Ананьинская культура
Ананьинская культура — археологическая культура конца VIII — III веков до нашей эры на территории современного Татарстана , Российская Федерация . Название происходит от погребений, впервые обнаруженных у села Ананьино (Ананьино) в окрестностях Елабуги , раскопанных П.В.Алабиным и И.В.Шишкиным в 1858 году.
Расположен на территории Средней Волги (от реки Ветлуги до города Ульяновска ) и бассейна реки Камы . На юго-востоке культура простирается по нижнему течению реки Белой , от ее устья до города Бирска (крепости Новокабанов, Какрыкуль, Петр-Тау, Аначев, Тра-Тау, Трикол, Новобиктов, Бирское городище, Таш-Элга захоронения). В Волго- Камье и севернее культура распространена до реки Печоры и Приполярного Урала .
В Поволжье и Нижнем Прикамье следы Ананьинской культуры угасают в VI в. до н.э., в других районах - в III-II вв. до н.э.
Археологические памятники
[ редактировать ]Обнаружены неукрепленные поселения, крепости и захоронения. На поселениях и крепостях обнаружены остатки наземных деревянных жилищ (10×5 м – 12×4 м). На поселении Конецгор обнаружены длинные дома, разделенные на секции с очагами, расположенными по их продольной оси. Население занималось скотоводством и земледелием, а также охотой и рыболовством. Хорошо были развиты железная и цветная металлургия, бронзовое литье и ковка, ткачество, прядение, костяное и кожевенное дело, гончарное дело. Типичная керамика имеет круглое дно с зубчатыми и веревочными украшениями. На поселениях много костяной утвари, в основном для охоты и рыболовства, вроде наконечников стрел различной формы, гарпунов, наконечников мотыг.
Могильники безкурганные и иногда очень обширные. На старом Ахмыловском кладбище насчитывалось более 1100 захоронений. У самого раннего из них находились каменные стелы возле погребения с изображением оружия. В VI или V веке до нашей эры их заменили стелами над гробницами, иногда с мужскими изображениями с оружием или без него. Преобладают погребения в ямных гробницах, перекрытых деревянными камерами. Преобладали одиночные захоронения, но известны также парные и коллективные, расчлененные (перезахоронения) и частичные (черепа) захоронения. Погребения в ряде случаев сопровождались мясными приношениями (кониной для мужчин и говядиной для женщин) и различными предметами, в том числе глиняными сосудами. В мужских погребениях обычно находят оружие и орудия труда: копья, келты, мечи, кинжалы, наконечники стрел, клинья и украшения. В женских погребениях присутствуют украшения, включающие браслеты, шейные кольца, наборы подвесок и трубочки, пришитые к кожаному оголовью). В ранний период бронзовые и железные орудия и оружие соседствовали с кремневыми наконечниками стрел и скребками.
Ананьинская культура испытала большое влияние региона , скифов , колхско-кобанских культур Кавказского восточных кочевнических культур евразийских степей. Особенно значительными были связи ананьинцев с кавказскими культурами, представленными многочисленными импортными продуктами. Установлено, что технологические приемы обработки железа восходят к кавказским традициям.
Язык
[ редактировать ]Ананьинский народ, по-видимому, принадлежал к финно-угорской группе. [1] В северо-восточной части бассейна образовались протопермяки , в западной его части — племена волжских финнов .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Археология Среднего Поволжья" . old.kpfu.ru . Archived from the original on 2020-11-25 . Retrieved 2018-06-20 .
Литература
[ редактировать ]- Збруева А.В. «История населения Прикамья в ананьскую эпоху», Москва, 1952.
- Халиков А.Х. «Волго-Кама в начале эпохи раннего железа», Москва, 1977.
- Археология Южного Урала. Стерлитамак, 1993 год.
- Марков В.Н. «Ананская проблема (некоторые итоги и задачи ее решения)» // Памятники древней истории Волго-Камья. Казань, 1994 год.