Проект 22220 Icebreaker
![]() Арктика в сухой доке в Кронштадте , 2021
|
|
Обзор класса | |
---|---|
Строители | Балтийский верфи |
Операторы | Fsue atomflot |
Предшествует | |
Преуспевает | Проект 10510 |
Построенный | 2013 - Present |
В эксплуатации | 2020 - ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ |
Запланировано | 7 |
Здание | 3 |
Активный | 3 |
Общие характеристики [ 1 ] [ 2 ] | |
Тип | Ледокол |
Смещение |
|
Длина |
|
Луч |
|
Высота | 51,25 м (168 футов) [ 3 ] |
Черновик | |
Глубина | 15,2 м (50 футов) |
ICE Class | RMRS Icebreaker9 |
Установленная питание |
|
Движитель |
|
Скорость |
|
Выносливость |
|
Экипаж | 75 |
Авиационные учреждения | Гелидек и Ангар |
Проект 22220 , также известный через российское обозначение серии типов LK-60YA , [ Примечание 1 ] является серией российских ядерных ледоколов . Ведущий корабль класса, Arktika , был доставлен в 2020 году и превзошел предыдущую советскую серию ядерных ледоколов, как самый большой и самый мощный ледокол в мире. [ 7 ]
По состоянию на январь 2024 года [update], три проекта 22220 Icefriefers ( Arktika , Sibir и Ural ) находятся в эксплуатации, четвертый ( якутия ) был запущен , пятая и шестая ( Чукотка и Ленинград ) были заложены на Балтийском верфере в Сен -Петерсбурге , а седьмой (Сталинград) на балтийском партии в Сен -Петерсбурге , а седьмой (Сталингград) - на седьмом (Сталингград), а седьмой ( Сталинград ) - седьмо заказ.
Разработка
[ редактировать ]PP-60YA
[ редактировать ]После Второй мировой войны Советский Союз запустил амбициозную программу развития морских транспортных средств с намерением превратить покрытый льдом северный морской маршрут в маршрут судоходного судоходства, который затем можно использовать для извлечения природных ресурсов из Арктики. Это включало замену устаревших паровых ледоколов на более мощные дизельные электрические сосуды и кульминацией строительства первого ядерного ледокола в конце 1950-х годов. Второй этап, который начался в начале 1970-х годов и продолжался до роспуска Советского Союза , еще больше расширила флот советского ледокола с дополнительными ядерными и дизельными ледоколами, которые позволили непрерывной круглогодичной операции в западной части северного моря Маршрут, а также продлил сезон навигации в восточном секторе. [ 8 ]
В 1980-х годах исследования Центрального морского института исследований и дизайна (CNIIMF) и Центрального проектного бюро «Айсберг» привел к тому, что «серия размеров типа ледоколов» в диапазоне от 7-мегаватт-вспомогательных ледоколов (LK-7) до 110-мегаватт-ядерной -Вочее «Ледовые лидеры» (LK-110ya). Один из предложенных новых классов ледоколов, LK-60YA, был разработан в качестве прямой замены для ядерных ледоколов, работающих на ядерном классе предыдущего поколения, который вступил в службу в конце 1970-х годов и наблюдалось широкое использование в Российской Арктике. [ 8 ] В дополнение к тому, что ледоколы с тяжелыми линии вдоль всей длины северного морского маршрута от Мурманска до Беренгового пролива с неглубокими ядерными 60-мегаватт-ледоколы также заменили бы ядерные ледоколы путями . новые - Марманский маршрут, который включал в себя ледовые операции в Йенисей реки устье . Последняя операция стала возможной благодаря новой функциональности с двойным ударом, способностью отменять сосуд при приближении к мелким прибрежным районам. Другие технические характеристики ядерных ледоколов следующего поколения были извлечены из обширного эксплуатационного опыта россиян из арктической судоходства. Например, было установлено, что для обеспечения надежной круглогодичной навигации в западной части северного морского маршрута LK-60Y старая Арктика ( 2,3-метровая (8-футовая) ледовая (8 футов) 8 футов). Кроме того, сопровождение российских арктических грузовых кораблей, таких как тогдашний Коммон Безопасно и эффективно тип SA-15 в условиях тяжелых льдов потребовалось бы ледоколам с пучком от 32 до 33 метров (от 105 до 108 футов) и перемещением от 34 000 до 36 000 тонн (от 33 000 до 35 000 тонн). [ 8 ] [ 9 ]
