Ледокол проекта 22220
![]() «Арктика» в сухом доке в Кронштадте , 2021 год.
|
|
Обзор класса | |
---|---|
Строители | Балтийский завод |
Операторы | ФГУП «Атомфлот» |
Предшественник | |
Преемник | Проект 10510 |
Построен | 2013 – настоящее время |
В эксплуатации | 2020 – настоящее время |
Планируется | 7 |
Здание | 3 |
Активный | 3 |
Общие характеристики [ 1 ] [ 2 ] | |
Тип | Ледокол |
Смещение |
|
Длина |
|
Луч |
|
Высота | 51,25 м (168 футов) [ 3 ] |
Черновик | |
Глубина | 15,2 м (50 футов) |
Ледовый класс | РМРС Ледокол9 |
Установленная мощность |
|
Движение |
|
Скорость |
|
Выносливость |
|
Экипаж | 75 |
Авиационные объекты | Вертолетная площадка и ангар |
Проект 22220 , также известный под российским обозначением типоразмерной серии ЛК-60Я . [ примечание 1 ] — серия российских атомных ледоколов . Головной корабль этого класса, «Арктика» , был сдан в 2020 году и превзошел предыдущую советской постройки серию атомных ледоколов как самый большой и мощный ледокол в мире. [ 7 ]
По состоянию на январь 2024 г. [update]три ледокола проекта 22220 ( «Арктика» , «Сибирь» и «Урал» ) находятся в строю, четвёртый ( «Якутия» ) спущен на воду , пятый и шестой ( «Чукотка» и « Ленинград» ) заложены на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге , седьмой ( «Сталинград ») находится на стадии строительства. заказ.
Разработка
[ редактировать ]ЛК-60Я
[ редактировать ]После Второй мировой войны Советский Союз запустил амбициозную программу развития морского транспорта с намерением превратить покрытый льдом Северный морской путь в судоходный маршрут, который затем можно было бы использовать для добычи природных ресурсов из Арктики. Это включало замену устаревших паровых ледоколов на более мощные дизель-электрические суда и завершилось строительством первого атомного ледокола в конце 1950-х годов. Второй этап, начавшийся в начале 1970-х годов и продолжавшийся до распада Советского Союза , позволил еще больше расширить советский ледокольный флот дополнительными атомными и дизельными ледоколами, что обеспечило бесперебойную круглогодичную работу в западной части Северного моря. Маршрут, а также продлен навигационный сезон в восточном секторе. [ 8 ]
В 1980-е годы в результате исследований Центрального морского научно-исследовательского и проектного института (ЦНИИМФ) и ЦКБ «Айсберг» были созданы «типоразмерные серии ледоколов» от 7-мегаваттных вспомогательных ледоколов (ЛК-7) до 110-мегаваттных атомных ледоколов. -моторные «ледоколы-лидеры» (ЛК-110Я). Один из предложенных новых классов ледоколов, ЛК-60Я, был разработан как прямая замена атомных ледоколов предыдущего поколения «Арктика» класса , которые вступили в строй в конце 1970-х годов и получили широкое распространение в российской Арктике. [ 8 ] Новые 60-мегаваттные ледоколы не только будут работать в качестве тяжелых линейных ледоколов на всем протяжении Северного морского пути от Мурманска до Берингова пролива , но и заменят мелкосидящие атомные ледоколы «Таймыр» и «Вайгач» на Дудинке. - Мурманский маршрут, включающий ледокольные работы в Енисей реки устье . Последняя операция стала возможной благодаря новой функции двойной осадки, возможности дебалластировки судна при подходе к мелководным прибрежным участкам. Другие технические характеристики атомных ледоколов следующего поколения были взяты из обширного российского опыта эксплуатации арктического судоходства. Например, было установлено, что для обеспечения надежной круглогодичной навигации в западной части Северного морского пути ЛК-60Я должен быть способен ломать лед толщиной не менее 2,8 метра (9 футов), что является улучшением по сравнению с Ледокольная способность старой «Арктики » составляет 2,3 метра (8 футов). Кроме того, сопровождение российских арктических грузовых судов, таких как тогдашние распространенные Для безопасного и эффективного использования типа SA-15 в тяжелых ледовых условиях потребуется ледокол шириной от 32 до 33 метров (от 105 до 108 футов) и водоизмещением от 34 000 до 36 000 тонн (от 33 000 до 35 000 длинных тонн). [ 8 ] [ 9 ]
