Индикатор траектории точного захода на посадку
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2009 г. ) |
Индикатор траектории точного захода на посадку ( PAPI ) представляет собой систему огней на боковой стороне порога взлетно-посадочной полосы аэропорта , которая обеспечивает визуальную на снижение информацию о наведении во время захода на посадку . Обычно он расположен с левой стороны взлетно-посадочной полосы примерно в 300 метрах от посадочного порога взлетно-посадочной полосы.
Проектирование и монтаж
[ редактировать ]Типичная техническая спецификация осветительного прибора PAPI показана ниже:

1 = дата оси
2 = Источник света
3 = Красный фильтр
4 = Линзы
5 / 6 = Световой луч – белый/красный
Оптическая конструкция:
- Две лампы для резервирования;
- Отражатели из анодированного алюминия;
- Фильтр красного цвета;
- Одна или две линзы;
- Лампы и отражатели заменяются без перекалибровки.
Каждый световой блок состоит из одного или нескольких источников света, красных фильтров и линз. Цветной фильтр может не потребоваться при использовании цветных светодиодных фонарей. Каждый световой блок излучает луч высокой интенсивности. Нижний сегмент луча красный, а верхняя часть белая. Переход между двумя цветами должен происходить под углом не более трех угловых минут. Эта характеристика делает изменение цвета очень заметным, что является ключевой особенностью сигнала PAPI. Для формирования сигнала наведения PAPI границы перехода цвета четырех блоков фиксируются под разными углами. Наименьший угол используется для устройства, наиболее удаленного от взлетно-посадочной полосы, наибольший — для устройства, ближайшего к взлетно-посадочной полосе. Назначенная глиссада находится посередине между настройками второго и третьего фонарей.
Установка PAPI состоит из линейки из четырех единиц. Единицы должны быть хрупкими, но не восприимчивыми к реактивной струе. Внутренний край установки PAPI должен располагаться на расстоянии 15 метров от края ВПП и не ближе 14 метров к любой ВПП или РД. Устройства должны располагаться на расстоянии 9 метров друг от друга. Сокращенная система A-PAPI может использоваться для некоторых категорий полетов воздушных судов. Он состоит из двух блоков, внутренний блок расположен в 10 метрах от края взлетно-посадочной полосы. [1]
PAPI должен располагаться с левой стороны ВПП под прямым углом к осевой линии ВПП, хотя при необходимости его можно расположить и с правой стороны ВПП. Красные огни всегда располагаются на стороне, ближайшей к взлетно-посадочной полосе. Если PAPI находится с правой стороны взлетно-посадочной полосы (нестандартно), красные огни будут слева. В некоторых местах PAPI установлены по обе стороны взлетно-посадочной полосы, но такой уровень обеспечения выходит за рамки требований ИКАО.
Оптимальное расстояние от порога взлетно-посадочной полосы зависит от зазора колес над порогом типов самолетов, которые, как ожидается, приземлятся на взлетно-посадочной полосе; совместимость с невизуальными глиссадами, такими как ILS, вплоть до минимально возможной дальности и высоты; и любая разница в высоте между установкой PAPI и порогом ВПП. Это оптимальное расстояние может быть отрегулировано в зависимости от длины взлетно-посадочной полосы и расстояния до препятствий. При согласовании PAPI и системы ILS необходимо учитывать расстояние между высотой глаз и высотой приемника ILS для различных воздушных судов. [1] : 8–33
Для типичного угла захода на посадку в 3 градуса огни PAPI должны быть расположены под следующим углом: 3°30', 3°10', 2°50', 2°30' (3,50°, 3,17°, 2,83°, 2,50°). [1] : 8–36
Интерпретация
[ редактировать ]
Соотношение видимых белых и красных огней зависит от угла подхода к взлетно-посадочной полосе. Над назначенной глиссадой пилот увидит больше белых огней, чем красных; ниже идеального угла будет видно больше красных огней, чем белых. При оптимальном угле захода на посадку соотношение белых и красных огней будет одинаковым для большинства самолетов.
Пилоты-студенты на начальном этапе обучения могут использовать мнемонику
- БЕЛОЕ на БЕЛОМ — «Проверь свой рост» (или «Ты будешь летать всю ночь») (слишком высоко)
- КРАСНЫЙ на БЕЛОМ – «С тобой все в порядке»
- КРАСНЫЙ на КРАСНОМ – «Ты мертв» (слишком низко)
пока они не привыкнут к значению света.

PAPI калибруются относительно минимальной высоты глаз над порогом (MEHT). [1] На некоторых самолетах с низкой высотой глаз пилот будет видеть индикацию «слегка низко», даже если они находятся на глиссаде ILS. [2] Высота глаз пилота обычно находится над антенной приемника ILS. [3] У «Конкорда» была особенно большая высота глаз, поскольку основное шасси находилось так далеко за кабиной, поэтому пилотам приходилось приземляться с «немного высокой» индикацией. [4]
Световые характеристики всех светильников идентичны. В условиях хорошей видимости информацию наведения можно использовать на расстоянии до 5 миль (8,0 км) днем и ночью. Ночью световые полосы можно увидеть на расстоянии не менее 20 миль (32 км).
