Jump to content

Гандхарский буддизм

Будды Бамиана , образец буддийской монументальной скульптуры позднего Гандхара.
Топографическая карта региона с указанием основных памятников Гандхары и Бактрии.
Ступа Дхармараджика и руины окружающих монастырей
Кушанские территории (сплошная линия) и максимальная протяженность кушанских владений при Канишке Великом (пунктирная линия), когда наблюдался пик гандхарской буддийской экспансии.
Предполагаемая реставрация Тахт-и-Бахи , крупного буддийского монастыря в Мардане , Пакистан.

Гандхарский буддизм относится к буддийской культуре древней Гандхары , которая была крупным центром буддизма на северо-западе Индийского субконтинента с III века до нашей эры примерно до 1200 года нашей эры. [1] [2] Древняя Гандхара соответствует современному северному Пакистану , главным образом долине Пешавара и плато Потохар а также афганскому , Джелалабаду . В этом регионе обнаружены гандхарские буддийские тексты, написанные на гандхари-пракрите, старейшие из когда-либо обнаруженных буддийских рукописей (I век н. э.). [3] Гандхара также была домом для уникальной буддийской художественной и архитектурной культуры, в которой смешались элементы индийского , эллинистического, римского и парфянского искусства . [4] Буддийская Гандхара также сыграла важную роль в качестве ворот, через которые буддизм распространился в Среднюю Азию и Китай. [3] [5]

Буддизм впервые укоренился в Гандхаре 2300 лет назад при царе Маурьев Ашоке , который отправил миссионеров в регион Кашмира-Гандхара после Третьего буддийского собора в Паталипутре (современная Индия). [6] [7] [8]

Маджхантика , монах из города Варанаси в Индии, был назначен Ашокой проповедовать в Кашмире и Гандхаре . [9] [10] [11] [12] С точки зрения буддийских источников, Гандхара была одним из великих регионов ( махджанапада ) древней Индии . Во времена империи Маурьев (ок. 300–185 гг. до н. э.) ее столицей был город Таксила . [13] Центром древней Гандхары был бассейн Пешавара на северо-западе Пакистана , который простирался на запад, в Афганистан, вдоль реки Кабул . [14] Этот регион оказал культурное и языковое влияние на то, что было названо «Великой Гандхарой», которая охватывает прилегающие территории на востоке через реку Инд (например, Таксилу ), на север в сторону долины Сват и Верхнего Инда, на запад в сторону Бамиана и через Гиндукуш в Бактрия и долина реки Окс . [14]

Индийский император Ашока (ок. 268–233 до н. э.) издал в регионе указы, в некоторых из которых используется язык гандхари и письмо харости, которое позже использовалось гандхарскими буддистами. Эти указы подтверждают существование буддизма в Гандхаре во время его правления. [15] Надписи Харости были найдены на западе до Вардака вдоль реки Кабул, в Узбекистане ( Термез ) и Таджикистане (Анжина-Тепе) и на юге до Мохенджо-Даро и Белуджистана . [16]

По словам Сюаньцзана, Ашокой в ​​Гандхаре было шесть великих ступ, самая большая из которых — ступа Дхармараджика в Таксиле. Археологические и эпиграфические данные указывают на первые монастыри и ступы, датируемые концом третьего века до нашей эры. [17] Позднее индо -греческие королевства контролировали эту территорию, и некоторые из их царей, такие как Менандр I (ок. 155–130 гг.), В буддийских источниках рассматривались как пропагандисты буддизма. [18] Греческая художественная культура сильно повлияла на искусство гандхарского буддизма, в котором появились первые изображения антропоморфных Будд с греко-буддийскими художественными стилями, которые можно увидеть в драпировках и прическе. [19] Последовательными завоевателями региона были индо-скифы и индо-парфяне .

