Гунсунь Хонг
Часть серии о |
Конфуцианство |
---|
Гунсунь Хун (公孫弘; Уэйд-Джайлз : Кунг-сун Хун; 200 – 7 апреля 121 г. до н. э.) [1] ) был высокопоставленным чиновником в династии Западная Хань при императоре У. Вместе с более известным конфуцианским ученым Дун Чжуншу Гунсунь был одним из первых сторонников конфуцианства, положив начало его появлению при ханьском дворе. Идеалы и декреты, продвигаемые обоими, стали рассматриваться как ценности сами по себе, став «основными элементами или даже отличительными чертами» конфуцианства, хотя и не обязательно официально при его жизни. , которые в то время считались радикальными, впервые были предложены и более горячо продвигались Дуном Национальная академия и Имперский экзамен , но не появились до тех пор, пока их не поддержал более успешный Гунсунь. Их создание создало прецедент, который сохранится и в двадцатом веке. [2]
Гунсунь родился в провинции Цзычуань в Королевстве Лу , в составе современной провинции Шаньдун . Начав свою политическую карьеру в шестьдесят лет, он быстро прошел путь от простого человека до высокого поста в 130 г. до н.э., когда ему было семьдесят, став великим секретарем и «главным цензором» в 126 г. и канцлером в 124 г. [3] [4] Один из Трех Герцогов , [5] в знак признания канонического мастерства он, вероятно, был первым ханьским конфуцианцем, назначенным на высокий пост. [6] первый простолюдин и первый (и единственный из двенадцати того времени) конфуцианец, ставший канцлером , [7] а также первый канцлер, ставший маркизом . [8] Он создал прецедент конфуцианства как толкователя предзнаменований . [9]
Фон
[ редактировать ]Предыдущие императоры, будучи более сторонниками Хуан-Лао , ввели политику общего невмешательства в жизнь народа, снижая налоги и другие обременения, поощряя государственную бережливость и сокращая уголовные наказания. Однако серьезной проблемой была власть побочных принцев внутри имперского клана, которые часто наращивали свою военную мощь, сопротивляясь указам, изданным императором. Во времена императора Вэня произошли беспорядки в клане Лю , но он не предпринял никаких решительных и всеобъемлющих действий. Его преемнику императору Цзину удалось подавить восстание принцев, которым после этого было отказано в праве назначать министров в своих феодальных владениях, но их власть сохранилась.
Сыма Цянь утверждает, что Гунсунь был тюремным служащим, который после увольнения зарабатывал на жизнь батраком, пасущим свиней. [10] Шиджи Весенним характеризует и Гунсуня, и Дун Чжуншу как специалистов по и Осенним летописям , что дает Гунсуню основной интерес к биографии Чуньцю Гуляна как к комментарию к летописям. В противном случае Шиджи и Ханьшу приписывают ему склонность к комментариям к Гунъян Чжуань как ученику Хуу Цзыду, который, как сообщается, посещал занятия по Гунъяну под его руководством в состоянии Ци, когда сам Хуу был стар. В отличие от Шиджи, Ханьшу считает, что он больше интересуется Гунъяном. [11] [12]
Однако ни один из текстов не упоминается ни в одном из документов Гунсуня, и его действия, похоже, не отражают Гонъян. Его семья была бедной, и он мало что изучил из Анналов, пока ему не исполнилось сорок, и Шиджи считают его способности второстепенными по сравнению со способностями Дун Чжуншу. [13] Хотя в своих беседах с императором Гунсунь обсуждал тонкости Небесного мандата , он утверждал, что небеса не были предвзяты к своим слугам. [14]
Речь о назначении
[ редактировать ]Гунсунь, вероятно, впервые выразил свои взгляды в 134 г. до н.э. после смерти даосской вдовствующей императрицы , в ответ на просьбу императора У Хань о правительственном совете. Он подал заявление на повышение в правительстве через судебное разбирательство. Его дискурс включал идеи конфуцианства , административной философии ( китайского легализма ) и мохизма ; а именно, что способные люди должны быть заняты на должностях, соответствующих их талантам (Мохизм и Шэнь Бухай ); во-вторых, поощрение высоких стандартов морали, гармоничных отношений и прием на работу нравственных людей (конфуцианство и мохизм); и что простым людям следует предоставить возможность заниматься сельским хозяйством, препятствуя при этом бесполезным предметам (мохизм и Шан Ян ).
