Три государя и пять императоров
Три государя и пять императоров Три государя и пять императоров | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Правительство | Монархия | ||||||
Император | |||||||
• в. 2852 – ок. 2738 г. до н.э. | Фуси | ||||||
• в. 2737 – ок. 2638 г. до н.э. | Шэннун | ||||||
• в. 2637 – ок. 2598 г. до н.э. | Желтый Император | ||||||
• в. 2597 – ок. 2514 г. до н.э. | Шаохао | ||||||
• в. 2513 – ок. 2436 г. до н.э. | Чжуаньсюй | ||||||
• в. 2435 – ок. 2366 г. до н.э. | К | ||||||
• в. 2365 – ок. 2256 г. до н.э. | Их | ||||||
• в. 2355 – ок. 2206 г. до н.э. | Избегайте | ||||||
|
Три государя и пять императоров | |||
---|---|---|---|
китайский | Три государя и пять императоров | ||
|
Часть серии о |
История Китая |
---|
Согласно китайской мифологии и традиционной китайской историографии , Три Государя и Пять Императоров ( китайский : 三皇五帝 ; пиньинь : Сан хуан во ди ) были серией мудрых правителей и первых императоров Китая . [1] Сегодня их считают культурными героями , [2] но в древние времена им широко поклонялись как божественным «духам предков». Согласно имеющимся историческим данным, период их существования предшествовал династии Ся . [3] хотя считалось, что они существовали в более поздние периоды в некоторой степени [4] в бестелесных формах, которые помогали китайскому народу, особенно с историями о Нюва, существовавшей как дух во времена династии Шан. [5] а Шэннун идентифицируется как божественная форма Хоу Цзи и основателя династии Чжоу . [6]
В мифах Три Владыки были полубогами, которые использовали свои способности, чтобы помочь создать человечество и передать ему необходимые навыки и знания. Пять Императоров были образцовыми мудрецами, обладавшими высокими моральными качествами, и жили в золотом веке, когда «связь между человеческим порядком и божественным была центральной во всей жизни» и когда мудрецы воплощали божественное или помогали людям в передаче божественных сил. [7]
В этот период система отречения использовалась до того, как Ци Ся насильственно захватил власть и установил наследственную монархию. [8]
История
[ редактировать ]Даосские мифы и притчи, затрагивающие шаманские темы, вероятно, были вдохновлены тунгусским фольклором, как и самые древние истории о правителях Фуси , Нюва и Шэннун . [9]
Вариации
[ редактировать ]В зависимости от источника известно от шести до семи вариантов, согласно которым люди составляют Трех Государей и Пяти Императоров. [10] Многие из известных источников были написаны во времена гораздо более поздних династий.
Группы Трех Владык состоят из некоторой комбинации следующих лиц: Фуси , Нюва , Шэннун , Суйжэнь , Чжу Жун , Гунгун , Небесный Владыка , Земной Владыка , Человеческий Владыка (в двух вариантах) и Желтый Император . [1]
Группы пяти императоров состоят из некоторой комбинации следующих: Желтый император, Чжуаньсюй , император Ку , император Яо , император Шунь , Шаохао , Тайхао и император Ян .
Три Соверена
[ редактировать ]Считалось, что Три Владыки, иногда известные как Три Августейших, были богами-королями или полубогами , которые использовали свои магические силы, божественные силы или находились в гармонии с Дао , чтобы улучшить жизнь своего народа. Благодаря своей высокой добродетели они дожили до глубокой старости и правили в период великого мира.
У Повелителей есть общие элементы с сиань из даосского пантеона, такие как Повелителя облачная колесница Человеческого и их сверхъестественные способности. Говорят, что после его смерти Желтый Император «стал» ксианьем . [11]
Желтый Император предположительно является предком народа Хуася . [12] Мавзолей Желтого императора был установлен в Шэньси в память о легенде о предках. [12]
Трем Государям в разных исторических текстах приписываются разные личности, как показано в таблице ниже:
По данным источника | Три Соверена |
---|---|
Записи великого историка , дополнение Сыма Чжэня | Небесный Владыка , Земной Владыка, Тайский Владыка [10] или Фу Си , Нюва, Шэннун |
Суверенная серия (Императорская серия) | Фу Си, Шэннун, Желтый император [10] |
Шибен | Фу Си, Шэннун, Желтый император [10] |
Байху Тонги (白虎通义) | (1-й вариант) Фу Си, Шэннун, Чжу Жун [10] (2-й вариант) Фу Си, Шэньнун, Суйжэнь [10] |
Фэнсу Тонги | Фу Си, Нюва, Шэннун [10] |
Йивэнь Лейджу | Небесный Государь , Земной Государь; Человеческий Суверен [10] |
Тунцзянь Вайцзи (Tongjian Waiji) | Фу Си, Шэньнун, Гунгун |
Чунцю юндо шу (春秋yundoushu) Чунцю Юаньмин Бао (春秋元明螞) | Фу Си, Нюва, Шэннун |
Шаншу Дачжуань (Шаншу Да Чжуань) | Фу Си, Шэньнун, Суйжэнь |
Диван Шиджи (Век Императора) | Фу Си, Шэннун, Желтый император |
Пять императоров
[ редактировать ]Традиционно считалось, что пять императоров изобрели «огонь, письмо и ирригацию». [13] Как и Трем Суверенам, им приписывают разные личности в зависимости от исторического источника, как показано в таблице ниже:
