Двенадцать металлических колоссов
Двенадцать металлических колоссов | |
---|---|
![]() Размер колоссов: по китайским данным, колоссы были высотой 11,5 метров, а вес каждой статуи составлял от 30 до 60 тонн. | |
Материал | Бронза |
Размер | Высота 11,5 м, вес 30-60 тонн каждый. [1] |
Созданный | Сяньян , Китай , конец III века до н.э. |
Текущее местоположение | утерян (расплавлен), 2 и 4 века н.э. |
Двенадцать металлических колоссов ( 十 十二 金 金人 ) — двенадцать бронзовых монументальных статуй, отлитых после 221 г. до н.э. по приказу Цинь Шихуанди , первого императора Китая . После победы над шестью другими воюющими государствами во время объединительных войн Цинь , Цинь Ши Хуан собрал их бронзовое оружие и переплавил его, чтобы переделать в колокола и статуи. Особого внимания среди них заслуживали двенадцать человеческих статуй, каждая из которых, как говорят, весила тысячу данов [около 30 тонн]. [2] [3] [1] [4] Император выставил их во дворце. [5] Сыма Цянь считал отливку этих монументальных статуй одним из величайших достижений Императора наравне с «унификацией закона, весов и размеров, стандартизацией ширины оси экипажей и стандартизацией системы письма». [6] [7] Последняя из статуй была разрушена в IV веке нашей эры. Никаких иллюстраций не сохранилось. [8] [9]
Китайские исторические записи
[ редактировать ]В ранних китайских исторических записях Сыма Цяня (146–86 гг. До н.э.) в Шицзи и Лю Аня (179–122 гг. до н.э.) в Хуайнаньцзы упоминается, что император Цинь построил двенадцать монументальных бронзовых статуй для своего дворца Эпанг . [10] Эти бронзовые статуи оставались очень известными в древнем Китае и были объектом многочисленных описаний и комментариев, пока не были утеряны примерно в 4 веке нашей эры. [11]

В своем отчете Сыма Цянь (ок. 145–86 до н.э.) объясняет, что Первый Император создал 12 монументальных бронзовых статуй как одно из главных достижений своего правления:
Собрал войска со всего мира, собрал их в Сяньяне и продал в виде двенадцати золотых фигур Чжунци. Каждая весила тысячу камней и поместила их во дворец.
Он собрал оружие Поднебесной в Сяньяне , отлил его в двенадцать бронзовых фигур типа колокольчиков, каждая весом 1000 данов [около 30 тонн] и выставил их во дворце. Он унифицировал закон, вес и размеры, стандартизировал ширину оси экипажей и стандартизировал систему письма.
Альтернативное прочтение отрывка описывает двенадцать статуй, поддерживающих колокола: «... все оружие в стране... было переплавлено, чтобы сделать Двенадцать Золотых Людей в качестве опор для колоколов». Однако вполне возможно, что к III веку до нашей эры термины «чжунцю тунжэнь» и «чжунцжу джинрен» , первоначально означавшие «бронзовые фигуры, поддерживающие колокола», стали стандартным термином для бронзовых статуй в форме человека. В некоторых текстах династии Хань используется чжунцжу как синоним «бронзовых фигур», в то время как другие его опускают. [13] В другой части своего рассказа Сыма Цянь пишет: «Он расплавил оружие и отлил дзю [столбы], чтобы сделать 12 металлических фигурок» (銷鋒鑄鐻, 以為金人十二), что подтверждает, что он сделал антропоморфные «столбы», сравнимые с антропоморфными столбами колоколен гробницы маркиза И Цзэна , но в остальном колокола не использовались. [14] [12]
Двенадцать металлических колоссов комментировались на протяжении нескольких столетий и несколько раз перемещались сменяющими друг друга правителями страны, сначала династией Хань , которая переместила статуи во дворец Чанлэ , перед залом Даксия. [15] Тиран Восточной Хань . Дун Чжо (ум. 192 г. н. э.) расплавил 10 статуй, чтобы отчеканить новые монеты [16] для финансирования личного замка в округе Мэй недалеко от Чанъаня . [17] Эти новые бронзовые деньги быстро обесценились, потому что новые монеты не имели одинакового веса, не имели четко выраженной грани и не имели указания их стоимости на поверхности монеты. [18] [19]
