Jump to content

Подвал аэродрома

Координаты : 59 ° 58'10 "N 011 ° 02'20" E  /  59,96944 ° N 11,03889 ° E  / 59,96944; 11,03889  ( Аэропорт Кьеллер )
(Перенаправлено из аэропорта Кьеллер )

Подвал аэродрома
Кьеллер в 1913 году с Воздушной службы норвежской армии первым самолетом , Гангером Рольфом.
Краткое содержание
Тип аэропорта Соединение
Владелец Норвежская организация оборонной логистики
Оператор Келлер Аэро Центр
Служит Осло
Расположение Подвал , Лиллестрем , Норвегия
Высота AMSL 354 фута / 108 м
Координаты 59 ° 58'10 "N 011 ° 02'20" E  /  59,96944 ° N 11,03889 ° E  / 59,96944; 11,03889  ( Аэропорт Кьеллер )
Взлетно-посадочные полосы
Направление Длина Поверхность
м футы
12–30 1,357 4,452 Асфальт
Источник: AIP Евроконтроля . [ 1 ]

Аэродром Кьеллер ( норвежский : Kjeller Flyplass ; ИКАО : ENKJ ) — аэродром военной авиации и авиации общего назначения, расположенный в Кьеллере в Лиллестреме в графстве Акерсхус , Норвегия. Расположенный на окраине Лиллестрема , он находится в 9 морских милях (17 км; 10 миль) к востоку-северо-востоку от Осло , что делает его ближайшим к столице аэродромом. [ 1 ] Поле имеет единственную асфальтированную взлетно-посадочную полосу длиной 1735 метров (5692 фута) под номерами 12–30 с заявленной длиной 1357 метров (4452 фута). Аэропорт принадлежит Норвежской оборонной логистической организации , а гражданские операции осуществляет компания Kjeller Aero Senter . Основной военной деятельностью является Аэрокосмическое промышленное обслуживание Норвегии , главный объект технического обслуживания Королевских ВВС Норвегии (RNoAF).

Аэродром стал первым в Норвегии, когда он был основан в сентябре 1912 года для обслуживания воздушной службы норвежской армии . Начало Первой мировой войны привело к значительному расширению аэродрома, после чего в 1916 году в Кьеллер переехал завод военных самолетов Kjeller Flyfabrikk. В последующие десятилетия происходило постепенное расширение. Аэродром был оккупирован Люфтваффе 10 апреля 1940 года, в результате чего Юнкерс , Даймлер-Бенц , БМВ и Бринкер Айзенверк создали различные предприятия по техническому обслуживанию. После освобождения в 1945 году RNoAF преобразовал Кьеллер в базу технического обслуживания и с 1952 года разместил там командование материально-технического обеспечения ВВС. Расширение взлетно-посадочной полосы происходило в 1951, 1959 и 1975 годах.

Учреждение

[ редактировать ]

Аэродром Кьеллер был первым аэродромом, построенным в Норвегии. [ 2 ] Потребность в аэродроме для Воздушной службы норвежской армии возникла в сентябре 1912 года, после того как были обучены первые четыре пилота и два первых самолета Maurice Farman Longhorns . получены [ 3 ] Двое пилотов 8 сентября отправились на разведку вокруг Лиллестрема в поисках подходящего места для аэродрома и после двух дней разведки остановились на Кьеллере. Район был выбран из-за его близости к столице и равнинной географии. [ 4 ] Первый самолет, Ganger Rolf , был доставлен на лошади в Кьеллер 14 сентября, где он был собран и совершил первый полет 21 сентября. [ 5 ] 13 сентября строительство ангара было передано субподрядной компании Strømmens Trævafabrik, а строительство было завершено 27 сентября. [ 6 ] Первый полет на другой аэродром состоялся 3 октября, когда в Тронхейм прилетел самолет , пилотируемый Эйнаром Сем-Якобсеном , командиром Кьеллера. [ 7 ]

