Гандхарский буддизм





Гандхарский буддизм относится к буддийской культуре древней Гандхары , которая была крупным центром буддизма на северо-западе Индийского субконтинента с III века до нашей эры примерно до 1200 года нашей эры. [1] [2] Древняя Гандхара соответствует современному северному Пакистану , главным образом долине Пешавара и плато Потохар а также афганскому , Джелалабаду . В этом регионе обнаружены гандхарские буддийские тексты, написанные на гандхари-пракрите, старейшие из когда-либо обнаруженных буддийских рукописей (I век н. э.). [3] Гандхара также была домом для уникальной буддийской художественной и архитектурной культуры, в которой смешались элементы индийского , эллинистического, римского и парфянского искусства . [4] Буддийская Гандхара также сыграла важную роль в качестве ворот, через которые буддизм распространился в Среднюю Азию и Китай. [3] [5]
Обзор
[ редактировать ]Буддизм впервые укоренился в Гандхаре 2300 лет назад при царе Маурьев Ашоке , который отправил миссионеров в регион Кашмира-Гандхара после Третьего буддийского собора в Паталипутре (современная Индия). [6] [7] [8]
Маджхантика , монах из города Варанаси в Индии, был назначен Ашокой проповедовать в Кашмире и Гандхаре . [9] [10] [11] [12] С точки зрения буддийских источников, Гандхара была одним из великих регионов ( махджанапада ) древней Индии . Во времена империи Маурьев (ок. 300–185 гг. до н. э.) ее столицей был город Таксила . [13] Центром древней Гандхары был бассейн Пешавара на северо-западе Пакистана , который простирался на запад, в Афганистан, вдоль реки Кабул . [14] Этот регион оказал культурное и языковое влияние на то, что было названо «Великой Гандхарой», которая охватывает прилегающие территории на востоке через реку Инд (например, Таксилу ), на север в сторону долины Сват и Верхнего Инда, на запад в сторону Бамиана и через Гиндукуш в Бактрия и долина реки Окс . [14]
Индийский император Ашока (ок. 268–233 до н. э.) издал в регионе указы, в некоторых из которых используется язык гандхари и письмо харости, которое позже использовалось гандхарскими буддистами. Эти указы подтверждают существование буддизма в Гандхаре во время его правления. [15] Надписи Харости были найдены на западе до Вардака вдоль реки Кабул, в Узбекистане ( Термез ) и Таджикистане (Анжина-Тепе) и на юге до Мохенджо-Даро и Белуджистана . [16]
По словам Сюаньцзана, Ашокой в Гандхаре было шесть великих ступ, самая большая из которых — ступа Дхармараджика в Таксиле. Археологические и эпиграфические данные указывают на первые монастыри и ступы, датируемые концом третьего века до нашей эры. [17] Позднее индо -греческие королевства контролировали эту территорию, и некоторые из их царей, такие как Менандр I (ок. 155–130 гг.), В буддийских источниках рассматривались как пропагандисты буддизма. [18] Греческая художественная культура сильно повлияла на искусство гандхарского буддизма, в котором появились первые изображения антропоморфных Будд с греко-буддийскими художественными стилями, которые можно увидеть в драпировках и прическе. [19] Последовательными завоевателями региона были индо-скифы и индо-парфяне .
