Кимбелл сидящий Бодхисаттва
(«4-й год Великого царя Канишки»)
— Сидящий Бодхисаттва Кимбелла статуя « бодхисаттвы » (вероятно, Будды после его отречения от княжеской жизни, но до наступления Просветления ) из искусства Матхуры , сейчас находится в Художественном музее Кимбелла в Форт-Уэрте , штат Техас . Статуя датирована 131 годом н. э., судя по надписи, указывающей на её посвящение в «4-й год великого царя Канишки », поскольку датой начала правления Канишки считается 127 год нашей эры. [ 4 ] Бодхисаттва Кимбелла принадлежит к категории «триад Сидящего Будды», которые можно увидеть одновременно в греко-буддийском искусстве Гандхары Сидящий и в искусстве Матхуры раннего кушанского периода. [ 5 ]
Стиль
[ редактировать ]Кушаны переняли антропоморфный образ Будды, вероятно, разработанный в I веке нашей эры в Матхуре и Гандхаре , и преобразовали его в стандартизированный способ представления, используя «уверенные и мощные образы» в большом масштабе. [ 6 ] Примерно в это же время появляются отдельно стоящие статуи Будды , возможно, благодаря доктринальным изменениям в буддизме, позволившим отойти от аниконизма , который преобладал в буддийских скульптурах в Матхуре, Бхархуте или Санчи с конца II века до нашей эры. [ 7 ] Греко -буддийское искусство Гандхары, по-видимому, также полностью развилось примерно в это время, также под властью кушанов, следуя более ранним изображениям, таким как бимаранская шкатулка или сидящий Будда в ступе Буткара в Свате . [ 7 ]
Сидящий бодхисаттва Кимбелла принадлежит к типу, известному как «капардинская» статуя Будды, для которой характерен «капардинский» завиток волос на макушке. Верх статуи был сломан, а полностью украшенный ореол со стюардессами. за изображением Будды изначально стоял [ 8 ] По бокам от него стоят два слуги, держащие в руках метелочки для мух в знак преданности. Рельеф на постаменте сосредоточен на колесе Дхармы , видимом с ребра на основании, с двумя помощниками, держащими цветы, и двумя крылатыми львами по бокам. [ 8 ]
Технически, в изображении упоминается « Бодхисаттва », а не «Будда», что означало бы Будду незадолго до его просветления, поскольку изображение Будды после его просветления, возможно, в этот период считалось бы превосходящим возможности человека. иллюстрация. [ 9 ] Постоянно ведутся споры о точной идентичности этих статуй Матхуры, некоторые утверждают, что это всего лишь статуи Бодхисаттв , что действительно является точным термином, используемым в большинстве надписей на статуях, найденных в Матхуре. Известно лишь одна или две статуи типа Матхуры, в которых упоминается сам Будда. [ 10 ] Это могло бы соответствовать древнему буддийскому запрету изображать самого Будду в человеческом обличии, известному в буддизме как аниконизм , выраженному в Сарвастивада виное (правилах ранней буддийской школы Сарвастивады ) : «Поскольку это не разрешено Чтобы сделать изображение тела Будды, я молюсь, чтобы Будда даровал мне возможность сделать изображение сопутствующего Бодхисаттвы. Это приемлемо?» Будда ответил: «Вы можете сделать изображение Бодхисаттвы»» . [ 11 ] Однако сцены у Будды Исапура и более позднего Будды Индрасалы (датированные 50–100 гг. н. э.), [ 12 ] относятся к событиям, которые, как считается, произошли после просветления Будды, и поэтому, вероятно, представляют Будду, а не его молодое «я», как Бодхисаттву или простого помощника Бодхисаттву. [ 13 ] Из-за этих элементов считается, что термины «Бодхисаттва» и «Будда» в посвятительных надписях раннего искусства Матхуры относительно взаимозаменяемы. [ 13 ]
Надпись
[ редактировать ]Надпись очень четкая и отредактирована на гибридном санскрите . Полную фотографию надписи опубликовал Fussman. [ 14 ] Там написано:
Махараджасья Канишкасья сам 4 варша 3 ди 20+6 бхишушья Бодхисенасья садхьевихаришья бхадаттасйа Дхарманадишья
Бодхисаттво пратистапитхо свакаям четиякутеям саха матапитахи саха питасикае Бадрайе
Саха Сарвасатвехи
«В 4-м году царя Канихски, в 3-м месяце дождей, на 26-й день, достопочтенный Дхарманандин, ученик монаха Бодхисены, установил этого Бодхисаттву в своем собственном святилище. С его отцом и матерью и (тетей по отцовской линии) ?) Бхадра, со всеми существами».
