Хан учится
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2012 г. ) |
Ханьское обучение ( упрощенный китайский : 汉学 ; традиционный китайский : 漢學 ; пиньинь : Hànxué ), или ханьская школа классической филологии , было интеллектуальным движением, которое достигло своего апогея в середине династии Цин (1644–1912) в Китае . В центре внимания движения был отказ от неоконфуцианства и возвращение к изучению оригинальных конфуцианских текстов.
Природа и происхождение
[ редактировать ]Обучение хань началось с движения « доказательной науки » ( упрощенный китайский : 考证 ; традиционный китайский : 考證 ; пиньинь : kǎozhèng ) движения поздней династии Мин , которое было реакцией на так называемое «обучение песням», или неоконфуцианство , которое возникла во времена династии Сун (12 в.). Неоконфуцианство включило буддийские и даосские влияния в конфуцианскую традицию, представив новую космологию, подчеркивающую моральную природу космоса. Неоконфуцианство было принято как конфуцианская ортодоксальность при династии Сун и составляло основу имперского экзамена почти до конца династии Цин.
Ученые-доказательники отреагировали на нововведения неоконфуцианства, обратившись к оригинальной классике и применив филологические методы, чтобы попытаться подтвердить настоящие слова Конфуция. Это включало в себя очень детальное сравнение различных текстов. Эта школа обучения стала называться «Ханьское обучение», потому что она искала комментарии династии Хань , которые были ближе к оригинальным текстам.
Рост влияния
[ редактировать ]Падение династии Мин и возвышение династии Цин явились переломным моментом в развитии этого направления филологической мысли. Ученые традиции доказательной науки атаковали неортодоксальные и субъективные идеалы «обучения песне» как предавшие истинное учение Конфуция, что привело к упадку, индивидуализму и фракционности при дворе Мин. Это было обвинено в падении династии Мин.
Ученые Хань Лиринга сыграли важную роль во многих интеллектуальных работах, спонсируемых двором Цин. Они участвовали в создании « Полной библиотеки четырёх сокровищниц» , монументального энциклопедического проекта, заказанного императором Цяньлуном , который включал в себя сбор всего китайского канона исследований разума, природы, управления и человечества. Хотя эта работа была прочно основана на неоконфуцианской ортодоксальности, для обеспечения подлинности канона был привлечен филологический опыт ученых-доказательников. Хан Лиринг сыграл важную роль в предоставлении аннотаций и доказательных исследований постановлений и указов, а также работ философов.
К середине восемнадцатого века ханьское учение ( Янь Жоцюй , Хуэй Донг ) доказало, что различные части священной классики на самом деле были более поздними подделками династии Хань.
Хотя может показаться, что дискуссия между неоконфуцианцами и приверженцами ханьского учения имела серьезные последствия, ослабив космологические основы имперского государства, хотя и не его политическое доминирование. [ нужна ссылка ] Ханьское обучение и песенное обучение в конечном итоге объединились в новую школу мысли в эпоху позднего Цин.
Это движение возрождения эпохи Цин призывало к рационалистическим и практическим доказательным исследованиям в таких областях, как астрономия, лингвистика, математика, география и технология, чтобы противостоять метафизическим спекуляциям неоконфуцианства. Эти ученые также стремились реформировать имперские экзамены, которые они критиковали как устаревшие. [1]
Среди ученых были Ван Фучжи , Гу Яньу , Ян Юань , Ли Гун , Дай Чжэнь , Дуань Юцай , Цзи Юнь , Чжан Сюэчэн , Жуань Юань и Ляо Пин . В конце периода Цин Хань Линь обратился ко многим реформаторам и революционерам, таким как Кан Ювэй , который в конечном итоге стал монархистом; Тан Ситонг, ярый антиманьчжурский полемист; и Лю Шипей, ярый националист, который сначала был революционером и анархистом, а затем сторонником Юань Шикая . Цуй Шу пошел еще дальше и отверг ханьское учение в попытке восстановить доханьское конфуцианство.
Политическая деятельность
[ редактировать ]По словам Б. Эльмана, многие сторонники ханьского обучения были вовлечены в оппозицию клике Хэшэня (1746–1799), что позволяет предположить, что типичное изображение этой группы как аполитичной следует пересмотреть. [2]
Лекарство
[ редактировать ]Замечательной параллелью возрождению ханьской науки в поздний имперский период является развитие ханьской медицины ( Кампо в Японии). Точно так же, как ханьское учение противоречило интеллектуальным тенденциям трех предыдущих династий, ханьская медицина была реакцией на стандарты медицины Сун-Мин (так называемая «неоконфуцианизация тела»). [2]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бэйли, Калифорния. Рождение современного мира 1780-1915: глобальные связи и сравнения . Издательство Блэквелл. п. 78. ИСБН 1405128127 .
- ^ Элман, Бенджамин А. Классицизм, политика и королевская власть: школа Чанчжоу конфуцианства нового текста в позднем императорском Китае . Беркли: Издательство Калифорнийского университета, 1990:283-4. [1]