Кушанская империя (30–375 гг. н.э.) также покровительствовала буддийской религии Гандхара, поддерживая монастыри и строительство ступ. Лишь в I и II веках нашей эры в Гандхаре было основано значительное количество буддийских центров. [20] Типичный буддийский центр включал монастыри, прилегающие к центральной ступе, содержащей реликвии Будды, которая была центром мирского и монашеского почитания и пожертвований в виде скульптурных изображений. [21] При Канишке Великом (128–151) в гандхарском городе Пешаваре (санскр. Пурусапура ), столице Кушанской империи, были построены буддийские ступы и монастыри. [22] Имя Хувишки , преемника Канишки, было присвоено большому монастырскому комплексу в Матхуре . [2] В это время скульптуры и повествовательные рельефы использовались для украшения буддийских построек, посвященных жизни Гаутамы Будды . [23] Археологические данные показывают резкое увеличение покровительства буддийским местам где-то в III веке, и в этот период было добавлено гораздо больше изображений и святынь. [23] Большая часть сохранившейся архитектуры датируется этим периодом и включает в себя такие места, как Таксила, и крупные монастырские учреждения, такие как Тахт-и-Бахи, Сахри-Бахлол, Джамаль Гархи, Ранигат и Тарели. [21]

Поддержка кушанами буддизма и установление ими безопасных торговых путей из Гандхары в Азию позволили буддизму продолжить свое распространение в Бактрию , Среднюю Азию и Китай вдоль Шелкового пути . [22] Культ бодхисаттвы Майтрейи был особенно силен во времена Кушанской империи , о чем свидетельствует обилие изображений Майтрейи, найденных в Гандхаре. [24] Другие важные памятники кушанского периода включают ступу Буткара и Барикот .

Надписи Кхарости указывают на существование в Гандхаре следующих буддийских школ: Дхармагуптака , Махишасака , Кашьапия , Сарвастивада и Махасамгхика . [25] Ричард Саломон приписал большую часть гандхарских текстов школе Дхармагуптака , которая была главной буддийской школой в регионе. [26] Во время визита китайского паломника Факсиана в регион он сообщил, что большинство монахов исповедуют немахаянские формы буддизма. [27] Однако существует также множество текстовых и художественных свидетельств существования Махаяны в Гандхаре. [28] [29]

После падения Кушан этой территорией правили небольшие королевства, наиболее дружественные буддизму, которые продолжали продвигать буддийские ступы и монастыри. [30] Буддизм начал ослабевать в регионе после второй половины пятого века, когда белые гунны-эфталиты вторглись в Гандхару. После краха правления эфталитов в VI веке буддийские памятники значительно пришли в упадок. [31] Когда китайский монах Сюаньцзан (602–664) посетил Таксилу и Гандхару, многие монастыри опустели. [32] Однако буддизм продолжал процветать в районах за пределами Гандхарского ядра Пешавара, например, в долине Сват , Кашмире и Афганистане . [21]

Афганский Бамиан Будды был одним из главных городов буддийской деятельности в регионе, о чем свидетельствуют остатки монументальных скульптур Будды, известных как Бамиана . Считается, что они были вырезаны где-то между III и VI веками нашей эры. [33] Бамиан, похоже, продолжал оставаться сильным буддийским городом и в VII веке. Китайский буддийский паломник Сюаньцзан посетил это место в 630 году нашей эры и описал Бамиан как буддийский центр с «множеством монастырей и тысячами монахов, изучающих Локоттараваду » . [34]

Еще одним важным местом Гандхары, где буддизм оставался сильным в VII веке, был северный город Гилгит , ключевой город на Шелковом пути , который посещали китайские паломники для изучения буддизма. [35] В 600-х и 700-х годах регионом управляла династия Патола Шахи из Королевства Гилгит , которые были приверженцами буддизма Ваджраяны . [36] Позже город перешел под власть Тибетской империи до конца 800-х годов. [37]

Религия начала приходить в упадок после вторжения эфталитов ( также известных как белые гунны ) примерно в середине пятого века. [38] Затем их заменили индуистские шахи , которые следовали индуизму, хотя буддизм продолжал процветать. [39]

Сюаньцзан (602–664) прошел через Гандхару и основал множество действующих монастырей. За ним последовал Оу Конг, посетивший его в 753 году нашей эры. [40] Буддийский монах жил в Барамулле в 13 веке.