Системы PAPI легко доступны у производителей аэродромного освещения по всему миру. PAPI обычно управляется авиадиспетчерской службой (УВД). Если услуги УВД обычно не предоставляются на аэродроме, PAPI вместе с другими огнями аэропорта может быть активирован пилотом путем включения микрофона самолета, когда радиосвязь самолета настроена на частоту CTAF или выделенную частоту освещения, управляемого пилотом (PCL).
История
[ редактировать ]Система точного индикации траектории захода на посадку была впервые разработана в 1974 году Тони Смитом и Дэвидом Джонсоном в Королевском авиастроительном заводе в Бедфорде, Англия. Им потребовалось еще два года, чтобы полностью разработать технологию. Инжиниринговая фирма Research Engineers (RE) также активно участвовала в проекте, произведя и поставив устройства PAPI для первых проведенных испытаний. Та же конструкция используется и сегодня. [5]
Работа Смита и Джонсона была отмечена благодарностью RAE, стипендией Аэронавтического общества, наградой Американского фонда безопасности полетов и золотой медалью Британской гильдии пилотов. [ нужна ссылка ]
PAPI использовались космическим шаттлом НАСА для его безопасной посадки, для чего Джонсон дал интервью местным средствам массовой информации и телевидению Великобритании. [ нужна ссылка ]
Более ранняя система индикатора глиссады, визуальный индикатор угла захода на посадку (VASI), обеспечивала наведение только до высоты 60 метров (200 футов), тогда как PAPI обеспечивает наведение до начала вспышки (обычно 15 метров или 50 футов). [ нужна ссылка ]
В 2008 году появились новые устройства PAPI, в которых используются твердотельные светодиодные лампы вместо ламп накаливания . Светодиоды обеспечивают достаточную яркость, чтобы соответствовать стандартам ИКАО по интенсивности света и светорассеянию, а средний срок службы систем на основе светодиодов составляет 50 000 часов и более. Благодаря использованию светодиодов энергопотребление устройства значительно снижается. Светодиодные системы работают от постоянного напряжения, поэтому требования к постоянному напряжению, а также низкое энергопотребление светодиодов теперь позволяют использовать PAPI на солнечной энергии, что позволяет им функционировать полностью независимо от электросети. [6]
Система PAPI используется для использования в системе сигнала занятости взлетно-посадочной полосы конечного захода на посадку (FAROS). [7] несколькими крупными аэропортами США с целью дать пилотам возможность разрешить несанкционированный выезд на взлетно-посадочную полосу без необходимости предварительного о занятой взлетно-посадочной полосе уведомления диспетчерской вышки . В FAROS автоматические датчики прямой видимости на взлетно-посадочной полосе определяют, совершило ли транспортное средство несанкционированный выезд на взлетно-посадочную полосу, и если да, то мигают огнями PAPI, чтобы предупредить пилота самолета на конечном заходе на посадку о том, что взлетно-посадочная полоса в настоящее время занята. Затем пилот становится ответственным за разрешение конфликта, уведомив авиадиспетчера и выполнив уход на второй круг . Как только вышка удостоверится, что взлетно-посадочная полоса свободна, наземный диспетчер сбрасывает PAPI, чтобы посадочные операции могли возобновиться в обычном режиме. [8] [9]
См. также
[ редактировать ]- Система освещения приближения (ALS)
- Пилотно-управляемое освещение (PCL)
- Визуальный индикатор угла захода на посадку (VASI)
- Огни обозначения конца ВПП (REIL)
- Боковые огни ВПП (HIRL, MIRL, LIRL)
- Оптическая система посадки
- Ведущие огни
- Система инструментальной посадки (ILS)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д ИКАО Doc 9157, Руководство по проектированию аэродромов. Издание пятое, 2021. Часть 4, Наглядные пособия. Глава 8 (PDF) . ИКАО. Архивировано из оригинала (PDF) 1 марта 2023 года . Проверено 1 марта 2023 г.
- ^ https://publicapps.caa.co.uk/docs/33/CAP637%20Visual%20Aids%20Handbook.pdf [ только URL-адрес PDF ]
- ^ https://www.airbus.com/sites/g/files/jlcbta136/files/2021-11/Airbus-Aircraft-Data-for-Visual-Aids-Calibration-v5.0.pdf [ только URL-адрес PDF ]
- ^ Баннистер, Майк (29 сентября 2022 г.). Конкорд: захватывающий рассказ о самом выдающемся авиалайнере в истории . Случайный дом. ISBN 978-0-241-55702-0 . Проверено 1 марта 2023 г.
- ^ «Инженеры-исследователи ПАПИ» . Архивировано из оригинала 25 января 2014 г. Проверено 14 мая 2017 г.
- ^ «Солнечный PAPI и APAPI (индикатор пути точного захода на посадку)» . Архивировано из оригинала 30 декабря 2011 г. Проверено 10 апреля 2012 г.
- ^ «Руководство по аэронавигационной информации (AIM) — стр. 87» . www.faraim.org . Проверено 24 декабря 2019 г.
- ^ «Сигнал занятости взлетно-посадочной полосы конечного захода на посадку (FAROS) — анимация» . Архивировано из оригинала 9 февраля 2010 г. Проверено 7 июня 2010 г.
- ^ «Раздел 1. Средства освещения аэропортов» . Проверено 19 сентября 2019 г.