Ордынское плато
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Ордынское плато | |||
---|---|---|---|
Китайское имя | |||
Традиционный китайский | Ордос | ||
Упрощенный китайский | Ордос | ||
| |||
Монгольское имя | |||
Монгольская кириллица | ᠣᠷᠳᠣᠰ Полчища |
, Плато Ордос также известное как бассейн Ордос или просто Ордос , представляет собой высокогорный осадочный бассейн в некоторых частях большей части Северного Китая с высотой 1000–1600 м (3300–5200 футов), состоящий в основном из земли, окруженной горами Ордос. Петля , большой северный прямоугольный изгиб Желтой реки . Это второй по величине осадочный бассейн Китая (после Таримского бассейна ) общей площадью 370 000 км2. 2 включает территории пяти провинций , а именно Шэньси , Ганьсу , Нинся , Внутренняя Монголия и тонкую окраину Шаньси (западные пограничные округа Синьчжоу (140 000 квадратных миль) и , Люлян и Линьфэнь ), но демографически доминируют первые три, следовательно еще называют бассейном Шаан-Ган-Нин . Бассейн ограничен на востоке горами Люлян , на севере горами Инь , на западе горами Хэлань и на юге горами Хуанлун, Меридианным хребтом и горами Люпань .
Название «Ордос» ( монгольское : ) происходит из орды , [1] что первоначально означает «дворцы» или «двор» на древнетюркском языке . [2] [3] [4] Седьмая по величине префектура , Внутренней Монголии город Ордос , получила такое же название из-за своего расположения в пределах петли Ордос.
Великая стена Мин пересекает на юго-западе центр региона Ордос, грубо отделяя малонаселенный север (или «верхний Ордос», который на самом деле ниже по высоте, чем юг «нижнего Ордоса»), считающийся собственно Ордосом , от сельскохозяйственных районов. юг (или «нижний Ордос», т.е. северная часть Лёссового плато ). Северный Ордос состоит в основном из засушливой пустыни Ордос (разделенной на пустыни Му Ус и Кубуки ), которой управляет во Внутренней Монголии , город Ордос но поймы вдоль берегов северных изгибов петли Ордос представляют собой плодородные луга, исторически известные как Равнины Хэтао («равнины речной петли»), которые подразделяются на «западную петлю» (внутри Нинся ) и «восточную петлю» (внутри Внутренней Монголии, далее разделенную на «переднюю петлю» и «заднюю петлю»). Города Внутренней Монголии -Хото ( столица провинции ), Баотоу , Баяннур и Ухай (третья, четвертая, восьмая и одиннадцатая по численности населения префектуры соответственно), а также все Нинся Хух города , за исключением Гуюань расположены на прибрежных равнинах в регионе Хэтао. На протяжении всей китайской истории регион Хэтао имел большое стратегическое значение и поэтому горячо оспаривался против различных евразийских кочевников, таких как Ди и Жун ( династии Шан и Чжоу ), сюнну ( династии Цинь и Хань ), Жужан ( Северная Вэй ), Восточный Гёктюрк ( Суй). и династия Тан ) и монголы ( династия Мин ).
Более густонаселенный южный Ордос пересекается верховьями реки Вэй двух крупнейших притоков , рек Цзин и Луо , чьи долины прорезают горные хребты к востоку от Тяньшуя и к югу от Пинляна , Цинъяна и Яньаня и впадают в реку. серповидная равнина Гуаньчжун на другой стороне. Южный Ордос и равнина Гуаньчжун вместе были одной из колыбелей китайской цивилизации и оставались густонаселенными на протяжении всей истории. Крупнейший город региона Гуаньчжун, Сиань , является 10-м по величине городом Китая. [5] и самое густонаселенное поселение во всем Северо-Западном Китае , долгое время служившее столицей Китая при более чем дюжине древних династий .
Район представляет большой археологический интерес. Скелетные останки и артефакты показывают, что ордосийская культура занимала эту территорию в верхнем палеолите . Поздний неолит стал свидетелем развития или внедрения культуры Жукайгоу , за которой последовала владеющая железом культура Ордоса, .