Ссылаясь на типичный золотой век далекого прошлого, когда население было естественно хорошим, что напоминает речь Лу Цзя и Цзя, И Гунсунь перед судом высмеивает практику Цинь (то есть ее наказания) как неадекватную, подчеркивая конфуцианские ценности. искренность, человечность (жэнь), праведность (и) и умеренность (ли), но также интеллектуальное суждение (чжи) как средство эффективной власти. Возможно, это был первый раз в истории, когда он вспомнил в своих аргументах герцога Чжоу ( Чжоу Гун ). Примечательно влияние на основы конфуцианства, его упор на руководство через музыку (что также подчеркивал Донг), ли и жизненные привычки. [15] с другой стороны, ему не хватало космологии Дуна. [16]
После этого он произнес слегка завуалированную речь об «основах управления», почерпнутую, по-видимому, непосредственно из « Хань Фейцзы» ; ссылаясь на методы (шу) управления (связанные с Шэнь Бухаем ), рекомендуя жесткий личный контроль над правительством и «монополизацию рычагов управления жизнью» (« Хань Фэя Две ручки вознаграждения и наказания» ). Его речь была оценена церемониальным суперинтендантом низко, но императором — среди лучших; хотя по сравнению с Дуном он мог быть простым, Сыма Цянь пишет, что он все же был очень элегантным. [17]
Посланник сюнну
[ редактировать ]По словам Сыма Цяня , начав свою карьеру в шестьдесят лет, Гунсунь был отправлен посланником к сюнну (северной конфедерации кочевников). Он подал в отставку «из-за болезни», когда его мнение по этому вопросу отличалось от мнения Императора ( Императора У ), но был возвращен по общему согласию, несмотря на сопротивление Гунсуня. После этого он редко не соглашался с императором открыто. Поначалу выступая против этого, он выступал за предложение Чжуфу Яня о развитии Шуофан командования (защитная позиция против хунну) за счет усилий на юге, и только в конечном итоге добился успеха. [18] [19] [20]
Донг Чжуншу
[ редактировать ]Хотя Дун не достиг высокого поста, Хань Шу отмечает, что его карьера по-прежнему отличалась тем же призванием к службе, что и Гунсунь Хун. В легендариуме Ханьшу , где собраны интерпретации конфуцианских текстов, сделанные Дуном с самого начала его работы, говорится, что, несмотря на его изгнание, Гунсунь предпочел его учение учению ныне малоизвестного ученого Цзяна из Сяцю.
Речь Гунсуня принесла ему звание академика, что побудило Дун Чжуншу заявить, что он добился высокого поста от самодержавного императора посредством лести, за что Гунсунь можно было охарактеризовать как «ненавидящего» его. Говорят, что Гунсунь изо всех сил старался отодвинуть Дуна на второй план и в конечном итоге стал свидетелем его изгнания, вероятно, между 126–121 гг. До н. э., с заявлением, что он был единственным человеком, подходящим на должность канцлера Цзяоси. Пан Гу , по крайней мере, как представитель Ханьшу, неоднократно утверждает, что Гунсунь несет ответственность за изгнание Дуна в Цзяоси, а также за смерть Чжуфу Яня .
Вызывающий большое восхищение Лю Сяна , Дун проявлял общий интерес к проблемам правительства, включая налоги, сельское хозяйство и сюнну. Однако позже ему грозила смертная казнь, от которой он был освобожден, так что он мог выполнять только консультативную роль. Несмотря на его конфуцианское наследие, он не считался интеллектуальным лидером даже в эпоху династии Цин. Майкл Лоу отмечает значительный промежуток времени между предложениями Донга и их реализацией. Таким образом, хотя сам Гунсунь «неофициально» изгнал Дуна, мало что можно предположить, что его политические предложения были повторены его современниками или приняты иным образом, за исключением тех случаев, когда их продвигал сам Гунсунь.
