Список самолетов, эксплуатируемых Scandian Airlines



Scandian Airlines ) — национальная авиакомпания Дании Норвегии , System ( SAS и Швеции . Штаб-квартира компании находится в Сигтуне недалеко от Стокгольма , Швеция. Компания осуществляет свою деятельность из трех основных узлов : аэропорта Копенгагена , аэропорта Стокгольм-Арланда и аэропорта Осло Гардермуэн . [ 1 ] принадлежащая одноименной группе SAS , перевезла 22,9 миллиона пассажиров по 90 направлениям в среднем 683 рейсами ежедневно. В 2011 году авиакомпания, [ 2 ] По состоянию на февраль 2021 года SAS использует 164 самолета — реактивных лайнеров и турбовинтовых самолетов — в том числе 64 Boeing 737 , 28 Bombardier CRJ900, эксплуатируемых Nordica и Cityjet, 44 Airbus A319/A320/A321 , 9 Airbus A330 , 8 Airbus A350. [ 3 ] и 10 самолетов ATR 72, принадлежащих Nordica и FlyBe. Кроме того, у Air Nostrum арендованы 2 самолета Bombardier CRJ1000.
За свою историю авиакомпания эксплуатировала более 700 самолетов. Он был постоянным клиентом Douglas Aircraft Company и ее преемника McDonnell Douglas , эксплуатируя 290 самолетов и все основные модели от DC-3 до MD-90 , за исключением MD-11 и MD-95 (также известных как Boeing 717-) . 200 ). Boeing является вторым по величине производителем, у него 127 самолетов, из которых 105 — Боинг 737. Другими производителями были Fokker (51 самолет), Bombardier (40), Airbus (29), Convair (22), Sud Aviation (21), Saab (14), Vickers (9), ATR (6), British Aerospace (3). ), Британская авиастроительная корпорация (2), Юнкерс (2) и Шорты (2). SAS стала стартовым заказчиком Saab Scandia . [ 4 ] Sud Aviation Caravelle , [ 5 ] Макдоннелл Дуглас DC-9 -20 и -40 [ 6 ] и Боинг 737-600 . [ 7 ] SAS была единственным заказчиком DC-9-20; [ 8 ] DC-9-40 прослужил SAS 34 года — дольше, чем любая другая модель. [ 9 ] Четырнадцать самолетов попали в аварии с потерей корпуса , четыре из которых закончились смертельным исходом. [ 10 ]
SAS началась как сотрудничество между компаниями Norwegian Air Lines (DNL), Aerotransport (ABA), шведскими межконтинентальными авиалиниями (SILA) и Danish Air Lines (DDL), которые создали систему Overseas Scandian Airlines в 1946 году (OSAS) и европейскую систему скандинавских авиалиний (ESAS). ) два года спустя. В 1951 году авиакомпании объединились и создали консорциум SAS . [ 11 ] В первые годы SAS быстро закупала новейшие межконтинентальные самолеты и постепенно переводила их на европейское, а затем и на внутреннее обслуживание. [ 12 ] Caravelle был представлен в 1959 году как первый реактивный лайнер SAS; межконтинентальные реактивные перевозки начались с Douglas DC-8 В следующем году . В 1961 году консорциум создал Scanair как дочернюю компанию. [ 13 ] SAS Commuter была создана в 1984 году для эксплуатации региональных авиалайнеров . [ 14 ] Последний такой самолет был списан в 2010 году. [ 15 ] SAS купила своих основных конкурентов Linjeflyg из Швеции в 1993 году. [ 16 ] и Браатенс из Норвегии в 2001 году; [ 17 ] последний был объединен и работал в Норвегии как SAS Braathens в период с 2004 по 2007 год. [ 18 ] [ 19 ]
Ливрея
[ редактировать ]В ходе переговоров о создании OSAS авиакомпании быстро пришли к соглашению, что им понадобится общий профиль и стиль именования. Обращение к викингам позволило авиакомпании сыграть на общей истории скандинавских стран, придав при этом глобальный отличительный и узнаваемый знак. Самолеты были окрашены в ливрею , состоящую из головы дракона, символизирующей корабли викингов , в сочетании с чит-линией , которая пересекалась с окнами, чтобы визуализировать щиты, висящие на бортах длинных кораблей. [ 20 ]

После Яна Карлзона назначения на пост генерального директора в 1981 году он представил авиакомпании «новый фирменный стиль». Помимо изменения операционной политики, это придало авиакомпании новый графический стиль и окраску. [ 21 ] Карлзон был особенно против маркировки викингов, поскольку он считал, что люди не понимают упоминание о голове дракона и иным образом связывают викингов с грабежами и изнасилованиями. [ 22 ] Ранние предложения предусматривали использование зеленых самолетов, которые считались нейтральными по отношению к национальным цветам Скандинавии. [ 21 ] Затем задание по ребрендингу было поручено компании Landor Associates , которая первоначально предложила бренд «Royal Scandian» с восточным дизайном, но от него отказались. Выпуск «ливреи Carlzon» состоялся 12 апреля 1983 года: белый корпус с наклонными вертикальными полосами в цветах скандинавских флагов. [ 22 ]
Текущая окраска SAS была впервые представлена в сентябре 1998 года, когда был представлен Boeing 737 Next Generation . В рамках нового фирменного стиля всей компании SAS 2000+ самолет получил белый корпус, слово Scandinavian было заменено на Scandinavian Airlines, вертикальный стабилизатор был окрашен в синий цвет, а двигатели - в красный. Три национальных флага с коронами были заменены матрицей, изображающей скандинавские флаги. [ 23 ] В период с 2004 по 2007 год операции в Норвегии носили бренд SAS Braathens и получали особую окраску, основанную на основной схеме SAS. [ 18 ]