Хотя объемы перевозок по Северному морскому пути резко сократились в начале 1990-х годов из-за замедления темпов роста российской экономики, [ 10 ] Тем не менее амбициозная программа обновления флота была запущена в рамках президентской программы «Возрождение торгового флота России» (1993–2000) . В итоге ни один из запланированных ледоколов не был построен, а последующая федеральная программа «Модернизация транспортной системы России» (2002–2010 гг.) предусматривала финансирование строительства только двух новых дизель-электрических ледоколов в дополнение к достройке недостроенной «Арктики». ледокола класса « 50 лет Победы» и начало эскизной разработки атомных ледоколов нового поколения. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]
Проект 22220
[ редактировать ]Хотя эскизный проект был разработан еще в конце 1980-х годов, [ 9 ] [ 14 ] Окончательный технический проект ЛК-60Я выполнен в 2009 году ЦКБ «Айсберг» по проекту 22220. [ 15 ]
Строительство головного корабля было поручено петербургскому , в августе 2012 года , Балтийскому заводу , входящему в состав государственной Объединенной судостроительной корпорации стоимость контракта составила 36,959 миллиарда рублей (около 1,16 миллиарда долларов США). [ 16 ] Последующий контракт на поставку еще двух судов на сумму 84,4 млрд рублей (около 2,4 млрд долларов США) был подписан в мае 2014 года. [ 17 ] [ 18 ] и второй контракт на сумму более 100 миллиардов рублей (около 1,5 миллиарда долларов США) еще на два в августе 2019 года. [ 19 ] [ 20 ] В январе 2023 года правительство России выделило 58,9 млрд рублей (около 820 млн долларов США) на финансирование 50% строительства двух дополнительных ледоколов проекта 22220. [ 21 ] Контракт на строительство судна был подписан 2 февраля. [ 22 ]
строительством ледоколов проекта более крупных и мощных атомных ледоколов, известных как « В » 10510 22220 основное внимание должно было быть перенесено на . разработку еще связи со Лидер проект введен в эксплуатацию в 2027 году. [ 23 ] Однако в начале 2023 года дополнительные корабли проекта 10510, похоже, были отменены в пользу двух дополнительных кораблей проекта 22220. [ 24 ]
Строительство
[ редактировать ]
Строительство первого ледокола проекта 22220 началось с церемонии резки стали 1 ноября 2012 года. [ 25 ] а киль головного корабля этого класса был заложен на стапеле 5 ноября 2013 года. [ 26 ] На церемонии открытия 16 июня 2016 г. [ 27 ] ледокол получил название «Арктика» ( русский : Арктика , букв. « Арктика ») в честь первого надводного корабля, достигшего Северного полюса и находившегося в эксплуатации в 1975–2008 годах. [ 28 ] Первоначально планировалось, что поставка будет осуществлена к декабрю 2017 года. [ 25 ] строительство головного ледокола проекта 22220 отстало от графика из-за проблем с поставкой отечественных комплектующих. [ 29 ] [ 30 ] «Арктика» начала первый этап ходовых испытаний в Финском заливе на дизеле 12 декабря 2019 года и через два дня вернулась в Санкт-Петербург. [ 31 ] [ 32 ] Очередные ходовые испытания, в ходе которых судно впервые будет испытано под ядерной энергетикой, начались 23 июня. [ 33 ] и завершился 13 июля. [ 34 ] Вскоре после завершения финальных ходовых испытаний в середине сентября, [ 35 ] «Арктика» отправилась из Санкт-Петербурга в Мурманск через Северный полюс, куда ледокол прибыл 3 октября. [ 36 ] [ 37 ] Церемония поднятия флага в честь вступления судна в строй прошла в Мурманске 21 октября 2020 года. [ 38 ]