Сначала аэродром представлял собой не более чем участок 100 на 40 метров (330 на 130 футов). [ 8 ] Армия арендовала помещения на ферме Кьеллер, которая принадлежала М. Х. Братеру и министру иностранных дел Нильсу Клаусу Ихлену . На ферме был телефон, а также офисные и жилые помещения для персонала аэродрома. Поэтому армия наняла для заведения повара. [ 9 ] В рамках тренировок самолеты часто приземлялись на различных полях Скедсмо. [ 10 ] Аэропорт постепенно расширялся, и через год после открытия его размеры составляли 160 на 60 метров (520 на 200 футов). [ 8 ] Полярный исследователь Руаль Амундсен получил первую в Норвегии лицензию гражданского пилота . начал свою летную подготовку в 1913 году и 11 июня 1914 года [ 11 ] 18 августа 1913 года в Кьеллере были созданы два отдела: технический и тактический. Первый отвечал за вводную подготовку и техническое обслуживание, а второй - повышение квалификации и летную эксплуатацию. Эти две дивизии оставались до тех пор, пока не были объединены в 1917 году. [ 12 ]

С началом Первой мировой войны в 1914 году аэродром подвергся значительному расширению. За два года поле было расширено с 4 гектаров (9,9 акров) арендованной земли до 70 гектаров (170 акров) земли, принадлежащей аэропорту. [ нужны разъяснения ] 65 га (160 акров). [ 13 ] Это произошло благодаря тому, что государство купило участок на другом берегу ручья Согна. Таким образом, на аэродроме образовались две части, обе из которых служили взлетно-посадочными полосами. Оригинальный был известен как Сколепласен, более новый как Гранаслетта, позже как «внешний аэропорт». [ 14 ] В то время через аэропорт проходила граница между тогдашними независимыми муниципалитетами Скедсмо и Лиллестрем. [ 15 ] Аэропорт был организован так, что на его земле предполагалось возделывать запасные участки. Армия рассчитывала, что это будет сделано для того, чтобы это давало заработок, сохраняя при этом пригодность для полетов. [ 14 ]

1 июля 1914 года армия открыла школу пилотов, в которую первоначально принимали четырех обычных студентов и одного механика. К сентябрю оба «Лонгхорна» были разбиты и списаны, что остановило дальнейшее обучение. К тому времени только один ученик закончил курс. Обучение возобновилось после того, как в середине 1915 года были доставлены новые самолеты. [ 16 ] Армейская компания Flyvemaskinfabrikk , основанная в 1914 году в Сагене в Осло, [ 17 ] переехал в Кьеллер в мае 1916 года, в это же время аэропорт был затоплен. Для завода построено четыре навеса. [ 18 ] К 1917 году был построен ангар длиной 100 метров (330 футов). [ 19 ]

Ранние годы

[ редактировать ]

С 1 июля 1916 года была открыта однолетняя школа подготовки военных летчиков, а один из ангаров был преобразован в казарму. Четыреста человек подали заявки и двадцать были отобраны в первый класс. [ 16 ] Первые семнадцать были сертифицированы в июне 1917 года. [ 20 ] с использованием Мориса Фармана Шортхорна и организован как отдельный отдел. , построенные компанией Kjeller С 1919 года в эксплуатацию были приняты FF 5 . [ 21 ] Помимо пилотов, школа отвечала за подготовку механиков. [ 22 ] В большинстве случаев школа проводила крупные четырехнедельные учения в феврале – марте не в аэропорту, а в другом месте. [ 23 ]

Søndenfjeldske Air Wing было официально создано в 1917 году, но начало действовать только в 1919 году, когда в его состав вошли двадцать самолетов Farman F.40 и Королевский авиационный завод BE2 . [ 12 ] Строительство новых казарм было завершено в начале 1918 года. 31 мая 1919 года в двух ангарах произошел пожар, сожгший их дотла. Деньги по страховке были использованы на строительство двух новых ангаров, строительство которых было завершено в 1923 году. [ 24 ] С 1922 года школа начала использовать учебно-тренировочные самолеты FF 9 производства Kjeller . [ 21 ] К 1921 году армия пришла к выводу, что качество самолетов, производимых в Кьеллере, не соответствует качеству машин зарубежного производства. Поэтому с 1924 года Hærens Flyvemaskinfabrikk начала лицензионное производство самолетов. [ 25 ]