В то время как объемы движения вдоль северного морского маршрута резко снизились в начале 1990 -х годов из -за замедления российской экономики, [ 10 ] Амбициозная программа обновления флота была, тем не менее, была запущена в рамках президентской программы «Возрождение торговца России» (1993–2000 гг.) . В конце концов, ни один из запланированных ледоколов не был построен, и последующая модернизация федеральной программы транспортной системы России (2002–2010 гг.) Включила финансирование для строительства только двух новых дизельных ледоколов в дополнение к завершению незаконченной арктики -class Icebreaker 50 Let Pobedy и начало предварительного разработки проектирования ядерных ледоколов следующего поколения. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]
Проект 22220
[ редактировать ]Хотя предварительный дизайн был разработан уже в конце 1980 -х годов, [ 9 ] [ 14 ] Окончательный технический дизайн LK-60YA был завершен в 2009 году Центральным дизайнерским бюро «Айсберг» в качестве проекта 22220. [ 15 ]
Строительство ведущего корабля было присуждено балтике Сен -Петербурга на Балтийской верфи , входящей в государственную корпорацию судостроения , в августе 2012 года, с контрактной ценой 36,959 млрд рублей (около 1,16 млрд. Долл. США). [ 16 ] Последующий контракт на 84,4 млрд. Рублей (около 2,4 млрд. Долл. США) для двух дополнительных судов был подписан в мае 2014 года [ 17 ] [ 18 ] и второй контракт стоимостью более 100 миллиардов рублей (около 1,5 млрд. Долл. США), еще на два в августе 2019 года. [ 19 ] [ 20 ] В январе 2023 года российское правительство выделило 58,9 миллиарда рублей (около 820 млн. Долл. США) на финансирование 50% от строительства двух дополнительных проектов 22220 [ 21 ] и контракт на судостроение был подписан 2 февраля. [ 22 ]
С учетом строящихся ледоколов 22220, фокус должен был перейти к разработке еще более крупных и более мощных ядерных ледоколов, известных как проект 10510 «Лидер» ( российский : лайдр , романизированный : Лидер ), а первый корабль ожидается введено в эксплуатацию в 2027 году. [ 23 ] Тем не менее, в начале 2023 года дополнительные суда проекта 10510, по -видимому, были отменены в пользу двух дополнительных кораблей проекта 22220. [ 24 ]
Строительство
[ редактировать ]
Строительство Первого проекта 22220 Idfreaker началась с церемонии резки стальной резки 1 ноября 2012 года [ 25 ] и киль ведущего корабля класса был заложен на Slipway 5 ноября 2013 года. [ 26 ] На церемонии запуска 16 июня 2016 года, [ 27 ] ледоколы Arktika ( русский : Аркатика , горит названы . были Ледящиеся [ 28 ] В то время как первоначально запланировано на доставку к декабрю 2017 года, [ 25 ] Строительство ведущего проекта 22220 Icebreaker отстало от графика из-за проблем, связанных с доставкой компонентов из внутренних источников. [ 29 ] [ 30 ] Арктика начала первую стадию морских испытаний в Финляндии в рамках дизельной власти 12 декабря 2019 года и вернулся в Сент -Петербург два дня спустя. [ 31 ] [ 32 ] Следующие морские испытания, в течение которых судно будет протестировано под ядерной энергетикой впервые, начались 23 июня [ 33 ] и завершился 13 июля. [ 34 ] Вскоре после завершения последних морских испытаний к середине сентября, [ 35 ] Арктика отплыла из Сен -Петербурга в Мурманск через Северный полюс, где прибыл ледокол 3 октября. [ 36 ] [ 37 ] Церемония поднятия флага, отмечающая вход судно на службу, состоялась в Мурманске 21 октября 2020 года. [ 38 ]