Две оставшиеся статуи были перенесены к воротам Цинмин на восточной стороне Сианя . [20] Император Цао Жуй (годы правления 226–239 гг. Н. Э.) из династии Вэй пытался переместить их в свою столицу Лоян , но был вынужден покинуть их к востоку от Сианя в Бачэне из-за их огромного веса. [20] Позже император Ши Ху (295–349 гг. Н. Э.) из династии Поздняя Чжао перенес статуи в свою столицу Е , в 500 км к северо-востоку от Сианя. [20]
Наконец Фу Цзянь (годы правления 337–385 гг. Н. Э.), Император Сюаньчжао из бывшей династии Цинь , перенес две статуи обратно в Сиань и расплавил их. [20] [16] Никаких изображений статуй не сохранилось. [8] [9]
Более поздние трактаты и комментарии к ним
[ редактировать ]В I веке н.э. Бань Гу н.э.) в своем моралистическом трактате о пяти элементах Ханьшу (32–92 гг . объяснил, что, если правители не будут вести себя должным образом и управлять неадекватно, то люди будут страдать от бедствий и уродств. В качестве примера такого бедствия он объяснил, что на 26-м году правления Императора (221 г. до н. э.) двенадцать гигантских людей в иностранной одежде прибыли с запада в приграничный город Линтао . [21] По словам Бан Гу, император Цинь воспринял их визит как благоприятное предзнаменование своих военных побед и решил смоделировать двенадцать статуй по их подобию. [22] Пан Гу жил в столице Сяньяне , когда двенадцать статуй еще сохранились во дворце Чанлэ , и его отчет действительно содержит важные дополнительные подробности о внешнем виде двенадцати колоссов, показывая, что они представляли людей в иностранной (夷狄, «варварской») одежде. , от западной границы Империи: [22] [23]


Исторические записи показывают, что на двадцать шестом году правления Первого Императора Цинь было двенадцать взрослых людей ростом пять футов и шесть футов, все одетые как варвары и Ди. В начале правления Первого Императора он объединил народ. шесть царств. Он был вне себя от радости и решил, что это благоприятно. Он продал оружие мира и сделал двенадцать золотых фигурок, чтобы символизировать их.
В 26-й год правления императора (221 г. до н.э.) появились гиганты ростом 5 чжан и размером ступни 6 чи, все одетые в иностранную одежду ( иди 夷狄 ). [25] халаты. Их было 12 человек, и они появились в Линтао . Небесное табу однажды гласило, что тот, кто безрассудно следует зарубежным моделям, столкнется с катастрофой. Однако в том же году императору удалось подчинить себе шесть государств, поэтому он истолковал это появление как благоприятный знак. Поэтому он расплавил оружие Поднебесной и отлил двенадцать бронзовых мужчин, которые представляли их [гигантов» из Линтао].
III века В комментарии к Ханьшу поясняется, что на этих статуях была написана следующая надпись:
Надпись гласит: «На двадцать шестом году правления императора он впервые объединил страну и преобразовал принцев в префектуры и графства одним законом и одной мерой. Ваше Превосходительство пришло увидеть Линтао. Оно имеет длину пять футов и имеет след в шесть футов».
Надпись гласила: «На 26-м году правления Императора, когда он впервые собрал поднебесную, разделил княжества на провинции и округа и унифицировал меры и веса, [эти] гиганты появились в Линтао [Дальний Запад] ] Они были ростом 5 чжан [11,5 метра] и длиной ступни 6 чи [1,38 метра]».
История монументальных статуй развивалась на протяжении веков с некоторыми вариациями, Бан Гу вспоминает, что гиганты (или один гигант) [26] были названы « Вэнчжун »:
На двадцать шестом году правления императора Цинь, когда он впервые завоевал страну, в Линтао видели старейшину. Он был ростом пять футов, а его следы были шесть футов. Он записал его форму и отлил золотую фигуру, похожую на нее. .Кто такой Вэн Чжунцзюнь?