Летом 1920 года авиакрыло выполнило пробные регулярные полеты в Хамар и Фредрикстад на двухместных БЕ-2. Было совершено восемьдесят четыре рейса с тридцатью пятью пассажирами и пятью авариями. [ 26 ] Основные учения авиакрыльев проводились ежегодно в июле и августе. Он получил истребители Bristol F.2B в 1921 году, Hannover Cl.V в 1924 году. [ 27 ] и Fokker CV в 1928 году. [ 28 ] Казармы расширялись в 1926 году и снова в 1930 году. [ 29 ] Финансирование гарнизона в Кьеллере было обеспечено с 1933 года, что позволило создать постоянный персонал и создать постоянную мастерскую. [ 30 ]

De Havilland Tiger Moths из ВВС норвежской армии

Аэродром пострадал от сильного наводнения в 1916, 1927, 1931 и 1934 годах. [ 31 ] Из-за повторяющихся наводнений армия решила провести осушение поля. Поскольку между двумя частями аэропорта протекал ручей Согна, было желательно построить сообщение между ними. Sogna была помещена в трубопровод длиной 240 метров (790 футов), что позволило ему обойти аэродром на пути к Нительве . Строительство началось в 1929 году, но отсутствие финансирования задержало завершение до 1934 года. [ 32 ] С 1932 года школа представила построенные по лицензии варианты De Havilland Moth и Tiger Moth . [ 25 ]

В 1933 году поступали различные предложения открыть коммерческие рейсы в Осло. KLM исследовала Кьеллер как возможное место для расширения своих услуг на Копенгаген , но обнаружила, что Кьеллер не соответствует их стандартам. Таким образом, к 1935 году взлетно-посадочная полоса была расширена до 1000 на 800 метров (3300 на 2600 футов). Хоть и засеянная травой, взлетно-посадочная полоса зачастую не выдерживала десантных сил самолетов. [ 33 ] Владелец аэродрома также был обеспокоен наводнениями и решил поднять взлетно-посадочную полосу на 2 метра (6 футов 7 дюймов), заполнив ее мусором из Осло. Испытание было проведено с грузом 5000 тонн и охарактеризовано армией как успех: было предложено построить ответвление от Магистральной линии до Кьеллера, чтобы все 15 000 кубических метров (530 000 кубических футов) мусора Осло можно было вывозить на аэродроме. Однако местные жители пожаловались на зловоние и фактически остановили проект. [ 34 ]

Lufthansa начала обслуживание Кьеллера летом 1936 года в качестве предварительного решения, пока их гидросамолет находился на капитальном ремонте. Они поставили семнадцатиместный Junkers Ju 52 в эксплуатацию в Лондон, Копенгаген , Гамбург и Амстердам . Эта услуга была особенно популярна среди путешественников, направлявшихся в Лондон, поскольку им не нужно было делать пересадку в Копенгагене, а на каждый ежедневный рейс по маршруту обычно приходилось от десяти до двенадцати пассажиров. [ нужна ссылка ] Наземный транспорт осуществлялся автобусом, поездка до Осло занимала двадцать пять минут. Это было примерно то же самое, что и паром, идущий в аэропорт Грессхольмен . Регулярные рейсы начались 1 июня 1938 года и продолжались до 10 октября. В следующем году маршрут был перенесен в недавно открывшийся аэропорт Осло Форнебу . [ 35 ] Lufthansa также выполнила испытательный полет на Focke-Wulf Fw 200 13 августа 1938 года. [ 36 ]

Вторая мировая война

[ редактировать ]

За день до операции Weserübung , которая положила начало немецкой оккупации Норвегии 8 апреля 1940 года, предупреждение было получено командиром авиабазы ​​Харальдом Норманом . Самолеты были эвакуированы и замаскированы. В это время аэродром был засыпан снегом, что вынудило самолет использовать лыжи. только что была отправлена ​​крупная партия технического оборудования На аэродром Сола , которую безуспешно попытались отозвать. В два часа ночи 9 апреля самолетам было приказано на восходе солнца вылететь в Штайнсфьорден . Первый вылетел в 05:15. [ 37 ]