Королевки второго проекта 22220 Icebreaker (называемый «первым серийным кораблем» класса в России) был заложен 26 мая 2015 года. [ 39 ] Ледого -брейк был запущен в роли Сибира ( русский : Сибирье , лит. « Сибири ») 22 сентября 2017 года. [ 40 ] Ранее название использовалось во втором ледоколе Arktika -класс, который был на службе в 1977–1992 годах. [ 41 ] Как и в случае ведущего корабля, проблемы с доставкой оборудования отложили доставку судна с 2018 года до конца 2021 года. [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] Сибир уехал на первые морские испытания 16 ноября 2021 года и вернулся в Сен -Петербург в конце месяца. [ 45 ] После вторых морских испытаний Сибир был доставлен в Atomflot 24 декабря 2021 года. [ 46 ] В январе 2022 года судно началось в кара -море в январе 2022 года. [ 47 ]
Церемония задержки киль третьего («Второй сериал») Проект 22220 состоялся 25 июля 2016 года вскоре после того, как частично собранная корпус Сибира был перенесен вниз по скольжению для финальной сборки корпуса. [ 48 ] [ 49 ] Сосуд был запущен 27 мая 2019 года как Урал ( русский : урал ; после гор Ураль ). [ 50 ] Название ранее было отобрано для финального щика Арктики -класса, когда оно было заложено в 1989 году, но во время строительства судно было переименовано в 50 Let Pobedy ( русский : 50 лейт -экбу , Lit.50 лет победы »). [ 51 ] Доставка судна, первоначально запланированное на 2020 год, [ 43 ] был отложен первым на 2021 год [ 52 ] а затем до конца 2022 года. [ 53 ] После завершения морских испытаний с 14 по 31 октября 2022 года, [ 54 ] [ 55 ] [ 56 ] Церемония поднятия флагов состоялась в Урале 22 ноября 2022 года. [ 57 ] На следующий день ледокол уехал в Homeport, Murmansk. [ 58 ]
Стальная резка для четвертого («Третий серийный») Проект 22220 был заложен 2 26 мая 2020 года и запущен 22 ноября 2022 года. [ 59 ] Сосуд будет назван Yukyya ( русский : Якуттия ; после Республики Саха (Якука) ). [ 6 ] [ 60 ]
Церемония задержки киль пятого («Четвертого сериала») 22220 Icebreaker, Чукотка ( русский : чuekootca ; после Чукотки Автономный Округ ), состоялась 16 декабря 2020 года. [ 61 ]
Шестой («Пятый сериал») Проект 22220 Изначально должен был быть назван Камчаткой ( русский : Камхатка ; после полуострова Камчатка ), [ 62 ] Но в ноябре 2023 года было объявлено, что вместо этого они будут названы Ленинграда ( русский : Лейнград ), чтобы ознаменовать осаду Ленинграда . [ 63 ] Церемония задержки с килом судно состоялась 26 января 2024 года. [ 64 ]
Строительство седьмого («шестое серийное») Проект 22220 Icebreaker не начался с января 2024 года. [update]Полем Первоначально судно должно было быть названо сахалин ( русский язык : калину ; после острова Сахалин ), [ 62 ] Но, как и в случае предыдущего сосуда, имя было изменено на Сталинград ( русский : Сталинград ), чтобы отметить битву при Сталинграде . [ 63 ] [ 65 ]
Дизайн
[ редактировать ]Общие характеристики
[ редактировать ]Проект 22220 ICREADERS составляет 173,3 метра (569 футов) длиной в целом и 160,0 метров (525 футов) в Design Waterline . В то время как максимальный луч составляет 34 метра (112 футов), при конструктивной ватерлинии ширина корпуса уменьшается до 33 метров (108 футов) из -за наклонных сторон. Чтобы иметь возможность эффективно работать как в устьях мелкой Арктической реки, так и вдоль северного морского маршрута, проект ледоколов проекта 22220 может варьироваться, принимая и сбрасывая балластную воду . Первоначально спроектирован с оперативным диапазоном от 8,5 до 10,5 метров (от 27 футов от 11 до 34 футов 5 дюймов), [ 1 ] Официальный минимальный операционный проект с тех пор увеличился первым до 8,55 метра (28 футов 1 дюймов) [ 66 ] а позже до 8,65 метра (28 футов 5 дюймов). [ 6 ] Однако из -за избыточного веса минимальный достижимый черновик на самом деле составляет около 9 метров (29 футов 6 дюймов). [ 5 ] При первоначальном минимальном проекте 8,5 метров (28 футов), ледоколы имеют смещение 25 540 тонн (25 140 тонн), в то время как перемещение полной нагрузки в проекте составляет 33 530 тонн (33 000 тонн). [ 1 ] [ 2 ] С точки зрения размера, ледоколы проекта 22220 составляют 13,7 метра (45 футов) длиннее и 4 метра (13 футов) шире, чем 50 Let Pobedy , ранее крупнейший в мире ледокол и при полной нагрузке имеют примерно одну треть большее смещение.