Мусульманские вторжения в Индию нанесли дальнейший ущерб буддийской культуре в Гандхаре, и буддизм в конечном итоге прекратил свое существование в этом регионе примерно к 1200 году нашей эры из-за различных факторов . [2]

Искусство и архитектура

[ редактировать ]
Буддийская триада ранней Махаяны. Слева направо: кушанский преданный, Майтрейя , Будда , Авалокитешвара и буддийский монах. 2–3 века, Гандхара
Эволюция ступы Буткара

Поскольку этот регион находился на перекрестке культур, искусство буддистов Гандхары представляло собой сплав греко-римского, иранского и индийского стилей. [4] Первоначально буддийское искусство было аниконическим, но греко-римское влияние привело к появлению антропоморфных изображений Будды в I веке нашей эры. [41] Расцвет этого художественного стиля пришелся на времена Кушанской империи . Было найдено множество примеров буддийской скульптуры Гандхары, демонстрирующих влияние греко-римской скульптуры.

Архитектуру Гандхары можно разделить на четыре основных этапа: [42]

  • Фаза I (ок. 200 г. до н. э. — середина I века н. э.), характеризующаяся священными сооружениями в Сиркапе и его окрестностях , Буткаре I и самыми ранними остатками комплекса Дхармараджика . Этот этап предшествовал популяризации изображений Будды.
  • Фаза II (приблизительно середина-конец I века н.э. - начало III века н.э.) - характеризуется расширением Буткары I и комплекса Дхармараджика за счет добавления ступ , реликтовых святынь и монастырей. Центральное место на этом этапе занимают повествовательные рельефы биографии Будды, которые включают антропоморфные изображения Будды.
  • Фаза III (начало III века н.э. - конец V века н.э.), период большого процветания, участки фаз I и II расширяются и модифицируются. Также можно увидеть акцент на религиозных изображениях будд и бодхисаттв и святилищах для их размещения, а к концу этого периода появляются монументальные изображения (некоторые из них высотой более 11 метров). Ступы украсились рядами статуй Будд и Бодхисаттв.
  • Фаза IV (ок. 5-8 веков н.э.), плохо изученная фаза, во время которой покровительство уменьшилось, а скульптуры были перемещены и повторно использованы в бассейне Пешавара. Однако в долине Сват покровительство сохранилось, и было создано множество вырезанных в скалах фигур Будды. Точно так же в Афганистане было построено множество скульптур, в том числе Будды Бамиана.

Буддийские тексты

[ редактировать ]

Буддийские тексты Гандхары старейшие из когда-либо обнаруженных буддийских рукописей (около I века н. э.). Материал разбросан по нескольким коллекциям по всему миру и весьма фрагментарен. Большинство из них написано на языке гандхари и письменности карости , либо на рукописях из бересты, либо на пальмовых листьях. Гандхарские рукописи были найдены для всех основных буддийских жанров, включая прозаические сутры , поэзию, Абхидхарму , Винаю , Авадану , комментарии и тексты Махаяны . [43] материал, который соответствует текстам Палийского канона Был найден , например, «Сутре носорога» ( Гандхари : Харгавишана-сутра) и параллели с Анатталакхана-суттой . [44]

Махаяны Сутры Чистой Земли были привезены из региона Гандхара в Китай еще в 147 году нашей эры благодаря работе кушанского монаха Локакшемы, который перевел важные сутры Махаяны, такие как Аштасахасрика Праджняпарамита Сутра . [45] Есть свидетельства того, что самый ранний из этих переводов был переведен с языка гандхари. [46] В корпусе Локакшема особое внимание уделяется аскетическим практикам, обитанию в лесу и погружению в состояния медитативной концентрации. [47] Некоторые ученые также прослеживают махаянскую сутру Лонгера Сукхавативьюха до региона Гандхара во времена Кушанской империи . [48] [49]

Статуя Вайрочаны из Пакистана (возможно, регион Гилгит), 9 – начало 10 веков.