Кушанская империя (30–375 гг. н.э.) также покровительствовала буддийской религии Гандхара, поддерживая монастыри и строительство ступ. Лишь в I и II веках нашей эры в Гандхаре было основано значительное количество буддийских центров. [20] Типичный буддийский центр включал монастыри, прилегающие к центральной ступе, содержащей реликвии Будды, которая была центром мирского и монашеского почитания и пожертвований в виде скульптурных изображений. [21] При Канишке Великом (128–151) в гандхарском городе Пешаваре (санскр. Пурусапура ), столице Кушанской империи, были построены буддийские ступы и монастыри. [22] Имя Хувишки , преемника Канишки, было присвоено большому монастырскому комплексу в Матхуре . [2] В это время скульптуры и повествовательные рельефы использовались для украшения буддийских построек, посвященных жизни Гаутамы Будды . [23] Археологические данные показывают резкое увеличение покровительства буддийским местам где-то в III веке, и в этот период было добавлено гораздо больше изображений и святынь. [23] Большая часть сохранившейся архитектуры датируется этим периодом и включает в себя такие места, как Таксила, и крупные монастырские учреждения, такие как Тахт-и-Бахи, Сахри-Бахлол, Джамаль Гархи, Ранигат и Тарели. [21]
Поддержка кушанами буддизма и установление ими безопасных торговых путей из Гандхары в Азию позволили буддизму продолжить свое распространение в Бактрию , Среднюю Азию и Китай вдоль Шелкового пути . [22] Культ бодхисаттвы Майтрейи был особенно силен во времена Кушанской империи , о чем свидетельствует обилие изображений Майтрейи, найденных в Гандхаре. [24] Другие важные памятники кушанского периода включают ступу Буткара и Барикот .
Надписи Кхарости указывают на существование в Гандхаре следующих буддийских школ: Дхармагуптака , Махишасака , Кашьапия , Сарвастивада и Махасамгхика . [25] Ричард Саломон приписал большую часть гандхарских текстов школе Дхармагуптака , которая была главной буддийской школой в регионе. [26] Во время визита китайского паломника Факсиана в регион он сообщил, что большинство монахов исповедуют немахаянские формы буддизма. [27] Однако существует также множество текстовых и художественных свидетельств существования Махаяны в Гандхаре. [28] [29]
После падения Кушан этой территорией правили небольшие королевства, наиболее дружественные буддизму, которые продолжали продвигать буддийские ступы и монастыри. [30] Буддизм начал ослабевать в регионе после второй половины пятого века, когда белые гунны-эфталиты вторглись в Гандхару. После краха правления эфталитов в VI веке буддийские памятники значительно пришли в упадок. [31] Когда китайский монах Сюаньцзан (602–664) посетил Таксилу и Гандхару, многие монастыри опустели. [32] Однако буддизм продолжал процветать в районах за пределами Гандхарского ядра Пешавара, например, в долине Сват , Кашмире и Афганистане . [21]
Афганский Бамиан Будды был одним из главных городов буддийской деятельности в регионе, о чем свидетельствуют остатки монументальных скульптур Будды, известных как Бамиана . Считается, что они были вырезаны где-то между III и VI веками нашей эры. [33] Бамиан, похоже, продолжал оставаться сильным буддийским городом и в VII веке. Китайский буддийский паломник Сюаньцзан посетил это место в 630 году нашей эры и описал Бамиан как буддийский центр с «множеством монастырей и тысячами монахов, изучающих Локоттараваду » . [34]
Еще одним важным местом Гандхары, где буддизм оставался сильным в VII веке, был северный город Гилгит , ключевой город на Шелковом пути , который посещали китайские паломники для изучения буддизма. [35] В 600-х и 700-х годах регионом управляла династия Патола Шахи из Королевства Гилгит , которые были приверженцами буддизма Ваджраяны . [36] Позже город перешел под власть Тибетской империи до конца 800-х годов. [37]
Религия начала приходить в упадок после вторжения эфталитов ( также известных как белые гунны ) примерно в середине пятого века. [38] Затем их заменили индуистские шахи , которые следовали индуизму, хотя буддизм продолжал процветать. [39]
Сюаньцзан (602–664) прошел через Гандхару и основал множество действующих монастырей. За ним последовал Оу Конг, посетивший его в 753 году нашей эры. [40] Буддийский монах жил в Барамулле в 13 веке.
Мусульманские вторжения в Индию нанесли дальнейший ущерб буддийской культуре в Гандхаре, и буддизм в конечном итоге прекратил свое существование в этом регионе примерно к 1200 году нашей эры из-за различных факторов . [2]
Искусство и архитектура
[ редактировать ]
Поскольку этот регион находился на перекрестке культур, искусство буддистов Гандхары представляло собой сплав греко-римского, иранского и индийского стилей. [4] Первоначально буддийское искусство было аниконическим, но греко-римское влияние привело к появлению антропоморфных изображений Будды в I веке нашей эры. [41] Расцвет этого художественного стиля пришелся на времена Кушанской империи . Было найдено множество примеров буддийской скульптуры Гандхары, демонстрирующих влияние греко-римской скульптуры.