К моменту начала атаки Люфтваффе в 7:55 семь самолетов были эвакуированы и использовались на протяжении всей Норвежской кампании . [ 38 ] Один человек погиб, когда самолет Heinkel He 111 из Kampfgeschwader 4 разбомбил аэродром до разрушения. Поскольку первоначальной целью был батальон, люди на авиазаводе успели эвакуироваться. [ 39 ] Бомбардировщики приземлялись на высоте менее 1000 метров (3300 футов), иногда даже на высоте 25 метров (82 фута). Зенитки . произвели 97 выстрелов, но не смогли сбить ни один самолет, хотя сообщалось о неподтвержденных попаданиях [ 40 ] После трех часов атаки аэродром лежал в руинах. [ 41 ] Министр обороны Биргер Юнгберг объявил в 14:07, что Осло, включая аэродром Кьеллер, считается потерянным, и всем подразделениям было приказано прекратить огонь. Однако в 15:15 пулеметный огонь поразил немецкий транспортный самолет Ju 52. [ 42 ]

Чтобы поддержать переброску людей на авиабазу Гардермуэн и Трандум , было важно задержать немецкое наступление через Нительву. Таким образом, сто человек из аэропорта, вопреки приказу министра, получили приказ занять оборону вдоль реки. Задача была сложной, так как из столицы эвакуировало большое количество частных автомобилей. [ 43 ] Официальная сдача аэропорта и завода состоялась 10 апреля в 08:30. Гражданским служащим дали несколько недель отпуска, прежде чем им было приказано навести порядок на объектах. Военнослужащих в конечном итоге отправили в родные города. [ 44 ] Первый немецкий самолет Ju 52 приземлился в Кьеллере 10 апреля в 12:30. Поднявшись на лыжи, он смог отправиться в путь через три с половиной часа. [ 45 ]

Во время оккупации аэродром находился в ведении различных военных администраций Люфтваффе. Первоначально поле было засыпано снегом и поэтому непригодно для полетов авиации. Однако его часто использовали для размещения пилотов, так как помещения в Форнебу были переполнены. Единственными размещенными самолетами была группа самолетов связи, сначала получившая обозначение Verbindungsstaffel 4, позже Verbindungsstaffel Norwegen. В его состав входили различные самолеты, такие как Ju 52, Fieseler Fi 156 Storch и Siebel Si 204 D, и дислоцировались с 10 мая. [ 46 ] После того, как сошел снег, немецкие войска начали строительство деревянной взлетно-посадочной полосы размером 1200 на 100 метров (3940 на 330 футов). Сначала землю выровняли, затем уложили слой гравия толщиной 25 сантиметров (9,8 дюйма), а затем накрыли деревянным покрытием. [ 47 ] Работы также включали строительство дамбы для защиты аэропорта от наводнений. [ 48 ]

Основная ось использовала аэродром в качестве передового механического центра Норвегии. Решение во многом было обусловлено наличием авиазавода. Был построен новый зал, который вместе с модернизацией существующего дал четыре зала. Кроме того, были построены покрасочный цех и большой склад. Пришлось построить новые мастерские для приборов, радио- и электрооборудования. С лета 1940 года завод стал подразделением Junkers Flugzeug- und Motorenwerke . Он в основном полагался на существующую норвежскую рабочую силу, но был вынужден пройти обширную переподготовку из-за передовой конструкции немецких самолетов. В конце концов Юнкерс отказался от участия, и его заменил Бринкер Айзенверк . Операция продолжалась до 1944 года. [ 49 ] Также были открыты две отдельные авторемонтные мастерские: одна принадлежит Daimler-Benz , а другая - Bayerische Motorenwerke (BMW). Оба получили новые бетонные залы. [ 50 ] Работа в различных компаниях часто встречала пассивное сопротивление, например, медленную работу, требования переделать работу, а иногда и саботаж. [ 51 ]

Один из B-24 Liberator , приземлившийся в Эребру после налета 18 ноября 1943 года.