Благодаря положению Гандхары на Шелковом пути, гандхарский буддизм оказывает сильное влияние на буддизм Центральной и Восточной Азии. В греческую и кушанскую эпохи Хайберский перевал был важным торговым путем и ключевой магистралью, соединявшей Пешавар с Бактрией (и городом Балхом , или Бактрой ) через перевал. [50] Это был основной путь распространения буддизма в Среднюю Азию и Китай. Таким образом, буддийская культура Большой Гандхары распространилась на города Северного Афганистана (например, Кундуз ), Южного Узбекистана (например, Термез ), Туркменистана (например, Мерв ) , Таджикистана и юго-восточного Кыргызстана Чуйской долине ). [51]

Гандхарские миссионеры оказали влияние на распространение буддийской культуры в Китае во времена династии Хань (202 г. до н.э. – 220 г. н.э.) посредством контактов в городах Таримской впадины , расположенных в современном Синьцзяне , таких как Хотан и Турфан . [52] Некоторое время этим регионом правили кушаны под предводительством Канишки, и это позволило буддийским миссионерам легко добраться до городов Таримской впадины. [53]

Важными буддистскими деятелями из Большой Гандхары, которые выступали в качестве переводчиков в Китае, являются Локакшема , Ан Шигао , Дхармаракша (265–313), Чжи Цянь (220–252), Джнянагупта (561–592) и Праджня (ок. 810).

Буддисты Ваджраяны из регионов Большого Гандхара Гилгит и долины Сват (которая, возможно, является широко цитируемой Оддияной ) также оказали влияние на становление тибетского буддизма . Сюаньцзан отмечает, что во время своих путешествий по этому региону (629-645 гг.) он встретил много буддистов, склонных к тантрическим практикам. Присутствие тантрического буддизма Ваджраяны в регионе в VII и VIII веках было подтверждено недавними археологическими находками, в том числе наскальными скульптурами Авалокитешвары , Ваджрапани Ваджраяны и фигурой сиддха . [54]

Список гандхарских монахов

[ редактировать ]

Это список важных гандхарских монахов из современного региона Гандхара в Пакистане в хронологическом порядке;

Основатели различных буддийских школ

[ редактировать ]

Гандхарские буддийские монахи прямо или косвенно развили важные школы и традиции буддизма, такие как Ньингма школа в Тибете , Саутрантика школа в Китае , Хоссо и Куша-сю школы в Японии , а также традиции Дзогчен и Йогачара в Восточной Азии . Гандхарцы сыграли важную роль в распространении буддизма в Китае , Корее и Японии и, таким образом, оказали глубокое влияние на Восточной Азии философию , историю и культуру . Основателями различных буддийских школ и традиций Гандхары являются следующие:

Настенная роспись на мосту Паро, Бутан , изображающая гандхарского монаха Падмасамбхаву.
Японская деревянная статуя гандхарского монаха Асанги, 1208 г. н.э.
Гандхарский монах и философ йогачара Васубандху в роли патриарха Чань на китайской иллюстрации.

