Ледокол проекта 10510
![]() Масштабная модель, представленная Росатомом
|
|
Обзор класса | |
---|---|
Строители | Zvezda shipyard [ 7 ] |
Операторы | ФГУП «Атомфлот» (планируется) |
Предшественник | Проект 22220 |
Расходы | руб. 125,57 млрд [ 1 ] [ примечание 1 ] |
Построен | 2020– [ 4 ] |
В эксплуатации | |
Планируется | 1 [ 5 ] [ 6 ] |
Здание | 1 [ 4 ] |
Общие характеристики [ 8 ] | |
Тип | Ледокол |
Смещение | 69 700 тонн (68 600 длинных тонн) [ 9 ] |
Длина | 209 м (686 футов) |
Луч | 47,7 м (156 футов) |
Черновик | 13 м (43 фута) |
Глубина | 20,3 м (67 футов) |
Установленная мощность |
|
Движение |
|
Скорость | 24 узла (44 км/ч; 28 миль в час) |
Выносливость | 8 месяцев |
Экипаж | 127 |
Проект 10510 , также известный под российскими обозначениями типоразмерных серий ЛК-110Я и ЛК-120Я. [ примечание 2 ] или название проекта Лидер ( русский : Лидер , латинизированный : Лидер ), [ 9 ] — планируемая серия российских атомных ледоколов . Спроектированный в 2010-х годах и построенный в 2020-х годах, он заменит ледоколы проекта 22220 как самые большие и мощные ледоколы в мире.
По состоянию на 2024 год [update]Головное судно серии находится в стадии строительства и, как ожидается, будет введено в эксплуатацию к 2030 году, через три года после первоначально запланированной поставки в 2027 году. [ 3 ] Первоначально планировалось построить еще два однотипных корабля к 2033 году. [ 5 ] но в феврале 2023 года сообщалось, что до 2035 года будет построено только одно судно проекта 10510. [ 6 ]
Предыстория и развитие
[ редактировать ]В конце 1980-х годов Центральный морской научно-исследовательский и проектный институт (ЦНИИМФ) и Центральное конструкторское бюро «Айсберг» разработали ряд «типоразмерных серий ледоколов» для долгосрочной программы обновления флота, начатой вскоре после распада Советского Союза . Помимо небольших дизель-электрических ледоколов, предлагаемые ледокольные суда включали в себя два различных проекта атомных ледоколов: ледокол с двойной осадкой мощностью 60 мегаватт и ледокол-лидер мощностью 110 мегаватт. Основной задачей последнего будет обеспечение надежного круглогодичного судоходства в российской Арктике, включая транзитные грузы по Северному морскому пути , а также транспортировку сырья и природных ресурсов, добываемых на континентальном шельфе . Поскольку традиционные конвои под руководством ледоколов считались предпочтительнее, чем самостоятельно действующие суда, основные характеристики, такие как ширина 40–42 метров (131–138 футов) и способность ломать лед толщиной до 3,5 метров (11 футов), были указаны с учетом с учетом проводки крупнотоннажных судов. [ 10 ]
В конце 2000-х годов рост судоходства в российской Арктике и перспектива превращения Северного морского пути в круглогодичный короткий путь между Западной Европой и Азией потребовали разработки более мощных ледоколов. Ледокол мощностью 110 мегаватт, ныне именуемый просто «Лидер» (или «Лидер» от латинизированного русского слова Лидер ), [ 9 ] рассматривался как ключ к тому, чтобы большие контейнеровозы могли пройти через северный проход всего за десять дней. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]
В сентябре 2011 года тогдашний премьер-министр Владимир Путин упомянул о строительстве 110-мегаваттных атомных ледоколов «здесь, на северо-западных верфях России» в своем выступлении на межрегиональной конференции « Единой России» в Череповце . [ 14 ] Вскоре после этого Крыловский государственный научный центр приступил к разработке концепции судна совместно с ЦКБ «Айсберг». [ 15 ] В результате появился атомный ледокол проекта 10510, предназначенный для проводки грузовых судов и танкеров шириной 50 метров (160 футов) и дедвейтом 100 000 тонн круглогодично по всему Северному морскому пути. При мощности силовой установки 120 мегаватт ледокол будет способен поддерживать среднюю скорость сопровождения 10–11 узлов (19–20 км / ч; 12–13 миль в час) во льду толщиной 2 метра (6,6 футов). [ 16 ] [ 17 ]