Назначив Дуна канцлером Вэйфана , Гунсунь фактически спровоцировал частичный уход Дуна из политической жизни, но, похоже, проложил путь к присвоению и замене его предложений более сложными. Предложения Дуна по обучению чиновников были реализованы только благодаря Гунсуну. Донг отвечал за набор кадров в бюрократию, но не добился в этом большого успеха. Его усилия превзойдут Гунсунь, но его можно отнести к первоначальным вкладам в указы и идеалы, которые станут «основными элементами или отличительными чертами» конфуцианства. [21] [22]
Императорская академия
[ редактировать ]Сыма Цяня Как отмечено в «Сборнике биографий Ру» (который он не обязательно написал сам), Гунсунь Хун рекомендовал отбирать очень талантливых молодых людей для обучения в императорской академии. Они будут назначены на должности начального уровня на основе изучения Пяти классических произведений . Сыма Цянь в целом, похоже, презирает Гунсуня, поскольку конфуцианцы саркастически последовали за ним в офис. Несмотря на это, в документе говорится, что среди бюрократии тогда нашлись грамотные и утонченные люди.
Однако, хотя во время правления императора У они заняли различные должности, сам документ выглядел идеалистическим, с надеждой, что они смогут разбогатеть на основе своих исследований. Их восхождение, судя по всему, было непростым: имена лишь двух высокопоставленных чиновников академии были зарегистрированы. Сами конфуцианцы по-прежнему находились в невыгодном положении, большинство высокопоставленных чиновников того времени все еще унаследовали свои посты.
Будущие конфуцианцы задним числом реконструируют конфуцианскую общину как процветавшую во времена правления императора Ву. [23] [24]
Сотрудничество Чжан Тан
[ редактировать ]Начав свою карьеру в качестве ученого, назначенного за знание Пяти классических произведений , и только позже достигнув юридического, Гунсунь приукрасил последнее первым, чем очень угодил императору. Часто упоминаемые вместе в «Шицзи» , Гунсунь восхвалял юриста Чжан Тана , чья политика нуждалась в легитимации, тем самым укрепляя позиции друг друга. [25]
Профессор Гриет Ванкирберген называет Гунсуня и Чжана «квазилегалистскими бюрократами ». [26] Они ввели закон по образцу Шан Яна , который наказывал тех, кто знал о преступлении, но не сообщал о нем, или клеветал на прокуроров. [27] Согласно « Тайпин Юлань» , Гунсунь также написал очень ценную книгу о Син-Мин (отборе кадров), доктрине Шэнь Бухая , которая, возможно, существовала еще в десятом веке. [28]
Выполняя пожелания императора, они поставили правительство под жесткий центральный контроль, продвигая автократический стиль правления. Устранив своих врагов путем казни или перевода, они начали то, что можно назвать политической революцией, положившей временный конец групповым интересам при дворе, закрепив ее со смертью Лю Аня в Хуайнане .
Примечательно понижение в должности их врага Цзи Ана как влиятельного представителя традиции Хуан-Лао, отдающей предпочтение богатым семьям. Рассматривая их как посягающие на прерогативы и власть Императора, Гунсунь подразумевает сравнение роскошных потворств людей, подобных Цзи Аню, с потворством Гуань Чжуна как узурпировавшего прерогативы своего господина - и это одобряется. В связи с этим Гунсунь носил штатскую одежду и ел простую пищу, как бы для того, чтобы встать на ноги с мелкими чиновниками или народом. [29]
Другие случаи включают в себя то, что Гунсунь рекомендовал казнить коррумпированного Чжуфу Яня (хотя Гунсунь, возможно, жаждал его благосклонности к императору), и что суровый чиновник Нин Чэн не был назначен на государственную должность, а император назначил последнего комендантом. [30] Гунсунь умер естественной смертью всего через год после суда над Хуайнанем. [31] Его сын унаследовал его звание, став Великим администратором Чжэцзяна , но потерял его в суде. [32] Сыма Цянь заявляет, что его заменил Ли Цай. [33]
Наследие
