Несанкционированный выезд на взлетно-посадочную полосу
Примеры и перспективы в этой статье касаются главным образом Соединенных Штатов и не отражают мировую точку зрения на этот вопрос . ( январь 2024 г. ) |
Несанкционированный выезд на взлетно-посадочную полосу – это авиационное происшествие, связанное с неправильным расположением транспортных средств или людей на любой взлетно-посадочной полосе аэропорта или на его охраняемой территории . Когда вторжение связано с использованием активной взлетно-посадочной полосы прибывающими или вылетающими воздушными судами , может существовать вероятность возникновения опасности столкновения или помех системы посадки по приборам (ILS) . В настоящее время обеспечения безопасности на ВПП для снижения риска и потенциальных последствий такого события обычно используются различные технологии и процессы .
Определение
[ редактировать ]Международно-признанное определение несанкционированного выезда на ВПП следующее: [1]
Любое происшествие на аэродроме, связанное с неправильным нахождением воздушного судна, транспортного средства или человека на защищенном участке поверхности, предназначенном для посадки и взлета воздушных судов.
— Международная организация гражданской авиации (ИКАО), PANS-OPS Doc 4444, глава 1.
В США ФАУ делит несанкционированные выезды на ВПП на 3 типа с 5 уровнями серьезности: [2]
Тип несанкционированного выезда на ВПП | |
---|---|
Операционный инцидент | Действие авиадиспетчера , которое приводит к меньшему, чем требуется, минимальному эшелонированию между двумя или более воздушными судами или между воздушным судном и препятствиями (транспортными средствами, оборудованием, персоналом) на взлетно-посадочных полосах или разрешает воздушному судну взлет или посадку на закрытой взлетно-посадочной полосе. |
Отклонение пилота | Действия пилота, нарушающие какие-либо Федеральные авиационные правила , например: пилот пересекает взлетно-посадочную полосу без разрешения по пути к выходам на посадку в аэропорту. |
Отклонение транспортного средства/пешехода | Пешеходы или транспортные средства, въезжающие в любую часть рабочей зоны аэропорта (взлетно-посадочные полосы/рулежные дорожки) без разрешения диспетчерской службы воздушного движения. |
Серьезность несанкционированных выездов на ВПП (в порядке убывания) | |
Несчастный случай | Вторжение, повлекшее за собой столкновение . |
Категория А | Серьезный инцидент, в результате которого столкновения едва удалось избежать. |
Категория Б | Инцидент, при котором эшелонирование уменьшается и существует значительная вероятность столкновения, что может привести к критической по времени корректирующей/уклоняющейся реакции во избежание столкновения. |
Категория С | Инцидент, характеризующийся достаточным временем и/или расстоянием, чтобы избежать столкновения. |
Категория Д | Инцидент, который соответствует определению несанкционированного выезда на ВПП, например неправильное присутствие одного транспортного средства/человека/воздушного судна на защищенном участке поверхности, предназначенной для посадки и взлета воздушных судов, но не имеющий немедленных последствий для безопасности. |
Анализ
[ редактировать ]Официальное изучение несанкционированных выездов на взлетно-посадочную полосу началось в 1980-х годах , после нескольких громких промахов и фатальных столкновений авиалайнеров, выполнявших рейсы на поверхностях аэропорта. Один из первых отчетов по этой теме был опубликован в 1986 году Американским национальным советом по безопасности на транспорте (NTSB) под названием « Вторжения на взлетно-посадочную полосу в контролируемых аэропортах США» . [3] Ссылаясь на такие примеры, как катастрофа в аэропорту Тенерифе и столкновение взлетно-посадочной полосы Чикаго-О'Хара в 1972 году , было начато специальное расследование, «чтобы расследовать отдельные несанкционированные выезды на взлетно-посадочную полосу, чтобы определить их основные причины и рекомендовать соответствующие меры по исправлению положения». [3] : 1 После детального изучения 26 инцидентов, произошедших в 1985 году , следователи составили список выводов и рекомендаций по безопасности. Среди их выводов была необходимость в более четких указателях аэропорта , улучшенном надзоре за диспетчерами и пересмотренных процедурах обучения экипажей и диспетчеров. Несмотря на ценные данные, полученные в ходе расследования, NTSB признал, что в то время «масштаб проблемы несанкционированных выездов на взлетно-посадочную полосу не мог быть измерен как из-за неполной отчетности, так и из-за последующих расследований, проведенных ФАУ». [3] : 33
Два года спустя, в 1988 году, Федеральное управление гражданской авиации опубликовало собственный отчет « Сокращение несанкционированных выездов на взлетно-посадочную полосу » с целью создания комплексной программы по сокращению несанкционированных выездов на взлетно-посадочную полосу. Его общие рекомендации включали: [4] : 44–45
- Создать руководящий комитет по сокращению несанкционированных выездов на ВПП.