В то время как петербургский Балтийский завод , строитель предшествующего «Арктика» класса и ледоколов проекта 22220 , заявил о себе как единственный российский завод, обладающий необходимой компетенцией для строительства атомных ледоколов. [ 18 ] недавно построенный судостроительный комплекс «Звезда» в городе Большой Камень Серьезным претендентом также считался на Дальнем Востоке России. Однако предложения о строительстве судна на судостроительном заводе «Залив» в Керчи в аннексированном Россией Крыму были по большей части отклонены. [ 19 ] [ 20 ] В сентябре 2018 года «Звезда» была официально выбрана единственным строителем ледоколов проекта 10510. [ 7 ] В феврале 2019 года генеральный директор "Звезды" Сергей Целуйко подтвердил в интервью ТАСС , что на верфи планируется построить три ледокола проекта 10510. [ 21 ] [ 22 ]
15 января 2020 года, незадолго до отставки, тогдашний премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение правительства о выделении 125,57 млрд рублей. [ примечание 1 ] федеральных денег на финансирование строительства первого ледокола проекта 10510 для Росатома с 2020 года и ввода его в эксплуатацию к 2027 году. [ 1 ] [ 2 ] Ранее финансирование строительства ледокола было исключено из госпрограммы развития Арктики на 2017–2025 годы, поскольку финансирование было сокращено с 209,7 млрд до 50,9 млрд руб. [ 23 ]
23 апреля 2020 года «Атомфлот» и «Звезда» подписали судостроительный контракт на строительство первого ледокола проекта 10510. [ 24 ] [ 9 ]
В феврале 2023 года сообщалось, что актуализация арктической стратегии России предусматривает строительство только одного судна проекта 10510 до 2035 года. Вместо этого акцент сместится на два дополнительных ледокола проекта 22220. [ 6 ]
Строительство
[ редактировать ]Резка стали для первого ледокола проекта 10510 началась на «Звезде» 6 июля 2020 года. Судно будет называться «Россия» — так ранее назывался третий «Арктика» ледокол класса , находившийся в эксплуатации в 1985–2013 годах. [ 4 ] Он был заложен 5 июля 2021 года. [ 25 ]
В марте 2023 года "Коммерсантъ" сообщил, что строительство России корпуса " " продвинулось всего на 5 % вместо запланированных 15 %, а крупные стальные отливки, такие как рули направления и кронштейны гребного вала, первоначально были заказаны у украинской компании "Энергомашспецсталь" , производственные мощности которой в Краматорске были повреждены во время российского вторжения на Украину , [ 26 ] пришлось перезаключить контракт с отечественным поставщиком, который не сможет поставить их на верфь раньше августа 2025 года. В результате различных задержек и сложностей ожидается, что стоимость первого ледокола проекта 10510 вырастет на 40–60%, а сроки поставки судна выйдет за пределы установленного срока в декабре 2027 года. [ 27 ] В мае 2024 года первый вице-премьер России Денис Мантуров подтвердил, что поставка перенесена на 2030 год. [ 3 ]
Дизайн
[ редактировать ]Общие характеристики
[ редактировать ]Ледоколы проекта 10510 имеют длину 209 метров (686 футов) и ширину 47,7 метра (156 футов). Они всасывают 13 метров (43 фута) воды и имеют водоизмещение около 69 700 тонн (68 600 длинных тонн). [ 8 ] [ 9 ]
В 2015 году студенты Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии совместно с ЦКБ «Айсберг» разработали футуристическое видение того, как может выглядеть атомный ледокол нового поколения. [ 28 ] Хотя иногда ошибочно полагают, что эти элегантные дизайны, напоминающие яхты, отражают реальный дизайн ледокола проекта 10510, [ 29 ] [ 30 ] Фактический дизайн отличается от более угловатых предыдущих атомных ледоколов.