Выполнен ряд специальных покрасочных работ. В середине 1990-х годов SAS приступила к реализации плана по окраске MD-80 в одиночные цвета с наложением небольших белых силуэтов самолетов, но после появления двух самолетов от проекта отказались. Поскольку компания SAS была одним из главных спонсоров зимних Олимпийских игр 1994 года в Лиллехаммере , она окрасила один самолет в схему Лиллехаммера '94. Точно так же схема Копенгагена-96 была нарисована для срока Копенгагена в качестве культурной столицы Европы . [ 24 ] С 2002 года SAS окрасила некоторые самолеты в ливрею Star Alliance . [ 25 ] При поставке А319 в 2006 году один самолет был поставлен в ретро- схеме Viking. [ 26 ]
Мы
[ редактировать ]DDL и ABA дали своим самолетам географические названия, такие как DDL Dania и Jutlandia и ABA Svealand и Lappland . DNL назвала свои самолеты в честь норвежского фольклора и животных, таких как Аскеладден и Валькириена . ABA представила названия животных, такие как Falken , с 1930-х годов. Первоначально SILA давала « имена янки », такие как Джим и Боб , позже измененные на имена ветров, такие как Нордан и Монсун . [ 27 ]
Концепция OSAS Viking привела к тому, что самолет получил название в формате «Foo Viking», например, Дана Викинг и Олав Викинг , где первая часть представляла собой имя исторического короля и вождя эпохи викингов . Имена были выбраны Отделом развития флота в сотрудничестве с Университетом Осло . [ 20 ] При создании консорциума были сформулированы пять правил присвоения названия: чем больше самолет, тем в честь более выдающегося викинга он должен был быть назван; самолеты должны были быть названы в честь королей, вождей, мореплавателей и писцов эпохи викингов; имена богов в скандинавской мифологии не использовались; имена нескандинавского происхождения не использовались; и имена, содержащие скандинавские буквы æ , ä , ø , ö и å, были опущены. [ 28 ]

Исключением стал Huge Viking , который использовался для Boeing 747 . Огромный был самым быстрым существом в скандинавской мифологии, но его имя также сыграло роль в английском значении этого слова. [ 29 ] SAS повторно использует названия списанных самолетов, за исключением разбившихся самолетов. Однако из-за недосмотров имена Агнар и Рейн были использованы повторно. [ 21 ] Аналогичное соглашение об именах, хотя и с использованием полных имен королей, использовалось Braathens SAFE в Норвегии и Loftleiðir в Исландии. [ 20 ] Поскольку Карлзон был против упоминаний о викингах, он также предложил отменить эти имена. Исполнительное руководство отменило свое решение после массовых протестов внутри авиакомпании. [ 22 ] Женские названия самолетов были введены компанией Scanair в 1980 году, которая дала их всем своим Douglas DC-8 . [ 30 ] SAS последовала этому примеру в 1989 году, когда вся серия Боингов 767 была названа в честь выдающихся женщин-викингов. [ 22 ] Скандинавские буквы были введены в 1990-х годах. компании SAS Commuter Норвежским самолетам Fokker 50 были присвоены названия мест в Норвегии, например Лаксельв . [ 30 ]
Самолет
[ редактировать ]В список входят самолеты, эксплуатируемые в пуле European Scandian Airlines System, эксплуатируемом Aerotransport, Norwegian Air Lines и Danish Air Lines, консорциумом Overseas Scandian Airlines System, консолидированной системой Scandian Airlines System (позже Scandian Airlines) и SAS под брендом SAS. Commuter и SAS Braathens. В него не входят другие авиакомпании группы SAS, не имеющие торговой марки «SAS» или «Scandinavian», включая Scanair , Spanair , Blue1 и Widerøe .
Список включает производителя, модель, общее количество самолетов, эксплуатируемых SAS (пиковое количество может быть ниже), текущее количество пассажиров по состоянию на октябрь 2018 г., количество пассажиров (чел.) и годы ввода (старта) первого самолета. и последний самолет выведен из эксплуатации.
Самолет | Изображение | Количество | Текущий | Пакс | Начинать | Конец | Примечания | Ссылка(и). |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дуглас DC-4 Скаймастер | ![]() |
9 | 0 | 28–62 | 1946 | 1956 | Первоначально самолеты были заказаны SILA, но к моменту поставки право собственности было распределено между членами OSAS. Он использовался для межконтинентальных перевозок в течение двух лет, но из-за отсутствия герметичной кабины его перевели на европейские рейсы с поставкой DC-6 . На смену им пришел Saab Scandia , и SAS смогла продать DC-4 дороже, чем покупная цена. | [ 31 ] |
Дуглас DC-3 Дакота | ![]() |
47 | 0 | 21 | 1948 | 1957 | ABA, DDL и DNL купили бывшие в употреблении Douglas C-47 Skytrain у ВВС США и переоборудовали их в гражданские авиалайнеры. Этот самолет был рабочей лошадкой авиакомпаний внутри страны и в Европе, а также служил основным перевозчиком с момента создания ESAS. Все самолеты SAS были приняты на предприятии авиакомпании. | [ 32 ] |
Виккерс-Армстронгс VC.1B Викинг | — | 5 | 0 | 21–38 | 1948 | 1949 | Первоначально самолеты были куплены компанией DDL, которая использовала их как на внутренних, так и на европейских маршрутах. Они использовались ESAS при его создании, но были проданы после того, как два «Викинга» врезались в Эресунн . | [ 33 ] |
Юнкерс Ю 52/3м | ![]() |
2 | 0 | 14–16 | 1948 | 1956 | Гидросамолеты и использовались на прибрежных были конфискованы у Люфтваффе DNL после Второй мировой войны маршрутах от Тронхейма через Северную Норвегию до Киркенеса . Оба самолета были остановлены после выхода из SAS. | [ 34 ] |