На 26-м году правления императора Цинь [221 г. до н. э.], [когда император] только что собрал все поднебесное, в Линтао появились высокие люди. Они были ростом в 5 чжан и имели следы размером в 6 чи . Подражая их образам, Золотые Люди [Металлические Люди] были призваны представлять их. Вэнчжун — так их [назвали].
Позже Вэнчжун изображался как гигантский китайский герой, отправившийся сражаться против хунну в пограничный город Линьтао и которому Первый император построил монументальную статую. [28] [29] С тех пор статуи «Вэнчжун» были установлены для защиты китайских императорских гробниц, как, например, в мавзолее Цяньлин ( около 700 г. н. э. ). [30] и само это слово стало общим термином для крупномасштабных статуй из бронзы и камня. [28]
Эллинистические гипотезы
[ редактировать ]Из-за отсутствия прямых доказательств их точной формы ученые сосредоточились на «возможном происхождении или происхождении таких гигантских статуй, которые отсутствовали в доциньском Китае». [31] Позже, в течение 600 лет, вплоть до их окончательного разрушения, ходили многочисленные истории об этих монументальных статуях, некоторые из которых касались гигантских варваров с Запада, другие - о герое-великане Цинь Вэнчжуне , но определенный ответ остается неуловимым из-за отсутствия прямых доказательств. . [13]
Лукас Никель, профессор SOAS , предполагает, что монументальные статуи Цинь Шихуана изображали 12 иностранцев большого роста или «гигантов» (大人 daren ), встреченных на западной окраине страны, в Линьтао , Ганьсу , и что они, возможно, не были гиганты, а большие статуи двенадцати олимпийских богов . Дуань Цинбо , главный археолог и руководитель раскопок в мавзолее Первого императора Цинь с 1998 по 2006 год, считает, что двенадцать «людей большого роста» вряд ли были выходцами из Восточной Азии и, возможно, были подданными Македонской империи , такими как Греко-бактрийцы (250–100 гг. до н.э.). Хотя нет «никаких данных... которые могли бы доказать, что существовал какой-либо прямой контакт между восточной цивилизацией и греческой или персидской цивилизацией» или «каких-либо конкретных доказательств того, что «люди большого роста»... были либо персами, либо греками», Дуань считает, что преувеличенный рост гигантов был обусловлен их невосточноазиатской внешностью. Он считает, что эта группа людей могла быть греками или персами, которые достигли Цинь и передали институциональную культуру и материальные технологии, которые были применены на практике императором Цинь. [11] [32]
Таким образом, император Цинь получил бы из западных регионов главный импульс для создания монументальной скульптуры, что, естественно, повлияло бы также на создание монументальных статуй в его мавзолее, а именно Терракотовой армии . [11] До него в Китае было создано очень мало скульптур в человеческой форме, и ни одна из них не была натуралистической. [33] Из предшествующего периода династии Чжоу известны только редкие и очень маленькие фигурки, такие как довольно ненатуралистичный всадник Таэрпо , первое известное изображение кавалериста в Китае. [34] [35]
Случайно или нет, но у греков также была практика изображения двенадцати олимпийских богов в виде скульптур в человеческом облике. [11] Диодор Сицилийский рассказывает, как Александр Великий , достигнув самой восточной точки своих завоеваний в Индии около 325 г. до н. люди огромного роста, демонстрирующие силу гигантов». [11] Лукас полагает, что первый император Цинь, похоже, изготовил для своего дворца монументальные бронзовые статуи по западному образцу, что создает интригующий прецедент для Терракотовой армии в его мавзолее. [11] Высокореалистичные статуи, созданные императором Цинь, такие как акробаты , возможно, получили западное влияние благодаря межкультурному обмену, связанному с дизайном Двенадцати металлических колоссов. [11] [32]
Критика гипотезы «статуй Линтао»