[ редактировать ]В отличие от Чжан Тана, который продвигал своих подчиненных, Гунсунь не использовал свое положение для продвижения других конфуцианцев и, вероятно, не идентифицировал себя с конфуцианским сообществом, не колеблясь, чтобы изгнать их с должности. [34] Майкл Лоу утверждает, что, хотя его и считали одним из самых уважаемых государственных деятелей, на самом деле его считали несколько старомодным. [35] Несмотря на свою политическую ориентацию, поскольку он настаивал на ценности доверия выше закона, вознаграждений или наказаний, профессор Гриет Ванкирберген считает, что Гунсунь все еще напоминает идеологию Хуан-Лао , как и идеологию даосского «Хуайнаньцзы» , книги его оппонентов. [36]
не отзывался о нем особенно негативно, Хотя китаевед Херрли Г. Крил он считал его в значительной степени номинальным конфуцианцем, оправдывающим деспотическое правление императора У, причем Гунсунь сам был «хорошим «законником»»; люди, которых на самом деле слушал Ву, занимались финансами, уголовным правом, военным делом и т. д. Однако Ванкеерберген считает, что Гунсунь пропагандировал добродетели бережливости, скромности и неподкупности, которые, можно сказать, отошли на второй план. Присягнув на верность Императору, он был новатором в определении абсолютизма с моральной точки зрения, поддерживая концепцию лояльности, идущую вразрез со временем, и соответствующие ей новые стандарты поведения. [37] Вслед за Гунсунем ученые «взяли курс на поддержку монархической власти». [38] он и Чжан Тан добились «не чего иного, как наклона оси традиционного морального компаса в сторону более правовой ориентации». [26]
До Гунсуня выбор чиновников зависел в основном от решения старших чиновников и приказов императора, хотя все еще с учетом характера. [39] Только семь процентов чиновников в то время были конфуцианцами. Быстрый рост Гунсуня будет отмечаться как его успех. [40] но помимо привлечения оппортунистов к конфуцианству, идеи « китайского легализма » проникли в конфуцианство, и те, кто поддерживал «законническую» политику, числились в их рядах. [41]
Многие были готовы последовать за Гунсунем, в то время как известные современники, такие как Дун Чжуншу , Цзи Ань и историограф Сыма Цянь, называли его и Чжан Тана льстецами и лживыми лицемерами, Гунсунь получал высокую зарплату, но носил простую одежду, выглядел снисходительным, но внутренне бескомпромиссным («подозрительный человек»). внешне великодушный, но внутренне коварный... он притворился дружелюбным, но отплатил за все обиды» - Сыма Цянь), и обвинил его в подрыве конфуцианства. По крайней мере, можно легко сказать, что Гунсунь манипулировал правовой системой и, как правило, не высказывал открыто свое собственное мнение в суде (хотя вряд ли оно могло считаться его личным мнением).
Как бы то ни было, оба жили скромно, если не сказать благотворительно, жизнью и установили новые стандарты поведения. Хотя Гунсун использовал свои добродетели для продвижения своей карьеры, его считали опытным, дотошным, уступчивым и сыновним человеком. Его хвалили за то, что он время от времени отдавал большую часть своей зарплаты коллегам-ученым, до такой степени, что почти ничего не оставалось для его семьи, раскрывая это только суду по обвинению Цзи Аня. Не сумев подавить восстание в Хуайнане из-за болезни, он принял критику Цзи Аня по поводу лицемерия.
Хотя Сыма утверждает, что Гунсунь считал себя умершим, не достигнув заслуг, [42] Ранний историк Поздней Хань Бан Гу считал его обладателем выдающихся способностей. [43] Китаевед Гомер Х. Дабс считал его «замечательным в личном поведении, способным в споре, способным в юридических вопросах и украшением учености». [38] в то время как Ту Вэймин называет его и Дуна наследниками Шусун Тонга . [16]
Примечания
[ редактировать ]- ^ день Уинь 3-го месяца 2-го года эры Юаньшоу , согласно биографии императора Ву в « Книге Хань».
- ^ Крил 1949 , стр. 239–241; Крил 1960 , стр. 239–241; Крил 1970 , стр. 86–87; Диллон 1998 , с. 79; Ванкеерберген 2001 , стр. 20, 173; Лоу 2011 , с. 145–148; Синьчжун 2015 , стр. 218, 231.
- ^ Королева 1996 , с. 30,31; Лоу 2011 , с. 103; Синьчжун 2015 , с. 14; Лян 2015 .
- ^ Хун Юань, 2018, стр. 587. Книга II о китайской цивилизации https://books.google.com/books?id=Nay8DwAAQBAJ&pg=PA587
- ^ Ванкеерберген 2001 , с. 26.
- ^ Рой и Цзянь 1978 , с. 225; Генц 2015 , с. 107.
- ^ Сюн 1985 , с. 8; Генц 2015 , с. 107; Лян 2015 , с. 14.