Short Brothers S.25 Sandringham Mk VI | ![]() |
2 | 0 | 37 | 1948 | 1951 | Ju 52 нельзя было использовать зимой из-за более суровой погоды и волн, в результате чего DNL закупила три бывших Королевских ВВС самолета-амфибии для прибрежного маршрута Северной Норвегии - района, где полностью отсутствовали взлетно-посадочные полосы. Все три первоначальных самолета были списаны в результате аварий, и два последующих самолета были переданы ESAS. | [ 35 ] |
Дуглас DC-6 Клаудмастер | ![]() |
12 | 0 | 48–63 | 1948 | 1960 | Первоначально SILA заказала Boeing 377 Stratocruiser для замены негерметичного DC-4 на межконтинентальных маршрутах, но задержки в Boeing привели к тому, что SAS вместо этого заказала Cloudmaster. Один самолет погиб в 1948 году в результате столкновения в воздухе в Нортвуде . Самолет оставался флагманом флота до 1952 года, когда межконтинентальные маршруты перешли на DC-6B. Затем они использовались на европейских рейсах, пока не были проданы. | [ 36 ] |
Сааб 90А-2 Скандия | ![]() |
8 | 0 | 32 | 1950 | 1958 | ABA заказала десять самолетов Scandia в 1948 году под политическим давлением с целью приобретения шведского самолета. Единственным покупателем самолета была компания Aerovias Brasil . К моменту поставки DC-4 уже был запущен на европейских маршрутах, что уменьшило потребность в Scandia и в результате было поставлено всего восемь самолетов. В основном они использовались на столичном треугольнике и в Хельсинки , а также на некоторых европейских маршрутах и внутри страны в Швеции и Северной Норвегии. Его главным преимуществом перед DC-3 были более низкие эксплуатационные расходы. Все самолеты были проданы компании VASP . | [ 37 ] |
Дуглас DC-6B Клаудмастер | ![]() |
14 | 0 | 58–82 | 1952 | 1961 | Серия B представляла собой удлиненную, более экономичную и дальнобойную версию DC-6, от которой она взяла на себя межконтинентальные операции. В сочетании с инновациями в области навигации увеличенная дальность полета позволила SAS стать первой авиакомпанией, совершившей полет по полярному маршруту , который с 1954 года соединял Копенгаген и Лос-Анджелес . К концу срока службы многие из них были сданы в аренду Thai Airways . Они были сняты с производства с появлением межконтинентальных реактивных самолетов. | [ 38 ] |
Дуглас DC-7C Семь Морей | ![]() |
14 | 0 | 80–98 | 1956 | 1967 | Рыночные условия вынудили SAS приобрести этот самолет, чтобы не отставать от других крупных игроков, несмотря на то, что авиакомпания знала, что межконтинентальные самолеты сделают DC-7 устаревшим в течение нескольких лет. SAS была первой европейской авиакомпанией, применившей эту модель, позволившую совершать беспосадочные полеты в Нью-Йорк . Этот самолет, получивший от SAS название Global Express, также позволил SAS начать рейсы в Токио через Анкоридж . С 1960-х годов DC-7 выполнял рейсы на средние и короткие расстояния, а некоторые из них были переоборудованы в грузовые, прежде чем списаны. | [ 39 ] |
Convair CV-440 Метрополитен | ![]() |
20 | 0 | 52–56 | 1956 | 1976 | «Метрополитен» был куплен для замены DC-3 и Scandia на ближнемагистральных рейсах, так как на обоих отсутствовали гермокабины . SAS была среди первых заказчиков варианта CV-440, который сначала поступил на вооружение на межскандинавских и европейских рейсах, а затем перешел на внутренние перевозки. К концу срока службы большая часть самолетов была продана компании Linjeflyg . По состоянию на 2002 год это единственная модель SAS, на которой ни разу не произошло ни одной аварии. | [ 40 ] |
Виккерс-Армстронгс V.779D Виконт | — | 4 | 0 | 48 | 1959 | 1961 | Фред. Olsen Airtransport купила четырех Viscounts в 1957 году, а в период с 1959 по 1961 год имела соглашение об аренде с обслуживанием с SAS на разовой основе для ближнемагистральных маршрутов. Один из самолетов был окрашен в ливрею SAS, но ни один из них не получил названия «Викинг». Фред. Олсен продал самолет в 1962 году. | [ 41 ] |
Sud Aviation SE-210 Каравелла | ![]() |
21 | 0 | 74–94 | 1959 | 1974 | SAS была стартовым заказчиком Caravelle и стала вторым по величине оператором этой модели. Сначала они использовались на европейских маршрутах, но постепенно были переведены на внутренние перевозки, особенно в Швеции. SAS также купила четыре самолета Caravelle, которые сдала в аренду Swissair , а с середины 1960-х годов восемь были сданы в аренду Thai Airways . В 1960 году один самолет разбился со смертельным исходом в Анкаре . | [ 42 ] |
Дуглас DC-8-33 | ![]() |
7 | 0 | 167 | 1960 | 1971 | Выбор DC-8 вместо Boeing 707 был больше основан на хороших отношениях SAS с Дугласом, а не на том, что он хорошо подходил для нужд SAS. Реактивный самолет утроил запас мест на трансатлантических рейсах , что невозможно было удовлетворить возросшим трафиком. С 1962 года часть самолетов постепенно передавалась Scanair . | [ 43 ] |
Convair 990 Коронадо | ![]() |
2 | 0 | 99 | 1962 | 1966 | Swissair и SAS подписали соглашение о сотрудничестве в 1958 году, согласно которому SAS арендовала два самолета Coronado. Самолеты имели малую вместимость и высокий расход топлива, хотя имели самую высокую крейсерскую скорость за всю историю авиакомпании. Они использовались на южноамериканских и некоторых среднемагистральных европейских рейсах. Их вернули, когда закончился четырехлетний договор аренды. | [ 44 ] |