[ редактировать ]Фредерик Ши-чжун Чен оспаривает анализ, согласно которому в Линтао были обнаружены великие эллинистические статуи. Чэнь не оспаривает возможность эллинистического влияния на Терракотовую армию как таковую , но интерпретирует Никелем двенадцать даренов , появившихся в Линтао как эллинистические статуи. [36] По словам Чена, двенадцать Больших Людей (大人 daren ) были не статуями, а исключительно высокими посетителями и «предзнаменованием, связанным с человеческими болезнями, проявляющимися в физических отклонениях». [37] Рассказ о двенадцати Больших Людях появляется в «Трактате о пяти элементах» (五行志 Wuxing zhi ) в Ханьшу и рассказывается как часть нескольких физических отклонений, которые предвещают неминуемое бедствие, вызванное узурпацией правителя их подданными. Двенадцать Больших Людей появились рядом с «тремя высокими иностранными братьями, женщиной, превратившейся в мужчину, мужчиной, превратившимся в женщину и родившим ребенка, женщиной, вернувшейся из мертвых, ребенком, родившимся с двумя головами и четырьмя руками, старик, у которого на голове растут рога, и так далее». [38] В этом контексте термин дарен , вероятно, относится к ненормальному физическому состоянию человека, а не к скульптурам. [39] Этим физическим отклонениям предшествовали катастрофы, сопровождавшиеся отклонениями в состоянии лошадей. Эта последовательность знамений проиллюстрирована в «Комментариях к пяти элементам Великого Плана» (洪範五行傳 Хунфань усин чжуань ): гоблины, атакующие стрельбой, нашествия драконов и змей, бедствия с участием лошадей, человеческие болезни, проявляющиеся у низших людей. посягательства на высшие силы, и «неровности в путях Солнца и Луны, и ретроградные движения планет и созвездий». [40] Эти предзнаменования случаются, когда правитель не соответствует шести моральным критериям правителя. [27] Чену трудно понять, почему эти двенадцать Больших Людей появились бы в списке аномалий и болезней человека, если бы они были скульптурами, как предполагает Никель. [27]

Чен отмечает, что Никель опустил часть цитаты в комментарии Гао Ю к Хуайнаньцзы , которую он использовал в качестве доказательства того, что Первый Император заказал скульптуры Золотых Людей, вдохновленные двенадцатью Большими Людьми. В пропущенном разделе два персонажа, относящиеся к Большим Людям, - это чан рен (長人), что означает «высокие люди», и упоминаются большие следы, которые они оставили после себя, в соответствии с предзнаменованиями «Трактата о пяти элементах». ". [27] Также не существует лингвистического прецедента для да жэнь (大人), обозначающего статуи в древних китайских текстах, в то время как Трактат ясно дает понять, что они относились к исключительно высоким посетителям, которые представляли собой предзнаменование человеческой болезни. Место, где они появились, Линьтао, находилось под эффективной администрацией Цинь еще до правления Первого Императора, и было маловероятно, чтобы двенадцать гигантских статуй были установлены без предварительного ведома государства Цинь. [41]
Чен также поставил под сомнение связь между двенадцатью статуями и двенадцатью олимпийскими богами. Лукас Христопуло связал Больших Людей с олимпийскими богами на основе позолоченно-серебряного блюда, найденного недалеко от Линтао, на котором изображены головы двенадцати олимпийских богов, окружающих Диониса , и перевод двенадцати даренов в Линтао как двенадцать «хризелефантиновых статуй». [42] Дата изготовления блюда датируется не ранее 2-го или 3-го века нашей эры, и, вероятно, оно не попало в Китай до 7-го или 8-го века нашей эры, хотя надежных источников, подтверждающих перевод, нет. [42] Другая проблема заключается в том, что половина олимпийских богов — женщины. Если бы двенадцать Золотых людей были созданы по образцу олимпийских богов, то изображение экзотических женщин наверняка привлекло бы внимание историков, но такого описания женских черт не существует. [43]
Критика эллинистической гипотезы