География
[ редактировать ]Желтая река течет от своего истока в национальном природном заповеднике Саньцзянъюань на Тибетском нагорье примерно в восточном направлении, а затем поворачивает на северо-запад после слияния с рекой Бай Хэ («Белая река») в уезде Макю провинции Ганьсу . Развернув курс обратно на восток, он начинает массивную петлю Ордос, поворачивая на север в округе Чжуннин в Нинся . Она проходит на север примерно на 640 километров (398 миль), оставляя Лёссовое плато , размытый ил которого придает реке желтый цвет, и направляется в собственно Ордос, а затем поворачивает на восток во Внутренней Монголии . Он продолжает этот курс примерно на 320 километров (199 миль), прежде чем Шэньси в горы Люлян резко повернут его на юг. Восточная сторона петли простирается примерно на 600 километров (373 мили), снова входя в Лёссовое плато, прежде чем достичь ее слияния с рекой Вэй в Тунгуане в Шэньси и снова резко поворачивать на восток. Затем она течет через Хэнань в провинции перевал Хангу и попадает на Северо-Китайскую равнину .
Река Вэй в основном образует южную сторону несовершенного прямоугольника, образованного этими изгибами Желтой реки, текущей на протяжении около 560 километров (348 миль) через Лёссовое плато от истока недалеко от его юго-западного угла до места слияния в юго-восточном углу. Горы Цинь , в том числе знаменитая гора Хуа , отделяют водораздел реки Хань , которая течет на юг до впадения в Янцзы в Ухане .
Под лессовым плато находится один из крупнейших угольных пластов Китая.
Климат
[ редактировать ]Количество осадков и, следовательно, численность населения быстро уменьшаются по мере продвижения на север. Долина реки Вэй на юге густонаселена и является одним из древних центров китайской цивилизации. Север занимает луга и пустыни ( пустыня Ордос ) и является частью Внутренней Монголии . Из-за небольшого и непостоянного количества осадков этот регион когда-то был известен засухой и голодом.
Вдоль двух рек
[ редактировать ]В юго-западном углу, недалеко от места, где Желтая река вытекает из Тибетского нагорья, находится Ланьчжоу , самый западный крупный город на севере Китая и столица Ганьсу . К западу от Ланьчжоу находится Синин , откуда караваны ( а теперь и железная дорога ) отправлялись в Лхасу . К северу от Синина коридор Ганьсу или Хэси проходит вдоль северной окраины Тибетского нагорья . Этот коридор и долина реки Вэй стали основным маршрутом Шелкового пути из собственно Китая в бассейн Тарима и на запад. Вниз по реке (к северу) от Ланьчжоу находится ущелье, пролегающее через уезды Гаолань и Байинь . Река выходит из гор и впадает в Нинся возле Чжунвэя . Он проходит на восток с пустыней Тенгэр во Внутренней Монголии на севере и холмами на юге. Она поворачивает на север через засушливую местность и проходит мимо плотины Цинтунся к орошаемым территориям вокруг города Учжун . Он продолжается на север мимо Иньчуаня , столицы Нинся. На западе находятся горы Хелан . Река выходит из северной оконечности Нинся к югу от Ухая , течет через пустыню и впадает в большую орошаемую территорию в районе Ухая. Дэнкоу . В северо-западном углу горы Ланшань заставляют реку поворачивать на восток возле Линьхэ . Здесь находится орошаемая территория между горами и реками и пустыней на юго-востоке. Рядом с центром северного участка находится большой город и орошаемая территория Баотоу . Главная дорога на юг проходит от Баотоу до Сианя . Примерно в 70 милях к северо-востоку от северо-восточного изгиба находится Хухот , столица Внутренней Монголии. Река поворачивает на юг, впадает в лессовое плато и образует ущелье, по крайней мере, на 200 футов ниже окружающих холмов. В этом регионе нет крупных городов. Есть плотина, по-видимому, называемая Ваньцзя, и еще одна, южнее, а затем водопад Хукоу на Желтой реке, второй по высоте в Китае. Река выходит из ущелья возле Ханьчэна , впадает в реку Фен с востока и реку Вэй с запада. В месте слияния с Вэй Желтая река поворачивает на восток в сторону Северо-Китайской равнины. Можно пойти вверх по течению реки Вэй к горам Цинь и горе Хуа на юге, мимо Вэйнаня. в Сиань , бывшую столицу Китая, а ныне крупный город. К западу от Сианя находится Сяньян , столица династии Цинь . Река выходит из гор к западу от Баоцзи . Есть плотина, река сужается и становится желтой, а железной дороге нужно много мостов и туннелей на всем пути до Тяньшуя . Вверх по течению в направлении Ланьчжоу простираются различные притоки.