- Транслитерация и перевод Жерара Фюссмана . [ 8 ]
Самое главное, что в надписи упоминается время правления кушанского правителя Канишки и дата правления, позволяющая точно датировать статую, исходя из условно согласованной даты 127 г. н.э. начала правления Канишки: «4-й год Великой Царь Канишка» появляется в Брахми в начале надписи на постаменте, подразумевая дату посвящения статуи 131 г. н. э. [ 8 ] Альтернативная дата начала его правления - 78 г. н.э., что соответствует дате 82 г. н.э. для статуи. [ 15 ]
Подобная скульптура (I–II века н.э.)
[ редактировать ]В Матхуре известно относительно большое количество подобных статуй. Бодхисаттва Кимбелл в одной из пяти известных датированных статуй Будды «Капардин». [ 18 ] [ 19 ] Стиль этих статуй чем-то напоминает более ранние монументальные статуи Якши , обычно датируемые одним или двумя столетиями ранее. [ 20 ]
Несколько триад сидящего Будды в сложном стиле известны из греко-буддийского искусства Гандхары Брюссельский , например, Будда , который также может быть датирован ранними годами Канишки. [ 21 ] [ 5 ]
-
«Архитрав Индрасала», деталь Будды в пещере Индрасала , 50-100 гг. н.э. [ 12 ]
-
Сидящий Будда с надписью «32-й год» Канишки (159 г. н.э.), Матхура.
-
«Махапуруша Будда», Матхура
-
Тип Брюссельского Будды , аналогичная буддийская триада из Гандхары , вероятно, также датируемая 5-м годом Канишки.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Сидящий Будда с двумя слугами» . сайт kimbellart.org . Художественный музей Кимбелла.
- ^ «Буддийская триада, из Харьяны или Матхуры, 4-й год Каниски (82 г. н.э.). Художественный музей Кимбелла, Форт-Уэрт». в Музей (Сингапур), Азиатские цивилизации; Кришнан, Гаури Паримоо (2007). Божественное внутри: искусство и живая культура Индии и Южной Азии . Мировой научный паб. п. 113. ИСБН 9789810567057 .
- ^ Крупный план надписи Бодхисаттвы Кимбелла в Фуссман, Жерар (1988). «Кучанские эпиграфические документы (V). Будда и Бодхисаттва в искусстве Матхуры: два Бодхисаттвы, написанные с 4-го и 8-го года» . Вестник Французской школы Дальнего Востока . 77:27 , табличка 2. doi : 10.3406/befeo.1988.1739 .
- ^ Брейси, Роберт (2017). «Дата Канишки с 1960 года (Индийское историческое обозрение, 2017, 44 (1), 1–41)» . Индийский исторический обзор . 44 : 1–41.
- ^ Jump up to: а б Ри, Мэрилин М. (2010). Раннее буддийское искусство Китая и Центральной Азии, Том 3: Западный Цинь в Ганьсу в период шестнадцати королевств и взаимосвязи с буддийским искусством Гандхары . БРИЛЛ. п. 105, примечание 95. ISBN 978-90-04-18400-8 .