[ редактировать ]У Хун описывает шесть бронзовых скульптур, найденных в гробнице маркиза И Цзэна , датированных V веком до нашей эры, как «натуралистические» и демонстрирующие понимание анатомии человека. Это побудило некоторых ученых идентифицировать их как возможных предшественников Двенадцати Золотых Людей. У Хун говорит, что в этой гипотезе может быть доля правды, но отмечает, что существует временной разрыв в 200 лет между Двенадцатью Золотыми людьми и фигурами, которые представляют собой «компоненты человеческой формы» ( кариатиды вместо колоколов) и принципиально отличаются от произведений, отдельно стоящие скульптуры. Отсутствие больших отдельно стоящих скульптур привело Никеля к эллинской гипотезе. [44] У Хун считает, что описания Двенадцати Золотых людей Бан Гу и других подтверждают предположение о том, что они были основаны на эллинских скульптурах, но не считает эти записи надежной исторической информацией. Он назвал описания Двенадцати Золотых Людей древними сказками, а описание Бань Гу — разновидностью легенды, записанной Сыма Цяном . [45] У Хун пришел к выводу, что для подтверждения какой-либо связи «между этими исчезнувшими скульптурными произведениями и зарубежными моделями нам потребуются новые существенные археологические доказательства». [46]
Гипотезы о «статуях Победы»
[ редактировать ]Двенадцать колоссов, построенных Цинь Шихуаном, были пронизаны значительным политическим значением: после объединения страны и объединения «Шести стран» Цинь Шихуан конфисковал все бронзовое оружие и расплавил его, чтобы отлить статуи, и установил статуи в своем недавно построенном доме. личный дворец. Это можно рассматривать как важный символ завоевания, объединения и мира. [31] Ховард предположил, что 12 монументальных статуй могли образовывать 6 пар, каждая пара представляет одно из завоеванных королевств. [7] У Хун считает, что статуи должны были напоминать Девять котлов-треножников, созданных в китайской древности. Говорят, что они были сделаны из бронзы, собранной в разных регионах, и символизировали их ассимиляцию с династией Ся . [13] Девять штативов были потеряны, когда император Цинь (тогдашний король Цинь) приказал перевезти их в свою столицу, но корабль, перевозивший их, затонул в реке Си . Попытка спасательной операции 1000 человек в 219 г. до н.э. провалилась. [47]
В популярной культуре
[ редактировать ]
Двенадцать металлических колоссов были изображены во многих сценах китайских фильмов, таких как «Первый император Китая» (1989). Монументальные колоссы изображены двумя рядами по шесть штук, окаймляющими проспект, ведущий к главным воротам Дворца Первого Императора , и затмевают множество посетителей. [13]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Цинбо, Дуань (январь 2023 г.). «Китайско-западный культурный обмен сквозь призму археологии некрополя Первого императора» . Журнал китайской истории . 7 (1): 67–70, примечание 22. doi : 10.1017/jch.2022.25 . ISSN 2059-1632 . S2CID 251690411 .
Полученные тексты фактически содержат два разных измерения веса статуй. В одном сообщается, что они весили тысячу ши (около 29 760 кг), а в другом — по 240 000 цзинь (около 59 520 кг) каждый.
- ^ Портал 2007 , с. 129.
- ^ Собрали войска со всего мира, собрали их в Сяньяне, продали как колокола и кандалы, сделали двенадцать золотых фигурок, каждая весом в тысячу камней, и поместили их во дворце Записей Великого Историка (перевод: собирать . оружие Тянься , собрать его в Сяньян , расплавить, отлить 12 колосса, каждый весом в тысячу данов , и поставить во дворце)
- ^ Барнс, Джина Л. (31 октября 2015 г.). Археология Восточной Азии: подъем цивилизации в Китае, Корее и Японии . Книги Оксбоу. стр. 287–288. ISBN 978-1-78570-073-6 .
- ^ Лей, Хайцзун (23 апреля 2020 г.). Китайская культура и китайская армия . Издательство Кембриджского университета. стр. 13–14. ISBN 978-1-108-47918-9 .
- ↑ Шиджи историка Сыма Цяня (ок. 145–86 до н.э.), после Лю Аня в Хуайнаньцзы около 139 г. до н.э.: Собрал войска со всего мира, собрал их в Сяньяне, продал их как Чжунци Цзиньжэнь Двенадцать, взвесил каждого из им тысячи камней, и построили дворец 中. Один метод измеряет камень и фут.
«Он собрал оружие Всеподнебесной в Сяньяне , отлил его в двенадцать бронзовых фигур типа колокольчиков, каждая весом 1000 данов [около 30 тонн] и выставил их во дворце. Он унифицировал закон , веса и размеры, стандартизировали ширину оси карет и стандартизировали систему письма».