Мощность и тяга
[ редактировать ]Ледоколы оснащены двумя РИТМ-400 ядерными реакторами тепловой мощностью 315 мегаватт каждый. Четыре вала с электроприводом общей мощностью 120 мегаватт (161 000 л.с.) позволяют судну разбивать лед толщиной до 4 метров (13 футов). [ 8 ]
Корабли в классе
[ редактировать ]Имя | Номер двора | номер ИМО | Заложен | Запущен | Введен в эксплуатацию | Статус |
---|---|---|---|---|---|---|
Rossiya | 056 | 9911238 | 5 июля 2021 г. [ 25 ] | 2027 г. (первоначальный план) [ 2 ] 2030 г. (текущая оценка) [ 3 ] |
В разработке [ 4 ] | |
9945930 | Отменено или отложено до 2035 года. [ 6 ] | |||||
9945942 | Отменено или отложено до 2035 года. [ 6 ] |
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Около 2 миллиардов долларов США или 1,85 миллиарда евро.
- ^ Обозначение типоразмерной серии «ЛК-110Я» ( ЛК - 110Я ) и «ЛК-120Я» ( слово русское ЛК-120Я ) происходит от русского слова «ледокол» ( : ледокол , латинизированное : ледокол ) . , мощность двигательной установки (110 или 120 мегаватт) и первая буква русского слова «атомный» ( Русское : ядерное , латинизированное : ядерное ).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б "Постановление Правительства Российской Федерации от 15.01.2020 № 11 "Об осуществлении бюджетных инвестиций в строительство головного атомного ледокола проекта 10510 "Лидер" " (in Russian). Government of Russia. 15 January 2020 . Retrieved 18 January 2020 .
- ^ Jump up to: а б с "На строительство ледокола класса "Лидер" утверждено ассигнование из федерального бюджета в размере 127,57 млрд руб." . ПортНьюс. 17 января 2020 г. Проверено 18 января 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д "Срок выпуска атомного ледокола «Россия» сдвинули на 2030 год" [The release date of the nuclear-powered icebreaker Rossiya has been pushed back to 2030]. Kommersant (in Russian). 20 May 2024 . Retrieved 20 May 2024 .
- ^ Jump up to: а б с д "Началось строительство головного ледокола "Лидер" " (in Russian). Sudostroenie.info. 6 July 2020 . Retrieved 6 July 2020 .
- ^ Jump up to: а б "Три ледокола "Лидер" введут в эксплуатацию до 2033 года" . Zvezda . 23 December 2019 . Retrieved 18 January 2020 .
- ^ Jump up to: а б с д и "Москва снижает амбиции в программе атомных ледоколов, ведь не будет строить флот новых сверхмощных судов" . Barents Observer. 1 марта 2023 г. Проверено 5 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б "Судостроительный завод "Звезда" выбран единственным строителем флагманских атомных ледоколов проекта 10510" . Признание ВМФ. 18 сентября 2018 года . Проверено 18 января 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с "ПРоссийский атомный ледокол "Лидер" " . naukatehnika.com . 18 January 2020 . Retrieved 18 January 2020 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Лидер проекта: «Атомфлот» и судостроительная компания «Звезда» подписали контракт на строительство атомного ледокола» . Росатом. 23 апреля 2020 г. Проверено 26 апреля 2020 г. .
