Лю Шипей
Лю Шипей | |
---|---|
Рожденный | 24 июня 1884 г. |
Умер | 20 декабря 1919 г. Пекин, Китай | ( 35 лет
Национальность | китайский |
Другие имена | Шэньшу |
Образование | Традиционный китайский |
Занятия |
|
Супруг | Хэ Чжэнь Хэ Чжэнь |
Лю Шипей | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | Лю Шипей | ||
Упрощенный китайский | Лю Шипей | ||
|
Лю Шипей ( китайский : 劉師培 ; 24 июня 1884 — 20 декабря 1919) — филолог, китайский анархист и революционный деятель. Пока он и его жена Хэ Чжэнь находились в изгнании в Японии, он стал ярым националистом. Затем он рассматривал доктрины анархизма как путь к социальной революции, сохраняя при этом стремление сохранить культурную сущность Китая, особенно даосизм и записи доимперской истории Китая. В 1909 году он неожиданно вернулся в Китай, чтобы работать на маньчжурское правительство Цин , а после 1911 года поддержал Юань Шикая попытку стать императором . После смерти Юаня в 1916 году он поступил на факультет Пекинского университета . Он умер от туберкулеза в 1919 году. [1]
Карьера
[ редактировать ]Лю происходил из семьи выдающихся ученых и чиновников династии Цин . Его отец, дядя, дедушка и прадед занимали видное место в школе ханьского образования , которая основывала свои политические реформы на изучении классики. Они чувствовали близость к таким ранним деятелям династии Цин, как Ван Фучжи и Школа доказательной науки . Раннее семейное образование дало ему филологические инструменты, необходимые для изучения древних текстов, особенно Цзоочжуаня , богатой хроники доимперского Китая. [2] первого и второго уровня Лю сдал императорские экзамены , но, когда он не преуспел на самом высоком уровне, вместо этого он уехал жить в Шанхай в 1902–1904 годах. Там он встретил революционеров Чжан Бинлиня и Цая Юаньпея и опубликовал эссе, призывающие изгнать маньчжуров из Китая. Он взял имя Гуанхань (光漢), или «Восстановить Хань», и разработал доктрину гоцуй ( китайский : 國粹 ), или «национальной сущности», которая намеревалась вдохнуть новую жизнь в Китай посредством изучения классической культуры до Конфуция. Он редактировал журнал «Гоцуй сюэбао» (國粹學報, «Национальная сущность »), в котором публиковались эссе многих выдающихся ученых-революционеров. [2]
Ссылка в Японию стала необходимой, чтобы избежать правительственного подавления. В Токио Лю и его жена Хэ Чжэнь присоединились к группе революционеров, уверовавших в доктрине анархизма . Историк Питер Зарроу называет Лю и У Чжихуэй , возглавлявших анархистскую группу в Париже, «самыми важными китайскими теоретиками анархизма». Поскольку Токио был ближе к Китаю, публикации Лю, в том числе «Тяньи Бао» , публичные дебаты и организационная деятельность сделали его более влиятельным из двоих дома. [2] Обе группы разделяли основные анархистские предпосылки: революция должна быть социальной, а не только политической, что она должна быть основана на моральных принципах, и что образование является наиболее важным инструментом в ее осуществлении. Они также согласились осудить классовую и гендерную иерархию в наследии Китая. Однако вскоре возникли серьезные разногласия. Парижская группа была склонна рассматривать анархизм как рациональный и научный прогресс, в то время как Лю и группа в Токио меньше интересовались технологиями и прогрессом. Они уважали даосских мыслителей принципа невмешательства в общество, выступавших против государственного вмешательства в жизнь общества. [3] Жена Лю, Хэ Чжэнь, внесшая большой вклад в журнал, возможно, была более радикальной, чем сам Лю. [4]
В 1909 году Лю внезапно вернулся в Китай, чтобы работать на Дуаньфана , высокопоставленного маньчжурского чиновника. Дуаньфан был убит, когда в 1911 году разразилась революция, но Лю сбежал в Чэнду и занялся преподаванием. Юань Шикай назначил его членом Национального собрания в 1915 году, и он был в группе «Шести джентльменов», которые первыми призвали Юаня стать императором. После смерти Юаня Лю переехал в Тяньцзинь, тогда его старый друг Цай Юаньпэй , ставший президентом Пекинского университета , предложил ему стать профессором. Он умер от туберкулеза в декабре 1919 года в возрасте 35 лет. [5]