Дуглас DC-8-55 | ![]() |
3 | 0 | 142 | 1965 | 1971 | DC-8-33 не имел достаточной дальности для беспосадочных рейсов между Копенгагеном и Лос-Анджелесом . Поскольку модель была оптимизирована для рейсов средней дальности, SAS попросила Дугласа создать вариант, лучше соответствующий их потребностям. Дуглас сначала утверждал, что потребности слишком высоки, но после того, как SAS пригрозила вместо этого купить Боинги, Дуглас смог предоставить Ту-55, имевшую достаточную дальность полета. Один самолет был грузовым, а два других были переданы компании Scanair. | [ 45 ] |
Дуглас DC-9-32 | ![]() |
5 | 0 | 80–115 | 1967 | 1968 | DC-9 стал первым реактивным лайнером, заказанным авиакомпанией для ближне- и среднемагистральных рейсов, пришедшим на смену Metropolitans и Viscounts. Поскольку разработанная SAS серия -40 не могла быть поставлена до 1968 года, SAS согласилась арендовать пять самолетов Swissair по мере их поставки, пока не будут доставлены собственные самолеты SAS. | [ 46 ] |
Британская авиастроительная корпорация One-Eleven 301AG | ![]() |
2 | 0 | 79 | 1967 | 1968 | Один самолет был арендован на семь месяцев у British Eagle , поскольку SAS расширяла свою сеть, но не получила достаточного количества DC-9. В основном он использовался на маршруте Копенгаген – Цюрих и нерегулярно внутри страны в Дании. SAS эксплуатировала второй самолет без ливреи SAS, когда основной самолет находился на обслуживании в Англии. | [ 47 ] |
Дуглас DC-8-62 | ![]() |
10 | 0 | 156 | 1967 | 1987 | Вариантом была реализация требования SAS на дальнемагистральный самолет для выполнения рейсов в Лос-Анджелес с полной полезной загрузкой в любых ветровых условиях. SAS была стартовым заказчиком индивидуального варианта, хотя его будут продавать многим другим авиакомпаниям. Он взял на себя межконтинентальные перевозки и позволил SAS начать рейсы через Ташкент в Бангкок . Часть самолетов позже была передана Scanair . | [ 48 ] |
Дуглас DC-8-63 | ![]() |
8 | 0 | 200 | 1968 | 1988 | Самолеты использовались на рейсах в Нью-Йорк и Чикаго . Последний самолет стал последним серийным самолетом DC-8. Два самолета были куплены в 1973–74 годах у Eastern Air Lines , но в том же году SAS начала снимать эту модель с производства, продавая некоторые компании Thai International , а другие — Scanair . | [ 49 ] |
Макдоннелл Дуглас DC-9-41 | ![]() |
49 | 0 | 99–122 | 1968 | 2002 | Серия -40 была построена по спецификациям SAS, в которых был увеличен фюзеляж и увеличена дальность полета по сравнению с -30. SAS была стартовым заказчиком, хотя TOA Domestic была единственным клиентом. Поставки продолжались до 1977 года, DC-9 заменил Viscounts, Metropolitans и One-Elevens на внутренних и европейских маршрутах. Один самолет был списан после несмертельной катастрофы в аэропорту Тронхейма Вернес в 1987 году. В 1995 году они были оснащены комплектами шумоподавления . | [ 50 ] |
Макдоннелл Дуглас DC-9-21 | ![]() |
10 | 0 | 75–85 | 1968 | 2000 | Модель -21 была специально разработана для нужд SAS в производстве ближне- и среднемагистральных реактивных лайнеров с улучшенными характеристиками для использования на коротких взлетно-посадочных полосах в Северной Норвегии и, в меньшей степени, в Дании и Швеции. SAS была единственным заказчиком этого варианта. Один самолет был списан после крушения в аэропорту Осло Форнебу в 1973 году. | [ 51 ] |
Макдоннелл Дуглас DC-9-33F | ![]() |
2 | 0 | 0 | 1969 | 1988 | В связи с увеличением межконтинентальных грузовых перевозок, создаваемых DC-8, SAS также потребовалось увеличить грузоподъемность между своими узлами. Грузовой самолет также использовался в европейских грузовых перевозках. | [ 51 ] |
Боинг 747-283Б | ![]() |
3 | 0 | 353–396 | 1971 | 1987 | Первоначально SAS получила два Боинга 747 и ввела их в эксплуатацию на рейсе Копенгаген – Нью-Йорк . Решение о покупке самолета было принято для поддержания имиджа авиакомпании, но быстро стало ясно, что перевозок из Скандинавии недостаточно для заполнения самолета. Третий самолет был поставлен в 1981 году, но в 1980-е годы новое руководство во главе с Яном Карлзоном свело к минимуму использование самолетов, и они часто сдавались в аренду. | [ 52 ] |
Боинг 747-283Б/СКД | ![]() |
3 | 0 | 209–281 | 1977 | 1988 | Увеличение грузовых перевозок через Атлантику и недостаточный пассажиропоток для полного Боинга 747 заставили SAS сделать выбор в пользу комбинированного самолета . Их отправили на грузовой маршрут из Копенгагена через Гетеборг и Берген в Нью-Йорк . Третий самолет, который оказался 500-м построенным Боингом 747, был доставлен в 1981 году. Один разбился во время аренды компании Avianca , а два других время от времени сдавались в аренду другим перевозчикам на короткие периоды между 1983 и 1987 годами, а затем были проданы Guinness Peat. Aviation в 1988 году, которая впоследствии сдала их в аренду компании Philippine Airlines . | [ 52 ] [ 53 ] [ 54 ] [ 55 ] |
Макдоннелл Дуглас DC-10-30 | ![]() |