История
[ редактировать ]Хотя эта прямоугольная область очевидна на карте, север и юг этой территории настолько различны, что нельзя сказать, что у региона есть общая история.
Юг и восток плато исторически и культурно принадлежат Китаю, о чем см. «Предыстория» и «История Китая» .
Север и запад, луга и пустыни исторически и культурно принадлежат кочевникам. Этот регион был заселен людьми, по крайней мере, с эпохи верхнего палеолита , когда эта культура может быть известна как ордосийская культура . [6] Ордосийская культура, также иногда называемая культурой Ордоса, [7] документировано из верхнего палеолита . Острия и стороны их инструментов указывают на «мустеро -леваллуазский » элемент. Судя по всему, они виртуозно владели технологией верхнего палеолита, производя клинки длиной до пятнадцати сантиметров. [8]
Примерно к 1000 году до нашей эры китайская цивилизация была сосредоточена на западной стороне Северо-Китайской равнины, простираясь вверх по долине Вэй и северно вверх по реке Фэнь . Нижняя долина Вэй по-прежнему остается одним из самых густонаселенных районов Китая. Правители, базирующиеся в долине Вэй, имели преимущество, поскольку горы на востоке представляли собой естественное укрепление , а боевых коней можно было легко найти на северных лугах. и Династии Чжоу Цинь зародились в долине Вэй. Сиань на нижнем течении Вэй несколько раз был столицей Китая. При династии Тан экономический центр Китая переместился в долину Янцзы, и регион Вэй стал частично зависеть от продовольствия, импортируемого по Большому каналу .
За ордосийской культурой последовала культура Жукайгоу позднего неолита и раннего бронзового века. Хотя население культуры Чжукайгоу, судя по всему, было исключительно монголоидным , о чем свидетельствуют их скелетные останки и артефакты, [9] Считается, что культура Ордоса была самым восточным продолжением евразийских кочевников и, по крайней мере, частично европейских народов. [10] При династиях Цинь и Хань эта территория находилась под хотя бы слабым контролем Китая. Культура Жукайгоу — одна из неолитических культур Ордоса, датируемая периодом между 2200 и 1500 годами до нашей эры. С ним связано около 327 захоронений, причем недавние материнские генетические данные показывают, что они были связаны с останками из Йинниугоу, а также с современными популяциями, такими как дауры и эвенки . [11] Археологические находки на этом месте аналогичны находкам нижней культуры Сяцзядянь . Эти находки важны, поскольку они связаны с развитием рисунков змей на украшениях оружия и артефактов с изображением животных, которые впоследствии стали характерным стилем Ордоса. [12] Скелетные останки в гробнице Таохунбала (桃紅巴拉), датированные VII-VI веками до нашей эры, обычно идентифицируются как принадлежащие к бронзовой культуре сюнну и имеют ярко выраженные монголоидные черты. [13] [14] Похожий тип захоронения в Хулуситае вокруг Баяннура , обнаруженный в 1979 году и датируемый V-IV веками до нашей эры, считается единственным местом сюнну на северном склоне Иньшаня . Это место состояло в основном из бронзовых артефактов и керамики, а также останков 27 лошадей. [15] Дальнейшие раскопки в 1983 году в Госяньяоцзы обнаружили в общей сложности 31 захоронение, датируемое VI-V веками до нашей эры, демонстрирующее сильные северомонголоидные черты. К югу они обычно уменьшались, а останки скелетов восточного и северного монголоидного типа можно увидеть в находках в Маоцингоу и Иньнюгоу, датированных примерно VII веком до нашей эры, что в общей сложности составляет 117 захоронений. [16] Многие бронзовые орудия этих культур аналогичны китайскому оружию. [17] На изображениях жителей Ордоса обычно изображены прямые волосы. Особенно это касается археологических находок из Баотоу (M63:22, M63:23, M84:5), Этуоке (M1, M6), Сихаокоу (M3), нижнего Вертухао (M3:1) и Мэнцзялян. [18]