ICE Class of Project 22220 Ice Breakers, Icebreaker9 , является самым высоким, назначенным Российским морским реестром доставки (RMRS) и позволяет работать на ICE толщиной до 4 метров (13 футов) в течение зимнего и весеннего периода. [ 67 ]
Сила, движение и производительность
[ редактировать ]Как и предыдущие российские ядерные ледоколы со времен Ленина 1959 года , ледоколах проекта 22220 [ 68 ] Оценить ядерную и-электрическую трансмиссию, в которой ядерные реакторы производят пар для турбогенераторов , которые, в свою очередь, генерируют электрическую мощность для двигательных двигателей, управляющих пропеллерами корабля.
Встроенная атомная электростанция состоит из двух RITM-200 реакторов воды с тепловой мощностью 175 МВт каждая. Реакторы, разработанные OKBM Afrikantov , используют до 20% обогащенного урана-235 и при работе с коэффициентом мощности 0,65 требуют заправки каждые семь лет в течение 40-летнего запланированного срока службы. Внешние размеры завода с двумя реакторами, расположенным на млении, составляют 6 на 13,2 на 15,5 метра (20 на 43 на 51 фут), и он весит 1100 тонн (1100 тонн; 1200 коротких тонн). [ 69 ] Два основных турбогенератора, продуцируемых Кирова-Энергомашем, каждый генерирует 36 мегаватт электрической энергии при 3000 об / мин. [ 70 ] [ 71 ]
Система двигателя Project 22220 Icebreakers следует за классическим рисунком полярного ледокола с тремя линиями вала и одним рулем. 6,2-метровые (20 футов) четырехлетные пропеллеры с фиксированным шагом, каждый из которых управляется электродвигателем 20-мегаватта (27 000 л.с.), [ 72 ] изготовлены из нержавеющей стали и весят около 60 тонн (59 тонн; 66 коротких тонн) за штуку. [ 73 ] При общей мощности движущей силой 60 мегаватт (80 000 л.с.), ледоколы проекта 56 -мегаватт (75 000 л.с.) 22220 заменяют ямаль и 50 пуль -Победи -два оставшихся в эксплуатации ледоколах Арктики -в качестве самых мощных в мире ледоколов. [ 7 ] [ 74 ]
Проект 22220 ледоколы разработаны для того, чтобы быть способным разрывать лед толщиной 2,8 метра (9 футов) с непрерывной скоростью 1,5–2 узлов (2,8–3,7 км/ч; 1,7–2,3 миль в час) при полной мощности при работе в глубокой воде. Дизайн черновик. [ 2 ] В открытой воде ледоколы могут достичь скорости 22 узлов (41 км/ч; 25 миль в час). [ 1 ]
Корабли в классе
[ редактировать ]Имя | IMO номер | Заложено | Запущен | Введено в эксплуатацию | Статус |
---|---|---|---|---|---|
Арктика | 9694725 | 5 ноября 2013 года [ 26 ] | 16 июня 2016 года [ 27 ] | 21 октября 2020 года [ 38 ] | В эксплуатации |
Sibir | 9774422 | 26 мая 2015 года [ 39 ] | 22 сентября 2017 года [ 40 ] | 24 декабря 2021 года [ 46 ] | В эксплуатации |
Ураль | 9658642 | 25 июля 2016 года [ 48 ] | 25 мая 2019 года [ 50 ] | 22 ноября 2022 года [ 57 ] | В эксплуатации |
Yakutiya | 9911202 | 26 мая 2020 года [ 6 ] | 22 ноября 2022 года [ 75 ] | Декабрь 2024 г. (запланировано) [ 42 ] [ 76 ] | В разработке |
Чукотка | 9924106 | 16 декабря 2020 года [ 61 ] | Декабрь 2026 г. (запланировано) [ 42 ] [ 61 ] | В разработке | |
Ленинград | 1022952 | 26 января 2024 года [ 64 ] | Декабрь 2028 г. (запланировано) [ 22 ] | В разработке | |
Сталинград | 1022964 | Октябрь 2025 г. (запланировано) [ 77 ] | Декабрь 2030 года (запланировано) [ 22 ] | Заказано |
Смотрите также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Обозначение серии типового размера "LK-60YA" ( русский : LC-60 ячейн ) происходит из русского языкового слова «ледокол» ( русский : Ledokol , Romanized : Ledokol ), силу движения (60 мегаватт) и первая буква Российское слово для «ядерного» ( русский : Ядерно , романизированный : yadernoye ).
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый "Универсальный атомный ледокол проекта 22220" (in Russian). Rosatomflot. Archived from the original on 26 May 2019 . Retrieved 26 April 2020 .