- Ускорить разработку и внедрение на местах системы безопасности движения в аэропорту. технологии
- Уделить особое внимание анализу причинных факторов, связанных с пилотным проектом.
В январе 1991 года ФАУ опубликовало первое издание своего раз в два года Плана несанкционированных выездов на ВПП (теперь известного как Национальный план безопасности на ВПП ). Документ представил организационные и законодательные реформы наряду с новыми инициативами по использованию исследований человеческого фактора , дизайна , технологических инноваций и профессионального развития . [4] : 45–46 Однако в августе 1992 года в показаниях Главного бухгалтерского управления США (GAO) в Конгрессе раскритиковалось составление бюджета агентства, задержка с реализацией и неадекватная отчетность об инициативах, особенно о внедрении технологий радара ASDE-3 и системы предотвращения дорожно-транспортных происшествий (TCAS) . [5]
Несмотря на новый упор на предотвращение несанкционированных выездов на взлетно-посадочную полосу, 3 декабря 1990 года произошла еще одна катастрофа со смертельным исходом, когда восемь человек погибли после того, как два Northwest Airlines самолета столкнулись в тумане в аэропорту Детройт-Метрополитен . [4] NTSB определил, что вероятной причиной катастрофы является ошибка пилота из-за ошибок связи, неадекватного управления ресурсами экипажа (CRM) и дезориентации, усугубляемой неправильной геометрией аэродрома. [4] : 79 Кроме того, NTSB рекомендовал более строгие требования к сертификации аэропортов в соответствии с 14 CFR, часть 139, в области освещения и заметной маркировки / указателей. [4] : 80
провела исследование нарушений в неконтролируемых и невышках аэропортах В 2000 году Система отчетности по авиационной безопасности на основе данных, собранных в результате опроса пилотов, переживших несанкционированные выезды на взлетно-посадочную полосу. Интервью длились от 45 минут до 1 часа, и данные были обезличены для использования ФАУ при разработке мер безопасности. [6]
В 2005 году ФАУ помогло ИКАО разработать официальное, международно признанное определение несанкционированного выезда на ВПП. Новое словоблудие было впервые добавлено в четырнадцатое издание документа PANS-OPS Doc 4444 , но только 1 октября 2007 года ФАУ окончательно приняло определение ИКАО. Ранее ФАУ утверждало, что вторжение включает только те инциденты, в которых существует потенциальный дорожный конфликт. Событие, не связанное с потенциальным конфликтом, например, пересечение неавторизованным самолетом пустой взлетно-посадочной полосы, было определено как «происшествие на земле». [7]
По состоянию на 2017 год последний несчастный случай с несанкционированным выездом на взлетно-посадочную полосу со смертельным исходом с участием авиаперевозчика, предусмотренного частью 121 Федеральных авиационных правил США, произошел в 2006 году. [8]
В период с 2011 по 2017 год в США было зарегистрировано 12 857 несанкционированных выездов на взлетно-посадочную полосу. В период с октября 2016 года по сентябрь 2017 года было зарегистрировано 1341 человек. Из них шесть были отнесены к наиболее серьезным категориям A и B. Четыре из них были расценены как инциденты УВД, а два - как «отклонения пилота». Из 1341 инцидента 66 процентов были вызваны отклонением пилота, 17 процентов были инцидентами с транспортными средствами и пешеходами, 16 процентов были инцидентами управления воздушным движением (УВД) и 1 процент были «прочими». [8]