Киль второго ледокола проекта 22220 (называемого в России «первым серийным кораблем» этого класса) был заложен 26 мая 2015 года. [ 39 ] Ледокол был спущен на воду под названием «Сибирь» ( русский язык : Сибирь , букв. « Сибирь ») 22 сентября 2017 года. [ 40 ] Ранее это название использовалось на втором ледоколе класса «Арктика» , находившемся в эксплуатации в 1977–1992 годах. [ 41 ] Как и в случае с головным кораблем, проблемы с поставкой оборудования перенесли сдачу судна с 2018 года на конец 2021 года. [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] «Сибирь» вышла на первые ходовые испытания 16 ноября 2021 года и вернулась в Санкт-Петербург в конце месяца. [ 45 ] После вторых ходовых испытаний «Сибирь» была передана «Атомфлоту» 24 декабря 2021 года. [ 46 ] Судно приступило к ледокольным работам в Карском море в январе 2022 года. [ 47 ]
Церемония закладки третьего («второго серийного») ледокола проекта 22220 состоялась 25 июля 2016 года вскоре после того, как частично собранный корпус « Сибири» был спущен на стапели для окончательной сборки корпуса. [ 48 ] [ 49 ] Судно было спущено на воду 27 мая 2019 года под названием в Уральских ( честь «Урал» гор ) . [ 50 ] было выбрано для последнего ледокола класса «Арктика» при его закладке в 1989 году, но во время строительства судно было переименовано Победы лет « 50 » в Ранее название . [ 51 ] Сдача судна, первоначально запланированная на 2020 год, [ 43 ] был перенесен сначала на 2021 год [ 52 ] а затем до конца 2022 года. [ 53 ] После завершения ходовых испытаний с 14 по 31 октября 2022 г. [ 54 ] [ 55 ] [ 56 ] Церемония поднятия флага прошла на Урале 22 ноября 2022 года. [ 57 ] На следующий день ледокол отправился в порт приписки Мурманск. [ 58 ]
Резка стали для четвертого («третьего серийного») ледокола проекта 22220 была заложена 26 мая 2020 года и спущена на воду 22 ноября 2022 года. [ 59 ] Судно получит название « ( Республики » Якутия по имени Саха (Якутия) ). [ 6 ] [ 60 ]
церемония закладки пятого («четвертого серийного») ледокола » Чукотка . проекта « 16 декабря 2020 22220 года состоялась [ 61 ]
Шестой («пятый серийный») ледокол проекта 22220 Камчатка » « первоначально был называться должен . [ 62 ] но в ноябре 2023 года было объявлено, что вместо этого они будут называться Ленинград ( русский язык : Ленинград ) в честь блокады Ленинграда . [ 63 ] Церемония закладки судна состоялась 26 января 2024 года. [ 64 ]
Строительство седьмого («шестого серийного») ледокола проекта 22220 по состоянию на январь 2024 года не началось. [update]. Первоначально судно должно было называться «Сахалин ( » острова ) по названию Сахалин . [ 62 ] но, как и в случае с предыдущим судном, название было изменено на Сталинград ( русский язык : Сталинград ) в честь Сталинградской битвы . [ 63 ] [ 65 ]
Дизайн
[ редактировать ]Общие характеристики
[ редактировать ]173,3 метра (569 футов) Ледоколы проекта 22220 имеют общую длину 160,0 метра (525 футов) и длину по проектной ватерлинии . Хотя максимальная ширина составляет 34 метра (112 футов), по проектной ватерлинии ширина корпуса уменьшается до 33 метров (108 футов) из-за наклонных бортов. Для эффективной работы как в мелководных устьях арктических рек, так и на Северном морском пути осадка ледоколов проекта 22220 может варьироваться за счет приема и сброса балластных вод . Первоначально спроектированный с рабочим диапазоном осадки от 8,5 до 10,5 метров (от 27 футов 11 дюймов до 34 футов 5 дюймов), [ 1 ] официальная минимальная эксплуатационная осадка с тех пор сначала увеличилась до 8,55 метра (28 футов 1 дюйм). [ 66 ] а позже до 8,65 метра (28 футов 5 дюймов). [ 6 ] Однако из-за лишнего веса минимально достижимая осадка на самом деле составляет около 9 метров (29 футов 6 дюймов). [ 5 ] При первоначальной минимальной осадке 8,5 метров (28 футов) ледоколы имеют водоизмещение 25 540 тонн (25 140 длинных тонн), а полное водоизмещение при проектной осадке составляет 33 530 тонн (33 000 длинных тонн). [ 1 ] [ 2 ] По размерам ледоколы проекта 22220 на 13,7 метра (45 футов) длиннее и на 4 метра (13 футов) шире, чем ледокол «50 лет Победы» , ранее являвшийся крупнейшим в мире ледоколом, а при полной загрузке имеют примерно на треть большее водоизмещение.