- ^ Цой, Л.Г.; Стоянов И.А.; Михайличенко В.В.; Лившиц, С.Г. (1995), «Перспективные типы арктических ледоколов и их основные характеристики» (PDF) , Материалы 13-й Международной конференции по портовой и океанской инженерии в арктических условиях, 1995 (POAC'95) , том. 1, стр. 13–26, заархивировано из оригинала (PDF) 30 июля 2021 г. , получено 18 января 2020 г.
- ^ "Атомные ледоколы по проектам "айсберга" " (in Russian). Avtonews. 3 October 2008 . Retrieved 18 January 2020 . [ мертвая ссылка ]
- ^ "Ледокома" . Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» (in Russian). ООО «Диалан». 14 May 2009 . Retrieved 18 January 2020 .
- ^ "Экспериментальный высоко коширотный транзитный рейс 1978 г." (PDF) . Атомная стратегия (in Russian). ЗАО «ОВИЗО». 7 August 2010 . Retrieved 18 January 2020 .
- ^ "Премьер-министр Владимир Путин принял участие в межрегиональной конференции партии "Единая Россия" "Стратегия социально-экономического развития регионов Северо-Запада России до 2020 года. Программа на 2011-2012 годы" в Череповце" . Правительство России. 5 сентября 2011 года . Проверено 18 января 2020 г.
- ^ "ЦНИИ им. Крылова начал работу по созданию ледокола "Лидер" мощностью 110 Мвт" (in Russian). PortNews. 13 September 2011 . Retrieved 18 January 2020 .
- ^ «Атомфлот заинтересован в скорейшем строительстве нового ледокола класса «Лидер» мощностью 120 МВт (графика)» . ПортНьюс. 27 ноября 2015 года . Проверено 18 января 2020 г.
- ^ "Российское конструкторское бюро "Айсберг" разрабатывает несколько атомных ледоколов - ТАСС" . Признание ВМФ. 11 декабря 2015 года . Проверено 18 января 2020 г.
- ^ «Балтийский завод претендует на звание единственной верфи, способной построить ледокол класса «Лидер»» . ПортНьюс. 9 декабря 2015 года . Проверено 18 января 2020 г.
- ^ "В Керчи собираются построить ледокол нового поколения" (in Russian). КрымPRESS. 26 April 2017 . Retrieved 18 January 2020 .
- ^ «О строительстве ледокола типа «Лидер» проекта 10510» . ПортНьюс. 14 марта 2018 года . Проверено 18 января 2020 г.
- ^ "Гендиректор "Звезды": начнем строить новый атомный ледокол "Лидер" в 2020 году" . TASS . 18 February 2019 . Retrieved 18 January 2020 .
- ^ «Россия к 2024-2025 годам построит три атомных ледокола проекта 10510-лидер» . Признание ВМФ. 6 сентября 2017 года . Проверено 18 января 2020 г.
- ^ "Госпрограмму по развитию Арктики предложили сократить вчетверо" (in Russian). RBC. 11 March 2017 . Retrieved 18 January 2020 .
- ^ «Контракт на строительство крупнейшего в мире ледокола подписан в режиме видеовстречи Мурманск-Владивосток» . Barents Observer. 23 апреля 2020 г. Проверено 24 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б На Дальнем Востоке заложили головной атомный ледокол "Лидер" // РИА Новости, 05.07.2021
- ^ «ЭМСС восстановится и вернется к полноценной работе» . Энергомашспецсталь . 18 января 2023 г. Проверено 28 марта 2023 г.
- ^ " "Россия" не сдается" (in Russian). Kommersant. 28 March 2023 . Retrieved 28 March 2023 .
- ^ "Курсовые проекты "мухинцев": ледоколы от Павла Томашевского и Руслана Штепина" (in Russian). cardesign.ru. 29 July 2015 . Retrieved 18 January 2020 .
- ^ «Ледокол-монстр для заполярного судоходства» . Barents Observer. 31 декабря 2015 года . Проверено 18 января 2020 г.
- ^ «Россия объявляет о планах создания ледоколов космической эры» . Морской исполнительный орган. 1 марта 2018 года . Проверено 18 января 2020 г.