Исследование ФАУ за год, закончившийся в сентябре 2016 года, показало, что из 361 несанкционированного выезда на взлетно-посадочную полосу, связанного с отклонением пилота, 27 процентов произошли из-за того, что «пилот не смог удержаться за пределами взлетно-посадочной полосы, как было указано», а 14,7 процента - из-за того, что «пилот не смог удержаться за пределами взлетно-посадочной полосы». . 5 процентов отклонений пилота были классифицированы как невыполнение пилотом разрешения УВД. В 3,4 процентах отклонений пилот вылетал без разрешения на вылет. [8]
Служба отчетности по авиационной безопасности НАСА (ASRS) получила 11 168 сообщений о несанкционированных выездах на взлетно-посадочную полосу в период с января 2012 года по август 2017 года, то есть примерно 2 000 в год. Более 40 процентов отчетов было подано пилотами авиации общего назначения, а 36 процентов - пилотами авиаперевозчиков. Факторы включали ситуационную осведомленность, нарушение коммуникации, замешательство и отвлечение внимания. [8]
Технология
[ редактировать ]Оборудование обнаружения поверхности аэропорта, модель X (ASDE-X) и система безопасности движения в аэропорту (AMASS) представляют собой компьютеризированные системы, предназначенные для оповещения авиадиспетчеров о возможности несанкционированного выезда на взлетно-посадочную полосу.
Honeywell Система информирования и оповещения о взлетно-посадочной полосе предупреждает пилотов о возможности несанкционированного выезда на взлетно-посадочную полосу.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Правила аэронавигационного обслуживания. Организация воздушного движения (Doc 4444) (шестнадцатое изд.). Международная организация гражданской авиации (опубликовано 10 ноября 2016 г.). 2016. стр. Гл.1 стр15. ISBN 978-92-9258-081-0 .
- ^ «Вторжение на взлетно-посадочную полосу» . www.faa.gov . Проверено 28 мая 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Несанкционированные выезды на взлетно-посадочную полосу в контролируемых аэропортах США (PDF) . Том. СИР-86-01. Вашингтон, округ Колумбия : Национальный совет по безопасности на транспорте . 6 мая 1986 г. Проверено 28 мая 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Отчет об авиационном происшествии: рейсы 1482 и 299 Northwest Airlines — AAR-91-05 (PDF) . Вашингтон, округ Колумбия : Национальный совет по безопасности на транспорте . 25 июня 1991 г.
- ^ Мид, Кеннет М. (4 августа 1992 г.). Дополнительные действия, необходимые для трех программ безопасности (PDF) . Вашингтон, округ Колумбия : Главное бухгалтерское управление США . Проверено 28 мая 2021 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ «Отчеты, необходимые для исследования ASRS» . Обратный звонок — Ежемесячный бюллетень ASRS НАСА (253). НАСА . Проверено 28 мая 2021 г.
- ^ Такемото, Пол (1 октября 2007 г.). «Информационный бюллетень: ФАУ принимает определение ИКАО для несанкционированных выездов на взлетно-посадочную полосу» . Федеральное управление гражданской авиации . Архивировано из оригинала 9 октября 2007 года . Проверено 16 октября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Верфельман, Линда (19 октября 2017 г.). «Отслеживание несанкционированных выездов на ВПП» . Фонд безопасности полетов . Проверено 20 ноября 2022 г.