Архитектуру Гандхары можно разделить на четыре основных этапа: [42]
- Фаза I (ок. 200 г. до н. э. — середина I века н. э.), характеризующаяся священными сооружениями в Сиркапе и его окрестностях , Буткаре I и самыми ранними остатками комплекса Дхармараджика . Этот этап предшествовал популяризации изображений Будды.
- Фаза II (приблизительно середина-конец I века н.э. - начало III века н.э.) - характеризуется расширением Буткары I и комплекса Дхармараджика за счет добавления ступ , реликтовых святынь и монастырей. Центральное место на этом этапе занимают повествовательные рельефы биографии Будды, которые включают антропоморфные изображения Будды.
- Фаза III (начало III века н.э. - конец V века н.э.), период большого процветания, участки фаз I и II расширяются и модифицируются. Также можно увидеть акцент на религиозных изображениях будд и бодхисаттв и святилищах для их размещения, а к концу этого периода появляются монументальные изображения (некоторые из них высотой более 11 метров). Ступы украсились рядами статуй Будд и Бодхисаттв.
- Фаза IV (ок. 5-8 веков н.э.), плохо изученная фаза, во время которой покровительство уменьшилось, а скульптуры были перемещены и повторно использованы в бассейне Пешавара. Однако в долине Сват покровительство сохранилось, и было создано множество вырезанных в скалах фигур Будды. Точно так же в Афганистане было построено множество скульптур, в том числе Будды Бамиана.
Буддийские тексты
[ редактировать ]— Буддийские тексты Гандхары старейшие из когда-либо обнаруженных буддийских рукописей (около I века н. э.). Материал разбросан по нескольким коллекциям по всему миру и весьма фрагментарен. Большинство из них написано на языке гандхари и письменности карости , либо на рукописях из бересты, либо на пальмовых листьях. Гандхарские рукописи были найдены для всех основных буддийских жанров, включая прозаические сутры , поэзию, Абхидхарму , Винаю , Авадану , комментарии и тексты Махаяны . [43] материал, который соответствует текстам Палийского канона Был найден , например, «Сутре носорога» ( Гандхари : Харгавишана-сутра) и параллели с Анатталакхана-суттой . [44]
Махаяны Сутры Чистой Земли были привезены из региона Гандхара в Китай еще в 147 году нашей эры благодаря работе кушанского монаха Локакшемы, который перевел важные сутры Махаяны, такие как Аштасахасрика Праджняпарамита Сутра . [45] Есть свидетельства того, что самый ранний из этих переводов был переведен с языка гандхари. [46] В корпусе Локакшема особое внимание уделяется аскетическим практикам, обитанию в лесу и погружению в состояния медитативной концентрации. [47] Некоторые ученые также прослеживают махаянскую сутру Лонгера Сукхавативьюха до региона Гандхара во времена Кушанской империи . [48] [49]
Влияние
[ редактировать ]
Благодаря положению Гандхары на Шелковом пути, гандхарский буддизм оказывает сильное влияние на буддизм Центральной и Восточной Азии. В греческую и кушанскую эпохи Хайберский перевал был важным торговым путем и ключевой магистралью, соединявшей Пешавар с Бактрией (и городом Балхом , или Бактрой ) через перевал. [50] Это был основной путь распространения буддизма в Среднюю Азию и Китай. Таким образом, буддийская культура Большой Гандхары распространилась на города Северного Афганистана (например, Кундуз ), Южного Узбекистана (например, Термез ), Туркменистана (например, Мерв ) , Таджикистана и юго-восточного Кыргызстана (в Чуйской долине ). [51]
Гандхарские миссионеры оказали влияние на распространение буддийской культуры в Китае во времена династии Хань (202 г. до н.э. – 220 г. н.э.) посредством контактов в городах Таримской впадины , расположенных в современном Синьцзяне , таких как Хотан и Турфан . [52] Некоторое время этим регионом правили кушаны под предводительством Канишки, и это позволило буддийским миссионерам легко добраться до городов Таримской впадины. [53]
Важными буддистскими деятелями из Большой Гандхары, которые выступали в качестве переводчиков в Китае, являются Локакшема , Ан Шигао , Дхармаракша (265–313), Чжи Цянь (220–252), Джнянагупта (561–592) и Праджня (ок. 810).