По данным источника | Пять императоров |
---|---|
Записи великого историка | Желтый император, Чжуаньсюй, Ку, Яо, Шунь [10] |
Суверенная серия (Век королей) | Шаохао, Чжуаньсюй, Ку, Яо, Шунь [10] |
Я Цзин | Тайхао (太昊), Император Ян, Желтый император, Яо, Шунь [10] |
Комментарии отшельника Цяньфулунь (潛夫論) | Тайхао, Ян, Желтый император, Шаохао, Чжуаньсюй [14] [ нужен лучший источник ] |
Цзыжи Тунцзянь Вайцзи , (Zizhi Tongjian Waiji) | Желтый император, Шаохао, Чжуаньсюй, Ку, Яо [14] |
Генеалогическое древо пяти императоров
[ редактировать ](1) Желтый Император [15] | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(2) Шаохао | Чанги | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цзяоцзи | (3) Чжуаньсюй | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(4) К | Цюнчан | Сб. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(5) Чжи | (6) Их | Ходжи | Цзинкан 敬康 | Сб. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Данжу | Джуванг | Сб. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
{{{罗名[Люомин]}}} | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цяониу Цяониу | Пистолет | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гусо | (8) Yu | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Эхуан | (7) Избегайте | Нуйинг | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Шанджун | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Миф о сотворении мира
[ редактировать ]Существует легенда о Четырех Родах (四世), принимавших участие в создании мира: Ючао -ши (有Клан Чао), Суйжэнь -ши (駇人士), Фу Си -ши (福羲世) и Шэннун — ши (Шэннун). [16]
Наследие
[ редактировать ]Говорят, что эти государи и императоры помогли ввести использование огня, научили людей строить дома и изобрели сельское хозяйство. Жене Желтого императора приписывают изобретение шелковой культуры . открытие медицины и изобретение календаря и китайской письменности Королям также приписывают . После их эпохи Юй Великий основал династию Ся , традиционно считающуюся первой династией в китайской историографии . [3]
Галерея
[ редактировать ]- Шэннун дегустирует травы, чтобы открыть их свойства
- Изображение Желтого императора историком
- Еще одно изображение Желтого Императора.
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Три государя и пять императоров - Сеть китайских исследований» [Три государя и пять императоров - Сеть китайских исследований] (на китайском языке (Китай) ). Проверено 18 сентября 2023 г. .
- ^ Хакер, Чарльз (1995). Имперское прошлое Китая: введение в китайскую историю и культуру . Издательство Стэнфордского университета. п. 22. ISBN 978-0-8047-2353-4 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мортон, В. Скотт; Льюис, Чарльтон М. (2005). Китай: его история и культура (4-е изд.). Нью-Йорк: МакГроу-Хилл. п. 14. ISBN 978-0-07-141279-7 .
- ^ Скарпари, Маурицио (2006). Древний Китай: китайская цивилизация от истоков до династии Тан . Перевод Милана, ABA Нью-Йорк: Barnes & Noble. п. 28. ISBN 978-0-7607-8379-5 .
- ^ Ни, Сюэтин К. (2023). Китайские мифы: от космологии и фольклора к богам и бессмертным . Лондон: Янтарные книги. стр. 76–77. ISBN 978-1-83886-263-3 .
- ^ Асим, Ина (2007). «Ключевые доклады 2» . Университет Орегона . Проверено 18 июля 2023 г.
- ^ Уиллард Гердон Окстоби, изд. (2002). Мировые религии: восточные традиции (2-е изд.). Дон Миллс, Онтарио: Издательство Оксфордского университета. стр. 324, 326. ISBN. 0-19-541521-3 . OCLC 46661540 .
- ^ Фэн, Ши (2009) «Исследование керамической надписи «Вэнь И 文邑»» . Китайская археология , Vol. 9 (выпуск 1), стр. 170-177. полный текст
- ^ Палмер, Мартин (1999). Элементы даосизма . США: Barnes & Noble. п. 15. ISBN 0-7607-1078-3 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к 劉煒/著. (2002) Китайская цивилизация в новом свете. Издание коммерческой прессы. ISBN 962-07-5314-3, с. 142.
- ^ «Хуанди» . Британская энциклопедия . Проверено 22 мая 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ван, Хэнвэй (2006) [2005]. Лекционный зал по истории Китая [ Лекционный зал по истории Китая ] (на китайском языке). Чжунхуа Шуцзюй. п. 13. ISBN 962-8885-24-3 .
- ^ Клэр, Аласдер (1985). Сердце Дракона (Первое американское изд.). Бостон: Хоутон Миффлин. п. 37. ИСБН 978-0-395-35336-3 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «КИТАЙСКИЕ ЗНАНИЯ» , История Китая - Три августа и пять императоров 三皇五帝
- ^ Записи великого историка
- ^ Деньги 2006 , стр. 4–7.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Сыма Цяня « Исторические записи , вводная глава» . Журнал Королевского азиатского общества . 26 (2). Перевод Аллена, Герберта Дж.: 269–295 1894. doi : 10.1017/S0035869X00143916 .
- «Анналы бамбуковых книг: Правление Хуан-дэ, Че, Чуэнь-хеу и Хэн-Юэня; Правление Яоу и Шуня» . Китайская классика, том 3, часть 1 . Перевод Легга, Джеймса . 1865. стр. 108–116.