинала 25 марта 2024 года . Проверено 29 октября 2023 г.
- ^ Дональд, Дэвид; Лейк, Джон, ред. (1996). Энциклопедия мировой военной авиации (однотомное издание). Лондон: Аэрокосмическое издательство. п. 384. ИСБН 1-874023-95-6 .
- ^ Перейти обратно: а б «С-23 Шерпа» . Архивировано из оригинала 19 октября 2007 года . Проверено 21 августа 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с «Что бы ни случилось с… C-23 Sherpa». Журнал «Скрамбл» . № 427. Голландское авиационное общество. Декабрь 2014. С. 150–157. ISSN 0927-3417 .
- ^ Хеммердингер, Джон; Париж2023-06-19T14:13:00+01:00. «De Havilland возобновляет производство Twin Otter 300 с новым вариантом» . Полет Глобал . Архивировано из оригинала 25 марта 2024 года . Проверено 1 ноября 2023 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «C-23: Маленький грузовой самолет, который имеет большое значение». Архивировано 13 октября 2017 года на Wayback Machine , Military.com, 9 февраля 2004 года.
- ^ «C-27J Spartan назван объединенным грузовым самолетом» . Связь с ВВС . 14 июня 2007 г. Архивировано из оригинала 26 мая 2012 г. Проверено 17 июня 2007 г.
- ^ «C-27J выбран для совместного грузового самолета» . Таймс ВВС . 14 июня 2007 г. Архивировано из оригинала 14 августа 2007 г. Проверено 17 июня 2007 г.
- ^ «Справочник: ВВС мира», Flight International , 11–17 ноября 2008 г.
- ^ C-23 Sherpa совершает последний полет, поскольку армейская гвардия списывает почтенный самолет. Архивировано 10 января 2014 г. на Wayback Machine - Dvidshub.net, 10 января 2014 г.
- ^ Последний армейский полет C-23 Sherpa. Архивировано 3 февраля 2014 г. на Wayback Machine - Defensemedianetwork.com, 27 января 2014 г.
- ^ «Эстония заменит самолеты Ан-2 советской эпохи на поставленные США шерпы — IHS Jane's 360» . Архивировано из оригинала 3 января 2015 года . Проверено 19 декабря 2014 г.
- ^ "США дарят Эстонии два транспортных самолета - новости Эстонии - Postimees.ee" . Архивировано из оригинала 19 декабря 2014 года . Проверено 19 декабря 2014 г.
- ^ ERR (28 июля 2016 г.). «ВВС Эстонии отказываются от транспортных самолетов, предлагаемых США» . ЭРР . Архивировано из оригинала 25 марта 2024 года . Проверено 30 октября 2023 г.
- ^ «Ан-2 ВВС Эстонии — Эстония» . Королевская международная воздушная татуировка . Архивировано из оригинала 25 марта 2024 года . Проверено 30 октября 2023 г.
- ^ «Эстония получила первый из двух подаренных C-145A» . Джейнс.com . Проверено 30 октября 2023 г.
- ^ «CNN.com — Военные подразделения, участвовавшие в катастрофе C-23 Sherpa — 3 марта 2001 г.» . www.cnn.com . Архивировано из оригинала 25 марта 2024 года . Проверено 29 октября 2023 г.
- ^ «ASN Авиационная катастрофа Shorts C-23B+ Sherpa (360) 93-1336 Унадилла, Джорджия» . Сеть авиационной безопасности . Архивировано из оригинала 25 марта 2024 года . Проверено 29 октября 2023 г.
- ^ Нэш, Дебора (2003), «Хёдике, К(арл) Х(орст)» , Oxford Art Online , Oxford University Press , получено 29 октября 2023 г.
- ^ Вейлетт, доктор философии , Патрик (26 мая 2016 г.). «Веские дела: Просчет при загрузке может иметь нежелательные последствия» . «Авиационная неделя» Сеть . Архивировано из оригинала 13 октября 2017 года . Проверено 5 июля 2017 г.
- ^ «C-23 Sherpa совершает последний полет, поскольку армейская гвардия списывает этот почтенный самолет» . Национальная гвардия . Проверено 31 октября 2023 г.
- ^ «Продажа турбовинтовых самолетов SHORTS» . Контроллер.com . Архивировано из оригинала 13 августа 2016 года . Проверено 5 июля 2017 г.
- ^ «С-23 Шерпа» . НАСА . Архивировано из оригинала 25 марта 2024 года . Проверено 31 октября 2023 г.
- ^ «C-23 Sherpa - WFF | Программа НАСА по воздушно-десантным наукам» . НАСА . Архивировано из оригинала 25 марта 2024 года . Проверено 31 октября 2023 г.
- ^ «С-23 Шерпа» . GlobalSecurity.org . Архивировано из оригинала 15 августа 2007 года . Проверено 5 июля 2017 г.
- ^ Орпиано, Питц (26 июня 2022 г.). «Подаренный самолет SD3-30 (C-23) Sherpa филиппинской армии» . Анализ защиты Питца . Архивировано из оригинала 5 декабря 2023 года . Проверено 25 марта 2023 г.
- ^ "С-23 Шерпа". Архивировано 27 апреля 2017 года в программе НАСА по воздушно-десантным наукам Wayback Machine . Проверено: 26 мая 2017 г.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]