Первая бомбардировка Кьеллера союзниками была запланирована на 16 ноября 1943 года, но была отменена из-за пасмурной погоды. [ 52 ] Двумя днями позже Восьмая воздушная армия ВВС США осуществила атаку на Кьеллер, используя 102 B-24 «Либерейтор» и доставив 838 фугасных бомб. Гражданский персонал отсутствовал на работе, поскольку проводились немецкие военные учения под руководством генерала Николауса фон Фалькенхорста . Из-за этого зенитные орудия были заряжены холостыми, и никто не подозревал, что это была настоящая атака, пока не посыпались бомбы. Русских военнопленных использовали для обезвреживания неразорвавшихся снарядов. [ 53 ] И мастерская Daimler-Benz, и один из залов были разрушены, как и около двенадцати самолетов, а остальным зданиям был нанесен значительный ущерб. В немецких отчетах говорится о небольшом количестве жертв, а в шведских отчетах говорится, что ок. 200. [ 54 ]

В ответ люфтваффе шесть «Либераторов» были сбиты над Скагерраком , а четверо бежали в Швецию. Рейд нанес ущерб техническому обслуживанию: Daimler-Benz переехал в Саннефьорд , а BMW переехала в Альнабру в Осло. Бринкер Айзенверк остался и вскоре возобновил работу. совершила новый налет Поэтому 20 апреля 1944 года 5-я группа Королевских ВВС с использованием 51 бомбардировщика Avro Lancaster . [ 55 ] Двенадцать норвежцев были убиты, и рейд фактически остановил все работы по техническому обслуживанию Кьеллера до конца войны. [ 56 ] Аэродром был передан Норвегии 9 мая 1945 года, после окончания войны. [ 57 ]

Реконструкция

[ редактировать ]
Карта аэродрома 2013 года с указанием расположенных поблизости военных баз.

В конце войны авиабаза вмещала 2500 человек, хотя бомбардировки и отсутствие последующего ремонта привели ее в ветхое состояние. [ 58 ] На авиазаводе была демонтирована большая часть оборудования. Поэтому он был преобразован в центр технического обслуживания, который должен был служить основной мастерской для недавно созданных Королевских ВВС Норвегии (RNoAF). [ 59 ] Следовательно, необходимо было поддерживать летную годность только до такой степени, чтобы самолет мог приземлиться для технического обслуживания. [ 60 ] Первой крупной задачей мастерской стала реконструкция семнадцати автомобилей Fieseler Storch. [ 61 ] В октябре 1945 года ВВС открыли свою механическую школу в Кьеллере, как и Школу связи и радиолокации ВВС. Поскольку пространство было ограничено, в феврале 1946 года техникум был переведен на авиабазу Кжевик , а последнюю - в Лютванн . [ 62 ]

Деревянная взлетно-посадочная полоса потребовала огромных затрат на техническое обслуживание и требовала ежедневной проверки всей полосы на наличие незакрепленных досок. К 1948 году он был в настолько плохом состоянии, что ВВС решили заменить его постоянным покрытием. [ 60 ] Земля состояла из глины и песка, которые пучинились от мороза , что потребовало замены верхнего слоя земляных работ. Поскольку немецкая взлетно-посадочная полоса требовала, чтобы самолеты приближались близко к Ниттебергасену, взлетно-посадочная полоса была перемещена на восемь постановлений против часовой стрелки, чтобы удовлетворить требования Международной организации гражданской авиации к гражданской авиации . Демонтаж деревянной взлетно-посадочной полосы начался 23 апреля 1949 года, и в ходе этих работ было обнаружено, что взлетно-посадочная полоса была заминирована динамитом. Дренаж начался 10 мая, а выравнивание - 8 июня. Начиная с 12 июля был залит слой бетона толщиной 15 сантиметров (5,9 дюйма). Когда строительство было завершено 9 октября, размер новой взлетно-посадочной полосы составлял 1150 на 40 метров (3770 на 130 футов). Полоса была официально открыта 15 октября. [ 63 ]

Это позволило De Havilland Vampire приземлиться, а подразделение технического обслуживания могло приступить к обслуживанию реактивных самолетов. [ 64 ] В течение семестра 1950 года Кьеллер служил в школе новобранцев и первых пилотов ВВС. Было принято более ста человек, и обучение послужило основанием для отправки их на полное образование в США. [ 62 ] Kjeller Flyklubb был основан как гражданский аэроклуб в 1950 году, купил самолет и начал обучение пилотов в Кьеллере. Однако военные не сотрудничали с ними, которые предпочитали, чтобы Кьеллер не использовался для гражданской деятельности, что ограничивало их деятельность. [ 65 ]