Буддисты Ваджраяны из регионов Большого Гандхара Гилгит и долины Сват (которая, возможно, является широко цитируемой Оддияной ) также оказали влияние на становление тибетского буддизма . Сюаньцзан отмечает, что во время своих путешествий по этому региону (629-645 гг.) он встретил много буддистов, склонных к тантрическим практикам. Присутствие тантрического буддизма Ваджраяны в регионе в VII и VIII веках было подтверждено недавними археологическими находками, в том числе наскальными скульптурами Авалокитешвары , Ваджрапани Ваджраяны и фигурой сиддха . [54]
Список гандхарских монахов
[ редактировать ]Это список важных гандхарских монахов из современного региона Гандхара в Пакистане в хронологическом порядке;
Основатели различных буддийских школ
[ редактировать ]Гандхарские буддийские монахи прямо или косвенно развили важные школы и традиции буддизма, такие как Ньингма школа в Тибете , Саутрантика школа в Китае , Хоссо и Куша-сю школы в Японии , а также традиции Дзогчен и Йогачара в Восточной Азии . Гандхарцы сыграли важную роль в распространении буддизма в Китае , Корее и Японии и, таким образом, оказали глубокое влияние на Восточной Азии философию , историю и культуру . Основателями различных буддийских школ и традиций Гандхары являются следующие:

- Гараб Дордже (I век), основатель традиции Дзогчен (Великое Совершенство).
- Кумаралата (3 век), Кумаралата был основателем Саутрантика . буддийской школы
- Васубандху (4 век), Васубандху считается одним из самых влиятельных мыслителей гандхарской буддийской философской традиции. В Дзёдо Синсю он считается Вторым Патриархом ; в чань-буддизме он 21-й Патриарх. Его Абхидхармакошакарика («Комментарий к сокровищнице Абхидхармы») широко используется в тибетском и восточноазиатском буддизме.
- Асанга (4 век), он был «одним из самых важных духовных деятелей» буддизма Махаяны и «основателем школы Йогачара ».
- Падмасамбхава (8 век), он считается Вторым Буддой в школе Ньингма , старейшей буддийской школе в Тибете, известной как «древняя».
Переводчики
[ редактировать ]- Чжи Яо (2 век), он перевел важные буддийские тексты на китайский язык .
- Локакшема (2 век), он перевел важные санскритские сутры на китайский язык во время правления династии Хань в Китае.
- Джнянагупта (6 век) перевел 39 писаний в 192 главах в период с 561 по 592 год на китайский язык во время правления династии Суй в Китае.
- Праджня (9 век) перевел важные санскритские сутры на китайский язык во время правления династии Тан в Китае.
- Данапала (11 век), он был буддийским монахом и плодовитым переводчиком санскритских буддийских сутр во времена династии Сун в Китае .
Другие
[ редактировать ]- Марананта (4 век), один из первых миссионеров, распространивших буддизм на Корейском полуострове .
См. также
[ редактировать ]- Греко-буддизм
- Греко-буддийское искусство
- Греко-буддийское монашество
- Будды Бамиана
- Кушанская империя
- Гандхарские буддийские тексты
- Передача буддизма по Шелковому пути
Примечания
[ редактировать ]- ^ Саломон, Ричард, Буддийская литература древней Гандхары, Введение с избранными переводами. п. XVII
- ^ Перейти обратно: а б с Курт Берендт, Пиа Бранкаччо, Гандхарский буддизм: археология, искусство и тексты, 2006, стр. 11
- ^ Перейти обратно: а б «UW Press: Древние буддийские свитки из Гандхары» . Проверено 4 сентября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Курт Берендт, Пиа Бранкаччо, Гандхарский буддизм: археология, искусство и тексты, 2006, стр. 10
- ^ Ланкастер, Льюис Р. «Корейский буддийский канон: описательный каталог» . www.acmuller.net . Проверено 4 сентября 2017 г.