Цитируется Никель, Лукас (октябрь 2013 г.). «Первый император и скульптура в Китае» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 76 (3): 436–450. дои : 10.1017/S0041977X13000487 . ISSN 0041-977X . - ^ Jump up to: а б Ховард, Анджела Фалько; Хун, Ву; Сун, Ли; Хун, Ян (1 января 2006 г.). Китайская скульптура . Издательство Йельского университета. п. 50. ISBN 978-0-300-10065-5 .
- ^ Jump up to: а б Барнс, Джина Л. (31 октября 2015 г.). Археология Восточной Азии: подъем цивилизации в Китае, Корее и Японии . Книги Оксбоу. п. 287. ИСБН 978-1-78570-073-6 .
- ^ Jump up to: а б Эльснер, Ясь (22 октября 2020 г.). Статуэтки: фигура и чувство масштаба . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-886109-6 .
- ^ Jump up to: а б Цинбо, Дуань (январь 2023 г.). «Китайско-западный культурный обмен сквозь призму археологии некрополя Первого императора» . Журнал китайской истории . 7 (1): 67–70, примечание 22. doi : 10.1017/jch.2022.25 . ISSN 2059-1632 . S2CID 251690411 .
Согласно тексту Санфу цзюси, они были установлены перед строящимся дворцом Эпан (который так и не был завершен). Позже ханьские правители перенесли их в свою столицу и разместили перед одним из залов Дворца вечной радости (Чанглэ Гун).
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Никель, Лукас (октябрь 2013 г.). «Первый император и скульптура в Китае» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 76 (3): 436–450. дои : 10.1017/S0041977X13000487 . ISSN 0041-977X .
- ^ Jump up to: а б «Исторические записи · Том 6 · Шестая годовщина первого императора Цинь» www.guoxue.com Просмотр древних книг - Китаеведение Книжный сад - Сеть исследований по китайскому языку.
- ^ Jump up to: а б с д и Эльснер, Ясь (22 октября 2020 г.). Статуэтки: фигура и чувство масштаба . Издательство Оксфордского университета. стр. 100-1 91–92, рис. 3.1 . ISBN 978-0-19-886109-6 .
- ^ Никель, Лукас (октябрь 2013 г.). «Первый император и скульптура в Китае» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 76 (3): 437–438, примечание 49. doi : 10.1017/S0041977X13000487 . ISSN 0041-977X .
- ^ Лю, Цинчжу (24 февраля 2023 г.). История нерасколотой китайской цивилизации в археологической интерпретации . Спрингер Природа. п. 149. ИСБН 978-981-19-3946-4 .
- ^ Jump up to: а б Цинбо, Дуань (2022). «Китайско-западный культурный обмен сквозь призму археологии некрополя Первого императора» . Журнал истории Китая 中國歷史學刊 . 7 : 67–70. дои : 10.1017/jch.2022.25 . ISSN 2059-1632 . S2CID 251690411 .
- ^ Западная династия Хань, пять бат
- ^ де Креспиньи, Рэйф (18 августа 2010 г.). Имперский военачальник: биография Цао Цао 155–220 гг . н.э. Блестящий. п. 55. ИСБН 978-90-04-18830-3 .
- ^ де Креспиньи, Рэйф (2017). Пожар над Лояном: история поздней династии Хань, 23–220 гг. н.э. Лейден: Брилл. п. 463. ИСБН 9789004324916 .
- ^ Jump up to: а б с д Цинбо, Дуань (январь 2023 г.). «Китайско-западный культурный обмен сквозь призму археологии некрополя Первого императора» . Журнал китайской истории . 7 (1): 67–70, примечание 22. doi : 10.1017/jch.2022.25 . ISSN 2059-1632 . S2CID 251690411 .
