Jump to content

Ледокол проекта 10510

Масштабная модель, представленная Росатомом
Обзор класса
Строители Zvezda shipyard [ 7 ]
Операторы ФГУП «Атомфлот» (планируется)
Предшественник Проект 22220
Расходы руб. 125,57 млрд [ 1 ] [ примечание 1 ]
Построен 2020– [ 4 ]
В эксплуатации
  • 2027 г. (первоначальный план) [ 2 ]
  • 2030 г. (текущая оценка) [ 3 ]
Планируется 1 [ 5 ] [ 6 ]
Здание 1 [ 4 ]
Общие характеристики [ 8 ]
Тип Ледокол
Смещение 69 700 тонн (68 600 длинных тонн) [ 9 ]
Длина 209 м (686 футов)
Луч 47,7 м (156 футов)
Черновик 13 м (43 фута)
Глубина 20,3 м (67 футов)
Установленная мощность
Движение
  • Ядерно-турбоэлектрический
  • Четыре вала (4   ×   30   МВт) [ 9 ]
Скорость 24 узла (44 км/ч; 28 миль в час)
Выносливость 8 месяцев
Экипаж 127

Проект 10510 , также известный под российскими обозначениями типоразмерных серий ЛК-110Я и ЛК-120Я. [ примечание 2 ] или название проекта Лидер ( русский : Лидер , латинизированный : Лидер ), [ 9 ] — планируемая серия российских атомных ледоколов . Спроектированный в 2010-х годах и построенный в 2020-х годах, он заменит ледоколы проекта 22220 как самые большие и мощные ледоколы в мире.

По состоянию на 2024 год Головное судно серии находится в стадии строительства и, как ожидается, будет введено в эксплуатацию к 2030 году, через три года после первоначально запланированной поставки в 2027 году. [ 3 ] Первоначально планировалось построить еще два однотипных корабля к 2033 году. [ 5 ] но в феврале 2023 года сообщалось, что до 2035 года будет построено только одно судно проекта 10510. [ 6 ]

Предыстория и развитие

[ редактировать ]

В конце 1980-х годов Центральный морской научно-исследовательский и проектный институт (ЦНИИМФ) и Центральное конструкторское бюро «Айсберг» разработали ряд «типоразмерных серий ледоколов» для долгосрочной программы обновления флота, начатой ​​вскоре после распада Советского Союза . Помимо небольших дизель-электрических ледоколов, предлагаемые ледокольные суда включали в себя два различных проекта атомных ледоколов: ледокол с двойной осадкой мощностью 60 мегаватт и ледокол-лидер мощностью 110 мегаватт. Основной задачей последнего будет обеспечение надежного круглогодичного судоходства в российской Арктике, включая транзитные грузы по Северному морскому пути , а также транспортировку сырья и природных ресурсов, добываемых на континентальном шельфе . Поскольку традиционные конвои под руководством ледоколов считались предпочтительнее, чем самостоятельно действующие суда, основные характеристики, такие как ширина 40–42 метров (131–138 футов) и способность ломать лед толщиной до 3,5 метров (11 футов), были указаны с учетом с учетом проводки крупнотоннажных судов. [ 10 ]

В конце 2000-х годов рост судоходства в российской Арктике и перспектива превращения Северного морского пути в круглогодичный короткий путь между Западной Европой и Азией потребовали разработки более мощных ледоколов. Ледокол мощностью 110 мегаватт, ныне именуемый просто «Лидер» (или «Лидер» от латинизированного русского слова Лидер ), [ 9 ] рассматривался как ключ к тому, чтобы большие контейнеровозы могли пройти через северный проход всего за десять дней. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]