- ^ Ренгель, Мариан (15 декабря 2003 г.). Пакистан: Путеводитель по культуре из первоисточников . The Rosen Publishing Group, Inc., стр. 59–62. ISBN 978-0-8239-4001-1 . Архивировано из оригинала 15 января 2023 года . Проверено 4 августа 2022 г.
- ^ «Буддизм в Пакистане» . pakteahouse.net . Архивировано из оригинала 20 января 2015 года . Проверено 20 января 2015 г.
- ^ Басвелл, Роберт; Лопес, Дональд (2014). Принстонский словарь буддизма . Издательство Принстонского университета. стр. 424–425. ISBN 9780691157863 . Архивировано из оригинала 15 января 2023 года . Проверено 21 ноября 2021 г.
- ^ Басвелл-младший, Роберт (2014). «Мадхьянтика». Принстонский словарь буддизма . Издательство Принстонского университета. п. 490. ИСБН 978-0-691-15786-3 .
- ^ Банси Лал Малла (1990). Скульптуры Кашмира, 600-1200 гг. н. э. Агам Кала Пракашан. п. 7.ISBN 978-0-8364-2521-5 .
- ^ Кумара, Враджа Бихари (2007). Индия и Центральная Азия: от классики до современности . Концептуальное издательство. п. 66. ИСБН 978-81-8069-457-8 .
- ^ Хиракава, Акира (1993). История индийского буддизма: от Шакьямуни до ранней Махаяны . Мотилал Банарсидасс Publ. п. 87. ИСБН 978-81-208-0955-0 .
- ^ Хейрман, Энн; Бумбахер, Стефан Питер (редакторы). Распространение буддизма, Брилл, стр. 49-50
- ^ Перейти обратно: а б Нилис, Джейсон, буддизм в Гандхаре, Оксфордская библиография
- ^ Хейрман, Энн; Бумбахер, Стефан Питер (редакторы). Распространение буддизма, Брилл, стр. 49-51
- ^ Хейрман, Энн; Бумбахер, Стефан Питер (редакторы). Распространение буддизма, Брилл, стр. 52
- ^ Хейрман, Энн; Бумбахер, Стефан Питер (редакторы). Распространение буддизма, Брилл, стр. 55
- ^ Хейрман, Энн; Бумбахер, Стефан Питер (редакторы). Распространение буддизма, Брилл, стр. 56
- ^ Хейрман, Энн; Бумбахер, Стефан Питер (редакторы). Распространение буддизма, Брилл, стр. 58
- ^ Курт А. Берендт, Буддийская архитектура Гандхары, Справочник по востоковедению BRILL, 2004, стр. 13
- ^ Перейти обратно: а б с Берент, Курт. Гандхара, metmuseum.org
- ^ Перейти обратно: а б Хейрман, Энн; Бумбахер, Стефан Питер (редакторы). Распространение буддизма, Брилл, стр. 57
- ^ Перейти обратно: а б Курт А. Берендт, Буддийская архитектура Гандхары, Справочник по востоковедению BRILL, 2004, стр. 14
- ^ Курт Берендт, Пиа Бранкаччо, Гандхарский буддизм: археология, искусство и тексты, 2006, стр. 17
- ^ Фассман, Джерард. «Упайя-каушалья: Утверждение буддизма в Гандхаре», Фукуи Фумимаса и Г. Фуссман (ред.), Буддизм и местные культуры: некоторые случаи взаимной адаптации, Париж, 1994: Ecole Francaise d'Extreme-Orient: 17–51. , с. 20-1.