Ледовый класс ледоколов проекта 22220 «Ледокол9 » является высшим, присвоенным Российским морским регистром судоходства (РМРС), и позволяет работать во льдах толщиной до 4 метров (13 футов) в зимне-весенний период навигации. [ 67 ]
Мощность, тяга и производительность
[ редактировать ]Как и предыдущие российские атомные ледоколы, начиная с построенного в 1959 году «Ленин» проекта 22220. , ледоколы [ 68 ] имеет ядерно-турбо-электрическую трансмиссию, в которой ядерные реакторы производят пар для турбогенераторов , которые, в свою очередь, вырабатывают электроэнергию для маршевых двигателей, приводящих в движение гребные винты корабля.
Бортовая атомная энергетическая установка состоит из двух РИТМ-200 водо-водяных реакторов тепловой мощностью по 175 МВт каждый. Реакторы, разработанные ОКБМ Африкантова , используют с обогащением до 20% уран-235 и при работе с коэффициентом мощности 0,65 требуют перегрузки топлива каждые семь лет в течение 40-летнего планового срока службы. Внешние размеры двухреакторной установки, расположенной на миделе корабля, составляют 6 на 13,2 на 15,5 метров (20 на 43 на 51 фут) и весят 1100 тонн (1100 длинных тонн; 1200 коротких тонн). [ 69 ] Два главных турбогенератора производства Киров-Энергомаша каждый вырабатывают по 36 мегаватт электроэнергии при 3000 об/мин. [ 70 ] [ 71 ]
Двигательная установка ледоколов проекта 22220 выполнена по классической схеме полярных ледоколов с тремя валопроводами и одним рулем направления. Четырехлопастные гребные винты фиксированного шага длиной 6,2 метра (20 футов), каждый из которых приводится в движение электродвигателем мощностью 20 мегаватт (27 000 л.с.), [ 72 ] изготовлены из нержавеющей стали и весят около 60 тонн (59 длинных тонн; 66 коротких тонн) каждая. [ 73 ] Ледоколы проекта 22220 с суммарной мощностью 60 мегаватт (80 000 л.с.) заменяют 56-мегаваттные (75 000 л.с.) «Ямал» и «50 лет Победы» — два оставшихся в эксплуатации ледокола класса «Арктика» — как самые мощные ледоколы в мире. [ 7 ] [ 74 ]
Ледоколы проекта 22220 спроектированы так, чтобы быть способными ломать ровный лед толщиной 2,8 метра (9 футов) с непрерывной скоростью 1,5–2 узла (2,8–3,7 км/ч; 1,7–2,3 мили в час) на полной мощности при работе на глубокой воде при проектный проект. [ 2 ] На открытой воде ледоколы могут развивать скорость 22 узла (41 км/ч; 25 миль в час). [ 1 ]
Корабли в классе
[ редактировать ]Имя | номер ИМО | Заложен | Запущен | Введен в эксплуатацию | Статус |
---|---|---|---|---|---|
Арктика | 9694725 | 5 ноября 2013 г. [ 26 ] | 16 июня 2016 г. [ 27 ] | 21 октября 2020 г. [ 38 ] | В эксплуатации |
Sibir | 9774422 | 26 мая 2015 г. [ 39 ] | 22 сентября 2017 г. [ 40 ] | 24 декабря 2021 г. [ 46 ] | В эксплуатации |
Урал | 9658642 | 25 июля 2016 г. [ 48 ] | 25 мая 2019 г. [ 50 ] | 22 ноября 2022 г. [ 57 ] | В эксплуатации |
Yakutiya | 9911202 | 26 мая 2020 г. [ 6 ] | 22 ноября 2022 г. [ 75 ] | Декабрь 2024 г. (планируется) [ 42 ] [ 76 ] | В разработке |
Чукотка | 9924106 | 16 декабря 2020 г. [ 61 ] | Декабрь 2026 г. (планируется) [ 42 ] [ 61 ] | В разработке | |
Ленинград | 1022952 | 26 января 2024 г. [ 64 ] | Декабрь 2028 г. (планируется) [ 22 ] | В разработке | |
Сталинград | 1022964 | Октябрь 2025 г. (планируется) [ 77 ] | Декабрь 2030 г. (планируется) [ 22 ] | Заказал |
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Обозначение типоразмерной серии «ЛК-60Я» ( русский : ЛК-60Я ) происходит от русского слова «ледокол» ( русский : ледокол , латинизированное : ледокол ), двигательной мощности (60 мегаватт) и первой буквы русское слово «ядерное» ( русское : ядерное , латинизированное : ядерное ).
