Шусун Тонг
Сюсун Тонг ( китайский : 叔孫通 ; умер около 188 г. до н.э.) был китайским политиком и писателем, служившим при дворах Цинь и Западной Хань . Он известен организацией первого придворного богослужения императору Гаозу Хань (202 г. до н. э.), а также опекой над молодым наследным принцем Ином, будущим императором Хуэй . Его биография представлена в главе 99 « Шиджи» и главе 19 «Книги Хань» . По словам Мартина Керна , он является наиболее известным среди циньских «эрудитов» ( боши 博士, специалисты по ритуалам и канонам). [1] Покинув двор Цинь, он поступил на службу к Сян Ляну , императору И Чу и Сян Юю , прежде чем сдаться Лю Бангу, когда ханьские армии взяли Пэнчэн в 205 г. до н.э. В 195 г. до н.э., перед смертью, Лю Бан задумал сменить своего наследного принца с Лю Ин на Лю Жуйи , сына супруги Ци ; Сюсун был одним из чиновников, выступавших против изменений.
Характеризуя свой вклад, Ши Цзи (т. 23, «Книга о ритуалах») утверждает: «Сюсун Тонг грубо делал некоторые сложения и вычитания, [но] по большей части во всем подражал старым [практикам] Цинь». Таким образом, Сюсун Тонг был стержнем преемственности придворного ритуала от Цинь до Хань, в то время как прежняя традиция сама по себе возникла из ритуала Чжоу. [2]
Сюсун Тонг был уроженцем Сюэ ( zh:薛国 ), всего в 30 км от места рождения Лю Бана, что позволило ему хорошо познакомиться с музыкальной традицией Чу и, таким образом, позволило приспособить ритуал Цинь к вкусу ханьской империи. [3]
Наследие и оценка
[ редактировать ]Его биография служит аргументом против традиционного стереотипа о подавлении классических знаний при Цинь: он не просто выжил, но привел к ханьскому двору своих последователей, более 100 учеников ( 從儒生弟子百餘人 ). В то время как Сыма Цянь хвалил Сюсуня за адаптацию к обстоятельствам и способность держать в уме общую картину, Сыма Гуан раскритиковал организацию Сюсуня придворных ритуалов ханьцев как саморекламу, что привело к утрате древних обрядов.
См. также
[ редактировать ]- И Инь (мудрец, который помог Тану после увольнения)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Керн, Мартин. Надписи на стеле Цинь Ши-хуана: текст и ритуал в раннем китайском императорском представительстве . 2000:184.
- ^ Керн, Мартин. Надписи на стеле Цинь Ши-хуана: текст и ритуал в раннем китайском императорском представительстве . 2000:176-7.
- ^ Керн, Мартин. Надписи на стеле Цинь Ши-хуана: текст и ритуал в раннем китайском императорском представительстве . 2000:179.
- Записи великого историка , том 99.
- Зыжи Тунцзянь , тома 11 и 12