Что касается двух уцелевших статуй, согласно тексту «Записи о земле в перевалах» (Гуаньчжун цзи關中記): После того, как Дун Чжо уничтожил [десять] бронзовых людей, оставшиеся двое были перенесены внутрь ворот Цин [мин] ( на восточной стороне Чанъаня). Император Вэй Мин (Цао Жуй 曹叡; годы правления 226–39 н.э.) хотел переместить их в [свою обновленную столицу] Лоян и приказал оттащить их до Бачэна (к востоку от Чанъаня), но из-за их огромных размеров вес, он не смог завершить транспортировку. Позже Ши Ху 石虎 (годы правления 334–49 н.э.), император У из династии Поздняя Чжао, перенес их в свою столицу Е鄴, а Фу Цзянь苻堅 (годы правления 357–385 н.э.), император Сюаньчжао из бывшей династии. Династия Цинь, впоследствии переместила их обратно в Чанъань и переплавила.
- ^ Чен, Фредерик (1 января 2021 г.). «Были ли двенадцать Золотых людей, заказанных Первым Императором, двенадцатью олимпийскими богами?» 141, № 2 (2021), стр. 427-436» . Журнал Американского восточного общества : 427–435.
- ^ Jump up to: а б Никель, Лукас (октябрь 2013 г.). «Первый император и скульптура в Китае» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 76 (3): 437–439. дои : 10.1017/S0041977X13000487 . ISSN 0041-977X .
- ^ Космо, Никола Ди; Вятт, Дон Дж. (16 августа 2005 г.). Политические границы, этнические границы и человеческая география в истории Китая . Рутледж. п. 122. ИСБН 978-1-135-79095-0 .
- ^ Славичек, Луиза Чипли (2009). Великая Китайская стена . Издательство информационной базы. п. 52. ИСБН 978-1-4381-2141-3 .
- ^ Бань Гу иначе использует термины 夷狄 yidi для описания Цзинь Миди , который был иностранцем из коридора Хэси : 金日磾夷狄亡国 «Нация варвара Цзинь Миди была уничтожена» в Форд, Рэндольф Б. (23 апреля 2020 г.). Рим, Китай и варвары: этнографические традиции и трансформация империй . Издательство Кембриджского университета. п. 127. ИСБН 978-1-108-59660-2 .
- ^ Андерсон, Джеймс А.; Уитмор, Джон К. (6 ноября 2014 г.). Встречи Китая на юге и юго-западе: переформирование огненной границы за два тысячелетия . БРИЛЛ. п. 93. ИСБН 978-90-04-28248-3 .
- ^ Jump up to: а б с д Чен 2021 , с. 433.
- ^ Jump up to: а б Ли, Сифань (3 октября 2022 г.). Всеобщая история китайского искусства: от династии Цинь до Северной и Южной династий . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. стр. 73–74. ISBN 978-3-11-079088-7 .
- ^ Андерсон, Джеймс А.; Уитмор, Джон К. (6 ноября 2014 г.). Встречи Китая на юге и юго-западе: переформирование огненной границы за два тысячелетия . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-28248-3 .
- ^ Чжоу, Сюцинь (2009). «Чжаолин: Мавзолей императора Тан Тайцзуна» (PDF) . Китайско-платонические статьи : 234.
- ^ Jump up to: а б Эльснер, Ясь (22 октября 2020 г.). Статуэтки: фигура и чувство масштаба . Издательство Оксфордского университета. стр. 100-1 91–92. ISBN 978-0-19-886109-6 .
- ^ Jump up to: а б Цинбо, Дуань (январь 2023 г.). «Китайско-западный культурный обмен сквозь призму археологии некрополя Первого императора» . Журнал китайской истории . 7 (1): 67–70. дои : 10.1017/jch.2022.25 . ISSN 2059-1632 . S2CID 251690411 .
- ^ Никель, Лукас (октябрь 2013 г.). «Первый император и скульптура в Китае» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 76 (3): 413–414. дои : 10.1017/S0041977X13000487 . ISSN 0041-977X .
Скульптура как художественное средство широко использовалась в искусстве Греции и эллинистического Востока, но играла лишь незначительную роль в древней Восточной Азии. Ситуация резко изменилась с приходом Первого императора Китая (...). Натуралистическая скульптура была совершенно неизвестна.
- ^ Никель, Лукас (октябрь 2013 г.). «Первый император и скульптура в Китае» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 76 (3): 416–418. дои : 10.1017/S0041977X13000487 . ISSN 0041-977X .