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Jump up to: а б с д "Универсальный атомный ледокол проекта 22220" (in Russian). Rosatomflot. Archived from the original on 26 May 2019 . Retrieved 26 April 2020 .
- ^ Jump up to: а б с «Многоцелевой атомный ледокол проекта 22220» . Объединенная судостроительная корпорация. Архивировано из оригинала 29 июня 2019 года . Проверено 26 апреля 2020 г. .
- ^ "Как ледокол "Арктика" готовился к ходовым испытаниям" (in Russian). Sudostroenie.info. 15 December 2019. Archived from the original on 16 December 2019 . Retrieved 16 December 2019 .
- ^ "Ледокол "Арктика" готов на 60%" (in Russian). Ruselprom. Archived from the original on 12 April 2021 . Retrieved 26 April 2020 .
- ^ Jump up to: а б "Испытание Дудинкой. «Сибирь» поборола лишний вес" (in Russian). Fontanka.ru. 2 February 2022. Archived from the original on 2 February 2022 . Retrieved 2 February 2022 .
- ^ Jump up to: а б с д «Балтийский завод заложил ледокол проекта 22220 мощностью 60 МВт» . ПортНьюс. 26 мая 2020 г. Архивировано из оригинала 23 мая 2023 г. . Проверено 26 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Крупнейший в мире атомный ледокол приступает к ходовым испытаниям» . Barents Observer . 12 декабря 2019 года. Архивировано из оригинала 20 января 2023 года . Проверено 26 апреля 2020 г. .
- ^ Jump up to: а б с Цой, Л.Г.; Стоянов И.А.; Михайличенко В.В.; Лившиц, С.Г. (1995), «Перспективные типы арктических ледоколов и их основные характеристики» (PDF) , Материалы 13-й Международной конференции по портовой и океанской инженерии в арктических условиях, 1995 (POAC'95) , том. 1, стр. 13–26, заархивировано (PDF) из оригинала 30 июля 2021 г. , получено 21 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Цой, Л.Г. (1994), «Технико-экономическое обоснование атомного ледокола нового поколения класса «Арктика», Материалы Пятой Международной конференции по кораблям и морским конструкциям в холодных регионах, 1994 (ICETECH'95) , стр. P1 – P8.
- ^ Вызовы для европейского общества на заре 2000 года: стратегии устойчивого развития в государствах Северной Европы , Совет Европы, 1998, с. 94, ISBN 9789287137289
- ^ Borduchenko, Y.L. (26 June 2013). "Развитие отечественного ледокольного флота" (in Russian). PRoAtom.ru. Archived from the original on 21 January 2022 . Retrieved 5 July 2020 .
- ^ Borduchenko, Y.L. (10 April 2012). "Современное состояние и перспективы развития атомного ледокольного флота России" (in Russian). PRoAtom.ru. Archived from the original on 12 August 2022 . Retrieved 5 July 2020 .
- ^ "Федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" " (in Russian). Russian Government. 5 December 2011. Archived from the original on 12 August 2021 . Retrieved 5 July 2020 .
- ^ Tsoy, L.G. (2012), "Не разучились ли наши судостроители проектировать ледоколы?", Морской флот (in Russian) (5)
- ^ «Сейчас идет строительство крупнейшего ледокола» . Теплоход. 26 января 2014 г. Архивировано из оригинала 12 августа 2021 г. . Проверено 24 декабря 2019 г.
- ^ «Балтийский завод построит новый большой атомный ледокол (проект 22220 ЛК-60Я)» . Признание ВМФ. 7 августа 2012 г. Архивировано из оригинала 19 ноября 2022 г. . Проверено 24 декабря 2019 г.
- ^ «Балтийский завод строит атомный ледокол» . VEUS eV 24 сентября 2014 г. Архивировано из оригинала 12 августа 2021 г. Проверено 25 декабря 2019 г.
- ^ «Балтийский завод к 2020 году построит три новых ледокола» . Баренц обозреватель. 8 мая 2014 г. Архивировано из оригинала 31 марта 2023 г. . Проверено 24 декабря 2019 г.
- ^ «Атомфлот» подписал контракт на поставку еще двух атомных ледоколов . ПортНьюс. 5 сентября 2019 г. Архивировано из оригинала 19 ноября 2022 г. Проверено 28 декабря 2019 г.