12 | 0 | 266 | 1974 | 1991 | В SAS быстро поняли, что Боинги 747 слишком велики для такой нагрузки. Серия DC-10 -30 была разработана на основе совместных спецификаций SAS и ее партнеров KLM , Swissair и UTA для трансатлантического варианта, который мог бы достичь западного побережья США . Первоначально было поставлено пять самолетов, один из которых потерпел аварию без смертельного исхода в аэропорту имени Джона Кеннеди в 1984 году ( рейс 901 системы Scandian Airlines ), был отремонтирован и снова введен в эксплуатацию. SAS получила последние семь самолетов как бывшие в употреблении в 1985–87 годах, когда авиакомпания заменила Боинг 747 и увеличила частоту рейсов в Нью-Йорк. На смену ему пришел Boeing 767-300ER. | [ 56 ] |
Аэробус А300 Б2-320 | ![]() |
4 | 0 | 242 | 1980 | 1984 | Самолетам было приказано работать на наиболее загруженных внутрискандинавских и западноевропейских маршрутах. После Яном Карлзоном реструктуризации SAS в 1980 году самолет A300 был сочтен слишком большим для нужд SAS и был остановлен в 1983 году (один из них был потерян в результате аварии при посадке во время аренды авиакомпанией Malaysia Airlines ). Они были заказаны в уникальной гибридной конфигурации, что делало невозможным их продажу на вторичном рынке. Поэтому они были переданы Scanair , но их пришлось переоборудовать в вариант B4, чтобы иметь достаточную дальность полета для чартерных рейсов. | [ 57 ] [ 58 ] [ циклическая ссылка ] |
Боинг 747-100 | — | 2 | 0 | 396 | 1982 | 1983 | SAS арендовала два подержанных самолета для в хадж чартерных рейсов в паломничество : первый из них представлял собой планер бывшего Alitalia, арендованный с июня 1982 года по декабрь 1983 года, а второй был бывшим самолетом Continental, использовавшимся с августа по ноябрь 1983 года. Первый самолет также использовался компанией Сканэйр . | [ 52 ] |
Дуглас DC-9-51 | ![]() |
4 | 0 | 137 | 1983 | 1990 | Недостаточное количество самолетов в 1980-х годах вынудило SAS арендовать 4 DC-9-51 на два периода. Первой арендой был один самолет на восемь месяцев в 1983–84 годах у Inex Adria , который использовался на маршрутах из Стокгольма в Гетеборг и Лулео . Вторым были три самолета Swissair, арендованные в период с 1987 по 1990 год. | [ 59 ] |
Фоккер F27 Дружба | ![]() |
9 | 0 | 40 | 1984 | 1990 | Самолеты были куплены для создания Департамента пригородных операций, позже SAS Commuter . Четыре были куплены подержанными у Trans Australia Airlines и пять у Aero Trasporti Italiani . Один самолет был серии -200, остальные -600, все -600 имели грузовую дверь. Самолеты использовались на сети Eurolink — ближнемагистральных маршрутах из Копенгагена. Старые самолеты, построенные между 1967 и 1969 годами, не пользовались популярностью у покупателей из-за низкого комфорта, высокого уровня шума и множества технических проблем. | [ 60 ] |
Макдоннелл Дуглас MD-81 | ![]() |
42 | 0 | 130 | 1985 | 2010 | SAS не нуждалась в дополнительных самолетах при выпуске серии MD-80 и подождала до 1984 года, чтобы заказать свои первые шесть самолетов, причем последний из 33 самолетов был поставлен в 1992 году. SAS выбрала кабину неэлектронной системы пилотажа , чтобы гарантировать общность с DC-9. Самолеты использовались на европейских маршрутах. 17 самолетов позже будут переоборудованы в МД-82. Еще 9 самолетов были арендованы у Swissair в период с 1995 по 2000 год. | [ 61 ] [ 62 ] |
Макдоннелл Дуглас MD-82 | ![]() |
31 | 0 | 150 | 1985 | 2013 | У MD-82 была более высокая полезная нагрузка, что позволяло его сконфигурировать в одном классе для внутренних перевозок в Швеции и Норвегии, где из-за возросшего трафика DC-9 стал слишком маленьким. Всего было закуплено 14 MD-82, но позже SAS переоборудовала 17 MD-81. Самолеты хорошо подходили для чартера и периодически сдавались в аренду компаниям Scanair и Spanair . | [ 2 ] [ 63 ] |
Макдоннелл Дуглас MD-83 | ![]() |
2 | 0 | 141 | 1988 | 2005 | Дальнемагистральные варианты MD-80 закупались для полетов на Ближний Восток и в Гренландию . Они периодически сдавались в аренду компании Scanair . | [ 62 ] [ 64 ] |
Макдоннелл Дуглас MD-87 | ![]() |
18 | 0 | 125 | 1988 | 2012 | В период с 1988 по 1992 год SAS получила шестнадцать самолетов, которые в основном использовались в европейских службах с меньшим патронажем. В отличие от других МД-80, МД-87 имел электронную систему пилотажа . Один самолет был списан в результате фатальной катастрофы в аэропорту Линате . | [ 2 ] [ 65 ] [ 66 ] |
Фоккер 50 | ![]() |
22 | 0 | 46–50 | 1990 | 2010 | Создание SAS Commuter в 1989 году потребовало новых и большего количества самолетов, которые заменят F27. Семнадцать самолетов имели маркировку Eurolink, имели 46 мест и базировались в Копенгагене и Стокгольме; У Norlink было пять самолетов на 50 пассажиров, которые летали в Северной Норвегии. Самолеты Eurolink, а затем и Swelink были заменены на Dash 8 с 1999 года, а F50 оставался на вооружении в Норвегии, обслуживая Западную Норвегию до 2010 года. | [ 15 ] [ 67 ] |
Боинг 767-383ER | ![]() |
16 | 0 | 251 | 1989 | 2004 | Заказанный в 1988 году Боинг 767 был выбран из-за его быстрой доставки после изменения политики, направленной на то, чтобы сделать межконтинентальные маршруты авиакомпании более гибкими. Впервые он был представлен на небольших дальнемагистральных маршрутах, но в 1991 году 767 полностью заменил DC-10. Однако у самолета была низкая полезная нагрузка, из-за чего SAS неоднократно приходилось эксплуатировать неполные самолеты на сингапурском маршруте. Два самолета были куплены подержанными взамен Ту-200. | [ 68 ] |