- ^ Jump up to: а беременный в «Многофункциональный проект ядерного ледокола 22220» . United Shipbuilding Corporation. Архивировано с оригинала 29 июня 2019 года . Получено 26 апреля 2020 года .
- ^ "Как ледокол "Арктика" готовился к ходовым испытаниям" (in Russian). Sudostroenie.info. 15 December 2019. Archived from the original on 16 December 2019 . Retrieved 16 December 2019 .
- ^ "Ледокол "Арктика" готов на 60%" (in Russian). Ruselprom. Archived from the original on 12 April 2021 . Retrieved 26 April 2020 .
- ^ Jump up to: а беременный "Испытание Дудинкой. «Сибирь» поборола лишний вес" (in Russian). Fontanka.ru. 2 February 2022. Archived from the original on 2 February 2022 . Retrieved 2 February 2022 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый «Baltiysky Zavod выкладывает ледокол 60 МВт в проекте 22220» . Портнус. 26 мая 2020 года. Архивировано из оригинала 23 мая 2023 года . Получено 26 мая 2020 года .
- ^ Jump up to: а беременный «Крупнейший в мире ядерный ледокол начинает морские испытания» . Наблюдатель Баренца . 12 декабря 2019 года. Архивировано с оригинала 20 января 2023 года . Получено 26 апреля 2020 года .
- ^ Jump up to: а беременный в Tsoy, LG; Стоянов, ИА; Mikhailichenko, VV; Livshits, SG (1995), «Перспективные типы арктических ледоколов и их основные характеристики» (PDF) , Материалы 13 -й Международной конференции по порту и океанической инженерии в арктических условиях, 1995 (POAC'95) , Vol. 1, стр. 13–26, архивировано (PDF) из оригинала 30 июля 2021 года , получен 21 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а беременный Tsoy, LG (1994), «Технико -технико -экономическое обоснование ядерного ледокола в классе Arktika класса Arktika», Труды Пятой Международной конференции по судам и морским структурам в холодных регионах, 1994 (ICETECH'95) , стр. P1 - P8
- ^ Проблемы для европейского общества на рассвете 2000 года: стратегии устойчивого развития северных штатов Европы , Совет Европы, 1998, с. 94, ISBN 9789287137289
- ^ Borduchenko, Y.L. (26 June 2013). "Развитие отечественного ледокольного флота" (in Russian). PRoAtom.ru. Archived from the original on 21 January 2022 . Retrieved 5 July 2020 .
- ^ Borduchenko, Y.L. (10 April 2012). "Современное состояние и перспективы развития атомного ледокольного флота России" (in Russian). PRoAtom.ru. Archived from the original on 12 August 2022 . Retrieved 5 July 2020 .
- ^ "Федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" " (in Russian). Russian Government. 5 December 2011. Archived from the original on 12 August 2021 . Retrieved 5 July 2020 .
- ^ Tsoy, L.G. (2012), "Не разучились ли наши судостроители проектировать ледоколы?", Морской флот (in Russian) (5)
- ^ «Самое большое ледоколонное строительство сейчас в настоящее время» . Моторизм. 26 января 2014 года. Архивировано с оригинала 12 августа 2021 года . Получено 24 декабря 2019 года .
- ^ «Baltic Shipyard для строительства нового крупного ядерного ледокола (проект 22220 LC-60YA)» . Признание военно -морского флота. 7 августа 2012 года. Архивировано с оригинала 19 ноября 2022 года . Получено 24 декабря 2019 года .
- ^ «Балтийское здание здания ядерного ледокола» . VEUS EV 24 сентября 2014 года. Архивировано с оригинала 12 августа 2021 года . Получено 25 декабря 2019 года .
- ^ «Baltiysky Shipyard для построения трех новых ледоколов к 2020 году» . Барантский наблюдатель. 8 мая 2014 года. Архивировано с оригинала 31 марта 2023 года . Получено 24 декабря 2019 года .
- ^ «Atomflot чернила сжимаются на еще два ядерных ледоколах» . Портнус. 5 сентября 2019 года. Архивировано с оригинала 19 ноября 2022 года . Получено 28 декабря 2019 года .
- ^ «Российский атомный флажок приказывает 4-й и 5-й проект 22220 ядерных ледоколов» . Военно -морские новости. 11 августа 2019 года. Архивировано с оригинала 30 января 2023 года . Получено 24 декабря 2019 года .