С заказом новых F-84 Thunderjets и F-86 Sabre авиабазе Кьеллер потребуется значительно более длинная взлетно-посадочная полоса, чтобы сбивать истребители. В 1951 году было предложено расширить взлетно-посадочную полосу до 2990 метров (9810 футов), что соответствовало стандарту НАТО . [ 63 ] Это предложение вызвало массовые протесты на местном уровне, поскольку оно заставило бы взлетно-посадочную полосу пересечь Сторгатен, главную дорогу на Лиллестрем и Магистральную линию, а также значительные территории вокруг Орасена, доходя до Лейры . Военные отказались продвигаться на запад, поскольку переправа через Нительву была бы непомерно дорогой. Дебаты будут продолжаться несколько лет, включая предложения о закрытии аэродрома. [ 66 ]

В рамках создания ВВС в 1952 году было создано материальное подразделение. Первоначально известное как склад Кьеллера, с 1 октября оно стало Командованием материально-технического обеспечения ВВС. [ 67 ] При этом авиазавод официально прекратил свое существование и был присоединен к Группе технического обслуживания. Однако из-за отсутствия более длинной взлетно-посадочной полосы командование логистики считалось переведенным на авиабазу Флесланд или авиабазу Вернес . [ 68 ] Военные согласились на постепенное уменьшение длины взлетно-посадочной полосы сначала до 2000 метров (6600 футов), а затем до 1800 метров (5900 футов). Муниципальный совет Лиллестрема утвердил планы строительства взлетно-посадочной полосы длиной 1600 метров (5200 футов) 2 мая 1958 года. Хотя это позволит сохранить главную дорогу, ее все равно придется закрывать во время взлета и посадки самолетов. [ 69 ]

Строительство началось 25 августа и включало модернизацию существующей взлетно-посадочной полосы за счет укладки 15-сантиметрового (5,9 дюйма) слоя щебня поверх бетона. [ 69 ] Взлетно-посадочная полоса была расширена ок. 200 метров (660 футов) в каждом направлении и получил 90-сантиметровый (35 дюймов) слой строительного заполнителя . Вся взлетно-посадочная полоса была заасфальтирована, образовав поверхность размером 1600 на 30 метров (5249 на 98 футов). Работы были завершены 1 июня 1959 года. За время строительства аэродром использовался для вылетов 115 самолетов. [ 70 ]

Совместные операции

[ редактировать ]

Аэроклубу, который в 1959 году изменил свое название на Nedre Romerike Flyklubb, с 1964 года было разрешено работать за пределами Кьеллера. [ 65 ] ВВС организовали свое техническое обслуживание таким образом, что обслуживание гидросамолетов и вертолетов осуществлялось в Карлйохансверне в Хортене . Ситуация изменилась в 1965 году, когда в Кьеллере также проводилось техническое обслуживание вертолетов. [ 71 ] В 1960-е годы подразделение прямой поддержки норвежской армии проекта Nike было размещено на авиабазе Кьеллер. [ 72 ]

В период со 2 по 29 апреля 1975 года взлетно-посадочная полоса была продлена до Сторгатена, чтобы создать выход за пределы полосы на 50 метров (160 футов). [ 70 ] К 1981 году новым F-16 Fighting Falcons потребовался первый капитальный ремонт в Кьеллере. К тому времени взлетно-посадочная полоса была признана непригодной, так как на ней есть трещины и незакрепленные части, которые легко могли попасть в двигатели. Летом было уложено два слоя асфальта, а взлетно-посадочная полоса была продлена на 85 метров (279 футов) на запад до Нительвы. Общая длина взлетно-посадочной полосы тогда составляла 1735 метров (5692 фута), но заявленная дистанция была уменьшена до 1380 метров (4530 футов). Работы были завершены к моменту приземления первого F-16 1 сентября. [ 73 ]

Операции

[ редактировать ]

Аварии и происшествия

[ редактировать ]