Боинг 767-283ER | ![]() |
2 | 0 | 198 | 1990 | 1993 | SAS получила два самолета 767 с укороченным фюзеляжем, но они были сняты с вооружения в 1992 и 1993 годах и заменены двумя дополнительными самолетами -300ER. | [ 68 ] |
Фоккер F28-1067 | ![]() |
3 | 0 | 65 | 1993 | 1997 | Самолеты были куплены подержанными компанией Linjeflyg в 1973 году и поступили на вооружение SAS, когда она приобрела Linjeflyg в 1993 году. Вместе с SAS самолеты использовались внутри страны, в Швеции, в основном летая на бывших службах Linjeflyg. | [ 69 ] |
Фоккер F28-4107 | ![]() |
17 | 0 | 75–85 | 1993 | 1999 | Mk 4000 был в основном построен по спецификациям Linjeflyg , причем авиакомпания стала стартовым заказчиком в 1976 году. После поглощения в 1993 году самолеты были переданы SAS, где они продолжали выполнять полеты по внутренней сети Швеции, в основном по бывшим маршрутам Linjeflyg. . Некоторые из них были преобразованы в европейскую версию на 75 мест и использовались на таких рейсах, как Гетеборг – Париж и Eurolink из Копенгагена . | [ 69 ] |
Боинг 737-500 | ![]() |
25 | 0 | 120–133 | 1993 | 2013 | Первая партия самолетов состояла из 11 самолетов, унаследованных от Linjeflyg . Они работали во внутренней сети Швеции, но SAS немедленно начала их выводить из эксплуатации. Вторая партия представляла собой бывшие самолеты Braathens , переданные SAS Braathens в 2004 году и использовавшиеся до 2013 года. Партия состояла из 14 оставшихся самолетов из 17, поставленных в период с 1990 по 1994 год. | [ 2 ] [ 70 ] [ 71 ] [ 72 ] [ 73 ] |
Макдоннелл Дуглас MD-90-30 | ![]() |
8 | 0 | 141 | 1996 | 2008 | Первоначальный заказ на шесть самолетов был первым случаем, когда SAS полностью основывала заказ на лизинге . Самолеты использовались на оживленных европейских маршрутах, например, между столицами Скандинавии и Франкфуртом , Парижем и Лондоном , а также Стокгольмом – Гетеборгом . Они были переведены на внутренние перевозки в Швеции с появлением Airbus A321 . | [ 62 ] [ 74 ] |
Сааб 2000 | ![]() |
7 | 0 | 49 | 1997 | 2016 | Самолеты использовались службами Swelink компании SAS Commuter из Стокгольма в Кальмар , Роннебю , Векшё , Кристианстад , Карлстад и Шеллефтео в Швеции, а также в Тампере , Турку и Ваасу в Финляндии. В 2001 году все они были переданы Air Botnia и заменены на Dash 8 . С мая 2014 года по март 2016 года SAS эксплуатировала 1 автомобиль Saab 2000 года выпуска, арендованный у Braathens Regional. | [ 75 ] |
Боинг 737-600 | ![]() |
30 | 0 | 120-123 | 1998 | 2019 | SAS была стартовым заказчиком серии -600, пришедшей на смену самолетам DC-9 и F28. Серия используется как на внутренних, так и на европейских маршрутах. | [ 76 ] |
Боинг 737-700 | ![]() |
32 | 5 | 141 | 1999 | 2023 | Первые шесть самолетов были куплены для замены DC-9 и некоторых самолетов MD-80 на внутренних рейсах, а позже были дополнены еще четырьмя. SAS Braathens еще девять самолетов унаследовала от Braathens в результате слияния в 2004 году. | [ 77 ] [ 78 ] [ 79 ] [ 80 ] [ циклическая ссылка ] |
Боинг 737-800 | ![]() |
35 | 0 | 181 | 2000 | 2023 | Самолеты были заказаны как переоборудованные варианты меньших 737-х. Им была присвоена одноклассная конфигурация внутренних сидений, и они используются на самых загруженных внутренних рейсах, а также на чартерных рейсах. | [ 81 ] |
Бомбардье Дэш-8-Q400 | ![]() |
28 | 0 | 72–76 | 2000 | 2007 | Самолеты были куплены для замены Saab 2000 и Fokker 50 в Швеции и Дании. Их мучили проблемы; после 11 единиц произошла остановка поставок для доработки конструкции оставшегося заказа. Самолеты были списаны после инцидентов с шасси Dash 8 . | [ 82 ] [ 83 ] |
Аэробус А321-200 | ![]() |
8 | 0 | 198 | 2001 | 2023 | Самолеты были доставлены для увеличения количества пассажиров на самых загруженных европейских маршрутах, таких как Лондон , Франкфурт , Амстердам и Париж , а также на загруженных внутрискандинавских маршрутах. | [ 84 ] |
Аэробус А320-200 | ![]() |
13 | 11 | 168 | 2012 | подарок | Все самолеты передаются SAS из бывших в употреблении и в основном используются в Копенгагене на внутрискандинавских и европейских маршрутах. | [ 85 ] |
Аэробус А340-313X | ![]() |
8 | 0 | 245 | 2001 | 2020 | SAS начала планировать реорганизацию своих межконтинентальных перевозок в 1996 году из-за низкой пассажировместимости самолетов Боингов 767 и их неспособности перевозить полную загрузку на самых длинных маршрутах. Заказ был размещен вместе с А330 с целью увеличить межконтинентальные перевозки на 50 процентов. | [ 86 ] [ 87 ] |
Аэробус А330-200 | ![]() |
1 | 0 | 218 | 2001 | 2001 | Один самолет был арендован на короткий срок у компании British Midland International для получения опыта эксплуатации самолетов Airbus A330. Он проработал всего три месяца, поскольку был остановлен после терактов 11 сентября и последующего закрытия американского воздушного пространства, что привело к отмене международных рейсов. Самолет имел ливрею Star Alliance . | [ 88 ] [ 89 ] |
Аэробус А330-300 | ![]() |
9 | 8 | 266 | 2002 | подарок | В 2002 году вместе с А340 были куплены четыре самолета для замены Боинга 767 на более коротких межконтинентальных маршрутах, что позволило снизить эксплуатационные расходы на пассажиро-километр на 25 процентов. Еще четыре были добавлены в 2015–2016 годах. | [ 90 ] [ 91 ] |