- ^ Ричард Саломон. Древние буддийские свитки из Гандхары: фрагменты Харости из Британской библиотеки при участии Раймонда Олчина и Марка Барнарда. Сиэтл: Вашингтонский университет Press; Лондон: Британская библиотека, 1999. стр. 181.
- ^ Курт Берендт, Пиа Бранкаччо, Гандхарский буддизм: археология, искусство и тексты, 2006, стр. 151
- ^ Саломон, Ричард, Буддийская литература древней Гандхары, Введение с избранными переводами
- ^ Курт Берендт, Пиа Бранкаччо, Гандхарский буддизм: археология, искусство и тексты, 2006, стр. 152
- ^ Хейрман, Энн; Бумбахер, Стефан Питер (редакторы). Распространение буддизма, Брилл, стр. 60
- ^ Курт А. Берендт, Буддийская архитектура Гандхары, Справочник по востоковедению BRILL, 2004, стр. 10
- ^ Хейрман, Энн; Бумбахер, Стефан Питер (редакторы). Распространение буддизма, Брилл, стр. 61
- ^ Номинация всемирного наследия, Культурный ландшафт и археологические памятники долины Бамиана, https://whc.unesco.org/uploads/nominations/208rev.pdf
- ^ Ямада, Мэйдзи (2002). Буддизм Бамиана , Pacific World, 3-я серия 4, 109-110
- ^ Фредерик Дрю (1875) Территории Джамму и Кашмир: географический отчет Э. Стэнфорд, Лондон, OCLC 1581591
- ^ Твист, Ребекка Л. (2007). «Покровительство, преданность и политика: буддологическое исследование визуальных записей династии Патола Сахи» . Университет штата Огайо. ISBN 9783639151718 . Проверено 19 февраля 2017 г.
- ^ Мок, Джон (октябрь 2013 г.). «Тибетский топоним из Афганистана» (PDF) . Журнал тибетских исследований . Национальный центр научных исследований (27): 5–9. ISSN 1768-2959 . Проверено 22 января 2018 г.
- ^ «Гандхара | Очерк | Метрополитен-музей | Хронология истории искусств Хайльбрунна» .
- ^ «История и культура индийского народа, том 04, эпоха имперского Канауджа» . Бхаратия Видья Бхаван. 2009.
- ^ БУДДИЗМ В КАШМИРЕ, Налинакша Дутта, 1985, стр. 54-55.
- ^ Гандхара, Bundeskunsthalle.de
- ^ Курт А. Берендт, Буддийская архитектура Гандхары, Справочник по востоковедению BRILL, 2004, стр. 7-11
- ^ Саломон, Ричард, Буддийская литература древней Гандхары, Введение с избранными переводами.
- ^ Эндрю Гласс, Марк Аллон. Четыре Гандхари Самьюктагама-сутры, стр. 5; страница 15.
- ^ «Корейский буддийский канон: описательный каталог (Т. 361)» .
- ^ Мукерджи, Братиндра Нат. Индия в ранней Центральной Азии. 1996. с. 15
- ^ Уильямс, Пол. Буддизм Махаяны: основы доктрины. 2008. с. 30
- ^ Накамура, Хадзиме. Индийский буддизм: обзор с биографическими примечаниями. 1999. с. 205
- ^ Уильямс, Пол. Буддизм Махаяны: основы доктрины. 2008. с. 239
- ^ Самад, Рафи-ус, Величие Гандхары. Древняя буддийская цивилизация долин Свата, Пешавара, Кабула и Инда, с. 224
- ^ Самад, Рафи-ус, Величие Гандхары. Древняя буддийская цивилизация долин Свата, Пешавара, Кабула и Инда, с. 224-232
- ^ Самад, Рафи-ус, Величие Гандхары. Древняя буддийская цивилизация долин Свата, Пешавара, Кабула и Инда, с. 233
- ^ Самад, Рафи-ус, Величие Гандхары. Древняя буддийская цивилизация долин Свата, Пешавара, Кабула и Инда, с. 234
- ^ Лука Мария Оливьери, Гуру Падмасамбхава в контексте: археологические и исторические свидетельства из Свата / Уддияны (ок. 8 века н.э.)