- ^ Крил 1949 , стр. 239–241; Крил 1960 , стр. 239–241; Ванкеерберген 2001 , с. 176.
- ^ Диллон 1998 , с. 349.
- ^ Майерс 1874 , с. 90; Loewe 2011 , стр. 55, 149; Генц 2015 , с. 107; Ссу-ма 2010 , с. 363; Редфилд 1953 , с. 54.
- ^ Лян 2015 , с. 14; Генц 2015 .
- ^ Loewe 2011, стр. 150-151.
- ^ Королева 1996 , с. 244; Лоу 2011 , с. 149-150; Генц 2015 , с. 106-109.
- ^ Хун Юань, 2018, стр. 587. Книга II о китайской цивилизации https://books.google.com/books?id=Nay8DwAAQBAJ&pg=PA587
- ^ Крил 1949 , стр. 239–241; Крил 1960 , стр. 239–241; Хсы 1986 , с. 316; Синьчжун, 2015 г. , стр. 230–231; Синьчжун 2015 , с. 230; Лоу 2011 , с. 55 148.
- ^ Jump up to: а б Вэй-мин Ту 1993 , стр. 22.
- ^ Крил 1949 , стр. 239–241; Крил 1960 , стр. 239–241; Ссу-ма 2010 , с. 107; Лоу 2011 , с. 55.
- ^ Крил 1949 , стр. 239–241; Крил 1960 , стр. 239–241.
- ^ Ссу-ма 2010 , стр. 364396; Генц 2015 , стр. 107.
- ^ Хун Юань, 2018, стр. 587. Книга II о китайской цивилизации https://books.google.com/books?id=Nay8DwAAQBAJ&pg=PA587
- ^ Loewe 1994 , с. 122; Королева 1996 , с. 30,63; Лоу 2011 , с. 47,49,147-149,151,206,337-338.
- ^ Лян 2015 , стр. 371.
- ^ Лян 2015 , стр. 3.
- ^ Иоахим Генц, 2015, стр. 107. Идеология власти и сила идеологии в раннем Китае
- ^ Крил 1949 , стр. 239–241; Уотсон 1958 , с. 310; Крил 1960 , стр. 239–241; Ванкеерберген 2001 , стр. 18–21, 27–28; Лян 2015 , с. 14.
- ^ Jump up to: а б Вятт 2002 , с. 564.
- ^ Ванкеерберген 2001 , с. 28.
- ^ Крил 1970 , с. 87.
- ^ Ванкерберген 2001 , стр. 14–36; Раймер и Чавес 1997 , с. 202; Ссу-ма 2010 , стр. 368, 390.
- ^ Ссу-ма 2010 , с. 364, 396; Уотсон 1958 , с. 319; Лян 2015 , с. 371.
- ^ Ванкеерберген 2001 , с. 27.
- ^ Ссу-ма 2010 , с. 390.
- ^ Уотсон 1958 , с. 268.
- ^ Лян 2015 , стр. 14.
- ^ Ссу-ма 2010 , с. 370.
- ^ Ванкеерберген 2001 , с. 176.
- ^ Ванкеерберген 2001 , стр. 24, 26–27.
- ^ Jump up to: а б Редфилд 1953 , с. 56.
- ^ Лоу 2011 .
- ^ Лян 2015 ; Вэй-мин Ту 1993 , стр. 22.
- ^ Синьчжун 2015 , с. 508.
- ^ Крил 1949 , стр. 239–241; Крил 1960 , стр. 239–241; Хсы 1986 , с. 316; Йейтс 1988 , с. 34; Вэй-мин Ту, 1993 , стр. 23, 195; Ванкеерберген 2001 , стр. 20–25; Ссу-ма 2010 , стр. 370, 390; Генц 2015 , с. 107; Хсы 1986 , с. 369; Ссу-ма 2010 , стр. 368, 370.
- ^ Ссу-ма 2010 , с. 391.
Ссылки
[ редактировать ]- Крил, Х.Г. (1949). Конфуций: Человек и миф . Нью-Йорк: Компания Джон Дэй. ISBN 978-1436715911 .
- Крил, Х.Г. (1960). Конфуций и китайский путь . Книги Харпер Торчбук. ISBN 978-0061300639 .
- Крил, Х.Г. (1970). Что такое даосизм? . Книги Харпер Торчбук. ISBN 978-0226120478 .