В сентябре 2011 года тогдашний премьер-министр Владимир Путин упомянул о строительстве 110-мегаваттных атомных ледоколов «здесь, на северо-западных верфях России» в своем выступлении на межрегиональной конференции « Единой России» в Череповце . [ 14 ] Вскоре после этого Крыловский государственный научный центр приступил к разработке концепции судна совместно с ЦКБ «Айсберг». [ 15 ] В результате появился атомный ледокол проекта 10510, предназначенный для проводки грузовых судов и танкеров шириной 50 метров (160 футов) и дедвейтом 100 000   тонн круглогодично по всему Северному морскому пути. При мощности силовой установки 120 мегаватт ледокол будет способен поддерживать среднюю скорость сопровождения 10–11 узлов (19–20 км / ч; 12–13 миль в час) во льду толщиной 2 метра (6,6 футов). [ 16 ] [ 17 ]

В то время как петербургский Балтийский завод , строитель предшествующего «Арктика» класса и ледоколов проекта 22220 , заявил о себе как единственный российский завод, обладающий необходимой компетенцией для строительства атомных ледоколов. [ 18 ] недавно построенный судостроительный комплекс «Звезда» в городе Большой Камень Серьезным претендентом также считался на Дальнем Востоке России. Однако предложения о строительстве судна на судостроительном заводе «Залив» в Керчи в аннексированном Россией Крыму были по большей части отклонены. [ 19 ] [ 20 ] В сентябре 2018 года «Звезда» была официально выбрана единственным строителем ледоколов проекта 10510. [ 7 ] В феврале 2019 года генеральный директор "Звезды" Сергей Целуйко подтвердил в интервью ТАСС , что на верфи планируется построить три ледокола проекта 10510. [ 21 ] [ 22 ]

15 января 2020 года, незадолго до отставки, тогдашний премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение правительства о выделении 125,57 млрд рублей. [ примечание 1 ] федеральных денег на финансирование строительства первого ледокола проекта 10510 для Росатома с 2020 года и ввода его в эксплуатацию к 2027 году. [ 1 ] [ 2 ] Ранее финансирование строительства ледокола было исключено из госпрограммы развития Арктики на 2017–2025 годы, поскольку финансирование было сокращено с 209,7 млрд до 50,9 млрд руб. [ 23 ]

23 апреля 2020 года «Атомфлот» и «Звезда» подписали судостроительный контракт на строительство первого ледокола проекта 10510. [ 24 ] [ 9 ]

В феврале 2023 года сообщалось, что актуализация арктической стратегии России предусматривает строительство только одного судна проекта 10510 до 2035 года. Вместо этого акцент сместится на два дополнительных ледокола проекта 22220. [ 6 ]

Строительство

[ редактировать ]

Резка стали для первого ледокола проекта 10510 началась на «Звезде» 6 июля 2020 года. Судно будет называться «Россия» — так ранее назывался третий «Арктика» ледокол класса , находившийся в эксплуатации в 1985–2013 годах. [ 4 ] Он был заложен 5 июля 2021 года. [ 25 ]

В марте 2023 года "Коммерсантъ" сообщил, что строительство России корпуса " " продвинулось всего на 5   % вместо запланированных 15   %, а крупные стальные отливки, такие как рули направления и кронштейны гребного вала, первоначально были заказаны у украинской компании "Энергомашспецсталь" , производственные мощности которой в Краматорске были повреждены во время российского вторжения на Украину , [ 26 ] пришлось перезаключить контракт с отечественным поставщиком, который не сможет поставить их на верфь раньше августа 2025 года. В результате различных задержек и сложностей ожидается, что стоимость первого ледокола проекта 10510 вырастет на 40–60%, а сроки поставки судна выйдет за пределы установленного срока в декабре 2027 года. [ 27 ] В мае 2024 года первый вице-премьер России Денис Мантуров подтвердил, что поставка перенесена на 2030 год. [ 3 ]

Общие характеристики

[ редактировать ]

Ледоколы проекта 10510 имеют длину 209 метров (686 футов) и ширину 47,7 метра (156 футов). Они всасывают 13 метров (43 фута) воды и имеют водоизмещение около 69 700 тонн (68 600 длинных тонн). [ 8 ] [ 9 ]

В 2015 году студенты Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии совместно с ЦКБ «Айсберг» разработали футуристическое видение того, как может выглядеть атомный ледокол нового поколения. [ 28 ] Хотя иногда ошибочно полагают, что эти элегантные дизайны, напоминающие яхты, отражают реальный дизайн ледокола проекта 10510, [ 29 ] [ 30 ] Фактический дизайн отличается от более угловатых предыдущих атомных ледоколов.