Первая авария со смертельным исходом произошла 1 мая 1917 года, когда самолет Farman F.40 разбился при попытке достичь скандинавского рекорда высоты в 4000 метров (13000 футов). Причиной аварии стала слабая стальная труба в хвостовом оперении. [ 74 ] Следующая авария произошла 23 августа недалеко от Тангена . Первым пассажиром, который погиб, стала 17-летняя женщина 1 апреля 1919 года, когда Avro 504 резко упал в результате аварии, в результате которой пилот смог уйти почти невредимым. [ 75 ] Аварии со смертельным исходом были частыми, и к началу Второй мировой войны девятнадцать военных летчиков погибли в результате происшествий в аэропорту или вокруг него. [ 76 ]

  1. ^ Jump up to: а б «ЕАД Базовый» . Ead.eurocontrol.int . Проверено 23 ноября 2013 г.
  2. ^ Годал, Энн Марит (ред.). «Аэропорт Келлер» . Большая норвежская энциклопедия (на норвежском языке). Осло: Норвежская онлайн-энциклопедия . Проверено 9 октября 2013 г.
  3. ^ Архайм: 7
  4. ^ Подвал: 6
  5. ^ Подвал: 7
  6. ^ Подвал: 8
  7. ^ Подвал: 10
  8. ^ Jump up to: а б Подвал: 80
  9. ^ Подвал: 14
  10. ^ Подвал: 13
  11. ^ Подвал: 16
  12. ^ Jump up to: а б Подвал: 41
  13. ^ Подвал: 17
  14. ^ Jump up to: а б Подвал: 83
  15. ^ Подвал: 85
  16. ^ Jump up to: а б Подвал: 19
  17. ^ Подвал: 58
  18. ^ Подвал: 61
  19. ^ Подвал: 47
  20. ^ Подвал: 20
  21. ^ Jump up to: а б Подвал: 21
  22. ^ Подвал: 25
  23. ^ Подвал: 27
  24. ^ Подвал: 22
  25. ^ Jump up to: а б Подвал: 71
  26. ^ Подвал: 44
  27. ^ Подвал: 42
  28. ^ Подвал: 43
  29. ^ Подвал: 23
  30. ^ Подвал: 50
  31. ^ Подвал: 108
  32. ^ Подвал: 84
  33. ^ Подвал: 86
  34. ^ Подвал: 87
  35. ^ Подвал: 97
  36. ^ Подвал: 98
  37. ^ Подвал: 111
  38. ^ Подвал: 112
  39. ^ Подвал: 114
  40. ^ Подвал: 115
  41. ^ Подвал: 116
  42. ^ Подвал: 117
  43. ^ Подвал: 118
  44. ^ Подвал: 119
  45. ^ Подвал: 120
  46. ^ Подвал: 122
  47. ^ Подвал: 88
  48. ^ Подвал: 109
  49. ^ Подвал: 123
  50. ^ Подвал: 125
  51. ^ Подвал: 124
  52. ^ Подвал: 126
  53. ^ Подвал: 127
  54. ^ Подвал: 129
  55. ^ Подвал: 130
  56. ^ Подвал: 131
  57. ^ Подвал: 132
  58. ^ Подвал: 133
  59. ^ Подвал: 77
  60. ^ Jump up to: а б Подвал: 89
  61. ^ Подвал: 138
  62. ^ Jump up to: а б Подвал: 29
  63. ^ Jump up to: а б Подвал: 90
  64. ^ Подвал: 140
  65. ^ Jump up to: а б Подвал: 30
  66. ^ Подвал: 91
  67. ^ Подвал: 147
  68. ^ Подвал: 148
  69. ^ Jump up to: а б Подвал: 92
  70. ^ Jump up to: а б Подвал: 93
  71. ^ Подвал: 145
  72. ^ Подвал: 146
  73. ^ Подвал: 94
  74. ^ Подвал: 31
  75. ^ Подвал: 32
  76. ^ Подвал: 34

Библиография

[ редактировать ]
  • Аэропорту Кьеллер 75 лет (на норвежском языке). Командование оборонного снабжения. 1987.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Модасли, Сигбьёрн (2012). От колыбели полета до технологического центра: аэропорт Кьеллер через 100 лет (на норвежском языке). Норвежская организация оборонной логистики. ISBN  9788299689618 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d4280dd0fc929e36a9fc6ff674514015__1720059060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d4/15/d4280dd0fc929e36a9fc6ff674514015.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kjeller Airfield - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)