- ^ "Правительство выделило средства на постройку двух атомных ледоколов и судна техобслуживания" (in Russian). Sudostroenie.info. 3 January 2023. Archived from the original on 4 January 2023 . Retrieved 4 January 2023 .
- ^ Jump up to: а беременный в "Росатомфлот заключил контракт на строительство пятого и шестого серийных универсальных атомных ледоколов" . Rosatomflot (in Russian). 3 February 2023. Archived from the original on 3 February 2023 . Retrieved 3 February 2023 .
- ^ «RUT 127,57 млрд. Федеральных бюджетных распределений, утвержденных для строительства ледокола в классе лидера» . Портнус . 17 января 2020 года. Архивировано с оригинала 14 октября 2022 года . Получено 14 октября 2022 года .
- ^ «Москва снижает амбиции в программе« Ядерный ледокол », в конце концов, не будет строить парк новых сверхмощных судов» . Наблюдатель Баренца. 1 марта 2023 года. Архивировано с оригинала 4 марта 2023 года . Получено 5 марта 2023 года .
- ^ Jump up to: а беременный «Baltic Shipyard владеет сталью для LK-60 Icebreaker Project 22220» . Портнус. 1 ноября 2012 года. Архивировано с оригинала 24 декабря 2019 года . Получено 25 декабря 2019 года .
- ^ Jump up to: а беременный «Baltiysky Zavod укладывает многоцелевого ледокола Arktika» . Портнус. 5 ноября 2013 года. Архивировано с оригинала 2 октября 2022 года . Получено 25 декабря 2019 года .
- ^ Jump up to: а беременный «Baltiysky Zavod запускает Arktika, свинцовый ядерный ледокол Project 22220 (фото)» . Портнус. 16 июня 2016 года. Архивировано с оригинала 6 октября 2022 года . Получено 25 декабря 2019 года .
- ^ «Крупнейший в мире ядерный ледокол начинает морские испытания» . Москва времена . 13 декабря 2019 года. Архивировано с оригинала 27 марта 2023 года . Получено 28 декабря 2019 года .
- ^ " "Балтийский завод – Судостроение" срывает сроки сдачи атомных ледоколов для "Росатома" " (in Russian). DP.ru. 28 February 2017. Archived from the original on 31 May 2023 . Retrieved 25 December 2019 .
- ^ «Беспокойные воды для российской программы ядерного ледокола» . Наблюдатель Баренца. 1 марта 2017 года. Архивировано с оригинала 5 апреля 2023 года . Получено 25 декабря 2019 года .
- ^ «Крупнейший ледокол России начинает морские испытания» . Морской руководитель. 14 декабря 2019 года. Архивировано с оригинала 2 апреля 2023 года . Получено 25 декабря 2019 года .
- ^ "Атомный ледокол "Арктика" вышел на ходовые испытания" (in Russian). United Shipbuilding Corporation. 12 December 2019. Archived from the original on 26 September 2022 . Retrieved 19 December 2019 .
- ^ "Головной универсальный атомный ледокол "Арктика" вышел на заключительный этап ходовых испытаний" (in Russian). Мурманский вестник. 23 June 2020. Archived from the original on 22 October 2021 . Retrieved 23 June 2020 .
- ^ "Атомный ледокол "Арктика" вернулся на Балтийский завод" (in Russian). Sudostroenie.info. 13 July 2020. Archived from the original on 5 October 2022 . Retrieved 13 July 2020 .
- ^ «Вторая стадия ведущих универсальных ядерных ледоколов Арктика -морских испытаний завершена» . Розатом. 17 сентября 2020 года. Архивировано с оригинала 15 июня 2021 года . Получено 17 сентября 2020 года .
- ^ "Атомный ледокол "Арктика" достиг Северного полюса" (in Russian). Sudostroenie.info. 3 October 2020. Archived from the original on 30 September 2022 . Retrieved 4 October 2020 .
- ^ «Новый супер -ледокол России достигает Северного полюса во время ледяных испытаний» . Высокие северные новости. 5 октября 2020 года. Архивировано с оригинала 28 мая 2023 года . Получено 7 октября 2020 года .
- ^ Jump up to: а беременный "На ледоколе "Арктика" поднят российский флаг" (in Russian). Sudostroenie.info. 21 October 2020. Archived from the original on 5 April 2023 . Retrieved 21 October 2020 .
- ^ Jump up to: а беременный «Церемония укладки Киля на ядерном ледоколе проходит на балтийской верфи» . Портнус. 27 мая 2015 года. Архивировано с оригинала 4 апреля 2023 года . Получено 25 декабря 2019 года .