Боинг 737-400 | ![]() |
4 | 0 | 150 | 2004 | 2013 | Первоначально компания Braathens получила семь самолетов в период с 1989 по 1994 год. Четыре самолета были приобретены в результате слияния SAS Braathens в 2004 году и сняты с производства в 2013 году. | [ 2 ] [ 71 ] [ 72 ] [ 92 ] |
Аэробус А319-100 | ![]() |
4 | 4 | 141 | 2006 | подарок | Самолеты эксплуатируются из Копенгагена на более длинных европейских маршрутах, например, в Гренландию и Тель-Авив . | [ 93 ] [ 94 ] [ 95 ] [ 96 ] |
Британская аэрокосмическая компания Avro RJ70 | ![]() |
1 | 0 | 70 | 2006 | 2006 | Самолет эксплуатировался авиакомпанией Transwede Airways по маршруту Стокгольм — аэропорт Лондон-Сити . | [ 97 ] [ 98 ] [ 99 ] |
Бритиш Аэроспейс 146–300 | ![]() |
1 | 0 | 100 | 2008 | 2009 | Самолет эксплуатировался компанией WDL Aviation и использовался на маршрутах в аэропорт Лондон-Сити . | [ 97 ] [ 100 ] |
Бритиш Аэроспейс 146–200 | ![]() |
1 | 0 | 96 | 2008 | 2010 | Самолет эксплуатировался компанией WDL Aviation и использовался на маршрутах в аэропорт Лондон-Сити . | [ 97 ] |
Бомбардье CRJ900 | ![]() |
36 | 28 | 88-90 | 2008 | подарок | 12 самолетов было поставлено в 2008 и 2009 годах в качестве замены Dash 8, который использовался на ближнемагистральных европейских и внутрискандинавских рейсах. Еще 22 CRJ900 были поставлены в 2016–2018 годах. Из первоначальных 12 6 все еще находятся в составе флота. Самолеты эксплуатируются авиакомпаниями CityJet и Nordica . | [ 83 ] [ 101 ] [ 102 ] [ 103 ] |
АТР 72-600 | ![]() |
21 | 10 | 70 | 2013 | подарок | Управляется Нордика . Турбовинтовые двигатели используются на региональных маршрутах из Копенгагена и Стокгольма . | [ 104 ] |
Боинг BBJ1 | — | 1 | 0 | 86 | 2013 | 2017 | , эксплуатируемый PrivatAir , Дальнемагистральный вариант Боинга 737 использовался для межконтинентального «нефтяного маршрута» между Ставангером и Хьюстоном и имел полностью бизнес-планировку. Осенью 2015 года переконфигурирован на 20 мест бизнес-класса и 66 мест эконом-класса и используется на маршруте Копенгаген – Бостон. | [ 105 ] |
Аэробус А320нео | ![]() |
41 | 41 | 180 | 2016 | подарок | Первоначально SAS разместила твердый заказ на 30 самолетов, а затем, 10 апреля 2018 года, заказала еще 50. Первая поставка состоялась 21 октября 2016 года. Корпуса базируются в основном в Стокгольме, заменяя все Boeing 737 и более старые модели A320. | [ 106 ] [ 107 ] [ 108 ] |
Аэробус А350-900 ТОЛЬКО | ![]() |
6 | 6 | 300 | 2019 | подарок | SAS разместила твердый заказ на 8 самолетов с возможностью приобретения еще шести самолетов. Их планируется использовать на межконтинентальных рейсах. | [ 91 ] |
Эмбраер 195 Е2 | 2022 | - | Новая авиакомпания SAS SAS Link будет эксплуатировать Embraer 195 E2 на региональных маршрутах с 2022 года. |
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ «Профиль для SAS» . Центр авиации. Архивировано из оригинала 5 сентября 2012 года . Проверено 14 сентября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «В центре внимания группа SAS 2012 – корпоративная презентация» (PDF) . Группа САС . Архивировано (PDF) из оригинала 14 сентября 2012 года . Проверено 14 сентября 2012 г.
- ^ «Воздушный парк группы SAS» . Группа САС . Проверено 2 сентября 2014 г.
- ^ Зал : 62
- ^ Зал : 92
- ^ Зал : 117, 125
- ^ Зал : 205
- ^ Зал : 117
- ^ Зал : 124
- ^ «Система Скандинавских авиалиний» . Сеть авиационной безопасности . Архивировано из оригинала 10 ноября 2005 года . Проверено 14 сентября 2012 г.
- ^ Зал : 10–11
- ^ Зал : 12–14
- ^ Зал : 14
- ^ Зал : 17
- ^ Jump up to: а б Педерсен, Эйвинд (15 февраля 2010 г.). «Снова и снова боремся с проблемным самолетом SAS — Видероэ захватывает Западную Норвегию» . Дагбладет (на норвежском языке). Архивировано из оригинала 9 октября 2012 года . Проверено 13 сентября 2012 г.
- ^ Зал : 19
- ^ Зал : 22
- ^ Jump up to: а б Лиллесунн, Гейр (10 марта 2004 г.). «Линдегор: – Мы выбираем лучшее из SAS и Braathens» (на норвежском языке). Норвежское информационное агентство . п. 24.
- ^ «SAS Braathens меняет название на SAS Norge» (на норвежском языке). Норвежское информационное агентство . 27 апреля 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с Зал : 24
- ^ Jump up to: а б с Зал : 27
- ^ Jump up to: а б с д Зал : 28
- ^ Зал : 30
- ^ Зал : внутренняя обложка
- ^ «Star Alliance запускает новую ливрею для самолетов» . Группа САС . 22 ноября 2002 г. Архивировано из оригинала 26 февраля 2019 г. . Проверено 14 сентября 2012 г.
- ^ «Airbus 319 и ретро-фаргер до SAS Danmark» . www.boarding.no (на норвежском языке). 18 февраля 2006 г. Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 г. . Проверено 13 сентября 2012 г.
- ^ Зал : 23–24
- ^ Зал : 25–26
- ^ Зал : 26
- ^ Jump up to: а б Зал : 29
- ^ Зал : 34–37
- ^ Зал : 40–42
- ^ Зал : 49–50
- ^ Зал : 51–52
- ^ Зал : 53–54
- ^ Зал : 56–58
- ^ Зал : 61–64
- ^ Зал : 65–67
- ^ Зал : 71–75
- ^ Зал : 79–82
- ^ Зал : 87–88
- ^ Зал : 89–93
- ^ Зал : 98–100
- ^ Зал : 110–112
- ^ Зал : 101–102
- ^ Зал : 120–121
- ^ Зал : 113–114
- ^ Зал : 103–105
- ^ Зал : 107–108.
- ^ Зал : 124–125
- ^ Jump up to: а б Зал : 115–117
- ^ Jump up to: а б с Зал : 136–142
- ^ Боинг 747 - MSN 21381, airfleets.net
- ^ Боинг 747 - MSN 21575, airfleets.net
- ^ Боинг 747 - MSN 22381, airfleets.net
- ^ Зал : 144–148.