- ^ «Российский «АТОМФЛОТ» заказал 4-й и 5-й атомные ледоколы проекта 22220» . Военно-морские новости. 11 августа 2019 года. Архивировано из оригинала 30 января 2023 года . Проверено 24 декабря 2019 г.
- ^ "Правительство выделило средства на постройку двух атомных ледоколов и судна техобслуживания" (in Russian). Sudostroenie.info. 3 January 2023. Archived from the original on 4 January 2023 . Retrieved 4 January 2023 .
- ^ Jump up to: а б с "Росатомфлот заключил контракт на строительство пятого и шестого серийных универсальных атомных ледоколов" . Rosatomflot (in Russian). 3 February 2023. Archived from the original on 3 February 2023 . Retrieved 3 February 2023 .
- ^ "На строительство ледокола класса "Лидер" утверждено ассигнование из федерального бюджета в размере 127,57 млрд руб." . ПортНьюс . 17 января 2020 года. Архивировано из оригинала 14 октября 2022 года . Проверено 14 октября 2022 г.
- ^ "Москва снижает амбиции в программе атомных ледоколов, ведь не будет строить флот новых сверхмощных судов" . Barents Observer. 1 марта 2023 года. Архивировано из оригинала 4 марта 2023 года . Проверено 5 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б "Балтийский завод проводит резку стали для ледокола ЛК-60 проекта 22220" . ПортНьюс. 1 ноября 2012 г. Архивировано из оригинала 24 декабря 2019 г. Проверено 25 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Балтийский завод закладывает многоцелевой ледокол «Арктика» . ПортНьюс. 5 ноября 2013 г. Архивировано из оригинала 2 октября 2022 г. . Проверено 25 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б "Балтийский завод спустил на воду головной атомный ледокол проекта 22220 "Арктика" (фото)" . ПортНьюс. 16 июня 2016 г. Архивировано из оригинала 6 октября 2022 г. . Проверено 25 декабря 2019 г.
- ^ «Крупнейший в мире атомный ледокол приступает к ходовым испытаниям» . Московская Таймс . 13 декабря 2019 года. Архивировано из оригинала 27 марта 2023 года . Проверено 28 декабря 2019 г.
- ^ " "Балтийский завод – Судостроение" срывает сроки сдачи атомных ледоколов для "Росатома" " (in Russian). DP.ru. 28 February 2017. Archived from the original on 31 May 2023 . Retrieved 25 December 2019 .
- ^ «Тревожная вода для российской программы атомного ледокола» . Barents Observer. 1 марта 2017 года. Архивировано из оригинала 5 апреля 2023 года . Проверено 25 декабря 2019 г.
- ^ «Крупнейший ледокол России приступил к ходовым испытаниям» . Морской исполнительный орган. 14 декабря 2019 года. Архивировано из оригинала 2 апреля 2023 года . Проверено 25 декабря 2019 г.
- ^ "Атомный ледокол "Арктика" вышел на ходовые испытания" (in Russian). United Shipbuilding Corporation. 12 December 2019. Archived from the original on 26 September 2022 . Retrieved 19 December 2019 .
- ^ "Головной универсальный атомный ледокол "Арктика" вышел на заключительный этап ходовых испытаний" (in Russian). Мурманский вестник. 23 June 2020. Archived from the original on 22 October 2021 . Retrieved 23 June 2020 .
- ^ "Атомный ледокол "Арктика" вернулся на Балтийский завод" (in Russian). Sudostroenie.info. 13 July 2020. Archived from the original on 5 October 2022 . Retrieved 13 July 2020 .
- ^ «Завершен второй этап ходовых испытаний головного универсального атомного ледокола «Арктика» . Росатом. 17 сентября 2020 года. Архивировано из оригинала 15 июня 2021 года . Проверено 17 сентября 2020 г.
- ^ "Атомный ледокол "Арктика" достиг Северного полюса" (in Russian). Sudostroenie.info. 3 October 2020. Archived from the original on 30 September 2022 . Retrieved 4 October 2020 .
- ^ «Новый российский суперледокол достиг Северного полюса во время ледовых испытаний» . Новости Крайнего Севера. 5 октября 2020 года. Архивировано из оригинала 28 мая 2023 года . Проверено 7 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б "На ледоколе "Арктика" поднят российский флаг" (in Russian). Sudostroenie.info. 21 October 2020. Archived from the original on 5 April 2023 . Retrieved 21 October 2020 .