Кроме того, в гробнице конца четвертого века до нашей эры в Таэрпо (塔兒坡, Сяньян, Шэньси) обнаружены статуэтки двух всадников, которые считаются самым ранним изображением всадников в Китае...
- ^ Хаютина, Мария (осень 2013 г.). «От деревянных служителей до терракотовых воинов» (PDF) . Информационный бюллетень Исторического музея Берниша . №65: 2, рис.4.
Другие примечательные терракотовые фигурки были найдены в 1995 году в гробнице IV–III веков до нашей эры на кладбище Таэрпо недалеко от Сяньяна в провинции Шэньси, где с 350 по 207 годы до нашей эры располагалась последняя одноименная столица Цинь. Это самые ранние изображения кавалеристов в Китае, обнаруженные до наших дней. Одну из этой пары сейчас можно увидеть на выставке в Берне (рис. 4). Небольшой, ок. Статуэтка высотой 23 см представляет собой мужчину, сидящего на оседланной лошади. Он протягивает левую руку, тогда как его правая рука направлена вниз. Дыры, пробитые в обоих его кулаках, позволяют предположить, что первоначально он держал поводья лошади в одной руке, а оружие в другой. На всаднике короткая куртка, брюки и ботинки – элементы типичного снаряжения жителей среднеазиатских степей. Брюки были впервые представлены в раннем китайском государстве Чжао в конце 4 века до нашей эры, когда китайцы начали учиться верховой езде у своих соседей-кочевников. Примерно в то же время государство Цинь должно было принять кочевническую одежду. Но фигурка из Таерпо имеет и другие особенности, которые могут указывать на ее иноземную принадлежность: капюшонообразный головной убор с плоской широкой тульей, обрамляющей лицо, и высокий заостренный нос.
{{cite journal}}
:|volume=
есть дополнительный текст ( помощь ) Также в Хаютина, Мария (2013). Цинь: вечный император и его терракотовые воины (1-е изд.). Цюрих: Neue Zürcher Zeitung. п. кот. № 314. ISBN . 978-3-03823-838-6 . - ^ Chen 2021 , стр. 427–436, «Благодаря новым технологиям и археологическим открытиям наше понимание иностранного влияния на раннее создание скульптур в Китае значительно продвинулось. Поэтому в этой статье не рассматривается вопрос о том, являются ли терракотовые воины результат эллинистического влияния; дальнейшее техническое и материальное исследование терракотовых фигур и бронзовых скульптур (включая колесницы, лошадей, возниц и т. д.) из гробницы Первого Императора и их современных греческих аналогов могло бы предоставить более существенную и решающую информацию о нем. Моя цель состоит, скорее, в том, чтобы подвергнуть сомнению спорную интерпретацию Лукасом Никелем текстовых источников, касающихся двенадцати да жэней, записанных в Ханьшу».
- ^ Чен 2021 , с. 427.
- ^ Чен 2021 , с. 430-431.
- ^ Чен 2021 , с. 430.
- ^ Чен 2021 , с. 431-432.
- ^ Чен 2021 , с. 433-434.
- ^ Jump up to: а б Чен 2021 , с. 429-430.
- ^ Чен 2021 , с. 435.
- ^ Хунг 2020 , с. 91-94.
- ^ Хунг 2020 , с. 91, 124–125.
- ^ Хунг 2020 , с. 124-125.
- ^ Ли, Ли (2011). Культурные реликвии Китая . Издательство Кембриджского университета. стр. 32–34. ISBN 9780521186568 .
Библиография
[ редактировать ]- Чен, Фредерик Ши-чжун (2021), «Не такие уж большие люди: ответ на интерпретацию Лукасом Никелем термина да жэнь 大人 в Линтао 臨洮» , Журнал Американского восточного общества
- Портал, Джейн (2007). Первый император: Терракотовая армия Китая . Издательство Гарвардского университета.
- Хунг, Ву (2020), «Размышление о масштабе: скульптурное предприятие первого императора», Статуэтки: фигура и чувство масштаба , Oxford University Press, ISBN 978-0-19-886109-6