- Диллон, Майкл (1998). Китай: Культурно-исторический словарь . Рутледж. ISBN 0-7007-0439-6 .
- Генц, Иоахим (2015). «Да здравствует король! Идеология власти между ритуалом и моралью в Гунъян чжуань ». У Юрия Сосны ; Пол Р. Голдин; Мартин Керн (ред.). Идеология власти и сила идеологии в раннем Китае . Лейден, Нидерланды: Brill. ISBN 978-9004299290 .
- Сюн, Джеймс Чи (1985). Права человека в Восточной Азии . ISBN 978-0887022067 .
- Хси, CY (1986). «Возникновение и кристаллизация конфуцианской системы». В Шмуэле Н. Айзенштадте (ред.). Происхождение и разнообразие цивилизаций осевого века . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0887060960 .
- Хун, Хинг Мин (2020). Великолепный император У: китайская династия Хань . Издательство Алгора. ISBN 9781628944174 .
- Лян, Цай (2015). Колдовство и возникновение Первой Конфуцианской империи . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-1438448503 .
- Лоу, Майкл (1994). Гадание, мифология и монархия в ханьском Китае . Кембриджский университет. ISBN 978-0521454667 .
- Лоу, Майкл (2011). Дун Чжуншу, «конфуцианское» наследие и Чунцю Фаньлу . Брилл: Китайские исследования. ISBN 978-9004194656 .
- Майерс, Уильям Фредерик (1874). Руководство для китайского читателя: справочник биографических, исторических, мифологических и общих литературных справок . Гейл Исследования. ISBN 978-1112049316 .
- Королева, Сара А. (1996). «Литературный корпус Тун Чжун-шу». От летописи к канону: Герменевтика весны и осени по Тун Чжун-шу . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-48226-7 .
- Редфилд, Маргарет Парк (1953). Дворянство Китая: Очерки отношений между деревней и городом . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 1056. ИСБН 0-226-23957-8 .
- Раймер, Дж. Томас ; Чавес, Джонатан , ред. (1997). «Перевод: Вакан роэй сю». Японские и китайские стихи для пения: Вакан Рой Шу . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0231107020 .
- Рой, Дэвид ; Цуэнь-сюин Цянь, ред. (1978). «Ханьское конфуцианство и Конфуций в Хань» . Древний Китай: исследования ранней цивилизации . Гонконг: Издательство Китайского университета. ISBN 978-1438448503 .
- Санфт, Чарльз (2008). «УПРАВЛЕНИЕ ЛУКОМ В ХАНЬЦЕМ КИТАЕ: ЮЦЮ ШОУВАН О САМООБОРОНЕ». Журнал истории Азии . 42 (2 (2008)): 143–164.
- Ссу-ма, Цянь (2010). «Маркиз Пин-чин и Чу-фу [Йен], Мемуары 52». В Уильяме Х. Ниенхаузере-младшем (ред.). Записи великого писца: Мемуары ханьского Китая, Часть II (Том IX) . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-521-48226-4 .
- Вэй-мин Ту (1993). Путь, обучение и политика: очерки конфуцианского интеллектуала . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-7914-1776-Х .
- Ванкеерберген, Грит (2001). Претензии Хуайнаньцзы и Лю Аня на моральный авторитет . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-7914-5148-8 .
- Уотсон, Бертон Д. (1958). «Биографии суровых чиновников ( Ши-чи 122)». Записи историка; Главы из Ши Чи . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 0-231-03321-4 .
- Вятт, Дон Дж. (осень 2002 г.). «Грит Ванкеерберген. Претензии Хуайнаньцзы и Лю Аня на моральный авторитет (обзор)». Китайское обозрение Интернэшнл . 9 (2): 564–567. дои : 10.1353/cri.2003.0129 .
- Синьчжун, Яо (2015). Энциклопедия конфуцианства: 2-томный комплект . Рутледж. ISBN 978-0-7007-1199-4 .
- Йейтс, Робин Д.С. (1988). «Переезд Вэй Чуана в Сычуань и поддержка Ван Цзяня». Стирка шелка: жизнь и избранные стихи Вэй Чжуана (834?-910) . Кембридж: Совет по восточноазиатским исследованиям Гарвардского университета. ISBN 978-0674947757 .