- ^ Jump up to: а б «На Балтийском заводе прошла церемония закладки киля атомного ледокола» . ПортНьюс. 27 мая 2015 г. Архивировано из оригинала 4 апреля 2023 г. . Проверено 25 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б "Балтийский завод спустил на воду первый серийный атомный ледокол проекта 22220 "Сибирь" (фото)" . ПортНьюс. 22 сентября 2017 г. Архивировано из оригинала 12 августа 2022 г. . Проверено 25 декабря 2019 г.
- ^ «Россия утилизирует три атомных ледокола» . Баренц обозреватель. 26 января 2012 г. Архивировано из оригинала 18 августа 2022 г. . Проверено 28 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с "В "Атомфлоте" рассказали об ожидаемых сроках сдачи ледоколов проекта 22220" (in Russian). Sudostroenie.info. 20 October 2021. Archived from the original on 20 October 2021 . Retrieved 21 October 2021 .
- ^ Jump up to: а б «Атомфлот объявляет тендер на строительство двух серийных атомных ледоколов» . ПортНьюс. 5 ноября 2013 г. Архивировано из оригинала 12 августа 2022 г. Проверено 25 декабря 2019 г.
- ^ "Ледокол ЛК-60 «Сибирь» должен начать работу в 2022 году - Росатом" (in Russian). PortNews. 2 September 2021. Archived from the original on 2 September 2021 . Retrieved 2 September 2021 .
- ^ "Первый серийный атомный ледокол проекта 22220 «Сибирь» вернулся в Санкт-Петербург с ходовых испытаний в акватории Финского залива" (in Russian). Атомная энергия 2.0. 30 November 2021. Archived from the original on 1 December 2021 . Retrieved 1 December 2021 .
- ^ Jump up to: а б «Балтийский завод передал «Атомфлоту» первый серийный ледокол проекта 22220 «Сибирь» . ПортНьюс. 24 декабря 2021 года. Архивировано из оригинала 24 декабря 2021 года . Проверено 24 декабря 2021 г.
- ^ "Атомный ледокол проекта 22220 «Сибирь» в первой декаде января 2022 года выйдет в Карское море - Вячеслав Рукша" (in Russian). PortNews. 2 December 2021. Archived from the original on 2 December 2021 . Retrieved 2 December 2021 .
- ^ Jump up to: а б «Второй серийный ледокол проекта 22220 «Урал» заложен на Балтийском заводе (фото)» . ПортНьюс. 25 июля 2016 г. Архивировано из оригинала 27 сентября 2023 г. . Проверено 25 декабря 2019 г.
- ^ "Корпус первого серийного ледокола проекта 22220 "Сибирь" перебазирован на новую позицию на Балтийском заводе" . ПортНьюс. 28 июня 2016 г. Архивировано из оригинала 12 августа 2022 г. . Проверено 25 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б "Атомный ледокол "Урал" проекта 22220 спущен на воду на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге (видео)" . ПортНьюс. 27 мая 2019 г. Архивировано из оригинала 29 сентября 2023 г. . Проверено 25 декабря 2019 г.
- ^ Савельев Игорь. «Атомный гигант выходит на Северный морской путь» . Морской рынок. Архивировано из оригинала 26 ноября 2020 года . Проверено 20 мая 2019 г.
- ^ "В Петербурге спустили на воду новый атомный ледокол "Урал" " (in Russian). РИА Новости. 25 May 2019. Archived from the original on 25 May 2019 . Retrieved 26 May 2019 .
- ^ «Атомфлот» проведет испытания и церемонию поднятия флага на ледоколе «Урал» проекта 22220 в ноябре 2022 года . ПортНьюс. 29 июня 2022 года. Архивировано из оригинала 14 октября 2022 года . Проверено 14 октября 2022 г.
- ^ «Балтийский завод приступил к ходовым испытаниям атомного ледокола «Урал» проекта 22220» . ПортНьюс. 14 октября 2022 года. Архивировано из оригинала 14 октября 2022 года . Проверено 14 октября 2022 г.
- ^ "Атомный ледокол "Урал" вернулся на Балтийский завод" (in Russian). Sudostroenie.info. 1 November 2022. Archived from the original on 1 November 2022 . Retrieved 1 November 2022 .
- ^ "Названа дата спуска на воду четвертого атомного ледокола типа "Арктика" " (in Russian). Flotprom. 8 November 2022. Archived from the original on 8 November 2022 . Retrieved 8 November 2022 .
