Данн Д.5
Д.5 | |
---|---|
Роль | Экспериментальный самолет |
Производитель | Короткие братья |
Дизайнер | Дж. В. Данн |
Первый полет | 1910 |
Количество построенных | 1 |
Разработано на основе | Данн Д.4 |
Развитый в | Данн Д.8 |
Dunne D.5 со стреловидным крылом — британский экспериментальный самолет, построенный в 1910 году. Бесхвостый биплан . Он был разработан Дж. У. Данном и построен компанией Short Brothers в Лейсдауне для его компании Blair Atholl Airplane Syndicate Ltd. Как и его военные предшественники, он приводился в движение сдвоенными толкающими винтами , но имел значительно более мощный двигатель .
D.5 впервые поднялся в воздух летом 1910 года, став, таким образом, его первым летающим самолетом с двигателем. Данн давно буквально мечтал об этом полете. Позже D.5 был сертифицирован как первый самолет с неподвижным крылом, когда-либо достигший естественной устойчивости в полете, при этом одним из официальных свидетелей был Орвилл Райт .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Покинув в 1909 году фабрику армейских воздушных шаров в Фарнборо, Дж. У. Данн основал компанию Blair Atholl Airplane Syndicate Ltd., чтобы продолжить разработку своего необычного бесхвостого самолета со стреловидным крылом, ни один из которых еще не летал на такой мощности. D.5 был его первой разработкой для них, и он повторял общую компоновку более ранней армейской машины D.4 с бесхвостым стреловидным бипланным крылом с выраженным размытием и концевыми пластинами и приводился в движение двумя толкающими винтами. Однако он отличался обтекаемой центральной гондолой или фюзеляжем, в котором размещались пилот и двигатель.
Рули, как и крыло, были аналогичны D.4. элевоны Единственными подвижными поверхностями были на верхних законцовках крыла. Однако на D.5 они управлялись независимо двумя рычагами по обе стороны кабины. Руля направления отсутствовало, а поворот координировался аэродинамической схемой стреловидных и размытых крыльев. В отличие от большинства самолетов, они были устроены таким образом, что подъем элевона уменьшал подъемную силу и увеличивал сопротивление, а опускание имело противоположный эффект. Таким образом, опускаемое крыло будет оттягиваться назад (феномен, известный как «проверсное рыскание»), автоматически координируя разворот крена.
Для повышения эффективности на крыльях были установлены ребра концевой пластины с квадратными вырезами, чтобы избежать загрязнения элевонов.
Контракт на строительство основного планера был заключен с компанией Short Brothers , которая занимала навесы рядом с навесами Синдиката на новом летном полигоне Аэроклуба Великобритании в Шеллбиче на острове Шеппи . [ 1 ]
Двигатель представлял собой двигатель Green C.4 четырехцилиндровый рядный мощностью 35 л.с. с водяным охлаждением, значительно более мощный, чем те, которые допускала армия. Двойные радиаторы были установлены с обеих сторон, стояли вертикально и выравнивались по потоку воздуха, чтобы минимизировать сопротивление. Расположенный посередине двигатель имел цепной привод сдвоенных толкающих винтов, установленных на выносных опорах за крылом. Как и раньше, пропеллеры вращались в противоположных направлениях, чтобы компенсировать свой крутящий момент. [ 2 ]
После постройки в Лейсдауне D.5 был доставлен в Истчерч, новое место расположения (ныне Королевского) Аэроклуба и Синдиката, расположенное недалеко от Шеппи. Первые испытания не обнадежили: машина в исходном виде оказалась слишком тяжелой. Данн провел обширное облегчение конструкции Шорта.
Операционная история
[ редактировать ]Впервые D.5 поднялся в воздух летом 1910 года. Данн вырулил на вершине холма, лежащего с подветренной стороны, развернул машину и полетел вниз по ветру. Позже он вспоминал в своей книге «Эксперимент со временем» , что в детстве именно этот полет он пережил во сне. [ 3 ]
D.5 показал себя аэродинамически устойчивым в полете. были совершены два демонстрационных полета В декабре 1910 года для Королевского аэроклуба , официальными свидетелями которых стали посетившие самолет Орвилл Райт и Гриффит Брюэр . Во время второго полета Данн на длительное время убрал руки с рычагов управления и написал заметку на листе бумаги, предоставленном ему Брюэром. Эта записка стала первым документальным свидетельством полетов самолета, написанным самим пилотом в полете. [ 3 ] [ 4 ] Впоследствии D.5 был сертифицирован как первый самолет, когда-либо достигший стабильного полета.
D.5 разбился во время полета другого пилота в декабре следующего года, и его части были повторно использованы для постройки первого D.8 .
Технические характеристики
[ редактировать ]Общие характеристики
- Экипаж: один пилот
- Длина: 20 футов 5 дюймов (6,21 м)
- Размах крыльев: 46 футов 0 дюймов (14,02 м)
- Рост: 11 футов 6 дюймов (3,51 м)
- Площадь крыла: 527 кв. футов (49,0 м 2 )
- Полная масса: 1550 фунтов (703 кг)
- Силовая установка: 1 × Green , 60 л.с. (45 кВт)
Производительность
- Максимальная скорость: 45 миль в час (72 км/ч, 39 узлов)
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Барнс Ч. и Джеймс Д.Н. (1989). Шорты Самолеты с 1900 года . Лондон: Патнэм. стр. 50, 439. ISBN. 0-85177-819-4 .
- ^ «Аэроплан Данна» . Рейс : 459–61. 18 июня 1910 года . Проверено 27 февраля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Констанс Бэбингтон Смит; Время тестирования , страницы 11–17.
- ^ Поульсен, CM (27 мая 1943 г.). «Бесхвостые испытания» . Рейс : 556–58 . Проверено 27 февраля 2008 г.
- Библиография
- Тейлор, Майкл Дж. Х. (1989). Энциклопедия авиации Джейн . Лондон: Студийные издания. п. 347. ИСБН 0-7106-0710-5 .
- Мансон, Кеннет (1969). Самолет «Пионер» 1903-14 гг . Лондон: Макмиллан. п. 44.