Мощность и тяга

[ редактировать ]

Ледоколы оснащены двумя РИТМ-400 ядерными реакторами тепловой мощностью 315 мегаватт каждый. Четыре вала с электроприводом общей мощностью 120 мегаватт (161 000 л.с.) позволяют судну разбивать лед толщиной до 4 метров (13 футов). [ 8 ]

Корабли в классе

[ редактировать ]
Имя Номер двора номер ИМО Заложен Запущен Введен в эксплуатацию Статус
Rossiya 056 9911238 5 июля 2021 г. [ 25 ] 2027 г. (первоначальный план) [ 2 ]
2030 г. (текущая оценка) [ 3 ]
В разработке [ 4 ]
9945930 Отменено или отложено до 2035 года. [ 6 ]
9945942 Отменено или отложено до 2035 года. [ 6 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Около 2 миллиардов долларов США или 1,85 миллиарда евро.
  2. ^ Обозначение типоразмерной серии «ЛК-110Я» ( ЛК - 110Я ) и «ЛК-120Я» ( слово русское ЛК-120Я ) происходит от русского слова «ледокол» ( : ледокол , латинизированное : ледокол ) . , мощность двигательной установки (110 или 120 мегаватт) и первая буква русского слова «атомный» ( Русское : ядерное , латинизированное : ядерное ).
  1. ^ Jump up to: а б "Постановление Правительства Российской Федерации от 15.01.2020 № 11 "Об осуществлении бюджетных инвестиций в строительство головного атомного ледокола проекта 10510 "Лидер" " (in Russian). Government of Russia. 15 January 2020 . Retrieved 18 January 2020 .
  2. ^ Jump up to: а б с "На строительство ледокола класса "Лидер" утверждено ассигнование из федерального бюджета в размере 127,57 млрд руб." . ПортНьюс. 17 января 2020 г. Проверено 18 января 2020 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д "Срок выпуска атомного ледокола «Россия» сдвинули на 2030 год" [The release date of the nuclear-powered icebreaker Rossiya has been pushed back to 2030]. Kommersant (in Russian). 20 May 2024 . Retrieved 20 May 2024 .
  4. ^ Jump up to: а б с д "Началось строительство головного ледокола "Лидер" " (in Russian). Sudostroenie.info. 6 July 2020 . Retrieved 6 July 2020 .
  5. ^ Jump up to: а б "Три ледокола "Лидер" введут в эксплуатацию до 2033 года" . Zvezda . 23 December 2019 . Retrieved 18 January 2020 .
  6. ^ Jump up to: а б с д и "Москва снижает амбиции в программе атомных ледоколов, ведь не будет строить флот новых сверхмощных судов" . Barents Observer. 1 марта 2023 г. Проверено 5 марта 2023 г.
  7. ^ Jump up to: а б "Судостроительный завод "Звезда" выбран единственным строителем флагманских атомных ледоколов проекта 10510" . Признание ВМФ. 18 сентября 2018 года . Проверено 18 января 2020 г.
  8. ^ Jump up to: а б с "ПРоссийский атомный ледокол "Лидер" " . naukatehnika.com . 18 January 2020 . Retrieved 18 January 2020 .
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж г «Лидер проекта: «Атомфлот» и судостроительная компания «Звезда» подписали контракт на строительство атомного ледокола» . Росатом. 23 апреля 2020 г. Проверено 26 апреля 2020 г. .
  10. ^ Цой, Л.Г.; Стоянов И.А.; Михайличенко В.В.; Лившиц, С.Г. (1995), «Перспективные типы арктических ледоколов и их основные характеристики» (PDF) , Материалы 13-й Международной конференции по портовой и океанской инженерии в арктических условиях, 1995 (POAC'95) , том. 1, стр. 13–26, заархивировано из оригинала (PDF) 30 июля 2021 г. , получено 18 января 2020 г.
  11. ^ "Атомные ледоколы по проектам "айсберга" " (in Russian). Avtonews. 3 October 2008 . Retrieved 18 January 2020 . [ мертвая ссылка ]