- ^ Jump up to: а б "На ледоколе "Урал" прошла церемония поднятия флага" (in Russian). Sudostroenie.info. 22 November 2022. Archived from the original on 22 November 2022 . Retrieved 22 November 2022 .
- ^ «Атомный ледокол «Урал» вышел из Санкт-Петербурга в порт приписки Мурманск» . ПортНьюс. 23 ноября 2022 года. Архивировано из оригинала 23 ноября 2022 года . Проверено 23 ноября 2022 г.
- ^ "Балтийский завод спустил на воду атомный ледокол "Якутия" " (in Russian). Sudostroenie.info. 22 November 2022. Archived from the original on 22 November 2022 . Retrieved 22 November 2022 .
- ^ « Якутия (9911202)» . Морская паутина . S&P Global . Проверено 7 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с "Балтзавод заложил атомоход проекта 22220 «Чукотка»" (in Russian). PortNews. 16 December 2020. Archived from the original on 19 November 2022 . Retrieved 16 December 2020 .
- ^ Jump up to: а б "Новые атомные ледоколы проекта 22220 получили имена" (in Russian). Sudostroenie.info. 30 March 2023. Archived from the original on 30 March 2023 . Retrieved 30 March 2023 .
- ^ Jump up to: а б «В холодном возвращении в прошлое Путин называет новый ледокол «Сталинград» » . Barents Observer . 20 ноября 2023 года. Архивировано из оригинала 27 ноября 2023 года . Проверено 27 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Путин дал добро новому атомному ледоколу» . Московская Таймс. 26 января 2024 года. Архивировано из оригинала 27 января 2024 года . Проверено 27 января 2024 г.
- ^ "Новый российский атомный ледокол назвали "Сталинград" " . Rossiyskaya Gazeta (in Russian). 17 November 2023. Archived from the original on 27 November 2023 . Retrieved 27 November 2023 .
- ^ "Ледокол проекта 22220 может получить расширенный корпус" (in Russian). Sudostroenie.info. 25 March 2020. Archived from the original on 12 August 2022 . Retrieved 23 June 2020 .
- ^ «Правила классификации и постройки морских судов. Часть I: Классификация» . Российский морской регистр судоходства. 2019. Архивировано из оригинала 12 августа 2022 года . Проверено 9 июня 2019 г.
- ^ «Ледокол «Ленинград» сыграет ключевую роль на Северном морском пути» . Арабская почта. Архивировано из оригинала 5 февраля 2024 года . Проверено 6 февраля 2024 г.
- ^ «На службе атомного машиностроения с 1945 года» (PDF) . АО «ОКБМ Африкантов». Архивировано из оригинала (PDF) 27 января 2020 года . Проверено 26 апреля 2020 г. .
- ^ «Кировский завод изготовит паротурбинную установку для крупнейшего в мире атомного ледокола» . Кировский завод. 27 августа 2013 г. Архивировано из оригинала 27 октября 2020 г. . Проверено 26 апреля 2020 г. .
- ^ "Турбогенератор РУСЭЛПРОМА установили на атомный ледокол" (in Russian). Ruselprom. Archived from the original on 30 November 2022 . Retrieved 26 April 2020 .
- ^ "Электродвигатели "Русэлпрома" погружены на ледокол "Сибирь" " (in Russian). Ruselprom. Archived from the original on 7 February 2023 . Retrieved 26 April 2020 .
- ^ " "Звездочка" изготовила лопасти гребных винтов для головного атомного ледокола" (in Russian). TASS. 20 April 2016. Archived from the original on 19 November 2022 . Retrieved 26 April 2020 .
- ^ "Атомные ледоколы" (in Russian). Rosatomflot. Archived from the original on 29 May 2023 . Retrieved 26 April 2020 .
- ^ «Спуск на воду третьего серийного атомного ледокола проекта 22220 «Якутия» перенесен на 22 ноября» . ПортНьюс. 15 ноября 2022 года. Архивировано из оригинала 15 ноября 2022 года . Проверено 15 ноября 2022 г.
- ^ "Балтийский завод планирует заложить новый серийный ледокол проекта 22220 в мае" (in Russian). TASS. 30 April 2020. Archived from the original on 4 April 2023 . Retrieved 1 May 2020 .
- ^ "Названы сроки закладки еще двух атомных ледоколов типа "Арктика" " . flotprom.ru (in Russian). 27 March 2023. Archived from the original on 27 March 2023 . Retrieved 27 March 2023 .