Хронология Желтого Императора
[ редактировать ]Среди значительных вкладов Лю было создание в 1903 году «Хронологии Желтого императора» для расчета хронологии китайской истории. Нет никаких свидетельств того, что этот календарь использовался до Лю. Китайские годы традиционно основывались на году правления императора, что, конечно, было оскорбительно для тех, кто хотел свергнуть имперскую систему, в то время как григорианский (или западный) календарь, в котором использовалось рождение Иисуса, не привлекал тех, кто хотел свергнуть имперскую систему. возмущался западным империализмом. Убежденный в непрерывной преемственности ханьской расы и ханьской культуры с древнейших времен, Лю использовал свои знания и филологическую подготовку, чтобы вычислить год начала правления Желтого императора , который он определил как 2711 год до нашей эры. Лю, например, подсчитал, что международная экспедиция, отправленная в 1900 году для подавления боксерского восстания, вошла в Пекин в 4611-й год Желтого императора. Это был год 庚子 ( Гэнцзу ) шестидесятилетнего цикла и 26-й год правления Гуансюя. Система Лю используется в китайских публикациях чаще всего наряду с западным календарем, но не заменяет его. гражданский календарь . [6]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бурман (1968) , стр. 411–413.
- ^ Jump up to: а б с Зарроу (1990) , стр. 32–33.
- ^ Дирлик (1991) , стр. 100–103.
- ^ Зарроу (1988) , с. 796.
- ^ Бурман (1968) , стр. 411=413.
- ^ Коэн (2012) , с. 1, 4.
Источники
[ редактировать ]- Угол, Стивен С. (1998). «Кто-то сказал «права»? Концепция Цюаньли Лю Шипэя». Философия Востока и Запада . 48 (4): 623–651. дои : 10.2307/1400020 . JSTOR 1400020 .
- Бернал, Мартин (1976), «Лю Шипэй и национальная сущность», в Фюрте; Шарлотта (ред.), Пределы перемен: очерки консервативных альтернатив в республиканском Китае , Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, стр. 90–112, ISBN. 0674534239
- «Лю Шипэй», в Бурман, Ховард Л. (1968). Ричард Ховард (ред.). Биографический словарь республиканского Китая . Том. II. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. , стр. 411–413.
- Коэн, Элвин (2012). «Краткое примечание: Происхождение хронологии Эры Желтого Императора» (PDF) . Большая Азия . 25 (ч. 2): 1–13. Архивировано из оригинала (PDF) 1 августа 2020 г. Проверено 25 сентября 2014 г.
- Дикёттер, Франк (1992), Дискурс расы в современном Китае , Лондон: Hurst & Co., ISBN 1-85065-135-3
- Дирлик, Ариф (1991). Анархизм в китайской революции . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0520072979 .
- Хюртер, Йенс (2003). «Источник всех научных традиций: трактат Лю Шипэя об официальном писце и его значении для китайской культуры» (PDF) . Ориенс Экстремус . 44 . Архивировано из оригинала (PDF) 25 декабря 2014 г. Проверено 25 сентября 2014 г.
- Йоахим Курц. Дисциплинируя национальную сущность: Лю Шипей и переосмысление интеллектуальной истории Древнего Китая , в книге Бенджамина Эллмана и Цзин Цу (ред.), Наука и технологии в современном Китае, 1880-1940-е годы (Лейден: Брилл, 2014). стр. 67–92.
- Лю Шипей, « Разные заметки о литературе » в книге Кирка Дентона, изд., « Современная китайская литературная мысль: сочинения о литературе», 1893–1945 (Stanford University Press, 1995), стр. 87–89.
- Зарроу, Питер (1988). «Хе Чжэнь и анархо-феминизм в Китае» (PDF) . Журнал азиатских исследований . 47 (4): 796–813. дои : 10.2307/2057853 . JSTOR 2057853 . S2CID 155072159 .
- Зарроу, Питер Гу (1990). Анархизм и китайская политическая культура . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 0231071388 .
- Зарроу, Питер (1998), «Гражданство и права человека в китайской мысли начала двадцатого века: Лю Шипей и Лян Цичао», в де Бари, Уильям Теодор; Ту Веймин (ред.), Конфуцианство и права человека , стр. 209–33.