- ^ Jump up to: а беременный «Baltiysky Zavod запускает Sibir, первый серийный ядерный ледокол Project 22220 (фото)» . Портнус. 22 сентября 2017 года. Архивировано с оригинала 12 августа 2022 года . Получено 25 декабря 2019 года .
- ^ «Россия пропускает трех ядерных ледоколов» . Барантский наблюдатель. 26 января 2012 года. Архивировано с оригинала 18 августа 2022 года . Получено 28 декабря 2019 года .
- ^ Jump up to: а беременный в "В "Атомфлоте" рассказали об ожидаемых сроках сдачи ледоколов проекта 22220" (in Russian). Sudostroenie.info. 20 October 2021. Archived from the original on 20 October 2021 . Retrieved 21 October 2021 .
- ^ Jump up to: а беременный «Atomflot объявляет о тендере для строительства двух последовательных ядерных ледоколов» . Портнус. 5 ноября 2013 года. Архивировано с оригинала 12 августа 2022 года . Получено 25 декабря 2019 года .
- ^ "Ледокол ЛК-60 «Сибирь» должен начать работу в 2022 году - Росатом" (in Russian). PortNews. 2 September 2021. Archived from the original on 2 September 2021 . Retrieved 2 September 2021 .
- ^ "Первый серийный атомный ледокол проекта 22220 «Сибирь» вернулся в Санкт-Петербург с ходовых испытаний в акватории Финского залива" (in Russian). Атомная энергия 2.0. 30 November 2021. Archived from the original on 1 December 2021 . Retrieved 1 December 2021 .
- ^ Jump up to: а беременный «Shipyard Baltiysky Zavod доставляет Sibir, первый серийный ледокол Project 22220, Atomflot» . Портнус. 24 декабря 2021 года. Архивировано с оригинала 24 декабря 2021 года . Получено 24 декабря 2021 года .
- ^ "Атомный ледокол проекта 22220 «Сибирь» в первой декаде января 2022 года выйдет в Карское море - Вячеслав Рукша" (in Russian). PortNews. 2 December 2021. Archived from the original on 2 December 2021 . Retrieved 2 December 2021 .
- ^ Jump up to: а беременный «Второй серийный ледокол проекта 22220, Урал, заложен в Балтийском Заводе (фото)» . Портнус. 25 июля 2016 года. Архивировано с оригинала 27 сентября 2023 года . Получено 25 декабря 2019 года .
- ^ «Корпус Сибири, первый серийный ледокол проекта 22220, перешел на новую должность на верфи Baltiysky Zavod» . Портнус. 28 июня 2016 года. Архивировано с оригинала 12 августа 2022 года . Получено 25 декабря 2019 года .
- ^ Jump up to: а беременный «Ядерный ледокол Урал, проект 22220, запущен на верфи Baltiysky Zavod в Сен-Петербурге (видео)» . Портнус. 27 мая 2019 года. Архивировано с оригинала 29 сентября 2023 года . Получено 25 декабря 2019 года .
- ^ Savelyev, Igor. «Ядерный гигант выходит на северный морской маршрут» . Морской рынок. Архивировано из оригинала 26 ноября 2020 года . Получено 20 мая 2019 года .
- ^ "В Петербурге спустили на воду новый атомный ледокол "Урал" " (in Russian). РИА Новости. 25 May 2019. Archived from the original on 25 May 2019 . Retrieved 26 May 2019 .
- ^ «Atomflot для проведения испытаний и церемонии поднятия флагов на ледоколах Урала из проекта 22220 в ноябре 2022 года» . Портнус. 29 июня 2022 года. Архивировано с оригинала 14 октября 2022 года . Получено 14 октября 2022 года .
- ^ «Baltiysky Zavod начинает морские испытания ядерного ледокола Урала из проекта 22220» . Портнус. 14 октября 2022 года. Архивировано с оригинала 14 октября 2022 года . Получено 14 октября 2022 года .
- ^ "Атомный ледокол "Урал" вернулся на Балтийский завод" (in Russian). Sudostroenie.info. 1 November 2022. Archived from the original on 1 November 2022 . Retrieved 1 November 2022 .
- ^ "Названа дата спуска на воду четвертого атомного ледокола типа "Арктика" " (in Russian). Flotprom. 8 November 2022. Archived from the original on 8 November 2022 . Retrieved 8 November 2022 .