Переводчики

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Саломон, Ричард, Буддийская литература древней Гандхары, Введение с избранными переводами. п. XVII
  2. ^ Перейти обратно: а б с Курт Берендт, Пиа Бранкаччо, Гандхарский буддизм: археология, искусство и тексты, 2006, стр. 11
  3. ^ Перейти обратно: а б «UW Press: Древние буддийские свитки из Гандхары» . Проверено 4 сентября 2008 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б Курт Берендт, Пиа Бранкаччо, Гандхарский буддизм: археология, искусство и тексты, 2006, стр. 10
  5. ^ Ланкастер, Льюис Р. «Корейский буддийский канон: описательный каталог» . www.acmuller.net . Проверено 4 сентября 2017 г.
  6. ^ Ренгель, Мариан (15 декабря 2003 г.). Пакистан: Путеводитель по культуре из первоисточников . The Rosen Publishing Group, Inc., стр. 59–62. ISBN  978-0-8239-4001-1 . Архивировано из оригинала 15 января 2023 года . Проверено 4 августа 2022 г.
  7. ^ «Буддизм в Пакистане» . pakteahouse.net . Архивировано из оригинала 20 января 2015 года . Проверено 20 января 2015 г.
  8. ^ Басвелл, Роберт; Лопес, Дональд (2014). Принстонский словарь буддизма . Издательство Принстонского университета. стр. 424–425. ISBN  9780691157863 . Архивировано из оригинала 15 января 2023 года . Проверено 21 ноября 2021 г.
  9. ^ Басвелл-младший, Роберт (2014). «Мадхьянтика». Принстонский словарь буддизма . Издательство Принстонского университета. п. 490. ИСБН  978-0-691-15786-3 .
  10. ^ Банси Лал Малла (1990). Скульптуры Кашмира, 600-1200 гг. н. э. Агам Кала Пракашан. п. 7.ISBN  978-0-8364-2521-5 .
  11. ^ Кумара, Враджа Бихари (2007). Индия и Центральная Азия: от классики до современности . Концептуальное издательство. п. 66. ИСБН  978-81-8069-457-8 .
  12. ^ Хиракава, Акира (1993). История индийского буддизма: от Шакьямуни до ранней Махаяны . Мотилал Банарсидасс Publ. п. 87. ИСБН  978-81-208-0955-0 .
  13. ^ Хейрман, Энн; Бумбахер, Стефан Питер (редакторы). Распространение буддизма, Брилл, стр. 49-50
  14. ^ Перейти обратно: а б Нилис, Джейсон, буддизм в Гандхаре, Оксфордская библиография
  15. ^ Хейрман, Энн; Бумбахер, Стефан Питер (редакторы). Распространение буддизма, Брилл, стр. 49-51
  16. ^ Хейрман, Энн; Бумбахер, Стефан Питер (редакторы). Распространение буддизма, Брилл, стр. 52
  17. ^ Хейрман, Энн; Бумбахер, Стефан Питер (редакторы). Распространение буддизма, Брилл, стр. 55
  18. ^ Хейрман, Энн; Бумбахер, Стефан Питер (редакторы). Распространение буддизма, Брилл, стр. 56
  19. ^ Хейрман, Энн; Бумбахер, Стефан Питер (редакторы). Распространение буддизма, Брилл, стр. 58
  20. ^ Курт А. Берендт, Буддийская архитектура Гандхары, Справочник по востоковедению BRILL, 2004, стр. 13
  21. ^ Перейти обратно: а б с Берент, Курт. Гандхара, metmuseum.org
  22. ^ Перейти обратно: а б Хейрман, Энн; Бумбахер, Стефан Питер (редакторы). Распространение буддизма, Брилл, стр. 57
  23. ^ Перейти обратно: а б Курт А. Берендт, Буддийская архитектура Гандхары, Справочник по востоковедению BRILL, 2004, стр. 14
  24. ^ Курт Берендт, Пиа Бранкаччо, Гандхарский буддизм: археология, искусство и тексты, 2006, стр. 17
  25. ^ Фассман, Джерард. «Упайя-каушалья: Утверждение буддизма в Гандхаре», Фукуи Фумимаса и Г. Фуссман (ред.), Буддизм и местные культуры: некоторые случаи взаимной адаптации, Париж, 1994: Ecole Francaise d'Extreme-Orient: 17–51. , с. 20-1.