Конные кочевники занимали территорию плато Ордос, ранее заселенную культурой Жукайгоу, с 6 по 2 век до нашей эры, создавая культуру Ордос , прежде чем были изгнаны хунну . На плато Ордос находились лучшие пастбища в азиатской степи . [19]
Ордосы в основном известны по своим останкам скелетов и артефактам. Культура Ордоса, существовавшая примерно с 500 г. до н. э. по 100 г. н. э., известна своими «ордосскими бронзовыми изделиями», клинковым оружием, навершиями для шестов палаток, конским снаряжением, а также небольшими бляшками и фурнитурой для одежды и конской упряжи, с использованием украшений в зверином стиле , сочетающихся как с скифское искусство регионов гораздо дальше на запад, а также китайское искусство . Его отношения с хунну противоречивы; для одних ученых они одинаковы, а для других разные. [21] Множество захороненных металлических артефактов появилось на поверхности земли в результате прогрессирующего опустынивания региона. [22] По словам Ярослава Лебединского , они считаются самым восточным народом скифского происхождения, поселившимся здесь, к востоку от более известного Юэчжи . [23] Поскольку люди, представленные в археологических находках, склонны проявлять европеоидные черты, что ранее отмечал Отто Дж. Менхен-Хельфен , [24] Ледединский предполагает, что Ордосы имеют скифское родство. [25] Оружие, найденное в гробницах по всей степи Ордоса, очень близко к оружию скифов, известных в азиатской степи как саки . [26]
Ордосы находились в контакте и часто воевали с доханьским и ханьским населением того периода. Их бывшая территория теперь расположена к северу от стены Великой Китайской и на южном берегу самого северного рукава Желтой реки . Западные соседи Ордоса, возможно, были идентичны юэчжи , которые после победы над хунну мигрировали в южную Азию, чтобы сформировать Кушанскую империю . Они также были культурно связаны с другим кочевым племенем на востоке, Восточным Ху ( 東胡 ; Дунху ), которое разделяло подобное «степное искусство», но, по-видимому, было монголоидами. [27] Они также могли быть связаны с народом Ди из китайских летописей.
Согласно китайским источникам, сюнну впервые появляются в Ордосе в Ичжоушу и Шаньхайцзине в период Воюющих царств, прежде чем он был оккупирован Цинь и Чжао . Обычно считается, что это их родина, однако, когда именно они пришли заселить этот регион, неясно, и, возможно, это могло быть намного раньше, чем традиционно считалось, как предполагают археологические находки. [28] Когда хунну расширились на юг, на территорию юэчжи около 160 г. до н.э. под руководством своего лидера Модуна , юэчжи, в свою очередь, победили саков (скифов) и оттеснили их к Иссык-Кулю . Считается, что хунну также оккупировали район Ордоса в тот же период, когда они вступили в прямой контакт с китайцами. Отсюда хунну совершали многочисленные опустошительные набеги на территорию Китая (167, 158, 142, 129 до н. э.). [29] Династия Хань начала борьбу с хунну во 2 веке до нашей эры при императоре Хань Уди и колонизировала территорию Ордоса под командованием Шуофана в 127 году до нашей эры. Еще до кампании Цинь и Чжао уже существовали командования, пока они не были захвачены сюнну в 209 г. до н.э. [30]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Обзор рынка . Архивировано из оригинала 22 ноября 2009 г. Проверено 13 ноября 2009 г.
- ^ Лео де Хартог (1996). Россия и монгольское иго: история русских княжеств и Золотой Орды, 1502 год . Британская академическая пресса. ISBN 978-1-85043-961-5 .
- ^ Майкл Кон (1 мая 2008 г.). Монголия . Одинокая планета. стр. 25 –. ISBN 978-1-74104-578-9 . Проверено 17 января 2011 г.
- ^ Виллем ван Рейсбрук; Джованни ди Пиано (абп. Антивари) (1900). Путешествие Вильгельма Рубрука в восточные части света, 1253–1255 гг . Напечатано для Общества Хаклуйт. п. 57. ИСБН 9780524015322 .