- ^ Jump up to: а беременный "На ледоколе "Урал" прошла церемония поднятия флага" (in Russian). Sudostroenie.info. 22 November 2022. Archived from the original on 22 November 2022 . Retrieved 22 November 2022 .
- ^ «Ядерный ледокол урал покидает Сен-Петербург для его домашнего порта Murmansk» . Портнус. 23 ноября 2022 года. Архивировано с оригинала 23 ноября 2022 года . Получено 23 ноября 2022 года .
- ^ "Балтийский завод спустил на воду атомный ледокол "Якутия" " (in Russian). Sudostroenie.info. 22 November 2022. Archived from the original on 22 November 2022 . Retrieved 22 November 2022 .
- ^ « Да (9911202)» . Морская палочка . S & P Global . Получено 7 мая
- ^ Jump up to: а беременный в "Балтзавод заложил атомоход проекта 22220 «Чукотка»" (in Russian). PortNews. 16 December 2020. Archived from the original on 19 November 2022 . Retrieved 16 December 2020 .
- ^ Jump up to: а беременный "Новые атомные ледоколы проекта 22220 получили имена" (in Russian). Sudostroenie.info. 30 March 2023. Archived from the original on 30 March 2023 . Retrieved 30 March 2023 .
- ^ Jump up to: а беременный «В холодном возвращении к прошлому Путин называет нового ледокола » . Наблюдатель Баренца . 20 ноября 2023 года. Архивировано с оригинала 27 ноября 2023 года . Получено 27 ноября 2023 года .
- ^ Jump up to: а беременный «Путин дает добычу новому ядерному ледоколам» . Москва времена. 26 января 2024 года. Архивировано с оригинала 27 января 2024 года . Получено 27 января 2024 года .
- ^ "Новый российский атомный ледокол назвали "Сталинград" " . Rossiyskaya Gazeta (in Russian). 17 November 2023. Archived from the original on 27 November 2023 . Retrieved 27 November 2023 .
- ^ "Ледокол проекта 22220 может получить расширенный корпус" (in Russian). Sudostroenie.info. 25 March 2020. Archived from the original on 12 August 2022 . Retrieved 23 June 2020 .
- ^ «Правила классификации и строительства морских кораблей, часть I: классификация» . Русский морской реестр доставки. 2019. Архивировано с оригинала 12 августа 2022 года . Получено 9 июня 2019 года .
- ^ «Ленинград Ленинград сыграет ключевую роль в северном морском маршруте» . Аравийский пост. Архивировано из оригинала 5 февраля 2024 года . Получено 6 февраля 2024 года .
- ^ «Обслуживание индустрии строительства ядерных машин с 1945 года» (PDF) . JSC "Afrikantov Okbm". Архивировано из оригинала (PDF) 27 января 2020 года . Получено 26 апреля 2020 года .
- ^ «Кировский Завод изготовит завод парового турбина для крупнейшего в мире ядерного ледокола» . Кировский Завод. 27 августа 2013 года. Архивировано с оригинала 27 октября 2020 года . Получено 26 апреля 2020 года .
- ^ "Турбогенератор РУСЭЛПРОМА установили на атомный ледокол" (in Russian). Ruselprom. Archived from the original on 30 November 2022 . Retrieved 26 April 2020 .
- ^ "Электродвигатели "Русэлпрома" погружены на ледокол "Сибирь" " (in Russian). Ruselprom. Archived from the original on 7 February 2023 . Retrieved 26 April 2020 .
- ^ " "Звездочка" изготовила лопасти гребных винтов для головного атомного ледокола" (in Russian). TASS. 20 April 2016. Archived from the original on 19 November 2022 . Retrieved 26 April 2020 .
- ^ "Атомные ледоколы" (in Russian). Rosatomflot. Archived from the original on 29 May 2023 . Retrieved 26 April 2020 .
- ^ «Запуск Якутии, третьего серийного ядерного ледокола в проекте 22220, отложено до 22 ноября» . Портнус. 15 ноября 2022 года. Архивировано с оригинала 15 ноября 2022 года . Получено 15 ноября 2022 года .
- ^ "Балтийский завод планирует заложить новый серийный ледокол проекта 22220 в мае" (in Russian). TASS. 30 April 2020. Archived from the original on 4 April 2023 . Retrieved 1 May 2020 .
- ^ "Названы сроки закладки еще двух атомных ледоколов типа "Арктика" " . flotprom.ru (in Russian). 27 March 2023. Archived from the original on 27 March 2023 . Retrieved 27 March 2023 .