  26. ^ Ричард Саломон. Древние буддийские свитки из Гандхары: фрагменты Харости из Британской библиотеки при участии Раймонда Олчина и Марка Барнарда. Сиэтл: Вашингтонский университет Press; Лондон: Британская библиотека, 1999. стр. 181.
  27. ^ Курт Берендт, Пиа Бранкаччо, Гандхарский буддизм: археология, искусство и тексты, 2006, стр. 151
  28. ^ Саломон, Ричард, Буддийская литература древней Гандхары, Введение с избранными переводами
  29. ^ Курт Берендт, Пиа Бранкаччо, Гандхарский буддизм: археология, искусство и тексты, 2006, стр. 152
  30. ^ Хейрман, Энн; Бумбахер, Стефан Питер (редакторы). Распространение буддизма, Брилл, стр. 60
  31. ^ Курт А. Берендт, Буддийская архитектура Гандхары, Справочник по востоковедению BRILL, 2004, стр. 10
  32. ^ Хейрман, Энн; Бумбахер, Стефан Питер (редакторы). Распространение буддизма, Брилл, стр. 61
  33. ^ Номинация всемирного наследия, Культурный ландшафт и археологические памятники долины Бамиана, https://whc.unesco.org/uploads/nominations/208rev.pdf
  34. ^ Ямада, Мэйдзи (2002). Буддизм Бамиана , Pacific World, 3-я серия 4, 109-110
  35. ^ Фредерик Дрю (1875) Территории Джамму и Кашмир: географический отчет Э. Стэнфорд, Лондон, OCLC 1581591
  36. ^ Твист, Ребекка Л. (2007). «Покровительство, преданность и политика: буддологическое исследование визуальных записей династии Патола Сахи» . Университет штата Огайо. ISBN   9783639151718 . Проверено 19 февраля 2017 г.
  37. ^ Мок, Джон (октябрь 2013 г.). «Тибетский топоним из Афганистана» (PDF) . Журнал тибетских исследований . Национальный центр научных исследований (27): 5–9. ISSN 1768-2959 . Проверено 22 января 2018 г.
  38. ^ «Гандхара | Очерк | Метрополитен-музей | Хронология истории искусств Хайльбрунна» .
  39. ^ «История и культура индийского народа, том 04, эпоха имперского Канауджа» . Бхаратия Видья Бхаван. 2009.
  40. ^ БУДДИЗМ В КАШМИРЕ, Налинакша Дутта, 1985, стр. 54-55.
  41. ^ Гандхара, Bundeskunsthalle.de
  42. ^ Курт А. Берендт, Буддийская архитектура Гандхары, Справочник по востоковедению BRILL, 2004, стр. 7-11
  43. ^ Саломон, Ричард, Буддийская литература древней Гандхары, Введение с избранными переводами.
  44. ^ Эндрю Гласс, Марк Аллон. Четыре Гандхари Самьюктагама-сутры, стр. 5; страница 15.
  45. ^ «Корейский буддийский канон: описательный каталог (Т. 361)» .
  46. ^ Мукерджи, Братиндра Нат. Индия в ранней Центральной Азии. 1996. с. 15
  47. ^ Уильямс, Пол. Буддизм Махаяны: основы доктрины. 2008. с. 30
  48. ^ Накамура, Хадзиме. Индийский буддизм: обзор с биографическими примечаниями. 1999. с. 205
  49. ^ Уильямс, Пол. Буддизм Махаяны: основы доктрины. 2008. с. 239
  50. ^ Самад, Рафи-ус, Величие Гандхары. Древняя буддийская цивилизация долин Свата, Пешавара, Кабула и Инда, с. 224
  51. ^ Самад, Рафи-ус, Величие Гандхары. Древняя буддийская цивилизация долин Свата, Пешавара, Кабула и Инда, с. 224-232
  52. ^ Самад, Рафи-ус, Величие Гандхары. Древняя буддийская цивилизация долин Свата, Пешавара, Кабула и Инда, с. 233
  53. ^ Самад, Рафи-ус, Величие Гандхары. Древняя буддийская цивилизация долин Свата, Пешавара, Кабула и Инда, с. 234
  54. ^ Лука Мария Оливьери, Гуру Падмасамбхава в контексте: археологические и исторические свидетельства из Свата / Уддияны (ок. 8 века н.э.)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0c784ac07f160b048f60188cb60acc4a__1721327880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0c/4a/0c784ac07f160b048f60188cb60acc4a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gandharan Buddhism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)