Диваштич
Диваштич | |
---|---|
Король Пенджиканта | |
Царствование | 706–722 |
Предшественник | Чукин Чур Билга |
Преемник | Омейядское завоевание |
Рожденный | Самарканд , Согдия |
Умер | 722 Рабинжан , Согдия |
Супруг | Нандиманпан (nnδβ'mpnh) |
Проблема | Тархун |
Отец | Йодхсетак |
Религия | Зороастризм |
Диваштич (также пишется Деваштич , Деваштич и Дивасти ) — средневековый согдийский правитель в Трансоксиане в период мусульманского завоевания Трансоксианы . Он был правителем Пенджиканта и его окрестностей с ок. 706 г., до его падения и казни осенью 722 г.
Источник
[ редактировать ]Диваштич был сыном некоего Ёдхсетака, принадлежавшего к знатному согдийскому дехканскому роду из Самарканда , который мог вести свое происхождение от сасанидского царя Бахрама V Гура (годы правления 420–438). Семья носила титул сур и начала править частями Согдианы в VI веке. В семье было пять членов семьи, носивших титул сур , Диваштич был последним из них. [2]
Спор с Самаркандом и арабами
[ редактировать ]Примерно в В 706 году Диваштич был избран царем Пенджиканта, сменив тюркского принца Чукин Чур Билга на посту правителя города. Однако Диваштич не обладал абсолютной властью и делил свою власть с другими князьями. Хотя Диваштич правил только Пенджикантом, он претендовал на титул «согдийского царя» и «правителя Самарканда». На некоторых монетах Диваштича было имя некой Наны, которая была либо богиней Наная , либо дочерью Чукин Чур Билги, на которой Диваштич, возможно, был женат.
В 709/710 году Тархун , согдийский правитель Самарканда, был свергнут в результате восстания из-за своей промусульманской политики, и ему наследовал другой согдийский князь по имени Гурак . После падения Тархуна двое его сыновей бежали ко двору Диваштича, где с ними обошлись почтительно. Это значительно усилило претензии Диваштича на Самарканд. Примерно в В 712 году Диваштич, включая других местных согдийских правителей, таких как Гурак, признал власть Омейядского халифата после вторжения арабского генерала Кутайбы ибн Муслима .
В то время как Гурак пытался вырваться из-под сюзеренитета Омейядов и попросить помощи у династии Тан , Диваштич оставался верным арабам, и его отношения с ними, кажется, были настолько хорошими, что его даже считали мусульманином. В 719 году он был вынужден отправить двух сыновей Тархуна к аль-Джарре ибн Абдаллаху , омейядскому правителю Хорасана . [3] Еще в 721 году Диваштич вел переписку с Абд ар-Рахманом ибн Нуаймом аль-Гамиди, новым правителем Хорасана, который льстиво называл его царем Согдианы и правителем Самарканда, возможно, пытаясь обеспечить или вернуть себе лояльность. . [4]
Восстание и смерть
[ редактировать ]В 720 году Диваштич вместе с другим согдийским правителем по имени Карзандж упоминается как лидеры антиарабского восстания в Согдиане. Им удалось заслужить преданность ат-Тара, согдийского правителя Ферганы , который пообещал предоставить им защиту в случае, если их восстание потерпит неудачу. Пока армия Карзанджа находилась в Худжанде , ат-Тар предал его и сообщил Омейядов генералу Саиду ибн Амру аль-Хараши, где дислоцировались Карзандж и его армия. Аль-Хараши быстро двинулся к Худжанду, где разгромил армию Карзанджа, жестоко уничтожив более 3000 согдийских жителей в городе.
Затем аль-Хараши уехал в Зарафшан , местонахождение Диваштича. Вскоре возле города в 722 году произошла битва, в которой аль-Хараши снова удалось выйти победителем. Затем Диваштич бежал в крепость недалеко от Зерафшана, но в конце концов согласился сдаться арабам и попал в плен, где с ним обращались хорошо. Затем арабы начали сжигать несколько домов и храм в Пенджиканте.
Омейядский губернатор Ирака , включая других высокопоставленных чиновников, хотел освободить Диваштича. Аль-Хараши, однако, распял Диваштича на зороастрийском захоронении и отправил его голову в Ирак. [5] Этот выбор позже сыграл роль в смещении аль-Хараши с поста губернатора Хорасана. [6]
Религия
[ редактировать ]Хотя по Согдиане распространились буддизм и манихейство , Диваштич, включая большинство его подданных, исповедовали зороастризм , который, однако, отличался от того, который практиковался на Иранском нагорье . Зороастризм, которому поклонялись Диваштич и его подданные, также известный как «Согдийский зороастризм», был другой зороастрийской сектой, получившей влияние разных религий. Даже древние месопотамские религии оказали влияние на зороастрийскую секту, а таким богам, как Наная . согдийцы поклонялись [8]
Потомки
[ редактировать ]Сын Диваштича Тархун (не путать с согдийским правителем Тархуном ) был взят в плен в Ираке. Его семья прожила там три поколения; В четвертом поколении член семьи по имени Микал ибн Абд аль-Вахид поселился в Хорасане в начале 9-го века, где его потомки продолжали жить, положив начало выдающейся семье Микалидов , служившей различным династиям Хорасан. [2]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Музей Гиме (MA 4660) Курбанов, Шарофиддин (2021). Таджикистан: в стране золотых рек . Париж, Гент: Музей Гиме, Editions Snoeck. п. 196. ИСБН 978-9461616272 .
- ^ Перейти обратно: а б Буллиет 1984 , с. 764.
- ^ Marshak 1994 , pp. 334–335.
- ^ Якубович 2002 .
- ^ Хансен 2012 , стр. 136.
- ^ Литвинский и Дэни 1996 , с. 755.
- ^ Симс, Элеонора (2002). Бесподобные образы: Персидская живопись и ее истоки . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 211. ИСБН 978-0-300-09038-3 .
- ^ Маршак 2002 , "Пенджикант"
Источники
[ редактировать ]- Маршак, Борис (1994). «ДЕВАШТЕЧ» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, том VII/3: Дехкан I-Дейлам, Иоанн из . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 334–335. ISBN 978-1-56859-021-9 .
- Литвинский, Б.А.; Дэни, Ахмад Хасан (1996). История цивилизаций Центральной Азии: Перекресток цивилизаций, 250–750 гг . н.э. ЮНЕСКО. стр. 1–569. ISBN 9789231032110 .
- Буллиет, RW (1984). «АЛ-Э МИКАЛ» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, том I/7: Ариман-Алафранк . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. п. 764. ИСБН 978-0-71009-096-6 .
- CE, Босворт (1993). «Микалис» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VII: Миф-Наз . Лейден: Э. Дж. Брилл. ISBN 978-90-04-09419-2 .
- Маршак, Борис (2002). «ПЕНДЖИКАНТ» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, онлайн-издание . Фонд Энциклопедии Ираника.
- Хансен, Валери (2012). Шелковый путь . Издательство Оксфордского университета. стр. 1 –304. ISBN 9780195159318 .
Дивашин.
- Якубович, Илья (2002). «Кружка 1.I. Возвращение» . Студия Ираника . 31 (2): 231–253. дои : 10.2143/SI.31.2.270 .