- ^ «Население Китая (2020 г.)» . Статистика населения . Проверено 28 февраля 2020 г.
- ^ Зильберман, Нил Ашер; Бауэр, Александр А., ред. (2012). Оксфордский справочник по археологии . Издательство Оксфордского университета. п. 297. ИСБН 9780199735785 – через Google Книги.
- ^ У Руканг; Джон В. Олсен, ред. (2009). Палеоантропология и палеолитическая археология в Китайской Народной Республике . Левобережная пресса. п. 187. ИСБН 9781598744583 – через Google Книги.
- ^ Хоукс, Жакетта ; Вулли, Леонард (1963). История человечества . Том. Я. Нью-Йорк: Харпер и Роу . п. 172.
- ^ В 2005 г., с. 196-197
- ^ Лебединский, стр131.
- ^ Ван Хай-цзин; Изменять; Цай Да-вэй; Чжан Цюань-чао; Чжоу Хуэй; Чжу Хун (2007). «Анализ митохондриальной ДНК останков с археологического памятника Жукайгоу во Внутренней Монголии» . Журнал Цзилиньского университета . Медицинское издание. 33 (1): 5–8. ISSN 1671-587X .
- ^ В 2005 г., с. 298-299
- ^ В 2005 г., с. 231
- ^ Вуэн, гробницы Таохонгбала . Энциклопедия Китая , 1-е изд.
- ^ В 2005 г., с. 230-231
- ^ В 2005 г., с. 232–233, 278–279
- ^ В 2005 г., с. 282-290
- ^ В 2005 г., с. 188-189
- ^ Беквит 2009 , с. 71
- ^ Менхен-Хельфен, Отто (1973). Мир гуннов; занимается изучением их истории и культуры . Беркли, Калифорнийский университет Press. п. 371. ИСБН 978-0-520-01596-8 .
- ^ Сравните этот и этот аккаунт, оба из 1970-х годов. 200-летний Банкер считает их одними и теми же, а точнее, людей Ордоса как подгруппу хунну.
- ^ Бункер, 200
- ^ Лебединский 2007 , с. 125 «Монголоидные типы Забайкалья, Центральной и Восточной Монголии резко контрастируют с европеоидным типом, проявляемым в то же время скифскими кочевниками, населявшими Западную Монголию, и их предшественниками бронзового века».
- ^ Менхен-Хельфен, Отто (1973). Мир гуннов; занимается изучением их истории и культуры . Беркли, Калифорнийский университет Press. п. 371. ИСБН 978-0-520-01596-8 .
- ^ «Европоидные лица на некоторых изображениях Ордоса, что следует отнести к скифскому родству», Ярослав Лебединский, стр. 125
- ^ Лебединский 2007 , с. 127
- ^ Лебединский, с.
- ^ В 2005 г., с. 220-225
- ^ Лебедымский с131
- ^ В 2005 г., с. 224
Источники
[ редактировать ]- Беквит, Кристофер И. (16 марта 2009 г.). Империи Шелкового пути: История Центральной Евразии от бронзового века до наших дней . Издательство Принстонского университета . ISBN 978-1400829941 . Проверено 18 февраля 2015 г.
- Банкер, Эмма К. (2002). Кочевое искусство восточных евразийских степей: коллекции Юджина В. Тоу и других Нью-Йорка (полностью доступно онлайн) . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN 9780300096880 .
- Хуан, Вэйвэнь, Реликвия Салавусу . Энциклопедия Китая , 1-е изд.
- Козловский Ю.К., «Проблема так называемой ордосской культуры в свете палеолитических находок из северного Китая и южной Монголии», 1982, Folia Quaternaria 39: 63-99.
- Лебединский, Ярослав (2007). Кочевники . Издания Errance . ISBN 9782877723466 .
- Ма, Лицинг (2005). Оригинальные сюнну, археологическое исследование истории и культуры сюнну . Хух-Хото: Издательство Университета Внутренней Монголии. ISBN 7-81074-796-7 .
- Меншен-Хельфен, Отто (1973). Мир гуннов: Исследования по их истории и культуре . Издательство Калифорнийского университета . ISBN 0520015967 . Проверено 18 февраля 2015 г.
- Уэн, гробницы Таохонгбала . Энциклопедия Китая , 1-е изд.