- ^ Зал : 151–153
- ^ Рейс 684 малазийской авиакомпании
- ^ Зал : 134–135.
- ^ Зал : 172–173
- ^ Зал : 155–159
- ^ Jump up to: а б с «McDonnell Douglas MD-80/90 в истории SAS» . Воздушные флоты. Архивировано из оригинала 5 апреля 2012 года . Проверено 13 сентября 2012 г.
- ^ Зал : 163–164
- ^ Зал : 166–167
- ^ Зал : 168–169
- ^ « 'Siste reis' для MD 87 hos SAS» . www.boarding.no (на норвежском языке). 16 августа 2012 года. Архивировано из оригинала 19 февраля 2013 года . Проверено 5 октября 2012 г.
- ^ Зал : 176–177
- ^ Jump up to: а б Зал : 181–183
- ^ Jump up to: а б Зал : 187–188
- ^ Зал : 193–195
- ^ Jump up to: а б «Боинг 737-400/500» . Группа САС . Архивировано из оригинала 27 декабря 2013 года . Проверено 14 сентября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Боинг 737 в истории SAS Braathens» . Воздушные флоты. Архивировано из оригинала 27 декабря 2013 года . Проверено 13 сентября 2012 г.
- ^ Тьомсланд и Вильсберг : 249
- ^ Зал : 197–198.
- ^ Зал : 200–201
- ^ Зал : 204–205.
- ^ Зал : 209
- ^ «Boeing 737 Next Gen в истории SAS» . Воздушные флоты. Архивировано из оригинала 29 декабря 2014 года . Проверено 13 сентября 2012 г.
- ^ «Заказы и поставки» . Боинг . Архивировано из оригинала 20 апреля 2017 года . Проверено 13 сентября 2012 г.
- ^ [[[Список самолетов, эксплуатируемых Scandian Airlines]] «Список самолетов, эксплуатируемых Scandian Airlines»].
{{cite web}}
: Проверять|url=
ценность ( помощь ) - ^ Зал : 211–212
- ^ Зал : 215–216
- ^ Jump up to: а б «Bombardier урегулирует иск с SAS по поводу турбовинтовых двигателей Q400» . Новости ЦБК . Архивировано из оригинала 13 ноября 2012 года . Проверено 13 сентября 2012 г.
- ^ Зал : 220–221
- ^ «Поиск по списку продукции» . Наблюдатели за самолетами . Проверено 19 марта 2016 г.
- ^ Зал : 226–227
- ^ «SAS прекращает полеты А340» . Ч-Авиация . 4 декабря 2020 г.
- ^ Зал : 224
- ^ «Флот» . Британский Мидленд Интернэшнл . Архивировано из оригинала 20 сентября 2012 года . Проверено 14 сентября 2012 г.
- ^ Зал : 223–224
- ^ Jump up to: а б «SAS: заказ на 12 самолетов Airbus, включая A350-900» . США сегодня . 26 июня 2013 года . Проверено 2 сентября 2014 г.
- ^ Тьомсланд и Вильсберг : 248
- ^ «Аэробус А319-100» . Группа САС . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 14 сентября 2012 г.
- ^ «САС-оффенсив слог фейл» . www.boarding.no (на датском языке). 11 марта 2009 г. Архивировано из оригинала 22 февраля 2013 г. . Проверено 14 сентября 2012 г.
- ^ «SAS открывает маршрут до Тель-Авива» . www.boarding.no . 29 марта 2012 года. Архивировано из оригинала 16 октября 2012 года . Проверено 14 сентября 2012 г.
- ^ «Airbus A319 Active с SAS» . Воздушные флоты. Архивировано из оригинала 5 апреля 2012 года . Проверено 13 сентября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с «BAe 146/Avro RJ в истории SAS» . Воздушные флоты. Архивировано из оригинала 5 апреля 2012 года . Проверено 13 сентября 2012 г.
- ^ «Transwede укрепляет свои позиции в аэропорту Лондон-Сити» . www.boarding.no . 8 октября 2006 г. Архивировано из оригинала 28 октября 2007 г. Проверено 13 сентября 2012 г.
- ^ «SAS Braathens прокладывает маршрут до аэропорта Лондон-Сити» . www.boarding.no . 30 марта 2007 г. Архивировано из оригинала 22 февраля 2013 г. . Проверено 14 сентября 2012 г.
- ^ «Технические характеристики BAe 146» . ВДЛ Авиация . Архивировано из оригинала 25 ноября 2013 года . Проверено 14 сентября 2012 г.
- ^ «CRJ900» . Группа САС . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 14 сентября 2012 г.
- ^ «Премьера SAS CRJ-900 в Бергене и Гетеборге» . www.boarding.no . 14 января 2009 г. Архивировано из оригинала 16 октября 2012 г. Проверено 14 сентября 2012 г.
- ^ «Канадский региональный реактивный самолет с SAS» . www.boarding.no . Архивировано из оригинала 5 апреля 2012 года . Проверено 13 сентября 2012 г.
- ^ «Поиск по списку продукции» . Наблюдатели за самолетами . Проверено 22 марта 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «SAS добавит рейсы Boeing 737 между Хьюстоном и Норвегией» . США сегодня . 31 марта 2014 года . Проверено 2 сентября 2014 г.
- ^ «SAS заказывает 30 самолетов семейства Airbus A320neo» . Аэробус . 20 июня 2011 года. Архивировано из оригинала 3 октября 2012 года . Проверено 14 сентября 2012 г.
- ^ «SAS размещает заказ на дополнительные 50 самолетов Airbus A320neo для создания единого типа парка – SAS» .
- ^ «SAS направляет в Бостон более крупные самолеты» . Финальное путешествие . 2 мая 2017 г.
Библиография
[ редактировать ]- Холл, Оке (2002). Luftens Vikingar - книга обо всех самолетах SAS (на шведском языке). Нэссё: Историческое исследование авиации. ISBN 91-973892-3-4 .
- Тьомсланд, Аудун; Вильсберг, Кьелл (1995). Braathens SAFE 50 лет: Несмотря ни на что (на норвежском языке). Осло. ISBN 82-990400-1-9 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с самолетами SAS Scandian Airlines, на Викискладе?