  12. ^ "Ледокома" . Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» (in Russian). ООО «Диалан». 14 May 2009 . Retrieved 18 January 2020 .
  13. ^ "Экспериментальный высоко коширотный транзитный рейс 1978 г." (PDF) . Атомная стратегия (in Russian). ЗАО «ОВИЗО». 7 August 2010 . Retrieved 18 January 2020 .
  14. ^ "Премьер-министр Владимир Путин принял участие в межрегиональной конференции партии "Единая Россия" "Стратегия социально-экономического развития регионов Северо-Запада России до 2020 года. Программа на 2011-2012 годы" в Череповце" . Правительство России. 5 сентября 2011 года . Проверено 18 января 2020 г.
  15. ^ "ЦНИИ им. Крылова начал работу по созданию ледокола "Лидер" мощностью 110 Мвт" (in Russian). PortNews. 13 September 2011 . Retrieved 18 January 2020 .
  16. ^ «Атомфлот заинтересован в скорейшем строительстве нового ледокола класса «Лидер» мощностью 120 МВт (графика)» . ПортНьюс. 27 ноября 2015 года . Проверено 18 января 2020 г.
  17. ^ "Российское конструкторское бюро "Айсберг" разрабатывает несколько атомных ледоколов - ТАСС" . Признание ВМФ. 11 декабря 2015 года . Проверено 18 января 2020 г.
  18. ^ «Балтийский завод претендует на звание единственной верфи, способной построить ледокол класса «Лидер»» . ПортНьюс. 9 декабря 2015 года . Проверено 18 января 2020 г.
  19. ^ "В Керчи собираются построить ледокол нового поколения" (in Russian). КрымPRESS. 26 April 2017 . Retrieved 18 January 2020 .
  20. ^ «О строительстве ледокола типа «Лидер» проекта 10510» . ПортНьюс. 14 марта 2018 года . Проверено 18 января 2020 г.
  21. ^ "Гендиректор "Звезды": начнем строить новый атомный ледокол "Лидер" в 2020 году" . TASS . 18 February 2019 . Retrieved 18 January 2020 .
  22. ^ «Россия к 2024-2025 годам построит три атомных ледокола проекта 10510-лидер» . Признание ВМФ. 6 сентября 2017 года . Проверено 18 января 2020 г.
  23. ^ "Госпрограмму по развитию Арктики предложили сократить вчетверо" (in Russian). RBC. 11 March 2017 . Retrieved 18 January 2020 .
  24. ^ «Контракт на строительство крупнейшего в мире ледокола подписан в режиме видеовстречи Мурманск-Владивосток» . Barents Observer. 23 апреля 2020 г. Проверено 24 апреля 2020 г.
  25. ^ Jump up to: а б На Дальнем Востоке заложили головной атомный ледокол "Лидер" // РИА Новости, 05.07.2021
  26. ^ «ЭМСС восстановится и вернется к полноценной работе» . Энергомашспецсталь . 18 января 2023 г. Проверено 28 марта 2023 г.
  27. ^ " "Россия" не сдается" (in Russian). Kommersant. 28 March 2023 . Retrieved 28 March 2023 .
  28. ^ "Курсовые проекты "мухинцев": ледоколы от Павла Томашевского и Руслана Штепина" (in Russian). cardesign.ru. 29 July 2015 . Retrieved 18 January 2020 .
  29. ^ «Ледокол-монстр для заполярного судоходства» . Barents Observer. 31 декабря 2015 года . Проверено 18 января 2020 г.
  30. ^ «Россия объявляет о планах создания ледоколов космической эры» . Морской исполнительный орган. 1 марта 2018 года . Проверено 18 января 2020 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5de3e24867b0abfae50039655c2bf3ac__1716209340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5d/ac/5de3e24867b0abfae50039655c2bf3ac.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Project 10510 icebreaker - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)