- ^ Кинтанилья, Соня Ри (2007). История ранней каменной скульптуры в Матхуре: ок. 150 г. до н.э. – 100 г. н.э. БРИЛЛ. п. 202. ИСБН 9789004155374 .
- ^ Jump up to: а б Стоунман, Ричард (2019). Греческий опыт Индии: от Александра до индо-греков . Издательство Принстонского университета. стр. 439–440. ISBN 9780691185385 .
- ^ Jump up to: а б с д и Фуссман, Жерар (1988). «Кучанские эпиграфические документы (V). Будда и Бодхисаттва в искусстве Матхуры: два Бодхисаттвы, написанные с 4-го и 8-го года» . Вестник Французской школы Дальнего Востока . 77 :6 дои : 10.3406/befeo.1988.1739 .
- ^ Фуссман, Жерар (1988). «Кучанские эпиграфические документы (V). Будда и Бодхисаттва в искусстве Матхуры: два Бодхисаттвы, написанные с 4-го и 8-го года» . Вестник Французской школы Дальнего Востока . 77:15 дои befeo.1988.1739 : 10.3406/ .
- ^ Ри, Джу Хён (1994). «От Бодхисаттвы к Будде: начало иконического изображения в буддийском искусстве». Артибус Азия . 54 (3/4): 207–225. дои : 10.2307/3250056 . JSTOR 3250056 .
- ^ Ри, Джу Хён (1994). «От Бодхисаттвы к Будде: начало иконического изображения в буддийском искусстве». Артибус Азия . 54 (3/4): 220–221. дои : 10.2307/3250056 . JSTOR 3250056 .
- ^ Jump up to: а б Кинтанилья, Соня Ри (2007). История ранней каменной скульптуры в Матхуре: ок. 150 г. до н.э. – 100 г. н.э. БРИЛЛ. стр. 237–239. ISBN 9789004155374 .
- ^ Jump up to: а б Кинтанилья, Соня Ри (2007). История ранней каменной скульптуры в Матхуре: ок. 150 г. до н.э. – 100 г. н.э. БРИЛЛ. п. 237, текст и примечание 30. ISBN. 9789004155374 .
- ^ Фуссман, Жерар (1988). «Кучанские эпиграфические документы (V). Будда и Бодхисаттва в искусстве Матхуры: два Бодхисаттвы, написанные с 4-го и 8-го года» . Вестник Французской школы Дальнего Востока . 77 : Табличка 2. doi : 10.3406/befeo.1988.1739 .
- ^ Фуссман, Жерар (1988). «Кучанские эпиграфические документы (V). Будда и Бодхисаттва в искусстве Матхуры: два Бодхисаттвы, написанные с 4-го и 8-го года» . Вестник Французской школы Дальнего Востока . 77 :9.дои : 10.3406 /befeo.1988.1739 .
- ^ Годовой отчет 1909–10 . АСИ. стр. 63–65 .
- ^ Майер, Пруденс Р. (1986). «Бодхисаттвы и будды: ранние буддийские изображения из Матхуры» Артибус Азия 47 (2): 111–113. дои : 10.2307/3249969 . ISSN 0004-3648 . JSTOR 3249969 .
- ^ «Пять известных датированных капардинских Будд находятся в следующих коллекциях: Художественный музей Кимбелла, Форт-Уэрт, 4-й год (82), Музей Матхуры, Сонкх, 23-й год (101), Дюссельдорф, Частная коллекция, 31-й год (109); Ахиччатра Будда, Национальный музей Индии..."
- ^ Путеводитель по коллекциям Музея азиатских цивилизаций от А до Я. Совет национального наследия. 2003. с. 382. ИСБН 978-981-4068-67-3 .
- ^ Происхождение изображения Будды, Джун Кумарасвами, стр. 300–301.
- ^ Ри, Джухён. Определение нескольких визуальных типов изображений гандхарского Будды. Архивы азиатского искусства 58 (2008) . стр. 53–56.